Демченко З. А. Современный подход к понятию «научно-исследовательская деятельность студентов в образовательном процессе вуза»: аксиологический аспект / З. А. Демченко // Научный диалог. — 2014. — № 11 (35) : Психология. Педагогика. — С. 41-55.
УДК 371.385.5
Современный подход к понятию «научно-исследовательская деятельность студентов в образовательном процессе вуза»: аксиологический аспект
З. А. Демченко
Рассматривается один из важнейших вопросов междисциплинарного характера — проблема ценностного отношения к деятельности, в частности отношения обучающейся молодёжи к научно-исследовательской деятельности. Представлены результаты сопоставительного философского, психолого-педагогического и аксиологического анализа данной проблемы. Научная новизна исследования заключается в том, что в понятийный аппарат педагогических исследований введено новое понятие «ценностно-позитивное отношение». Научно-исследовательская деятельность студентов впервые рассматривается исходя из представлений о ней как о ценностно-ориентировочной (или оценивающей) деятельности и организационной культуре, а не как о дисциплинарно ориентированной деятельности в образовательном процессе вуза. Актуальность исследования обусловлена усилением роли научно-исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе вуза в условиях модернизации отечественного производства и развития инновационной экономики, а также переходом вуза как социального института к новой образовательной парадигме. Доказано, что ценностное отношение к познавательной или преобразующей деятельности всегда связано с актом восприятия субъектом значимости самого себя в этой деятельности и его фундаментальной направленностью на установление гармонии между личностными компетенциями и потребностно мотиваци-
онной готовностью воспринимать деятельность как значимую ценность.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов; отношение; ценностное отношение; ценностно-позитивное отношение; организационная культура; ценностно-ориентировочная деятельность.
1. Вводные замечания
Изменения, происходящие в отечественной системе образования, всё более актуализируют необходимость решения в теоретическом и практическом плане проблемы ценностного самоопределения субъектов образовательного процесса. В этом ключе проекцией ценностного самоопределения субъекта в образовательном процессе вуза может быть ценностное отношение к научно-исследовательской деятельности, которая рассматривается в двух ракурсах:
- как организационная культура, то есть «совокупный результат человеческой деятельности в процессе освоения и созидания культуры (духовные и материальные ценности), наработанный избирательно под влиянием предпочтений определяемых многими обстоятельствами» [Чертыхин, 1990], культура одного человека или «культура общества с определёнными функциями и специфическими особенностями, а также формами ведущего типа, согласующимися с исследовательской деятельностью человека» [Новиков, 2013, с. 34];
- как ценностно-ориентировочная (или оценивающая) деятельность, направленная на формирование целей и мотивов аксиологического самоопределения субъект.
Такая деятельность, с точки зрения академика А. М. Новикова, всегда развертывается на двух уровнях — на уровне обыденного сознания и на теоретическом уровне, где она выступает в форме идеологии [Новиков, 2006, с. 204-205].
Данная проблема является центральным аспектом исследования в рамках университетского образования и тесно связана с задачей развития аксиологического потенциала в научно-исследовательской деятельности обучающейся молодёжи (студенты, обучающиеся по
направлению бакалавриат и по программам магистратуры). Среди первоочередных задач, определяющих усиление роли научно-исследовательской деятельности обучающихся, выступает задача индивидуализации образовательного процесса вуза — удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. К сожалению, в большинстве случаев сохраняется ориентированно-дисциплинарный подход к организации научно-исследовательской деятельности студентов, что не позволяет полноценно реализовать задачи Федерального образовательного стандарта нового поколения в части развития у студентов общекультурных, общенаучных, профессиональных и инструментальных компетенций, а также индивидуальной, социальной, профессиональной и академичности мобильности.
2. Состояние изученности проблемы
Проблема организации научно-исследовательской деятельности студентов и управления ею в образовательном процессе вуза не нова. Актуальности осуществления студентами вуза научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе посвящены работы В. П. Власова, Н. В. Долговой, Ф. Ш. Галиулиной, Ю. Р. Гиль-мановой, Т. В. Калашниковой, И. В. Карасёва, И. Б. Карнауховой, О. Ю. Лушникова, Н. И. Люткина и других исследователей. Характеризуя научно-исследовательскую деятельность студентов как открытую динамическую систему, авторы указывают на то, что она способна развиваться под действием обмена информацией с внешней средой на основе запросов общества и потребностей субъекта деятельности как его основной цели и ценности.
Научно-исследовательская деятельность играет ведущую роль в развитии творчества студента, его творческого потенциала, навыков ведения поисковой деятельности в процессе проектирования и конструирования.
Методологическое обоснование необходимости введения в образовательный процесс вуза научно-исследовательской деятельности
как одного из важнейших компонентов и как способа взаимосвязи основных образовательных дисциплин и предметов по выбору находит своё отражение в работах Е. В. Бережновой, В. В. Краевского, О. Ю. Лушниковой и других авторов [Бережнова и др., 2005; Лушни-кова, 2009].
Наличие представлений о важности научно-исследовательской деятельности как эффективного способа развития у студентов репродуктивного и творческого опыта самостоятельной познавательной деятельности, познавательного интереса, становления компетентности, эрудиции, творческого начала, культуры мышления исследуется в работах Б. В. Первушкина, А. С. Цыганковой и др. В качестве определяющей формы включения студентов в активную исследовательскую деятельность авторами определены студенческие научные объединения (кружки, клубы, бюро, общества и т. д.) [Першуткин, 2006; Цыганкова, 2007].
Анализ источниковой базы позволяет утверждать неизменную актуальность научно-исследовательской деятельности студентов, реализуемой в виде дидактической единицы образовательного процесса вуза и посредством дисциплинарно ориентированных форм обучения студентов — выполнения курсового и дипломного проектирования, написания рефератов, оформления лабораторных и практических работ. При этом не уделяется достаточно внимания научно-исследовательской деятельности как ценностно-ориентировочной (или оценивающей) деятельности и организационной культуре, а также проблеме формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к данному виду деятельности.
3. Сопутствующие выводы и предположения
Анализ нормативно-правовой базы отечественного образования, теоретических исследований проблемы формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности, а также имеющегося состояния педагогической прак-
тики организации научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе современного вуза показывает, что эти области являются недостаточно разработанными. Сохраняются и обостряются следующие противоречия:
— между призванием новой образовательной парадигмы по формированию личности студента вуза в соответствии с принятыми в обществе этапами перехода к постиндустриальному развитию духовно-нравственных и социокультурных ценностей и отсутствием целостного представления педагогического знания о роли влияния философской теории ценностей на новую концепцию, а вследствие этого, недостаточной разработанностью оптимальных условий аксиологической и психолого-педагогической поддержки студентов в процессе проектирования ими индивидуальных образовательных траекторий, содействующих формированию и развитию личности студента;
— между возрастанием предъявляемых к системе высшего образования требований, направленных на включение студентов в научно-исследовательскую деятельность в целях подготовки научных и научно-педагогических кадров, и непроработанностью как понятийно, так и технологически теоретических основ развития представлений студентов о научно-исследовательской деятельности как ценностно-ориентировочной (или оценивающей) деятельности и организационной культуре;
— между исторически сложившейся объективной реальностью вхождения современного общества в постиндустриальный период своего эволюционного развития, обусловливающего отказ от понимания образования как получения готового знания и, соответственно, понимание образования как достояния личности и средства её самореализации в жизни, и устойчивым представлением преподавателя вуза о научно-исследовательской деятельности студентов только как дидактической единице образовательного процесса вуза при дисциплинарно ориентированной направленности;
— между необходимостью развития аксиологического потенциала студентов в индивидуализированном образовательном процессе вуза с учётом задачи удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном совершенстве образовательной сферы как личного достояния при обязательном освоении ими ключевых компетенций будущего специалиста и отсутствием в педагогической теории и практике научно-обоснованного представления о роли научно-исследовательской деятельности студентов в этом процессе.
4.Основные дефиниции исследования
Культурно опосредованный характер отношений человека с окружающим его миром актуализирует такие понятия, как «отношение», «ценностное отношение», «ценностно-позитивное, негативное либо безразличное отношение». Все три понятия взаимосвязаны иерархическим уровнем их значимости для субъекта любой деятельности, в том числе и научно-исследовательской.
Сущностной характеристикой жизненных принципов человека является их фундаментальная направленность на установление гармонии между его личностными компетенциями и потребностно мотивационной готовностью выстраивать свои отношения с другими субъектами и готовностью формировать определённый уровень отношения к деятельности. Мы полагаем, что опора на имеющие методологические подходы к определению сущностного содержания понятия «отношение» и «ценностное отношение», разработанные в русле разных научных направлений, позволит осмыслить их значимость и для формирования у студентов современного университета определённого уровня отношения к научно-исследовательской деятельности.
Опора на методологические подходы в философии позволяет изучать категорию «отношение» как одну из форм единства предметов, явлений, их свойств, между которыми устанавливаются причинно-следственные связи. В данном контексте отношение как категория и
как феномен отражает многообразные связи человека с окружающим миром, рассматривает его на уровне характеристики развития общества и общественных отношений.
К. А. Абульханова-Славская, Л. П. Буева, Т. М. Буянис, М. Д. Демин, О. Г. Заверина, Г. О. Олпорт и другие исследователи связывают феномен отношения как категории философии и социологии с понятиями жизненных целей и социально-этическими категориями, актуализируемыми в контексте взаимосвязи человека и общества. При этом отношение исследуется на уровне социальных связей между людьми, реализующихся в форме коммуникативного взаимодействия и межличностного общения, общественных взаимодействий и взаимоотношений между субъектом и объектом совместной деятельности. А. А. Радугин, К. А. Радугин связывают категорию «отношение» с трактовкой личности человека как первичного агента социального взаимодействия [Радугин и др., 2000].
В педагогической аксиологии под ценностным отношением принято понимать внутреннюю позицию личности, отражающую взаимосвязь личностных и общественных значений. Оно выступает в качестве критерия устойчивой связи между субъектной позицией человека и его созидающей деятельностью [Сластёнин и др., 2003].
При этом М. С. Каган считает, что ценностное отношение есть критерий, по которому следует судить об уровне отношения человека к общепринятым нормам и ценностям социокультурного бытия через реализацию личностью ценностной позиции в ситуации свободы выбора. Проблема развития ценностного отношения у субъекта к деятельности есть проблема ценности этой деятельности [Каган, 1997].
Проблема соотношения ценностей в филогенезе (развитие биологического вида во времени) и онтогенезе (процесс индивидуального развития на протяжении всей жизни) раскрывается М. С. Каганом в большинстве его работ, посвящённых изучению и описанию особенностей человеческой деятельности. Педагогическую основу конструирования эвристического содержания научно-исследователь-
ской деятельности студентов составляет философская предпосылка разделения внешнего и внутреннего содержания образования, то есть содержания деятельности, предписываемого субъекту деятельности извне и созидаемого им самим [Rogers, 1959; Doll, 1993].
5. Полученные результаты и их интерпретация
Анализ указанных выше научных работ позволил выявить значимые компоненты психологической стороны отношения человека к деятельности, на основе которых строятся стратегия и тактика формирования ценностного отношения субъекта к деятельности как прожитой ценности. К ним относятся: 1) потребностно-мотивацион-ный компонент — составляющая часть готовности субъекта через деятельность реализовать свой потенциал (потребности, мотивы, цели и пр.) и выразить свою субъектную позицию; 2) оценочно-нормативный компонент, детерминирующий процесс сопоставления субъектом своих действий и поступков с образцами поведения и поступками других людей в ходе коммуникативного взаимодействия, межличностного общения и взаимоотношений; 3) личностно-антропологи-ческий компонент, аккумулирующий эмоционально-познавательный интерес к деятельности через интерес к личности другого человека, его потребностям, мотивам, целям и смыслам; 4) когнитивно-эмоциональный компонент, являющийся одним из важных регуляторов поведения субъекта деятельности и развития ценностной сферы личности и др. [Демченко, 2006, с. 28].
Таким образом, мы пришли к следующим выводам: 1) ценностное отношение, как и ценность, объективно само по себе и одновременно субъективно, так как неразрывно связано с личностью человека и его индивидуальной неповторимостью; 2) ценностное отношение субъекта к себе, окружающему его миру, профессиональной деятельности, другим людям, другому человеку, являющемуся объектом его деятельности, включает в себя профессиональную, индивидуальную и общественную культуру личности — идеалы, потребности, мотивы,
ценности и т. д.; 3) ценностное отношение субъекта к деятельности и окружающему его миру совершенствует его внутренний мир, составляющими которого выступают устойчивые смыслы и личностные ценности как источники этих смыслов [Демченко, 2006, с. 32-33].
Осмысление ценностного самоопределения субъекта в научно-исследовательской деятельности, способствующего формированию у него ценностного отношения к деятельности, позволило выделить ещё ряд значимых положений:
— понимание ценностного отношения с онтологических позиций позволяет, вслед за традиционными представлениями, раскрытыми в философии, психологии, педагогической аксиологии, определить ценностное отношение как прожитую ценность и как мыслительную форму, фиксирующую стремление субъекта деятельности к установлению гармонии между тем, что он имеет, что хочет и что может получить в будущем;
— исследование феномена «ценностное отношение» в гносеологической плоскости определяет необходимость выделения трёх видов его представленности в сознании субъекта научно-исследовательской деятельности: неосознанное отношение (нулевое, пассивное или безразличное) и осознаваемое (позитивное либо негативное).
В ключе аксиологического подхода к развитию представлений о понятии «ценностно-позитивное отношение» изучена неопозитивистская концепция физикализма (логического позитивизма), получившая развитие в 20-30-е гг. XX века на базе «Венского кружка» (Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Фейгель, Э. Цильзель, М. Шлик), суть которой заключается в том, что категорию «ценность» представляли как важность, значимость, пользу, полезность чего-либо и как позитивную ценность [Словарь философских понятий, 2007].
На основе неопозивистской концепции мы унифицировали понятия «ценность», «позитивная ценность», «ценностно-позитивное отношение». С учетом философского подхода к анализу ценностей, в частности современного анализа эпистемологии ценностей
Л. М. Микешиной, нами акцентируется внимание на том, что в эпистемологической литературе в соответствии с одним из положений такой области знания, как логика оценок, ценность отнесена к сфере предметной деятельности человека (предметам) и характеризуется исследователями с позиции её значимости для субъекта деятельности как имеющая положительную, отрицательную или нулевую значимость [Микешина, 2009, с. 8-16].
При этом сущность осмысления понятия «ценностно-позитивное отношение» студентов к научно-исследовательской деятельности как к ценностно-ориентировочной (или оценивающей) деятельности и организационной культуре рассматривается нами на основе современной эпистемологии и этимологии ценностей, философской герменевтики образования. Это и обусловило включение в терминологический аппарат нашего исследования следующей аксиологической триады: а) ценностно-пассивное, или безразличное (нулевое), отношение субъекта к деятельности; б) ценностно-негативное отношение субъекта к деятельности, или нежелательное (отрицательное); в) ценностно-позитивное отношение субъекта к деятельности, или желаемое (положительное).
Анализ источниковой базы и большой опыт профессионально-педагогической деятельности автора, в том числе как модератора различных инновационных проектов с участием обучающейся молодёжи («Научно-адаптивная школа будущего абитуриента», «Научная школа студента-исследователя», «Научная школа интерактивного обучения начинающих исследователей» и др.) позволили рассмотреть ценностное отношение и ценностно-позитивное отношение (наивысший уровень отношения) в герменевтической проекции [Демченко, 2011].
Рассмотрение герменевтической проекции феномена «отношение» позволяет раскрыть сущность процесса возникновения ценностей научно-исследовательской деятельности как основы развития личностного смысла непрерывного профессионального образования,
который связан с процессом понимания, осмысления, распередмечи-вания и опредмечивания значений деятельности, капитализированных в жизненном мире, и возведения её в ранг наивысшей ценности.
Праксиологическая проекция ценностного отношения молодёжи, обучающейся в современном университете, к научно-исследовательской деятельности, отнесённая к высшему уровню сознания в силу своего надситуативного и устойчивого характера, может быть закреплена в структуре ценностного мира молодёжи с возможностью обеспечивать в перспективе реализацию различных потребностей. Данная проекция будет устойчивой при условии постоянной повторяемости процедуры взаимного оценивания всех относящихся сторон переживаемого студентом отношения к деятельности, осуществления диагностики направленности личности и опережающего поэтапного психолого-педагогического сопровождения профессионального взросления студента.
Осмысление указанных выше положений позволяет сделать вывод о том, что ценностное самоопределение как ценность и ценностная обусловленность процесса формирования у обучающейся молодёжи современного университета выражается в его аксиологической соразмерности, предполагающей использование студенческого опыта проживания ценностей и онтологического, гносеологического, герменевтического, праксиологического ресурсов ценностных оснований отношений человека с собой (Я-Концепция) и с окружающим миром. При этом оно направлено на согласование содержания образовательного процесса вуза с содержанием будущей профессиональной деятельности студентов (компетенции и мобильность).
6. Выводы и рекомендации
Концептуальные основания процесса формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе представлены через понятийно-категориальный аппарат, отражающий смысловое значение со-
четания теоретических положений педагогической аксиологии, кан-товской аксиологии, утверждающей общечеловеческую значимость ценностей и идеи о человеке мыслящем как совершенстве, а также теоретических положений, представленных в работах Н. А. Бердяева об экзистенциалистском утверждении ничем не ограниченного духовно-творческого начала личности посредством коммуникаций; Ж. Мартина об интеграционном гуманизме и персоналистической демократии как идеи самореализации потенций человека; Ж. Лакруа о развитии человеческого в человеке через вдохновение, интенцию как путь к самопостижению, саморазвитию и самоопределению; наконец, идей Г. Гадамера, Э. Гуссерля. Э. Левинаса, М. Хайдеггера и других исследователей о том, что ценностное отношение к познавательной или преобразующей деятельности всегда связано с актом восприятия субъектом значимости самого себя в этой деятельности.
В качестве аксиологической концепции, отражающей роль философской системы ценностей, роль социокультурной институции в формировании личности специалиста нового поколения — выпускника современного университета, нами получена мыслительная конструкция механизма их взаимодействия. Суть его состоит в том, что любая подобная конструкция формируется под педагогическим воздействием на основе культурно-образовательной среды как особым образом организованной части культурно-образовательного наследия, которое при определённых благоприятных обстоятельствах воспринимается человеком мыслящим и усваивается им в процессе становления как личности.
Следовательно, очень важно создать соответствующую психолого-педагогическую среду, как особым образом организованную часть культурно-образовательного наследия для формирования личности способной ценностно самоопределиться в образовательном процессе вуза, в том числе и в контексте реализации своего аксиологического потенциала в научно-исследовательской деятельности.
Таким образом, в качестве концептуальных оснований формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-
исследовательской деятельности как к ценностно-ориентировочной (или оценивающей) деятельности и организационной культуре определены:
— научные подходы к процессу формирования: системный — рассмотрение данного процесса как целостного комплекса взаимосвязанных элементов; средовый — как собственный универсальный способ достижения социально значимых концептуальных педагогических целей; компетентностный — как путь модернизации научно-исследовательской деятельности студентов адекватно целям, критериям и процедурам, содержанию, формам, методам, средствам и способам проектирования индивидуальных образовательных траекторий в контексте федерального государственного образовательного стандарта нового поколения; личностно-ориентированный — как педагогический процесс, создающий условия для проявления личностных функций студентов: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и пр.; аксиологический как базовый подход и как способ познания, в основе которого лежит ценностное восприятие окружающей действительности, а критерием истинности восприятия выступают ключевые компетенции студентов и общечеловеческие ценности; принципы организации деятельности (вариативности, преемственности, интегративности); функции научно-исследовательской деятельности (информационная, обучающая, развивающая, социализирующая, детерминирующая); мотивационно-стимулирующая и культурно-образовательная среда, необходимая для опережающей поддержки индивидуального, социального и академического взросления студентов.
Эффективность формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности характеризуется: а) возрастающим интересом студентов к ценностям научно-исследовательской деятельности, что оптимизирует процесс самоопределения студентов; б) возможностью вычленения и решения личностно значимых проблем из числа актуализированных проблем образовательного процесса вуза.
Если выпускник современного вуза как квалифицированный специалист имеет систему ценностей и при этом ориентируется на сам идеал образования и деятельности, а не на его трактовку, то это позволит ему развиваться как субъекту профессиональной деятельности, осваивать роль активного деятеля, а не исполнителя и достойно отвечать на вызовы современного рынка труда и занятости
Педагогическое осмысление обозначенного инварианта, предложенное в данном исследовании, может служить основой конструирования содержательной и процессуальной вариативности образовательного процесса современного университета в части формирования у студентов ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности как важной части этого процесса. Это обусловлено комплексом характеристик временного, пространственного и смыслового измерения непрерывного профессионального образования как смысла всей жизни активного субъекта.
Литература
1. Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. — Москва : Academia, 2005. — 128 с.
2. Демченко З. А. Программно-проектное обеспечение процесса развития НИР студентов в условиях современного университета : сборник образовательных программ / З. А. Демченко. — Архангельск : Изд-во САФУ имени М. В. Ломоносова, 2011. — 79 с.
3. Демченко З. А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / З. А. Демченко. — Архангельск, 2006. — 169 с.
4. Каган М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. — Санкт-Петербург : ТООТК Петрополис, 1997. — 205 с.
5. Лушникова О. Ю. Модель активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки / О. Ю. Лушникова // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 12. — С. 205-211.
6. Микешина Л. А. Современное развитие понятия «ценность» / Л. А. Микешина // Ценности и смыслы. — 2009. — № 1. — С. 8-16.
7. Новиков А. М. Методология образования / А. М. Новиков. — Изд-е второе. — Москва : Эгвес, 2006. — 488 с.
8. Новиков А. М. Педагогика : словарь системы основных понятий / А. М. Новиков. — Изд-е второе, стереотипное. — Москва : Эгвес, 2013. — 268 с.
9. Першуткин Б. В. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях : диссертация... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Б. В. Першуткин. — Москва, 2006. — 175 с.
10. Радугин А. А. Социология : курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Раду-гин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Центр, 2000. — 244 с.
11. Сластёнин В. А. Введение в педагогическую аксиологию : учебное пособие для студ. высш. педаг. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, Г. И. Чижакова. — Москва : Академия, 2003. — 192 с.
12. Словарь философских терминов / под ред. В. Г. Кузнецова. — Москва : ИН-ФРА-М. — 2007. — 730 с.
13. Цыганкова А. С. Развитие идеи научно-исследовательской работы студентов в отечественной дидактике высшей школы (70-80-е гг. XX в.) : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / А. С. Цыганкова. — Хабаровск, 2007. — 22 с.
14. Чертихин В. Е. Человек и культура / В. Е. Чертихин // Философия : основные идеи и принципы : популярный очерк / под общ. ред. А. И. Раки-това. — 2-е изд., переработ. и доп. — Москва : Политиздат, 1990. — 378 с
15. Doll W. E. Post-modem perspective on curriculum / W. E. Doll. — New York and London : Techer College Press, Columbia University, 1993. — 215 p.
16. Rogers C. R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in client-centered framework / C. R Rogers. — New York, 1959. — 124 p.
© Демченко Зинаида Алексеевна (2014), кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики Высшей школы экономики и управления, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, конкурсант целевой программы «Доктор наук» САФУ (Архангельск), [email protected].