Научная статья на тему 'Современный подход к понятию «Научно-исследовательская деятельность студентов в образовательном процессе вуза»: аксиологический аспект'

Современный подход к понятию «Научно-исследовательская деятельность студентов в образовательном процессе вуза»: аксиологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
789
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНО-ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENTS’ RESEARCH ACTIVITY / ATTITUDE / VALUE ATTITUDE / VALUE AND POSITIVE ATTITUDE / ORGANISATIONAL CULTURE / VALUE-ORIENTING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко Зинаида Алексеевна

Рассматривается один из важнейших вопросов междисциплинарного характера проблема ценностного отношения к деятельности, в частности отношения обучающейся молодёжи к научно-исследовательской деятельности. Представлены результаты сопоставительного философского, психолого-педагогического и аксиологического анализа данной проблемы. Научная новизна исследования заключается в том, что в понятийный аппарат педагогических исследований введено новое понятие «ценностно-позитивное отношение». Научно-исследовательская деятельность студентов впервые рассматривается исходя из представлений о ней как о ценностно-ориентировочной (или оценивающей) деятельности и организационной культуре, а не как о дисциплинарно ориентированной деятельности в образовательном процессе вуза. Актуальность исследования обусловлена усилением роли научно-исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе вуза в условиях модернизации отечественного производства и развития инновационной экономики, а также переходом вуза как социального института к новой образовательной парадигме. Доказано, что ценностное отношение к познавательной или преобразующей деятельности всегда связано с актом восприятия субъектом значимости самого себя в этой деятельности и его фундаментальной направленностью на установление гармонии между личностными компетенциями и потребностно мотивационной готовностью воспринимать деятельность как значимую ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демченко Зинаида Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Approach to Notion “Students’ Research Activity in Educational Process of Higher Educational Institution”

One of the most important interdisciplinary problems the problem of the value attitude to activity, in particular the attitude of young people to research activity is considered. The results of comparative philosophical, psychological, pedagogical, axiological analysis of the problem are presented. Scientific novelty of the research lies in the fact that the new notion “value-positive attitude” was introduced in the conceptual apparatus of educational research. Research activity of the students for the first time is considered on the basis of representation of it as a value-orienting (or estimate) activity and organisational culture, not as a disciplinary oriented activity in the educational process of the university. Relevance of the study is determined by the increasing role of the students’ research activity in the educational process of high school in the modernisation of the national production and development of innovative economy, as well as by the transition of high school as a social institution to a new educational paradigm. It is proved that the value attitude to cognitive or transforming activity is always linked with the act of self-perception of the subject of the importance in this activity and his fundamental orientation to establish the harmony between personal competencies and requirement of motivational readiness to perceive the activity as a significant value.

Текст научной работы на тему «Современный подход к понятию «Научно-исследовательская деятельность студентов в образовательном процессе вуза»: аксиологический аспект»

Демченко З. А. Современный подход к понятию «научно-исследовательская деятельность студентов в образовательном процессе вуза»: аксиологический аспект / З. А. Демченко // Научный диалог. — 2014. — № 11 (35) : Психология. Педагогика. — С. 41-55.

УДК 371.385.5

Современный подход к понятию «научно-исследовательская деятельность студентов в образовательном процессе вуза»: аксиологический аспект

З. А. Демченко

Рассматривается один из важнейших вопросов междисциплинарного характера — проблема ценностного отношения к деятельности, в частности отношения обучающейся молодёжи к научно-исследовательской деятельности. Представлены результаты сопоставительного философского, психолого-педагогического и аксиологического анализа данной проблемы. Научная новизна исследования заключается в том, что в понятийный аппарат педагогических исследований введено новое понятие «ценностно-позитивное отношение». Научно-исследовательская деятельность студентов впервые рассматривается исходя из представлений о ней как о ценностно-ориентировочной (или оценивающей) деятельности и организационной культуре, а не как о дисциплинарно ориентированной деятельности в образовательном процессе вуза. Актуальность исследования обусловлена усилением роли научно-исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе вуза в условиях модернизации отечественного производства и развития инновационной экономики, а также переходом вуза как социального института к новой образовательной парадигме. Доказано, что ценностное отношение к познавательной или преобразующей деятельности всегда связано с актом восприятия субъектом значимости самого себя в этой деятельности и его фундаментальной направленностью на установление гармонии между личностными компетенциями и потребностно мотиваци-

онной готовностью воспринимать деятельность как значимую ценность.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов; отношение; ценностное отношение; ценностно-позитивное отношение; организационная культура; ценностно-ориентировочная деятельность.

1. Вводные замечания

Изменения, происходящие в отечественной системе образования, всё более актуализируют необходимость решения в теоретическом и практическом плане проблемы ценностного самоопределения субъектов образовательного процесса. В этом ключе проекцией ценностного самоопределения субъекта в образовательном процессе вуза может быть ценностное отношение к научно-исследовательской деятельности, которая рассматривается в двух ракурсах:

- как организационная культура, то есть «совокупный результат человеческой деятельности в процессе освоения и созидания культуры (духовные и материальные ценности), наработанный избирательно под влиянием предпочтений определяемых многими обстоятельствами» [Чертыхин, 1990], культура одного человека или «культура общества с определёнными функциями и специфическими особенностями, а также формами ведущего типа, согласующимися с исследовательской деятельностью человека» [Новиков, 2013, с. 34];

- как ценностно-ориентировочная (или оценивающая) деятельность, направленная на формирование целей и мотивов аксиологического самоопределения субъект.

Такая деятельность, с точки зрения академика А. М. Новикова, всегда развертывается на двух уровнях — на уровне обыденного сознания и на теоретическом уровне, где она выступает в форме идеологии [Новиков, 2006, с. 204-205].

Данная проблема является центральным аспектом исследования в рамках университетского образования и тесно связана с задачей развития аксиологического потенциала в научно-исследовательской деятельности обучающейся молодёжи (студенты, обучающиеся по

направлению бакалавриат и по программам магистратуры). Среди первоочередных задач, определяющих усиление роли научно-исследовательской деятельности обучающихся, выступает задача индивидуализации образовательного процесса вуза — удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. К сожалению, в большинстве случаев сохраняется ориентированно-дисциплинарный подход к организации научно-исследовательской деятельности студентов, что не позволяет полноценно реализовать задачи Федерального образовательного стандарта нового поколения в части развития у студентов общекультурных, общенаучных, профессиональных и инструментальных компетенций, а также индивидуальной, социальной, профессиональной и академичности мобильности.

2. Состояние изученности проблемы

Проблема организации научно-исследовательской деятельности студентов и управления ею в образовательном процессе вуза не нова. Актуальности осуществления студентами вуза научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе посвящены работы В. П. Власова, Н. В. Долговой, Ф. Ш. Галиулиной, Ю. Р. Гиль-мановой, Т. В. Калашниковой, И. В. Карасёва, И. Б. Карнауховой, О. Ю. Лушникова, Н. И. Люткина и других исследователей. Характеризуя научно-исследовательскую деятельность студентов как открытую динамическую систему, авторы указывают на то, что она способна развиваться под действием обмена информацией с внешней средой на основе запросов общества и потребностей субъекта деятельности как его основной цели и ценности.

Научно-исследовательская деятельность играет ведущую роль в развитии творчества студента, его творческого потенциала, навыков ведения поисковой деятельности в процессе проектирования и конструирования.

Методологическое обоснование необходимости введения в образовательный процесс вуза научно-исследовательской деятельности

как одного из важнейших компонентов и как способа взаимосвязи основных образовательных дисциплин и предметов по выбору находит своё отражение в работах Е. В. Бережновой, В. В. Краевского, О. Ю. Лушниковой и других авторов [Бережнова и др., 2005; Лушни-кова, 2009].

Наличие представлений о важности научно-исследовательской деятельности как эффективного способа развития у студентов репродуктивного и творческого опыта самостоятельной познавательной деятельности, познавательного интереса, становления компетентности, эрудиции, творческого начала, культуры мышления исследуется в работах Б. В. Первушкина, А. С. Цыганковой и др. В качестве определяющей формы включения студентов в активную исследовательскую деятельность авторами определены студенческие научные объединения (кружки, клубы, бюро, общества и т. д.) [Першуткин, 2006; Цыганкова, 2007].

Анализ источниковой базы позволяет утверждать неизменную актуальность научно-исследовательской деятельности студентов, реализуемой в виде дидактической единицы образовательного процесса вуза и посредством дисциплинарно ориентированных форм обучения студентов — выполнения курсового и дипломного проектирования, написания рефератов, оформления лабораторных и практических работ. При этом не уделяется достаточно внимания научно-исследовательской деятельности как ценностно-ориентировочной (или оценивающей) деятельности и организационной культуре, а также проблеме формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к данному виду деятельности.

3. Сопутствующие выводы и предположения

Анализ нормативно-правовой базы отечественного образования, теоретических исследований проблемы формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности, а также имеющегося состояния педагогической прак-

тики организации научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе современного вуза показывает, что эти области являются недостаточно разработанными. Сохраняются и обостряются следующие противоречия:

— между призванием новой образовательной парадигмы по формированию личности студента вуза в соответствии с принятыми в обществе этапами перехода к постиндустриальному развитию духовно-нравственных и социокультурных ценностей и отсутствием целостного представления педагогического знания о роли влияния философской теории ценностей на новую концепцию, а вследствие этого, недостаточной разработанностью оптимальных условий аксиологической и психолого-педагогической поддержки студентов в процессе проектирования ими индивидуальных образовательных траекторий, содействующих формированию и развитию личности студента;

— между возрастанием предъявляемых к системе высшего образования требований, направленных на включение студентов в научно-исследовательскую деятельность в целях подготовки научных и научно-педагогических кадров, и непроработанностью как понятийно, так и технологически теоретических основ развития представлений студентов о научно-исследовательской деятельности как ценностно-ориентировочной (или оценивающей) деятельности и организационной культуре;

— между исторически сложившейся объективной реальностью вхождения современного общества в постиндустриальный период своего эволюционного развития, обусловливающего отказ от понимания образования как получения готового знания и, соответственно, понимание образования как достояния личности и средства её самореализации в жизни, и устойчивым представлением преподавателя вуза о научно-исследовательской деятельности студентов только как дидактической единице образовательного процесса вуза при дисциплинарно ориентированной направленности;

— между необходимостью развития аксиологического потенциала студентов в индивидуализированном образовательном процессе вуза с учётом задачи удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном совершенстве образовательной сферы как личного достояния при обязательном освоении ими ключевых компетенций будущего специалиста и отсутствием в педагогической теории и практике научно-обоснованного представления о роли научно-исследовательской деятельности студентов в этом процессе.

4.Основные дефиниции исследования

Культурно опосредованный характер отношений человека с окружающим его миром актуализирует такие понятия, как «отношение», «ценностное отношение», «ценностно-позитивное, негативное либо безразличное отношение». Все три понятия взаимосвязаны иерархическим уровнем их значимости для субъекта любой деятельности, в том числе и научно-исследовательской.

Сущностной характеристикой жизненных принципов человека является их фундаментальная направленность на установление гармонии между его личностными компетенциями и потребностно мотивационной готовностью выстраивать свои отношения с другими субъектами и готовностью формировать определённый уровень отношения к деятельности. Мы полагаем, что опора на имеющие методологические подходы к определению сущностного содержания понятия «отношение» и «ценностное отношение», разработанные в русле разных научных направлений, позволит осмыслить их значимость и для формирования у студентов современного университета определённого уровня отношения к научно-исследовательской деятельности.

Опора на методологические подходы в философии позволяет изучать категорию «отношение» как одну из форм единства предметов, явлений, их свойств, между которыми устанавливаются причинно-следственные связи. В данном контексте отношение как категория и

как феномен отражает многообразные связи человека с окружающим миром, рассматривает его на уровне характеристики развития общества и общественных отношений.

К. А. Абульханова-Славская, Л. П. Буева, Т. М. Буянис, М. Д. Демин, О. Г. Заверина, Г. О. Олпорт и другие исследователи связывают феномен отношения как категории философии и социологии с понятиями жизненных целей и социально-этическими категориями, актуализируемыми в контексте взаимосвязи человека и общества. При этом отношение исследуется на уровне социальных связей между людьми, реализующихся в форме коммуникативного взаимодействия и межличностного общения, общественных взаимодействий и взаимоотношений между субъектом и объектом совместной деятельности. А. А. Радугин, К. А. Радугин связывают категорию «отношение» с трактовкой личности человека как первичного агента социального взаимодействия [Радугин и др., 2000].

В педагогической аксиологии под ценностным отношением принято понимать внутреннюю позицию личности, отражающую взаимосвязь личностных и общественных значений. Оно выступает в качестве критерия устойчивой связи между субъектной позицией человека и его созидающей деятельностью [Сластёнин и др., 2003].

При этом М. С. Каган считает, что ценностное отношение есть критерий, по которому следует судить об уровне отношения человека к общепринятым нормам и ценностям социокультурного бытия через реализацию личностью ценностной позиции в ситуации свободы выбора. Проблема развития ценностного отношения у субъекта к деятельности есть проблема ценности этой деятельности [Каган, 1997].

Проблема соотношения ценностей в филогенезе (развитие биологического вида во времени) и онтогенезе (процесс индивидуального развития на протяжении всей жизни) раскрывается М. С. Каганом в большинстве его работ, посвящённых изучению и описанию особенностей человеческой деятельности. Педагогическую основу конструирования эвристического содержания научно-исследователь-

ской деятельности студентов составляет философская предпосылка разделения внешнего и внутреннего содержания образования, то есть содержания деятельности, предписываемого субъекту деятельности извне и созидаемого им самим [Rogers, 1959; Doll, 1993].

5. Полученные результаты и их интерпретация

Анализ указанных выше научных работ позволил выявить значимые компоненты психологической стороны отношения человека к деятельности, на основе которых строятся стратегия и тактика формирования ценностного отношения субъекта к деятельности как прожитой ценности. К ним относятся: 1) потребностно-мотивацион-ный компонент — составляющая часть готовности субъекта через деятельность реализовать свой потенциал (потребности, мотивы, цели и пр.) и выразить свою субъектную позицию; 2) оценочно-нормативный компонент, детерминирующий процесс сопоставления субъектом своих действий и поступков с образцами поведения и поступками других людей в ходе коммуникативного взаимодействия, межличностного общения и взаимоотношений; 3) личностно-антропологи-ческий компонент, аккумулирующий эмоционально-познавательный интерес к деятельности через интерес к личности другого человека, его потребностям, мотивам, целям и смыслам; 4) когнитивно-эмоциональный компонент, являющийся одним из важных регуляторов поведения субъекта деятельности и развития ценностной сферы личности и др. [Демченко, 2006, с. 28].

Таким образом, мы пришли к следующим выводам: 1) ценностное отношение, как и ценность, объективно само по себе и одновременно субъективно, так как неразрывно связано с личностью человека и его индивидуальной неповторимостью; 2) ценностное отношение субъекта к себе, окружающему его миру, профессиональной деятельности, другим людям, другому человеку, являющемуся объектом его деятельности, включает в себя профессиональную, индивидуальную и общественную культуру личности — идеалы, потребности, мотивы,

ценности и т. д.; 3) ценностное отношение субъекта к деятельности и окружающему его миру совершенствует его внутренний мир, составляющими которого выступают устойчивые смыслы и личностные ценности как источники этих смыслов [Демченко, 2006, с. 32-33].

Осмысление ценностного самоопределения субъекта в научно-исследовательской деятельности, способствующего формированию у него ценностного отношения к деятельности, позволило выделить ещё ряд значимых положений:

— понимание ценностного отношения с онтологических позиций позволяет, вслед за традиционными представлениями, раскрытыми в философии, психологии, педагогической аксиологии, определить ценностное отношение как прожитую ценность и как мыслительную форму, фиксирующую стремление субъекта деятельности к установлению гармонии между тем, что он имеет, что хочет и что может получить в будущем;

— исследование феномена «ценностное отношение» в гносеологической плоскости определяет необходимость выделения трёх видов его представленности в сознании субъекта научно-исследовательской деятельности: неосознанное отношение (нулевое, пассивное или безразличное) и осознаваемое (позитивное либо негативное).

В ключе аксиологического подхода к развитию представлений о понятии «ценностно-позитивное отношение» изучена неопозитивистская концепция физикализма (логического позитивизма), получившая развитие в 20-30-е гг. XX века на базе «Венского кружка» (Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Фейгель, Э. Цильзель, М. Шлик), суть которой заключается в том, что категорию «ценность» представляли как важность, значимость, пользу, полезность чего-либо и как позитивную ценность [Словарь философских понятий, 2007].

На основе неопозивистской концепции мы унифицировали понятия «ценность», «позитивная ценность», «ценностно-позитивное отношение». С учетом философского подхода к анализу ценностей, в частности современного анализа эпистемологии ценностей

Л. М. Микешиной, нами акцентируется внимание на том, что в эпистемологической литературе в соответствии с одним из положений такой области знания, как логика оценок, ценность отнесена к сфере предметной деятельности человека (предметам) и характеризуется исследователями с позиции её значимости для субъекта деятельности как имеющая положительную, отрицательную или нулевую значимость [Микешина, 2009, с. 8-16].

При этом сущность осмысления понятия «ценностно-позитивное отношение» студентов к научно-исследовательской деятельности как к ценностно-ориентировочной (или оценивающей) деятельности и организационной культуре рассматривается нами на основе современной эпистемологии и этимологии ценностей, философской герменевтики образования. Это и обусловило включение в терминологический аппарат нашего исследования следующей аксиологической триады: а) ценностно-пассивное, или безразличное (нулевое), отношение субъекта к деятельности; б) ценностно-негативное отношение субъекта к деятельности, или нежелательное (отрицательное); в) ценностно-позитивное отношение субъекта к деятельности, или желаемое (положительное).

Анализ источниковой базы и большой опыт профессионально-педагогической деятельности автора, в том числе как модератора различных инновационных проектов с участием обучающейся молодёжи («Научно-адаптивная школа будущего абитуриента», «Научная школа студента-исследователя», «Научная школа интерактивного обучения начинающих исследователей» и др.) позволили рассмотреть ценностное отношение и ценностно-позитивное отношение (наивысший уровень отношения) в герменевтической проекции [Демченко, 2011].

Рассмотрение герменевтической проекции феномена «отношение» позволяет раскрыть сущность процесса возникновения ценностей научно-исследовательской деятельности как основы развития личностного смысла непрерывного профессионального образования,

который связан с процессом понимания, осмысления, распередмечи-вания и опредмечивания значений деятельности, капитализированных в жизненном мире, и возведения её в ранг наивысшей ценности.

Праксиологическая проекция ценностного отношения молодёжи, обучающейся в современном университете, к научно-исследовательской деятельности, отнесённая к высшему уровню сознания в силу своего надситуативного и устойчивого характера, может быть закреплена в структуре ценностного мира молодёжи с возможностью обеспечивать в перспективе реализацию различных потребностей. Данная проекция будет устойчивой при условии постоянной повторяемости процедуры взаимного оценивания всех относящихся сторон переживаемого студентом отношения к деятельности, осуществления диагностики направленности личности и опережающего поэтапного психолого-педагогического сопровождения профессионального взросления студента.

Осмысление указанных выше положений позволяет сделать вывод о том, что ценностное самоопределение как ценность и ценностная обусловленность процесса формирования у обучающейся молодёжи современного университета выражается в его аксиологической соразмерности, предполагающей использование студенческого опыта проживания ценностей и онтологического, гносеологического, герменевтического, праксиологического ресурсов ценностных оснований отношений человека с собой (Я-Концепция) и с окружающим миром. При этом оно направлено на согласование содержания образовательного процесса вуза с содержанием будущей профессиональной деятельности студентов (компетенции и мобильность).

6. Выводы и рекомендации

Концептуальные основания процесса формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе представлены через понятийно-категориальный аппарат, отражающий смысловое значение со-

четания теоретических положений педагогической аксиологии, кан-товской аксиологии, утверждающей общечеловеческую значимость ценностей и идеи о человеке мыслящем как совершенстве, а также теоретических положений, представленных в работах Н. А. Бердяева об экзистенциалистском утверждении ничем не ограниченного духовно-творческого начала личности посредством коммуникаций; Ж. Мартина об интеграционном гуманизме и персоналистической демократии как идеи самореализации потенций человека; Ж. Лакруа о развитии человеческого в человеке через вдохновение, интенцию как путь к самопостижению, саморазвитию и самоопределению; наконец, идей Г. Гадамера, Э. Гуссерля. Э. Левинаса, М. Хайдеггера и других исследователей о том, что ценностное отношение к познавательной или преобразующей деятельности всегда связано с актом восприятия субъектом значимости самого себя в этой деятельности.

В качестве аксиологической концепции, отражающей роль философской системы ценностей, роль социокультурной институции в формировании личности специалиста нового поколения — выпускника современного университета, нами получена мыслительная конструкция механизма их взаимодействия. Суть его состоит в том, что любая подобная конструкция формируется под педагогическим воздействием на основе культурно-образовательной среды как особым образом организованной части культурно-образовательного наследия, которое при определённых благоприятных обстоятельствах воспринимается человеком мыслящим и усваивается им в процессе становления как личности.

Следовательно, очень важно создать соответствующую психолого-педагогическую среду, как особым образом организованную часть культурно-образовательного наследия для формирования личности способной ценностно самоопределиться в образовательном процессе вуза, в том числе и в контексте реализации своего аксиологического потенциала в научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, в качестве концептуальных оснований формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-

исследовательской деятельности как к ценностно-ориентировочной (или оценивающей) деятельности и организационной культуре определены:

— научные подходы к процессу формирования: системный — рассмотрение данного процесса как целостного комплекса взаимосвязанных элементов; средовый — как собственный универсальный способ достижения социально значимых концептуальных педагогических целей; компетентностный — как путь модернизации научно-исследовательской деятельности студентов адекватно целям, критериям и процедурам, содержанию, формам, методам, средствам и способам проектирования индивидуальных образовательных траекторий в контексте федерального государственного образовательного стандарта нового поколения; личностно-ориентированный — как педагогический процесс, создающий условия для проявления личностных функций студентов: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и пр.; аксиологический как базовый подход и как способ познания, в основе которого лежит ценностное восприятие окружающей действительности, а критерием истинности восприятия выступают ключевые компетенции студентов и общечеловеческие ценности; принципы организации деятельности (вариативности, преемственности, интегративности); функции научно-исследовательской деятельности (информационная, обучающая, развивающая, социализирующая, детерминирующая); мотивационно-стимулирующая и культурно-образовательная среда, необходимая для опережающей поддержки индивидуального, социального и академического взросления студентов.

Эффективность формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности характеризуется: а) возрастающим интересом студентов к ценностям научно-исследовательской деятельности, что оптимизирует процесс самоопределения студентов; б) возможностью вычленения и решения личностно значимых проблем из числа актуализированных проблем образовательного процесса вуза.

Если выпускник современного вуза как квалифицированный специалист имеет систему ценностей и при этом ориентируется на сам идеал образования и деятельности, а не на его трактовку, то это позволит ему развиваться как субъекту профессиональной деятельности, осваивать роль активного деятеля, а не исполнителя и достойно отвечать на вызовы современного рынка труда и занятости

Педагогическое осмысление обозначенного инварианта, предложенное в данном исследовании, может служить основой конструирования содержательной и процессуальной вариативности образовательного процесса современного университета в части формирования у студентов ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности как важной части этого процесса. Это обусловлено комплексом характеристик временного, пространственного и смыслового измерения непрерывного профессионального образования как смысла всей жизни активного субъекта.

Литература

1. Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. — Москва : Academia, 2005. — 128 с.

2. Демченко З. А. Программно-проектное обеспечение процесса развития НИР студентов в условиях современного университета : сборник образовательных программ / З. А. Демченко. — Архангельск : Изд-во САФУ имени М. В. Ломоносова, 2011. — 79 с.

3. Демченко З. А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / З. А. Демченко. — Архангельск, 2006. — 169 с.

4. Каган М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. — Санкт-Петербург : ТООТК Петрополис, 1997. — 205 с.

5. Лушникова О. Ю. Модель активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки / О. Ю. Лушникова // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 12. — С. 205-211.

6. Микешина Л. А. Современное развитие понятия «ценность» / Л. А. Микешина // Ценности и смыслы. — 2009. — № 1. — С. 8-16.

7. Новиков А. М. Методология образования / А. М. Новиков. — Изд-е второе. — Москва : Эгвес, 2006. — 488 с.

8. Новиков А. М. Педагогика : словарь системы основных понятий / А. М. Новиков. — Изд-е второе, стереотипное. — Москва : Эгвес, 2013. — 268 с.

9. Першуткин Б. В. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях : диссертация... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Б. В. Першуткин. — Москва, 2006. — 175 с.

10. Радугин А. А. Социология : курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Раду-гин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Центр, 2000. — 244 с.

11. Сластёнин В. А. Введение в педагогическую аксиологию : учебное пособие для студ. высш. педаг. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, Г. И. Чижакова. — Москва : Академия, 2003. — 192 с.

12. Словарь философских терминов / под ред. В. Г. Кузнецова. — Москва : ИН-ФРА-М. — 2007. — 730 с.

13. Цыганкова А. С. Развитие идеи научно-исследовательской работы студентов в отечественной дидактике высшей школы (70-80-е гг. XX в.) : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / А. С. Цыганкова. — Хабаровск, 2007. — 22 с.

14. Чертихин В. Е. Человек и культура / В. Е. Чертихин // Философия : основные идеи и принципы : популярный очерк / под общ. ред. А. И. Раки-това. — 2-е изд., переработ. и доп. — Москва : Политиздат, 1990. — 378 с

15. Doll W. E. Post-modem perspective on curriculum / W. E. Doll. — New York and London : Techer College Press, Columbia University, 1993. — 215 p.

16. Rogers C. R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in client-centered framework / C. R Rogers. — New York, 1959. — 124 p.

© Демченко Зинаида Алексеевна (2014), кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики Высшей школы экономики и управления, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, конкурсант целевой программы «Доктор наук» САФУ (Архангельск), dza.nw@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.