Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность студентов современного вуза в контексте новой образовательной парадигмы'

Научно-исследовательская деятельность студентов современного вуза в контексте новой образовательной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / PARADIGM / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONTINUITY OF RESEARCH ACTIVITY / ЦЕННОСТЬ / VALUE / КУЛЬТУРА / CULTURE / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ORGANIZATIONAL CULTURE / ЦЕННОСТНЫЙ СМЫСЛ / VALUE AND MEANING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко Зинаида Алексеевна

В данной статье представлена точка зрения на особый статус научно-исследовательской деятельности как ценностно-ориентировочной (или оценивающей) деятельности и организационной культуре. В статье обращено внимание на то, что научно-исследовательская деятельность позволяет использовать пространственно-временной континуум студенческого периода для ценностно-смыслового включения студентов вуза в процесс проектирования индивидуальных образовательных траекторий при прогнозировании своей успешности в будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демченко Зинаида Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность студентов современного вуза в контексте новой образовательной парадигмы»

УДК 378.016

З. А. Демченко

Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

В данной статье представлена точка зрения на особый статус научно-исследовательской деятельности как ценностно-ориентировочной (или оценивающей) деятельности и организационной культуре. В статье обращено внимание на то, что научно-исследовательская деятельность позволяет использовать пространственно-временной континуум студенческого периода для ценностно-смыслового включения студентов вуза в процесс проектирования индивидуальных образовательных траекторий при прогнозировании своей успешности в будущей профессиональной деятельности.

Парадигма, преемственность, научно-исследовательская деятельность, ценность, культура, организационная культура, ценностный смысл.

This article presents a perspective on the special status of research activity as the value - approximate (or evaluation) activity and organizational culture. The paper directs attention to the fact that research activity allows using the space-time continuum of the students' period for the value - semantic inclusion of students in the process of designing individual educational trajectories when predicting their success in future professional activity.

Paradigm, continuity of research activity; value, culture, organizational culture, value and meaning.

Введение.

Анализ различных директивных документов, в том числе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», позволил выявить тенденцию всей системы высшего образования на: усиление индивидуализации образовательного процесса вуза с учетом удовлетворения потребностей личности студента в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии и реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений; формирование и развитие личности студента в соответствии с принятыми в обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; включение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность под руководством ведущих ученых с целью подготовки кадрового обеспечения научных исследований и т. д. [7].

С этих позиций новая образовательная парадигма высшего образования связана с усилением роли научно-исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе вуза и педагогической практике российских университетов. Исследование аксиологической и личностно-ориентированной функций вуза в организации и управлении научно-исследовательской деятельностью студентов приобретает особую актуальность в современных условиях развития инновационной экономики и высокотехнологических производств, а также расширения международных научных и научно-образовательных связей при развитии индивидуальной, социальной, академической и профессиональной мобильности будущих специалистов нового инновационного поколения.

Основная часть.

Решая задачи преемственности в образовательном процессе с позиции интерактивного включения

студентов в постижение основ научно-исследовательской деятельности, мы придерживается того, что данная форма «... научного образования характеризуется функцией ориентации на научную деятельность, адаптации в сфере научного знания и оптимальной самореализации в сфере непрерывной научной деятельности» [5, с. 26].

Управляя процессом включения студентов младших курсов в научно-исследовательскую деятельность, мы даем себе четкую установку на то, что данный процесс структурируется согласно следующих компонентов: целевого, стимулирующе-мотивационного, содержательного, операционно-действенного, контрольно-регулировочного, оценоч-но-результатовного. Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия субъектов от постановки цели обучения до анализа его результатов, от организации и проектирования индивидуальных образовательных траекторий (студенты младших курсов) до маршрута функциональной грамотности (студенты старших курсов [1], [2].

Результаты исследования позволили установить, что целостный педагогический процесс, в частности научно-исследовательская деятельность, представляет собой конкретную образовательную технологию, позволяющую на ее основе проектировать логику развития ценностно-смысловой позиции субъекта деятельности, гражданскую направленность его личности на объекты деятельности, на себя и окружающий мир (социальная и академическая мобильность); уникальную культуру, включающую в себя набор текстовых культур и общечеловеческих ценностей, набор средств и методов обучения, воспитания и развития обучаемого (системообразующая ключевая ценность) [1], [2].

Суть авторского подхода к изучению студентами основ научно-исследовательской деятельности, прежде всего как ценностно-ориентировочной (или оценивающей) и организационной культуре, состоит в том, что работает язык личностного смысла (сущностная составляющая когнитивной структуры ценностного отношения), обеспечивающий целостное постижение изучаемого предмета и усвоение ее духовно-нравственных норм и ценностей [1].

В нашем исследовании «ценность - это понятие, с помощью которого характеризуется социально-исторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определенных явлений действительности; это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться» [6, с. 64].

При этом организационная культура - есть «система ценностей как совокупный результат человеческой деятельности в процессе освоения и созидания культуры (духовные и материальные ценности), наработанный избирательно под влиянием предпочтений определяемых многими обстоятельствами» [8]; «это культура одного человека либо культура общества с определенными функциями и специфическими особенностями, а также формами ведущего типа, согласующимися с исследовательской деятельностью любого человека» [4, с. 34].

Для нас как и для академика А. М. Новикова ценностно-ориентировочная (или оценивающая) деятельность - это вид деятельности, направленный на формирование целей и мотивов деятельности. Продуктом ее индивида, личности является направленность, или ценностная ориентация, носителем - та часть индивидуального сознания, которая обеспечивает оценку, ориентацию. Она развертывается на двух уровнях: на уровне обыденного сознания и на теоретическом уровне, где выступает в форме идеологии [3, с. 204-205].

Проблема организации и управления научно-исследовательской деятельностью студентов в образовательном процессе вуза не нова. Актуальности и важности осуществления студентами вуза научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе посвящены работы В. П. Власова, Н. В. Долговой, Ф. Ш. Галиулиной, Ю. Р. Гильмано-вой, Т. В. Калашниковой, И. В. Карасева, И. Б. Карнауховой, О. Н. Лукашевич, О. Ю. Лушникова, Н. И. Люткина и других исследователей. Характеризуя научно-исследовательскую деятельность студентов как открытую и динамическую систему, авторы указывают на то, что она способна развиваться под действием обмена информацией с внешней средой, на основе запросов общества и потребностей субъекта деятельности как его базовой единицы. Научно-исследовательская деятельность играет ведущую роль в развитии творчества студента, его творческого потенциала, навыков ведения поисковой деятельности в процессе проектирования и конструирования.

Методологическое обоснование необходимости введения в образовательный процесс вуза научно-

исследовательской деятельности как одного из важнейших компонентов и как способа взаимосвязи основных образовательных дисциплин и предметов по выбору находит свое отражение в работах Е. В. Бе-режновой, В. В. Краевского, О. Ю. Лукашевич и других авторов.

Наличие представлений о важности научно-исследовательской деятельности как эффективного способа развития у студентов репродуктивного и творческого опыта самостоятельной познавательной деятельности, познавательного интереса, становления компетентности, эрудиции, творческого начала, культуры мышления исследуется в работах Б. В. Первушкина, А. С. Цыганковой и др. В качестве определяющей формы включения студентов в активную исследовательскую деятельность авторами определены студенческие научные объединения (кружки, клубы, бюро, общества и пр.).

Анализ источниковой базы позволяет утверждать о неизменной актуальности научно-исследовательской деятельности студентов, реализуемой в образовательном процессе вуза как дидактической единицы образовательного процесса и дисциплинарно ориентированных форм обучения студентов по выполнению курсового и дипломного проектирования, написанию рефератов, оформлению лабораторных и практических работ. При этом вне исследовательского поля остается обращение к научно-исследовательской деятельности как к ценностно-ориентировочной (или оценивающей) деятельности и организационной культуре. В данном ключе целесообразно рассмотреть организацию научно-исследовательской деятельности студентов современного вуза на основе традиций и инноваций в межпоколенном опыте, его культурного достояния. Это могло бы оптимизировать процесс организации деятельности, направленный на развитие аксиологического потенциала студентов, и вывести решение проблемы на междисциплинарный уровень.

Выявленные причины в недостаточной степени ис-следованности проблемы формированием у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности обусловлены наличием противоречий между:

- призванием новой образовательной парадигмы по формированию личности студента вуза в соответствии с принятыми в обществе этапами перехода к постиндустриальному развитию духовно-нравственных и социокультурных ценностей и отсутствием целостного представления педагогического знания о роли влияния философской теории ценностей на эти проявления, и вследствие этого, недостаточной разработанностью оптимальных условий аксиологической и психолого-педагогической поддержки студентов в процессе проектирования ими индивидуальных образовательных траекторий, содействующих формированию и развитию личности студента;

- возрастанием предъявляемых требований к системе высшего образования, направленными своим содержанием на включение студентов в научно-исследовательскую деятельность в целях подготовки

научных и научно-педагогических кадров и не проработанностью как понятийно, так и технологически теоретических основ развития представлений студентов о научно-исследовательской деятельности как к ценностно-ориентировочной (или оценивающей) деятельности и организационной культуре;

- исторически сложившейся объективной реальностью вхождения современного общества в постиндустриальный период своего эволюционного развития, обуславливающего отказ от понимания образования как получения готового знания, а понимание образования как достояния личности и средства ее самореализации в жизни, и устойчивым представлением преподавателя вуза о научно-исследовательской деятельности студентов только как дидактической единице образовательного процесса вуза при дисциплинарно ориентированной направленности;

- необходимостью развития аксиологического потенциала студентов в индивидуализированном образовательном процессе вуза с учетом удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном совершенстве образовательной сферы как личного достояния при обязательном освоении ими ключевых компетенций будущего специалиста и отсутствием в педагогической теории и практике научно-обоснованного представления о роли исследовательской деятельности студентов в этом процессе;

- между традиционным представлением о роли вузовского образовательного процесса и роли ценности в нем как основы обучения и воспитания студента и отсутствием научных основ и междисциплинарных преставлений о роли современного эпистемологического анализа ценностей, а также философской герменевтики образования как диалектического процесса формирования личности.

Выводы.

Выше представленные противоречия определили проблему рассмотрения научно-исследовательской деятельности, прежде всего как ценностно-ориентировочной (или оценивающей), и организационной культуры во взаимосвязи ведущих положений философской теории ценностей и отдельных положений педагогической аксиологии в контексте новой образовательной парадигмы.

Литература

1. Демченко, З. А. Научная школа студента-исследователя как вариативный проект развития у ее слушателей ценностно-смысловой позиции / З. А. Демченко // Философия образования. - 2012. - Т. 40. - №1. - С. 247-254.

2. Демченко, З. А. Процесс организации научно-исследовательской деятельности студентов в высшем профессиональном образовании как комплексная проблема / З. А. Демченко // Вестник Череповецкого университета. -2012. - Т. 3 - №4. - С. 97-102.

3. Новиков, А. М. Методология образования / А. М. Новиков - М., 2006.

4. Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А. М. Новиков. - М., 2013.

5. Орешкина, А. К. Методологические основы преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. К. Орешкина. - М., 2009.

6. Радугин, А. А. Социология: курс лекций / А. А. Ра-дугин, К. А. Радугин. - М., 2000.

7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. - URL: http: //news. sfu-kras.ru) (ст. 12, 20, 72 и др.).

8. Чертихин, В. Е. Человек и культура / Философия. Основные идеи и принципы / под общ. ред. А. И. Ракитова. - М., 1990.

УДК 376. 3

О. А. Денисова

Череповецкий государственный университет,

В. Л. Казанская

Московский педагогический государственный университет

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ НАД ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В представленной статье раскрывается авторский подход в проектировании и реализации личностно-ориентированной технологии формирования навыков самоконтроля над произносительной стороной устной речи детей с нарушениями слуха дошкольного возраста с кохлеарным имплантом в условиях инклюзивного образования. Представлена и охарактеризована структурная составляющая технологии, доказана эффективность ее применения.

Личностно-ориентированная технология, дети с нарушениями слуха, самоконтроль, произносительная сторона устной речи, кохлеарный имплант, инклюзивное образование.

The paper considers the author's approach to the design and implementation of student-oriented technology of formation of self-control skills over the articulatory aspect of speech of children with hearing disorder. They are preschool children with a cochlear

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.