Научная статья на тему 'Исследование категории «Ценностное отношение» в научно-исследовательской деятельности студентов'

Исследование категории «Ценностное отношение» в научно-исследовательской деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
830
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ПОЗИЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ / CULTURE / VALUE / VALUE ATTITUDES / VALUE-SEMANTIC POSITION / PERSONAL MEANING / VALUE ORIENTATIONS / ACTIVITIES / SCIENTIFIC-AND-RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS / FORMATION OF THE RESPONSIBLE ATTITUDE / CRITERIA AND INDICATORS OF THE VALUE RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко Зинаида Алексеевна

В статье дано научно-теоретическое обоснование категории «ценностное отношение»; раскрыта структура и содержание категории «ценностное отношение» в условиях современного вуза; показана логика развития ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности как системной образующей ключевой ценности; приводятся критерии сформированности и уровни проявления ценностного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демченко Зинаида Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE CATEGORY OF “AXIOLOGICAL ATTITUDE” IN SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS

In article is given of the scientific-theoretical basis of the category of «personal relationship»; disclosed to the structure and content of the category of «value ratio» in the conditions of modern higher education institution, shows the logic of the development of responsible attitude to scientific-research activity as a system constitutes a key values are analyzed; the criteria and levels of the formation of the manifestations of the responsible attitude of students to scientific-research activity.

Текст научной работы на тему «Исследование категории «Ценностное отношение» в научно-исследовательской деятельности студентов»

три М: МЕТОДОЛОГИЯ—МЕТОДИКА—МЕТОД

Исследование категории «ценностное отношение» в научно-исследовательской деятельности студентов.

В статье дано научно-теоретическое обоснование категории «ценностное отношение»; раскрыта структура и содержание категории «ценностное отношение» в условиях современного вуза; показана логика развития ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности как системной образующей ключевой ценности; приводятся критерии сформированности и уровни проявления ценностного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: культура, ценность, ценностное отношение, ценностно-смысловая позиция, личностный смысл, ценностные ориентации, деятельность, научноисследовательская деятельность студентов, формирование ценностного отношения, критерии и показатели ценностного отношения.

Система ценностных отношений будущего специалиста - выпускника вуза к организованному личностно-ориентированному образованию как объекту оценки является решающим фактором при выборе способа его последующей профессиональной деятельности. Научно-исследовательская деятельность играет немаловажную роль в личностном выборе студента, определяюще влияет на изменение его самосознания, поведения и отношения к себе и окружающему миру. Формирование ценностного самосознания, ценностного отношения, ценностного поведения личности является предметом педагогической аксиологии, основные концептуальные идеи которой представлены в трудах В.А. Василенко, В.И. Гинецинского, О.Г. Дробницкого, В.А. Сластёнина, В.П. Тугаринова, Е.Н. Шиянова, В.А. Ядова и др.

Изучение представлений о феномене «ценностное отношение» позволило выделить некоторые

© З.А. Демченко, 2012

З.А. Демченко

для него специфические функции, а именно: 1) ценностно-смысловую, обуславливающую адекватность оценки студентами ценностно-смысловой значимости научно-исследовательской деятельности как контекстной деятельности основного образовательного процесса, непрерывного профессионального образования и последующей профессиональной деятельности (исследовательские компетенции); 2) ценностно-регулятивную, определяющую значимость научно-исследовательской деятельности для студента как деятельности позволяющей ему определить своё жизненное кредо, развить творческое мышление, выстроить правильно субъективную позицию и др.; 3) аккумулятивно-организационную, отвечающую за самопобуждение субъекта к организации деятельности на уровне коммуникативного взаимодействия и межличностного общения с другими субъектами как способа успешной социализации; 4) мотивационно-побудительную, которая в ситуации свободы выбора актуализирует знания, полученные студентами в школе, семье, вузе, окружающем мире, и опыт, закрепленный в образовательной или профессиональной практике; 5) смыслотворящую, заключающуюся в принятии (проживание) или непринятии личностью событий, явлений, фактов, предметов, объектов реальной жизни, связанных с его преобразующей и созидающей деятельностью; 6) мотивационно-ситуативную, отвечающую за направленность ценностного сознания субъектов деятельности на значимые для них образовательные и профессиональные объекты, которые они соотносят со своими интересами, потребностями, мотивами, а также с интересами, потребностями и мотивами других людей, другого человека, что, собственно, определяет ценностно-смысловую позицию и гражданскую направленность личности [1, 2, 6].

При сопоставлении различных точек зрения на психолого-педа-гогическую сущность и характерологические особенности категории «ценностное отношение» нами сделаны выводы о том, что: 1) в рамках ценностно-ориентационной функции вуза ценностное отношение к образованию и деятельности проявляется через изменение внутренней позиции субъекта как основы регуляции направленности личности на значимые объекты (личностный смысл отношения); 2) проблема ценностного отношения к образованию, науке, научной и профессиональной деятельности как единому и сущему есть проблема ценности этого отношения (личностный смысл деятельности); 3) формирование личностного смысла ценностного отношения к образованию, научной и профессиональной деятельности у студентов связано с качеством образовательной политики вуза (миссия, приоритеты и позицирование); 4) на формирование качества ценностного отношения к образованию и деятельности влияет не столько воздействие на личность будущего специалиста, сколько ценностное взаимодействие с ней (субъективно устанавливаемая связь).

В исследовании установлено, что одной из ключевых категорий педагогической аксиологии выступает ценностное отношение, которое «... есть не что иное, как внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений.» [7, с. 124].

Личностный смысл представляется доминирующим субъективным фактором развития у студентов ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности. В свою очередь объективными и субъективными факторами, влияющими на развитие личностного смысла ценностного отношения субъекта к научно-исследовательской деятельности, могут выступать и другие. В частности это: 1) ценностные ориентации, проектирующие культуротворческие способности субъекта деятельности; 2) природные задатки в плане аналитико-оценочной, технико-функциональной, коммуникативно-поведенческой и творчески-инновационной сферы деятельности будущего специалиста — выпускника вуза [9].

Одной из задач педагогики высшей школы является определение ценностного отношения студентов как будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности с целью выстраивания траекторий личностного и профессионального становления. С этой целью в течение последних десяти лет сначала на базе Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова (2001-2006 гг.), а затем на базе Архангельского государственного технического университета (2007-2010 гг.) проводилось комплексное исследование направленности личности студентов, занимающихся организованной и целенаправленной научноисследовательской деятельностью. За десять лет обследовано более 3000 студентов (педагогическое наблюдение, интервьюирование, собеседование, тестирование, анкетирование и пр.). В рамках эксперимента определен комплекс методик, позволяющих более полно выявить природные задатки респондентов, их ценностные ориентации, влияние личности руководителя научно-исследовательской деятельности на изменение ценностно-смысловой позиции и пр.

Данный комплекс включает в себя следующие общеизвестные методики: 1) дифференцированно — диагностический опросник Е.А. Климова, позволяющий выявить типы профессий, присваиваемые студентами на время диагностики [8, с. 170]; 2) методику определения ценностных ориентаций студентов — участников научно-исследовательской деятельности (по М. Рокичу) [8, с. 201-205]; 3) методику определения психологического типа руководителя (природные задатки, черты характера, ценностные ориентации и пр.) Д. Кейрси (версия Л.И. Катаевой) [5, с. 359-383]; 4) методику классификации и тестирования склонностей к определённому типу деятельности (наличие или уровень развитости аналитико-оценочной, технико-функциональной, коммуникативно-

поведенческой и творчески-инновационной сфер деятельности (по Н.И. Шевандрину) [9, с. 481-484].

Опрос студентов младших курсов (в сумме 124 чел.) в Архангельском государственном техническом университете (2007-2010 гг.), а с 2010 года Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова на базе «Научной школы студента-исследователя» позволил студентам на начальном этапе обучения сделать о себе определённые выводы. Они впервые узнали об уровне своей жизненной активности, о том какие черты характера им присущи, о принадлежности к определённому психолого-педагогическому и социальному типу личности, о том у кого из респондентов более устойчивая система ценностей и пр. По результатам проведенной диагностики направленности личности студентов (по методике Д. Кейрси) было установлено, что не все студенты младших курсов (выборка 124 чел.), которые пришли впервые в «Научную школу студента-исследователя», могли нарисовать свой психолого-педагогиче-ский портрет, тем самым не определяли свои специфические особенности и характерологические способности.

Анкетирование (по методике Н.И. Шевандрина) у тех же студен-тов-респондентов подтвердило данный факт и показало, что коммуникативно-поведенческая сфера деятельности полностью развита лишь у 37,12% респондентов, частично — у 27,43%. Остальные респонденты имеют нераскрытые ресурсы, которые необходимо развивать в процессе коммуникативного взаимодействия и межличностного общения (в частности в процессе диалога и полилога). Творчески-инновационная сфера деятельности частично развита у 38,73% респондентов, совсем неразвита у 34,71%, а у 26,56% требует незамедлительной разработки посредством различных творческих заданий. Если говорить о технико-функциональной сфере деятельности, то опрос показал, что она хорошо развита у 54,84% респондентов, частично у 17,76%, и требует пристального внимания у 27,40%. Обращает на себя внимание аналитико-оценочная сфера деятельности. У 30,68% она развита хорошо, у 31,49% респондентов она требует последующего развития, а у 37,83% требует особого внимания [9, с. 481-484].

После небольшого периода пребывания в «Школе» в процессе наблюдение за поведением студентов позволило выявить три уровня проявления ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности (низкий, средний, высокий).

Первый уровень (низкий) характеризуется выраженной мотивационной готовностью студентов к достижению успеха (успешности) в научноисследовательской деятельности при репродуктивно-нейтральном проявлении интереса к предоставляемым формам работы, их предметному наполнению; у студентов наблюдается ситуативное проявление интереса

к участию в основных занятиях учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью при не высоком уровне самоактуализации и самореализации в этих и других видах деятельности; студенты не проявляют особый интерес и особое стремление к самореализации творческого потенциала и самосовершенствованию природных задатков; включение их в соответствующую систему межличностных отношений и коммуникативного взаимодействия идёт сложно либо пассивно. У таких студентов самооценка занижена, а выбор позиции зависит от мнения окружающих. Они всё время находятся в ожидании проявления инициативы от других (от другого, в том числе, от научного руководителя, преподавателя). Самое главное то, что у студентов такого типа не сформирована потребностно-мотивационная готовность к принятию научно-исследовательской деятельности как системообразующей ценности; отсутствуют реальные аксиологические устремления к достижению успешности в процессе изучения основ научно-исследовательской деятельности (ценностное поведение, ценностное отношение, ценностное взаимодействие и др.).

Второй уровень (средний) определяется недостаточно высокой мотивацией к достижению успеха и успешности, но при этом студенты обладают множеством нераскрытых способностей, реализация которых позволит достигнуть успеха как в личностном, так и профессиональном становлении. Такие студенты нуждаются в постоянной актуализации творческого потенциала и мотивации поступков, у них самовыражение фрагментарно, а выбор групп для реализации своих возможностей и способностей обусловлен формирующейся у субъекта ценностно-смысловой системой; при самоопределении, самоутверждении и самореализации творческого потенциала такие студенты включаются во взаимодействие с другими индивидами, коллективным субъектом без особого труда. У них фиксируется ценностное отношение к научно-исследовательской деятельности только в контексте ее нормативных функций (выполнение учебных заданий, подготовка к учебному семинару, выполнение курсовых и дипломных работ, выпускных квалификационных работ, решение личных инициатив благодаря помощи научного руководителя и пр.).

Третий уровень (высокий) проявляется через стремление студентов участвовать во всех видах научно-исследовательской деятельности. У них наблюдается ярко выраженный уровень самообразующей и смыслообразующей активности при высоком уровне мотивации достижения успешности как в образовании, так и научно-исследовательской деятельности, а в перспективе и профессиональной. У студентов наличествует устойчивая система социальных и профессиональных ценностей при особом интересе к занятиям в «Научной школе студента-исследова-теля». Слушатели «Школы» стремятся самостоятельно находить ориги-

нальные способы решения различных научно-исследовательских задач и творческих замыслов. У них высокий уровень самосовершенствования и актуализации творческого потенциала, что позволяет им в различных ситуациях переходить от поиска себя в образовании и научно-исследовательской деятельности к практической самореализации на основе сформированной ценностно-смысловой сферы. У таких студентов чётко фиксируется ценностное поведение во взаимодействии с другими субъектами (в частности, с научным руководителем).

Деятельность «Научной школы» регламентирована специальным документом, прошедшим ряд утверждений (кафедра, факультет, институт), включающий в себя: общее положение и структуру деятельности; организационные принципы деятельности; права и обязанности слушателей; содержание работы и формы стимулирования; примерный учебно-тематический план и структурно-логические схемы, реализуемые в процессе управления развитием НИР студентов; программу занятий со студентами первого, второго и третьего года обучения (организационно-методическое обеспечение); тематический план и содержание образовательной дисциплины «Основы научных исследований»; прописаны уровни овладение основами научно-исследовательской деятельности; прописано, что должен знать и уметь студент, чем должен владеть и о чём иметь представления и др. [3].

В модели управления развитием у студентов слушателей «Научной школы» ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности определено три этапа, которые студенты проходят за определённый период, и у каждого студента свой временной интервал вхождения (субъективный, личностно-ориентированный и ценностно-смысловой подход).

На понятийно-сциентическом этапе развития ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности вводится понятийный аппарат «деятельность», «отношение» и его высшая градация — ценностное; определяется миссия, ставятся задачи и способы их реализации; создаются предпосылки способствующие мотивации студентов к занятиям научно-исследовательской деятельностью и адекватной обстановки для непосредственного осмысления студентами личностного и профессионального смысла ценностного отношения к данному виду деятельности как системообразующей ценности.

В контексте деятельности «Научной школы студента-исследователя» как особой формы приобщения студентов к науке и высшему профессиональному образованию это выглядит так:

• теоретически обосновываются ее цели, задачи; выстраивается перспектива развития у студентов ценностно-смысловой позиции к образованию, профессии и науке; формируется система знаний

о себе как личности (ценностные ориентации, направленность, творческий потенциал и пр.) и как субъекте образовательного процесса (уровень сфер деятельности: аналитико-оценочный; технико-функциональной; коммуникативно-поведенческой; творче-ски-инновационной);

• через систему тестовых заданий, анализ и обсуждение различных ситуаций, систему семинарских занятий, творческих мастерских задаётся вектор потребностно-мотивационной готовности студентов к самоопределению природных задатков, самореализации творческого потенциала. Студенты включаются в проектирование индивидуальных образовательных маршрутов; нами воссоздаётся реальная картина их будущей профессиональной деятельности, карьерного роста, личностной значимости, социального статуса и пр. Всё это формирует у студентов определённую систему ценностей и создаёт предпосылки для выработки у них ценностно-смысловой позиции к себе, образованию, науке, будущей профессии, окружающему миру.

На представленческо-образном этапе у студентов формируется логика развития личностного и профессионального смысла в реализации своего творческого потенциала в научно-исследовательской деятельности. Студенты подвергаются комплексно-диагностическому обследованию на предмет выявления природных задатков и ценностных ориентаций. Студенты включаются в процесс воссоздания представлений о ценностях научно-исследовательской деятельности и её роли в становлении профессионального имиджа, развития у студентов ценностно-смысловой сферы личности.

В контексте деятельности ««Научной школы»» конкретизируются отдельные положения второго этапа:

•транслируется индивидуальный образ жизненного опыта научного руководителя «Школы», других учёных и исследователей, которые благодаря самоактуализации творческого потенциала достигли высокого уровня профессиональной и общечеловеческой культуры; у слушателей формируется логика развития личностного смысла ценностного отношения к проекту, в котором они участвуют;

•слушатели участвуют в презентации творческих проектов, представляют на обсуждение тезисы докладов в рамках обязательных образовательных занятий; учиться моделировать и проектировать; обучаются культуре речи, умению дискуссировать, технологии информационного поиска и пр.;

• нивелируется представление слушателей о своих самостях (самопознание, саморазвитие, самоактуализация, самосовершенствование и пр.) Студенты под руководством опытных педагогов и пси-

хологов овладевают методами самодиагностики направленности личности, методиками изучения ценностных ориентаций и пр.

На установочно-действенном (ценностно-смысловом) этапе деятельность студентов и их отношение к ней направлена на решение практических задач, связанных с определением значимости профессионального образования и его элементов в будущей деятельности, значимости взаимосвязи элементов исследовательской работы и научно-исследовательской деятельности; предполагается исследовать ценностно-смысловую направленность личности студентов, стимулировать студентов к развитию у них ценностно-оценочного суждения, инициативно-ответственного отношения к образовательной, научной и профессиональной деятельности; актуализируются задачи, связанные с проектированием индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов функциональной грамотности; студенты включаются в процесс формирования ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности через создание мыслительных аналогов, позволяющих наполнить понятийный аксиологический аппарат студентов при раскрытии представления о соотношении части и целого, личностного и профессионального в данном образовательном процессе, о гармоническом единстве рационального и эмоционального, содержательного, операционного, мотивационного и др.

Предполагается, что результатом качественного освоения всех трех этапов явится развитое и устойчивое ценностное отношение к научноисследовательской деятельности, а критериальным показателем выступит ценностно-смысловая позиции по отношению к себе как личности, субъекту и главной ценности и цели научно-исследовательской деятельности. В качестве критерия устойчивой связи между деятельностью и ценностным отношением к ней у студентов выступит личностный смысл

— сущностная составляющая ценностного отношения.

Предвосхищающие результаты показали:

1. «Научная школа студента-исследователя» как эффективная образовательная технология создаёт условия для освоения её слушателями основ научного исследования, развития ценностносмысловой сферы личности в условиях свободы выбора моделей поведения и средств реализации жизненного кредо (личностные компетенции).

2. Ценностное отношение студентов к научно-исследовательской деятельности как изучаемому объекту, значимому событию, форме реализации личностных компетенций и средстве развития ценностно-смысловой и других сфер личности складывается не благодаря содержанию деятельности и форм её организации, а основывается: а) на проживании студентами собственного жиз-

ненного опыта постижения этого содержания и принятия ими форм и методов деятельности; б) иррациональности поведения и пристрастия к тем или иным событиям, методам коммуникативного взаимодействия и межличностного общения (формирование внутренних структур психики студентов благодаря усвоению ими структур внешней социальной адаптации к интересному виду деятельности — интериоризация); в) индивидуализированному отражению действительного отношения студентов к тем объектам, субъектам, фактам, явлениям и событиям, ради которых они готовы тратить свою потенциальную энергию, свой интеллект и свой дефицит времени (личностный смысл как сущностная составляющая ценностного отношения).

3. Развитие личностного смысла ценностного отношения к НИД студентами осуществляется благодаря рефлексии собственного жизненного статуса, селекции фактов и аргументов в пользу занятий этим видом деятельности, разрешении противоречий в познании истины через переживание и проигрывание ситуаций, выстраивание перспективы будущего и др.

4. Результатом познания истины, как и результатом динамики ценностного отношения студентов к науке, непрерывному образованию и будущей профессии выступает новая целостная система модели окружающего мира со своими плюсами и минусами, включающая и модель поведения студента как будущего специалиста, индивида и личности (это либо инженерные, либо научные, либо научно-педагогические кадры).

Выявлены доминанты, отвечающие за уровень развития ценностного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности:

• эрудиция и широкий кругозор научного руководителя при устойчивой системе его гносеологических, акмеологических и аксиологических ценностей, проявляющихся не в прямой трансляции, а в ценностном отношении к позиции каждого студента, его точке зрения, к науке, образованию и своей профессионально-педагогической деятельности и будущей профессиональной деятельности студентов — слушателей «Научной школы»;

• индивидуальный подход и эффективность личностно-ориентированного обучения усиливает ценностное отношение к научноисследовательской деятельности студентов посредством чёткой конкретизации целей и критериев усвоения изучаемого материала, образцов поведения и отношения обучаемых или обучаемого при корректирующей обратной связи;

• диагностическое целеполагание и корректирующее психологопедагогическое сопровождение профессионального взросления

обучаемых, наложенные на контекстуальность деятельности, суть которой состоит в том, что личностно-развивающая ситуация возникает, когда изучаемые и проживаемые модели поведения и отношения лежат в контексте личностно-смысловой сферы обучаемых.

Кроме этого установлено, что средством достижения определённого уровня ценностного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности является диалогичность, предполагающая выявление и проявление индивидуальных, личностных, образовательных ценностей и ценностей, значимых для студентов, в процессе реализации себя в будущей профессиональной деятельности и непрерывном профессиональном образовании. При этом немаловажную роль играло эмоциональное воздействие на студентов, вызванное у них личностью научного руководителя, его заинтересованностью в успехе своих воспитанников, убеждённостью в трактовке истин морали и нравственности, что вызывает в качестве обратной реакции непроизвольный интерес студентов к своему научному руководителю как носителю ценностей и ценностных отношений, к себе как развивающейся неординарной личности, к образованию и науке как основе социальной адаптации будущих специалистов, их академической мобильности.

Мониторинг за изменением отношения студентов к себе как личности и как субъекту научно-исследовательской деятельности в основном образовательном процессе и параллельно к нему показал, что более чем у 75% студентов оно стало ценностным.

Повторная диагностика (выборка 124 чел.) показала, что уже в конце первого года обучения в «Школе» коммуникативно-поведенческая сфера деятельности полностью раскрыта у 57, 23%, а на начальном этапе данный показатель составил лишь 37,12%; творчески-инновационная сфера деятельности раскрыта у 63,11%, а на начальном этапе данный показатель составлял у 38,73%; технико-функциональная сфера деятельности осталась примерно на том же уровне; аналитико-оценочная сфера деятельности развита у 51,29%, а на начальном этапе вхождения в научноисследовательскую деятельность данный показатель составлял 30,68%.

Интервьюирование студентов, наблюдение за поведением студентов, сравнительные результаты диагностики показали успешность развития ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности студентов в вузе обусловлена: 1) открытостью и диалогичностью образовательного пространства «Научной школы», которое позволяет каждому студенту-слушателю почувствовать себя активным социальным субъектом, главной ценностью в образовательном процессе; 2) вариативностью, которая заключается в том, что каждый студент имеет право на выбор своей личностной позиции; 3) полифункциональностью и мо-

ногмерностью образовательного пространства, позволяющих будущему специалисту — выпускнику «Школы» и вуза выстроить свои образовательные траектории от индивидуальных образовательных маршрутов до маршрутов функциональной грамотности т.д._

Установлено, что развитие ценностного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности как системообразующей ценности представляет собой многоэтапный процесс, включающий в себя системно-деятельностной, личностно-ориентированный, ценностносмысловой, оценочно-познавательный, эмоционально-волевой и другие компоненты. Среди доминирующих два компонента: личностно-ориентированный и ценностно-смысловой.

В процессе индивидуальных бесед, конструктивного диалога со студентами - слушателями «Школы» получено обобщенное мнение о научно-исследовательской деятельности как системообразующей ценности. На вопрос «Что даёт Вам эта деятельность (дала)?». Студенты ответили примерно следующее:

— позволяет развивать: научно-философское мышление; широкий кругозор и эрудицию; богатое воображение; нравственные качества; правильную речь и др.;

— позволяет овладеть: наследием великих учёных и исследователей; методологией научного творчества и научного поиска; теориями социальных ролей и духовно-нравственных ценностей; различными подходами к проектированию индивидуальных образовательных траекторий и др.;

— позволяет сформировать устойчивую гражданскую позицию; систему ценностных ориентаций; объективное представление о смысле ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности как социокультурного феномена и способу самореализации и самоопределения своей «Я-Концепция» и др.;

— учит: разбираться в себе и окружающем мире, в другом человеке и других людях; выбирать рациональные способы решения жизненноважных проблем и оптимально решать поставленные задачи; ораторскому искусству и манере поведения; руководить и подчиняться, работать в команде единомышленников (в частности, коммуникативному взаимодействию и межличностному общению); проектировать, моделировать, прогнозировать, предвидеть, предполагать и пр.;

— предоставляет все возможности: для становления социального статуса и последующей карьеры; социальной адаптации: личного имиджа и творческой активности; ценностно-смысловой позиции и правильной направленности деятельности и пр.

Студенты, которые систематически посещали занятия в «Научной школе студента — исследователя», успешно освоили её содержательную часть и сформировали у себя устойчивое ценностное отношение к на-

учно-исследовательской деятельности и доказали, что важно работать в команде и проявлять лидерские качества. Так более 50% студентов из числа слушателей стали: активными участниками ежегодной региональной научно-практической конференции «Ломоносова достойные потомки» (Архангельск — 2008, 2009, 2010) и Международной студенческой научно-практической конференции «Экологические, экономические, социальные и правовые аспекты устойчивого развития» (Екатеринбург

— 2011); инициировали и на высоком научном уровне провели две юбилейные региональные конференции, посвящённые видным учёным, просветителям и педагогам: 140-летие со дня рождения Б.Л. Розинга (АГТУ - 2009 г.) и к 150-летию со дня рождения нашего земляка И.В. Мещерского (АГТУ-2009 г.), а также приняли самое активное участие в Международной научно-практической конференции (от студента до аттестованного профессора) «Энергетика и энергоэффективность в условиях геостратегического развития и освоения Арктического региона» с элементами научной школы для молодёжи «Инженерные науки в XXI веке: проблемы методологии исследований и академической мобильности исследователя», которая проводилась на базе Института энергетики и транспорта САФУ имени М.В. Ломоносова - 2011 г.) и др. [2, 3, 4].

В качестве вывода следует сказать, что не воздействие на студента различными способами и приемами, а взаимодействие с ним как равным партнёром составляет содержание воспитательного аспекта в научно-исследовательской деятельности. Воспитание как часть мировой культуры и самообразование как механизм взаимосвязи мировоззренческой культуры студентов через активное и даже пассивное их участие в масштабных научных мероприятиях придаёт особую окраску ценностному отношению к научно-исследовательской деятельности как системообразующей ценности (анализ текстовых культур, диалог культур, диалог студентов и научного руководителя и пр.). Педагогический такт, понимание студентов содействует их оптимальному вхождению в современный социум на правах равного со взрослыми партнёра, что усиливает ценностное взаимодействие студентов с этим социумом и нивелирует ценностное отношение к себе в этой деятельности и во взаимодействии.

Психолого-педагогическое сопровождение студентов в контексте освоения ими основ научно-исследовательской деятельности, коммуникативного взаимодействия и межличностного общения рассматривается как социокультурное явление, опредмеченное в этой архитектуре, и отношениях субъектов к себе, другим субъектам и деятельности как ценности.

Нами изучены и представлены возможности конструирования и проектирования социокультурной среды, оказывающей должное влияние на развитие ценностного отношения обучающейся молодёжи к на-

учно-исследовательской деятельности как системообразующей ценности, в которой субъект реализует себя полноценно.

Несмотря на определённую динамику и положительные результаты, возникает ряд очень важных проблем, касающихся: 1) слабой преемственности школьной практики включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность (в частности школы одарённых детей, предметные кружки, олимпиады и др.) и вузовской исследовательской работой обучающейся молодёжи; 2) отсутствием единой базы данных по мониторингу включения обучающейся молодёжи (школа-вуз) в научно-исследовательскую работу; 3) неготовности самой системы высшего профессионального образования создавать условия, способствующие актуализации творческого потенциала обучающихся и формированию у них ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности; 4) отсутствие целостного представления педагогов высшей школы и обучающейся молодёжи о научно-исследовательской деятельности как уникальной части образовательного процесса вуза и системообразующей ценности; 5) несовершенства нормативно-правовой базы, касающейся «студенческой науки», и полное отсутствие таких составляющих как: а) мотивационная; б) инфраструктурная; в) материальная; г) кибернетическая (обратная связь).

Кроме этого, высшая профессиональная школа не акцентирует своё внимание на развитии ценностно-смысловой позиции будущего специалиста (ценностное отношение к образованию и науке; оно давно стало потребительским), а формирование кадрового потенциала зачастую идёт вне контекста научно-исследовательской деятельности (магистранты, аспиранты, докторанты).

Литература

1. Демченко З.А. Теоретико-методологические предпосылки формирования ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности студентов университета как основы формирования у них ценностно-смысловой позиции // Сибирский педагогический журнал. — 2009.- № 12. — С. 149 — 159.

2. Демченко З.А. Теоретико-метологические основания развития ценностно-смысловой позиции студентов вуза посредством научно-исследовательской деятельности. - Архангельск. Сев. (Аркт.) фед. ун-т, 2011.

3. Демченко З.А. Программно-проектное обеспечение процесса развития НИР студентов и абитуриентов в условиях современного вуза: сб. образоват. программ. — Архангельск: Сев. (Аркт.) фед. ун-т, 2011.

4. Демченко З.А. Программа Международной научно-практической конференции «Энергетика и энергоэффективность в условиях геостратегического развития и освоения Арктического региона» с элементами научной школы для молодёжи «Инженерные науки в XXI веке: проблемы методологии исследований и академической мобильности исследователя». — Архангельск: Сев. (Аркт.) фед. ун-т, 2011.

5. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом. — М.: Изд-во Института Психологии, 2001.

6. Сковородкина И.З. Знание ценностных ориентаций учащихся — одно из условий оптимизации процесса обучения в школе и вузе //«Формирование ценностных ориентаций личности в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики (конец XX - начало XXI вв.). - М.: ИТИП РАО, 2005.

7. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003.

8. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2003. - Ч. 3.

9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — М.: ВЛАДОС, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.