Научная статья на тему 'Процесс организации научно-исследовательской деятельности студентов в высшем профессиональном образовании как комплексная проблема'

Процесс организации научно-исследовательской деятельности студентов в высшем профессиональном образовании как комплексная проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС / ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОЦЕССА / ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / RESEARCH ACTIVITY / PROCESS / HOLISTIC PEDAGOGICAL PROCESS / THE NATURE AND STRUCTURE OF THE PROCESS / FUNCTIONS OF THE PROCESS / PERSONALITY / VALUE ATTITUDE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко Зинаида Алексеевна

В работе представлена научно-исследовательская деятельность студентов вуза как система мер и как часть социальной системы, направленная на развитие у них ценностного отношения к данному виду деятельности. Раскрыта концепция развития процесса научно-исследовательской деятельности студентов. Дан алгоритм управления этим процессом с позиции системно-деятельностного и ценностно-смыслового подходов. Введено понятие «прогнозирование» и представлены условия качественного управления процессом развития ценностного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности как базовой части образовательного процесса современного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демченко Зинаида Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс организации научно-исследовательской деятельности студентов в высшем профессиональном образовании как комплексная проблема»

УДК 378.016

З.А. Демченко

ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК КОМПЛЕКСНАЯ ПРОБЛЕМА

В работе представлена научно-исследовательская деятельность студентов вуза как система мер и как часть социальной системы, направленная на развитие у них ценностного отношения к данному виду деятельности. Раскрыта концепция развития процесса научно-исследовательской деятельности студентов. Дан алгоритм управления этим процессом с позиции системно-деятельностного и ценностно-смыслового подходов. Введено понятие «прогнозирование» и представлены условия качественного управления процессом развития ценностного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности как базовой части образовательного процесса современного вуза.

Научно-исследовательская деятельность, процесс, целостный педагогический процесс, сущность и структура процесса, функции процесса, личность, ценностное отношение.

The work presents the research of University students as the system of measures and the part of the social system, aimed at development of their value attitude to this type of activity. The concept of development of the process of research activity of students is disclosed in the paper. The control algorithm for this process from the position of system-active and value-semantic approaches is given. The concept of forecasting is introduced and the conditions of the quality control process of the development of students’ value attitude to research activity as the basic part of the educational process at the modern University are presented.

Research activity, process, holistic pedagogical process, the nature and structure of the process, functions of the process, personality, value attitude.

Профессиональная деятельность преподавателя (научного руководителя обучающихся) должна быть основана на системном, системно-деятельностном и ценностно-смысловом подходе к управлению субъектами в педагогическим процессе, а так же самим процессом как целостной системой (обучение, развитие и воспитание). В данном случае результат такой деятельности становится прогнозируемым и проектируемым, а целевое включение обучающихся в этот процесс становиться эффективным. В научноисследовательской деятельности (как целостном педагогическом процессе) участниками выступают студенты и их научный руководитель. В центре целостной педагогической системы как процессуального явления находится личность преподавателя (научного руководителя) и личность студента (обучаемого) как взаимосвязанного совокупного субъекта данной бинарной системы. Научно-исследовательская деятельность является составной частью социальной системы, частью общечеловеческой культуры, поэтому ее совершенствование рассматривается нами как важнейшее условие общественного развития личности будущего специалиста-выпускника вуза, его ценностно-смысловой позиции и гражданской направленности личности на объекты деятельности (способность нести ответственность за свои деяния).

К сожалению, существующие сегодня модели включения студентов вуза в эту деятельность носят эпизодический характер при его информационнорепродуктивном уровне (традиционные итоговые конференции по кафедрам вуза и участие студентов в предметных олимпиадах). Существует и другая, не менее важная, проблема: кадровая политика в вузе решается за форматом научно-исследовательской деятельности студентов. Вуз как работодатель эту деятельность считает неперспективной и не инвести-

рует в нее начальный капитал (мотивация, стимулирование, финансирование и пр.).

Анализируя проблему развития современной кадровой политики в вузах Российской Федерации, Е.В. Шудегов обращает внимание на проблему развития и омоложения научных и научно-педагогических кадров инновационной России. Он констатирует следующее: «...студенты, в большинстве своем, не рассматривают обучение в вузе как профессиональную подготовку к инновационному преобразованию экономики, не испытывают потребности включаться в интенсивную научную деятельность с ориентацией на будущую профессиональную занятость. Выпускники вузов обладают недостаточной фундаментальной подготовкой и не умеют адаптироваться к изменяющейся технологической среде.» [5, с. 8].

В процессе исследования заявленной проблематики нами обращено внимание на доклад Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совету при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, в котором говорится о «.нарастающем разрыве между разными поколениями исследователей, возникновению реальной опасности утраты преемственности в науке и лидирующего положения отечественных научных школ в мировой науке и практике...» [4, с. 4].

Но, тем не менее, высшее профессиональное образование, как важнейший социально-государственный институт, призван выполнять функцию подготовки молодого поколения к решению профессиональный задач, задач, связанных с управлением производством, включением в научно-исследовательскую деятельность и пр. Не вызывает сомнения тот факт, что современное высшее профессиональное образование в части профессиональной составляю-

щей модели молодого специалиста достигло высшего уровня совершенства. К сожалению, личностная составляющая модели молодого специалиста требует своей целостной разработки (ценности и смыслы, цели, ценностные ориентации, мотивы и мотивация и др.) [2], [3] .

Научно-исследовательская деятельность студентов в высшем профессиональном образовании как целостный педагогический процесс призвана: развивать у студентов правильное представление о себе как личности (носитель ценностей и ценностных отношений), представление о современной картине мира и окружающей действительности; овладевать культурой системного подхода к общечеловеческой деятельности и важнейшими общеметодологическими принципами ее организации (человек культурный и человек культуры) и др. Поэтому в организованном нами целостном педагогическом процессе, на основе которого с 2007 г. функционирует «Научная школа студента-исследователя» (авторский проект) как педагогическая модель формирования ценностного отношения обучаемых к данному виду элективной образовательной деятельности. В ее рамках наличествуют: психолого-педагогическое сопровождение социального и академического взросления студентов (студент - цель и ценность процесса), позволяющее будущему специалисту осознать себя частью общества, субъектом культуры (индивидуальной, образовательной, профессиональной); система культурологических и психолого-педагогических условий, детерминирующих развитие «Я - Концепция»; педагогическая технология управления развитием и саморазвитием природных задатков и ценностных ориентаций студентов как совокупность последовательных и взаимосвязанных этапов диагностики и мониторинга успеха и успешности студентов в деятельности и пр.

Поэтапная и сквозная диагностика ценностных ориентаций и направленности личности студентов в организованной научно-исследовательской деятельности, мониторинг изменения ценностно-смысловой позиции обучающихся способствуют продвижению студента-исследователя от незнания к знанию, от неуспеха к успешности, от низшего уровня мыслительной деятельности к высшему [3, с. 99].

Результаты исследования позволили установить, что целостный педагогический процесс, в частности, научно-исследовательская деятельность, представляет собой конкретную образовательную технологию, позволяющую на ее основе проектировать логику развития ценностно-смысловой позиции субъекта деятельности, гражданскую направленность его личности на объекты деятельности, на себя и окружающий мир (социальная и академическая мобильность); уникальную культуру, включающую в себя набор текстовых культур и общечеловеческих ценностей, набор средств и методов обучения, воспитания и развития обучаемого (системообразующая ключевая ценность).

Управляя процессом включения студентов младших курсов в научно-исследовательскую деятельность, мы даем себе четкую установку на то, что

данный процесс структурируется из следующих компонентов: целевого, стимулирующе-мотивацион-ного, содержательного, операционно-действенного, контрольно-регулировочного, оценочно-результативного. Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия субъектов от постановки цели обучения до анализа его результатов, от организации и проектирования индивидуальных образовательных траекторий (студенты младших курсов) до маршрута функциональной грамотности (студенты старших курсов) [1].

Благодаря многолетней опытно-эксперимен-

тальной работе на базе «Научной школы студента-исследователя» (2001 - 2006 гг. в ПГУ им. М.В. Ломоносова и 2007 г. по настоящее время АГТУ-САФУ им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск) нами были установлены составляющие компоненты образовательной педагогической технологии, благодаря которым осуществлялось развитие ценностного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности как феномену, как процессу и как системе: освоение понятийного аппарата педагогической аксиологии, диагностика ценностных ориентаций слушателей «Школы», включение студентов в диалог и полилог по проблемам осуществления деятельности на уровне ее профессиональной, социальной и социокультурной значимости и др.

В процессе собеседования со студентами - участниками научно-исследовательской деятельности, организованной в вузе, педагогического наблюдения за их поведением и отношением было отмечено, что именно ценностно-смысловая позиция, наложенная на ценностный мотив их желания заниматься подобным видом деятельности, детерминировала развитие личностного смысла их ценностного отношения к ней. Примерный перечень факторов, влияющих на развитие ценностного отношения субъектов к деятельности, нами определен экспериментальным путем. Перечислим лишь некоторые из них:

- научно-исследовательская деятельность выступает в качестве целенаправленного педагогического процесса по самосовершенствованию личности обучаемого и его мировоззренческой системы ценностей, в том числе ценностного самосознания, ценностного поведения и ценностного отношения к себе, к другим, к другому;

- научно-исследовательская деятельность представляет особый вид коммуникативного взаимодействия и межличностного общения субъектов, в которой научный руководитель выступает в качестве носителя ценностей и ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности, к позиции студентов (студент имеет право на собственную точку зрения);

- научно-исследовательская деятельность как образовательная среда и целостный педагогический процесс задает жизненные стратегии и создает потенциальные возможности для самосовершенствования, самоактуализации и самореализации творческого потенциала и личностных потребностей студентов через свободу выбора форм, способов, средств, приемов и др.;

- с позиции социокультурной значимости научно-исследовательская деятельность как социокультурная среда позволяет, в отличие от основного образовательного процесса вуза, ограниченного стандартом и временными рамками, выйти на наиболее широкий контекст выбора смыслов и ценностей в процессе активной жизнедеятельности студентов и т.д.

Кроме всего прочего нам удалось установить то, что развитие ценностного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности как педагогическому процессу и как социокультурному явлению регламентируется следующими исходными положениями: первое исходное положение связано с ведущей ролью ценностных ориентаций как системы устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на известные ценности материальной и духовной культуры общества, включая ценности образования и самообразования. Второе исходное положение предполагает, что любая организованная деятельность при определенных психолого-педагогических и социокультурных условиях способствует развитию ценностной сферы личности субъекта, включающей в себя мотивы ценностного поведения и ценностного отношения ко всему, к чему он причастен.

Научно-исследовательская деятельность студентов действительно обладает особыми разрешающими возможностями изучения уникальности студентов, нелинейности развития у них ценностно-смысловой сферы личности в различных жизненных ситуациях, что позволяет рассматривать ее как ценностносмысловую систему, часть мировой и личностноиндивидуальной культуры, процесс непрерывного потребностно-мотивационного развития личности студента и т. д.

Свои аксиологические черты научно-исследовательская деятельность приобретает за счет использования гуманитарных возможностей пространства высшей профессиональной школы и обогащения содержания этого пространства набором текстовых культур, а так же примерами межпоколенного опыта в науке и высшем профессиональном образовании, ценностного отношения профессорско-педагогического корпуса к этой деятельности как системообразующей ценности и комплексной проблеме вуза.

Проблема развития ценностно-смысловой позиции и гражданской направленности личности студентов в условиях организованной целенаправленной научно-исследовательской деятельности есть проблема ценностного отношения к этой деятельности. При этом она обусловлена:

1) общественной потребностью студента в новом качестве жизни, зависящем от позицирования государства и вуза, но, в первую очередь, от его собственной активности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, умения вступать в культурно-исследовательскую взаимосвязь с окружающим миром;

2) необходимостью переосмысления студентом своего отношения к рациональному и бережному использованию формата пребывания в вузе, выбору

образовательных стандартов, проектированию индивидуальных образовательных маршрутов и маршрутов функциональной грамотности;

3) потребностью в диагностике направленности личности на объекты образования и будущей профессиональной деятельности, в частности, - научные и научно-педагогические кадры при постоянном мониторинге развития творческого потенциала (принцип трансцендентальности человеческого бытия -стремление к вершине самосохранения, саморазвития и самосовершенствования).

Признавая принцип трансцендентальности как один из ведущих принципов ценностно-смысловой парадигмы, мы проектируем этапы формирования ценностно-смысловой позиции субъекта в научноисследовательской деятельности.

Этапы развития ценностно-смысловой позиции субъекта в научно-исследовательской деятельности

I этап - диагностика исходного уровня развития ценностно-смысловой позиции студентов:

1. Выявление собственной позиции в принятии той либо иной системы ценностей.

2. Определение формата личного пространства для установления коммуникативных связей с научным руководителем, индивидуальными субъектами, групповым субъектом.

3. Установление доминантной ценности жизненного пространства студентов как основы самосохранения, саморазвития и самосовершенствования их личности.

II этап - закрепление, нивелирование или формирование ценностно-смысловой позиции студентов:

1. Обогащение представлений о роли раннего включения в изучение основ научно-исследовательской деятельности, методологии опытноисследовательской и проектно-конструкторской деятельности (исследовательские компетенции будущего специалиста).

2. Осмысление ценности участия в обучающих занятиях по основам научно-исследовательской деятельности и показательных презентациях своих пробных учебно-исследовательских работ.

3. Осознание роли личностного вклада в развитие концепции организации и управления занятиями научно-исследовательской деятельностью в социокультурном пространстве современного вуза (деятельность параллельная основному образовательному процессу либо дополняющая его).

III этап - выстраивание перспективы роста ценностно-смысловой позиции как доминанты непрерывного профессионального образования и роста карьеры:

1. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий, плавно переходящих в маршруты функциональной грамотности.

2. Прогнозирование успешности реализации личностных компетенций субъектов научноисследовательской деятельности в индивидуальных образовательных траекториях и маршрутах функциональной грамотности.

3. Проживание студентами ценностных ориентаций как установившейся системы ценностей на примере текстовых культур, а так же образцов межпоко-ленного опыта в науке и высшем профессиональном образовании, проживание образцов культуры поведения и общения, национально-регионального компонента в соответствии с методологическим подходом и др. [2], [3].

Литература

1. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. - М., 1982.

2. Демченко, З.А. Научная школа студента-исследо-вателя как вариативный проект развития у ее слушателей ценностно-смысловой позиции / З.А. Демченко // Философия образования. - 2012. - Т. 40. - № 1. - С. 247 - 254.

3. Демченко, З.А. Жизненные стратегии студентов в научно-исследовательской деятельности как педагогическая проблема высшей профессиональной школы и ее альтернативное решение / З.А Демченко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 3. - С. 98 - 102.

4. Доклад Координационного совета по делам молоде-

жи в научной и образовательной сферах Совету при Президенте Российской федерации по науке, технологиям и образованию» (Проблема воспроизводства кадров и актуальные задачи молодежной политики в научнообразовательной сфере. - ЦКЬ: http://www.scientific.ru/

топг^ог/К8-2007.

5. Интеграция науки и образования как необходимое условие инновационного развития экономики России: аналитический сборник по материалам «круглого стола», проведенного в рамках девятого Петербургского международного экономического форума 2005 от 14 июня. - ЦКЬ: http://www.council.gov.ru. «Совет Федерации» (24.07.2005).

УДК 376.3

О А. Денисова, О.Л. Леханова, Н.В. Голицина

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УГРОЗ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 11-06-01065 а «Прогнозирование угроз социального развития ребенка в микросреде жизнедеятельности»

В статье описаны проблемы и пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что моделирование угроз социального развития детей возможно при учете методологического, психологического и социокультурного аспектов проблемы.

Прогнозирование, социальное развитие, социализация, угрозы социального развития, дети с ограниченными возможностями здоровья.

The article describes the problems and ways of forecasting of threats of social development of children with limited possibilities of health. It is shown that modeling of threats of social development of children is possible if taking into account methodological, psychological and sociocultural aspects of the problem.

Forecasting, social development, socialization, threats of social development, children with limited possibilities of health.

Жизненный цикл развития индивида представляет собой постоянное нахождение гармонии между процессами его индивидуализации и социализации. Социализация как активное вхождение в социальную среду и систему социальных связей порождает усвоение и воспроизведение социального опыта каждым конкретным индивидом. Нарушения социализации выражаются в недостатках усвоения и воспроизведения социальных ролей, социальных норм, социальных правил и могут негативно повлиять как на самого индивида, так и на социальную группу, общность и общество в целом. Социальные проблемы современного общества, напряженность социальных отношений, значительное количество социальных девиаций среди детей и молодежи определяет необходимость раннего прогнозирования и профилактики нарушений социализации подрастающего поколения. Учитывая, что в группу особого риска попадают дети с ограниченными возможностями здоровья, со-

циализация которых проходит в особых условиях, задача прогнозирования угроз их социального развития представляется наиболее актуальной. Прогнозирование угроз социального развития детей с ОВЗ, с одной стороны, выявит перечень задач по социальному воспитанию личности ребенка, устойчивой к социальным опасностям и угрозам и, с другой стороны, позволит определить приоритетные векторы психолого-педагогического воздействия, направленного на снижение степени негативного влияния деструктивных факторов среды.

В основе прогнозирования угроз социального развития детей с ОВЗ лежат определенные предпосылки:

- знания закономерностей социального развития детей с ОВЗ, определение факторов риска нарушений социализации личности при различных вариантах дизонтогенеза;

- знание особенностей функционирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.