В. Б. Ионкин
УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОФИЦЕРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Боевая практика последних десятилетий подтверждает важность совершенствования системы формирования управленческих навыков в процессе профессиональной подготовки офицерских кадров.
Управленческие навыки офицера в боевой обстановке представляют собой сформированные в ходе обучения приемы выполнения необходимых действий, направленных на выполнение поставленной задач. Управленческий навык включает: своевременную оценку и регулирование психологических процессов у военнослужащих, формирование таких психических состояний, которые успешно поддерживают функционирование управляемой системы (подчиненное подразделение, отдельные военнослужащие, сам офицер) в состоянии готовности к выполнению возникающих боевых задач, а также координируют действия военнослужащих в процессе их выполнения.
С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что «поскольку навык является компонентом и способом выполнения действия, он не может не зависеть от его смыслового содержания, а его автоматически осуществляющееся включение -от смыслового содержания тех условий, при которых оно совершается».[1, с. 554].
А.К. Маркова, ссылаясь на ряд авторов, указывает на то, что «важно обучать умению начинать свою деятельность в аварийной ситуации не с исполнительных операций, а с переосмысления ситуации, с создания решения проблемной ситуации, умения осуществлять организованный информационный поиск с последовательным перебором всех элементов действий; важно учить становлению навыка организации работы в условиях сложно-совмещенной деятельности, тренировке на совмещение и переключение действий. При этом используются модельные ситуации ранее изученные, но внезапно возникшие или ранее неизученные, ситуации с дефицитом информации, с отказом техники, с противоречивыми данными. В ходе обучения важно учитывать опыт профессиональной деятельности и опыт столкновения с экстремальными ситуациями». [2, с. 169].Модельное представление управленческих навыков, показывающее их классификацию, варианты проявления и место в управленческой деятельности офицера в боевой обстановке (см. рис. 1).
Боевая деятельность и ее условия
внешние
1 2 4
9 , ,с 3 ,О 5
V V
Управленческая деятельность офицера в боевой обстановке (система действий по выполнению боевых задач)
О
д
Т
Система психического обеспечения управленческой деятельности офицера
Операциональный компонент: знания, умения, навыки
Мотивационный компонент: мотивы, цели, направленность
Система личностных качеств (организаторские, нравственные и т.п.)
По сферам психики: моторные, интеллектуальные перцептивные
По степени обобщенности: конкретноситуативные; интегративно-пластичные
8
6
7
проектировочно-
планирующие
разработка и внедрение нормативных оснований, обеспечивающих новое или требуемое качество функционирования системы «субъект-объект»
1______________________і______________________I
Критерии оценки управленческих навыков офицера
Объективные: скорость, безошибочность выполнения действий, их самостоятельность, полнота, продуктивность Субъективные: психофизическая затратность, обобщенность, автоматизация, прочность, функциональная пластичность
По сферам проявления
личностные
исследовательско-
диагностические
выявление исходного состояния объекта, его динамики, требуемых изменений в нормативных основаниях, определяющих оптимальное функционирование объекта
управляюще-
коррекционные
выбор и применение адекватных ситуации методов и средств воздействия на объект, реализация процедур коррекционноразвивающей направленности
Рис. 1. Классификация, алгоритм проявления и место управленческих навыков в системе психического обеспечения боевой деятельности младшего офицера Сухопутных войск
Пояснения:
Су - субъект управления (офицер)
Оу - объект управления (отдельный военнослужащий, подразделение, сам офицер)
Од - объект деятельности (то, на что направлена исполнительская деятельность Оу)
1- получение задачи от старшего начальника, самостоятельное реагирование на стимуль-ную ситуацию боя;
2- управленческие команды, сигналы, распоряжения офицера;
3- обратная связь (ответы, реакции подчиненных на команды Су);
4- практические действия подчиненных (Оу);
5- контроль подчиненных за результатами своей деятельности;
6- контроль офицера за действиями подчиненных;
7- контроль офицера за результатами деятельности подчиненных;
8- личный пример офицера;
9- информирование старшего начальника о ходе выполнения поставленной задачи.
Как видно из представленной графически модели, психологические особенности проявления управленческих навыков офицеров в боевой обстановке детерминируются специфическим сочетанием ряда условий боевой деятельности (объективных и субъективных).
Проведенное нами исследование в 2005 - 2007 гг.позволило установить, что реальный уровень развития управленческих навыков у офицеров подразделений сухопутных войск не всегда достаточен для их эффективных действий в боевой обстановке. Явно недостаточные управленческие навыки выявлены как по видам деятельности, функциональной направленности, так и в отношении проявления навыков в общей системе управленческой деятельности офицеров. В наибольшей степени дефицит развития навыков наблюдаются по видам деятельности «управление в бою», «руководство», «психологическая работа», «воспитание», и по функциональной направленности - в коррекционно-регулирующем и проектиро-вочно-планирующем аспектах.
Обобщение полученных данных относительно стилевых особенностей проявления управленческих навыков в боевой обстановке позволило определить процентное соотношение в изучаемой выборке офицеров двух типов - универсально-пластичного (31%) и ригидно-фрагментарного (69%). Офицеров данных типов различают предпринимаемые ими действия в боевой обстановке такие как, полнота и качество освоения основных УН (прочность, функциональная пластичность, обобщенность), число и характер ошибок и затруднений, а также связь УН с эффективностью деятельности.
В этой связи, рассмотрим возможные изменения в системе профессиональной подготовки офицеров, призванные повысить уровень владения управленческими навыками, необходимыми офицеру в боевой обстановке.
Результаты теоретического анализа и экспериментальной работы (20062007 гг.) показывают эффективность применения следующей структуры развития управленческих навыков младших офицеров Сухопутных войск. В состав данной структуры входят мотивационный, когнитивный и операциональный компоненты. Они ориентированы на повышение действенности УН в боевых условиях и создание предпосылок, обеспечивающих эффективность профессиональной подготовки офицеров.
Наиболее экономичный, теоретически обоснованный путь формирования навыков предлагает Э.П. Утлик. Его подход состоит в том, что бы связать умения и навыки в области руководящей деятельности с методами, приемами и операциями профессиональной деятельности управления воинскими подразделениями. Раскрывая действия офицера в процессе анализа и учета психологических факторов автор выделяет:
«1. Распознание того или иного психологического фактора. Это действие может иметь форму (а) поиска психологического фактора; (б) опознания проявившегося фактор; (в) прогнозирования; (г) исследования явления, закономерности которого неизвестны.
2. Оценку направления и интенсивности действия выявленного фактора;
3. Совокупность действий, с целью активизации или элиминации влияния учитываемого фактора в зависимости от того, является ли он положительным или отрицательным.
4. Действия с целью использования обстановки, обусловленной влиянием рассматриваемого фактора...
Знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения в ходе практического руководства подчиненными, имеют ограниченное значение, поскольку они применимы только в знакомой, т.е. более или менее шаблонной обстановке. Для того, чтобы руководитель имел возможность учитывать новые психологические факторы, осуществлять анализ незнакомых, ранее не встречающихся ситуаций, он, кроме практических знаний, умений и навыков, должен иметь знания, умения и навыки исследовательской работы в данной области». [3, с. 165 - 166].
Особую роль могут играть мотивы офицеров направленные на овладение более сложными и совершенными методами и способами деятельности.
В нашем исследовании предлагается новая логика предметного освоения управленческой деятельностью младшим офицером. В ходе исследования было предложено внедрить в управленческую практику адаптированную многоуровневую систему формирования управленческих навыков, необходимых будущему
(или действующему) офицеру для овладения определенным видом деятельности с «привязкой» их к определенной штатно-должностной ступени и квалификационному уровню. Вариант такого структурирования навыков представлен в таблице 1.
Вид деятельности Функциональная направленность навыков Должностная категория и предметно-функциональные задачи
Командир взвода Командир роты
технологи- ческие коммуни- кативные технологи- ческие коммуни- кативные
Обучение диагностическая Уровень владения: - высший - средний - базовый Уровень владения: - высший - средний - базовый Уровень владения: - высший - средний - базовый Уровень владения: - высший - средний - базовый
управляющее -коррекционная Уровень владения: - высший - средний - базовый Уровень владения: - высший - средний - базовый Уровень владения: - высший - средний - базовый Уровень владения: - высший - средний - базовый
проектировочная Уровень владения: - высший - средний - базовый Уровень владения: - высший - средний - базовый Уровень владения: - высший - средний - базовый Уровень владения: - высший - средний - базовый
Воспитание диагностическая -//- -//- -//- -//-
управляющее -коррекционная
проектировочная
Управление в процессе боевой деятельности диагностическая
управляющее -коррекционная
проектировочная
Руководство личным составом в мирное время диагностическая
управляющее -коррекционная
проектировочная
Психологическая работа диагностическая
управляющее -коррекционная
проектировочная
Табл. 1. Вариант уровневого структурирования управленческих навыков офицеров различных должностных категорий
Такая система изначально нацеливает офицера и формирует у него целостное представление о векторе его профессиональной деятельности, позволяет активно задействовать внутренние резервы и мотивы профессионального роста. Реализация этой системы, в то же время, требует кардинального совершенствования системы профессионального оценивания офицерских кадров. Критерии такой оценки должны быть максимально объективны, а сами процедуры носить
комплексный характер в процессе выполнения офицером практических управленческих задач.
Следует отметить, что подобные системы успешно применяются в практике подготовки командного состава в армиях ведущих западных государств. Так, в армии США действует система военных квалификационных стандартов (СКВС I и II), представляющих комплексный перечень задач, навыков и знаний (ежегодно пересматриваемых), необходимых офицерам на различных командных и штабных должностях. Такие «путеводители профессиональной подготовки» [4]. обеспечивают самостоятельное ориентирование офицера в определении уровня своей квалификации и объективный отбор кандидатов для обучения и на вышестоящие должности.
На особом учете стоит задача выявления предрасположенности к формированию и проявлению профессиональных навыков, предполагающая тщательную экспертизу и отбор кандидатов с учетом родовидовой специфики войск и возможного характера ТВД. Данная тенденция объединения «разнесенных» по различным учебным дисциплинам, а поэтому разрозненных умений и навыков, имеет место в образовательном процессе как отечественных, так и зарубежных военных учебных заведений. Логика объединения в логико-смысловые блоки зависит от категории обучаемых и специфики решаемых в ходе профессиональной деятельности задач. Например, готовя унтер-офицеров для сухопутных войск Германии, выделяют следующие разделы осваиваемых ими знаний и навыков: воспитание, боевая подготовка, руководство личным составом, методика обучения, огневая подготовка, спорт, политическое образование, внутренняя служба.
В свою очередь, блок «воспитание» включает в себя тематические разделы: задачи воспитания и ПВК унтер-офицера как воспитателя; восприятие и оценка подчиненных; воинское подразделение (оценка и формирование сплоченности подразделения, распределение ролей, групповые ценности, личный пример командира); коммуникация (виды, ведение беседы с подчиненным) [5, с. 284].
В армии США программа подготовки командиров рот военного училища Вест-Пойнт исходит из необходимости формирования у каждого офицера способностей к развитию у подчиненных лидерских качеств, созданию обстановки заинтересованного отношения и стремления к профессиональному росту. Эта программа включает такие разделы как: анализ и синтез, принятие решения в критических ситуациях, воспитание, общение, планирование и др.
Для офицеров командно-штабного колледжа сухопутных войск США, готовящих кадры для замещения командных и штабных должностей в звене «ди-
визия-корпус», перечень включаемых в общую программу подготовки входят задачи формирования тех качеств, которые отвечали бы концепции развития и применения ВС США с учетом изменяющихся принципов, условий ведения войны и вооруженных конфликтов, а также региональных особенностей.
Курс обучения включает шесть циклов, содержание которых интегрировано вокруг базовой дисциплины (тактической подготовки). В ходе занятий слушатели овладевают алгоритмами планирования и обеспечения боевых операций тактического и оперативного уровней применительно к условиям пяти региональных командований (континентальная часть США, европейский ТВД, зоны Центральной Америки, Южной Азии, Тихого океана).
Осуществленный нами анализ программы профессиональной подготовки российских офицеров, осуществленный на базе трех общевойсковых институтов (военных училищ) показал следующее:
1). В основе квалификационных требований к формированию управленческих навыков офицеров явно отсутствует психолого-педагогическая системность, доминирует принцип «конструирования из частей», т.е. из отдельных учебных дисциплин, не связанных единым замыслом формирования необходимых навыков.
2). В значительной мере - это результат недостаточного взаимодействия вузов с органами военного управления, являющихся заказчиками подготовки соответствующих военных специалистов. В результате, остаются неохваченными «государственным заказом» целые области УН, потенциально важных для целого ряда ситуаций и видов деятельности, выполнения управленческих функций офицером подразделения.
3). Необходимо формирование пластичных функциональных зон, обеспечивающих «замыкания на стимул» наибольшее количество адекватных функциональных связок между различными по уровню и содержанию навыками. Речь идет о выстраивании целостной, иерархически упорядоченной системы навыков, создающих прочную функционально подвижную операциональную основу профессиональных действий офицера.
Основным содержанием современной трансформации такой системы обучения и комплексной подготовки офицеров Сухопутных войск могут быть:
а) выделение на основе анализа, отбора минимально необходимых навыков. Содержательное наполнение их, с привязкой к конкретному этапу обучения, определение профессионально обусловленных функциональных зон устойчивости, достижение необходимого автоматизма действий;
б) межзонное интегрирование навыков;
в) достижение межзонной устойчивости и пластичности.
Приобретение качеств функциональности и прочности должно осуществляться за счет постоянных процессов теоретического изучения и практического применения обучаемыми профессиональных навыков на практике. Отработка задач в широком спектре ситуаций, с постепенным возрастанием масштаба действий и уровня ответственности офицера (как в ходе обучения в вузе, так и в процессе службы в войсках).
Изучаемый нами опыт подготовки офицеров для ВС Г ермании показывает, что во время специально проводимых сборов, рассчитанных на два месяца, каждая изучаемая тема сопровождается заданиями практической направленности. Изучение теории проведения беседы с подчиненным подкрепляется заданием провести собеседование по определенному вопросу с новобранцем. Изучив особенности восприятия, дается задание пронаблюдать поведение и составить характеристику психологических особенностей военнослужащего.
В практике подготовки командиров и штабных работников в армии США общие вопросы планирования боевых действий, увязываются в единый комплекс с другими специфическими для конкретного ТВД вопросами (участие вооруженных сил в борьбе с наркобизнесом; планирование совместных операций в конфликтах малой интенсивности; мобилизация и стратегическое развертывание; переброска и усиление войск; особенности борьбы с повстанцами и пр.).
Практика подготовки офицеров в Вест-Пойнте предполагает многочисленные письменные работы, составление планов проведения занятий с подчиненными, применение воспитательных мер воздействия и т.п. Весть курс обучения слушателей разделен на две части: а) обучение в колледже, заканчивающееся комплексным экзаменом и дипломной работой, представляющей собой план организационных изменений в роте, которой они (слушатели) будут командовать;
б) практика в должности командиров рот в кадетском корпусе с периодическими встречами-занятиями с преподавателями, для которых заранее самими офицерами готовится перечень проблем, с которыми они сталкиваются на практике и которые, затем, обсуждаются с преподавателями-наставниками.
4). Обеспечение преемственности и постепенного усложнения содержания обучения с опорой на уже освоенные навыки.
Содержание данного требования исходит из хорошо известного в психологии положения о том, что освоение нового должно учитывать и опираться на уже
знакомое содержание обучения, включенное в его индивидуальный опыт и ставшее его неотъемлемой частью.
В этих целях предлагается по каждому блоку (или отдельной дисциплине) составить своеобразные маршрутные листы (алгоритмы), содержащие перечень, необходимых для освоения простых навыков (сенсорных, моторных, интеллектуальных), которые бы затем «встраивались» в деятельность (систему действий) более высокого порядка с одновременным варьированием и усложнением условий ее выполнения.
Если в предыдущем случае, когда речь шла о формировании пластичных функциональных зон, подразумевалось горизонтальное интегрирование навыков, то в данном случае речь идет о вертикали, показывающей трансформацию простого навыка в сложное умение, закономерности которой описаны в соответствующей литературе [6, 7].Общим для обоих случаев является моделирование новых условий и апробация их реальным действием, то есть проигрывание множеств альтернатив боевого поведения в меняющихся условиях. При этом общий алгоритм управляемого формирования навыков представляет собой цикл, состоящих из следующих звеньев: а) ознакомительный; б) выполнение в обычных условиях; б) выполнение в сложных (экстремальных) условиях с постепенным интегрированием навыка (группы) навыков в целостную деятельность.
5). Практическое закрепление формируемых навыков путем оптимального количества специальных тренировок, решения тактических задач.
Речь идет, по крайней мере, о двух аспектах: необходимое количество совершения требуемых действий, и наиболее подходящая форма занятия, в рамках которого проектируется и реализуется соответствующий способ отработки нужного действия.
Проведенный нами сравнительный анализ учебных программ и тематических планов общевойсковых институтов (военных училищ) свидетельствует о крайне малом количестве выполнения в рамках учебных занятий определенных действий курсантами, что не позволяет сформировать у них прочные УН. Так, например, за все время обучения особенно малое количество раз отрабатываются следующие действия: формирования навыка пользоваться приборами РХ разведки, дозиметрического контроля, организовывать инженерную разведку местности; осуществлять управление действиями подразделения при попадании в засаду; оказывать само - взаимопомощь при поражениях; оценивать состояние боевой готовности подразделений, морально-психологическое состояние личного состава; осуществлять анализ состояния воинской дисциплины в подразделении;
организовывать служебную деятельность личного состава, проводить мероприятия по укреплению дисциплины, повышению боевой готовности подразделения; профессионально ставить задачи подчиненным и контролировать их выполнение; оценивать уровень профессиональной подготовленности военнослужащих и боевой слаженности подразделений; разрабатывать программу (план) проведения занятий по боевой подготовке, моделировать ситуации с вариативной психической нагрузкой по основным стресс факторам боя; осуществлять воспитательные воздействия на военнослужащих с целью формирования у них качеств личности, требуемых для успешного взаимодействия с другими военнослужащими; планировать мероприятия по созданию воспитательных ситуаций в подчиненном подразделении; выявлять и оценивать индивидуальные и групповые психологические характеристики военнослужащих и воинской деятельности (психологическая готовность, уровень психического здоровья, нервно-психическая устойчивость и т.п.); осуществлять мероприятия психологической подготовки военнослужащих, формировать у них навыки оказания необходимой психологической помощи и самопомощи в боевой обстановке; планировать мероприятия психологической работы в подразделении; производить самодиагностику психических состояний; осуществлять приемы психической саморегуляции, самоуправления собственным поведением и деятельностью.
Предлагаемый нами вариант способов организации учебных занятий представлен в таблице 2.
Виды навыков Примеры навыков Преимущественные формы и методы освоения
1. Конкретноситуативные (моторные, перцептивные) стрельба из стрелкового оружия; настройка радиостанции; определение расстояния до цели; передвижение на поле боя метод поэтапного формирования с использованием УТК; многократное повторение
2. Интегративнопластичные
а) исследовательско-диагностические изучение и оценка местности; анализ состояния воинской дисциплины и МПС личного состава применение УТК в сочетании с программированным обучением; анализ ситуаций, конкретных случаев
б) проектировочно-планирующие выработка управленческого решения; расстановка военнослужащих по специальностям и подразде- деятельностноситуативный метод; метод проблемного обучения; анализ практических си-
лениям туаций, тренировка с постоянным изменением условий
в) управляюще-коррекционные управление действиями и огнем штатных, приданных и поддерживающих сил и средств; коррекция психофизиологического состояния подчиненных; ведение ротного хозяйства тренинги, организационнодеятельностные игры, сборы, тактические учения; КШУ
Табл. 2. Вариант согласования формируемых навыков с методами и формами учебных занятий
Практические формы закрепления и комплексного развития УН находят выражение в различного рода комплексных методах оценивания офицеров. В командных учебных заведениях необходимо практиковать комплексные экзаменационные упражнения, требующие выполнения целого комплекса мероприятий на командно-штабных должностях в рамках программы боевой подготовки. Причем, как правило, выполнение этих упражнений (заданий) необходимо осуществлять с использованием современных тренажеров, сочетающих в себе ключевые элементы основного командного пункта и имитирующего действия противника.
6. Погружение обучаемых в реальную «среду боя» за счет мультимодального воздействия на все стороны их психики.
И отечественные и западные специалисты подчеркивают важность всестороннего приближения процесса боевой учебы к условиям реального боя и войсковой практики. Реализация данного требования находит выражение, например, в функционировании военных учебных центров зарубежных армиях. Так, в целях подготовки офицеров батальонного звена сухопутные войска Германии располагают региональными учебными центрами «Север» в Мюнстре, «Пехота» в Ганновере, а также военным учебным центром в Альтмарке. Положительной чертой обучения в УЦ является «освобождение» воинских частей от материальнотехнических и организационных затрат на боевую учебу, моделирующую жесткие психические и физические условия боя, активное использование специализированных полигонов для отработки тактических действий разного масштаба и направленности. Каждый командир и его подразделение (рота) обязаны ежегодно проходить обучение в УЦ. Кроме того, для повышения тактического мастерства командиров (от командира взвода до батальона) созданы центры тренировочных сражений, а также имитационный центр сухопутных войск в Вильдфлек-кене (для командиров бригад, дивизий, корпусов). Причем в целях выработки единого понимания оперативно-тактических основ боевых действий совместно с
командирами на занятиях действуют штабные офицеры и офицеры органов обеспечения. В настоящее время по пути создания УЦ начинает двигаться и Российская армия.
7. Расширение когнитивно-ориентировочной основы (КОО) осваиваемых действий и приемов.
Психологические аспекты реализации данного требования охватывают широкий круг проблем, которые традиционно относят к предметной области общей, социальной и педагогической психологии. Речь идет об особенностях восприятия, его единстве с другими психическими процессами (прежде всего, мышлением, памятью), мотивацией. В психологии труда предварительная ориентировка обучаемого (исполнителя) в составе действий носит названия информационной (ориентировочной) основы деятельности (действий), оперативного образа (цели, результата). Важную роль в овладении деятельностью, коррекции собственных действий в ходе ее осуществления играют условия. Расширение КОС, обеспечение заблаговременного и разностороннего информационного обеспечения процесса освоения УН позволяет, по нашему мнению, выработать у обучаемых систему «опознавательных стимулов» для актуализации усвоенного содержания обучения (образцов действий, боевого поведения) и его применения в боевой практике.
Применительно к проблеме формирования УН офицеров расширение КОО предполагается по следующим направлениям:
а) охват информационной основой всех этапов управленческого цикла, видов и функций управленческой деятельности офицера подразделения (в т.ч. с предоставлением «обратной» связи о правильных/ошибочных действиях);
б) обеспечение разномодальной презентации осваиваемых действий (важными формами являются наблюдение за действующей моделью, личный пример командиров-наставников; описание в сочетании с показом действий командира в интегрированной по своему характеру обстановке, т.е. сочетающей различные стресс-факторы);
в) варьирование ролевой включенности обучаемого в осваиваемую деятельность (наблюдение, соучастие, копирование/повтор, продуцирование новых вариантов действий).
В завершение отметим, что реализуемая в настоящее время практика обучения офицеров в военных вузах требует совершенствования, чтобы в полной мере решить задачу формирования у них прочных и адекватных требованиям современного боя систему управленческих навыков.
Совершенствование процесса формирования и развития управленческих навыков офицеров Сухопутных войск возможно при условии реализации основных составляющих, таких как мотивирование офицеров на овладение более сложными и совершенными методами и способами деятельности; формирование пластичных функциональных зон, обеспечивающих наибольшее количество адекватных функциональных связок между различными по уровню и содержанию навыками; обеспечение преемственности и постепенного усложнения содержания обучения с опорой на уже освоенные навыки; практическое закрепление формируемых навыков путем оптимального количества специальных тренировок, решения тактических задач и др.
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 554.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. С.169.
3. Утлик Э.П. Учёт психологических факторов в руководстве личным составом воинского подразделения: Дис. ...канд. психол. наук. М., 1975. С. 165 - 166.
4. Миллер Д. Подготовка и воспитание командиров будущего. Новая учебная программа Командно-штабного колледжа сухопутных войск США /Пер. с англ. Козлова С.В. М., 1991. - Источник: Military Review USA. 1991. Januaty. Рр.10 - 11.
5. Практика решает все /Пер. с нем. Мартиашвили Л.Е. - Источник: Truppen-Praxis. 1999. Nr.4. Marz. S. 284.
6. Малопурин И.И. Психологические основы обучения воинов Сухопутных войск/ Под ред. Н.Ф. Феденко. М.: Воениздат. 1983.
7.МаклаковА.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001.