Научная статья на тему 'Формирование командно-методических навыков в процессе изучения студентами военной кафедры дисциплины «Тактико-специальной подготовки»'

Формирование командно-методических навыков в процессе изучения студентами военной кафедры дисциплины «Тактико-специальной подготовки» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
948
851
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РАДИАЦИОННАЯ / ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ОФИЦЕРЫ ЗАПАСА / ВОЕННАЯ КАФЕДРА / КОМАНДНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / УПРАВЛЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ / TACTICIAN-SPECIAL PREPARATION / CHEMICAL AND BIOLOGICAL PROTECTION / OFFICERS OF THE SPARE / MILITARY PULPIT / COMMAND-METHODICAL SKILLS / MANAGEMENT SUBDIVISIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганиев Р. Р.

Тактико-специальная подготовка является основной дисциплиной обучения студентов и основой их полевой выучки. Она проводится на базе знаний и навыков, полученных студентами при изучении дисциплин по специальной, тактической и военно-технической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганиев Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Tactician-special preparation is main discipline of the education student and base their field выучки. She is conducted on knowledgebase and skill, got student at study of discipline on special, tactical and military-technical preparation.

Текст научной работы на тему «Формирование командно-методических навыков в процессе изучения студентами военной кафедры дисциплины «Тактико-специальной подготовки»»

УДК 355.20

Р. Р. Ганиев

ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДНО-МЕТОДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

Ключевые слова: Тактико-специальная подготовка, радиационная, химическая и биологическая защита,

офицеры запаса, военная кафедра, командно-методические навыки, управление подразделениями.

Тактико-специальная подготовка является основной дисциплиной обучения студентов и основой их полевой выучки. Она проводится на базе знаний и навыков, полученных студентами при изучении дисциплин по специальной, тактической и военно-технической подготовке.

Keywords: Tactician-special preparation, радиационная, chemical and biological protection, officers of the spare, military pulpit, command-methodical skills, management subdivisions.

The Tactician-special preparation is main discipline of the education student and base their field выучки. She is conducted on knowledgebase and skill, got student at study of discipline on special, tactical and military-technical preparation.

Предметом изучения «Тактико-специальной подготовка», как учебной дисциплины, являются действия подразделений, воинских частей и соединений радиационной, химической и биологической защиты при организации и осуществлении обеспечения РХБ защиты боевых действий войск. В соответствии с этим тактико-специальная подготовка изучает вопросы назначения, организации, возможностей и тактики действий частей и подразделений РХБ защиты в основных видах боя [1].

Войска радиационной, химической и биологической защиты (РХБ защиты) призваны решать важные и наиболее сложные задачи РХБ защиты боя и операции. Высокая техническая оснащенность войск, разнообразие задач и условия обстановки, в которой они будут возникать, приводят к постоянному изменению способов действий соединений (частей, подразделений) войск РХБ защиты. Все это усложняет ход боевой подготовки войск РХБ защиты и в первую очередь тактико-специальной подготовки, предъявляют повышенные требования к руководству ею.

Изменение характера боевых действий требует соответствующего изменения содержания и методов обучения, максимального приближения обучения к реальной действительности.

Тактико-специальная подготовка (ТСП) является ведущим предметом обучения войск РХБ защиты. Она определяет необходимых объем знаний, уровень профессиональной обученности личного состава соединений (частей, подразделений) войск РХБ защиты и принципиальные направления процесса обучения. Это обуславливает место и роль тактикоспециальной подготовки в успешном выполнении задач РХБ защиты, а также в боевой подготовке войск РХБ защиты в мирное время.

Тактико-специальная подготовка является основной полевой выучкой войск. Она имеет целью выработать у личного состава подразделений и частей войск РХБ защиты умение выполнять задачи РХБ защиты боевых действий войск в сложной боевой обстановке, высокую психологическую устойчивость и постоянную готовность к слаженным действиям совместно с другими родами войск при выполнении специальных задач в различных видах боя.

Организация тактико-специальной подготовки является основной составной частью организации командирской (боевой) подготовки офицеров, штабов, соединений (частей, подразделений) войск РХБ защиты.

Основными требованиями к планированию ТСП являются: реальность, простота и доступность. Являясь основой полевой выучки, тактико-специальная подготовка объединяет

все учебные дисциплины, поэтому обучение рассматриваемому учебному предмету основывается на знаниях и умениях, приобретенных в ходе изучения других учебных предметов по специальной подготовке, оружию массового поражения вероятного противника и защите от него, инженерной, разведывательной, огневой, строевой, физической подготовке, военной топографии и военно-медицинской подготовке. ТСП как бы объединяет приобретенные ранее знания и умения в стройную систему, представляющую собой функциональные обязанности каждого военнослужащего при подготовке и в ходе выполнения задач.

В ходе занятий по тактико-специальной подготовке углубляются знания, совершенствуются практические навыки различных категорий обучаемых, обеспечивается слаживание частей (подразделений) в выполнении специфических задач и боевом применении сил и средств войск РХБ защиты в процессе РХБ защиты обеспечения боевых действий.

Выполняя задачи по штатному предназначению, части и подразделения войск РХБ защиты чаще, чем другие войска, будут действовать в зараженных районах местности, одними из первых будут входить в зоны радиоактивного, химического и биологического заражения, и длительное время выполнять задачи в них в средствах индивидуальной защиты, действовать на значительном удалении от пунктов управления и друг от друга, в условиях ограниченной видимости. Это безусловно, требует от каждого солдата, сержанта и офицера высокого профессионального мастерства, особых морально-боевых и других качеств, а также боевой слаженности части (подразделения) в целом. Овладение методикой тактико-специальной подготовки, которая определяет содержание и закономерности обучения частей и подразделений РХБ защиты, в значительной мере повышает методическое мастерство командиров (начальников) и как следствие - результаты тактико-специальной подготовки подчиненных им офицеров, штабов и войск.

Офицеры войск РХБ защиты должны в совершенстве владеть методикой тактикоспециальной подготовки, которая представляет собой совокупность методов обучения по тактико-специальной подготовке, включая в себя приемы и способы. С помощью которых достигаются эффективная передача и качественное усвоение обучаемыми содержание предмета, формирование умений и навыков выполнять задачи РХБ защиты в современном бою и выработка высоких морально-боевых качеств личного состава. Высокое методическое мастерство командиров подразделений и начальников служб РХБ защиты позволит успешно проводить все виды полевых занятий и тем самым в значительной мере повысить результаты тактико-специальной подготовки подчиненных им офицеров, штабов и войск [1].

Изучение дисциплины "Тактико-специальная подготовка" предусматривает формирование у студентов конкретных профессиональных навыков и умений, необходимых в боевой обстановке при выполнении задач связанных с обеспечением РХБ защиты.

Преподавание дисциплины предполагает обязательный учёт особенностей обучаемых, характера деятельности, к которой они готовятся, и направлено на формирование у студентов качеств, необходимых командиру подразделения. Достижению этой цели подчинена вся работа преподавательского состава.

Основными элементами процесса преподавания дисциплины являются: теоретическая и практическая подготовка студентов в ходе учебных занятий, учебный сбор в войсках, организованная самостоятельная подготовка, а также система контрольных мероприятий. Эти элементы призваны обеспечить всестороннюю подготовку студентов - будущих офицеров запаса войск РХБ защиты.

Сложный и динамичный характер развития современного военного дела не терпит шаблонного, механического подхода к решению задач. Научная методология позволяет видеть все явления в их развитии, непрерывном изменении и в непрерывной связи с конкретной обстановкой.

Еще более конкретный уровень методологии военно-научного познания, в том числе и при преподавании дисциплины «Тактико-специальная подготовка», изучают законы, выводы,

обобщения самой военной науки, истинность которых доказана практикой ведения боевых действий войск и подготовки Вооруженных Сил. Все это указывает преподавательскому составу пути познания конкретных военных явлений, дает возможность правильно подойти к решению задач, встающих в ходе учебного процесса.

Таким образом, идеологической основой преподавания и изучения дисциплины "Тактико-специальная подготовка" является научная основа - законы, выводы и обобщения военной науки, ее теории и практики.

Коренные изменения в характере и способах ведения боевых действий, обусловленные созданием оружия на основе новейших технологий и использованием химических и бактериологических (биологических) средств, наличие потенциально опасных объектов в народном хозяйстве выдвинули в качестве актуальнейшей задачи их дальнейшее развитие и обеспечение РХБ защиты. Это определило необходимость принципиального изменения в назначении войск РХБ защиты в современной войне, их организационном и техническом оснащении и, соответственно, в управлении ими. Перед войсками РХБ защиты были поставлены новые сложные задачи, что потребовало повышение их боевой готовности, полевой выучки, дисциплины, организованности, углубления и повышения эффективности воспитательной работы. Войска РХБ защиты должны быть способны в короткие сроки осуществлять засечку ядерных взрывов, выявлять радиационную и химическую, и бактериологическую (биологическую) обстановку на больших площадях, проводить расчеты по оценке радиационной и химической обстановки и выполнять другие задачи обеспечения РХБ защиты боевых действий войск. Перспективы расширения диапазона деятельности и усложнения задач войск РХБ защиты в современных условиях ведения боя и операций с одной стороны, создали условия для выделения "Тактико-специальной подготовки" в самостоятельную дисциплину, с другой стороны подчеркивают ее роль в общей системе подготовки военного - офицера запаса.

Таким образом, для будущих офицеров запаса дисциплина "Тактико-специальная подготовка" вместе с другими дисциплинами составляет ту основу в системе подготовки студентов, которая объединяет сумму знаний, умений и навыков, получаемых ими на военной кафедре.

Роль и место дисциплины "Тактико-специальная подготовка" в общей системе подготовки военного специалиста радиационной, химической и биологической защиты определяется, в основном целями и задачами обучения по данной дисциплине.

Обучение по рассматриваемой дисциплине преследует цель - подготовить офицеров запаса знающих основы радиационной, химической и биологической защиты войск, применения подразделений войск РХБ защиты, умеющих уверенно управлять подразделениями при выполнении специальных (боевых) задач.

Закрепление полученных теоретических знаний, приобретение практических навыков и умений осуществляется на групповых упражнениях (практических занятиях), тактикоспециальных занятиях и ротных тактико-специальных учениях на учебном сборе.

1) В основу тактико-специальной подготовки положено обучение студентов практическим действиям в роли командира отделения и взвода на местности выполнять специальные задачи РХБ защиты, четкой постановке боевых задач подчинённым, умелому управлению действиями отделения, взвода при выполнении специальных задач во всех видах боя, формированию командно-методических навыков при управлении подразделениями. С этой целью почти половине учебного времени при изучении дисциплины приходится на учебный сбор в войсках.

2) Требования современной войны определяют такую важную задачу учебной дисциплины, как всестороннее развитие и формирование у студентов умения быстро и грамотно оценивать обстановку - тактическую, радиационную, химическую и биологическую.

Одной из важных задач обучения является совершенствование существующей и разработка новых форм и методов привития у студентов высоких волевых и организаторских

качеств, находчивости, инициативы и решительности в принятии грамотных решений и при управлении подразделениями в сложных условиях современной войны, любви к своей военной специальности.

Коллективный характер воинского труда, эксплуатации, обслуживания техники и оружия предъявляет сейчас особые требования к воинскому коллективу и, особенно к его руководителю. Исходя из этого, " Тактико-специальная подготовка" призвана

совершенствовать практические навыки студентов в умении руководить подчиненными подразделениями.

Основная задача учебного процесса на военной кафедре, в том числе и при изучении «Тактико-специальной подготовки» - подготовить: высококвалифицированного офицера запаса войск РХБЗ способного уверенно командовать подчиненными ему подразделениями войск РХБ защиты, умело обучать и воспитывать подчиненных. Успешное обучение личного состава в современных условиях немыслимо без овладения суммой тех знаний, умений и навыков, которые получает студент при изучении дисциплины «Тактико-специальная подготовка». Тактико-специальная подготовка непрерывно совершенствуется и изменяется. Это обуславливается в первую очередь изменениями в вооружении и организационноштатной структуре и тактике действий войск РХБЗ. Указанные изменения, а также возросшие требования к морально - боевым качествам личного состава существенно влияют на содержание, методику организации и проведения тактико-строевых, тактико-специальных занятий и учений.

Характер современного боя предъявляет высокие требования к полевой выучке офицеров и подразделений. Это в свою очередь приводит к увеличению значения тактикоспециальной подготовки, так как именно она наиболее приближает условия обучения к реальной боевой обстановке.

С другой стороны, она требует изыскивать новые и совершенствовать существующие методические приемы, позволяющие поучительно отображать всю сложность реальной обстановки на поле боя.

Следовательно, тактико-специальная подготовка, составляющая основное содержание дисциплины, как бы соединяет все знания, умение и навыки в единый комплекс, позволяет создать правильное представление о характере современного боя и действиях подразделений войск РХБЗ по выполнению задач обеспечения РХБЗ. Краткое рассмотрение задач, решаемых тактико-специальной подготовкой, дает возможность подчеркнуть, важное значение учебной дисциплины «Тактико-специальной подготовки», которое она имеет для практической деятельности офицера запаса.

Значение «Тактико-специальной подготовки» определяется еще и тем, что ее изучение помогает развивать у студентов командно-методические навыки, высокие морально-боевые качества, находчивость, инициативу и решительность в принятии и осуществлении решений, отвечающих условиям боевой обстановки.

Таким образом, значение учебной дисциплины «Тактико-специальная подготовка» заключается в том, что она дает студентам знания, умения и практические навыки в управлении подразделениями войск РХБЗ в различных условиях современного боя.

Содержание дисциплины «Тактико-специальная подготовка» рассчитано на тесное сочетание в обучении студентов с другими дисциплинами.

При подготовке офицера запаса по ВУС 111000, ВУС 510200 тактико-специальная подготовка является профилирующей дисциплиной венчающей всю подготовку студентов. Поэтому в структурно-логической схеме обучения студентов дисциплина тактикоспециальной подготовки занимает центральное место, к ней сходятся все нити "привязки" других дисциплин, изучаемых на военной кафедре [2].

Ведущее значение дисциплины «Тактико-специальная подготовка» подчеркивается тем, что она выносится на выпускной экзамен.

По содержанию дисциплина предназначена для обучения студентов вопросам

раскрывающим назначение, организацию и возможности подразделении и частей войск РХБЗ, основ боевого применения и тактических действий подразделений РХБ защиты в основных видах боя, а также последовательность и содержание работы командира подразделения в бою.

Основное внимание при преподавании «Тактико-специальной подготовки» уделяется:

- приобретению студентами прочных теоретических знаний и практических навыков, необходимых командиру подразделения РХБ защиты для организации и управления ее действиями при выполнении задач в бою;

- развитию у студентов высоких волевых качеств, находчивости, инициативы и решительности в принятии грамотных решений, при управлении действиями подразделения в сложных боевых условиях, уважения к профессии офицера ВС РФ;

- быстрой и грамотной оценке студентами тактической, и РХБ обстановки;

- привитие студентам навыков самостоятельной работы при изучении дисциплины, высокой штабной культуры, научной организации воинского труда.

Объем и содержание дисциплины базируется на научном обосновании оптимального объема знаний, умений и навыков в рамках дисциплины для выполнения функциональных обязанностей командиров подразделений РХБ защиты в мирное время и в военное время. В значительной степени этот объем и содержание определяется перспективой развития разнообразных областей деятельности офицеров войск РХБЗ и совершенствованием вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты (В и СРХБЗ), а также изменения взглядов на боевое применение войск РХБЗ.

Сложность отрабатываемого материала учебной дисциплины в целом и каждой темы наращивается постепенно, обучение в каждом семестре базируется на знаниях и навыках, приобретенных студентами в предшествующий период. В начале студенты приобретают навыки управления отделением, а затем взводом.

Прохождение основных разделов программы начинается с чтения лекций, проведения практических занятий, призванных углублять и закреплять теоретические знания студентов, а затем отрабатываются тактико-специальные занятия. В каждом таком занятии содержится материал по работе командира подразделения начиная от уяснения задачи, и заканчивая принятием решения и отдачей приказа на выполнение задачи и управлением подразделениями в ходе ее выполнения. Последовательность отработки всех разделов, отдельных тем, проведение контрольных мероприятий строго согласуется по времени с отработкой смежных вопросов другими дисциплинами.

Наиболее важной составной частью учебного процесса по курсу ТСП являются полевые занятия и занятия на учебном сборе в войсках. В ходе выполнения своих функциональных обязанностей на этих занятиях студенты закрепляют полученные теоретические знания и вырабатывают необходимые командно - методические навыки по управлению подразделениями РХБ защиты в различных условиях современного боя.

Литература

1. Тактико-специальная подготовка офицеров, штабов, соединений и частей химических войск. Учебник. - М.: Воениздат, 1990. - 210 с.

2. Ибрагимов, А.А. Сборник учебных программ военно-профессиональных учебных дисциплин факультета военного обучения при Казанском государственном технологическом университете / А.А.Ибрагимов. - Казань: изд-во КГТУ, 2008. - 93 с.

3. Иванов, В.Г. Компетентностная модель формирования готовности будущих специалистов к

инновационной профессиональной деятельности в системе «вуз-войска» /В.Г. Иванов,

Р.А. Ахметгареев // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т.14, № 4. - С. 242-245.

© Р. Р. Ганиев - ст. препод. военной кафедры факультета военного обучения КНИТУ, Utyashevilnur@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.