Научная статья на тему 'Структура и сущность профессиональных качеств офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации'

Структура и сущность профессиональных качеств офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1259
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NATIONAL GUARD / PROFESSIONAL QUALITIES / OFFICER OF NATIONAL GUARD TROOPS / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ОФИЦЕР ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазурин А.Е., Шабанов А.Г., Чумаров Г.В., Ведерников А.А., Жаббаров В.А.

В данной статье рассмотрены профессиональные качества офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации; освещается классификация профессиональных качеств офицеров; раскрываются структурные компоненты командно-управленческих, психолого-педагогических и общепрофессиональных качеств; рассмотрена сущность наиболее важных профессиональных качеств офицеров, их особенности применительно к воинским и служенным коллективам, влияние на организацию и выполнение служебно-боевых и повседневных задач. Раскрыто содержание личности офицера как специалиста. Обоснована актуальность совершенствования на протяжении всей службы профессиональных качеств офицеров, ка залога успешного выполнения служебно-боевых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазурин А.Е., Шабанов А.Г., Чумаров Г.В., Ведерников А.А., Жаббаров В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND BASICS OF PROFESSIONAL QUALITIES OF OFFICERS OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the work professional qualities of officers of troops of national guard of the Russian Federation are considered, classification of professional qualities of officers is allocated, structural components of command and administrative, psychological and pedagogical and general professional qualities are revealed. The author reveal the basics of the most important professional qualities of officers, their features in relation to military and served collectives, influence on the organization and performance of office and fighting and daily tasks. The research shows contents of a personality of an officer as a specialist. The work points at the urgency of improvement of professional qualities of officers as a guarantee of successful performance of service and combat tasks throughout the service.

Текст научной работы на тему «Структура и сущность профессиональных качеств офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации»

Использование названных приёмов и упражнений служат средством формирования у учащихся умений осуществлять анализ через синтез, развития мышления, в частности таких его качеств, как гибкость, умение видеть данный

Библиографический список

объект в разных качествах, отношениях и направлено на совершенствования их математической подготовки, что выявлено нами в ходе экспериментальной работы.

1. Артемов А.К. Развивающее обучение математике в начальных классах. Самара, 1997.

2. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. Москва, 2003.

3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. Москва, 2000.

4. Нурмагомедов Д.М., Гашаров Н.Г, Рамазанова Э.А., Магомедов Н.Г, Арсланалиева Д.И. Формирование логического универсального учебного действия сравнения в процессе обучения математике младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 89 - 91.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Под редакцией А.Г Асмолова. Москва, 2011.

References

1. Artemov A.K. Razvivayuschee obuchenie matematike v nachal'nyh klassah. Samara, 1997.

2. Gusev V.A. Psihologo-pedagogicheskie osnovy obucheniya matematike. Moskva, 2003.

3. Istomina N.B. Metodika obucheniya matematike v nachal'nyh klassah. Moskva, 2000.

4. Nurmagomedov D.M., Gasharov N.G., Ramazanova 'E.A., Magomedov N.G., Arslanalieva D.I. Formirovanie logicheskogo universal'nogo uchebnogo dejstviya sravneniya v processe obucheniya matematike mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 89 - 91.

5. Kakproektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'nojshkole. Pod redakciej A.G. Asmolova. Moskva, 2011.

Статья поступила в редакцию 20.02.19

УДК 378.046.4

Mazurin A.E., adjunct, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of National Guard Troops of Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: mazurinae1979@yandex.ru

Shabanov A.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of National Guard Troops of Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: shag-sga@ngs.ru

Chumarov G.V., adjunct, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of National Guard Troops of Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: chumarov.82@mail.ru

Vedernikov A.A., adjunct, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of National Guard Troops of Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: alexsi_80@mail.ru

Zhabbarov V.A., adjunct, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of National Guard Troops of Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: gabbarovslava@mail.ru

THE STRUCTURE AND BASICS OF PROFESSIONAL QUALITIES OF OFFICERS OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION. In

the work professional qualities of officers of troops of national guard of the Russian Federation are considered, classification of professional qualities of officers is allocated, structural components of command and administrative, psychological and pedagogical and general professional qualities are revealed. The author reveal the basics of the most important professional qualities of officers, their features in relation to military and served collectives, influence on the organization and performance of office and fighting and daily tasks. The research shows contents of a personality of an officer as a specialist. The work points at the urgency of improvement of professional qualities of officers as a guarantee of successful performance of service and combat tasks throughout the service. Key words: national guard, professional qualities, officer of national guard troops.

А.Е. Мазурин, адъюнкт, Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: mazurinae1979@yandex.ru

А.Г. Шабанов, д-р пед. наук, проф. каф. уголовного процесса и криминалистики, Новосибирский военный институт

им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. г. Новосибирск, E-mail: shag-sga@ngs.ru

Г.В. Чумаров, адъюнкт, Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации,

г. Новосибирск, E-mail: mazurinae1979@yandex.ru

A.А. Ведерников, адъюнкт, Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: mazurinae1979@yandex.ru

B.А. Жаббаров, адъюнкт, Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: mazurinae1979@yandex.ru

СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОФИЦЕРОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В данной статье рассмотрены профессиональные качества офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации; освещается классификация профессиональных качеств офицеров; раскрываются структурные компоненты командно-управленческих, психолого-педагогических и общепрофессиональных качеств; рассмотрена сущность наиболее важных профессиональных качеств офицеров, их особенности применительно к воинским и служенным коллективам, влияние на организацию и выполнение служебно-боевых и повседневных задач. Раскрыто содержание личности офицера как специалиста. Обоснована актуальность совершенствования на протяжении всей службы профессиональных качеств офицеров, ка залога успешного выполнения слу-жебно-боевых задач.

Ключевые слова: национальная гвардия, профессиональные качества, офицер войск национальной гвардии.

Развитие России в современном мире предполагает проведение реформ в различных социальных сферах, что в свою очередь не может сказаться на развитии не так давно созданной Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии). Наращивание во всех сферах жизни информационных технологий, изменение традиционных систем управления, слияние воедино войсковой и полицейской составляющей войск, а также многое другое, требуют формирования и совершенствования адекватных этим процессам профессиональных качеств офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. В современной системе войск востребован поиск эффективных вариантов организации повседневной деятельности и выполнения служебно-бо-

евых задач. От офицерских кадров войск требуется инициатива, подкрепленная высоким уровнем знаний, умений, навыков организации повседневной и служеб-но-боевой деятельности. Целесообразно будет сказать, что от профессиональных качеств офицеров зависит боевой потенциал Росгвардии.

Значительное внимание, проблеме формирования профессиональных качеств офицеров, уделялось в работах таких военных педагогов и психологов, как

A.В. Барабанщиков, В.Н. Герасимов, Г.В. Зибров, Н.И. Калаков, П.А. Корчемный,

B.Л. Марищуков, В.Ф. Перевалов, Э.П. Утлика, Н.Ф. Феденко и др.

Успешное осуществление профессиональной деятельности офицером определяется наличием у него необходимых физических и морально-психоло-

гических способностей, благодаря которым, в процессе профессиональной подготовки, формируются необходимые для выполнения служебно-боевых задач профессиональные качества [1]. Прежде чем рассматривать профессиональные качества, отметим, что существуют различия в понятиях «профессиональные качества офицера» и «профессиональная готовность офицера».

Профессиональная готовность офицера в военной педагогике - интегра-тивное личностное качество и существенная предпосылка его эффективной деятельности после окончания соответствующего учебного заведения [2]. Профессиональная готовность офицера определяется успешным выполнением офицером своих обязанностей, умением правильно использовать знания, умения, навыки и опыт, сохранять самоконтроль и оптимально реагировать на непредвиденные ситуации [2]. Исходя из вышесказанного, профессиональную готовность мы рассматриваем как реализацию накопленного опыта и накопленных знаний, умений, навыков, выражающуюся в необходимом результате, а профессиональные качества как потенциальные возможности офицера по реализации полученных теоретических и практических знаний и имеющегося опыта. Несмотря на имеющиеся в военной педагогике определения искомого понятия «профессиональные качества офицера», существует необходимость, с учётом усложнения целей и задач Росгвардии, провести более глубокий его анализ.

Мы согласны с Б.П Ананьевым, который под профессиональными качествами рассматривает индивидуально психологические качества и свойства личности, определяющие возможность успешного выполнения профессиональной деятельности [3]. Учёный делает акцент на психологическую составляющую, как одну из важнейших в структуре личности.

В контексте теоретических воззрений А.В. Карпова, профессиональные качества - есть индивидуальные свойства субъекта, т.е. те, которые определяют свойственное человеку поведение или деятельность [4].

Структура профессион

Е.С. Рапацевич констатирует, что профессиональные качества - это любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность её выполнения по параметрам производительности, качества и надёжности труда [5].

С.Я. Батышев определяет профессиональные качества как индивидуальные характеристики субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность её освоения [6].

Исходя из теоретико-методологических изысканий ученых-исследователей, можно констатировать, что в настоящее время, несмотря на использование ими самых различных смысловых значений свойств и качеств человека, общее представление не имеет существенных расхождений.

Вслед за Д.Е. Матвеевым, Т.И. Султанбековым, А.И. Тимофеевым рассматриваем профессиональные качества офицера войск национальной гвардии Российской Федерации как:

- часть системного, профессионального, социально-психологического образования личности офицера, совокупность личностных качеств, а также знаний, умений и навыков, способствующих выполнению на высоком профессиональном уровне задач, связанные не только со служебно-боевой деятельностью, но и со спецификой деятельности офицера в повседневной жизни;

- качества, способствующие грамотному построению служебно-боевой деятельности офицера войск, выражающиеся в умении максимально эффективно прогнозировать сложившуюся ситуацию, быстро и правильно принимать решения, в том числе и в боевой обстановке, правильно организовывать и обеспечивать работу личного состава, использовать по назначению закрепленное за подразделением либо приданое вооружение, боевую, специальную, автомобильную технику, технические средства и другую материальную базу, для качественного выполнения служебно-боевых задач [7].

Таблица 1

ьных качеств офицера

Компоненты профессиональных качеств офицера

Системообразующий компонент. Служебно-боевая деятельность офицера

Общепрофессиональные: Командно-управленческие: Психолого-педагогические:

Целевая установка: Личный пример офицера воинский долг, патриотизм, гражданственность, мужество, справедливость, честь, трудолюбие, решительность, дисциплинированность, умение переносить тяготы и лишения воинской службы, надежность, духовно-нравственные качества, принципиальность, требовательность, целеустремленность

- поддержка интересов государства, общества, коллектива, и реализация их в жизнь; - руководство нормативно-правовыми докумен- тами; - безупречное выполнение своих должностных обязанностей - выполняет воспитательную функцию; - образцовое выполнение своих служебных обязанностей; - принимает и несет ответственность за поставленные задачи; - соблюдение субординации и проявление требо- вательности к подчиненным - воспитание подчиненных личным примером; - установление отношений сотрудничества между офицером и подчиненными

Перцептивно-рефлексивный компонент: Морально-психологическая готовность стрессоустойчивость, воля, добросовестность, критичность, готовность к риску, уверенность в себе, самостоятельность, инициативность, коммуникативность.

- психологическая готовность офицера выполнять поставленные задачи; - умение тренировать силу воли; - умение выполнять профессиональную работу в любых условиях обстановки. - психологическая готовность офицера для управ- ления вверенным подразделением; - иметь способность принимать волевые решения; - умение быть готовым к действиям в нестандарт- ной ситуации. - умение не отступать от своих намерений и не сдаваться перед возникающими трудностями в различных условиях обстановки; - умение достигать поставленные цели через воле- вые усилия; - умение быть готовым к действиям, которые свя- занны с риском.

Информационно-деятельностный компонент: Компетентность стратегическое мышление, адекватность, прогностическое мышление, предусмотрительность, критическое мышление, гибкость мышления, оперативность, сообразительность, внимание, наблюдательность, память, настойчивость, умение работать с информацией

- умение реализовывать полученные знания в практической деятельности - умение грамотно анализировать и оценивать обстановку; - умение собирать информацию о складывающей- ся обстановке для выполнения СБЗ; - наличие необходимой теоретической и практической подготовки по решению комплексных задач. - умение правильно выбирать тактику для достижения цели; - умение мыслить стратегически по реализации поставленной задачи; - умение оказывать упреждающее противодействие на возможное изменение обстановки; - умение своевременно решать комплексные задачи. - владеть методами и приемами воспитательного воздействия; - добиваться выполнение личным составом требо- ваний вышестоящих; - обладать психолого-педагогической эрудицией и мышлением; - готовность офицера к управлению подчиненными по решению комплексных задач.

Профессионально-проектировочный компонент: Креативность дивергентное мышление, воображение, творчество, корпоративная культура, новаторство, оригинальность.

- умение быть способным к креативной деятельно- сти, нестандартным решениям; - умение проявлять творческие способности по нахождению новых путей и средств решения задач; - умение находить альтернативные пути в условиях неопределенности. - способность офицера решать задачи в условиях неопределенности; - проявление нестандартного мышления в реше- нии командных, управленческих вопросах; - умение генерировать нестандартные идеи в про- фессиональной деятельности. - умение применять дидактические методы, приемы по развитию творческих способностей у подчиненных; - умение оказывать психолого-педагогическое воздействие на воинский коллектив по реализации нестандартных задач; - умение использовать новые психолого-педагогические возможности по достижению цели.

На наш взгляд профессия офицера войск национальной гвардии РФ требует от человека, прежде всего, призвания и готовности самоотверженно защищать Родину как от внешних так и от внутренних врагов. Так, военный историк А.И. Каменев пишет: «Офицер - это особая профессия, которая проявляется в своеобразных требованиях к его качествам. Эта профессия трудна (физически, морально и психологически)». Профессия офицера опасна даже в мирное время, в связи с усилением влияния террористических угроз внутри страны, поддерживающихся как внешними, так и внутренними определенными силами. Поэтому офицерская служба характеризуется высокой степенью ответственности, сознательности, правомерности и работоспособности в процессе своей служебно-бо-евой деятельности [8].

Особенности, специфика и характер служебно-боевой деятельности войск постоянно ставят офицера в такие ситуации, где от него требуется проявление профессиональных качеств, способствующих оперативному выполнению поставленных служебно-боевых задач, как правило, прямого управленческого воздействия на подчиненных при резко изменяющихся ситуациях.

В связи с выдвинутым тезисом дадим характеристику профессиональных качеств офицера.

Профессиональные качества офицера предусматривают наличие следующих способностей:

- умение находить оптимальный путь к достижению цели;

- самостоятельно и оперативно принимать обоснованные решения;

- обеспечить качественное выполнение распоряжений.

Профессиональная деятельность офицера войск отличается своей планомерностью, дисциплинированностью и законностью. Законодательством Российской Федерации определён конкретный ряд задач, возложенных на войска, установлен порядок их выполнения и регламентируется порядок профессиональной деятельности военнослужащих и сотрудников войск. Её смысл заключается в готовности защищать конституционный строй России, общество и государство, преимущественно от внутреннего противника и при необходимости от внешнего, в зависимости от масштабов проведения специальных операций или объявления войны.

Профессиональную деятельность офицера отличает упреждающий характер, который проявляется в продуктивном прогнозировании проводимых мероприятий, лежащих в основе служебно-боевой деятельности, без проведения которых значительно ухудшается качество выполнения служебно-боевых задач. Например: всевозможные решения искусственно созданных ситуаций, а так же инструктажи, проводимые перед несением на службы. Без прогнозирования развития обстановки невозможно обеспечить опережающей и энергичной системы развития войск их боевой готовности в условиях современного мира [9].

Профессиональные качества офицера войск национальной гвардии РФ представляют собой интегральную характеристику индивидуальных, личностных и субъектно-деятельностных качеств, рассматриваемых как целостное образование, которые дают возможность на максимальном уровне успешно решать служебно-боевые задачи. По выполняемым функциям они классифицируются на: командно-управленческие, психолого-педагогические и общепрофессиональные.

Разделяя профессиональные качества офицера на компоненты, за основу мы взяли принципы компонентов структуры качеств человека по Н.В. Кузминой и В.Д. Шадрикову, а так же опирались на профессиональную деятельность офицеров войск (таблица 1).

Предлагаем рассмотреть вышеперечисленные профессиональные качества офицера более подробно. Отметим, что одним из основополагающих являются командирские качества, которые заключаются в способности вести за собой подчиненный личный состав.

К командирским качествам относятся организаторские (управленческие) качества, которые выполняют профессионально-образующую функцию, обеспечивающую знания и опыт эффективного управления подчиненным подразделением. Умение планировать, организовать, координировать, направлять, контролировать и руководить деятельностью подчиненных [10]. Дело в том, что успешность выполнения офицером своих обязанностей напрямую зависит от его готовности к командно-управленческой деятельности. Умение оптимально организовать, в первую очередь, свою работу является наиболее важным организаторским (управленческим) качеством для оптимального выполнения поставленных задач.

Кроме того офицеру необходимы коммуникативные качества, которые способствуют гармоничному взаимодействию между всеми членами в воинского (служебного) коллектива и обеспечивают успешное выполнение служебно-бое-вых задач. Коммуникативность выполняет функцию положительного взаимодействия с окружающей общественностью, проявляясь в самоактуализации офицера в военном (служебном) коллективе, то есть в построение располагающего стиля общения, постановки задач подчиненным, ведении переговоров, корректном общении с начальством, с починенными и другими военнослужащими и сотрудниками, не состоящими в отношениях субординации, а так же и в обществе. Коммуникативные качества являясь одним из компонентов профессионального становления личности офицера, помогают ему разобраться в людях, адекватно оценивать их деловые качества, заслужить их доверие, послушание, признание и уважение помогут в организации управления, взаимодействия, отстаивания сво-

их интересов, умении оптимально продуктивно организовать свою работу. Например: неформального лидера подразделения возможно сделать формальным, ходатайствовать о его назначении на младшую управленческую должность; спокойного, усидчивого, внимательного и терпеливого военнослужащего или сотрудника разумно поставить на должность снайпера. Близкое по смысловому значению понятию «коммуникативность» является понятие «коммуникабельность». Достаточно широко распространено мнение о тождественности данных понятий. Однако, проведя терминологический анализ, ввиду специфики службы в понимание данных терминов мы хотели бы внести некоторые коррективы.

В служебно-боевой деятельности наиважнейшее значение имеет наличие у офицера такого качества как коммуникабельность, обеспечивающее высокое доверие воинского (служебного) коллектива. Находясь в новом коллективе офицер реализует сформированную в себе коммуникабельность, несущую в себе важную для него социально-психологическую информацию, влияющую на его поступки и действия. Сдержанность, уравновешенность в общении, тактичность, общительность, легкость установления контакта с людьми, умение слушать и понимать коллег и подчиненных символизируют развитие определенного уровня коммуникабельности руководителя, выражая степень ее сформированности у офицера.

Основой офицерского корпуса является высокая нравственность, влияющая на формирование образа офицера, принятие целесообразных решений, совершение необходимых поступков и становление офицера в воинском (служебном) коллективе. Нравственный аспект, неся ценностно-ориентационную функцию, наполнен такими понятиями, как добросовестность, честность, патриотизм, надёжность, справедливость, которые в свою очередь формируют моральный облик офицера как личности, стоящей во главе воинского (служебного) коллектива [11].

Нравственность офицера объединяет, регулирует индивидуальное поведение качества и свойства. В любой профессиональной деятельности существуют свои морально-нравственные нормы, определяющие порядок взаимоотношений и взаимодействия. В служебной среде они определяются Уставами, руководствами, наставлениями, нормативными положениями, указами и сложившимися традициями. Офицер войск преодолевает препятствия, достигает поставленных целей благодаря настойчивости, упорству, воле. Он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами. Рассмотрим нравственные качества личности офицера войск национальной гвардии РФ.

Сформировавшиеся моральные нормы, принципы, качества и свойства в этом случае, выступают формой нравственного сознания личности офицера. Офицер, как государственный служащий, обязан четко различать добро и зло сталкиваясь с ним в своей деятельности, применять к себе, чувствовать, понимать, моральные нормы и принципы. Это ложится в основу авторитета, уважения, доверия и признания офицера в воинском (служебном) коллективе. Благодаря нормам морали появляется необходимость быть верным службе, честным, воспитывать в себе скромность, порядочность и тактичность. Такой офицер, решает поставленные задачи с наибольшей эффективностью, так как его мнение становится в воинском (служебном) коллективе общепризнанной правильной аксиомой поведения. Сформированные нравственные качества служат целевыми ориентирами профессиональной деятельности офицера.

Готовность офицера войск к воспитанию гражданственности подчиненных военнослужащих и сотрудников рассматривается также нами рассматривается как профессиональное качество личности офицера, выражающееся во внутренней ориентированности на воспитание гражданственности подчиненных; в выявлении для себя ценностного смысла в воспитании гражданственности; в наличии совокупности знаний о гражданственности, о воспитании гражданственности личного состава; в эффективном владении умениями и навыками в воспитании гражданственности у подчиненных; в представлении о себе как о субъекте деятельности, осуществляющем процесс воспитания гражданственности у военнослужащих и сотрудников подразделения [12].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить такое необходимое качество офицеру войск, как адекватность. Эта характеристика выполняет корректирующую функцию, обеспечивающую правильную трактовку интересов государства, общества, коллектива и отдельной личности выражающуюся в соответственном приемлемом поведении и поступках. Адекватность определяет успешность профессиональной деятельности офицера. Способность мыслить, действовать разумно и грамотно, справляться с жизненными обстоятельствами - есть одна из важнейших черт характера офицера войск национальной гвардии РФ.

Одним из важнейших качеств офицера является профессиональность (профессионализм), поскольку аккумулирует в себе не только знания, умения, навыки, которыми должен владеть офицер для выполнения служебно-боевых задач, но и необходимо для накопления и реализации опыта службы.

Профессионализм, являясь интегральной характеристикой личности офицера, выполняет обучающую функцию, обеспечивающую получение и расширение уровня своих знаний и опыта в той или иной области. Среди значимых показателей, влияющих на эффективность профессиональной деятельности офицера, можно выделить следующие:

- способность видеть ключевую проблему и быстро принимать решение;

- профессиональные компетенции и опыт работы;

- стремление к усовершенствованию и внедрению передового опыта.

Вышеперечисленные показатели оказывают влияние на процесс совершенствования профессиональных качеств офицера в течение всей службы. Офицеру целесообразно самосовершенствоваться и осуществлять обмен опытом с коллегами в целях совершенствования своих профессиональных знаний и получения нового опыта.

Следующим на мало важным профессиональным качеством офицера является работоспособность, влияющая на его самоактуализацию в воинском (служебном) коллективе. Работоспособность способствует качественному и своевременному выполнению поставленных задач, совершенствует в офицере морально-волевые способности при выполнении монотонной работы в любых условиях обстановки.

К волевым качествам офицера относят такое качество, как упорство, которое сопряжено с целеустремленностью.

Упорство и целеустремленность выполняют функцию совершенствования воли офицера. Эти характеристики не позволяют сдаваться перед возникновением трудностей в различных условиях обстановки, не отступать от своих намерений. Эффективность реализации этих качеств при выполнении поставленных задач зависит от личной организованности офицера.

Личная организованность офицера выполняет функцию самоуправления, влияет на способность к оптимизации деятельности, умение эффективно организовать свою работу, быть требовательным по отношению к себе. Это качество включает такие характеристики как предусмотрительность и инициативность, которые необходимы для упреждающего влияния на оптимальный вариант решения служебно-боевых задач.

Предусмотрительность и инициативность выполняют функцию упреждения отрицательных последствий в профессиональной деятельности. Способность опережающего характера выдвижения необходимых идей и действий безусловно эффективно влияет на положительный результат выполнения служебно-боевых задач. Так же эти качества необходимы офицеру для анализа и оценки сложившейся обстановки, правильного расчета сил и средств, необходимых при решении задач с наименьшими затратами (потерями), выбора необходимых способов действий.

Критическое мышление как профессиональное качество личности офицера, мы рассматриваем как наличие способности к мышлению, направленному на выявление структурных особенностей рассуждения, проверку корреляции между обоснованно выдвинутыми тезисами и соответствующими им аргументами, оценку выдвинутых тезисов, характеристику контекстов рассуждений с учетом определенных особенностей [13].

Для комплексного решения задач офицеру необходимо владеть таким качеством как стратегическое мышление, способствующее принятию не только целесообразных решений, но и дающее возможность иметь целостное и широкое видение ситуации.

Стратегическое мышление способствует развитию таких качеств как дальновидность и предвосхищение, а так же возможность осуществлять параллельную работу. Это означает, что офицер в достаточно короткий промежуток времени может решать несколько задач, достигая одну поставленную цель. Способность мыслить и действовать разумно, успешно справляться с жизненными обстоятельствами - есть важнейшая черта характера офицера. Однако уточним, что мышление носит индивидуальный характер, которое проявляется в разных соотношениях форм и видов, разных операций и процедур умственной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы (Д. Гилфорд, Н.Е. Раевский, В.М. Николаенко, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Т.А. Матис, В.А. Сластенин, В.П. Ка-ширин, др.) позволил выявить качества мышления, необходимые современному офицеру войск, и влияющие на успешность его профессиональной деятельности

К ним относятся:

- самостоятельность - умение единолично принимать правильные решения для выполнения служебно-боевых задач;

- инициативность - своевременное выполнение поставленных задач, определение путей и средств при их выполнении;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- глубина - проникновение в сущность вещей и явлений, понимание причин следственных связей;

- широта - всестороннее видение проблемы, способность определения основных направлений качественного выполнения задач;

- быстрота - оперативность принятия целесообразного решения задач и практическое ее выполнение;

- оригинальность - выявление нового нетрадиционного взгляда, влияющего на эффективность решение проблемы;

- прозорливость - поиск наилучших и эффективных вариантов решений служебно-боевых задач и проблем;

Библиографический список

- критичность - объективная оценка чужой и своей деятельности, предметов и явлений, выдвинутых гипотез, а также их проверка и анализ.

Однако служебно-боевая деятельность в условиях нестандартной ситуации содержит задачи, выполнением которых офицер ранее не занимался. В таких случаях он, опираясь на свой запас знаний, приобретенный опыт, использует творческие качества. Данные характеристики способствуют развитию изобретательности, находчивости, новаторства, корпоративной культуре, решению задач нестандартными способами.

Корпоративная культура, как профессиональное качество личности офицера войск национальной гвардии России, представляет собой объем профессиональных навыков и знаний, личностные установки и характеристики, которые проявляются в поведении военнослужащих и сотрудников требуя высокого уровня выполнения должностных обязанностей в процессе служебно-боевой деятельности [14].

Не маловажным фактором успешного выполнения служебно-боевых задач является наличие такого качества, как дисциплинированность, хотелось бы учесть, что оно регламентировано нормативно-правовыми актами войск.

Дисциплинированность выполняет воспитательную функцию для офицера, и, выступает, как способность соблюдать им установленные правила и нормы поведения, изложенные в нормативно-правовых актах. Это качество является профессиональной установкой офицера для правильного и регламентированного функционирования в воинском (служебном) коллективе, соблюдения субординации и проявления требовательности к подчиненным. Одними из качеств проявления офицера как командира, по отношению к подчиненным, являются требовательность и настойчивость.

Необходимо сказать, что требовательность и настойчивость непосредственно влияют на становление офицерского (командирского) авторитета в воинском (служебном) коллективе. Исходя из содержательного контекста выше рассмотренных качеств, данные позиции включают такое понятие, как принципиальность, обеспечивающие достижение воспитательных и служебных целей. Для выполнения своих профессиональных обязанностей офицеру так же необходимо владеть педагогическими качествами, позволяющими осуществлять воспитательно-обучающую деятельность. Более того, выделенные позиции выполняют преподавательскую функцию, как способность к воспитательному и обучающему воздействию. Эти качества необходимы офицеру для проведения занятий с подчиненными, инструктажей и других мероприятий воспитательного и обучающего характера [15].

Особенностью профессиональных качеств офицера является то, что каждое из них аккумулирует в себе значимые характеристики, которые проявляются в личности офицера как специалиста. Таким образом, личность офицера как специалиста можно представить следующим образом:

1) владеющий командно-управленческими навыками;

2) умеющий оптимально организовать свою работу;

3) способный разбираться в людях и адекватно оценивать их;

4) умеющий найти индивидуальный подход к людям;

5) обладающий профессиональными знаниями и опытом работы;

6) способный видеть ключевую проблему и быстро принять целесообразное решение;

7) способный убеждать других людей и отстаивать свою точку зрения;

8) честный и порядочный;

9) принципиальный в решении служебных и социальных проблем;

10) требовательный по отношению не только к подчиненным, но и к себе;

11) коммуникативный (умеющий слушать и понимать людей, общительный, легко устанавливающий контакт с людьми);

12) обладающий способностями воспитательного воздействия.

Таким образом, профессиональные качества офицера войск национальной гвардии РФ выступают базовой частью системного профессионального социально-психологического образования его личности. К ним относятся: командно-управленческие, общепрофессиональные, психолого-педагогические качества. Такой офицер точно воспринимает предписания вышестоящих руководителей, умеет работать в команде и действовать по установленному плану, обладает лидерскими способностями, ясно ставит задачи перед подчиненными и осуществляет эффективный контроль их исполнения; имеет морально-психологическую устойчивость (стрессоустойчивость), выдержку и физическую выносливость. Офицер с такими качествами не только более адаптирован к службе, но и успешно социализируется в воинском (служебном) коллективе как полноценная боевая единица. Совершенствуя на протяжении всей службы профессиональные качества офицер достигает наиболее высокого уровня мастерства в ходе служебно-боевой деятельности и создает наиболее благоприятный климат в воинском (служебном) коллективе, тем самым способствуя успешному выполнению поставленных перед его подразделением задач.

1. Головко Е.А. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2004.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. Москва: Академия, 2006.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

4. Карпов А.В., Конева Е.В., Маркова Е.В. Психология труда. Под редакцией проф. А.В. Карпова. Москва: Владос-Пресс, 2005.

5. Новейший психолого-педагогический словарь. Сост. Е.С. Рапацевич. Под общей редакцией А.П. Астахова. Минск: Современная школа, 2009.

6. Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. Москва, 1984.

7. Шадрин А.С. Современные требования к профессионально-деловым качествам офицера внутренних войск МВД России. Современное среднее профессиональное образование: от теории к практике: сборник статей по материалам IV Международно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей. Под общей редакцией д-ра пед. наук, проф. Э.Г Скибицкого. Новосибирск: САФБД, 2013.

8. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. Москва: ВПА им. Ленина, 1990.

9. Лушников А.М. Военные учебные заведения России в 1861 - 1941 гг.: Социально-политические аспекты развития. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ярославль, 2006.

10. Сидорина Т.В. Технология принятия управленческих решений: учебное пособие. Новосибирск, 2015. РАНХ и ГС, Сиб. ун-упр. Новосибирск: СИУ, 2015.

11. Шабанов А.Г. Педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций бедующих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. А.Г Шабанов, А.А. Борщ, А.Е. Мазурин. Международный научный журнал. № 6 (61). Барнаул: Редакция Мир науки, культуры, образования, 2016: 129 - 132.

12. Померлян А.Н., Чумаров Г.В. Актуальные проблемы противодействию терроризму и экстремизму на современном этапе. Актуальные проблемы противодействию терроризму и экстремизму: История современное состояние, перспективы. Сборник научных статей Всеросийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Под общей редакцией С.А. Куценко. 2017.

13. Сорина Гв. Критическое мышление: история и современный статус. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2003; 6: 97 - 110.

14. Ведерников А.А. Теоретические аспекты готовности к выполнению служебно-боевых задач офицера войск национальной гвардии Российской Федерации. Новая наука: Проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции: Стерлитамак: 2017; 4-3-2.

15. Бархаев Б.П. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. Москва: Воениздат, 2006.

References

1. Golovko E.A. Tehnologiya formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti molodyh specialistov vuza na 'etape adaptacii k pedagogicheskoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2004.

2. Zagvyazinskij V.I. Teoriya obucheniya: sovremennaya interpretaciya: uchebnoe posobie dlya vuzov. 3-e izd., ispr. Moskva: Akademiya, 2006.

3. Anan'ev B.G. Chelovekkakpredmetpoznaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

4. Karpov A.V., Koneva E.V., Markova E.V. Psihologiya truda. Pod redakciej prof. A.V. Karpova. Moskva: Vlados-Press, 2005.

5. Novejshijpsihologo-pedagogicheskijslovar'. Sost. E.S. Rapacevich. Pod obschej redakciej A.P. Astahova. Minsk: Sovremennaya shkola, 2009.

6. Batyshev S.Ya. Podgotovka rabochih kadrov. Moskva, 1984.

7. Shadrin A.S. Sovremennye trebovaniya k professional'no-delovym kachestvam oficera vnutrennih vojsk MVD Rossii. Sovremennoe srednee professional'noe obrazovanie: ot teorii k prakiike: sbornik statej po materialam IV Mezhdunarodno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i prepodavatelej. Pod obschej redakciej d-ra ped. nauk, prof. 'E.G. Skibickogo. Novosibirsk: SAFBD, 2013.

8. Kamenev A.I. Istoriya podgotovkioficerskih kadrov v Rossii. Moskva: VPA im. Lenina, 1990.

9. Lushnikov A.M. Voennye uchebnye zavedeniya Rossii v 1861 - 1941 gg.: Social'no-politicheskie aspekty razvitiya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2006.

10. Sidorina T.V. Tehnologiya prinyatiya upravlencheskih reshenij: uchebnoe posobie. Novosibirsk, 2015. RANH i GS, Sib. un-upr. Novosibirsk: SIU, 2015.

11. Shabanov A.G. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'no-cennostnyh orientacij beduyuschih oficerov vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. A.G. Shabanov, A.A. Borsch, A.E. Mazurin. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. № 6 (61). Barnaul: Redakciya Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2016: 129 - 132.

12. Pomerlyan A.N., Chumarov G.V. Aktual'nye problemy protivodejstviyu terrorizmu i 'ekstremizmu na sovremennom 'etape. Aktual'nye problemy protivodejstviyu terrorizmu i 'ekstremizmu: Istoriya sovremennoe sostoyanie, perspektivy. Sbornik nauchnyh statej Vserosijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. V 2-h chastyah. Pod obschej redakciej S.A. Kucenko. 2017.

13. Sorina G.V. Kriticheskoe myshlenie: istoriya i sovremennyj status. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya. 2003; 6: 97 - 110.

14. Vedernikov A.A. Teoreticheskie aspekty gotovnosti k vypolneniyu sluzhebno-boevyh zadach oficera vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Novaya nauka: Problemy i perspektivy: sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Sterlitamak: 2017; 4-3-2.

15. Barhaev B.P. Psihologiya i pedagogika professional'noj deyatel'nosti oficera. Moskva: Voenizdat, 2006.

Статья поступила в редакцию 06.02.19

УДК 371

Mamalova Kh.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: mamalova_1964@list.ru

Abdulazimova T.Kh, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Chechen Philology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: abdulazimova64@mail.ru

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE YOUNG GENERATION. The article studies spiritual and moral education as one of the aspects of education aimed at assimilation by younger generations and implementation of higher moral values into practical action and behavior. Modern spiritual and moral education of an individual should form social values and skills for the further successful life of young people in society. Young people should be prepared to take personal responsibility for their own well-being and that of the society. Moral attitudes of young people should be formed under constant supervision, but at the same time giving the right to choose. It is concluded that the education system should pay more attention to the formation of youth spirituality, values, citizenship, as it affects the moral health of the state, the future of the country, so it is necessary to develop such direction as the state youth policy.

Key words: spiritual and moral education, spiritual and moral development of personality, young generation.

Х.Э. Мамалоеа. канд. пед. наук, ст. преп. каф. чеченской филологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

E-mail: mamalova_1964@list.ru

Т.Х. Абдулазимова, канд. филол. наук, доц. каф. чеченской филологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

E-mail: abdulazimova64@mail.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье изучено духовно-нравственное воспитание, как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. Современное духовно-нравственное воспитание личности должно формировать общественные ценности и навыки для дальнейшей успешной жизни молодёжи в обществе. Молодые люди должны быть готовы к личной ответственности за свое собственное благополучие и благополучие социума. Сделан вывод о том, что система образования должна уделять больше внимания формированию у молодёжи духовности, ценностных ориентиров, гражданственности, так как от этого зависит нравственное здоровье государства, будущее всей страны, поэтому необходимо развивать такое направление как государственная молодёжная политика.

Ключевые слова: духовно нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие личности, молодое поколение.

В настоящее время Россия переживает один из сложных исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, кроется не в развале экономики или смене политической системы, а в разрушении личности, нравственных ее оснований. Материальные ценности доминируют

над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В данное время проблема нравственного развития подрастающего поколения является достаточно значимой, так как в данный период времени молодое по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.