УДК 355.23
А. Р. Горячев
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УПРАВЛЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ВОЕННО - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ КАФЕДР ПРИ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ
Ключевые слова: навык, управление, военно - профессиональная подготовка.
В данной статье изложены вопросы последовательности привития и совершенствования военнопрофессиональных навыков у студентов военных кафедр, в ходе проведения плановых занятий и в повседневной деятельности подразделений. Статья отображает методические рекомендации преподавательскому составу, подразделениям из числа студентов военных кафедр при гражданских вузах, и ответственному офицеру за учебный взвод.
Keywords: skill, control, military high quality level training.
In this article questions of sequence of instilling and improvement of military and professional qualities at students of military chairs are stated, during carrying out planned class works and in daily activity of divisions. The article displays methodical recommendations for teaching staff, divisions from among students of military chairs at civil HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS and to responsible officers for educational platoon.
Введение
Одной из главных задач военно-учебных заведений Министерства Обороны Российской Федерации является подготовка для Вооруженных Сил офицеров, способных эффективно решать задачи по должностному предназначению. [3] Основное
направление гражданской специализации
выпускников военных кафедр при гражданских вузах является инженерно техническое. В свою очередь, основными видами деятельности командира является управленческая деятельность (организация и ведение боевых действий,
руководство повседневной деятельностью
подразделений, обучение и воспитание
подчиненных). Опыт службы в войсках показывает, что если всю служебную деятельность командира подразделений звена взвод-рота взять за 100%, то управленческой и воспитательной деятельностью он занимается постоянно. При этом важной составной частью организации и проведения образовательного процесса является привитие студентам военных кафедр командно-методических навыков (КМН) и навыков воспитательной работы (НВР).
Содержание, структура и механизм формирования командно-методических навыков воспитательной работы Навык как свойство личности - это способность, в процессе целенаправленной деятельности, выполнять частные действия, без специальнонаправленного на них внимания, но под контролем сознания. Процесс формирования навыка включает определение компонентов и такое овладение операцией, которое позволяет достичь наивысших показателей, на основе совершенствования и закрепления связей между компонентами, их автоматизации и высокого уровня готовности к воспроизведению действия. Процесс формирования навыка по своему содержанию можно выразить следующей структурой:
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА
Привитие навыка
знания
умения
совершенствование
навык
Задача
военной
кафедры
Мастерство
(профессионализм)
Приобре-
тается
сопытом
службы
В свою очередь первый этап этого процесса включает теоретическую подготовку (или другими словами - получение необходимых знаний) и практическую подготовку (или выработку умений применить эти знания на практике).
Знание - это отражение человеком окружающего в форме закрепленных в памяти образов, понятий, их систем (учебных предметов, теорий, учений и т.п.). Умение - образование, объединяющее знание и навыки с действиями, и выражающееся в правильном использовании знаний для решения практических задач.
Навык - действия, сформированные в результате многочисленных повторений и выполняемые правильно, быстро (легко), экономно, с высокими количественными и качественными показателями, при слабой концентрации внимания на способах его выполнения. Иначе говоря: навыки -
автоматические действия, выполняемые как бы бессознательно, машинально.
Главная задача при формировании и развитии командно - методических навыков и навыков воспитательной работы у студентов военных кафедр состоит в том, что они должны быть прочными, гибкими, разнообразными, охватывать важнейшие операции, типичные для конкретной специальности
(специализации). [1] В данной статье особое
внимание уделено формированию навыков будущего офицера выполнять должностные и специальные задачи на первичных офицерских должностях в войсках в процессе управления подразделениями в повседневной деятельности в звене «взвод-рота».
Практическая подготовка студентов военных кафедр по формированию командно - методических навыков и навыков воспитательной работы разделена на пять основных сфер:
1. Навыки командно - организаторской деятельности.
2. Навыки боевой деятельности.
3. Навыки эксплуатационной деятельности.
4. Навыки воспитательной деятельности.
5. Методические навыки. [2]
Подготовить офицера, способного:
- управлять штатным подразделением в повседневной деятельности войск в бою.
- поддерживать боевую готовность подразделения;
- планировать и организовывать боевую подготовку в подразделении;
- проводить занятия по предметам боевой подготовки со штатным подразделением;
- организовывать службу в подразделении и поддерживать внутренний порядок, осуществлять повседневную деятельность подразделений в строгом соответствии с требованиями общевоинских уставов РФ.
- вести ротное хозяйство, учет материальных средств и личного состава;
- организовывать и проводить воспитательную работу с подчиненными;
- исполнять обязанности должностных лиц суточного наряда;
- обеспечивать выполнение требований
безопасности жизнедеятельности
военнослужащих;
- организовать и обеспечить в масштабе
подразделения технически-правильное
использование, обслуживание, содержание и хранение штатного БТВ в повседневной деятельности, бою (тактических действиях), организовывать работы по проверке технического состояния и содержания, приему и передаче машин, по текущему ремонту и эвакуации штатного вооружения и техники подразделения.
Исходя из вышеперечисленных задач, имеются следующие основные группы командно-
методических навыков и навыков воспитательной работы (умений):
- командно-методические (в том числе навыки и умения в проведении занятий с подчиненными по предметам боевой подготовки) и инструктивнометодические навыки (навыки и умения постановки задач подчиненным, контроля и подведения итогов их исполнения), навыки (умения) самостоятельного выполнения, и контроля за правильностью выполнения обязанностей должностными лицами суточного
наряда, гарнизонной и караульной служб;
- навыки (умения) профессиональной деятельности (выполнение должностных обязанностей командира отделения, заместителя командира отделения, заместителя командира взвода, командира взвода и роты);
- навыки (умения) в проведении организационных (подготовка и проведение собрания, умение написать решение или постановление), информационных, культурно - досуговых, спортивно-массовых мероприятий и мероприятий правового характера;
- интеллектуальные навыки (навыки и умения решения типовых управленческих и инженерных задач, ведения дискуссии, изложения сложного материала и т.п.);
- навыки (умения) работы с литературой
(художественной, нормативно-справочной,
руководящей, эксплуатационно-технической, специальной, боевой и др.);
- навыки (умения) работы на типовых образцах вооружения и военной техники, применение современных технических средств обучения и информационных технологий, использования измерительных приборов общего назначения и т. п.;
Командный навык - это условно автоматизированное действие командира по управлению и руководству подчиненными, совершаемое без особых усилий. Это навыки, которые позволяют командиру:
1. Мысленно облекать свое решение по управлению и руководству подчиненными в лаконичную, логическую и максимально простую форму.
2. Доводить до подчиненных принятое решение в четком, эмоционально-насыщенном, волевом и мобилизующем стиле.
3. Если нужно, то излагать свои решения по управлению подчиненными в письменном виде.
4. Подавать стереотипные (формализованные) команды по управлению подчиненными и решению задач боевого плана и повседневной деятельности.
5. Четко и образцово выполнять предписанные воинскими уставами ритуалы и внешние атрибуты поведения и действий командира.
Содержание командных навыков определяется конкретными задачами командирской деятельности офицера и рассматривается как совокупность навыков, таких как:
- навыки твердого и последовательного проведения в жизнь военных решений;
- навыки самоорганизованоости офицера как органа управления;
- навыки управления подразделением и огнем;
- навыки мобилизации подчиненных;
- навыки отдачи приказаний;
- навыки требования точного и своевременного выполнения приказаний;
- навыки выявления и устранения замеченных нарушений по воинской дисциплине и внутреннему
порядку;
- навыки пресечения вредных действий;
- навыки поощрения усердных и взыскания с нерадивых;
навыки соблюдения вежливости и проявления выдержки;
навыки в четкой подаче команд, отдача указаний, докладов и т. д.
Командные навыки офицера неразрывно связаны с методическими навыками и навыками воспитательной работы.
Методические навыки - совокупность умений применять на практике различные способы, методы, приемы, а также средства и формы педагогического воздействия на подчиненных.
К профессионально значимым качествам прививаемого методического навыка следует отнести следующие навыки:
- глубокое знание материала;
- четкость и последовательность изложения;
- полноту и доходчивость изложения;
- умение пользоваться схемами, плакатами, учебным оборудованием и УТС;
- умение правильно распределить время;
- умение поддерживать связь с аудиторией;
- четкость и ясность ответов на все вопросы;
- умение руководить работой обучаемых;
- контроль над выполнением требований уставов, безопасности;
- умение использовать примеры воспитательного воздействия;
- умение работать с литературой по новому материалу;
- уметь проводить разбор;
- умение применять принципы коллективизма и индивидуального подхода в обучении;
- умение находить и устранять недостатки в действиях обучаемых;
- умение образцового показа и другие.
Основное внимание при обучении студентов военных кафедр необходимо уделять приобретению ими практических навыков в роли руководителя занятий и работ по первичному должностному предназначению выпускников.
Навыки воспитательной работы - совокупность умений применять на практике реальные способы, приемы, методы обучения и воспитания, а также средства и способы психологического воздействия на подчиненных.
К НВР можно отнести:
- учебно-методические навыки (навыки
планирования и организации своей работы, организации воспитательной работы в подразделении и др.);
- навыки общения и взаимоотношений;
- навыки изучения индивидуально-
психологических особенностей подчиненных;
- навыки проведения воспитательных мероприятий;
- навыки по укреплению воинской дисциплины;
- навыки индивидуально-воспитательной работы и др.
Организационно-методические рекомендации по реализации и совершенствованию системы формирования командно-методических навыков и навыков воспитательной работы у студентов военных кафедр
В военно-учебном заведении с целью выработки единых подходов в формировании требуемых навыков у студентов военных кафедр создается предметно-методическая комиссия (ПМК), в состав которой, как правило, включаются: начальники кафедр и ведущие преподаватели, осуществляющие военно-профессиональную и социальногуманитарную подготовку студентов военных
кафедр, а также ответственные офицеры за учебными взводами.
Предметно-методическая комиссия должна
осуществлять методическое обеспечение следующих основных направлений деятельности:
- формирование у студентов военных кафедр
командно-методических навыков, навыков
воспитательной работы;
- формирование у студентов военных кафедр нравственных и морально психологических качеств.
При этом на ПМК возлагаются следующие основные задачи:
- разработка и представление на утверждение старшему начальнику Комплексного плана и необходимых учебно-методических материалов по его реализации;
- разработка и представление на утверждение старшему начальнику графика контроля всеми должностными лицами вуза хода выполнения Комплексного плана;
- утверждение порядка оценивания и учета уровня сформированных навыков у студентов военных кафедр по годам обучения;
- анализ (не реже одного раза в месяц) результатов контроля процесса формирования навыков у студентов военных кафедр;
- обсуждение учебно-методических материалов по формированию навыков, принятие рекомендаций по структуре, содержанию, методике и материально-техническому обеспечению процесса привития навыков у студентов военных кафедр.
Рекомендации и решения ПМК принимаются простым большинством голосов, отражаются в протоколах заседания ПМК, подписываются ее председателем и утверждаются старшим начальником.
Контроль выполнения комплексного плана в ходе мероприятий распорядка дня проводится:
- начальником ФВО и его заместителями;
- ответственными офицерами за учебными взводами.
Контроль выполнения комплексного плана в ходе учебных занятий проводится в соответствии с «Руководством по организации работы военноучебных заведений МО РФ».
Контроль должен проводиться в целях определения
и оценки методического уровня проведения запланированных мероприятий (учебного занятия), степени достижения поставленных целей и подготовленности лица, отвечающего за проведение мероприятия (учебного занятия). Контроль должен быть плановым, так и внезапным.
Таким образом, механизм реализации системы формирования у студентов военных кафедр навыков представляет собой выполнение комплекса организационных и учебно-методических мероприятий, который завершается контролем уровня практической подготовки студентов военных кафедр и необходимой корректировки процесса формирования навыков (так называемая, обратная связь).
Подводя итог, можно сделать вывод, что формирование командно-методических навыков и навыков воспитательной работы является неотъемлемой частью подготовки будущих офицеров, и так же значимо как формирование нравственных и морально психологических качеств.
В единстве, целостности, взаимосвязи данные факторы являются основополагающими условиями, определяющими течение военно-профессиональной деятельности.
Литература
1. Иванов, В.Г., Ахметгареев, Р.А., Вараксин, В.Е. Компетентностная модель формирования готовности будущих специалистов к инновационной профессиональной деятельности в системе «вуз-войска» /В.Г Иванов., Р.А. Ахметгареев, В.Е. Вараксин // Вестник КГТУ - 2011. - № 4. - С. 242-245.
2. Рекомендации по формированию умений и навыков управления повседневной деятельностью подразделений в процессе военно-профессиональной подготовки студентов военных кафедр. Москва Министерство Обороны РФ, 2009.-54 с.
3. Концепция развития системы военного образования Сухопутных войск на период до 2010 года. М.: ГК СВ, 2006. - 21 с.
© А. Р. Горячев - нач. цикла учебной части - военной кафедры ФВО КНИТУ, [email protected].