Научная статья на тему 'Языковая подготовка военных специалистов сша'

Языковая подготовка военных специалистов сша Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
698
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамула Л. А.

В статье рассматриваются особенности обучения курсантов иностранному языку в военных академиях США, отмечается многообразие методов обучения, что позволяет военнослужащим достигать необходимого уровня владения иностранным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамула Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Языковая подготовка военных специалистов сша»

Л.А. Хамула

УДк 355.23 (73)

языковая подготовка военных специалистов сша

в статье рассматриваются особенности обучения курсантов иностранному языку в военных академиях сША, отмечается многообразие методов обучения, что позволяет военнослужащим достигать необходимого уровня владения иностранным языком.

Ключевые слова: обучение курсантов иностранному языку, методы обучения, языковая подготовка, принципы обучения.

L.A. Khamula

usa military language training

The article deals with the aspect of cadet training in the sphere of foreign languages in the U.S. academies. It emphasizes thevarietyof teaching methodsthat allow the military personnel to achievethe required levelof foreign language.

Key words:cadet training in the sphere of foreign languages, teaching methods, language training, training principles.

Н есмотря на многообразие форм, вариантов и методов организации языковой подготовки в армии США, оперативная совместимость национальных воинских контингентов в ходе выполнения задач, требующих международного участия, по-прежнему выдвигает перед военно-политическим руководством страны в качестве одной из основных проблему языкового барьера, что, в свою очередь, еще раз обусловливает необходимость поиска новых путей организации и совершенствования процесса обучения иностранным языкам. Военные педагоги США при обучении специалистов вооруженных сил страны иностранному языку применяют широкий спектр методических приемов, которые значительно отличаются от методов обучения другим дисциплинам.

Еще в конце 80-х - начале 90-х годов широкое распространение получил коммуникативный метод преподавания иностранных языков. Дэйвид Филипс пишет о нем таким образом: «...учитель должен придумать виды деятельности, предлагающие студентам возможность показывать свое языковое умение, не только повторяя упражнения по грамматике и синтаксису, но и употребляя язык как средство общения» [Philips 2007: 13]. При изучении иностранного языка в армии США делается упор на устную речь, чтение газет и журналов, написание кратких сочинений, анализ литературных произведений в оригинале. На занятиях используются только аутентичные тексты, поскольку, по мнению американских педагогов, «аутентичные тексты вдохновляют обучаемых всех уровней способностей, придуманные тексты предполагают снисходить к обучаемым и в результате не имеют практического значения» [Cooke 1998: 46].

При изучении иностранного языка сопоставляются системы двух языков (иностранного и родного), закрепляются основные грамматические схемы, отрабатываются лексические цепочки, иссле-

дуется эквивалентность на уровне фраз и коротких предложений. все это помогает охватить языковые структуры как системы, что особенно важно для обучения взрослых людей, мозг которых легче и прочнее запоминает именно обширные систематизированные знания, включающие целостные структурные явления. в отношении овладения языковыми структурами этот факт приобретает особенную значимость, поскольку процесс изучения языка практически всегда длителен и сопряжен со многими субъективными особенностями восприятия индивида. все это позволяет повысить качество усвоения предмета, а значит - и более свободно им оперировать.

Один из главных принципов обучения индивидуализация обучения находит свое отражение и в преподавании иностранных языковв вооруженных силах США. В 1998 году на международной конференции TESOL Дж.Дьюк выступил с докладом на тему «Теория и практика индивидуализации обучения в современной американской методике», в котором изложил точку зрения американских философов и методистов на вариативность способов изучения иностранных языков, основываясь на работах Л.С.Выготского, Дж.Ашера, Г.Гарднера, в частности на теории г.гарднера «Семь типов умственных способностей» («The Seven Intelligences»), указал на комплексную структуру способностей человека при овладении иностранными языками и назвал ее компоненты: вербально-линвистический, музыкальный, логико-математический и т.д.

В ВС США ведущим учебным заведением, где осуществляется разносторонняя подготовка американских лингвистов, является Военный институт иностранных языков (ВИИЯ), расположенный в г. Мон-терей (штат Калифорния). Его задачи - организация обучения иностранным языкам в интересах обеспечения национальной безопасности как на территории Соединенных Штатов, так и за рубежом; проведение научно-исследовательских работ в области

лингвистические исследования

лингвистики с целью совершенствования процесса обучения; разработка стандартов тестирования и оценки уровня знаний обучаемых [Юрчук и др. 2009: 22].

Здесь проходят обучение военнослужащие видов и родов войск ВС США, а также сотрудники ФБР, пограничной службы, НАСА, управления по борьбе с наркотиками и других государственных ведомств. Обучение осуществляется по следующим курсам: базовому, продвинутому и специальному. Одновременно в институте занимаются 3 000-3 200 слушателей. По видам ВС военнослужащие в ВИИЯ распределяются примерно следующим образом: 4045 % - представители сухопутных войск, 30% - военно-воздушных сил, 15% - ВМС, 8-10% - корпуса морской пехоты.

В институте преподают около 30 языков. Продолжительность обучения составляет от двух (для продвинутого и специального курсов) до 63 (для базового курса) недель. В зависимости от их сложности языки подразделены на четыре категории. Самые сложные относятся к 4-й категории (арабский, корейский, китайский, японский и ряд других восточных языков). В

3-ю категорию входят русский, фарси, сербо-хорватский, пушту, дари и другие, во 2-ю- немецкий, а в 1-ю- романские языки.

На базовом курсе наибольшее число обучающихся (до 65 % всех слушателей) и продолжительность обучения (63 недели) - в языковых группах, относящихся к

4-й категории. В относящихся к 3-й категории обучается 25-30 % слушателей, а продолжительность обучения составляет 47 недель. В группах 2-й и 1-й категории она составляет 34 и 26 недель соответственно. Помимо занятий по иностранным языкам с упором на речевую практику слушатели получают дополнительную интенсивную подготовку по вопросам страноведения: истории, культуре и современным проблемам стран изучаемых языков.

Постоянный преподавательский состав насчитывает свыше 1 300 человек, в том числе около 300 военнослужащих. Для

большинства из них преподаваемые языки являются родными [Юрчук и др. 2009 : 23].

Учебные нагрузки на слушателей довольно значительные. На занятия по языку отводится ежедневно 7 часов аудиторных и 3-4 часа самостоятельных занятий. Предусматривается периодическое проведение контрольных занятий с оценкой уровня усвоения программ обучения.

Основная часть выпускников ВИИЯ направляется в подразделения разведки, безопасности видов ВС и сил спецопераций, а также в информационно-аналитические структуры различных спецслужб.

Ученые-методисты Института иностранных языков США разработали квалификационный тест для подтверждения знаний иностранного языка военнослужащими различных должностных категорий. Каждые 5 лет пересматривается сам тест и положение о выплате военнослужащим ежемесячной денежной надбавки (от 25 до 100 долларов) за знание иностранного языка, введенное в 1984 году [Мгимов 1996: 12]. Кроме того, постоянно уточняется перечень должностных категорий и разрядов военнослужащих, которым может выплачиваться надбавка. По оценке американских специалистов, таких должностей в структуре ВС около 15000; причем большая часть - в СВ (9000: одна половина приходится на разведывательное управление, другая - на силы спецопераций, военную полицию). На размер денежных надбавок влияет степень сложности языка.

В США создана система контроля и изучения потребностей видов вооруженных сил в специалистах, владеющих тем или иным языком. общее руководство выполнения программы подготовки таких военнослужащих осуществляет командующий сухопутными войсками. В ее реализации принимают участие начальник разведывательного управления штаба сухопутных войск, заместители начальника штаба по боевой подготовке и личному составу. Кроме того, на начальника разведывательного управления возложена обя-

72 Вестник МиЛ

занность контролировать работу комитета по надзору за выполнением общей программы языковой подготовки военнослужащих. Существует также федеральный межведомственный «круглый стол», обеспечивающий координацию действий в этом вопросе различных ведомств, определение потребностей в специалистах и выработку единых стандартов их обучения, аттестации и использования. В его работе участвуют представители министерства обороны, государственного департамента, «Разведывательного сообщества» (ЦРУ, агентство национальной безопасности, ФБР, РУМО и др.), службы зарубежного

вещания «Корпус мира», радиокорпорации «Голос Америки», министерства торговли, Агентства международного развития, библиотеки Конгресса [Мгимов 1996: 14].

Таким образом, при проведении учебных занятий по иностранному языку в военных вузах США используется многообразный спектр форм и методов обучения, что позволяет военнослужащим достичь необходимого уровня владения иностранным языком для избранного рода деятельности и в дальнейшем на протяжении всей службы постоянно совершенствоваться в его использовании.

Литература

Мгимов Ю. Специальные и поощрительные надбавки к денежному содержанию военнослужащих США // Зарубежное военное обозрение. - № 11. - 1996. - С.12-14.

Юрчук И., Стрелецкий А. Языковая подготовка в военно-учебных заведениях стран НАТО // Зарубежное военное обозрение. - №3. - 2009. - С.22-28.

Cooke W. Exployting Authentic Text in a Self Generating Presentation and Correction Exercise // Language Learning Journal, 1998. - № 3. - P. 46.

Philips D. Languages in Schools. From Complacency to Conviction // CILT, 2007. - P. 10-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.