Реализация принципа наглядности в ходе занятии с курсантами по
тактико-специальной подготовке
Минько А.Ю.
В статье раскрываются возможности использования средств наглядности при проведении различных видов учебных занятий в процессе тактико-специальной подготовки курсантов; акцентируется внимание на наглядно-образной памяти и особенностях ее развития в ходе подготовки курсантов.
In article possibilities of use of means of presentation reveal at carrying out of various kinds of studies in the course of special preparation of cadets; the attention is focused on is evident-shaped memory and features of its development during preparation of cadets.
Раскрывая суть принципа наглядности, военная педагогика исходит из того, что началом всякого познания является «живое созерцание», то есть ощущения и восприятия. На их основе у курсантов возникают конкретные образы и представления изучаемых предметов, явлений и процессов. Эти образы и представления осмысливаются, анализируются, обобщаются. Следовательно, наглядность в обучении предполагает неразрывную связь, постоянное взаимодействие живого восприятия и абстрактного мышления, конкретного и общего. Эта связь сложна и противоречива. Поэтому при изучении учебных вопросов, тем и дисциплин используются разнообразные наглядные пособия и технические средства обучения. Различны также и формы сочетания слова преподавателя и средств наглядности [3].
Известно, что в познании объективного мира участвуют все органы чувств человека, значит, и наглядность обучения предполагает опору не только на зрение, но и другие органы чувств обучаемых. Эта мысль обстоятельно раскрыта в трудах выдающихся педагогов прошлого и подтверждена экспериментальными исследованиями в наши дни [5].
Вместе с тем именно память и мышление играют самую активную роль в усвоении материала [4]. Память значительно расширяет познавательные способности курсанта, создаёт предпосылки развития его как личности, обогащает его профессиональным опытом. По функциональным признакам различают четыре типа памяти: наглядно-образную (запечатление и воспроизведение образов, предметов и их свойств); эмоциональную (запоминание и воспроизведение чувств); двигательную (запоминание и воспроизведение движения); словесно-логическую. Все типы памяти взаимосвязаны и дополняют друг друга.
В контексте данной статьи остановимся подробней на наглядно-образной памяти. Она формируется с помощью зрительных и слуховых анализаторов. Как известно, зрительный анализатор имеет в несколько раз большую, чем у слухового, пропускную и разрешающую способность. Он может извлекать наибольшую информацию из сигнала. Зрительные представления очень устойчивы и поэтому имеют большое значение для усвоения учебного материала. Учитывая это, преподаватели часто пользуются схемами, макетами и другими наглядными пособиями [7].
В состав наглядно-образной памяти входят слуховые представления. К примеру, представления звука танкового мотора, работающего двигателя ракеты, радиосигнала, гула артиллерийской канонады и др. Эти образы важны для изучения техники и тактики. Иногда слуховые представления играют решающую роль в овладении профессиональными навыками (например, для радистов). Очень важно, чтобы курсанты на занятиях постоянно совершенствовали свою наглядно-образную память.
Особенности этого типа памяти в полной мере учитываются при организации учебных занятий. Так, главным назначением средств наглядности в образовательном процессе военного вуза является формирование у курсантов объективных и конкретных представлений о характере современной войны и боя, раскрытие их закономерностей, принципов действия нового оружия и военной техники, боевых возможностей, путей достижения высокой боевой готовности и др. Применение средств наглядности активизирует деятельность курсантов, развивает у них способность связывать теорию с практикой, формирует внимательность, аккуратность и техническую культуру, повышает интерес к изучению
тактико-специальных дисциплин [8].
При обучении курсантов используются различные виды наглядности: натуральная или естественная (боевое и учебное оружие, техника, учебные поля, полигоны, танкодромы, аэродромы и т.д.); изобразительная (средства имитации, объёмные, плоскостные, графические, экранные средства, фотографии, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие средства); речевая (яркие описания конкретных фактов и событий); практический показ действий. В качестве средств наглядности используются также тренажёры и контрольно-измерительные приборы [1].
К основным видам учебных занятий, применяемым в процессе изучения тактико-специальных дисциплин в военно-учебных заведениях, относятся: лекции; семинары; групповые занятия и упражнения; практические занятия; тактические (тактико-специальные) учения (занятия); самостоятельные занятия и др [10].
В ходе изучения тактико-специальных дисциплин лекции, как правило, читаются не по всему, а лишь по основам организации и ведения боя и операций, применения в них подразделений, частей, соединений, родов войск, специальных войск [6]. Ведущим методом в лекции выступает устное изложение её содержания преподавателем в строго логической последовательности. Оно обычно сопровождается демонстрацией схем, плакатов, фрагментов кинофильмов, показом моделей, приборов и макетов, т.е. средств наглядности. Так как в аудитории невозможно непосредственно воспринимать боевую обстановку познавать всю сложность динамических процессов здесь приходится только на основе представлений. Более образно представить процессы боевой обстановки обучаемым помогают наглядные средства. На подобных занятиях важно уметь быстро чертить схемы, делать зарисовки. Это позволяет курсанту рассматривать явления с опорой на материализованные объекты.
Большое значение имеют примеры из боевой практики войск. Содержание лекции увлекает курсантов свежестью материала, соответствующего последним достижениям в области военной науки и техники. Однако, для курсантов чрезвычайно важно твёрдо усвоить уже известные, всесторонне обоснованные, но самые существенные вопросы организации и ведения боевых действий войск. Они изложены в соответствующих боевых уставах, наставлениях, учебниках, учебных пособиях, которые в первую очередь излагает преподаватель в ходе лекционного занятия. Доходчивость лекции достигается конкретностью содержания материала, выразительностью речи педагога, широким использованием различных наглядных пособий (карт, схем, плакатов) и технических средств обучения (компьютера, диафильмов, диапозитивов, кинофильмов). Бывают случаи, когда на лекции по тактико-специальным дисциплинам вывешивается слишком много схем. Это не приносит пользы, а лишь отвлекает курсантов от усвоения излагаемого материала.
Работа с наглядной информацией способствует и равномерному распределению нагрузки на различные типы памяти, в то время как преобладание только устной информации утомляет слуховую память. Наглядная информация снижает эти отрицательные явления. При вычерчивании чертежей и схем на лекции преподаватель добивается, чтобы курсанты приобретали навык работы в темпе лектора. Положительные результаты даёт также практика выдачи обучаемым перед лекцией готовых чертежей, схем и рисунков, которые затем по мере изложения материала прилагаются к конспекту. Такая отработка лекции повышает умственную активность курсантов, способствует лучшему усвоению материала, а впоследствии облегчает и подготовку к зачетам и экзаменам.
Основы теоретических знаний, полученные на лекции, курсанты расширяют, углубляют и закрепляют на других видах занятий, важнейшим из которых является семинар [9]. Он проводится по наиболее сложным вопросам, темам, разделам. Например, в курсе тактики содержанием темы семинара могут быть вопросы, составляющие основы того или иного вида боевых действий, их организации и ведения. На семинарах курсанты учатся свободно излагать научно-теоретические положения, отстаивать своё мнение, развивают самостоятельность мышления. Для обсуждения на семинарах выносятся наиболее сложные и важные вопросы темы. Выступления и доклады курсантов обычно сопровождаются иллюстрацией различных наглядных пособий. На семинаре, как и на лекции по тактико-специальным дисциплинам, главная роль принадлежит наглядному раскрытию изучаемых вопросов, что позволяет аргументировано и доказательно показать владение фактическим материалом.
Кроме того, в процессе подготовки к семинару по тактико-специальным дисциплинам полезно
самостоятельно строить графики, составлять принципиальные и структурные схемы, производить анализ и обобщение данных. Это даёт возможность глубже вникнуть в сущность сложных процессов. Подготовка к семинару только в том случае будет эффективной, если курсант в ходе неё выделяет смысловые опорные пункты. В принципе, опорным пунктом может быть любая фраза, которую курсант отмечает про себя. При этом надо добиваться, чтобы эта разбивка сопровождалась выделением основного, существенного и в наглядной форме. Ошибка курсантов заключается в том, что выделенные ими моменты и понятия не отражают содержания изучаемого вопроса.
Как известно, в подготовке выпускников военных вузов ведущее место занимают групповые занятия и упражнения, практические занятия и тренировки. На них расширяются и закрепляются знания, полученные на лекциях и семинарах, вырабатываются и совершенствуются навыки и умения. По каждой учебной дисциплине тактико-специальной подготовки разрабатывается тематика групповых занятий. В соответствии с учебной программой определяется конкретное содержание, учебные вопросы темы и время на их изучение. Важное условие успешного проведения групповых занятий -хорошее оснащение классов и лабораторий действующими образцами и макетами, узлами и агрегатами техники и вооружения, то есть средствами наглядности.
Кроме того, групповые упражнения, проводимые на местности, позволяют курсантам приобрести навыки топографического, тактического и других видов ориентирования. Они проводятся и со средствами связи, особенно при отработке вопросов управления боем. Такие занятия непосредственно реализуют принцип наглядности. В целом, групповые упражнения по тактикоспециальным вопросам выражают направленность подготовки курсантов к их дальнейшей военнопрофессиональной деятельности.
Групповые упражнения составляют необходимое звено для перехода к практическим занятиям. Они обычно проводятся на соответствующей технике, а их содержание в основном определяется спецификой тактико-специальной подготовки в различных родах войск. В ходе этих занятий воплощается принцип наглядности. Подобные занятия вырабатывают веру в боевые возможности оружия и техники, формируют способности к их применению в боевых условиях.
Важную роль в профессиональной подготовке курсантов играют тактические (тактико-специальные) учения (занятия) [11]. Тактические (тактико-специальные) занятия являются основой практического обучения курсантов на местности организации боя и управлению им. Как правило, они проводятся после теоретического изучения вопросов на лекциях, семинарах, групповых занятиях и приобретения курсантами первичных навыков в организации боя и управлении небольшими подразделениями на групповых упражнениях. На этих занятиях курсанты обычно действуют в должности командиров. Их цель - привить курсантам необходимые навыки и умения в организации и управлении действиями подразделений в бою.
В военно-учебных заведениях сложилась система подготовки и проведения тактических и тактикоспециальных занятий, которая наиболее эффективно позволяет реализовать принцип наглядности. Так, в ходе подготовки определяется район занятий, материально-техническое обеспечение, состав имитационных средств и др. Кроме того, каждый тактический эпизод отрабатывается последовательно, в строгом логическом порядке, в соответствии с замыслом и созданной тактической обстановкой, во времени и темпе, присущих характеру изучаемого вида боевых действий, что так же позволяет эффективнее задействовать наглядно-образную память курсантов. Главное внимание при этом обращается на то, чтобы курсанты своевременно реагировали на все изменения обстановки, принимали обоснованные решения, быстро доводили задачи до подчиненных.
Более высокой ступенью тактико-специальной подготовки курсантов являются тактические (тактикоспециальные) учения. Их цель - совершенствование профессиональной подготовки курсантов в различных видах боя, в условиях, приближённым к боевым. Учения проводятся по темам, охватывающим несколько видов боевых действий, на незнакомой местности, непрерывно днём и ночью в течение нескольких суток. Они могут быть односторонними или двусторонними, с боевой стрельбой и без неё. На односторонних учениях противоположную сторону обязательно обозначают комплектами мишенного оборудования или специально выделенными подразделениями, действующими в соответствии с требованиями тактики армии потенциального противника.
Необходимо отметить и то, что в современных условиях всё большую роль приобретают
самостоятельные занятия по тактико-специальным дисциплинам. Без них невозможно глубоко изучить объёмный и сложный материал этих учебных дисциплин. В военно-учебных заведениях на самостоятельные занятия приходится значительная часть общего бюджета времени. Их организации, улучшению условий проведения (обеспечению помещениями, литературой, наглядными пособиями, техникой и оборудованием) уделяют всё больше внимания командование военно-учебных заведений, факультетов, кафедр, а также и профессорско-преподавательский состав.
Эффективность самостоятельных занятий зависит от чёткости их планирования, систематичности проведения, контроля и обеспечения необходимыми учебными материалами. Планирование занятий ведётся с учётом специфики тактико-специальной подготовки курсантов в различных военных вузах. Её планированию предшествует: сбор, обработка и уточнение сведений о времени, расходуемом курсантами на самостоятельные занятия по каждой дисциплине тактико-специальной подготовки; определение влияния затрат времени на оценку знаний курсантов по конкретным дисциплинам; распределение бюджета времени самостоятельных занятий между изучаемыми дисциплинами.
В общем объёме самостоятельных занятий курсантов значительное место занимает подготовка к групповым упражнениям и тактическим учениям (занятиям). Эти занятия требуют особого внимания преподавателей, которые уясняют, насколько твёрдо курсанты знают задание, следят за своевременностью получения ими необходимых материалов (заданий, карт, приборов) и рекомендованной литературы. Роль педагога заключается в том, чтобы помочь курсантам разобраться во всей сложности и противоречивости обстановки современного боя, научить рассматривать её в диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности. В современном общевойсковом бою, например, участвуют различные рода войск и специальные войска. Поэтому, готовясь к оперативнотактическим занятиям, курсанты изучают тактику, организацию и боевые возможности всех родов войск -своих и противника, участвующих в бою (операции). Без этого нельзя принять обоснованное решение, организовать бой, определить боевые задачи подразделениям (частям).
В целом, основные виды учебных занятий сложились на основе практических нужд тактикоспециальной подготовки курсантов. Применяемые в тесном сочетании и взаимосвязи, с использованием всего арсенала средств наглядности, они обеспечивают формирование у курсантов глубоких научно-теоретических знаний, практических навыков и умений, высоких моральнопсихологических качеств [2]. В практике преподавания тактико-специальных дисциплин в военных вузах характер, содержание, конструктивные особенности и методика применения средств наглядности непрерывно изменяются в зависимости от задач и содержания обучения, уровня общего развития курсантов, технических и экономических возможностей для изготовления наглядных пособий. Натуральная или естественная наглядность в сочетании со средствами имитации играет большую роль в изучении конкретных образцов оружия и боевой техники, в создании на учениях и полевых занятиях обстановки, приближённой к боевой. При этом важно, чтобы курсанты не просто наблюдали эту обстановку, но и активно действовали в ней. Современные средства наглядности позволяют имитировать поле боя, действия противника, его огневые средства, звуки, присущие современному бою, выход из строя боевой техники, действия личного состава в различных ситуациях и др. Всё это позволяет моделировать и отрабатывать сложные учебно-боевые задачи.
Таким образом, повышение требований к тактико-специальной подготовке будущих офицерских кадров вызывает необходимость постоянно совершенствовать методику использования средств наглядности во всём образовательном процессе военно-учебного заведения. Это касается, прежде всего, основных видов учебных занятий. Педагогические коллективы военных вузов много работают над улучшением методик использования средств наглядности, над оптимальным соотношением их в ходе различных видов занятий. Всё шире развёртываются научные исследования, направленные на поиск, обоснование и практическую проверку новых эффективных средств наглядности, используемых в процессе преподавания тактико-специальных дисциплин. Решение всех этих вопросов коллективами военно-учебных заведений будет содействовать дальнейшему повышению уровня тактико-специальной подготовки будущих офицерских кадров.
Библиографический список:
1. Аксёнов К.В. Организация военно-профессиональной подготовки общевойсковых офицеров в вузе
командного профиля: Дис... д-ра пед. наук. - СПб., 2002. - С 36.
2. Актуальные задачи развития Вооружённых Сил Российской Федерации. - М.: Агентство «Военинформ» МО РФ, 2003. - С. 31-33.
3. Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов оптимизации // Советская педагогика. - 1982. - № 11. - С. 21.
4. Давыдов В.П., Рахимов О.Х.-А. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста // Инновации в образовании. - 2002. - № 2. - С. 77.
5. Карманов Л.А. Актуальные проблемы совершенствования системы военного образования, повышения качества подготовки офицерских кадров // Военное образование. - 1997. - № 2. - С. 915.
6. Лебедев С.И. Направления развития системы подготовки слушателей и курсантов по тактике в вузах Сухопутных войск: Дис. канд. воен. наук. - М., 2005. - С. 48.
7. Образцов П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в системе профессиональной подготовки военных специалистов: Дис. д-ра пед. наук. - М.: АФПС, 2000. - С. 3435.
8. Однокопытный В.Н. Совершенствование комплексного применения современных технических средств обучения в военно-специальной подготовке слушателей (курсантов) вузов инженерных войск: Дис... канд. пед. наук. - М., 2002. - С. 42-43.
9. Онуфрийчук В.А. Интенсификация процессаобучения курсантов тактике с использованием компьютерных технологий и индивидуальных особенностей обучающихся: Дис... канд.воен. наук. -М., 2006. - С. 39.
10. Приказ министра обороны РФ от 12 марта 2003 г. № 80 «Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства Обороны Российской Федерации. - М.: Воениздат, 2003.
11. Рокосуев В.М. Система подготовки курсантов по тактике в высших военных командных училищах (институтах): Дис. канд.воен. наук. - М., 2004. -С. 49-51.
Ключевые слова: тактико-специальная подготовка, курсант, военно-учебное заведение, средства
наглядности, эффективность всей профессиональной подготовки в военно-учебных заведениях.
Keywords: the cadet, military school, presentation means, efficiency of all vocational training in military
schools.