Научная статья на тему 'Совершенствование методики преподавания тактико-специальной подготовки в образовательных учреждениях МВД России'

Совершенствование методики преподавания тактико-специальной подготовки в образовательных учреждениях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1744
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / SPECIAL TACTICS TRAINING / METHODOLOGY OF TEACHING / PRINCIPLES OF STUDYING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулемин Валерий Владимирович

Раскрываются задачи методики и принципы обучения при проведении занятий по тактико-специальной подготовке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулемин Валерий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF TEACHING METHODOLOGY OF SPECIAL TACTICS TRAINING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS MVD OF RUSSIA

The problems of methodology are solved and principles of teaching during the lessons of special tactics training are given

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики преподавания тактико-специальной подготовки в образовательных учреждениях МВД России»

В.В. Кулемин

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ THE IMPROVEMENT OF TEACHING METHODOLOGY OF SPECIAL TACTICS TRAINING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS MVD OF RUSSIA

Раскрываются задачи методики и принципы обучения при проведении занятий по тактикоспециальной подготовке.

The problems of methodology are solved and principles of teaching during the lessons of special tactics training are given.

В процессе обучения и воспитания курсантов учебных заведений МВД РФ широко применяются общие принципы, формы, методы и приемы обучения, выработанные педагогической наукой.

Одним из ведущих предметов специальной профессиональной подготовки сотрудников ОВД является тактико-специальная подготовка.

На занятиях по тактико-специальной подготовке курсантам даются знания, у них формируются умения и навыки, осуществляется слажива -ние действий подразделений для выполнения служебно-боевых задач при повседневной дея-тельности и в военное время.

Курсанты в процессе тактико-специальной подготовки овладевают знаниями, умениями, навыками, у них формируются морально-боевые качества, позволяющие им: правильно и бди -тельно нести службу в различных условиях обстановки; рационально использовать защитные и маскирующие свойства местности; эффективно вести поиск, преследование и осуществлять за -держание правонарушителей (преступников); изучать вопросы организации и руководства служебно-боевой деятельностью подразделений; вырабатывать навыки выполнения служебнобоевых задач; получать передовые методики управления силами и средствами; подготовиться к умелому руководству подразделениями, оперативными резервами и сводными отрядами при чрезвычайных обстоятельствах.

Характер служебно-боевых задач, скоротечность изменений в обстановке при их выполне-нии, быстрота маневра силами и средствами и необходимость действовать самостоятельно в отрыве от основных сил предъявляют высокие требования к тактико-специальной выучке лич -

ного состава. Это, в свою очередь, приводит к возрастанию роли и значения тактико -специальных занятий и учений. Они должны проводиться в условиях, максимально прибли -женных к боевой службе, и, как правило, на местности и в тактических городках.

Изменения в тактико-специальной подготов -ке, а также возросшие требования к моральнобоевым качествам личного состава существенно влияют и на методику.

Методика тактико-специальной подготовки

— это совокупность приемов, способов и форм обучения и воспитания личного состава, слажи-вания подразделений и органов управления ОВД и внутренних войск для действий по выполне -нию поставленных служебно-боевых задач. Ее своеобразие обусловлено необходимостью гото -вить силы и средства МВД к выполнению слу -жебно-боевых задач, как в обычных условиях, так и в военное время.

Методика тактико-специальной подготовки должна:

- наметить последовательность изучения тем и разделов тактико-специальной подготовки в комплексе с другими предметами;

- определить пу ти реализации принципов обучения в хо де тактико -специальной подготовки;

- выработать приемы, методы и формы обучения и воспитания курсантов, соответствующие целям и содержанию тактико-специальной подготовки, определить их место, взаимосвязь и условия наиболее эффективного применения;

- разработать требования к учебноматериальной базе, к ее подготовке и эффектив -ному использованию в ходе обучения;

- раскрыть роль и место преподавателей в процессе обучения, определить требования к их методической подготовке;

- изыскать наиболее целесообразное отношение деятельности обучающего и обучаемых на занятиях;

- выработать критерии оценок и систему контроля знаний, умений и навыков;

- изучить передовой методический опыт, определить пути его внедрения в практику обучения войск.

Содержание, организация и методика такти -ко-специальной подготовки определяются сис-темой общих принципов обучения с учетом специфики служебно-боевой деятельности ОВД. Эти принципы вытекают из объективных зако-номерностей процесса обучения, требований к подготовке ОВД, специфики обучения вообще и тактико-специальной подготовки в частности.

Основными принципами являются:

- научность;

- учить тому, что необходимо для выполне -ния боевых задач в обычных условиях и в военное время;

- обеспечение постоянной боевой готовности сил и средств ОВД и ВВ МВД РФ;

- сознательность, активность и самостоятельность обучаемых;

- наглядность обучения;

- систематичность, последовательность и комплексность в обучении;

- доступность обучения;

- прочность знаний, умений и навыков;

- коллективизм и индивидуальный подход в обучении.

Принцип научности обязывает руководителя занятия правильно отбирать и представлять обучаемым научно обоснованные данные, отражающие действительное состояние теории и практики служебно-боевой деятельности, эффективные методы использования этих данных на практике.

Принцип учить тому, что необходимо для выполнения боевых задач в обычных условиях и в военное время неразрывно связан с принципом воинского обучения учить войска тому, что необходимо на войне, и исторически обусловлен им. В органах внутренних дел этот принцип отражает специфику их служебно-боевой деятель -ности, необходимость организации учебного процесса в строгом соответствии с характером служебно-боевой деятельности в обстановке, максимально приближенной к условиям выполнения служебно-боевых задач не только в военное, но и в мирное время. Этот принцип придает обучению целеустремленный характер, опреде-ляет, чему и в каких условиях необходимо учить. Претворение его в жизнь в ходе тактико -специальной подготовки во многом зависит от поучительности, сложности обстановки, создан -

ной на занятиях и учениях. В процессе выполне -ния повседневных и внезапно возникающих за -дач при чрезвычайных обстоятельствах как в обычных условиях, так и в военное время руководитель может испытывать недостаток в сведе -ниях об обстановке, тем не менее он должен суметь разобраться в ней и найти наилучшее решение. Поэтому на занятиях (учениях) обучаемым необходимо предоставлять данные с элементами неясности, неполноты, неточности, противоречивости. Одни данные могут быть устаревшими, другие ложными или приблизительными. Доводить их до обучаемых целесообразно в той последовательности , в какой они реально поступают в процессе выполнения служебно-боевых задач.

Обеспечение постоянной боевой готовности сил и средств ОВД и внутренних войск — прин -цип обучения, определяющий такую организа-цию боевой и служебной подготовки, которая обеспечивает готовность каждого сотрудника ОВД, военнослужащего подразделения, части, соединения и органов управления четко и в полном объеме выполнять поставленные служебнобоевые задачи. Реализация принципа обеспечения постоянной боевой готовности требует, что -бы силы и средства ОВД, подразделения и части внутренних войск в любых условиях обеспечивали выполнение возложенных на них служебнобоевых задач.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности обучаемых в процессе обучения основывается на глубоком понимании ими важности овладения знаниями, умениями и на -выками. Этот принцип предполагает понимание обучаемыми целей и задач обучения в целом и каждого отдельного занятия; осознание ими практической значимости получаемых знаний умений и навыков; наличие у них интереса к учебному материалу; активную мыслительную деятельность в процессе занятий, умение осуществлять самоконтроль за усвоением знаний, творческое применение знаний на практике. В то же время этот принцип отражает и деятельность руководителя занятий и учений, который обязан постоянно побуждать курсантов к сознательно -му, активному и самостоятельному овладению учебным материалом.

Повышению сознательности и активности обучаемых способствует, прежде всего, поста -новка на занятиях ясной цели, чтобы обучаемые поняли смысл своей деятельности, важность изучаемых вопросов, заинтересовались ими. Следует, однако, учитывать, что перед учениями, летучками, иногда и перед групповыми упражнениями (тренировками) по динамике выполне -ния служебно-боевых задач в целях сохранения в тайне от обучаемых ожидаемых решений объявлять им тему и цель занятий не следует.

Активность обучаемых надо умело поддерживать тщательной подготовкой занятия, хорошим материально-техническим обеспечением, созданием проблемной ситуации в ходе его проведения , обучением курсантов самостоятельному добыванию необходимой информации и оказанием им помощи в разрешении возникших проблем.

Принцип наглядности обучения выражает одну из качественных сторон учебного процесса, которая проявляется в том, что усвоение знаний, формирование умений и навыков осуществляется на основе конкретных образов и представле -ний, вызываемых у обучаемых воздействием средств наглядности. При этом, чем больше органов чувств воспринимают информацию одновременно, тем лучше она воспринимается.

Необходимо учитывать, что все виды наглядности дополняются так называемой внутренней наглядностью, т.е. опорой на имеющиеся знания и опыт обучаемых Руководитель при подготовке к занятиям должен в деталях проду -мать, какие виды и средства наглядности, с какой целью, когда и как он будет использовать.

Средства наглядности при правильном их использовании позволяют моделировать условия служебно-боевой деятельности ОВД. Для этого занятия и учения необходимо так организовать и так обеспечить средствами наглядности, чтобы они были приближены к реальным условиям. Это достигается применением или имитацией различных средств поражения, горящих местных предметов, разбитой боевой и специальной техники и т. д. Недопустимо, чтобы в ходе занятий обучаемые были просто наблюдателями.

В основе принципа систематичности, после -довательности и комплексности в обучении ле -жит требование соблюдать строгую логическую связь в распределении учебного материала по годам, семестрам и занятиям.

Каждое занятие должно основываться на материале предыдущего, способствовать его закреплению, подготавливать обучаемых к усвоению последующего материала, формировать у них комплекс знаний, умений и навыков. Каждая часть материала должна иметь определенную завершенность и в то же время восприниматься как часть единого целого.

Принцип доступности обучения вытекает из того, что каждый обучаемый в соответствии со своим опытом и уровнем общего развития в кон -кретных условиях может сознательно овладеть теоретическим и практическим материалом лишь определенной трудности. Однако это не означает, что надо создавать упрощенные условия при обучении и уходить от изучения сложных вопросов. Принцип доступности предусматривает обучение на высоком уровне трудностей.

Успешная реализация требований этого принципа обязывает преподавателя: четко соче-

тать меру трудностей обучения с умственными и физическими возможностями обучаемых; опти-мально распределять время между занятиями и самостоятельной работой; целеустремленно воспитывать у обучаемых правильное отношение к учебе, развивать способности, преодолевать трудности, самостоятельно добывать знания, совершенствовать умения и навыки; доходчиво и последовательно раскрывать сложные вопросы служебно-боевой деятельности ОВД и ВВ, опираясь на хорошо известные и понятные факты; использовать средства наглядности; понимать психологию обучаемых

Принцип прочности знаний, умений и навыков предполагает глубокое усвоение обучаемыми основного материала на длительное время.

Служебно-боевая деятельность ОВД и ВВ протекает в условиях, имеющих зачастую экс -тремальный характер (внезапность, опасность, возникновение перегрузок и задач, превосходящих индивидуальные и групповые возможности), что, естественно, сопровождается крайней интенсивностью функционирования психики, необычайно высоким напряжением нравственных, физических и интеллектуальных сил. По -нятно, насколько важна в подобных условиях готовность личного состава выполнять служебно-боевые задачи, эффективно применять зна-ния, опыт и личные качества, сохранять самоконтроль при несении боевой службы и выполнении задач при ЧО как в мирное, так и в военное время. Такие условия требуют, чтобы обучаемые получили прочные знания, умения и навыки.

Для реализации этого принципа необходимо опираться на активность, сознательность и самостоятельность обучаемых Очень важно, чтобы они отчетливо осознавали, зачем им нужны прочные знания, почему необходимо доводить разучиваемые приемы до автоматизма. Это достигается постоянным разъяснением практического значения изучаемых вопросов и установкой на длительность их запоминания.

И наконец, самыми эффективными в реали -зации этого принципа являются тренировки в выполнении освоенных приемов и действий и повседневное применение знаний, умений и на -выков в практической деятельности.

Принцип коллективизма и индивидуального подхода в обучении требует создания благопри-ятных условий для согласованной работы всех обучаемых и в то же время индивидуального подхода к каждому из них.

При организации тактико -специальной подготовки необходимо учитывать, что успешное выполнение служебно-боевых задач зависит от умелых действий отдельных сотрудников ОВД и военнослужащих и слаженных действий подраз-делений. Поэтому объектом обучения в ОВД и внутренних войсках является как подразделение,

так и отдельный сотрудник ОВД или воин. Тактико -специальная подготовка организуется, в основном, в составе штатных или создаваемых на время выполнения служебно-боевых задач подразделений (чем и достигается их боевое слаживание). В то же время на всех занятиях и учениях совершенствуется индивидуальная подготовка сотрудников ОВД и военнослужащих.

Принципы обучения тесно связаны между собой, и их всегда необходимо применять в сочетании. Наибольший успех достигается тогда, когда на занятиях и учениях применяется систе -ма принципов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева О.В. Развитие творческого потенциала слушателей в процессе профессиональной подготовки /О.В. Афанасьева // Педагогиче -ский поиск. — М.: МЮИ МВД России. — 1997.

— № 3. — С. 84 — 94.

2. Методика тактико-специальной подготов -ки: учебник. — М.: Воениздат, 1983. — 125 с.

3. Подготовка и проведение оперативно-тактического учения «Щит»: методические рекомендации. — М.: МИ МВД РФ, 2000. — 34 с.

4. Частная методика преподавания общей тактики: учебное пособие. — М.: Военная акаде -мия им. М.В. Фрунзе, 1982. — 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.