Научная статья на тему 'Безопасность жизнедеятельности в системе подготовки специалистов среднего звена: состояние и перспективы'

Безопасность жизнедеятельности в системе подготовки специалистов среднего звена: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
659
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ОБОРОНА ГОСУДАРСТВА / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНЫЕ СБОРЫ / КАБИНЕТ БЖД / ТИР / СТРЕЛКОВЫЙ ТРЕНАЖЕР / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / DEFENSE OF THE STATE / MILITARY SERVICE / LIFE SAFETY / TRAINING SESSIONS / BC OFFICE / SHOOTING RANGE / SHOOTING SIMULATOR / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковальчук Александр Николаевич

В статье проанализированы требования нормативных документов, регламентирующих организацию обучения граждан по основам обороны государства и военной службы, и в контексте требований этих документов освещены проблемы преподавания дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для специалистов со средним профессиональным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковальчук Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE SAFETY SYSTEM TRAINING MIDDLE MANAGERS: STATE AND PROSPECTS

The article analyzes the requirements of normative documents regulating the organization of training people on bases of national defense and military service, and in the context of the requirements of these documents highlights the problem of teaching the discipline "Life Safety" for specialists with secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Безопасность жизнедеятельности в системе подготовки специалистов среднего звена: состояние и перспективы»

УДК 372/016:614.8

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ковальчук Александр Николаевич

к.т.н., доцент кафедры Безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Россия, г. Красноярск can-koval @mail.ru

Аннотация: в статье проанализированы требования нормативных документов, регламентирующих организацию обучения граждан по основам обороны государства и военной службы, и в контексте требований этих документов освещены проблемы преподавания дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для специалистов со средним профессиональным образованием.

Ключевые слова: оборона государства, военная служба, безопасность жизнедеятельности, учебные сборы, кабинет БЖД, тир, стрелковый тренажер, военно-патриотическое воспитание

LIFE SAFETY SYSTEM TRAINING MIDDLE MANAGERS: STATE AND PROSPECTS

Kovalchuk A.N.

Candidate of technical sciences, docent of the chair «The Safety of life activity» Krasnoyarsk state agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk can-koval@mail.ru

Review: The article analyzes the requirements of normative documents regulating the organization of training people on bases of national defense and military service, and in the context of the requirements of these documents highlights the problem of teaching the discipline "Life Safety" for specialists with secondary vocational education.

Keywords: defense of the state, military service, life safety, training sessions, BC office, shooting range, shooting simulator, military-patriotic education

Президент и правительство четко обозначили приоритетное направление ближайшего этапа развития страны - создание инновационной экономики. Решение данной задачи невозможно не только без специалистов с высшим образованием, но так же и без рабочих и специалистов среднего звена высокой квалификации, способных нестандартно мыслить, мотивированных на достижение положительного результата, амбициозных и ответственных.

В связи с этим в последние несколько лет в вузах начала активно внедряться среднее профессиональное образование (СПО). К примеру, в КрасГАУ в настоящее время СПО открыто по таким специальностям, как 38.02.01 - Экономика и бухгалтерский учет, 10.02.08 - Технология мяса и мясных продуктов, 35.02.07 - Механизация сельского

хозяйства, 35.02.07 - Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, 35.02.14 -Охотоведение и звероводство, на которых обучается более 300 студентов. По прогнозам специалистов набор на эту форму обучения будет только возрастать.

В рамках подготовки специалистов среднего звена федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) СПО по указанным специальностям предусматривается изучение общепрофессиональной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Условно курс разбит на два модуля: основы гражданской обороны (ОГО) и основы обороны государства и военной службы (ООГВС). Объем учебной нагрузки в целом на дисциплину составляет 68 часов (без самостоятельной работы), из них на освоение ОГО - 20 часов и ООГВС - 48 часов. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек время, отведенное на изучение ООГВС, использовать на освоение основ медицинских знаний.

Изучение первого модуля направлено на формирование навыков безопасного поведения обучающихся в чрезвычайных и опасных ситуациях техногенного, природного и социального характера, привитие у них привычки здорового образа жизни. Программа второго модуля нацелена на формирование у будущих призывников осознанной положительной мотивации к военной службе, приобретение ими необходимых специальных знаний и умений.

Новые требования ФГОС ставят перед учебными заведениями ряд проблем по обеспечению качественного обучения студентов в целом и по предмету БЖД - в частности.

Что касается обучения ОГО, то здесь следует акцентировать внимание преподавателей на привитие у студентов культуры безопасности, т.е. осведомленности о возможных бедствиях, правилах действий в ЧС, готовности противостоять опасностям, которые подстерегаю человека повсюду: в природе, на производстве, в быту [1]. Следует донести до них, что оценку по знаниям и умениям вести в экстремальных ситуациях выставляет не преподаватель, а сама жизнь: "отлично" - это спасение, а "неудовлетворительно" - беда.

Организацию и проведения занятий по ОГО, выбор форм, методов и средств обучения необходимо осуществлять исходя из специфики будущей профессиональной деятельности, а также учета негативного характера природных явлений и наличия опасных производств в данном регионе.

Основным вкладом предмета БЖД в достижение целей ФГОС становится формирование у студентов умения применять полученные знания в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, приобретение опыта адаптации к условиям окружающей среды, экологически сообразного поведения в ней и обеспечения безопасности.

В отношении модуля ООГВС можно констатировать, что в последние годы актуальность изучения его неуклонно возрастает. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, международная обстановка и тенденции ее развития на современном этапе обусловливают повышенные требования к обеспечению и поддержанию военной безопасности России. В этих условиях подготовка молодежи к военной службе является важным компонентом военной безопасности и представляет собой процесс обучения и воспитания граждан, формирования у них убеждений, умений и навыков, необходимых для исполнения общих должностных и специальных обязанностей военной службы.

Во-вторых, развитие военного дела, совершенствование технической оснащенности и перевод соединений и воинских частей Вооруженных Сил в категорию постоянной боевой готовности требуют более высокого уровня морально-психологической, про-

фессиональной и физической подготовленности каждого военнослужащего. С переходом на одногодичный срок военной службы по призыву и сокращением вдвое времени на обучение и воспитание, повышаются требования к призывнику, содержанию и качеству подготовки к военной службе.

В-третьих, армейская служба среди большинства юношей сейчас, мягко говоря, непопулярна. Тому есть немало причин: слабо сформированная, а нередко и вообще негативная установка на военную службу; отсутствие четких представлений о характере воинской деятельности, необходимых для ее осуществления навыков, в том числе по самообслуживанию в быту; слабое физическое развитие; низкая психологическая подготовленность к преодолению трудностей, связанных с выполнением задач в специфических условиях, и др. Весьма отрицательно на имидже военной службы сказывается и демонстрация всевозможных блокбастеров типа "ДМБ" и иже с ними, проповедующих много "интересных" и "занимательных" игр типа "велосипед", "дембельский поезд".

Чтобы улучшить подготовку допризывной молодежи к военной службе, поднять ее на качественно более высокий уровень предстоит многое сделать на всех уровнях, начиная с семьи и заканчивая государством. В первую очередь требуется поднять на надлежащую высоту военно-патриотическое и гражданское воспитание молодежи, а во-вторых - уровень всей допризывной подготовки юношей.

В настоящее время в РФ существует обширная нормативно-правовая база, регламентирующими организацию обучения граждан по основам обороны государства и военной службы. Ее основу составляют документы различных уровней: Конституция РФ и федеральные законы, положения которых детализированы в постановлениях Правительства РФ, приказах министра обороны и Министерства образования и науки РФ, федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (ФГОС СПО) [2-6].

Проанализируем действующую нормативно-правовую базу в области подготовки граждан по основам обороны государства и военной службы на предмет соответствия ее положений организованному в вузе учебному процессу подготовки специалистов со средним профессиональным образованием и разработки мер по его совершенствованию.

Конституция РФ, как основной закон, определяет правовые статус и положение гражданина России. Однако правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Одной из основных является обязанность защищать Отечество (ст. 59 Конституции РФ).

Защита Отечества реализуется посредством воинской обязанности, правовые основы которой определены Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон). Согласно Закону, воинская обязанность предусматривает:

♦ воинский учет;

♦ обязательную подготовку к военной службе;

♦ призыв на военную службу;

♦ прохождение военной службы по призыву;

♦ пребывание в запасе;

♦ призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в

запасе.

Закон определяет, что обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

♦ получение начальных знаний в области обороны;

♦ подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

♦ военно-патриотическое воспитание;

♦ подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

♦ медицинское освидетельствование.

В свою очередь начальные знания в области обороны включают знания об обороне государства, воинской обязанности и навыки в области гражданской обороны РФ.

Таким образом, в соответствии Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ содержание учебной программы курса "Безопасность жизнедеятельности" должно быть направлено на подготовку обучающихся к военной службе, военно-патриотическое воспитание, изучение основ организации обороны государства, основных мероприятий по гражданской обороне и защите населения; вопросов о прохождении военной службы по призыву и контракту, основ медицинских знаний, здорового образа жизни и др.

Призывник должен знать:

♦ основы законодательства РФ об обороне государства и воинской обязанности;

♦ состав и предназначение Вооруженных Сил РФ;

♦ основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время ее прохождения и пребывания в запасе;

♦ требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;

♦ порядок первоначальной постановки граждан на воинский учет, медицинского освидетельствования и призыва на военную службу;

♦ основные виды военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, а также альтернативной гражданской службы;

♦ основные положения общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ;

♦ общие обязанности военнослужащего и обязанности солдата (матроса);

♦ обязанности часового и дневального по роте;

♦ устройство стрелкового оружия, основные правила, приемы и способы стрельбы из него, устройство ручных боевых гранат; требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;

♦ основные приемы и способы действий солдата в общевойсковом бою, сигналы управления, оповещения и взаимодействия, порядок подготовки места отдыха в полевых условиях;

♦ последовательность инженерного оборудования одиночного окопа;

♦ табельные средства индивидуальной защиты, порядок их использования;

♦ способы ориентирования на местности, измерения углов и расстояний на местности без карты;

♦ средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащего, порядок и способы оказания первой помощи;

♦ основы гигиены;

♦ боевые свойства и поражающие факторы ядерного, химического, биологического оружия, химически опасных веществ и оружия, основанного на новых физических принципах, и способы защиты от них;

♦ требования безопасности в повседневной жизни.

Призывник должен уметь:

♦ действовать по сигналам управления, оповещения и взаимодействия;

♦ выполнять основные приемы и способы действий в общевойсковом бою;

♦ готовить стрелковое оружие к боевому применению и поражать из него с места неподвижные и появляющиеся цели днем и метать ручные имитационные гранаты;

♦ оборудовать и маскировать одиночный окоп, готовить место отдыха в полевых условиях;

♦ использовать средства индивидуальной защиты;

♦ выполнять обязанности дневального по роте;

♦ выполнять отдельные строевые приемы без оружия на месте и в движении;

♦ ориентироваться на местности без карты;

♦ оказывать первую помощь при ожогах, острых отравлениях, обморожениях и других поражениях;

♦ соблюдать правила ношения военной формы одежды;

♦ соблюдать требования безопасности в различных видах жизнедеятельности, личной гигиены.

Получение гражданами указанных знаний и умений предусмотрено в период учебы в образовательном учреждении профессионального образования и определено ФГОС. Педагогическим коллективам данных учебных заведений отводится важнейшая, незаменимая роль в формировании личностных качеств будущих призывников и их подготовке к военной службе. От них зависят те слагаемые боевой готовности и боеспособности воинских коллективов, которые предопределяются уровнем готовности призывников к выполнению воинского долга.

Реализация данной задачи, в свою очередь, требует устранения многих проблем, которые еще имеют место в учебных заведениях и непосредственно сказываются на качестве образовательного процесса. Имеет смысл озвучить данные проблемы применительно к нашему университету.

Детальное рассмотрение вышеперечисленных нормативно-правовых актов дает возможность сделать несколько важных выводов.

1. Получение гражданами знаний в области обороны и их подготовка по основам военной службы в вузе осуществляется в рамках дисциплины БЖД.

Анализ имеющихся учебных планов по разным специальностям показывает, что если объем аудиторной учебной нагрузки на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" в них одинаков и составляет 68 часов, то разделение этих часов на теоретическое и практическое обучение существенно разнится (см. таблицу).

Таблица. Распределение фонда учебной нагрузки по специальностям, часов

Дисциплина Всего на дисци плину Аудиторная нагрузка: Самост оятель ная работа

всего теоре тичес кая прак тиче ская

38.02.01 - Экономика и бухгалтерский учет 102 68 14 54 34

35.02.14 - Охотоведение и звероводство 94 68 32 36 26

35.02.07 - Электрификация и автоматизация сельского хозяйства 86 68 4 64 18

35.02.07 - Механизация сельского хозяйства 106 68 - 68 38

10.02.08 - Технология мяса и мясных продуктов 80 68 4 64 12

К примеру, если по специальности 35.02.14 - Охотоведение и звероводство на теоретическое обучение отводится 32 часа, то по специальности 35.02.07 - Механизация сельского хозяйства - 0 часов, т.е. здесь весь фонд аудиторной нагрузки составляют

лабораторные и практические занятия. По остальным специальностям распределение часов на теоретическое и практическое обучение также весьма отличатся - в 3,5 раза.

Как и в каждой дисциплине, в БЖД отдельные темы нужно и целесообразно давать на лекциях, но специфика этой дисциплины заключается в том, что в ходе ее изучения студенты должны приобрести не только теоретические знания, но и определенный объем умений и навыков, что предполагает проведение практических занятий. Учитывая общий объем аудиторной нагрузки, на наш взгляд, наиболее рациональное ее деление на теоретическую и практическую составляющие 64/4, как и распределено в учебных планах по специальностям 35.02.07 - Электрификация и автоматизация сельского хозяйства и 10.02.08 - Технология мяса и мясных продуктов (см. табл. 1).

Теперь, что касается самостоятельной работы студентов. Ввиду ограниченного объема аудиторной нагрузки, преподаватель вынужден часть вопросов давать на самостоятельное изучение студентами. И, если учесть, что часть часов на самостоятельную работу студенту отводится на подготовку к промежуточному контролю, а именно 9 часов, то на остальную работу по самостоятельному изучению дисциплины остается мизер. К примеру, по специальности 10.02.08 - Технология мяса и мясных продуктов на самостоятельную работу студентов на это отводится всего 3 часа (см. табл. 1), что явно недостаточно, учитывая тот объем заданий, который дает преподаватель (написание реферата, подготовка презентации или доклада и т.п.).

На основании вышеизложенного, а также учитывая опыт преподавания данной дисциплины, считаем целесообразным увеличить объем часов на самостоятельную работу студентов для таких специальностей, как 10.02.08 - Технология мяса и мясных продуктов, 35.02.07 - Электрификация и автоматизация сельского хозяйства и 35.02.14 -Охотоведение и звероводство, доведя их количество не менее, чем до 30 часов.

Как видим, сегодня назрела необходимость доработки учебных планов для различных специальностей в разрезе приведения учебной нагрузки по БЖД к единым требованиям.

2. Подготовка гражданина по БЖД в образовательных учреждениях для юношей и девушек должна предусматривать определенные отличия.

В соответствии с ФГОС, юноши и девушки, проходящие программу обучения по БЖД, должны получить знания в области об обороны государства и воинской обязанности, а также приобрести навыки в области гражданской обороны.

Учитывая, что, согласно Закону «О воинской обязанности и военной службе», к военной службе привлекаются только юноши, ФГОС для этой категории обучающихся предусмотрены часы на изучение основ военной службы. Кроме того, в соответствии п. 1 ст. 13 Закона «О воинской обязанности и военной службе» в период обучения с юношами предусмотрено обязательное прохождение пятидневных учебных сборов.

Учебные сборы должны проводиться в период летних каникул на базе воинских частей, определенных военными комиссариатами или образовательными учреждениями ДОСААФ и направлены для подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими конституционного долга по защите Отечества, закрепления теоретических знаний и приобретения практических умений, необходимых призывникам для быстрой адаптации к новой обстановке с началом военной службы, воспитания у молодежи чувства гордости за Российские Вооруженные Силы, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины. В процессе учебных сборов проводятся и мероприятия по военно-профессиональной ориентации.

К участию в учебных сборах привлекаются юноши, не имеющие освобождения от занятий по состоянию здоровья. Для граждан, не прошедших учебные сборы по состоянию здоровья, в образовательной организации организуется теоретическое изучение материалов учебных сборов и сдача зачетов.

Работа образовательной организации по организации и проведению учебных сборов достаточно сложная и трудозатратная. Она включает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ изучение и уяснение задачи;

♦ составление и утверждение плана подготовки к учебным сборам;

♦ проведение служебного совещания;

♦ издание приказа образовательной организации о подготовке и проведении учебных сборов и доведение его до исполнителей;

♦ организацию медицинского освидетельствования участников учебных сборов;

♦ проведение родительских собраний;

♦ подготовку и заключение договора с поставщиком услуг на проведение учебных сборов;

♦ подготовку студентов к прохождению сборов;

♦ подготовку документации на учебные сборы;

♦ составление списков участников учебных сборов и юношей, не допущенных к учебным сборам с указанием причин.

Для выполнения поставленных задач необходимо определить:

♦ сроки проведения учебных сборов;

♦ воинскую часть, на базе которой будут проводиться учебные сборы;

♦ порядок заключения договора с исполнителем на проведение учебных сборов;

♦ проведения инструкторско-методических занятий с начальниками сборов от образовательных организаций;

♦ представление в воинскую часть списков участников сборов;

♦ перечень документов, которые должен иметь с собой начальник учебных сборов от образовательной организации при убытии в воинскую часть;

♦ медицинское обеспечение учащихся в период прохождения сборов;

♦ обеспечение питанием учащихся, привлекаемых для прохождения сборов;

♦ сроки подачи заявки на заказ автобусов;

♦ дату и время выезда в воинскую часть и возвращения обратно;

♦ маршрут движения в воинскую часть и обратно.

Учебный процесс, осуществляемый во время учебных сборов, организуется в соответствии с расчетом часов по темам, учебно-тематическим планом и распорядком дня.

Таким образом, подготовку к учебным сборам нужно начинать задолго до их проведения и подключать все имеющиеся в образовательном учреждении ресурсы с тем, чтобы их прохождение было успешным. Весьма важным моментом этой работы является также нахождение воинской части, способной методически правильно организовать учебный процесс.

К сожалению, как показывает практика проведения учебных сборов на базе воинских частей, количество последних значительно сократилось, а оставшиеся отказываются согласовывать программу сборов с образовательными учреждениями, аргументируя тем, что не способны обеспечить выполнение ее в необходимом объеме из-за отсутствия кадров, материальной базы, казарменных помещений для размещения студентов.

Выходом из данной ситуации может стать создание при действующих воинских частях региональных учебных центров, позволяющих превратить данные сборы в действенные практические занятия по подготовке будущих защитников Отечества [1].

С девушками же часы, отведенные на соответствующую подготовку юношей, учебное заведение вправе заменить занятиями по углубленному изучению основ медицинских знаний. Руководителями данных занятий должны назначаться подготовленные медицинские работники или преподаватели, прошедшие обучение по программе подготовки медицинских сестер.

ФГОС также допускается подготовка по основам военной службы и для девушек, но только с их добровольного согласия и при условии их годности по состоянию здоровья к военной службе.

Учитывая вышеизложенное, требуется незамедлительно внести коррективы в учебные планы университета с целью приведения их в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов.

3. Подготовку граждан в области обороны реализует преподаватель БЖД, соответствующий определенным требованиям.

В соответствии с действующим законодательством не каждый педагогический работник может осуществлять подготовку обучающихся мужского пола по основам военной службы. Данное требование детализировано в постановлении Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441, которым утверждено Положение о подготовке граждан РФ к военной службе. В Положении указано, что подбор преподавателей, проводящих подготовку граждан по основам военной службы, должен осуществляться, как правило, из числа офицеров, пребывающих в запасе, имеющих высшее или среднее военное образование, а также выпускников военных кафедр педагогических вузов, обладающих необходимыми знаниями и высокими морально-деловыми качествами. При невозможности заместить штатную должность преподавателя лицом, имеющим звание офицера и пребывающим в запасе, разрешается, в виде исключения, назначать на эту должность пребывающих в запасе прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат или матросов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование.

4. Изучение БЖД должно опираться на широком применении ИКТ.

Переход на новый стандарт предполагает широкое внедрение в учебных процесс информационно-коммуникативных технологий, работу с электронными продуктами. В настоящее время многие издательства перешли на выпуск учебников с электронным приложением, как того требует ФГОС. С развитием ИКТ появилась возможность использовать на занятиях интерактивные модели природных и общественных явлений и процессов, электронные карты, электронные варианты тестирования и выполнения практических работ, презентации теоретических разделов, видеофильмы, ресурсы сети Интернет. По БЖД таких ресурсов особенно много. Применение компьютеров у учебном процессе - не дань моде, не способ переложить на них многогранный творческий труд преподавателя, а действенное средство интенсификации образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, повышение их мотивации к изучению БЖД и эффективности занятий.

5. Учебно-материальная база должна соответствовать требованиям федерального законодательства и оборудована в соответствии с рекомендуемыми нормативами материально-технического обеспечения.

Реализация учебной программы по основы гражданской обороны (ОГО) и основы обороны государства и военной службы (ООГВС) невозможна без развитой учебно-материальной базы (УМБ), которая представляет собой определенный комплекс в виде сооружений, площадок, помещений, оборудованных специальными тренажерами и спортивными снарядами, а также учебно-методическими и материально-техническими средствами обучения, необходимыми обучаемым для формирования практических навыков и умений.

УМБ БЖ должна постоянно совершенствоваться с развитием современной науки и педагогики применительно к потребностям сегодняшнего дня и в соответствии с требованиями руководящих документов Минобрнауки и Минобороны РФ.

Последнее обстоятельство весьма важно, поскольку отсутствие надлежащей учебно-материальной базы сводит на нет всю систему военной подготовки будущих солдат.

Базовой основой УМБ является кабинет БЖД. В кабинете должны проводиться все теоретические и часть практических занятий по БЖ, где у обучаемых формируется культура безопасной жизнедеятельности, приобретаются навыки оказания первой помощи пострадавшим, осуществляется военно-патриотическое воспитание студентов и их подготовка к военной службе. На базе кабинета БЖД может организовываться работа военно-патриотических клубов и другая внеучебная работа.

Важным элементом УМБ является стрелковый тир. Планировка тира должна обеспечивать стрельбу как стоя с упора, так и лежа с соблюдением полной безопасности для обучаемых. Он должен включать зону для подготовки стрелков и зону ведения огня, состоящую из соответствующих рубежей. Кроме того, тир оборудуется местом для руководителя стрельб, пулеулавливателями и перехватами, упорами для стрельбы, защитными очками и другими приспособлениями.

В составе УМБ также должна быть полоса препятствий, оборудованная необходимыми элементами в соответствии с Наставлением по физической подготовке в Вооруженных силах РФ.

Необходимым элементом УМБ является и строевой плац. Он представляет собой асфальтированную площадку с разметкой для занятий индивидуальной строевой подготовкой, оборудуется зеркалами и стендами, а также трибуной и флагштоками. Размеры строевого плаца определяются возможностями образовательного учреждения.

К сожалению, несмотря на обязательность наличия в учебном заведении кабинета БЖД и стрелкового тира, оснащенных необходимым оборудованием, в действительности в ряде учебных заведений эти учебные помещения существуют условно, то есть на бумаге, а номенклатура оборудования в них не соответствует рекомендуемым федеральным законодательством нормативам материально-технического обеспечения [7].

Анализ имеющейся литературы по данной тематике, а также накопленный опыт работы показывают, что для качественного обучения БЖД учебному учреждению необходимо полноценно оснастить учебный кабинет ОБЖ. Необходимый минимум оборудования должен включать: комплекты различных плакатов; макет пистолета Макарова - не менее 5 шт.; макет автомата Калашникова - не менее 5 шт.; макет ручного пулемета Калашникова - 1 шт.; макет ручного противотанкового гранатомета - 1 шт.; макеты гранат Ф-1, РГД-5 - в комплекте; макеты мин - в комплекте; пистолет Макарова пневматический - 2 шт.; винтовка пневматическая - 2 шт.; патроны к пистолету Макарова учебные - 16 шт.; патроны к автомату Калашникова учебные - 60 шт.; кобура к пистолету Макарова - не менее 5 шт.; ремень к пистолету Макарова - не менее 5 шт.; командирский ящик - 1 шт.; стальной шлем (каска) - 2 шт.; противогазы ГП-7 (5) - 15-20 шт.; общевойсковой защитный комплект (ОЗК) - 1 шт.; легкий защитный комплект (Л-1) - 1 шт.; макеты огнетушителей; приборы Р и ХР: переносной измеритель мощности дозы ДП-5В, войсковой прибор химической разведки ВПХР; аптечки АИ-2 - 5 шт. При таком кабинете также должна быть лаборантская с сейфом для хранения имеющегося оборудования.

Как видим, для полноценного обучения БЖД, учебному учреждению необходимо вложить значительные средства для оснащения учебного кабинета и, особенно, по разделу основы военной службы.

Следует сказать, что одним из наиболее сложных, трудо- и материалозатраных разделов подготовки будущих защитников отечества является огневая подготовка.

Общеизвестно, что ведение боевых действий непосредственно связано с применением оружия. В связи с этим, огневая подготовка проводится с целью обучить личный состав умелому использованию своего оружия в различных условиях боевой обстановки для поражения различных целей.

Огневая подготовка предусматривает изучение материальной части стрелкового оружия, а также основ и правил стрельбы из него.

Материальная часть оружия включает изучение боевых свойств, назначения и устройства оружия. Это необходимо знать для правильного обращения с оружием, его сбережения и обеспечения безотказной работы при стрельбе в различных условиях.

Основы стрельбы содержат теоретические положения явления выстрела, а также закономерности полета пули в воздухе. Это необходимо знать для усвоения правил стрельбы и умелого использования оружия для поражения противника в бою. Обучаемые получают знания, необходимые для меткой стрельбы по различным целям в разнообразной обстановке.

Изучение приемов и правил стрельбы необходимо для того, чтобы научиться метко поражать огнем неподвижные, появляющиеся, движущиеся одиночные и групповые цели на различных расстояниях из разных положений, в разнообразных условиях местности, погоды, времени года и суток.

Как видим, умение владеть оружием - понятие достаточно емкое и включает в себя знание нормативно-правовых документов, материальной части оружия, мер безопасности при обращении с ним, теоретических основ производства меткого выстрела, приемов и правил стрельбы, а также способность уверенно выполнять действия с оружием для подготовки его к стрельбе, поражения цели в сложных условиях оперативной обстановки, перезаряжания оружия, устранения задержек, возникающих во время стрельбы и т.д. Следовательно, в современных условиях боевой обстановки солдат должен обладать комплексом незаурядных качеств, довольно большим объемом знаний и широким диапазоном умений.

Для достижения данной задачи в совместном приказе Минобороны и Минобрнауки РФ от 24.02.2010 г. № 96/134 и ФГОС СПО прописано, что каждая образовательная организация обязана иметь обустроенный тир или электронный тренажер.

Нужно отметить, что сегодня учебные учреждения достаточно активно используют в учебном процессе инновационные технологии обучения стрельбе на базе электронных тренажеров и тиров. Это оправдано рядом обстоятельств и преимуществ данной технологии.

В настоящее время отечественными и зарубежными фирмами разработаны и выпускаются на отечественный рынок достаточно большое количество электронных тренажеров и тиров. В их числе можно выделить следующие: электронный тир "РУБИН", стрелковый тренажер СКАТТ, учебно-тренировочный комплекс огневой подготовки "Стрелец-2", стрелковый тренажёр 1У35М и целый ряд других [8].

Все они представляют собой набор технических средств для имитации стрельбы и мониторинга, анализа и архивации результатов. Комплексы включает в себя ноутбук, имитаторы оружия, мишени, оптические системы для определения оси направления прицеливания с расстояния от имитатора до мишени. В некоторых моделях (УТК "Стрелец-2") предусмотрена звуковая имитация выстрела. В отдельных моделях (стрелковый тренажёр 1У35М), кроме того, имитируется 100% величина отдачи оружия при стрельбе очередями и одиночными выстрелами. Имитация отдачи важна для удержания оружия на линии прицеливания, что наряду со звуковой имитацией повышает степень реалистичности тренировки и в конечном итоге повышает уровень психологической устойчивости стрелка.

Указанные стрелковые тренажеры предназначены для проведения практических занятий по военным и спортивно-стрелковым дисциплинам в образовательных учреждениях, для обучения и совершенствования навыков прицеливания, а также для регулярных тренировочных и экзаменационных занятий специалистов по стрельбе из массогабаритных макетов оружия без расхода боеприпасов по неподвижным мишеням, имитирующим удаление 100 метров для автомата Калашникова и 25 метров для пистолета

Макарова. Начиная с 2015 года, в комплект поставки многих интерактивных тренажеров входит программа для сдачи норм ГТО по стрельбе, разработанная в строгом соответствии с методическими рекомендациями Министерства спорта РФ по организации проведения испытаний (тестов) во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Основной частью тренажера является блок управления, состоящий из проектора, компьютера и лазерной камеры. Все компоненты устройства жестко соединены между собой и составляют единую конструкцию. Моноблок устанавливается на стол и настраивается за несколько минут. Также есть возможность закрепить его стационарно и на потолке, так как макеты оружия, клавиатура и мышь не связаны проводами с блоком управления, а это важное условие для обеспечения травмобезопасности при проведении занятий.

Еще одним важным компонентом блока управления является программное обеспечение различной тематики, входящее в комплект поставки оборудования. Программы разработаны в соответствии с ФГОС, с учетом рекомендаций специалистов в области профессиональной подготовки молодежи к военной службе. В комплект программного обеспечения входит:

Программа «Зачетные стрельбы» содержит подробную инструкцию по технике безопасности, описание подаваемых команд и порядок действий инструктора и стрелков на огневом рубеже, позволяет провести тренировочные стрельбы и принять зачет у стрелков.

Программа интерактивный учебник «Оружие России 3D» состоит из теоретической и практической частей. Позволяет изучить устройство и принцип работы частей и механизмов оружия. Содержит детальную информацию о боеприпасах к изучаемому типу оружия, его характеристики, описание порядка неполной разборки и сборки оружия, описание типовых неисправностей, способы их устранения и пр.

Программа «НВП Автомат» состоит из блока настроек, списка упражнений (более 30), составленного по принципу от простого к сложному, информационного блока, содержащего описание каждого упражнения (тип и количество мишеней, количество выстрелов, время на упражнение, дистанция стрельбы и т.д.). Упражнения в этой программе позволяют поэтапно освоить порядок действий с оружием, получить правильные и устойчивые навыки стрельбы из автомата Калашникова по неподвижным, появляющимся и движущимся мишеням. Дистанции для стрельбы: от 50 до 300 м. Кроме того, в некоторых упражнениях имитируется влияние ветра на стрельбу, дается объяснение, как вести стрельбу в подобных условиях.

Программа «НВП Пистолет» в основном идентична предыдущей программе, однако имеет отличия в части количества упражнений и дистанций для стрельбы. Список содержит более 30 упражнений для отработки навыков стрельбы из пистолета Макарова и такое же количество упражнений спортивной программы для пневматического и малокалиберного оружия (всего около 70). Благодаря наличию упражнений для пневматической и малокалиберной винтовки можно организовать сдачу нормативов ГТО или подготовиться к стрельбе из автомата Калашникова. Дистанции для стрельбы: от 15 до 25 м.

Такой набор программного обеспечения позволяет преподавателю работать в соответствии с наставлениями по стрелковому делу. То есть, сначала провести инструктаж по правилам безопасного обращения с оружием, затем перейти к изучению его устройства и далее непосредственно к обучению стрельбе.

В состав комплекса входят макеты оружия в различном исполнении. Это могут быть как макеты автомата и пистолета, предназначенные только для стрельбы, так и массогабаритные макеты того же оружия с установленными на них лазерными насадками.

Исполненный в таком варианте макет оружия позволяет не только осваивать науку меткого выстрела, но и изучать материальную часть оружия. В случае, если кабинет БЖД уже оснащен массогабаритными макетами оружия, для стрельбы в электронном тире достаточно приобрести насадки на них.

Принцип работы на тренажере следующий. Создаваемое проектором изображение проецируется на экран, белую матовую поверхность стены или доски. Лазерная камера фиксирует положение лазерной точки в момент выстрела и передает ее координаты в компьютер.

В результате происходит привязка лазерной точки к изображению мишени на экране - отметка выстрела. После окончания упражнения в программе автоматически срабатывает блок статистики, где отображаются показатели основных характеристик упражнения (время, кучность, отклонение пробоин и пр.), мишень с реальными отметками пробоин на ней и оценка результатов стрельбы («отлично», «хорошо» и т.д.), определяемая автоматически. Также оценка может быть выставлена инструктором вручную в зависимости от того, выполнили ли стрелки тренировочную задачу. Статистическая информация в дальнейшем может быть сохранена в виде отдельной ведомости стрельбы и, при необходимости, распечатана на принтере. Это позволяет инструктору вести текущий контроль успеваемости, следить за уровнем роста навыков учащихся, а также без особых затрат времени и сил хранить и обрабатывать результаты учебных, зачетных и соревновательных стрельб.

Многолетняя практика применения указанных стрелковых тренажеров показывает безопасность, целесообразность и эффективность их применения в учебном процессе. В тоже время специалистами доказана необходимость проведения реальных стрельб для закрепления приобретенных навыков, а для этого необходимо иметь собственный тир.

6. Военно-патриотическое воспитание в рамках дисциплины БЖД.

В рамках рассматриваемой проблемы немаловажно затронуть еще на один аспект подготовки специалистов среднего звена к военной службе - работу по патриотическому (военно-патриотическому воспитанию) молодежи. Работа эта не из легких и требует новых вдумчивых к ней подходов, особенно в контексте происходящих сегодня событий в мире.

"Патриотизм сегодня следует рассматривать как величину, определяющую политические изменения в мире, обеспечивающую безопасность общества и его благоприятное развитие" - так отметил значение работы по патриотическому воспитанию молодого поколения депутат Законодательного собрания Красноярского края Ю.Н. Швиткин.

В высшем учебном заведении система военно-патриотического воспитания реализуется как в учебное, так и во внеучебное время.

На лекциях, практических занятиях студентов знакомят с особенностями военной службы, профессии военного, создаются условий для физического и интеллектуального развития обучающихся. Однако, этого не достаточно. Необходимо применять формы и методы работы, которые создали бы у выпускников осознанный выбор военной профессии, положительные мотивации к военной службе, осознанное чувство исполненного долга.

Это направление деятельности реализуется во внеучебное время путем привлечения студентов в кружки и секции военно-патриотической направленности. В недавнем прошлом все это действовало на регулярной основе, сейчас носит фрагментарный характер. Особенно сильно ухудшились условия образовательных учреждений для занятий спортом, организации кружковой работы по интересам и военно-патриотического воспитания.

Также весьма важно, чтобы положительные мотивации к военной службе создавались у нашей молодежи не только во время образовательного процесса, но и через передачи по радио, телевидение, художественную литературу, газеты и журналы. Это не значит, что СМИ должны умалчивать о существующих недостатках в армии. Но в то же время наряду с черными тонами, в которых рисуется армейская жизнь, надо использовать светлые тона, и как можно чаще.

Не следует забывать о многих формах этой работы советского периода.

Особое место в этой работе необходимо уделить созданию связей вузов с воинскими частями и учреждениями военного профессионального образования, организациями ДОСААФ.

Непростительно забывать о живой легенде нашего народа, ветеранах войны и Вооруженных Сил. Их остается с каждым днем все меньше и меньше. Эту уникальную возможность встречи ветеранов с молодежью надо использовать как можно чаще!

Важно отметить, что успех военно-патриотической работы во многом зависит от личности преподавателя безопасности жизнедеятельности, его организаторских способностей, педагогического мастерства и уровня профессиональной подготовки.

Совершенствование данной работы невозможно также без развития в университете соответствующей материальной базы.

В условиях сложных трансформаций, происходящих в России и в мире в целом вначале XXI века содержание патриотизма и подходы к его формированию также должны измениться, быть философски переосмыслены и положены в методику деятельности заинтересованных субъектов. Изменения должны коснуться не только психолого-педагогических условий формирования патриотических ценностей в общей системе ценностей, но межведомственного управления и организации патриотической работы с населением.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Чем сильнее развиты патриотические настроения народа, тем сильнее государство. Не случайно поэтому тема патриотического воспитания молодёжи, патриотической работы с населением сегодня выдвигается на передний план.

Правовой основой патриотического воспитания является Конституция РФ, ряд Федеральных законов. Среди последних принятых нормативных актов, регулирующих политику формирования патриотических настроений и чувств у населения страны, -постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 149 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 - 2020 годы». Межведомственная программа включает основных исполнителей: Министерство образования и науки РФ; Министерство обороны РФ; Министерство культуры РФ; Федеральное агентство по делам молодежи и 18 соисполнителей программы. Функции координатора при ее реализации возложены на Росмолодежь.

Госпрограмма направлена на создание условий для повышения уровня консолидации общества при решении задач устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности. При этом подчеркивается, что программа будет ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России, однако приоритет будет отдан детям и молодежи.

Программа состоит из пяти разделов: научно-исследовательский, методический, информационный, совершенствование форм работы по патриотическому воспитанию, развитие волонтерского движения.

К ее реализации планируется привлечь больше общественно-государственных, молодежных, детских объединений, некоммерческих организаций, увеличить долю волонтерских организаций, действующих на базе образовательных учреждений, а также численность обучающихся, принимающих участие в различных мероприятиях патриотической направленности.

Принять активное участие в реализации данной программы в рамках вуза - наша важнейшая задача.

Как видим, за последние годы был принят целый ряд государственных законодательных и нормативных актов, в которых в той или иной степени затронуты вопросы образования в области безопасности и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. И, тем не менее, несмотря на осознание в обществе необходимости формирования культуры безопасности, имеет место отсутствие должного внимания к предмету отдельных руководителей образовательных учреждений. Качество обучения студентов основам военной службы и безопасности в рамках предмета БЖД не может быть высоким без должного финансирования и создания современной учебно-материальной базы, а также кадрового обеспечения.

ФГОС нового поколения ставит перед преподавателями БЖД важные и серьезные задачи опережающего качественного обучения студентов и решать их надо по государственному.

Литература:

1. Зуев, А.М. Наиболее актуальные проблемы преподавания предмета ОБЖ в свете требований ФГОС / А.М. Зуев // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та. - Вып. № 5 (21). - 2014. - С. 35-40.

2. Конституция РФ // СПС КонсультантПлюс.

3. Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" // СПС КонсультантПлюс.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ"// СПС КонсультантПлюс.

5. Постановление Правительства РФ от 31.12.1999 г. № 1441 "Об утверждения Положения о подготовке граждан РФ к военной службе" // СПС КонсультантПлюс.

6. Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 г. № 96/134 "Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях" // СПС КонсультантПлюс.

7. Прокуратура и ОБЖ // Основы безопасности жизни. - № 1. - 2012. - С. 8-9.

8. Фадеев, А.А. Электронный тир "Рубин" / А.А. Фадеев // Основы безопасности жизни. - № 2. - 2014. - С. 28-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.