Снятков Алексей Николаевич
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СПОРТ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ МОСКОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В АРМИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ
В данной статье автор рассматривает деятельность государственных и общественных структур города Москвы по повышению роли физической культуры и спорта в военно-патриотическом воспитании молодежи на рубеже XX-XXI веков. Анализируется состояние материальной базы физической культуры и спорта и ее влияние на результативность военно-патриотического и физического воспитания, а также военно-спортивной подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/7/50.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 7(81) C. 182-185. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gram ota. net/ed itions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/7/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
УДК 94(470)
Исторические науки и археология
В данной статье автор рассматривает деятельность государственных и общественных структур города Москвы по повышению роли физической культуры и спорта в военно-патриотическом воспитании молодежи на рубеже XX-XXI веков. Анализируется состояние материальной базы физической культуры и спорта и её влияние на результативность военно-патриотического и физического воспитания, а также военно-спортивной подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах.
Ключевые слова и фразы: призывник; военно-патриотическое воспитание; РОСТО; ДОСААФ; материально-техническая база; физическая культура и спорт; учебные центры.
Снятков Алексей Николаевич
Тамбовский государственный технический университет aleksej-snyatkov@yandex. т
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СПОРТ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ МОСКОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В АРМИИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ
Созданная в Советском Союзе система подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах была регламентирована значительным количеством государственных, ведомственных документов, постановлениями и распоряжениями общественно-политических и спортивных организаций, в соответствии с которыми имелась возможность подготавливать спортсменов-разрядников, кандидатов в мастера и мастеров спорта СССР по военно-техническим и военно-прикладным видам спорта, значкистов Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР».
Главной целью функционирования всей системы военного обучения гражданского населения являлось последующее укомплектование Вооруженных сил подготовленными бойцами. Особую актуальность подготовительная военная деятельность по обучению призывников приобрела с вступлением в силу с 1 сентября 1939 г. «Закона о всеобщей воинской обязанности», принципиально изменившего способ комплектования Красной Армии. Подготовка призывников предусматривала необходимое обучение основам военного дела и армейской службы, а также прохождение обязательной политической подготовки. Главная роль в практической военной подготовке призывников отводилась обществу содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) [7, с. 481].
К сожалению, с начала 90-х годов прошлого столетия положение дел существенно ухудшилось. Как отмечают исследователи данной темы, физкультурной и спортивной работе в те годы мешали погоня за массовостью в ущерб качеству, приписки по количеству участников физкультурного и спортивного движения [1, с. 180; 2, с. 54]. Происходило уничтожение материальной базы физической подготовки, были ликвидированы спортивные лагеря, нарушена система подготовки преподавателей основ военного дела и воинской службы, в связи с этим ухудшилась результативность военно-патриотического и физического воспитания в образовательных учреждениях. Серьезные трудности возникли и с подготовкой, в том числе физической, молодежи города Москвы к службе в Вооруженных силах Российской Федерации.
Система военно-патриотического воспитания, подготовки молодежи к службе в армии испытывала как в стране, так и в столице серьезный кризис. Для его преодоления была создана новая система управления. В нее были включены государственные и общественные структуры - органы законодательной и исполнительной власти столицы, которые, действуя в рамках своих полномочий, совместно с органами местного самоуправления, Московским городским военным комиссариатом, Московской городской организацией «Российская оборонно-техническая организация» (далее - РОСТО (ДОСААФ)), воинскими частями Московского военного округа, общественными объединениями и организациями осуществляли различные меры по повышению эффективности военно-патриотического воспитания и военно-спортивной подготовки молодежи [3, с. 2; 6]. Огромное влияние на становление данной системы в столице оказало принятие в 1998 г. Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В начале 1990-х гг. в Московском городском совете РОСТО в рабочем состоянии имелись стадионно-спортивные комплексы, трассы кольцевых гонок, поля для мотобола, картодромы, трассы для мотокросса, бассейны, водные станции, стрельбища и тиры. Также функционировали: 9 центральных спортивных клубов, 7 клубов автотехнического спорта, 2 дельтапланерных клуба, 14 стрелково-спортивных клубов, 4 авиа-ционно-спортивных, 13 клубов служебного собаководства, 10 спортивных клубов учебных заведений, 12 детско-юношеских спортивно-технических школ [4].
Не прекратилась и организационно-спортивная, массовая работа оборонно-массовых организаций в Москве. Так, например, 19 января 1992 г. в рамках фестиваля открытия зимнего спортивного сезона «Русская зима», проведенного в Крылатском, впервые с большой программой выступили спортсмены и физкультурники РОСТО, которые продемонстрировали свое мастерство в соревнованиях по лыжной подготовке и биатлону. Данное мероприятие имело огромное значение по подготовке допризывной молодежи, так как лыжная подготовка
в исследуемый период, как и в годы Великой Отечественной войны, являлась одной из важнейших задач по подготовке резервов для лыжно-стрелковых частей Красной армии [8, с. 56].
Весной 1992 г. в войска было направлено около 8 тысяч юношей - в основном подготовленное молодое пополнение. Каждый третий призывник, отправленный в войска, получил военно-техническую и спортивную подготовку в учебных организациях оборонного спортивно-технического общества Москвы [4].
Значительное сокращение материально-технической базы спортивно-технических клубов и других организации РОСТО (ДОСААФ) также стало фактором, повлиявшим на систему подготовки молодежи к службе в армии. В данных организациях техника и материальные средства были в основном старыми, а поступление новых образцов не ожидалось. Слабо велась работа по привлечению к занятиям по военно-технической и спортивной подготовке учащихся школ, колледжей, профтехучилищ и студентов.
Вместе с тем в целом положительно следует оценить деятельность в этот период Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России города Москвы - правопреемницы оборонных обществ содействия обороне, авиационному и химическому строительству ОСО-АВИАХИМА, ДОСААФ СССР, РОСТО (ДОСААФ). Главными целями отделения являлось содействие укреплению обороноспособности страны, организации и проведению военно-патриотического воспитания молодежи, развитию технических, военно-прикладных и авиационных видов спорта. Региональное отделение РОСТО (ДОСААФ) участвовало в выполнении федеральных, государственных, региональных и местных программ, мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан, подготовке молодежи к труду и защите Отечества, содействовало органам исполнительной и законодательной власти Москвы в решении возложенных на них задач в сфере образования, борьбы с преступностью и наркоманией. Оно осуществляло подготовку кадров массовых технических профессий, содействовало развитию авиации, авиационно-технического творчества и авиационно-спортивной работы, участвовало в развитии массового, любительского и профессионального спорта. Для выполнения этих задач региональное отделение ДОСААФ Москвы располагало определенной материально-технической базой, опытными преподавателями и спортивными кадрами, взаимодействовало с органами власти, образования, спорта, военкоматами города, имело многолетний опыт в проведении оборонно-массовой и военно-патриотической работы с населением. В структуру Московской оборонной организации вошли 8 окружных организаций, 4 - районные, 181 - первичная, объединяющие более 2 тыс. членов ДОСААФ, а также 10 образовательных учреждений, 6 спортивных организаций, 2 городских аэроклуба, 53 спортивно-технических клуба и секций (по автомотоспорту, водным видам спорта, радиоспорту, стрелковому, парашютному спорту и др.). В клубах и секциях техническими, военно-прикладными и авиационными видами спорта занимались десятки тысяч юношей и девушек столицы [9, д. 1475, л. 22].
В организациях ДОСААФ Москвы развивалось 23 авиационных, технических и военно-прикладных вида спорта. Наибольшее развитие в данный период получили автомобильный, мотоциклетный, авиационный, парашютный виды спорта, а также военно-прикладное многоборье, пулевая стрельба, арбалетный виды спорта. Этими и другими видами спорта в исследуемый период регулярно занимались более 50 тыс. человек [10]. Большую работу советы и организации ДОСААФ Москвы вели по военно-патриотическому воспитанию молодежи, практиковались походы по местам славы, организация спартакиад с допризывной молодежью.
Лучших показателей в этой работе систематически добивались учебно-спортивные центры РОСТО (ДОСААФ) ЮВАО и ЮАО, а также автомобильная школа МГОО РОСТО (ДОСААФ) ЦАО города Москвы [5, с. 15].
В структуре организаций РОСТО города Москвы удалось сохранить важное звено всей проводимой работы: в течение всего исследуемого периода продолжали функционировать учебно-спортивные центры РОСТО административных округов столицы, имевшие квалифицированные кадры и достаточную материально-техническую базу всей проводимой работы. Основными задачами данных центров являлись организация и проведение мероприятий, основанных на военно-патриотическом воспитании молодежи и подготовке ее к военной службе, развитии военно-прикладных видов спорта среди молодежи и привлечении ее к данным видам спорта.
На базе центров юноши и девушки участвовали в соревнованиях по техническим и военно-прикладным видам спорта, в военно-патриотической работе. Во время школьных каникул при центрах организовывались военно-спортивные лагеря, проводились учебные сборы старшеклассников.
Так, учебно-спортивный центр РОСТО (ДОСААФ) ЮВАО по объему подготовки и переподготовки водительских кадров и других специалистов массовых технических профессий являлся одной из крупнейших учебных организаций в системе РОСТО (ДОСААФ). Свою деятельность руководство учебно-спортивного центра строило в тесном взаимодействии с Префектурой ЮВАО, главами Управ и органами местного самоуправления округа. Центр имел и имеет в настоящее время стрелковый 50-метровый и пневматический тиры, выставку военной техники, единую полосу препятствий, гимнастический городок, картинговую трассу, парашютную вышку, пейнтбольный городок, площадки строевой подготовки и клуба служебного собаководства.
На базе центра проходили обучение учащиеся 11-х классов образовательных учреждений ЮВАО по программе раздела «Основы военной службы» курса «Основ безопасности жизнедеятельности». Ежегодно на территории центра проводились пятидневные сборы с учащимися 10-х классов, численность участников сборов составляла около 1,5 тыс. чел. [10]. Регулярно проходили сборы по основам военной службы с учащимися образовательных учреждений среднего профессионального образования. Осуществлялось совершенствование материально-технического обеспечения центра. Значительную работу по военно-патриотическому воспитанию
молодежи проводили ветераны Великой Отечественной войны, работающие в центре, весь этот комплекс мер, принятых руководством столицы, сыграл свою положительную роль.
Поэтому с начала 2000-х гг. начался позитивный процесс создания на базе организаций РОСТО города центров военно-патриотического воспитания и физической подготовки молодежи. Для наиболее эффективного использования возможностей военно-патриотического воспитания данный процесс обрел юридическую основу в решениях префектов г. Москвы, в соответствии с которыми на базе учебно-спортивных центров ДОСААФ России по городу Москве, в административных округах столицы были созданы центры военно-патриотического воспитания и физической подготовки допризывной и призывной молодежи. В их создании приняли активное участие префектура округов, военкоматы, Управления образования, физической подготовки и спорта, ГО и ЧС округа, Департамент труда и занятости г. Москвы [Там же].
Ежемесячно на базе созданных центров военно-патриотического воспитания проводились соревнования по различным видам спорта (стрельба из пневматического оружия, стрельба из арбалета, прыжки с парашютной вышки, соревнования на полосе препятствий, картинг, автомобильные гонки «на выживание» и др.). Во взаимодействии с Военными комиссариатами осуществлялся ряд мероприятий по патриотическому воспитанию подростков и молодежи: организация и проведение спортивных соревнований, конкурсов, олимпиад. Центры установили тесные контакты с образовательными учреждениями города. Так, в 2009-2010 уч. году в центре военно-патриотического воспитания ЮВАО 1050 учащихся 11-х классов из 33 образовательных учреждений районов Кузьминки, Текстильщики, Выхино-Жулебино, Люблино, Рязанский, Марьино прошли обучение по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» (раздел «Основы военной службы»). Кроме того, с 1 апреля по 31 мая 2010 г. для 2410 человек были проведены сборы на базе Московского ВОКУ, войсковой части 5380 МВД России [6].
Таким образом, проведенное исследование показало, что в изучаемый период на различных уровнях осуществлялось и укреплялось взаимодействие различных городских структур, общественных организаций в использовании возможностей физической культуры и спорта в военно-патриотическом воспитании молодежи Москвы для подготовки ее к службе в армии. Успешное преодоление негативных тенденций, связанных с наличием пацифистских, антиармейских настроений, особенно характерных для 1990-х годов, связано с тем, что система подготовки молодежи к защите Родины функционировала в условиях разрушения нравственных ценностей и обострения криминогенной обстановки в стране. Происходило развитие технических и военно-прикладных видов спорта, обеспечение современным оборудованием, организация и проведение по ним на территории города Москвы международных, всероссийских, региональных, общегородских и внутригородских соревнований. Осуществлялись меры по созданию и объединению военно-патриотических клубов и спортивных секций в образовательных учреждениях, спортивных организациях города Москвы. Повышался уровень физической подготовленности юношей к военной службе в образовательных учреждениях. Происходило усиление взаимодействия органов власти города с общественными организациями оборонно-массовой направленности (ДОСААФ России, федерациями по отдельным видам спорта). Повысилось внимание к военно-патриотическому воспитанию и подготовке молодежи к службе в армии в спортивных, молодежных и детских организациях. Налажены контроль над состоянием здоровья подрастающего поколения, проведение с детьми и подростками физкультурно-оздоровительных мероприятий, пропаганда здорового образа жизни и др.
Осмысление состояния системы подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах в прошлом помогает нам яснее понять и оценить состояние и тенденции развития данной системы в настоящем.
Список источников
1. Братановский С. Н. Управление физической культурой и спортом в условиях реформ: организационно-правовые проблемы: дисс. ... д.ю.н. Саратов, 1997. 221 с.
2. Долгов С. Н. Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по физической подготовке молодежи в 1992-2004 гг.: историческое исследование (на материалах Московского региона): дисс. ... к.и.н. М., 2006. 187 с.
3. О физической культуре и спорте: Закон города Москвы от 26 июня 1996 г. № 20 // Тверская, 13. 1996. 1-7 августа.
4. Об итогах весеннего призыва граждан на действительную военную службу и задачах по проведению осеннего призыва в 1992 г. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Москвы от 3 ноября 1992 г. № 922. URL: http://docs.cntd.ru/document/3702293 (дата обращения: 16.06.2015).
5. Об итогах конкурса на лучшую подготовку граждан к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу в городе Москве в 2009 году и проведении конкурса в 2010 году: Распоряжение Правительства Москвы от 27 апреля 2010 г. № 789-РП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2010. № 26. 11 мая.
6. Об итогах призыва граждан г. Москвы на военную службу в 1997 году и задачах на 1998 год [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Москвы от 3 февраля 1998 г. № 151-ПП. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 17.05.2015).
7. Пузырев А. Ю., Слезин А. А. Военная подготовка призывников и организация призывов в РККА накануне Великой Отечественной войны // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2010. Т. 16. № 2. С. 479-490.
8. Ростов Н. Д. «Мы на лыжах выходим в поход.» - подготовка бойцов-лыжников в Сибири в годы Великой Отечественной войны // Мир Евразии. 2016. № 3 (34). С. 54-64.
9. Центральный архив города Москвы. Ф. 758. Оп. 1.
10. http://dosaaf-auto.ru/90.html (дата обращения: 20.05.2015).
PHYSICAL TRAINING AND SPORTS AS ELEMENT OF MOSCOW YOUTH TRAINING FOR THE ARMY SERVICE AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES
Snyatkov Aleksei Nikolaevich
Tambov State Technical University aleksej-snyatkov@yandex. ru
In this article the author examines activity of state and public structures in the city of Moscow aimed at enhancing the role of physical culture and sports in military-patriotic education of young people at the turn of the XX-XXI centuries. The state of the resource base of physical culture and sports and its impact on effectiveness of military-patriotic and physical education, as well as military-sports training of youth for service in the Armed Forces are analyzed.
Key words and phrases: conscript; military-patriotic education; Russian Defence Sports and Techniques Organization; Volunteer Society for Cooperation with the Army, Aviation, and Navy; material and technical basis; physical culture and sport; training centres.
УДК 94(38).02
Исторические науки и археология
В данной статье рассматриваются цель и направления религиозной политики ранней тирании, установившейся в ряде греческих государств в архаический период и связанной с формированием полисной организации политической жизни. Автор приходит к выводу, что целью старших тиранов была сакральная легитимация собственной власти в рамках полиса. Для достижения этой цели они учреждали новые культы, обращались к оракулам, организовывали агоны и сами принимали в них участие, строили храмы и иные культовые сооружения.
Ключевые слова и фразы: Древняя Греция; ранняя тирания; Афины; религиозная политика; дельфийский оракул; агон; арете.
Тарасова Любовь Валерьевна, к.и.н.
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского tarlv@mail.ru
РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА РАННЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ ТИРАНИИ
В современной научной литературе древнегреческий полис рассматривается как религиозный феномен, что означает признание большинством исследователей определяющего влияния религии на все сферы бытия полиса [20, с. 23-30]. В наибольшей степени нерасчлененность политики и религии, и это в достаточной степени отражено сохранившимися источниками, представлена в «революционных» для архаики событиях, к которым, безусловно, относится ранняя тирания.
Целью данной статьи является выявление основных направлений религиозной политики старших тиранов, которую они проводили для легитимации, в том числе и сакральной, своего пребывания у власти. Такое обоснование, безусловно, требовалось ранним тиранам, ибо их власть сосуществовала с полисными институтами, но при этом навевала нежелательные воспоминания о басилевсах.
Широко известные тирании возникают в Истмийском регионе и Аттике: в Коринфе - Кипсел, его сын Пе-риандр и племянник последнего Псамметих (657-584 гг.); в Сикионе - Орфагор и ряд его преемников (приблизительно 655-555 гг.); в Мегарах - Феаген (около 630 г.). В Афинах правили Писистрат с сыновьями Гип-пием и Гиппархом (560-510 гг. с перерывами). В ионийских полисах выделяются своей властью и влиянием Фрасибул в Милете (ок. 600 г.) и Поликрат на Самосе (538-522 гг.). Из тиранов Великой Греции следует упомянуть Фалариса в Акраганте (570-554 гг.), а позднее - Ферона и его сына Фрасидея (498-471 гг.); в Геле -Пантареидов Клеандра и Гиппократа (505-491 гг.), а затем Дейноменида Гелона; в Сиракузах - также Дейно-мениды - Гелон, Гиерон и Фрасибул (485-466 гг.) [24, с. 160].
Среди раннегреческих тиранов мы встречаем только представителей знатных родов, стремящихся к установлению единоличной власти и передаче ее своим потомкам, но вопрос о реставрации монархии не стоит [14, с. 28] (пожалуй, только Х. Туманс видит в политике Писистрата нацеленность на возрождение царской власти [23, с. 303-305, 320]). Тирания вписывается в уже существующее государственное устройство, формально его не изменяя: продолжают существовать и функционировать народное собрание и Совет [5, с. 76-77].
Эллины, жившие в V веке до н.э., в частности, Геродот и Фукидид, оценивали тиранию однозначно отрицательно, как аналог монархической власти, причем полученный не легитимными способами [1, с. 4]. Отношение современников к тиранам было двояким: от неприятия до поддержки. Однако как позиционировали себя сами тираны и их ближайшие помощники? Прежде всего, следует отметить, что тираны не противостояли аристократии, опираясь на демос полиса (точка зрения о тиране как вожде демоса имеет корни в трудах Аристотеля [4, а 198]). Историки согласились с тем, что в среде тогдашних аристократов были те, кто был