r
s
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
ИНТЕГРАЦИЯ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦИБИЗОВА Татьяна Юрьевна - д-р пед. наук, доцент, начальник управления образовательных технологий, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем интеграции военной подготовки в основные профессиональные образовательные программы высшего образования. Акцент делается на воспроизводстве кадрового потенциала солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в высших учебных заведениях. Основной целью такой подготовки является обеспечение накопления в запасе высококвалифицированного военного резерва. Рассмотрен принцип интеграции военной подготовки в программы высшего образования уровней бакалавриата и специалитета в нескольких аспектах: содержание военной подготовки; организация военной подготовки; реализация военной подготовки; получение результатов. Показано, что система интеграции военной подготовки в программы высшего образования является эффективной и стимулирующей, позволяющей готовить качественных специалистов в интересах Вооруженных сил РФ.
Ключевые слова: образовательный процесс, военная подготовка, интеграция, профессиональная деятельность, военно-учетные специальности, кадровый резерв
Для цитирования: Цибизова Т.Ю. Интеграция военной подготовки в программы высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 11 (206). С. 158-163.
Фундаментом обеспечения национальной безопасности во всех её составляющих: государственной, военной, политической, духовной, социальной, экономической, информационной, экологической - является система высшего образования, включающая военную подготовку в гражданских вузах [1]. Реалии современного мира постоянно расширяют и модифицируют круг задач Минобороны России и вызывают необходимость поиска нестандартных образовательных траекторий, учитывающих специфику, а иногда и разнонаправленность требований к компетенциям отдельных категорий военных кадров [2].
Одной из важных задач в этом плане является подготовка солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования. В основе такой подготовки лежат социально-экономические условия воспроизводства специфического
кадрового потенциала, военно-политические и социально-политические установки, определяющие общественный заказ и общие принципы управления всей системой, и многие другие составляющие её формирования и функционирования. Одновременно военная подготовка студентов гражданских вузов является областью военно-педагогической деятельности и, значит, связана с её целями, задачами, содержанием, с её специфической организацией, с военными кадрами, офицерами-преподавателями, непосредственно осуществляющими эту деятельность [3].
Для поиска концептуальных подходов к интеграции военной подготовки в существующие образовательные программы высшего образования необходимо прежде всего провести глубокий сравнительный анализ содержания перечня специальностей, по которым осуществляется обучение
в вузе, с целью установления родственных специальностей для возможного обучения военных специалистов и обеспечения преемственности содержания образования. Учитывая сложность и важность такого анализа, целесообразно разработать методику интеграции программ военной подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в образовательные программы высшего образования вузов таким образом, чтобы изучение обучающимися учебных дисциплин по программе военной подготовки проводилось на базе знаний, получаемых ими в ходе освоения специальных дисциплин по основной профессиональной образовательной программе [4].
Для реализации данного подхода должны быть определены:
о цели и задачи интеграции, основные ожидаемые результаты;
о объект интеграции образовательных программ;
о инструментарий интеграции образовательных программ (технология, методическое, нормативно-правовое, информационное обеспечение);
о схема взаимодействия участников интеграции образовательных программ;
о функции и роль образовательной организации при интеграции программ [5].
Интеграция военной подготовки в образовательные программы высшего образования должна базироваться на непрерывном совершенствовании образовательного процесса. Поэтому в нормативно-правовых документах, в том числе по военному обучению студентов гражданских вузов, должен быть аккумулирован положительный практический опыт системы военной подготовки и предложены новые рациональные, научно обоснованные подходы к совершенствованию военной подготовки военных специалистов кадрового резерва для ВС РФ.
Основная цель такой подготовки - обеспечить накопление в запасе военно-обучен-ного резерва, а также предоставить моло-
дым людям, получающим высшее образование в вузах страны, право самостоятельно выбрать один из способов исполнения конституционного долга по защите Отечества.
Процесс интеграции военной подготовки в программы высшего образования уровней бакалавриата и специалитета представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов содержания образования на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Данный процесс сопровождается качественными преобразованиями внутри каждого элемента, поэтому интеграция предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения [6]. Отсюда принцип интеграции военной подготовки в программы высшего образования уровней бакалавриата и специалитета следует рассматривать с разных сторон:
• в аспекте содержания военной подготовки - это введение учебных занятий на военной кафедре в контекст учебного процесса высшего образования;
• в аспекте организации военной подготовки - это установление взаимосвязи всех компонентов военного обучения, организация учебных групп;
• в аспекте реализации военной подготовки - это интеграция военно-учётных специальностей в направлениях подготовки и специальности;
• в аспекте результатов - это приобретение дополнительных компетенций, интегрированных знаний, умений и навыков.
Аспект содержания военной подготовки связан с интеграцией учебных занятий на военной кафедре с учебными занятиями в соответствии с учебным планом соответствующего (основного) направления подготовки или специальности. Она выражается как в составлении расписания занятий с учётом недельной почасовой нагрузки студента, так и в возможности перезачёта дисциплин, осваиваемых в процессе основного обучения, в качестве элемента военной
160
Высшее образование в России • № 11, 2016
подготовки. Таковой, например, может являться «Физическая культура» (в МГТУ им. Н.Э. Баумана эта дисциплина проходит 6 семестров с общим объёмом 400 часов), «Безопасность жизнедеятельности », «Экология» и др. К элементам военно-патриотической подготовки можно отнести и такие предметы, как «История», «Политология» и другие социально-гуманитарные дисциплины.
Аспект организации военной подготовки включает отбор претендентов на обучение по программам подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин запаса в организациях высшего образования, составление рабочего учебного плана в соответствии с военно-учётными специальностями, включающего наименование учебных дисциплин и групп учебных дисциплин, составление расписания занятий по военной подготовке.
Аспект реализации военной подготовки связан с возможностью интеграции направлений подготовки и специальностей основного образования в военно-учетные специальности с использованием общепрофессиональных и специальных дисциплин, близких к получению необходимых знаний по военно-учётной специальности. Такими дисциплинами могут являться «Электротехника», «Электроника и микропроцессорная техника», «Радиоэлектронные устройства» и т.п. Здесь существует и обратное взаимодействие: обучаясь на военной кафедре, студенты узнают о работе оборудования, знакомятся с техникой и объектами, которыми надо управлять. Возможность эксплуатации и применения соответствующей военной техники и аппаратуры ведет к пониманию, что разные предметные области взаимосвязаны, способствует углублённому изучению общеобразовательных предметов, накоплению фундаментальных знаний, составляющих основу дальнейшего освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Кроме того, сам процесс военной подготовки позволяет обучающемуся усваивать дополни-
тельные знания, углублять и расширять эти знания в выбранной сфере профессиональной деятельности.
Результатом освоения программы военной подготовки является приобретение дополнительных компетенций (например: способен эксплуатировать определенное оборудование; произвести оценку работоспособности оборудования; применять штатное стрелковое оружие; применять положения общевоинских уставов в повседневной деятельности; нести службу в суточном наряде и карауле; осуществлять ориентирование на местности; нести боевое дежурство в составе боевых расчетов и т.д.), знаний (например: основы общевойскового боя, обязанности солдата в бою; основные положения общевоинских уставов; материальная часть штатного оружия, правила стрельбы, приемы и способы ведения огня из него; методика и способы оказания первой помощи раненым и пораженным; функциональные схемы соответствующей аппаратуры; общее устройство отдельных частей, узлов и блоков аппаратуры и т.д.) и умений (например: выполнять одиночные тактические приемы в основных видах общевойскового боя, приемы и способы действий в составе подразделения, эксплуатировать аппаратуру в различных режимах работы; применять контрольно-измерительную технику; обеспечивать техническое оснащение рабочих мест, обеспечивать конфиденциальность и ограничение доступа к информации и т.д.).
Кроме того, в процессе введения военной подготовки в программы высшего образования формируются интегрированные знания, обеспечивающие междисциплинарную интеграцию, военно-профессиональную интеграцию, профессиональное самоопределение и целостное развитие личности.
Междисциплинарная интеграция возникает при проведении учебных занятий, связанных с военно-учетной специальностью. Необходимость применения математичес-
ких методов расчетов, знания физических (химических, биологических, технологических и др.) процессов, лежащих в основе работы оборудования или объекта, компьютерная обработка процесса исследования и результатов поиска и т.д. требует от обучающегося дополнительных знаний по той или иной дисциплине, а также предполагает комплексное рассмотрение объекта изучения, в том числе с позиций разных областей знания, в ходе которого происходит осознание обучающимся многоаспектнос-ти изучаемого объекта (явления). Таким образом реализуется целостность процесса образования, включающего различные учебные дисциплины и дополнительные знания.
Военно-профессиональная интеграция возникает в процессе получения обучающимся практических умений и навыков, связанных с освоением военно-учетной специальности, содействует материализации полученных по основной профессиональной образовательной программе знаний, осуществляет информационную связь «обучение - знание - производство». Каждый новый результат рождается не только как следствие открытия нового, но и как следствие обобщения и переосмысления уже имевшегося знания, вовлеченного в оборот профессиональной деятельности. В методологическом смысле накопленные научные знания становятся основой дальнейшей практической, производственной и профессиональной деятельности.
Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением общественно значимой (трудовой, познавательной, коммуникативной) деятельности обучающихся. Профессиональное самоопределение, согласно С.Я. Баты-шеву, это самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа человеком своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, и соотнесение их с требованиями профессии. В основе профессионального самоопределения -
осознанная социальная позиция личности, заложенная всем комплексом воспитательных и образовательных влияний [7].
Процесс интеграции военной подготовки в ООП высшего образования определяется не только образовательной (обучающей), профессионально ориентированной (производственной) и научной составляющими, но и необходимостью развития человека как личности в индивидуальном и социальном аспектах.
Предлагаемая система интеграции военной подготовки в программы высшего образования является эффективной и стимулирующей, так как проходит без отрыва от учебного процесса в вузе и в то же время позволяет готовить качественных специалистов в интересах Вооруженных Сил. При этом студенты не теряют связи с профессией, как это бывает при уходе на срочную службу, не теряют навыки, которые особенно актуальны в высокотехнологических отраслях. Важно, что военная подготовка студентов осуществляется здесь по военно-учётным специальностям, родственным гражданским (по которым студенты проходят обучение). Что касается Вооруженных сил России, то для них новая система актуальна прежде всего тем, что даёт возможность получить специалистов по наиболее сложным, интеллектоемким военно-учётным специальностям, поддерживать необходимый объем военно-обученного мобилизационного людского ресурса. В свою очередь,студентам обеспечивается непрерывность обучения в вузе, получение качественной военной подготовки с практическим освоением получаемой специальности, что расширяет их возможности трудоустройства и поступления не только на гражданскую, но и, при желании, на военную службу по контракту.
Такой подход позволяет российской армии получить подготовленных солдат, матросов, сержантов и старшин запаса, которые будут способны работать в случае необходимости на сложной военной технике.
162
Высшее образование в России • № 11, 2016
Литература
1. Иванова С.В. О гражданственности, на-
циональной идентичности, безопасности // Ценности и смыслы. 2012. № 5 (21). С. 4-9.
2. Абрамов А.Н, Ротков Л.Ю., Симонов А.В., Трембовецкий В.В. Инновационная модель подготовки офицеров в гражданском вузе // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 17-25.
3. Дудь А.П, Максименко Н.Д, Черваков В.О.
О некоторых проблемах правовой обеспеченности военной подготовки солдат и сержантов запаса в вузах // Передача, приём, обработка и отображение информации в быстропротекающих процессах: Материалы XXVI Всероссийской научно-технической конференции школы-семинара. М., 2015. С. 153-154.
4. Ендовицкий Д.А., Шамаев В.Г. Военное
образование в гражданском вузе: на пути к стабильности // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 127-131.
5. Дудь А.П, Шекунов Е.А. Пути совершен-
ствования качества подготовки специалистов автотехнического обеспечения на военных кафедрах образовательных организаций // Проблемы и перспективы подготовки военного инженера. Современное учебно-материальное обеспечение учебного процесса. Омск, 2015. С. 56-60.
6. Цибизова Т.Ю. Интеграция науки и обра-
зования как элемент системы непрерывного профессионального образования // Интеграция образования. 2011. № 4. С. 25-29.
7. Батышев С.Я. Реформа профессиональ-
ной школы: опыт, поиск, пути реализации. М.: Высшая школа, 1987. 340 с.
Статья поступила в редакцию 22.07.16.
INTEGRATION OF MILITARY TRAINING INTO HIGHER EDUCATION PROGRAMS
TSIBIZOVA Tatyana Yu. - Dr. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Head of Educational Technologies Department, Bauman Moscow State Technical University. Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. This article is about the problematic research regarding integration of military preparation into the basic professional higher education programs. The author puts the main emphasis on reproduction of soldiers', sailors', sergeants' and reserve officers' personnel potential in higher education institutions. The major goal of such preparation is to ensure accumulation of highly qualified military-trained staff reserve. The concept of military training integration into bachelor and specialist courses is considered in several aspects: military training contents, military training arrangement, military training implementation, results' receipt. It is shown, that the system of military training integration into higher education programs is effective, incentive and allowing to prepare quality specialists for Military Forces of the Russian Federation.
Keywords: educational process, military training, integration, professional activity, military occupational professions, staff reserve
Cite as: Tsibizova, T.Yu. (2016). [Integration of Military Training into Higher Education Programs]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 11 (206), pp. 158163. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Ivanova, S.V. (2012). [On Civil Consciousness, National Identity, Security]. Tsennosti i smysly
[Values and Meanings]. No. 5 (21), pp. 4-9. (In Russ.)
2. Abramov, A.N., Rotkov, L.Yu., Simonov, A.V., Trembovetskii, V.V. (2016). [Innovative Model of
Training of Officers in Civil University]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7, pp. 17-25. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Dud', A.P., Maksimenko, N.D., Chervakov, V.O. (2015). [AboutSome Problems of Legal Security
in Soldiers' and Sergeants' Military Training in Universities]. In: XXVI Vserossiyskaya nauchno-tekhnicheskaya konferentsiya shkoly-seminara "Peredacha, priem, obrabotka i otobrazhenie informatsii o bystroprotekayushchikh protsessakh" [Data Transmission, Receipt, Processing and Display in Fast Processes: XXVI All-Russian Scientific-Technical Conference School-Seminar. Moscow, pp. 153-154. (In Russ.)
4. Endovitskiy, D.A., Shamaev, V.G. (2016). [Military Education in Civil Higher School: On the Road
to Stability]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5, pp. 127-131. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Dud', A.P., Shekunov, E.A. (2015). [Ways to Improve Quality of Vehicle Technical Support Specialists' Preparation Within Military Departments of Educational Institutions]. In: Problemy i perspektivy podgotovki voennogo inzhenera. Sovremennoe uchebno-material'noe obespechenie uchebnogo protsessa [Problems and Prospects of Military Engineer Preparation. Modern Educational and Material Support of Educational Process]. Omsk, pp. 56-60. (In Russ.)
6. Tsibizova, T.Yu. (2011). [Integration of Science and Education as an Element of Continued Professional Development System]. Integratsiya obrazovaniya [Integration of Education]. No. 4, pp. 25-29. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Batyshev, S.Ya. (1987). Reformaprofessional'noishkoly: opyt, poisk, putirealizatsii[Professional
School Reforming: Expertise, Search and Ways of Implementation]. Moscow: Vysshaya Shkola Publ., 340 p.
The paper was submitted 22.07.16.
Вопросы философии
1,734 (4) 5,456 (20) 5,356 (21) 4, 692 (28) 4, 287 (32) 2,493 (94) 2, 067 (123) 1,608 (196) 1,291 (274)
Психологическая наука и образование Социологические исследования Педагогика Вопросы образования Высшее образование в России Философские науки Высшее образование сегодня Эпистемология и философия науки
Университетское управление: практика и анализ 1,149 (323)
Интеграция образования Alma mater
1,002 (394) 0,839 (523) 0,750 (589) 0,743 (597) 0,342 (1302)
Образование и наука
Инженерное образование Социология образования