Научная статья на тему 'Подготовка по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе как психолого-педагогическая проблема'

Подготовка по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СОЛДАТ ЗАПАСА В ВУЗЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СОЛДАТ ЗАПАСА / TRAINING OF INACTIVE SOLDIERS IN UNIVERSITY / MILITARY VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS / COMPETENCY-BASED APPROACH / COMPONENTS OF THE CONTENT OF FUTURE INACTIVE SOLDIERS / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Игорь Львович

В статье раскрывается проблема подготовки солдат запаса в образовательных организациях высшего образования. В результате проведенного анализа автором дана трактовка понятия «военно-профессиональная подготовка». В статье обоснованы и определены психолого-педагогические проблемы военно-профессиональной подготовки студентов в вузе по программам солдат запаса. В результате рассмотрения данной проблемы, раскрыты содержание и основные принципы военной подготовки на основе анализа научных исследований и практики подготовки, предложены компоненты содержания компетенций будущих солдат запаса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF INACTIVE SOLDIERS ON MILITARY SPECIALTIES IN UNIVERSITY AS A PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PROBLEM

The article reveals the problem of training inactive soldiers in educational institutions of higher education. As a result of the analysis, the author gives an interpretation of the concept of military vocational training. The article substantiates and defines psychologicalpedagogical problems of military vocational training of students in university according to the programs for inactive soldiers. As a result of the consideration of this problem, the content and basic principles of military training are revealed on the basis of the analysis of scientific research and training practice. The article proposes the components of the content of future inactive soldiers' competencies

Текст научной работы на тему «Подготовка по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе как психолого-педагогическая проблема»

ПОДГОТОВКА ПО ВОЕННО-УЧЕТНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СОЛДАТ ЗАПАСА В ВУЗЕ

КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

TRAINING OF INACTIVE SOLDIERS ON MILITARY SPECIALTIES IN UNIVERSITY AS A PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PROBLEM

И.Л. Михайлов I.L. Mikhaylov

Подготовка солдат запаса в вузе, военно-профессиональная подготовка студентов, компе-тентностный подход, компоненты содержания компетенций будущих солдат запаса. В статье раскрывается проблема подготовки солдат запаса в образовательных организациях высшего образования. В результате проведенного анализа автором дана трактовка понятия «военно-профессиональная подготовка». В статье обоснованы и определены психолого-педагогические проблемы военно-профессиональной подготовки студентов в вузе по программам солдат запаса. В результате рассмотрения данной проблемы, раскрыты содержание и основные принципы военной подготовки на основе анализа научных исследований и практики подготовки, предложены компоненты содержания компетенций будущих солдат запаса.

Training of inactive soldiers in university, military vocational training of students, competency-based approach, components of the content of future inactive soldiers competencies.

The article reveals the problem of training inactive soldiers in educational institutions of higher education. As a result of the analysis, the author gives an interpretation of the concept of military vocational training. The article substantiates and defines psychological-pedagogical problems of military vocational training of students in university according to the programs for inactive soldiers. As a result of the consideration of this problem, the content and basic principles of military training are revealed on the basis of the analysis of scientific research and training practice. The article proposes the components of the content of future inactive soldiers competencies.

В Послании Федеральному Собранию Государственной Думы Российской Федерации в декабре 2013 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было предложено изменить систему военной подготовки в вузах [Послание..., 2013]. Целью данного изменения было предоставление молодым людям, получающим высшее образование в вузах страны, права самостоятельно выбрать способ исполнения конституционного долга по защите Отечества и накопления в армейском запасе военно-обученного резерва.

Военная подготовка студентов организовывается на базе факультетов военного обучения и военных кафедр вузов по специальностям, родственным гражданским специальностям, по

которым студенты проходят обучение, прежде всего техническим. Особенно важно подготовить будущих военных специалистов бронетанковой техники, противотанковых управляемых ракет, зенитных ракетных комплексов, самоходной и реактивной артиллерии, средств связи и радиоэлектронной борьбы.

Анализ научных трудов показывает, что вопросу профессиональной подготовки специалистов уделяется большое внимание. Позволим себе в рамках данной статьи рассмотреть профессиональную подготовку только с позиции компетентностного подхода. Так, В.А. Адольф дает следующее определение данного понятия: «профессиональная компетентность есть личностное качество субъекта, включающее в себя

высоким уровень теоретическом, практическом и методологической подготовки» [Адольф, 1998, с. 96]. В зависимости от специфики профессиональной деятельности ученым были определены следующие компоненты компетентности: мотивационным, целеполагающим, личностным и содержательно-операционный [Адольф, Степанова, 2006]. На основании вышеизложенного под профессиональной компетентностью специалиста нами понимаются проявленные им на практике готовность и способность реализовать свой потенциал в целях успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее значимость, личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования.

Такая трактовка понятия «профессиональная компетентность» позволила нам определить профессиональную подготовку как совокупность мероприятий управленческого, организационного, материально-технического, собственно педагогического характера. Данные мероприятия направленны на достижение результата в виде подготовленности к выполнению определенных функций, содержание и наполнение, которых определяется исходя из специфики профессии [Ильина, 2014].

Н.В. Зеленская отмечает: военно-профессиональную подготовку можно рассматривать как педагогический процесс, включающий обучение, воспитание, саморазвитие и психологическую подготовку [Зеленская, 2008, с. 29]. Под военно-профессиональной подготовкой Т.В. Маркелова понимает совокупность учебных, воспитательных, организационно-штатных, кадровых, материально-технических, социально-экономических мероприятий и совместных действий субъектов военно-образовательной среды учебных заведений [Маркелова, 2007, с. 55]. Таким образом, профессиональная подготовка солдат запаса в вузах выступает в качестве частного вида профессиональной подготовки, определяющей особенности их подготовки в образовательных организациях высшего образования.

На основании вышеизложенного определим военно-профессиональную подготовку как целенаправленный процесс овладения студентами профессиональными знаниями, навыками, умениями и формирования организационно-волевых качеств, позволяющих успешно выполнять военно-профессиональную функцию.

Основными принципами военно-профессиональной подготовки будущих солдат запаса в вузах являются:

- учение тому, что фактически необходимо при ведении боевых действий в соответствии с задачами по предназначению;

- направленность военного обучения в соответствии с государственной политикой и положениями военной доктрины;

- наглядность обучения и максимальное его приближение к обстановке реального боя с учетом информационной среды;

- системность и последовательность обучения в ходе освоения военно-профессиональных дисциплин;

- неразрывное единство обучения и воинского воспитания с целью формирования психологической устойчивости и необходимых морально-боевых качеств обучаемых (силы воли, решительности, смелости, инициативы, выносливости и др.) [Гарин, 2016].

Отметим, что современные преобразования в военной сфере обусловливают потребность в военных специалистах не только с высоким уровнем профессиональной подготовки.

Как нам представляется, высокий уровень требований, предъявляемый в настоящее время к военному специалисту, предполагает формирование такой личности солдата запаса, у которого глубоко развиты способности к компетент-ностному, адекватному поведению в условиях современного боя и высокая психологическая устойчивость [Соколова, Кабанов, 2010].

Сформированность навыков, умений и организационно-волевых качеств в целях соответствия квалификационным требованиям подразумевает, что будущий солдат запаса должен:

- быть бдительным и храбрым, отважным и волевым, всегда готовым защищать народ и

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

д

н и

щ м

Отечество, дисциплинированным, решительным, смелым, инициативным, выносливым военнослужащим и др;

- уметь действовать при объявлении тревоги; в боевой обстановке применять вооружение днем и ночью; вести радиообмен на средствах связи; оборудовать окопы и укрытия; преодолевать инженерные заграждения и устанавливать их; действовать на зараженной местности; ориентироваться на местности по топографической карте и без нее; выполнять нормативы, упражнения по физической подготовке; готовить место отдыха из табельных и подручных материалов и др.

На основании требований, предъявляемых к будущему солдату запаса, при подготовке по военно-учетной специальности формируются базовые компетенции, включающие три компонента: социальный, общевоенный и военно-специальный.

Компонент «Социальные компетенции» содержит направления субъективности личности будущих солдат запаса: развитие мыслительных способностей и возможностей самосовершенствования; направленность на эффективное выполнение поставленной боевой задачи.

Компонент «Общевоенные компетенции» позволяет применять полученные знания по общевойсковым дисциплинам и тактической подготовке на практике.

Компонент «Военно-специальные компетенции» направлен на выполнение военно-профессиональных задач по предназначению в войсках в соответствии с конкретной военно-учетной специальностью.

Вместе с тем данные компетенции позволяют учитывать происходящие изменения и требования современного общества и реформирования российских Вооруженных сил [Бобнихов, 2010].

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профессиональной подготовки солдат запаса в вузах позволяет сделать следующие выводы.

Понятие «профессиональная подготовка солдат запаса» в психолого-педагогической науке окончательно не закрепилось. Проведенный анализ современных подходов, раскрывающих

сущность профессиональной подготовки, позволил выделить несколько идей, имеющих ключевое значение для исследования заявленной проблемы.

Рассматривая подготовку солдат запаса в образовательных организациях высшего образования как одну из форм подготовки военных специалистов, необходимо обратить внимание на наличие особенностей их подготовки в вузах. К данным особенностям относятся проведение занятий высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом (в основном это старшие офицеры с большим практическим опытом, имеющие ученые звания и научные степени); обучение с использованием современной учебно-материальной базы, включающей тренажеры, специализированные классы, тиры, макеты и т.д.; сложившиеся до начала военного обучения межличностные отношения внутри учебных групп гражданской специальности; высокий общий образовательный уровень (военная подготовка проводится со студентами IV курса), что позволяют формировать знания, навыки, умения на базе ранее усвоенных; значительный упор на практическую подготовку (82,7 % учебных занятий практические); высокая индивидуально-ценностная мотивация студента (при неудовлетворительном результате военно-профессиональной подготовки подлежит призыву на военную службу по окончании вуза). Основой военно-профессиональной подготовки является развитие мотивов и потребностей личности будущих солдат запаса, направленных на выработку у них положительного отношения к военной службе, готовности к выполнения военно-профессиональных обязанностей в соответствии с военно-учетной специальностью [Володарская и др., 2015, с. 99].

В ходе анализа теоретических предпосылок профессиональной подготовки будущих солдат запаса в вузе нами выделены следующие проблемы: педагогические - определение целей, форм и содержания профессиональной подготовки солдат запаса; психологические - выделение особенностей процесса профессиональной подготовки на различных этапах образовательной деятельности; деятельностные - разработка

форм и средств организации процесса подготовки солдат запаса в вузе.

Проведенный анализ научных работ и практики подготовки солдат запаса в вузах позволяет нам дать обобщенную характеристику сущности данного процесса как целенаправленного процесса воздействия руководства Вооруженных сил России, руководящего и профессорско-преподавательского состава факультетов военного обучения и военных кафедр при вузах на подготовку студентов к военно-профессиональной деятельности в соответствии с должностным предназначением. Он основывается на вооружении обучаемых военно-профессиональными знаниями, формировании необходимых навыков и умений, профессионально важных и личностных качеств. Кроме того, в ходе подготовки осуществляется комплекс мероприятий по повышению эффективности и усилению практической направленности образовательного процесса с учетом особенностей военно-учетных специальностей.

В заключение отметим, что проблема подготовки компетентного солдата запаса в вузе является важной для поддержания необходимого уровня обороноспособности Отечества на современном этапе развития российской армии.

Библиографический список

1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Место познавательной активности в процессе формирования профессиональной компетентности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2006. № 1. С. 15-22.

2. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: дис... д-ра. пед. наук. М., 1998. 356 с.

3. Бобнихов А.И. Некоторые аспекты подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в гражданских вузах // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 2. С. 28-31.

4. Володарская Л.Н., Кольга В.В., Тимохович А.С. Военно-инженерная подготовка солдат и сержантов запаса в техническом вузе // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 98-102.

5. Гарин Е.Н. Военно-патриотическое воспитание курсантов военно-инженерного института Сибирского федерального университета в 2007-2016 гг. // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2016. № 4 (26). С. 158-162.

6. Зеленская Н.В. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. СПб., 2008. 424 с.

7. Ильина Н.Ф. Становление инновационной компетентности педагога: вопросы теории и практики: монография. Красноярск, 2014. 220 с.

8. Маркелова Т.В. Специфика организации военно-профессиональной подготовки в гражданских высших учебных заведениях России // Общественные науки. Педагогика. 2007. № 2. С. 55-61.

9. Послание Президента России Федеральному Собранию РФ на 2014 год. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_171774/ (дата обращения: 03.11.2016).

10. Соколова И.Ю., Кабанов Г.П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технология обучения. Томск: Изд-во Томск. политех. ун-та, 2010. 203 с.

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

о й

2S

ш Е-

S

о

Рч

W

13

о §

к

%

о W :г s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ь

I—

<с п

W

с

S

Д

н

U

W М

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.