Научная статья на тему 'Модель педагогического обеспечения подготовки солдат запаса в гражданских вузах'

Модель педагогического обеспечения подготовки солдат запаса в гражданских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КРИТЕРИИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ГРАЖДАНСКИЕ ВУЗЫ / MODEL / MILITARY-PROFESSIONAL TRAINING / PEDAGOGICAL MAINTENANCE / CRITERIA OF READINESS / CIVILIAN UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Игорь Львович, Ильина Нина Федоровна

В статье раскрывается модель педагогического обеспечения подготовки солдат запаса в гражданских образовательных учреждениях высшего образования. В результате проведенного анализа авторами выделены следующие структурные компоненты модели: мотивационно-целевой, содержательно-технологический, оценочно-результативный. По мнению авторов, в качестве критериев подготовленности солдат запаса к военно-профессиональной деятельности выступают мотивационно-ценностный, содержательно-когнитивный и организационно-деятельностный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PEDAGOGICAL SOFTWARE TRAINING OF RESERVED SOLDIERS IN CIVILIAN UNIVERSITIES

The article deals with the model of pedagogical maintenance of reserved soldiers with the training in civilian universities. As a result of the analysis, the authors highlighted the structural components of the model: motivational-targeted, content-technological, evaluative-effective. According to the authors, the motivational-value, content-cognitive, organizational-activity criteria are the criteria of getting ready of reserved soldiers for the military-professional activity.

Текст научной работы на тему «Модель педагогического обеспечения подготовки солдат запаса в гражданских вузах»

УДК 355.237.084.92:378

И. Л. Михайлов1, Н. Ф. Ильина2

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СОЛДАТ ЗАПАСА В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ

1 Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева,

г. Красноярск, Россия

2Военно-инженерный институт Сибирского федерального университета,

г. Красноярск, Россия

Аннотация. В статье раскрывается модель педагогического обеспечения подготовки солдат запаса в гражданских образовательных учреждениях высшего образования. В результате проведенного анализа авторами выделены следующие структурные компоненты модели: моти-вационно-целевой, содержательно-технологический, оценочно-результативный. По мнению авторов, в качестве критериев подготовленности солдат запаса к военно -профессиональной деятельности выступают мотивационно-ценностный, содержательно-когнитивный и организацион-но-деятельностный.

Ключевые слова: модель, военно-профессиональная подготовка, педагогическое обеспечение, критерии подготовленности, гражданские вузы.

Актуальность исследуемой проблемы. В условиях обостряющихся внешнеполитических рисков и возрастающих требований Минобороны России к подготовке высококвалифицированных солдат запаса необходимо разработать педагогическое обеспечение, позволяющее гарантированно подготовить специалистов, соответствующих предъявляемым к ним требованиям.

Материал и методика исследований. В исследовании использовались программы военно-профессиональной подготовки сержантов и солдат запаса, граждан Российской Федерации, из числа студентов государственных образовательных учреждений высшего образования; квалификационные требования к военной подготовке сержантов (солдат) запаса для студентов государственных образовательных учреждений высшего образования; рабочие учебные программы и тематические планы. Экспериментальной базой исследования является

© Михайлов И. Л., Ильина Н. Ф., 2017

Михайлов Игорь Львович - соискатель кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, начальник отдела общевоенной подготовки Военно-инженерного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск, Россия; e-mail: [email protected]

Ильина Нина Федоровна - доктор педагогических наук, доцент военной кафедры Военно-инженерного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.01.2017

факультет военного обучения Военно-инженерного института федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет».

Были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ научных трудов (социологических, педагогических), изучение нормативных документов по подготовке офицеров, сержантов и солдат запаса в гражданских вузах; эмпирические -рефлексия организации подготовки солдат запаса на факультете военного обучения.

Результаты исследований и их обсуждение. Отличительной особенностью современной геополитической обстановки является увеличение пространственного размаха вооруженной борьбы, массированное применение высокоточного оружия большой дальности, широкое использование средств радиоэлектронного и информационного противоборства, других новейших достижений науки и технологий.

В этих условиях целью преобразований военной организации государства является создание хорошо обученной и оснащенной, боеспособной армии и военно-морского флота, поддержание в необходимых объемах обученного по наиболее сложным и востребованным военно-учетным специальностям мобилизационного резерва. Армия и флот должны соответствовать современным требованиям и надежно защищать национальные интересы России, гарантировать ее суверенитет и территориальную целостность.

Особое место в подготовке мобилизационного резерва, в том числе солдат запаса, в последние годы занимают учреждения высшего образования [1], [8], [12].

Решение задач подготовки солдат запаса в гражданских высших учебных заведениях страны актуализирует проблему разработки модели педагогического обеспечения военно-профессиональной подготовки.

Необходимость разработки модели подготовки солдат запаса в гражданских вузах обусловлена следующими факторами:

- повышение требований к качеству подготовки военных специалистов в связи с поступлением в войска современных и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники;

- необходимость большей практической направленности в обучении в связи с ограниченным количеством учебного времени, выделяемого на изучение военно-профессиональных дисциплин при подготовке солдат запаса;

- отсутствие алгоритма решения задач и проблемных ситуаций при реализации на практике сформированных в ходе учебного процесса знаний и умений.

Вышеизложенные факторы привели к необходимости разработать модель педагогического обеспечения подготовки солдат запаса в гражданских вузах. Схематично модель представлена на рис. 1.

Прежде чем приступить к описанию модели, определимся с понятием «педагогическое обеспечение». Позволим себе не анализировать существующие подходы к определению данного понятия, а обозначим только то, на основе чего будем строить дальнейшие суждения. Под «педагогическим обеспечением» подготовки солдат запаса в гражданских вузах мы будем понимать комплекс организационно-педагогических условий, направленных на активизацию образовательных ресурсов, позволяющих студенту конструктивно реализовывать свой личностный и профессиональный потенциал при освоении военно-учетной специальности.

---►

Заказ государства на подготовку солдат запаса в гражданском вузе

«

0

ове еле

Я

1

о

Нормативно-правовые основы подготовки солдат запаса в гражданских вузах: ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации», ФЗ «Об обороне», ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности РФ», Распоряжение Правительства РФ «Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г.»

Цель: Потребно-

обеспе- сти и моти-

чение вы студен-

подго- тов граждан-

товлен- * ского вуза на

ности получение

солдат военно-

запаса учетной специальности

I

Методологические основания (подходы): личностно-деятельностный, системно-деятельностный, компетентностный

Принципы: педагогической целесообразности; достаточности педагогического вмешательства; учета связей между гражданскими и военными дисциплинами; системности, технологичности, целенаправленности подготовки

о н ьнл

ател

жа р

ре

д

о С

I

та

ь

л у

р -

о ноч

о н

е ц

О

I

Теоретическая подготовка(42 ч)

Самостоятельная работа (90 ч)

I

Практическая подготовка (228 ч)

Учебные сборы на базе воинских частей (144 ч)

Гармонизация учебно-познавательной деятельности путем решения задач на основе межпредметных связей в обучении дисциплин программ гражданских специальностей и программ военно-профессиональной подготовки

Обогащение знаний, умений и формирование организационно-волевых качеств при использовании новых технологий и ситуационных заданий

Приобщение

к военно-профессиональной деятельности в ходе реализации проектов при прохождении учебных сборов

I

Сформированность знаний (общевоенные, тактико-специальные, военно-специальные дисциплины)

1

Сформированность умений, навыков и организационно-волевых качеств в соответствии с квалификационными требованиями к подготовке

I

Критерии: мотивационно-ценностный, содержательно-когнитивный, организационно-деятельностный

Результат: подготовленность солдат запаса, прошедших обучение в гражданском вузе

Сформированность компетенций: социальных, общевоенных, военно-специальных

/ \

Уровни:

начальный,

базовый, повышенный V_/

Рис. 1. Модель педагогического обеспечения подготовки солдат запаса

В качестве методологической основы модели нами положено понимание категории «педагогическая модель» Е. Л. Рудневой, Б. Н. Алмазова, Н. В. Зеленской.

Исследуя технологию педагогического моделирования, Е. Л. Руднева представляет систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов педагогической модели как систему соразмерных и согласованных ее частей [10].

У Б. Н. Алмазова под моделью понимается «...алгоритм работы, характеризующийся... особенностью диагностического этапа, методов работы, поставленных задач, преобладающих видов помощи» [3, с. 133].

Н. В. Зеленская, исследуя проблему управления качеством подготовки офицерских кадров, под моделью понимает систему входящих в нее компонентов и взаимосвязей между ними [5].

В нашем исследовании вслед за М. А. Одинцовой мы будем рассматривать модель, которая предусматривает переориентацию образовательной парадигмы на формирование устойчивой жизненной позиции, личностное и профессиональное развитие в условиях изменяющихся требований к специалисту [9].

Разработанная нами модель педагогического обеспечения подготовки солдат запаса в гражданских вузах включает три компонента: мотивационно-целевой, содержательно-технологический, оценочно-результативный.

Мотивационно-целевой компонент представлен заказом государства на подготовку солдат запаса в гражданском вузе, нормативными правовыми и методологическими основами данного процесса, потребностями и мотивами студентов гражданского вуза на получение военной специальности. Основные цели подготовки солдат запаса в гражданских вузах заключаются в обеспечении государства военно-обученным резервом и предоставлении молодым людям, получающим высшее образование, права самостоятельно выбрать способ исполнения конституционного долга по защите Родины.

Нормативно-правовой основой модели подготовки солдат запаса в гражданских вузах выступают законодательные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации в области высшего образования, военной службы и воинской обязанности, подготовки граждан к военной службе.

Разработка мотивационно-целевого компонента модели осуществляется на основе принципа признания заказа государства, потребностей и мотивов студентов гражданских вузов в качестве системообразующих факторов обеспечения сформированности подготовленности солдат запаса в гражданских вузах.

Основополагающими методологическими подходами являются:

- системно-деятельностный, обеспечивающий рассмотрение формирования подготовленности солдат запаса в гражданских вузах как целостной системы, состоящей из взаимосвязанных компонентов, к которым относятся цели, принципы, содержание, технологии, методы, средства, формы, оценки, результаты;

- компетентностный, предполагающий рассмотрение формирования подготовленности солдат запаса в гражданских вузах в качестве практико-ориентированного процесса, направленного на изменение ее компонентов;

- личностно-деятельностный, предполагающий организацию процесса подготовки солдат запаса в гражданских вузах как учебную деятельность обучающихся и означающий переориентацию этого процесса на постановку и решение ими конкретных учебных задач: познавательных, проективных, исследовательских и т. п.

На основе анализа основных положений охарактеризованных выше подходов нами выделены следующие принципы, положенные в основу подготовки солдат запаса в гражданских вузах:

- педагогической целесообразности, т. е. соответствия процесса подготовки солдат запаса в гражданских вузах состоянию, зафиксированному в цели как его идеальной модели;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- достаточности педагогического вмешательства в процесс подготовки;

- учета межпредметных связей гражданских и военных дисциплин;

- системности, технологичности и целенаправленности процесса подготовки.

Содержательно-технологический компонент. Рассматривая проблему подготовки

солдат запаса в учреждениях высшего образования, мы выделяем две составляющие образовательной деятельности:

1. Содержательная - связана с разработкой и реализацией учебных программ подготовки солдат запаса, предполагает наполнение образовательной деятельности модульными дидактическими единицами, обеспечивающими логическую последовательность изучения учебных дисциплин.

2. Технологическая - реализуется посредством использования в образовательном процессе современных технологий и средств обучения [6].

Содержание программы подготовки солдат запаса в гражданских вузах включает теоретическую и практическую подготовку, учебные сборы на базе воинских частей. Примерно 20 % сверх общего количества выделенного времени отводится на самостоятельную работу обучающихся.

Для организации эффективной образовательной деятельности по подготовке солдат запаса в гражданских вузах нами сформулированы следующие организационно-педагогические условия педагогического обеспечения:

- гармонизация учебно-познавательной деятельности будущих солдат запаса путем решения задач, разработанных на основе межпредметных связей в преподавании учебных дисциплин образовательных программ гражданских специальностей и программ военно-профессиональной подготовки солдат запаса;

- обогащение знаний, умений и обеспечение формирования организационно-волевых качеств будущих солдат запаса посредством использования в образовательной деятельности современных технологий обучения и ситуационных заданий;

- приобщение будущих солдат запаса к военно-профессиональной деятельности в ходе реализации проектов при прохождении учебных сборов на базе воинских частей [7].

Одним из важных инструментов планирования и контроля результатов подготовки солдат запаса является разработка учебного плана, реализуемого на факультете военного обучения гражданского вуза.

В основу разработанного нами учебного плана положены связи между гражданскими и военно-учетными специальностями, что позволило, в частности, перераспределить учебное время в пользу практических занятий и использовать базовые знания студентов при решении ситуационных задач в процессе их военно-специальной подготовки.

Разработанный нами учебный план представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга модулей, содержание которых отвечает квалификационным требованиям к военно-профессиональной подготовке солдат запаса.

Предметное содержание того или иного модуля отражает направления подготовки солдат запаса, включающие группы учебных дисциплин: общевоенные, тактико-специальные и военно-специальные. В целях равномерного распределения нагрузки мы формируем модули исходя из общей трудоемкости, вне зависимости от группы учебных дисциплин.

Разработанный нами учебный план на основе модульной системы организации образовательной деятельности [4] предусматривает планомерность приобретения военно-профессиональных знаний будущими солдатами запаса, которая достигается поэтапным изучением сначала общевоенных и тактико-специальных, а затем военно-специальных дисциплин, которые формируют профессиональные знания, умения и навыки.

При прохождении теоретического блока дисциплин, изучаемых в вузе, будущим солдатам запаса предлагается решение задач, основанных на связях между гражданскими и военно-учетными специальностями. Для обогащения знаний, умений и обеспечения формирования организационно-волевых качеств обучаемых при освоении практического блока дисциплин, изучаемых в вузе, нами используются технология кейс-стади и здоро-вьесберегающие технологии, а также ситуационные задания. Во время прохождения учебных сборов при реализации проектов происходит приобщение обучаемых к военно-профессиональным действиям.

Таким образом, разработанная нами модульная система организации образовательной деятельности позволяет обеспечить:

- гибкость, мобильность и личную направленность получения студентами военно-учетной специальности в соответствии с потребностью Вооруженных сил;

- ступенчатость, когда каждый очередной модуль углубляет знания и совершенствует военно-профессиональные компетенции.

Основанием для выбора технологий обучения явилось представление о том, что подготовка осуществляется в том случае, если субъект включен в деятельность [6, с. 144]. Поэтому нами была выбрана технология кейс-стади как форма активного проблемно-ситуативного учебного занятия, в основе которого лежит поиск решения конкретной ситуации [11].

Технология кейс-стади предполагает также решение значительных по объему задач в часы самостоятельной подготовки студентов. В данном случае они самостоятельно готовят ответы на заданные вопросы, анализируют собранную информацию, выполняют ее проверку, далее готовят отчет по установленной форме [1], [2].

Использование кейс-метода в часы самостоятельной работы будущих солдат запаса потребовало от нас выработать особые подходы к ее организации и проведению. В данном случае выработка новых подходов к проведению самостоятельной работы была обусловлена в первую очередь отсутствием у студентов базовых знаний по общевоенным, тактико-специальным и военно-специальным дисциплинам, а также пространственно-временной особенностью военной подготовки в гражданском вузе. В связи с этим актуализировалась необходимость в обеспечении инициирования умений самообразовательной деятельности студентов, обучающихся по программам подготовки солдат запаса.

Одной из особенностей технологии обучения в период прохождения студентами учебных сборов в воинских частях является метод проектов, позволяющий развивать у будущих солдат запаса познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, выдвигать гипотезы, формировать обоснованные предложения. В целях практической отработки вопросов тактической подготовки будущих солдат запаса планируются полевые выходы, предусматривающие комплексное использование ими знаний, умений и навыков по общевоенным, военно-тактическим и военно-специальным дисциплинам.

Оценочно-результативный компонент обеспечивает комплексную оценку подготовленности солдат запаса в гражданских вузах. Он включает качественные характеристики, критерии и уровни подготовленности будущих солдат запаса в гражданских вузах.

К качественным характеристикам подготовленности мы относим профессионально значимые ценности; мотивы получения военной специальности; организационно-волевые качества (воля, терпение, самоконтроль); знания в рамках содержания общевоенных, тактико-специальных, военно-специальных дисциплин; умения, навыки и компетенции в соответствии с квалификационными требованиями к подготовке солдат запаса.

С учетом специфики подготовки солдат запаса в гражданских вузах нами выделены следующие критерии их подготовленности к военно-профессиональной деятельности: мо-тивационно-ценностный, содержательно-когнитивный, организационно-деятельностный. Критерии имеют различные уровни проявления подготовленности: начальный, базовый, повышенный.

Каждый из этих критериев раскрывает одну из важных сторон исследуемого процесса, дает возможность установить степень соответствия качества подготовленности будущих солдат запаса требованиям Министерства обороны России.

Разработанная нами модель дает представление о целостности содержания процесса формирования подготовленности будущих солдат запаса в гражданских вузах, его внутренней структуре и функциональных взаимосвязях его компонентов, обусловливает необходимость проверки его результативности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Резюме. Таким образом, предложенная нами модель подготовки солдат запаса в гражданских вузах призвана повысить качество и результативность подготовки мобилизационного резерва для Вооруженных сил России, обеспечить подготовку солдат запаса в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехин И. А. Дидактическое проектирование инновационных технологий профессиональной подготовки слушателей (курсантов) в военном вузе // Казанская наука. - 2016. - № 10. - С. 32-38.

2. Алехин И. А., Сливин Т. С. Перспективы военного образования в России // Мир образования - образование в мире. - 2013. - № 2. - С. 32-36.

3. Алмазов Б. Н. и др. Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие для студентов вузов / ред. М. А. Галагурова, Л. В. Мардахаев. - М. : Академия, 2002. - 192 с.

4. Головина А. Г. Реализация в Чувашской Республике организационно-педагогических условий для внедрения интегрированной системы непрерывного профессионального образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 1(85). - С. 102-112.

5. Зеленская Н. В. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - СПб., 2008. - 424 с.

6. Ильина Н. Ф. Непрерывное педагогическое образование: обновление в контексте регионального развития. - Красноярск : Изд-во ККИПКиППРО, 2013. - 308 с.

7. Ильина Н. Ф. Стратегии становления региональной системы непрерывного инновационного педагогического образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2011. - № 2(4). - С. 21-29.

8. Лурье Л. И. Реформа армии начинается с образования // Педагогика. - 2012. - № 6. - С. 33-38.

9. Одинцова М. А. Компетентностный подход как целеполагающий фактор организации обучения в вузе // Вестник педагогических инноваций. - 2012. - № 2(30). - С. 24-29.

10. Руднева Е. Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - Кемерово, 2002. - 443 с.

11. Трофименко А. С. Педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 1(89). - С. 171-177.

12. Фильков С. М. Система военной подготовки в гражданских вузах: теория и практика функционирования и совершенствования. - М. : Изд-во МГИМО, 2002. - 229 с.

UDC 355.237.084.92:378

I. L. Mikhaylov1, N. F. Ilyina2

MODEL OF PEDAGOGICAL SOFTWARE TRAINING OF RESERVED SOLDIERS IN CIVILIAN UNIVERSITIES

1V. Astafyev Krasnoyarsk State Pedagogical University, Krasnoyarsk, Russia

2Military Engineering Institute of Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia

Abstract. The article deals with the model of pedagogical maintenance of reserved soldiers with the training in civilian universities. As a result of the analysis, the authors highlighted the structural components of the model: motivational-targeted, content-technological, evaluative-effective. According to the authors, the motivational-value, content-cognitive, organizational-activity criteria are the criteria of getting ready of reserved soldiers for the military-professional activity.

Keywords: model, military-professional training, pedagogical maintenance, criteria of readiness, civilian universities.

REFERENCES

1. Alehin I. A. Didakticheskoe proektirovanie innovacionnyh tehnologij professional'noj podgotovki slushate-lej (kursantov) v voennom vuze // Kazanskaja nauka. - 2016. - № 10. - S. 32-38.

2. Alehin I. A., Slivin T. S. Perspektivy voennogo obrazovanija v Rossii // Mir obrazovanija - obrazovanie v mire. - 2013. - № 2. - S. 32-36.

3. AlmazovB. N. i dr. Metodika i tehnologija raboty social'nogo pedagoga : uchebnoe posobie dlja studentov vuzov / red. M. A. Galagurova, L. V. Mardahaev. - M. : Akademija, 2002. - 192 s.

4. Golovina A. G. Realizacija v Chuvashskoj Respublike organizacionno-pedagogicheskih uslovij dlja vnedrenija integrirovannoj sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija // Vestnik Chuvashskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2015. - № 1(85). - S. 102-112.

5. Zelenskaja N. V. Pedagogicheskaja koncepcija upravlenija kachestvom podgotovki oficerskih kadrov : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08. - SPb., 2008. - 424 s.

6. Il'ina N. F. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie: obnovlenie v kontekste regional'nogo razvitija. -Krasnojarsk : Izd-vo KKIPKiPPRO, 2013. - 308 s.

7. Il'ina N. F. Strategii stanovlenija regional'noj sistemy nepreryvnogo innovacionnogo pedago-gicheskogo obrazovanija // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2011. - № 2(4). - S. 21-29.

8. Lur'e L. I. Reforma armii nachinaetsja s obrazovanija // Pedagogika. - 2012. - № 6. - S. 33-38.

9. Odincova M. A. Kompetentnostnyj podhod kak celepolagajushhij faktor organizacii obuchenija v vuze // Vestnik pedagogicheskih innovacij. - 2012. - № 2(30). - S. 24-29.

10. Rudneva E. L. Formirovanie zhiznennyh i professional'nyh cennostnyh orientacij studencheskoj mo-lodezhi : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01. - Kemerovo, 2002. - 443 s.

11. Trofimenko A. S. Pedagogicheskie uslovija formirovanija professional'nyh kompetencij studentov v processe obuchenija dekorativno-prikladnomu iskusstvu // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2016. - № 1(89). - S. 171-177.

12. Fil'kov S. M. Sistema voennoj podgotovki v grazhdanskih vuzah: teorija i praktika funkcionirovanija i sovershenstvovanija. - M. : Izd-vo MGIMO, 2002. - 229 s.

© Mikhaylov I. L., Ilyina N. F., 2017

Mikhaylov, Igor Lvovich - Applicant, Department of Pedagogics, V. Astafyev Krasnoyarsk State Pedagogical University, Chief of Basic Military Division, Military Engineering Institute, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia; e-mail: [email protected]

Ilyina, Nina Fedorovna - Doctor of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Military Engineering Institute, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on January 25, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.