УДК 378+316.6
Корытков Владимир Александрович
Кандидат педагогических наук, военнослужащий, войсковая часть 71592, vladalex-kor@ yandex.ru, Екатеринбург
Леопа Александр Владимирович
Доктор философских наук, доцент, профессор, учебный военный центр, военно-инженерный институт, Сибирский Федеральный университет, [email protected], Красноярск
модель адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности в процессе подготовки по военно-учетным специальностям
Аннотация. В статье раскрывается модель адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности в процессе подготовки. Дается определение адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности. Цель адаптации военного специалиста к профессиональной деятельности заключается в том, чтобы сформировать профессионально адаптированную к условиям военной службы мирного и военного времени личность военного специалиста. Анализируются основные подходы к исследованию проблемы педагогической модели в педагогической науке. Модель адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности рассматривается как система, включающая в себя моти-вационно-целевой, содержательно-процессуальный и рефлексивно-оценочный компоненты. Результатом адаптации военного специалиста рассматривается уровень его адаптиро-ванности, качественными характеристиками которой являются профессионально значимые ценности и мотивы, эмоционально-волевые качества, профессиональные знания, навыки и умения, умение преодолевать трудности военной службы и др. Критериями адаптирован-ности выдвинуты мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, содержательно-когнитивный и деятельностно-поведенческий.
Ключевые слова: модель, моделирование, адаптация военных специалистов, адаптиро-ванность, педагогические технологии, критерии, параметры.
Введение в проблему. Интересы национальной безопасности России требуют всесторонне подготовленных военных специалистов, способных грамотно и эффективно применять современное высокотехнологичное оружие и военную технику, обладающих высокими профессионально значимыми эмоционально-волевыми качествами. В связи с этим возрастает значение их профессиональной адаптации.
Адаптация военных специалистов к профессиональной деятельности является проявлением общего, универсального явления и процесса, направленного на поддержание гармонии между личностью военного специалиста и военно-профессиональной средой. «В процессе трансляции
культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, - отмечает М. Херсковиц, - индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивные, эмоциональные и поведенческие сходства с членами данной культуры» [15]. В широком смысле слова адаптация к профессиональной деятельности представляет собой многоплановый и комплексный процесс перестройки всей жизнедеятельности военного специалиста под влиянием принципиально новых профессионально-средовых обстоятельств. В связи с этим адаптация к профессиональной деятельности военного специалиста включает в себя все другие виды адаптации, внося в них професси-
ональный оттенок. Военный специалист с первых дней службы включается в такие виды широкой профессиональной адаптации, как собственно профессиональная, психофизиологическая, военно-служебная и социально-психологическая.
Целью широкой адаптации к профессиональной деятельности является введение специалиста в новое профессиональное пространство путем получения соответствующих знаний, умений и навыков, формирования профессионально важных личностных качеств и мотивов служения Отечеству.
Возросшие требования к адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности, а также необходимость научного обоснования изменений адаптационного процесса в интересах повышения его эффективности актуализировали проблему построения педагогической модели адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности в процессе подготовки.
Методологической основой разрабатываемой нами модели берется понятие термина «модель» таких зарубежных и отечественных исследователей, как В. А. Адольф, К. Б. Батороев, М. Вар-тофский, Б. А. Глинский, О. В. Евтихов, Н. В. Зеленская, Н. В. Зимняя, С. Б. Колесников, Л. М. Фридман, В. А. Штофф, Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева.
Исследуя проблему модели с генетической точки зрения, американский философ М. Вартофский рассматривает модель как конструкцию, в которой человек располагает символы своего опыта или мышления таким образом, что в результате он получает систематизированную репрезентацию этого опыта или мышления как средство их понимания или объяснения другим людям [2, с. 11]. Важным для нашего исследования является вывод, сделанный М. Вартофским: «Модели суть предлагаемые возможные истины» [2, с. 14].
С гносеологической точки зрения ис-
следует проблему модели К. Б. Батороев. Согласно его определению, «модель есть созданная или выбранная субъектом система, воспроизводящая существенные для данной цели познания стороны (элементы, свойства, отношения, параметры) изучаемого объекта и в силу этого находящаяся с ним в таком отношении замещения и сходства..., что исследование ее служит опосредованным способом получения знания об этом объекте» [1, с. 28].
Особый интерес представляет мысль К. Б. Батороева о том, что понятие модели органически связано с категориями «система» и «структура» [1, с. 11]. Этим определяется принципиальная возможность применения в нашем исследовании системного подхода к разработке модели адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности в процессе подготовки.
По мнению Б. А. Глинского, моделирование - «это исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, использование моделей для определения и уточнения характеристики и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов» [3, с. 16].
А. М. Фридман моделью называет «объект или схему, исследование которой служит средством для получения знаний о другом объекте-оригинале или прототипе модели» [12, с. 131].
Ряд исследователей понимает модель как систему «мысленно представленной или материально реализованной» [13], «воспроизводящей существенные для данной цели познания стороны изучаемого объекта» [8, с. 15], «взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов» [10], «входящих в нее компонентов и взаимосвязей между ними» [5].
Рассматривая модель с позиций ком-петентностного подхода, В. А. Адольф и О. В. Евтихов под моделью понимают основные компетенции, формируемые
в процессе обучения, и профессионально-психологические характеристики, необходимые для успешной профессиональной деятельности [4], также представляет модель и Н. В. Зимняя [6].
Особый интерес для нашего исследования представляет определение модели Е. В. Яковлевым и Н. О. Яковлевой. Педагогическим моделированием они называют «отражение характеристик существующей педагогической системы в специально созданном объекте, который называется педагогической моделью» [14, с. 123]. При этом, по их мнению, чтобы некоторый объект был моделью другого объекта, называемого в данном случае оригиналом, он должен удовлетворять следующим условиям: 1) быть системой; 2) находиться в некотором отношении сходства с оригиналом; 3) в определенных параметрах отличаться от оригинала; 4) в процессе исследования замещать оригинал в определенных отношениях; 5) обеспечивать возможность получения нового знания об оригинале в результате исследования [14, с. 123-124].
Постановка задачи. Проанализировав основные подходы названных авторов к исследованию проблемы педагогической модели, перейдем к разработке педагогической модели адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности в процессе подготовки. Прежде всего дадим определение модели адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности.
Модель адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности -это педагогическая система, отражающая существенные признаки и черты процесса адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности, ее компонентный состав и последовательность этапов развития во времени, имеющая различия с оригиналом в области целевых ориентаций, педагогических условий реализации и обеспечивающая получение нового знания об адаптации военных специа-
листов к профессиональной деятельности.
Разрабатывая модель, мы исходим из того, что в качестве ее продукта необходимо получить структуру, содержание, формы, средства, способы, методы, которые обеспечили бы успешную адаптацию военных специалистов к профессиональной деятельности на различных ее этапах.
В разработанную модель мы включаем три компонента:
- мотивационно-целевой;
- содержательно-процессуальный;
- рефлексивно-оценочный.
Мотивационно-целевой компонент
представлен заказом государства на качественную профессиональную подготовку военных специалистов в максимально короткие сроки, нормативными, правовыми и методологическими основами данного процесса; потребностями и мотивами военных специалистов на прохождение военной службы, на овладение военной специальностью.
Цель адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности в процессе подготовки заключается в том, чтобы сформировать профессионально адаптированную к условиям военной службы мирного и военного времени личность военного специалиста, соответствующую современным требованиям и способную надежно защитить национальные интересы России.
Исходя из целей, нами выдвинуты следующие задачи:
1) способствовать формированию у военных специалистов устойчивой мотивации к военно-профессиональной деятельности, прививать им ценности военной службы;
2) содействовать формированию у военных специалистов профессионально значимых адаптивных эмоционально-волевых качеств;
3) повышать познавательную активность военных специалистов в процессе военно-профессионального обучения, раз-
вивать у них стремление к военно-профессиональному саморазвитию;
4) вырабатывать у военных специалистов умение преодолевать трудности военной службы мирного и военного времени;
5) вовлекать военных специалистов в общественную жизнь воинского коллектива;
6) осуществлять воинское и военно-патриотическое воспитание военных специалистов.
Нормативно-правовой основой модели адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности в процессе подготовки выступают законодательные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации в области подготовки военных специалистов в учебных воинских частях, учебных заведениях высшего образования, военной службы и воинской обязанности.
Основополагающими методологическими подходами являются системный, лич-ностно-деятельностный, системно-мысле-деятельностный.
В основу содержательно-процессуального компонента модели положены принципы:
- интеграции; при этом под интеграцией мы понимаем «не объединение произвольного множества элементов, связанных лишь ситуативно, а переход количества в новое качество, т. е. внутренне взаимосвязанную и взаимообусловленную целостность, обладающую свойствами, отсутствующими у составляющих ее компонентов» [7];
- единства обучения и воспитания, полученных знаний с формированием психологической устойчивости и морально-боевых качеств военных специалистов;
- практической направленности обучения и воспитания - максимальное приближение обучения и воспитания к обстановке реального боя;
- индивидуального подхода в обучении и воспитании к военным специалистам, предполагающего учет их индивидуально-психологических особенностей и зако-
номерностей межличностных отношений и группового поведения;
- активности, предусматривающей активность самого субъекта адаптации, который должен испытывать потребность в профессиональном развитии и получении необходимой помощи, а также самостоятельно принимать решения о способах разрешения проблем профессионального становления с учетом своих интересов и способностей.
В содержательную составляющую компонента мы включаем:
- создание адаптивной образовательной среды, предполагающей теоретическую и практическую подготовку участников адаптационного процесса (собственно профессиональный аспект военно-профессиональной адаптации);
- приобщение военных специалистов к условиям военной службы (психофизиологический аспект адаптации);
- приобщение военных специалистов к различным видам военно-служебной деятельности (военно-служебный аспект адаптации);
- привитие военным специалистам норм, традиций, ценностей Вооруженных сил РФ, воинского коллектива, формирование уставных взаимоотношений в воинском коллективе, привлечение военных специалистов к активному участию в общественной жизни (социально-психологический аспект адаптации).
Процессуальная составляющая предусматривает использование в процессе адаптации к профессиональной деятельности современных адаптивных технологий обучения, воспитания, психологической подготовки. В качестве основных адаптивных педагогических технологий мы рассматриваем:
- технологию кейс-стади как форму активного проблемно-ситуативного учебного занятия;
- технологию проектной деятельности, позволяющую развивать у военных специ-
алистов познавательные навыки, их умения самостоятельно конструировать свои знания, выдвигать гипотезы, формировать обоснованные предложения;
- полевые выходы, предусматривающие комплексное использование военными специалистами знаний, умений и навыков, приобретенных по общевоенным, тактико-специальным и военно-специальным дисциплинам, повышение морально-психологической устойчивости в обстановке, приближенной к боевой.
Рефлексивно-оценочный компонент обеспечивает комплексную, всестороннюю оценку уровня адаптированности военных специалистов к профессиональной деятельности. При этом адаптированность рассматривается как комплекс разнообразных личностных, функциональных и операциональных свойств и отношений [11], как результат адаптации к профессиональной деятельности. Данный компонент позволяет определить качественные характеристики адаптированности к профессиональной деятельности - критерии и параметры адаптированности, «которые выделяют признаки, служащие для оценки тех или иных параметров проектируемого педагогического процесса» [9].
Качественными характеристиками адап-тированности являются:
- профессионально значимые ценности, мотивы военных специалистов;
- эмоционально-волевые качества (организационно-волевые качества; эмоциональная стабильность; стрессоустойчивость);
- знания, умения и навыки, полученные в процессе профессиональной подготовки в соответствии с квалификационными требованиями к подготовленности военных специалистов по той или иной военно-учетной специальности;
- умения преодолевать трудности военной службы;
- коммуникативные умения и навыки;
- активность в общественной деятель-
ности;
- нормы, традиции, ценности воинского коллектива.
Предложены следующие критерии адаптированности военных специалистов к профессиональной деятельности: моти-вационно-ценностный, эмоционально-волевой, содержательно-когнитивный и де-ятельностно-поведенческий. Каждый из этих критериев раскрывает одну из сторон адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности и позволяет установить степень соответствия качества адаптированности, дают возможность раскрыть различные уровни адаптированно-сти - низкий, средний, высокий.
Результаты исследования. Как нам представляется, реализация модели адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности в процессе подготовки позволит:
1) определить, каким набором профессионально важных личностных адаптационных качеств должен обладать военный специалист, какой уровень их знаний, умений и навыков должен быть обеспечен;
2) активизировать деятельность субъектов профессиональной адаптации в рамках реализации педагогических условий реализации модели;
3) провести анализ уровня адаптирован-ности военных специалистов, достигнутый в процессе реализации модели;
4) оценить эффективность адаптивного управления процессом адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности в процессе подготовки в целом.
Таким образом, разработанная модель адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности в процессе подготовки представляет собой целостную систему, со своей внутренней структурой и функциональными взаимосвязями ее компонентов и обусловливает необходимость проверки ее результативности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Библиографический список
1. Батороев К. Б. Аналогии и модели в познании. - Новосибирск: Наука, 1981. - 319 с.
2. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988. - 508 с.
3. Глинский Б. А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). - М.: Изд-во МГУ, 1965. - 248 с.
4. Зеленская Н. В. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2008. - 424 с.
5. Зимняя Н. В. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 3. -С. 34-42.
6. Евтихов О. В., Адольф В. А. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетентности курсантов вуза правоохранительных органов: монография. - Красноярск: Красноярск. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2014. - 364 с.
7. Ильина Н. Ф. Непрерывное педагогическое образование: обновление в контексте регионального развития: монография. - Красноярск, 2013. - 308 с.
8. Колесников С. Б. Управление социаль-
ной адаптацией молодых офицеров: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - М.: РГСУ, 2006. - 26 с.
9. Михайлов И. Л., Боренштейн А. Л. Подготовка солдат запаса в гражданских вузах: комплексная модель // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. - 2016. - № 3 (20). -С. 146-154.
10. РудневаЕ. Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций молодежи: дис. ... д-ра пед. наук. - Кемерово, 2012. - 443 с.
11. Усова Н. В. Трансформация адаптационной готовности личности в ситуации потери работы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. -№ 9. - С. 453-457.
12. Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука - учителю. - М., 1985. - 224 с.
13. Штофф В. А. Введение в методологию научного познания: учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. - 191 с.
14. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
15. HerskovitsM. J. Les basis del antropologie culturelle. - Paris, 1967. - 244 p.
Поступила в редакцию 09.04.2018
Korytkov Vladimir Alexandrovich
Cand. Sci. (Pedagog), Serviceman, Military unit 71592, [email protected], Ekaterinburg
Leopa Alexander Vladimirovich Dr. Sci. (Philosophy), Prof., Military Training Center, Military Engineering Institute, Siberian Federal University, [email protected], Krasnoyarsk
the military specialists adaptation to professional activity model in the process of trainingon military occupational specialties
Abstract. The article reveals the model of adaptation of military specialists to professional activity in the process of training. The definition of the adaptation of military specialists to professional activity is given. The purpose of the adaptation of a military specialist to professional activity is to form the personality of a military specialist professionally adapted to the conditions of military service in times of peace and war. The main approaches to the study of the problem of
the pedagogical model in pedagogical science are analyzed. The model of adaptation of military specialists to professional activity is considered as a system that includes motivational-purpose, content-procedural and reflexive-evaluative components. As a result of the adaptation of the military specialist, the level of his adaptation is considered, the qualitative characteristics of which are professionally significant values and motives, emotional and volitional qualities, professional knowledge, skills and abilities, ability to overcome the difficulties of military service, etc. Adaptability criteria are put forward by the motivational-value, emotional-volitional, content-cognitive and activity-behavioral.
Keywords: model, modeling, adaptation of military specialists, adaptation, pedagogical technologies, criteria, parameters.
References
1. Batoroyev, K. B., 1981. Analogies and models in cognition: the monography. Novosibirsk: Science Publ., 319 p. (In Russ.)
2. Vartofsky, M., 1988. Representation and scientific understanding: Translation from English. Moscow: Progress Publ., 508 p. (In Russ.)
3. Glinsky, B. A., Gryaznov, B. S., Dynin, B. S., Nikitin, E. P., 1965. Modeling as a method of scientific research (gnoseological analysis): the monogra-phy. Moscow: MSU Publ., 248 p. (In Russ.)
4. Zelenskaya, N. V., 2008. Pedagogical concept of officer training quality management: the dissertation. St. Petersburg, 424 p. (In Russ.)
5. Zimnyaya, N. V., 2003. Key competences -a new paradigm of the result of education. Higher education today, 3, pp. 34-42. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Evtikhov, O. V., Adolf, V. A., 2014. Teore-tik-methodological bases of formation of professional competence of cadets of high school of law enforcement. Krasnoyarsk: KSPU named in honor of V. P. Astaf'ev Publ., 364 p. (In Russ.)
7. Ilyina, N. F., 2013. Continuing teacher education: renewal in the context of regional development: the monography. Krasnoyarsk, 308 p. (In Russ.)
8. Kolesnikov, S. B., 2006. Management of social adaptation of young officers: Cand. Sci. (Soci-
ol.). Moscow: RHSU Publ., 26 p. (In Russ.)
9. Mikhailov, I. L., Borenstein, A. L., 2016. Reserve soldiers training in civilian universities: a comprehensive model. News of the South-Western State University. Series Linguistics and Pedagogy, 3 (20), pp. 146-154. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Rudneva, E. L., 2012. Formation of vital and professional value orientations of youth: the dissertation. Kemerovo, 443 p. (In Russ.)
11. Usova, N. V., 2016. Transformation of the adaptive readiness of the individual in the situation of job loss. International Journal of Applied and Fundamental Research, 9, pp. 453-457. (In Russ., abstract in Eng.)
12. Friedman, L. M., Volkov, K. N., 1985. Psychological science for teacher: the monography. M., 224 p. (In Russ.)
13. Shtoff, V. A., 1972. Introduction to the methodology of scientific knowledge: the monog-raphy. St. Petersburg: Leningrad State University Publ., 191 p. (In Russ.)
14. Yakovlev, E. V., Yakovleva, N. O., 2006. Pedagogical concept: methodological aspects of construction: the monography. Moscow: The Humanities. Publishing House of VLADOS, 239 p. (In Russ.)
15. Herskovits, M. J., 1967. Les basis del antropologie culturelle. Paris, 244 p. (In Russ.).
Submitted 09.04.2018