Since 1999
«-ISSN 2226-7417
Oí) liifü Setemlflu & EdiiuiiMopul 'Щ/?*' i""*4 Элашрротшый научцо-оврпзоващельиый
Bulletin( Пссп^ник
г-\ мШШУЩЩ^ И
"Healtt) & uJucuücm) itf¡Iiui)i)iuii)" С Зцоровье и образование в XXI иске"
.....Л-....... Jf^'
2018, том 20 [8]
УДК 378.147.88
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Логвиненко Д.В.
РГУ «Военный институт Национальной гвардии Республики Казахстан», г. Петропавловск, Казахстан
Аннотация. В статье раскрыто понятие качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза, показано, что производственная практика курсантов в войсках обладает определенным потенциалом, мобилизация которого способна повысить качество профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза в целом. Путями развития скрытого потенциала производственной практики выступают: достижение реального педагогического эффекта производственной практики, мотивационное управление развитием курсантов как субъектов педагогической деятельности, моделирование производственной практики с учетом характеристик инновационной педагогической деятельности, педагогическая поддержка профессиональной адаптации и профессионального педагогического самоопределения курсантов военного вуза. Обеспечению результативности реализации данных путей, повышению качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза в процессе производственной практики способствуют организационно-педагогические условия, соответствующие каждому из путей развития скрытого потенциала производственной практики. Эти условия представлены как целенаправленно заданная совокупность объективных возможностей решения
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-8-27-31
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INCREASING THE QUALITY OF THE PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING OF MILITARY UNIVERSITY COURSES IN THE PROCESS PRODUCTION PRACTICE
Logvinenko D.V.
The military institute of the national guard of the republic of Kazakhstan, Petropavlovsk, Kazakhstan
Annotation. The article reveals the concept of the quality of professional pedagogical training of cadets of a military high school, it is shown that the practice of cadets in the troops has a certain potential, the mobilization of which can improve the quality ofprofessional pedagogical training of cadets of the military higher education institution as a whole. The ways of development of the hidden potential of the production practice are: the achievement of the real pedagogical effect of the production practice, the motivational management of the development of cadets as subjects of pedagogical activity, the modeling of industrial practice, taking into account the characteristics of innovative pedagogical activity, the pedagogical support of professional adaptation and professional pedagogical self-determination of military cadets. The organizational and pedagogical conditions that correspond to each of the ways of development of the latent potential of industrial practice contribute to ensuring the effectiveness of the implementation of these ways, improving the quality of professional pedagogical training of military cadets in the process of production practice. These conditions are presented as a purposefully given set of objective opportunities for solving the problems of professional pedagogical training of military cadets at the expense ofmobilizing the hidden potential of industrial practice.
—--—
~ 27 ~
—--
задач профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза за счет мобилизации скрытого потенциала производственной практики. Ключевые слова: профессиональная педагогическая подготовка курсантов военного вуза, производственная практика, организационно-педагогические условия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Логвиненко Д.В. Пути повышения качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военных вузов в процессе производственной практики / Науч.-образоват. ж. «Вестник Военного института НГ Республики Казахстан». - 2018. - №1 (27). - С 86-92.
[2] Трущенко Е.Н. Организация самостоятельной работы студентов вуза на основе компетентностного подхода к профессиональной подготовке специалистов: авто-реф. дис. ...канд. пед. наук. Москва, 2009. 25 с.
[3] Кондрашова Р.Ю. Формирование доверия в системе ценностных ориентаций студентов педагогического вуза: дис. ...канд. пед. наук. Волгоград, 2006. 171 с.
[4] Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1991. - 176 с.
[5] Привалов Н.И. Формирование нравственных ценностей у курсантов военных вузов: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Москва, 2017. 24 с.
Производственная практика обладает определенным потенциалом, мобилизация которого способна повысить качество профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза. К составляющим этого потенциала относятся: интеграция реальных педагогических задач в военно-профессиональную деятельность курсантов на практике; целесообразное педагогическое взаимодействие с представителями профессии, ценностный обмен в процессе производственной практики; активный характер процесса формирования субъектного педагогического опыта и стиля; процессы профессиональной адаптации и профессионального самоопределения курсантов как субъектов педагогической деятельности. Открытым остается вопрос об организационно-педагогических условиях, реализующих перспективные пути повышения качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военных вузов в процессе производственной практики.
Key words: professional pedagogical training of military cadets, practical training, organizational and pedagogical conditions.
REFERENCES
[1] Logvinenko D.V. Ways to improve the quality of professional pedagogical training of military cadets in the process of industrial practice / Scientific-educational. f. «Bulletin of the Military Institute of the Republic of Kazakhstan NG». - 2018. - № 1 (27). - Pp. 86-92.
[2] Trushchenko Ye.N. Organization of independent work of university students on the basis of a competence approach to professional training of specialists: dis. ... cand. ped. sciences. Moscow, 2009. 25 p.
[3] Kondrashova R.Yu. Formation of trust in the system of value orientations of students of a pedagogical university: dis. ... cand. ped. sciences. Volgograd, 2006. 171 p.
[4] Belkin A.S. The situation of success. How to create it: a book for the teacher. Moscow: Education, 1991. - 176 p.
[5] Privalov N.I. Formation of moral values in cadets of military high schools: the author's abstract. dis. ... cand. ped. sciences. Moscow, 2017. 24 p.
Качество профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза - это социальная, непредметная, функциональная характеристика производственной практики, отражающая степень удовлетворенности основных субъектов социального заказа профессиональному военному образованию ее реальными возможностями в формировании педагогической компетентности курсантов военного вуза [1], напрямую связано с педагогическим потенциалом практики, мобилизованным и преобразованным в реальные возможности обучать и воспитывать курсантов. Рассмотрим пути и организационно-педагогические условия развития этого потенциала.
При достижении реального педагогического эффекта производственной практики педагогическая деятельность интегрируется в военно-профессиональную деятельность курсантов и переживается ими не как учебная, а как реально необходимая и ответственная. Изучение сложивше-
—--—
~ 28 ~
—--
гося опыта показывает, что решение данной проблемы требует реализации следующих организационно-педагогических условий:
1. Заблаговременное включение курсантов в реальную обстановку системы боевой подготовки и воспитательной работы воинской части, подразделения, в котором они проходят производственную практику.
Профессиональная педагогическая подготовка курсантов до практики предполагает организацию их учебно-профессиональной деятельности в моделируемых типовых педагогических ситуациях. Вариативность реальных и возможных педагогических задач определяется многими специфическими условиями, создающими уникальную педагогическую обстановку в конкретной воинской части: назначением части, спецификой задач обучения и воспитания, реализуемыми программами боевой подготовки и пр.; условиями обучения и воспитания личного состава, организацией процесса боевой подготовки и воинской службы, наличием необходимых ресурсов и пр.; воспитывающей воинской средой, педагогическими традициями части, особенностями взаимоотношений офицеров и подчиненных. Вариативность задает и специфика подразделения, где курсант проходит производственную практику: социальные и образовательные характеристики личного состава, особенности комплектования, задачи индивидуальной воспитательной работы.
2. Нормативное закрепление полномочий курсантов в обучении и воспитании личного состава, осуществляемого в ходе подготовки к производственной практике.
Реализация этого условия подразумевает индивидуализацию заданий на практику, участие командиров и начальников в установлении педагогических задач, которые будут поручены курсанту, изучение должностных обязанностей по должности, которую курсанту предстоит выполнять на практике.
3. Ослабление контроля текущей деятельности курсантов в пользу контроля по результатам обучения и воспитания личного состава.
Данное условие базируется на положениях Е.Н. Трущенко [2] о роли самостоятельности в
профессиональной подготовке педагога как единственном факторе, обеспечивающем в профессиональной педагогической подготовке курсанта «...осознание цели (собственного развития в качестве субъекта педагогической деятельности), придание ей личностного смысла, подчинение выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизация во времени и самоконтроля в выполнении» [2, с.7]. 4. Широкое использование методов доверия, авансирования и создания ситуаций профессионального успеха в процессе производственной практики.
Данное условие адресовано к методам руководства и управления производственной практикой курсантов. Р.Ю. Кондрашева [3] создание атмосферы доверия относит к организационным условиям освоения педагогических ценностей и формирования профессионально важных ценностных ориентаций. Доверие как педагогический метод использовался в эффективных педагогических системах А.С. Макаренко, В.А. Сухом-линского и выражался в поручении авансом задач, по уровню сложности и ответственности заведомо превышающих задачи, ранее выполнявшиеся воспитуемым. Обязательным условием результативности прохождения производственной практики является осознание курсантами ответственности и уровня сложности порученных им педагогических задач, которого следует добиваться еще до начала производственной практики.
Ситуация успеха, как пишет А.С. Белкин, может рассматриваться со стороны обучающегося и педагога. «С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. С педагогической точки зрения ситуация успеха -это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возмож-
~ 29 ~
—--—
ность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом» [4, с.32].
Мотивационное управление развитием курсантов как субъектов педагогической деятельности в качестве перспективного пути реализации потенциала производственной практики — это совокупность организационных действий, в сумме которых актуализируются, закрепляются и объединяются в комплексы мотивы педагогической деятельности. Среди организационно-педагогических условий, обеспечивающих раскрытие и мобилизацию потенциала производственной практики, нами выделены:
1. Создание системы стимулов по результатам решения педагогических задач в процессе производственной практики.
В связи с ограничением в процессе производственной практики контакта курсанта с его вузовскими преподавателями организационные усилия в мотивационном управлении прикладываются на этапе подготовки практики и направлены на создание системы педагогических стимулов, преобразующих характеристики и результаты практической педагогической деятельности в мотивы профессионального саморазвития автономно и на постоянной основе.
2. Организация знакомства с боевыми и педагогическим традициями воинской части, в которой проходит производственная практика курсанта, обмена опытом с офицерами - носителями педагогического опыта.
Профессиональная педагогическая подготовка будущего офицера означает овладение педагогическим наследием отечественной военной школы, ценностным ядром военной педагогики, которое интериоризируется в процессе контакта с историей части, взаимодействия с офицерами - носителями ценностей офицерского корпуса. В этом случае «срабатывают» общие закономерности ценностно-ориентированного профессионального воспитания будущих офицеров [5]. Ценностную основу воспитания курсанта как субъекта педагогической деятельности составляет педагогическое наследие Вооруженных Сил, к которому можно отнести цели обучения и воспитания,
принципы, содержание, методы, средства и формы, а также анализ актуальных, полностью пригодных для реализации сегодня совокупности образцов, способствующих совершенствованию морально-психологической подготовки будущих офицеров.
3. Специальная подготовка руководителей практики.
Учитывая то, что мотивационное управление базируется на целесообразном педагогическом взаимодействии субъектов педагогической деятельности, на руководителя практики ложится большая смысловая нагрузка. Следовательно, повышение качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза связано со специальной подготовкой и уточнением функционала ее руководителя. В период производственной практики ее руководитель от подразделения, службы может оказывать помощь курсантам в составлении календарного плана, личных планов и конспектов для проведения занятий; определять задачи их педагогической деятельности, контролировать служебную деятельность, качество проводимых курсантами занятий и мероприятий; обучать курсантов организации и проведению занятий по боевой и государственно-правовой подготовке, воспитательной работы с личным составом; прививать им навыки в организации и поддержании уставного внутреннего порядка в подразделении; изучать и формировать деловые и морально-психологические качества курсантов, способствовать приобретению курсантами самостоятельности и ответственности за обучение, воспитание и воинскую дисциплину подразделения, строевую выучку; анализировать итоги производственной практики.
Моделирование производственной практики с учетом характеристик инновационной педагогической деятельности как один из путей мобилизации потенциала производственной практики предполагает создание ряда организационно-педагогических условий повышения качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза:
~ 30 ~
—--—
1. Развитие междисциплинарных связей в едином процессе формирования педагогической компетентности курсантов.
Развитие таких связей обеспечивает «встраивание» производственной практики в общую логику формирования педагогической компетентности курсантов. Производственная практика курсантов в войсках является важнейшей составной частью учебного процесса по закреплению теоретических знаний и приобретению практических навыков работы на должностях, соответствующих их предназначению после окончания вуза. Подготовка к производственной практике планируется и распространяется на целый комплекс дисциплин. На примере учебного плана Военного института Национальной гвардии Республики Казахстан можно утверждать, что в едином процессе подготовки курсанта военного вуза к производственной практике объединяются военная педагогика и военная психология, организация боевой подготовки в роте (батальоне), информационно-воспитательная работа в подразделении, гуманитарные дисциплины и пр. Производственная практика встраивается в целостный процесс профессиональной педагогической подготовки и обеспечивает междисциплинарные связи и общую логику формирования педагогической компетентности.
2. Обучение курсантов решению типовых профессиональных педагогических задач при принципиальном учете их вариативности.
Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации и Республики Казахстан определяют однозначную ответственность командира за решение задач обучения и воспитания личного состава, при этом его педагогическая деятельность объединяет большое количество педагогических задач, которые могут быть сведены к определенным типам и объединяются в группы: задач боевой подготовки личного состава; задач воинского воспитания солдат и сержантов; задач развития воинского коллектива. Несмотря на их вариативность, непосредственная подготовка курсантов к произ-
водственной практике должна включать формирование ориентировочной основы действий в типовых ситуациях с учетом возможности их творческого применения в условиях вариативности профессиональных педагогических задач. 3. Проблемный характер подготовки курсантов к производственной практике в контексте моделирования военно-педагогической практики на ближайшую перспективу.
Курсант должен вполне критично относиться к перенимаемому в войсках опыту, чему способствует проблемный характер подготовки к практике. Проблемно представленная профессиональная педагогическая подготовка курсантов обращена в будущее, она мотивирует их к творческому поиску решений основных проблем развития военно-педагогической теории и практики. Предстоящие курсантам задачи производственной практики в проблемном обучении представляют собой проблемные ситуации, которые содержат противоречие и активизируют творческую активную деятельность человека и его критическое отношение к опыту.
Исходя из понимания необходимости педагогической поддержки профессиональной адаптации и профессионального педагогического самоопределения курсантов военного вуза, мы включили еще одну группу организационно-педагогических условий, обеспечивающих педагогическую поддержку данных процессов: информационная поддержка производственной практики в ее педагогической части; организация постоянного консультирования курсантов в случае возникновения педагогических проблем и затруднений; рефлексия профессиональной педагогической деятельности.
Таким образом, реализация перечисленных организационно-педагогических условиях создает и поддерживает объективные возможности решения задач профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза за счет мобилизации скрытого потенциала производственной практики.
~ 31 ~