ИНТЕГРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВОЕННЫХ И ОБЩЕИНЖЕНЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
INTEGRATING THE CONTENT OF MILITARY AND ENGINEERING SUBJECTS IN EDUCATIONAL PROCESS AT TECHNICAL UNIVERSITY
B.B. Кольга, A.C. Тимохович V.V. Kolga, A.S. Timohovich
Интеграция, процесс, ассоциация, педагогическая инте- Integration, process, association, pedagogical грация, компетентность. integration, competency.
Проведен анализ влияния интеграционных процессов на The impact of integrating processes on improving повышение качества инженерного образования и фор- the quality of engineering education and forming мирования профессиональной компетентности офицера- professional competency of an officer-engineer and инженера и специалиста аэрокосмической отрасли. an expert in aerospace field is analyzed in the article.
В настоящее время, когда происходят глубокие взаимопроникающие процессы в экономической, политической, информационной и других сферах нашей жизни, принцип интеграции становится системообразующим фактором социума. Естественно, что современная система образования не может оставаться в стороне от потребностей и запросов общества.
Интеграция как научное понятие, используемое в просвещении, в историческом плане прошло долгий путь от проблемно-комплексного обучения через организацию учебной работы на основе межпредметных связей к собственно интеграции, когда образовательный процесс представляется в виде целостной системы.
Интеграционные процессы в образовании - явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиции.
Основная цель обучения на интегративной основе - дать целостное представление об окружающем мире - связана с повышением умственной активности учащихся, следовательно, необходимо определение психофизиологических основ интеграции знаний, четкое представление
о фактических особенностях развития основных мыслительных действий.
Психофизиологическое обоснование механизма овладения знаниями и процесса их интеграции представляется возможным на основе двух психологических концепций - теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина) и ассоциативно-рефлекторной природы умственной деятельности (Е.Н.Кабанова-Меллер,
H.A. Менчинская, Ю.А. Самарин) [Самарин, 1962, с. 30; Талызина, I960, с. 63].
Значение интеграционных процессов Н.Ф. Талызина усматривает уже в самом психофизиологическом механизме поэтапного перехода представленных в материальной или материализованной форме сведений внешнего плана во внутренний, умственный план в процессе поэтапного формирования умственных действий. Данная концепция объясняет механизм формирования новых знаний, благодаря интеграции последовательно совершаемых обучаемым действий (действие с объектом в материальном виде, действие как внешнеречевая деятельность, внешняя речь про себя, внутренняя речь как акт мысли), объективная информация из окружающего мира ста-
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
новится достоянием создания учащегося [Талызина, 1960, с. 64].
На проявление интеграционных процессов направлена разработанная Ю.А. Самариным психофизиологическая теория ассоциативнорефлекторной природы умственной деятельности [Самарин, 1962, с. 30- 31]. В основу данной теории об ассоциативном мышлении положено утверждение автора о том, что любое знание есть ассоциация, а система знаний есть система ассоциаций (ассоциация в переводе с латинского значит соединять).
По вопросу определения уровней педагогической интеграции у педагогов мнения расходятся.
Так, В.П. Аберган устанавливает такие уровни интеграции в учебном процессе: межпредметные связи, дидактический синтез, целостность.
Также трехуровневой градации интегрированного процесса придерживается Ю.С. Тюнни-ков. Он выделил низкий (модернизация процесса обучения только относительно его содержания), средний (комплексирование компонентов процесса обучения) и высокий (синтез целостного новообразования)уровни.
Помимо уровней интеграции, в педагогике выделяются ее виды. В.Т. Фоменко, А. Католиков, И.В. Коммина различают горизонтальное и вертикальное интегрирование.
Рассмотрев, что собой представляют интеграционные процессы в образовании в целом, приступим к рассмотрению интеграционных процессов в образовательном процессе по подготовке офицера-инженера в техническом вузе.
Квалификационными требованиями
по военно-учетным специальностям выпускников технического вуза определено, студенты каких направлений подготовки (специальностей) могут быть допущены к военному обучению.
Как было сказано выше, интегрированные связи, образующиеся между разделами курса, отражающие причинно-следственные, временные, количественные связи, когда происходит широкое использование знаний в рамках изучаемого учебного предмета, названы внутри предметными ассоциациями, обеспечивающими познание целостных систем знаний (биологических, физических и тому подобное).
Так, для подготовки по военно-учетной спе-
циальности «Эксплуатация и ремонт баллистических стратегических ракет и технологического оборудования ракетных комплексов наземного базирования» могут быть допущены студенты, проходяш,ие подготовку в вузе по следуюш,им специальностям: 160302 «Ракетные двигатели»; 160801 «Ракетостроение»; 160802 «Космические летательные аппараты и разгонные блоки».
Для того чтобы провести исследования по интеграции военного и инженерного образования, мы изучили квалификационные требования подготовки офицеров-инженеров по военно-учетной специальности «Эксплуатация и ремонт баллистических стратегических ракет и технологического оборудования ракетных комплексов наземного базирования» и требования федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Ракетные комплексы и космонавтика», распределив их на пять модулей.
Данные содержания военного и гражданского образования представлены в табл. 1.
Из табл. 1 видно, как влияют межпредметные связи на формирование профессиональной компетентности офицера-инженера.
Из анализа модуля видов профессиональной деятельности видно, что будущий офицер-инженер, помимо видов военнопрофессиональной деятельности, приобретает компетентность в проектно-конструкторской, производственно-технологической и экспериментальной деятельности.
Анализ модуля общекультурных компетенций показывает, что за счет гражданского образования расширяется кругозор знаний офицера-инженера в области: владения целостной системой научных знаний об окружающем мире; использования базовых положений математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и военнопрофессиональных задач; демонстрации гражданской позиции, интеграции в современное общество, нацеленности на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии; владения культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, систематизации, выбору путей их достижения.
Анализ модуля профессиональных компетен-
Таблица 1
Содержание военного и гражданского образования
Модули Образование
военное инженерное
Виды профессионал ь-ной деятельности -Управленческая(боевая и повседневная); - эксплуатационная; - обучающая и воспитательная; - научно-исследовательская - Проектно-конструкторская; - научно-исследовательская; - производственно-технологическая; - экспериментальная; - организационная; - технико-эксплуатационная
Обще культурные компетенции - Владеть приемами организации воспитательной работы в части, подразделении; - способен изучать индивидуальные особенности военнослужащих; - владеет основами теории управления социальными коллективами (подразделениями) - Владеть целостной системой научных знаний об окружающем мире; - способен использовать базовые положения математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; - демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии; - владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, систематизации выбору путей их достижения
Профес- сиональные компетен- ции - Способен проводить регламентированное техническое обслуживание, обнаруживать и устранять неисправности на ракетном вооружении; - способен проводить занятия по военно-специальной подготовке, самостоятельно осваивать новые образцы ракетного вооружения - Участвовать в анализе состояния ракетно-космической техники в целом, ее отдельных направлений и создании базы современных конструкций и технологий; - проводить техническое проектирование изделий ракетно-космической техники; - принимать участие в научно-исследовательских работах в качестве исполнителя, выполнять техническую работу с использованием компьютерных технологий; - выполнять нормативные требования, обеспечивающие безопасность производственной и эксплуатационной деятельности
Учебные циклы - Тактической и тактикоспециальной подготовки; - военно-специальной подготовки - Гуманитарный, социальный и экономический; - естественно-научный; - профессиональный
Разделы - Учебный сбор; - войсковая стажировка; - итоговая государственная аттестация - Физическая культура; - учебная и производственная практики и / или научно-исследовательская работа; - итоговая государственная аттестация
ций показывает расширение кругозора будущего офицера инженера за счет приобретения новых компетенций, таких как: проведение анализа состояния ракетно-космической техники в целом, ее отдельных направлений и создание базы современных конструкций и технологий; проведение технического проектирования изделий ракетно-космической техники; участие в научно-исследовательских работах в качестве исполнителя; выполнение технической работы с использованием компьютерных технологий; выполне-
ние нормативных требований, обеспечивающих безопасность производственной и эксплуатационной деятельности.
На основании вышеизложенного составим структурно-логическую модель интегрирования военных и инженерных дисциплин в учебном процессе по формированию профессиональной компетентности офицера-инженера у студентов технического вуза.
Структурно-логическая схема представлена на рис.
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
ОБРАЗОВАНИЕ
Военное Инженерное
*
Общекультурные компетенции Вертикальное ин-тегри-рова-ние Ло-кал ь-ные ассоциации
Учебные циклы
-тактической подготовки подготовки - гуманитарный, социальный и экономический; - естественно-научный
О
Профессиональные компетенции Гори- Част-
Учебные циклы зонта л ь- носи- стем-
- тактико-специальнои - профессиональный ное ные
подготовки; инте- ассо-
- военно-специальнои гриро- циа-
подготовки вание ции
Разделы
- учебный сбор; -физическая культура;
- войсковая стажировка; -учебная и производственная практики и /или научно-
- итоговая государствен- исследовательская работа;
ная аттестация - итоговая государственная аттестация
Виды профессиональной деятельности
-управленческая (боевая и повседневная); - эксплуатационная; -обучающая и воспитательная; - научно-исследовательская - проектно-конструкторская; - научно-исследовательская; - производственно-технологическая; - экспериментальная; - организационная
♦
Результат
Готовность выпускников к военно-служебной деятельности и эксплуатационно-практической
в гражданской отрасли
Рис. Структурно-логическая схема интеграции военного и инженерного образования в техническом вузе
Из данной схемы видно, что интеграция военного и инженерного образования имеет вертикальную и горизонтальную составляющие интеграции учебного процесса.
Вертикальная интеграция реализуется локальными ассоциациями, т. е. на этом этапе процесса обучения образуются простейшие связи.
Военную подготовку студенты начинаютс третьего семестра обучения в вузе, придя на военную подготовку, они уже имеют определенные знания по гуманитарным, социальным и экономическим циклам, а также математическим и естественно-научным.
Во время первого и второго семестров военной подготовки они получаютзнания по общевоенным дисциплинам: Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации; строевая подготовка, огневая подготовка из стрелкового оружия; управление подразделениями в мирное время.
Это позволяет сформировать у будущих офицеров-инженеров и инженеров аэрокосмической отрасли профессиональные компетенции по вопросам обороны страны и прохождения военной службы, а также решения глобальных проблем современности, освоения и рационального использования мирового космического про-
Таблица 2
Офицер-инженер по окончании обучения должен обладать следующими компетенциями
Общекультурные компетенции Профессиональные компетенции
Выпускник владеет
Знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в военно-профессиональной деятельности; знанием актуальных проблем военного строительства на современном этапе и места Вооруженных сил Российской Федерации в структуре государственных институтов; знанием тенденций развития тактики в современных условиях, обеспечения боевых действий подразделений и особенности применения войск в локальных войнах и вооруженных конфликтах; умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; готовностью к коллективным действиям при выполнении учебно-боевых задач; способностью находить организационно-управленческие решения при управлении подразделениями в мирное и военное время и нести за них ответственность; умением использовать нормативные документы по организации военно-служебной деятельности подчиненных и поддержания вооружения и военной техники в боеготовом состоянии; стремлением к личностному и профессиональному развитию; умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; умением осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению военно-профессиональной деятельности; одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность; методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах; способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации; способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности; основными методами организации безопасности жизнедеятельности военнослужащих и гражданского населения, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни Организационно-управленческая (боевая и повседневная) деятельность: знанием требования руководящих документов, регламентирующих деятельность командиров подразделений в мирное и военное время; способностью к разработке процедур и методов контроля за состоянием воинской дисциплины среди личного состава подразделения; знанием организации и порядка планирования боевой подготовки подразделений; способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач военной службы; знанием технологий управления подчиненным личным составом. Эксплуатационная: знанием общей характеристики системы эксплуатации ракетного вооружения; способностью контроля за технической готовностью ракетного вооружения подразделения к боевому применению; способностью организовывать работу на ракетном вооружении с соблюдением мер безопасности и технологической дисциплины; способностью самостоятельно осваивать новые образцы ракетного вооружения. Обучающая и воспитательная: способностью организовывать и проводить занятия по предметам боевой подготовки; способностью организовать моральнопсихологическое обеспечение боевой деятельности войск; способностью использовать формы и методы воспитательной работы с различными категориями военнослужащих; способностью применять методы изучения личности военнослужащего, социально-психологических процессов, протекающих в группах и воинских коллективах. Научно-исследовательская: способностью выполнять на патентную чистоту объектов интеллектуальной собственности, используемых при выполнении научно-исследовательской работы; способностью с использованием компьютерных технологий проводить техническую работу по математическому моделированию в задачах проектирования ракет, движения баллистических ракет, агрегатов и систем стартовых технических комплексов, технологических процессов и средств технологического оснащения; способностью с использованием компьютерных технологий проводить техническую работу по компоновке как всего изделия, так и отдельных ее отсеков, разработке конструкции механизмов и узлов, входящих в изделие, выпуску технической документации на разрабатываемое изделие
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
странства в интересах всей человеческой цивилизации, слияния процесса подготовки специалиста и производства уникальных образцов ракетно-космической техники и др.
Горизонтальная интеграция реализуется частносистемными ассоциациями, они возникают на основе изучения материала конкретной темы или предмета, явления, когда изучение новых фактов и понятий сопровождается сравнением с полученными ранее данными.
На военное обучение допускаются студенты определенных направлений подготовки (специальностей), родственных военным. Такимобразом, получая базовые инженерные знания по ракетостроению и применяя их при изучении боевых ракетных комплексов, будущие офицеры-инженеры и специалисты аэрокосмической отрасли приобретают более широкий круг компетенций, чем предусмотрено квалификационными требованиями и образовательным стандартом.
Таким образом, вертикальное и горизонтальное интегрирование позволяет повысить качество обучения, и сформировать профессиональную компетентность современного офицера-инженера представленную в табл. 2.
Библиографический список
1. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск, 1990. С. 5 - 26.
2. Гильязова О.Г. Педагогическое условие организации педагогического обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. 177 с.
3. Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика 1997. № 5. С. 52 - 55.
4. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962.
5. Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в школе // Начальная школа. 1994. № 11.
С. 17 - 26.
6. Сидоренко В.К. Интегративное обучение в развитии естественно-научной культуры // Учитель. 2003. № 9. С. 55 - 88.
7. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1960. С. 60 - 65.
8. Яковлев И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. Л., 1987. 128 с.
в
н
и
ш
Р5