УДК 378.635.5.041
В. А. Золотарев
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
Саратовский военный Краснознаменный институт внутренних войск МВД России,
г. Саратов, Россия
Аннотация. В статье рассматривается сущность готовности к профессиональному самообразованию, вводится ее понимание как ключевой компетенции, которой должен овладеть выпускник за время учебы в военном вузе; такой подход выступает одним из путей повышения эффективности формирования готовности к профессиональному самообразованию у будущих офицеров Федеральной службы войск национальной гвардии, обеспечивающей ее проведение на межпредметном уровне. Установлено, что необходимо акцентировать внимание преподавателей и командиров курсантских подразделений на этой проблеме в течение всего времени обучения в военном вузе.
Ключевые слова: готовность, самообразование, готовность к профессиональному самообразованию, компетенция, ключевая компетенция, внутренние войска.
Актуальность исследуемой проблемы. Активное реформирование федеральной службы войск национальной гвардии, усложнение задач и условий их выполнения актуализируют некоторые традиционные задачи военных вузов, делая их первоочередными в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров. Среди них и подготовка офицеров, способных и готовых к непрерывному профессиональному самообразованию. Сегодня выпускника нужно не просто вооружить знаниями, умениями и навыками, требуется научить его постоянно добывать необходимые ему знания, развивать у себя новые умения и навыки. В современных условиях усиливается роль готовности к самообразованию как гаранта успешной профессиональной служебно-боевой деятельности и карьерного роста.
Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, изучены федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности, Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России по военно-учетной специальности «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск».
© Золотарев В. А., 2016
Золотарев Владимир Александрович - адъюнкт кафедры военной педагогики и психологии Саратовского военного Краснознаменного института внутренних войск МВД Ро^ии, г. Саратов, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.08.2016
Результаты исследований и их обсуждение. Проблематика самообразования не нова для педагогики, она разрабатывается достаточно давно и продуктивно. В то же время следует констатировать, что единообразного понимания сущности этого явления в науке нет.
Так, по определению, данному в «Педагогическом энциклопедическом словаре», самообразование - это «составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым (общим и профессиональным) образованием и периодическим повышением квалификации и переподготовкой специалистов» [7, с. 252]. То есть это некое автономное явление, чем человек занимается периодически, когда возникает такая потребность: по завершении общего образования перед поступлением в профессиональное учебное заведение, после получения профессионального образования в ходе самостоятельной работы до переподготовки и повышения квалификации. Следуя этой логике, можем предположить, что и после переподготовки и повышения квалификации специалист (если возникает потребность) также занимается самообразованием. Характерной чертой этого определения является то, что в нем нет ответа на вопрос, что такое самообразование, а только определено его место в системе непрерывного образования. И еще один важный вывод, который с необходимостью следует из этого определения, - обучающегося в процессе образования (общего и профессионального) нужно готовить к предстоящей самообразовательной деятельности.
Приведем еще одно определение самообразования, которое дает Е. А. Шуклина. «Самообразование - это вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышение культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей» [17, с. 64].
На первый взгляд, определение Е. А. Шуклиной иное, чем в «Педагогическом энциклопедическом словаре», но его анализ показывает, что два определения корреспондируют. Как и в первом случае, самообразование - это явление, не включающееся в процесс образования. Это вид свободной деятельности, где человек сам решает, чему и когда ему учиться. В данном определении акцентируется внимание на направленности этого процесса - удовлетворении различных (культурных, образовательных, профессиональных, научных) потребностей человека. Кроме того, расширяется сфера его действия - охватывает не только процесс непрерывного образования, но и вообще жизнедеятельность человека. Только через самообразование человек может удовлетворить многие из своих потребностей. Поэтому, как и в первом случае, данное определение подталкивает нас к выводу о том, что в период образования нужно готовить человека к самообразованию. Чтобы заниматься самообразованием, нужно быть готовым к этому.
Таким образом, самообразование не является частью (компонентом, элементом) системы любого образования, это автономное явление, необходимость в котором возникает всякий раз вне собственно образовательной деятельности. Это заключение особенно важно для военного образования. В военном вузе процесс образования настолько насыщен обязательным для освоения учебным материалом (нужно освоить программу гражданского и военного образования), строго регламентирован как по содержанию, так и по формам организации, что курсанту просто физически нет времени для свободной самообразовательной деятельности. А поэтому, исходя из общепедагогического понимания самообразования, необходимо говорить не о самообразовании курсантов, а о формировании у них готовности к самообразованию.
Подобный вывод относительно школьников был сделан признанным авторитетом в области теории самообразования А. К. Громцевой еще в 80-х годах прошлого столетия в работе «Формирование у школьников готовности к самообразованию» [2] и породил большой интерес исследователей к этой проблематике [4], [6], [8], [9], [14] и др. и, как это часто бывает в педагогике, множество различных толкований и определений самого термина «готовность к самообразованию». Так, А. К. Громцева под готовностью к самообразованию понимает «овладение личностью всеми компонентами самообразовательной деятельности» [2, с. 10].
В «Словаре-справочнике по педагогике» (авт.-сост. В. А. Мижериков) это «личностное качество, выраженное в умении соотносить мир знаний и мир реалий, в способности самостоятельно находить ответы на актуальные вопросы, основанной на умении свободно ориентироваться в различных источниках информации и критически их анализировать» [10, с. 62].
В диссертационных исследованиях готовность к самообразованию чаще всего определяется как интегральное динамическое свойство личности. Например, В. А. Светлова дает такое определение: «Готовность... к самообразованию представляет собой интегральное динамическое свойство личности, отражающее единство и взаимосвязь познавательной, мотивационной и практической готовности к активной самообразовательной деятельности» [8, с. 13].
Таким образом, в определениях «готовности к самообразованию» в педагогической науке чаще всего используется личностно-функциональный (личностно-деятельностный) подход к пониманию данного явления. В них подчеркивается, что это такое свойство личности, которое характеризуется системностью [2], [13], интегральностью [6], [8], [9], динамичностью [4]. Это свойство, по мнению исследователей, не возникает само собой, а является результатом целенаправленного педагогического воздействия в ходе образовательного процесса.
Такое понимание готовности к профессиональному самообразованию лежит в основе организации и осуществления практической работы по ее формированию в большинстве вузов, в том числе и военных вузах внутренних войск. Чаще всего, как свидетельствуют многочисленные диссертационные исследования, осуществляются попытки сформировать ее на уровне либо отдельных дисциплин, либо групп дисциплин (циклов -гуманитарных, общепрофессиональных, военно-профессиональных и т. п.). Однако, как показывает анализ, проведенный автором статьи, эффективность такой работы в военных вузах внутренних войск невелика. Только 15-20 % выпускников достигают высокого уровня сформированности готовности к самообразованию, владеют необходимым набором знаний и умений самообразовательной деятельности. Большинство опрошенных автором статьи преподавателей и командиров курсантских подразделений считают формирование готовности к самообразованию задачей, производной от процесса вооружения знаниями, умениями и навыками, полагая, что умение учиться придет само собой. Сложившаяся позиция по отношению к готовности курсантов к самообразованию не в полной мере соответствует и требованиям основных руководящих документов, регламентирующих подготовку будущих офицеров. В федеральных государственных образовательных стандартах, Квалификационных требованиях по подготовке будущих офицеров Федеральной службы войск национальной гвардии без использования термина «готовность к самообразованию» достаточно внимания уделено самообразовательной деятельности обучающихся. Половина, а по отдельным дисциплинам и более учебного времени сего-
дня отводится на самообразовательную деятельность обучающихся. В современных условиях умение учиться не менее важно, чем владение знаниями. Ни одна из компетенций, которыми должен овладеть выпускник, не может быть сформирована без активной самообразовательной деятельности курсанта.
Эти обстоятельства побудили нас к поиску путей, способных изменить сложившуюся ситуацию, акцентировать внимание преподавателей, командиров курсантских подразделений на проблеме формирования готовности к профессиональному самообразованию у курсантов. Один из них - изменение самого подхода к пониманию сущности готовности к профессиональному самообразованию, определение ее как ключевой компетенции, которой должен овладеть выпускник за время профессиональной подготовки в военном вузе.
Выбирая термин «компетенция» для определения явления готовности к самообразованию, исходим из двух позиций. В первом случае из понимания сущности компетенции и ее значения в современном профессиональном образовании. Термин «компетенция» очень активно используется в современном образовании, хотя общепринятого толкования этого термина пока нет. В нашем случае нет смысла вдаваться в суть теоретических споров по этому поводу, так как это выходит за рамки проводимого исследования. Резюмируем разные варианты его толкования.
Компетенции - это совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, навыков, способностей, способов деятельности [15]; системное проявление знаний, умений, способностей в учебной деятельности при решении различных задач [16]; это то, что формируется в процессе профессиональной подготовки как отсроченный результат обучения [14]; являются интегральной суммой знаний, умений, навыков, способов деятельности, составляющих компетентность [3].
Совершенно очевидно, что любое из этих толкований коррелирует с рассмотренными ранее определениями готовности к профессиональному самообразованию: и то и другое является личностным интегральным свойством (совокупность взаимосвязанных качеств личности - знаний, умений, навыков, способностей, освоенных способов деятельности), имеющим процессуальный характер (формируется в процессе профессиональной подготовки). Кроме того, готовность к самообразованию может быть отнесена к одной из ключевых компетенций будущего военного специалиста. В педагогической науке ключевыми (базовыми) компетенциями считаются те, что вырабатываются в ходе профессиональной подготовки на межпредметном уровне [11], формирование которых осуществляется в течение всего периода обучения. Субъектами этого процесса выступают все заинтересованные стороны (относительно военного вуза это курсанты, преподаватели, командиры курсантских подразделений).
Все это в полной мере можно отнести и к готовности к профессиональному самообразованию - она может быть сформирована только лишь на межпредметном уровне и только при том условии, если эта работа осуществляется систематически, целенаправленно и акцентированно всеми субъектами.
В имеющихся классификациях ключевых компетенций готовность к профессиональному самообразованию можно отнести к любой из трех групп компетенций: учебно-познавательных [15], деятельности человека [3], общих, формируемых в процессе профессиональной подготовки [1], что свидетельствует о ее значимости как в процессе становления будущего специалиста, так и в его последующей профессиональной деятельности.
Вторая позиция, обусловившая выбор термина «компетенция», связана с содержанием федерального государственного стандарта высшего профессионального образования, применяемого в военных вузах внутренних войск [12], и Квалификационных требований по подготовке будущих офицеров [5].
Термин «готовность к профессиональному самообразованию» в данных документах не употребляется. В то же время в перечне компетенций, определяемых ФГОС ВПО, находим две общекультурные компетенции, которые содержательно коррелируются с готовностью к самообразованию. Это ОК 9 и ОК 11, определяющие сформированные способности к приобретению новых знаний и умений, к работе с информацией (анализ, систематизация, обобщение, критическое осмысление), к развитию социальных и профессиональных компетенций, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей [12].
Аналогичную компетенцию (ВПК - 5), определяющую необходимость сформировать у выпускника способность постоянно работать над совершенствованием своего профессионального и интеллектуального уровней, находим и в квалификационных требованиях по подготовке будущих офицеров Федеральной службы войск национальной гвардии [5].
Более того, анализ всех компетенций, которыми должен овладеть выпускник военного вуза внутренних войск, показывает, что ни одна из них не может быть сформирована без активной, систематической, целенаправленной самообразовательной деятельности самих курсантов. То есть готовность к самообразованию есть обязательное условие их формирования.
Данные обстоятельства обусловили возможность определить готовность к профессиональному самообразованию как ключевую компетенцию выпускника военного вуза, включающую в себя единство и взаимосвязь мотивационного (наличие устойчивого познавательного интереса, установок на профессиональное саморазвитие, сформированного чувства долга и ответственности), деятельностного (наличие достаточных знаний, умений, навыков организации и планирования самообразовательной деятельности) и операционного (умение осуществлять поиск, анализ, систематизацию, обобщение, критическое осмысление информации) компонентов, функционирующих на основе ценностного отношения к военной службе и стремления к самореализации в ней.
Такое определение данной компетенции отличает ее от всех остальных наличием в ее содержании мотивационного компонента, без сформированности которого готовность к самообразованию невозможна. Если у курсанта нет устойчивого познавательного интереса, не сформированы установки на необходимость постоянного профессионального саморазвития, отсутствуют чувство долга и ответственности за результаты учебы, то никакие знания и умения осуществлять самообразовательную деятельность, работать с информацией не помогут.
Кроме того, определение готовности к профессиональному образованию через категорию «ключевая компетенция» позволяет:
- рассматривать ее формирование на межпредметном уровне как одну из обязательных конечных целей профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск;
- определить ее обеспечивающую роль в формировании других компетенций, определенных ФГОС ВПО и Квалификационными требованиями в подготовке офицеров внутренних войск;
- акцентировать внимание преподавателей и командиров курсантских подразделений на процессуальном характере ее формирования на протяжении всего периода профессиональной подготовки в военном вузе.
Эти выводы получили подтверждение в ходе педагогического эксперимента, проведенного автором на базе Саратовского военного института внутренних войск в 20152016 годах. По оценкам преподавателей и командиров курсантских подразделений, такой подход к пониманию готовности к профессиональному самообразованию способствует акцентированной, целенаправленной, систематической работе, более рациональному использованию всего арсенала имеющихся форм, методов и средств, позитивно сказывается на отношении курсантов к самообразовательной деятельности. За учебный год в рамках формирующего эксперимента у курсантов экспериментальных взводов (в эксперименте участвовали курсанты второго курса) произошли значительные изменения в уровнях готовности к профессиональному самообразованию. Уменьшилось количество курсантов с низким уровнем: в ЭГ - с 52 до 14 %, в ЭГ2 - с 45 до 9 %; 43 % в ЭГ и 27 % в ЭГ2 достигли высокого уровня, тогда как в начале эксперимента таковых курсантов не было.
Резюме. Таким образом, проведенное теоретическое исследование и апробация его результатов на практике позволяют нам сделать вывод о правомерности и продуктивности определения готовности к профессиональному самообразованию как ключевой компетенции, что обеспечивает изменение подхода к организации и проведению работы по ее формированию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные вопросы перехода российской высшей школы на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие. - Режим доступа : http:// www.cito-web.yspu.org/2011/.
2. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию : учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. - М. : Просвещение, 1983. - 144 с.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Электронный журнал «Эйдос». - Режим доступа : htpp:// www.eidos.ru/yournal/2002/0505.htm.
4. Калугин Ю. Е. Готовность к профессиональному самообразованию студентов вуза [Электронный ресурс] // Современная наука. - Режим доступа : http://www/vipstd.ru/.
5. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России по военно-учетной специальности «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск» (утв. Приказом Главкома внутренних войск № 255 от 17.06.2013 г.). - Саратов : Б. и., 2013. - 20 с.
6. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. - М. : АО «ЦИТП», 1994. - 276 с.
7. Педагогический энциклопедический словарь. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. -
528 с.
8. Светлова В. А. Формирование готовности будущих педагогов к самообразованию средствами интерактивных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Йошкар-Ола, 2015. - 23 с.
9. Сериков Г. Н. Управление образованием. Современная интерпретация. - Челябинск : Факел, 1998. -
664 с.
10. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков. - М. : Сфера, 2004. - 448 с.
11. Стратегия модернизации содержания общего образования : материалы для разработки документов по обновлению общего образования - М. : Мир книги, 2001. - 98 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) специалист) (утв. Приказом Минобрнауки РФ № 39 от 17 января 2011 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www/garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071016/.
13. Федорова Е. Ф. Формирование образовательной системы по повышению уровня готовности студентов к самообразованию на основе системного подхода // Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов. - Вып. 3. - Челябинск : ЮУрГУ, 1998. - С. 37-43.
14. Филатова Л. О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. - 2005. - № 7. -С. 9-11.
15. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Электронный журнал «Эйдос». - Режим доступа : Мрр:// www.eidos.ru/yournal/2006/0505.htm.
16. Шадриков В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия «Психология». -2006. - № 1. - С. 15-21.
17. ШуклинаЕ. А. К новой парадигме образования XXI века: от образования к самообразованию // Образование и общество. - 2004. - № 3. - С. 63-67.
UDC 378.635.5.041
V. A. Zolotarev
READINESS FOR PROFESSIONAL SELF-EDUCATION AS A KEY COMPETENCE OF FUTURE OFFICER OF FEDERAL SERVICE TROOPS OF NATIONAL GUARD
Saratov Military Red Banner Institute of Internal Troops of MIA of Russia, Saratov, Russia
Abstract. The article deals with the essence of readiness for professional self-education, gives the understanding of it as a key competence that graduates should acquire during their studies at the military institute of higher education; this approach to definition is one of the ways to improve the efficiency of formation of readiness of professional self-education of future officers of Federal Service Troops of National Guard, that provides its implementation at interdisciplinary level. It has been established that it is necessary to draw teachers' and commanders' of student units to this problem during the entire period of training at the military institute of higher education.
Keywords: readiness, self-education, readiness for professional self-education, competence, key competence, internal troops.
REFERENCES
1. Aktual'nye voprosy perehoda rossijskoj vysshej shkoly na federal'nye gosudarstvennye obra-zovatel'nye standarty tret'ego pokolenija [Jelektronnyj resurs] : uchebno-metodicheskoe posobie. - Rezhim dostupa : http:// www.cito-web.yspu.org/2011/.
2. Gromceva A. K. Formirovanie u shkol'nikov gotovnosti k samoobrazovaniju : uchebnoe posobie po speckursu dlja studentov ped. in-tov. - M. : Prosveshhenie, 1983. - 144 s.
3. Zimnjaja I. A. Kljuchevye kompetencii - novaja paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovanija // Jelektronnyj zhurnal «Jejdos». - Rezhim dostupa : htpp:// www.eidos.ru/yournal/2002/0505.htm.
© Zolotarev V. A., 2016
Zolotarev, Vladimir Aleksandrovich - Adjunct, Department of Military Pedagogics and Psychology, Saratov Military Red Banner Institute of Internal Troops of MIA Russia, Saratov, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on August 10, 2016
4. Kalugin Ju. E. Gotovnost' k professional'nomu samoobrazovaniju studentov vuza [Jelektronnyj resurs] // Sovremennaja nauka. - Rezhim dostupa : http://www/vipstd.ru/.
5. Kvalifikacionnye trebovanija k voenno-professional'noj podgotovke vypusknikov Federal'nogo gosudarstvennogo kazennogo voennogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija vysshego professional'nogo obrazovanija vnutrennih vojsk MVD Rossii po voenno-uchetnoj special'nosti «Sluzhebno-boevoe primenenie soedinenij, voinskih chastej i podrazdelenij vnutrennih vojsk» (utv. Prikazom Glavkoma vnutrennih vojsk № 255 ot 17.06.2013 g.). -Saratov : B. i., 2013. - 20 s.
6. Kodzhaspirova G. M. Kul'tura professional'nogo samoobrazovanija pedagoga. - M. : AO «CITP», 1994. - 276 s.
7. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar'. - M. : Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija, 2003. - 528 s.
8. Svetlova V. A. Formirovanie gotovnosti budushhih pedagogov k samoobrazovaniju sredstvami in-teraktivnyh tehnologij : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Joshkar-Ola, 2015. - 23 s.
9. Serikov G. N. Upravlenie obrazovaniem. Sovremennaja interpretacija. - Cheljabinsk : Fakel, 1998. - 664 s.
10. Slovar'-spravochnik po pedagogike / avt.-sost. V. A. Mizherikov. - M. : Sfera, 2004. - 448 s.
11. Strategija modernizacii soderzhanija obshhego obrazovanija : materialy dlja razrabotki dokumentov po obnovleniju obshhego obrazovanija - M. : Mir knigi, 2001. - 98 s.
12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po naprav-leniju podgotovki (special'nosti) 030901 Pravovoe obespechenie nacional'noj bezopasnosti (kvalifikacija (stepen') specialist) (utv. Prikazom Minobrnauki RF № 39 ot 17 janvarja 2011 g.) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www/garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071016/.
13. Fedorova E. F. Formirovanie obrazovatel'noj sistemy po povysheniju urovnja gotovnosti studentov k samoobrazovaniju na osnove sistemnogo podhoda // Voprosy vzaimosvjazi obrazovanija i samoobrazovanija studentov. - Vyp. 3. - Cheljabinsk : JuUrGU, 1998. - S. 37-43.
14. Filatova L. O. Kompetentnostnyj podhod k postroeniju soderzhanija obuchenija kak faktor razvitija preemstvennosti shkol'nogo i vuzovskogo obrazovanija // Dopolnitel'noe obrazovanie. - 2005. - № 7. - S. 9-11.
15. HutorskojA. V. Tehnologija proektirovanija kljuchevyh i predmetnyh kompetencij // Jelektronnyj zhurnal «Jejdos». - Rezhim dostupa : htpp:// www.eidos.ru/yournal/2006/0505.htm.
16. Shadrikov V. D. Lichnostnye kachestva pedagoga kak sostavljajushhie professional'noj kompetentnosti // Vestnik Jaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P. G. Demidova. Serija «Psihologija». - 2006. - № 1. -S. 15-21.
17. Shuklina E. A. K novoj paradigme obrazovanija XXI veka: ot obrazovanija k samoobrazovaniju // Obrazovanie i obshhestvo. - 2004. - № 3. - S. 63-67.