УДК 374.1
Lopoukha A.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor of Department of Tactics, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), Е-mail: [email protected]
Strabykin A.G., senior teacher, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), Е-mail: [email protected]
SELF-EDUCATION OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN MODERN CONDITIONS. The
article analyzes problems of self-education of students in modern conditions of the system of military education. The urgency of the problem is assessed by taking into account its role and status in the military academies in pre-Soviet and Soviet periods. The work examines the nature, preconditions of success, contents, methods and stages of self-education of cadets. The research studies the theoretical problems of self-education in higher education and practice self-education of cadets of military schools. Self-education is considered as an important condition for the development of military-professional qualities of future officers.
Key words: self-education, self-upbringing, self-development, contents of self-education, types of self-education, prerequisites of success in military college.
А.Д. Лопуха, д-р пед. наук, проф. каф. тактики, Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск. E-mail: [email protected]
А.Г. Страбыкин, ст. преп. каф. тактики, Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
САМООБРАЗОВАНИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье анализируются проблемы самообразования курсантов в современных условиях системы военного образования. Актуальность проблемы оценивается с учётом его роли и состояния в военных вузах в досоветский и советский период. Анализируется сущность, предпосылки успешности, содержание, методы и этапы самовоспитания курсантов. Рассматриваются теоретические проблемы самообразования в системе высшего образования и практика самообразования курсантов военных вузов. Самообразование рассматривается как важнейшее условие развития военно-профессиональных качеств будущих офицеров.
Ключевые слова: самообразование, самовоспитание, саморазвитие, содержание самообразования, виды, предпосылки успешности в военном вузе.
В системе военного образования досоветского и советского периода самообразование обучаемых на старших курсах военных вузов и в начале офицерской карьеры традиционно занимало одну из главенствующих позиций в совершенствовании уровня профессионального образования. Отмечая это, С.О. Макаров писал, что закончивший образование «должен вступить в жизнь с сознанием, что он ничего еще не знает и не имеет никакого военного образования и что его познакомили лишь с программой знаний и показали рамки, в которые должна вложиться его личность в смысле воспитания, но и то, и другое ему придется постигнуть самому, своими трудами, не надеясь на чью-нибудь помощь» [1, с. 144].
Образование традиционно включает обучение, воспитание и развитие личности. Соответственно самообразование - самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Как свидетельствует историческая практика, с этим в досоветский период были большие проблемы. По словам полковника Генерального штаба М.А. Уварова, сознавая недостатки училищной подготовки, многие молодые офицеры на первых порах стремятся пополнить пробелы своего военного образования самостоятельными занятиями, но приглядевшись к службе, к товарищам, они скоро убеждаются, что степень совершенства их знаний почти не имеет никакого значения для служебной карьеры... Для обычного строевого дела достаточно знать уставы, технику своего рода оружия и усвоить некоторые практические сноровки [2, с. 28]. В советское время вопросы самообразования офицеров были поставлены на государственный уровень. М.В. Фрунзе, выступая с докладом «Вопросы высшего военного образования», заметил: «.с одним опытом гражданской войны мы, в случае столкновения с хорошо вооруженным противником можем оказаться в трагическом положении. Поэтому необходима систематическая работа над своим самообразованием, и это обязанность всех без исключения командиров. Тот, кто этого делать не будет, очень скоро окажется за флангом, и в таком случае должен будет пенять только на самого себя» [3, с. 68].
В последующем самообразование органично было дополнено системой командирской подготовки командного состава. Постсоветский период развития системы военного образования характеризуется тем, что существенно снизился в обществе статус офицеров, уровень материальной базы военного образования. Массовый характер в этих условиях приобрело досрочное увольнение выпускников вузов с действительной службы [4, с. 39].
С приходом к руководству Вооруженных Сил РФ С.К. Шойгу ситуация меняется к лучшему. В обществе растет доверие и уважение к армии, происходят некоторые позитивные перемены
в системе военного образования. Вместе с тем в подготовке будущих офицеров сегодня еще много проблем. Одна из них - проблема использования возможностей самообразования. Что это? Каковы его сущность и содержание в системе военного образования сегодня?
Важной частью самообразования курсанта является профессиональное самовоспитание. В военной педагогике под ним понимается «целеустремленная, активная деятельность военнослужащих, направленная на формирование и развитие у себя положительных и устранение отрицательных качеств» [5, с. 128].
Самовоспитание является условием всестороннего развития (и саморазвития) личности курсантов. Занимаясь самовоспитанием, они развивают: целеустремленность, активность, устойчивость к воздействию негативных факторов военной службы. Успешное самовоспитание является залогом профессионального развития.
Предпосылками его успешности является:
- осознанные цели и идеалы, формирующие мотивы поведения;
- военно-профессиональные и государственно-патриотические знания и убеждения;
- развитое профессиональное самосознание и должный уровень развития личности;
- высокий уровень развития воли, способность к саморегулированию;
- знания, умения и навыки проблемы самовоспитания.
Содержанием самовоспитания являются:
- развитие государственно-патриотического мировоззрения;
- духовно-нравственное совершенствование;
- военно-профессиональное мышление и жизненная стратегия;
- правовое и этическое воспитание;
- физическое развитие.
В самовоспитании используются методы: самообязательства, самоорганизации, самоанализа, самоконтроля, самопознания, самоубеждения и самовнушения.
Этапами самовоспитания являются:
- самопознание;
- планирование самовоспитания;
- самовоспитание, саморегулирование и самокоррективы воспитательных усилий.
Проблеме самообразования посвящены труды отечественных и зарубежных ученых. Понятие «самообразование» разрабатывали Д.С. Закиров, Н.Д. Иванова, Л.С. Колесник; необхо-
димость формирования навыков самообразования обосновали Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, Н.Д. Иванова; проблемы самообразования студентов вузов представлены в работах Т.П. Лизневой, А.С. Павловой, Г.Н. Серикова.
Ю.Е. Калугина понимает самообразование как процесс и средство усвоения и присвоения человеком социального опыта из различных источников, основной путь самостоятельная деятельность, метод - самостоятельная работа, организуемая самим участником. Самообразование является личностно значимым, обладает прогрессивными качествами как объективного, так и субъективного характера. Стратегия усвоения определяется личностными свойствами человека.
Выделяют следующие виды самообразования, при различных основаниях для классификации [6, с. 34]:
- возрастное (дошкольное, школьное, студенческое, послевузовское);
- профессиональное и непрофессиональное (общее, увлечения, ситуационное):
- самоцельное, попутное, целенаправленное (консервативное, прогрессивное);
- как средство самореализации (самоопределения, самоутверждения, самосовершенствования) [6, с. 26].
К приоритетным функциям самообразования относят: адаптивную, компенсаторную, информационную, развивающую.
H.В. Сычкова считает, что специалист, подготовленный к самообразованию должен иметь:
I. Эмоционально-личностный аппарат самообразования - знание социально значимых проблем отрасли народного хозяйства, по которой специализируется студент; мотивация самообразовательной деятельности, связанной с решением проблем; правильное соотнесение личных интересов с общественными.
2. Знания, усвоенные личностью - знание фундаментальных теоретических положений; основ системного анализа и теории моделирования; основных путей поиска решений, функциональных возможностей различных источников сосредоточения социального опыта и способов самообразования.
3. Умения работать с основными источниками информации - умение выбрать источник информации; сочетать источники информации; рационально усваивать необходимую информацию.
4. Организационно-управленческие умения - ставить задачи самообразования; планировать свою деятельность; выбрать форму и способы самообразования; провести самоконтроль, самоанализ и самооценку результатов; организовывать коллективное изучение проблемы и руководить; оптимизации самоуправлением [7, с. 161].
Современная концепция высшего образования, предполагающая формирование у выпускников вузов способности к непрерывному самообразованию и творческой профессиональной деятельности, тесно связывает процесс и результаты обучения с уровнями организации самостоятельной работы. В настоящий момент наиболее актуальной является функция формирования умений и навыков самостоятельного обновления и творческого применения систематизированных опорных знаний (самообразовательная функция) с целью повышения качества подготовки специалистов. Мы считаем, что навыки самообразования в вузе можно сформировать только в процессе самостоятельной работы, причем важна самостоятельная творческая работа обучающихся.
Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество - весьма надежный резерв интеллектуальной активности, без которой невозможно представить себе высококвалифицированного специалиста. Сформировать творческое отношение к чему-либо можно лишь в том случае, если сама деятельность обучающихся по содержанию будет творческой, и курсант будет поставлен не только в положение овладевающего суммой знаний, но и в положение исследователя. Учебный процесс в вузе дает возможность для накопления опыта творческой деятельности. Такая деятельность - это высшая форма активной самостоятельности обучающихся.
Применительно к процессу обучения, критериями развития творческих качеств курсанта являются:
- наличие познавательной цели у личности (личной, лично-коллективной, коллективно-значимой);
- планирование деятельности (планирование отдельных действий, дополнительных, запасных; четко продуманный план; пакет планов).
- самоконтроль, самоанализ (нерегулярный, регулярный, периодический, систематический, ежедневный);
- творческая самостоятельность (владение отдельными приемами познания; умение выбирать приемы, находить новые; применение блоков приемов, строгой системы; овладение самостоятельной познавательной деятельностью);
- умение отстаивать свои убеждения (с помощью отдельных самостоятельно полученных фактов, блоков аргументированных фактов, собственной системы доказательств, научно-обоснованной теории);
- промежуточные положительные результаты (получены отдельные факты, составление картотеки фактов; внесение изменений в части объекта исследования на основании полученных фактов; разработка новой теоретической гипотезы; разработка нового научного направления).
Их формирование осуществляется в ходе выполнения следующих видов учебной и самостоятельной работы: написание рефератов, докладов; выполнение расчетно-графических работ; выполнение курсовых работ и проектов; участие в научных диспутах, конференциях; участие в деловых играх; выполнение дипломного проекта; внедрение результатов исследований в производство.
Одним из важнейших условий подготовки творческого специалиста является развитие у курсантов умений и навыков постоянной и интенсивной самостоятельной работы.
Мы рассматриваем её как один из видов процесса обучения и одну из форм его организации, направленные на обучение курсантов и способствующие формированию творческой самостоятельно мыслящей личности, готовой к последующей профессиональной и самообразовательной деятельности.
При этом должны соблюдаться некоторые основные принципы организации самостоятельной работы:
- наличие конкретного результата;
- возможность контроля со стороны преподавателя, организация самоконтроля;
- стимулирование, в частности, возможность использования полученного самостоятельного знания в ближайшее, а также более отдаленное время, то есть очевидная полезность для изучения последующих дисциплин и дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, подготовка курсанта как будущего специалиста должна строится так, что обучение переходило п самообучение, воспитание в - самовоспитание, а развитие - в творческое саморазвитие личности. Этому способствует усиление рефлексирующих и диагностирующих функций процесса обучения. Тогда критерием для творческой саморазвивающейся личности будет является личность, у которой системообразующими свойствами являются способности к самопознанию, творческому самоопределению, самоуправлению, самосовершенствованию и творческой самореализации.
Государство выдвигает новые, более высокие требования к профессиональной подготовке будущих офицеров. Это обусловлено необходимостью подготовки профессионально подготовленного компетентного, нравственно развитого, готового самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность офицера.
Развитие профессиональных качеств офицера является многоаспектной проблемой. Педагогическими условиями, ее решения, являются самообразование и самовоспитание.
В образовательном процессе нельзя добиться желаемого результата без стремление к саморазвитию со стороны обучаемого, то есть потребность в самообразовании. Человек, активно занимающийся самообразованием, способен увеличить свои возможности в развитии необходимых качеств. Это обстоятельство и предопределяет особую роль самообразования в развитии профессиональных качеств офицеров.
Л.П. Вишневская, проведя анализ психолого-педагогической литературы, отмечает, что определение самообразования включает в себя следующие элементы: познавательную сущность; тесную связь с самовоспитанием личности; совершенствование личности на основе систематической и целенаправленной деятельности, связанной с социальными условиями [8].
Педагогический словарь определяет самообразование как целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала [9, с. 252].
В психологическом словаре самообразование (англ. self-education) - это образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности. То есть самообразование - самостоятельно организуемая субъектом деятельность учения, удовлетворяющая его потребности в познании и личностном росте [10].
Самообразование в образовательном пространстве военного вуза, реализует деятельность участников образования. В свою очередь, человек, обращаясь к самообразованию, реализует потребность познать себя как личность и возможный профессионал.
По нашему мнению, самообразование - это самостоятельная деятельность личности по достижению целей собственного воспитания, обучения, профессионального развития, которая включает в себя средства поиска и усвоения значимого для личности опыта.
Требует отдельного внимания отличие самообразования от самообучения. По мнению Н.И. Баньковской, самообучение определяется как процесс самостоятельного образования без непосредственного участия преподавателя, а самообразование - как способ овладения знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний, объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей [11].
Основным условием активизации самостоятельной деятельности, непрерывности и эффективности процесса самообразования является мотивация человека - приобретение необходимых офицеру качеств в целях успешного выполнения поставленных перед ним задач после окончания вуза.
В.П. Лебедева, говоря о готовности человека к самообразованию, обращает внимание на владение технологией самообразовательной деятельности, которая включает в себя следующие элементы:
- четкое определение целей самообразовательной деятельности;
- принятие алгоритма последовательных действий, обеспечивающих реализацию целей. Проведение рационального планирования самообразовательной деятельности;
- владение техникой выполнения действий, обеспечивающих результат; -непрерывный самоконтроль качества полученных результатов и при
- необходимости повторение действий с целью устранения ошибок и пробелов;
- объективную оценку достижений самообразовательной деятельности и поиск путей использования результатов данной деятельности на практике;
- подведение итогов реализации плана самообразовательной деятельности и практического использования результатов самообразования. Постановку новых целей и вытекающих из них задач самообразования [12, с. 34 - 38].
Процесс самообразования включает:
Библиографический список
- возникновение потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знании, постановка целей и задач;
- планирование работы по самообразованию;
- определение форм, методов и средств самообразования;
- деятельность по саммообразованию (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов);
- результат - новые знания, навыки и умения, приобретенные качества, применение полученных знаний на практике.
Средствами самообразования выступают: научная, учебная литература, мемуарные источники, а также источники интернет-ресурсов. Основной формой самообразования является изучение литературы и других источников, методами самообразования - самостоятельная работа над литературой и другими источниками, самостоятельные упражнения и практические задания, общение с преподавателями, коллективом, старшими командирами. При этом значимым является овладение методикой и техникой работы с различными источниками информации: оперативно находить интересующую информацию, извлекать её из различных источников, анализировать, преобразовывать для решения своих задач, применять полученную информацию на практике.
Рассматривая пути организации самообразовательной деятельности, Н.В. Фомашина предлагает учитывать следующие позиции: организацию самостоятельной работы, формирование методов и приемов познавательной деятельности, осуществление самоконтроля в учебной деятельности. С этой целью образовательная среда военного вуза должна быть направлена на развитие мотивационного и целеполагающего компонентов познавательной деятельности, обучение способам самостоятельного познания, формирование умений решать творческие задачи, отработку компонентов деятельности самообучения в их единстве и взаимосвязи. В случае успешного развития этих направлений, личность развивает в себе способность к целеполаганию, активный познавательный интерес, что, в свою очередь, ведет к достижению высокого уровня самообразования и в конечном счете развитию профессиональных качеств офицера [13].
Исходя из этого, самообразовательный процесс можно разделить на три этапа:
1. Появление потребности в самообразовательной деятельности, выработка умений целеполагания и планирования своей деятельности, освоение рациональных способов самостоятельной деятельности.
2. Выработка умений самоорганизации, самоконтроля, развитие творческих способностей в самостоятельной деятельности, совершенствование коммуникативных умений.
3. Умение самостоятельно определять задачи самообразовательной деятельности и пути их эффективного решения, осуществлять контроль и оценку своей деятельности.
Самообразование является одним из важнейших условий развития военно-профессиональных качеств офицера, приобретения большей активности, целеустремленности в развитии служебной карьеры.
1. Макаров С.О. Рассуждения по вопросам морской тактики. Москва: Военмориздат, 1942.
2. Антология военно-педагогической мысли России: в 12 ч. Под редакцией Е.А. Соколова. Новосибирск: НВВКУ, 1991; Ч. 5.
3. Антология военно-педагогической мысли России: в 12 ч. Под ред. В.И. Пронина. Новосибирск: НВВКУ, 1992; Ч. 8.
4. Лопуха А.Д. Теоретические основы современной системы патриотического воспитания военных кадров. Новосибирск: НГУ, 2001.
5. Теория и практика воспитания военнослужащих. Под редакцией Н.И. Резника. Москва: 12 ЦТ МО РФ, 2005.
6. Калугин Ю.Е. Самообразование, формирование готовности к профессиональному самообразованию. Челябинск: ЮУрГУ, 2000.
7. Сычкова Н.В. Воспитание творческого отношения к усвоению профессиональных знаний у студентов вуза в исследовательской деятельности. Магнитогорск: МаГУ, 2000.
8. Вишневская Л.П., Вишневская Г.В. Самообразование как психолого-педагогическая проблема. ИзвестияПГПУим. В.Г. Белинского. 2009; 12 (16): 156 - 158.
9. Самообразование. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая российская энциклопедия, 2003.
10. Самообразование. Большой психологический словарь. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак; Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
11. Баньковская Н.И. Исследование мотивационных характеристик самообразования студентов. Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2010; 2: 282 - 294.
12. Лебедева В.П. Самообразование и пути профессионального роста учителя новой школы. Психодидактика в теории и практике развивающего образования. Черноголовка, 2011.
13. Фомашина И.В. Организация самообразования будущих военных специалистов. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007; 45: 433 - 466.
References
1. Makarov S.O. Rassuzhdeniya po voprosam morskoj taktiki. Moskva: Voenmorizdat, 1942.
2. Antologiya voenno-pedagogicheskojmysliRossii: v 12 ch. Pod redakciej E.A. Sokolova. Novosibirsk: NVVKU, 1991; Ch. 5.
3. Antologiya voenno-pedagogicheskoj mysli Rossii: v 12 ch. Pod red. V.I. Pronina. Novosibirsk: NVVKU, 1992; Ch. 8.
4. Lopuha A.D. Teoreticheskie osnovy sovremennoj sistemy patrioticheskogo vospitaniya voennyh kadrov. Novosibirsk: NGU, 2001.
5. Teoriya ipraktika vospitaniya voennosluzhaschih. Pod redakciej N.I. Reznika. Moskva: 12 CT MO RF, 2005.
6. Kalugin Yu.E. Samoobrazovanie, formirovanie gotovnosti kprofessional'nomu samoobrazovaniyu. Chelyabinsk: YuUrGU, 2000.
7. Sychkova N.V. Vospitanie tvorcheskogo otnosheniya k usvoeniyu professional'nyh znanij u studentov vuza v issledovatel'skoj deyatel'nosti. Magnitogorsk: MaGU, 2000.
8. Vishnevskaya L.P., Vishnevskaya G.V. Samoobrazovanie kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo. 2009; 12 (16): 156 - 158.
9. Samoobrazovanie. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 2003.
10. Samoobrazovanie. Bol'shojpsihologicheskijslovar'. Sankt-Peterburg: Prajm-Evroznak; Moskva: OLMA-PRESS, 2004.
11. Ban'kovskaya N.I. Issledovanie motivacionnyh harakteristik samoobrazovaniya studentov. Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. 2010; 2: 282 - 294.
12. Lebedeva V.P. Samoobrazovanie i puti professional'nogo rosta uchitelya novoj shkoly. Psihodidaktika v teorii i praktike razvivayuschego obrazovaniya. Chernogolovka, 2011.
13. Fomashina I.V. Organizaciya samoobrazovaniya buduschih voennyh specialistov. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2007; 45: 433 - 466.
Статья поступила в редакцию 30.11.15
УДК 37.035.7
Makarenko V.S., postgraduate, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Mardakhaev L.V., Doctor of Science (Pedagogy), Professor, Head of Department of Social and Family Pedagogy, Russian State
Social University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
WAYS AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF ACTIVE POSITION OF MOTHERLAND DEFENDERS IN CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES. The article analyzes modern pedagogical conditions of improvement of activity to the formation of the active position of defenders of Russia at cadets of military schools. Pedagogical conditions of success of the specified activities (socio-pedagogical, organizational-pedagogical, environmental), their nature and contents are described. The paper explains the specific role of formation of a professionally active component in the active position of Russian defenders. The main directions of formation and consolidation of staff cadets are given. The study defines a hierarchy of organizational-pedagogical conditions of successful formation of the active position of students. The research is based on the analysis of scientific literature and pedagogical practices of professional education in military universities. The work presents ways of improvement of process of forming of the active position of soldiers, who defend their country.
Key words: ways and pedagogical conditions of formation of active position, defenders of motherland, cadets of military university.
В.С. Макаренко, соискатель Российского государственного социального университета, г. Москва,
E-mail: [email protected]
Л.В. Мардахаев, д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной и семейной педагогики Российского государственного
социального университета, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПУТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА У КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
В статье анализируются современные педагогические условия совершенствования деятельности по формированию активной позиции защитника Отечества у курсантов военных вузов. Определены педагогические условия успешности указанной деятельности (социально-педагогические, организационно-педагогические, средовые), сформулированы их сущность и содержание. Особая роль отводится формированию профессионально-деятельностного компонента активной позиции защитника Отечества, активу курсантского подразделения. Определены основные направления формирования и сплочения коллектива курсантов. В ходе исследования была определена иерархия организационно-педагогических условий успешности формирования активной позиции обучающихся. На основе анализа научной литературы и педагогической практики профессионального воспитания в военных вузах представлены пути совершенствования процесса формирования активной позиции защитника Отечества у курсантов.
Ключевые слова: пути и педагогические условия формирования активной позиции, защитник Отечества, курсанты военного вуза.
Основные пути совершенствования деятельности по формированию активной позиции защитника Отечества у курсантов во многом определяются существующими и целенаправленно создаваемыми педагогическими условиями.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «условие» определяется как:
«1. Обстоятельство, от которого что-нибудь зависит.
4. Правило, установленное в какой-либо области жизни, деятельности.
5. Обстановка, в которой происходит осуществление чего-либо: хорошее условие для работы. Действовать в благоприятных условиях.
6. Данные, из требований которых следует исходить.
В условиях чего, при наличии чего окружающего, обуславливающего, сопутствующего» [1].
Сопоставляя ранее сказанное с приведённым определением можно предположить, что условия различных уровней можно подразделить на «благоприятные» и «неблагоприятные».
В философии условие трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим явлениям, без которых
он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, ту обстановку, в которой последние возникают и развиваются [2, с. 497].
В комплексе педагогических условий нами выделяются социально-педагогические, организационно-педагогические, психолого-педагогические, средовые условия.
В ходе исследования в качестве наиболее значимых курсантами, преподавателями и командирами курсантских подразделений были выделены такие социально-педагогические условия, как наличие общегосударственной государственно-патриотической идеологии и ценностей, единство и согласованность систем воспитания разного уровня, гуманизация военно-профессиональной среды.
Анализ подходов к проблеме организационно-педагогических условий образовательной деятельности (В.А. Сластенин, В.П. Беспалько, В.К. Дьяченко, И.А. Зимняя, А.Д. Лопуха, Н.И. Во-йтина, Н.В. Федина, И.С. Якиманская, Е.И. Козырева, А.В. Ива-