ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378+159.923
Нурахметов Сагатбек Толеубаевич
Заместитель Главнокомандующего Национальной гвардией Республики Казахстан, sagatbek. [email protected], Республика Казахстан, Астана
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Аннотация. Проблема и цель. В статье рассматривается педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления будущих офицеров национальной гвардии, требующее особой организации самостоятельной работы обучающихся курсантов, результатом которой становится самостоятельность - свойство личности, формируемое у курсанта при выполнении самостоятельной работы, содержащей в себе потенциальные возможности самообразования, самоопределения и самореализации.
В связи с этим самостоятельная работа становится эффективной формой организации учебного процесса в военном вузе для формирования профессиональной самостоятельности будущего офицера. Качество педагогического сопровождения определяется созданием условий для профессионально-личностной самореализации курсантов.
Методология. Исследование проводилось в рамках решения задачи профессионально-личностного становления будущего офицера. Особое внимание следует уделить педагогическому сопровождению развития личности в образовательном процессе военного вуза. В рамках нашего исследования мы предлагаем педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления будущего офицера, проектируемое в образовательном процессе военного вуза как овладение им военно-профессиональным опытом, интегрируемым с социокультурными ценностями и ценностями профессионально-военной подготовки.
Концептуальными для исследования являются следующие положения: профессионально-личностное становление будущих офицеров является ведущей функцией военного вуза, интегрирующей множество других функций; важнейшими механизмами профессионально-личностного становления будущих офицеров являются: интериоризация как процесс овладения ценностями военной профессии; идентификация как процесс профессионального самоопределения в военно-профессиональном сообществе; рефлексия как средство внутреннего принятия социальной позиции военного; профессионально-личностное становление является одной из сторон социокультурного развития личности.
Сделаны выводы о том, что основанием педагогического сопровождения является ведущая идея о том, что уровень профессионально-личностного становления будущих офицеров определяется самостоятельностью в решении военно-профессиональных и жизненных проблем различной сложности. В связи с этим самостоятельная работа становится эффективной формой организации учебного процесса в военном вузе для формирования профессиональной самостоятельности будущего офицера. Качество педагогического сопровождения определяется созданием условий для профессионально-личностной самореализации курсантов.
Ключевые слова: будущий офицер, военный вуз, профессионально-личностное становление, педагогическое сопровождение, самостоятельная работа, самостоятельность, самообразование, самоопределение, самореализация.
Введение в проблему. Военно-профессиональное образование имеет значение не только для безопасности и развития общества, но и для профессионально-личностного становления курсанта, которое во многом зависит от возможности обучающегося реализовать свой потенциал. С этих позиций качество военно-профессионального образования определяется не только сформированным опытом курсантов для адаптации в военно-профессиональной среде и выполнения профессиональных функций. Такое образование должно «помочь... стать успешным и счастливым, реализовать себя на путях, несущих субъективное благополучие и ценных в социальном отношении» [5]. Образовательная ценность в этом случае представляет собой продвижение участников образования к высоким уровням компетентности. По отношению к курсанту военного вуза - это способность к профессионально-личностному саморазвитию.
Традиционное военно-профессиональное образование в вузах МВД Республики Казахстан возникло «в условиях относительно стабильного состояния общества с неизменными требованиями к человеку как к исполнителю, в условиях медленного приращения знаний и ограниченности технологий их распространения» [6, с. 4]. Учитывая обострение проблем безопасности граждан, современное военно-техническое оснащение и необходимость оперативного реагирования на самые неожиданные вызовы, значимыми для социальной успешности выпускника военного вуза МВД стали метакогнитивные способности, компетенции выявления и решения проблем, целеустремленность, активность и инициативность. В этой связи мы говорим о таком образовании, основной педагогической задачей которого становится создание ситуации развития личности будущего офицера как своего рода пространства военно-профессиональных отношений, событий, поступков, актуали-
зирующих процессы смыслообразования, изменения образа мыслей и поведения, проявления курсантом своей позиции в отношении происходящего, целепола-гания и достижения личностно-значимых результатов. Таким образом, профессионально-личностное становление курсанта сопровождается становлением его субъективного опыта, учетом его потребностей, включенностью в познавательную деятельность, ее ориентацией на решение жизненных и профессиональных проблем. Подчеркнем, что процесс познания при этом интегрируется с самоопределением и самореализацией. Сказанное подтверждает вывод по результатам исследования: «Ориентировочная основа предстоящей профессиональной деятельности будущего специалиста должна формироваться с начального периода обучения в вузе, активно совершенствоваться в период практик и составлять «ядро готовности» субъекта быстро адаптироваться к любой социальной, производственной, информационной и иной среде. В этой связи, профессиональную подготовку специалиста целесообразно сочетать с его профессиональной социализацией и развитием профессиональных качеств личности» [1, с. 23-24].
Проблема профессионально-личностного становления будущего офицера приобретает особую актуальность ввиду усложнения и повышения требований к эффективности военно-профессиональной деятельности. Так, профессиональная деятельность изменилась в направлении:
- значительного увеличения количества параметров процессов и объектов, которыми управляет офицер МВД, с одновременным снижением времени, отводимого на принятие эффективных решений;
- оперативной работы с современными информационными моделями, требующими высокой профессиональной выучки и точного принятия управленческого решения.
Анализ проблемы. Анализ литературных источников и наш педагогический
и служебный опыт показывают, что в последние годы наблюдается отчетливая тенденция к снижению числа поступающих абитуриентов, имеющих высокую готовность и способность к успешному обучению и военно-профессиональной деятельности в военном вузе. Данные комплексного изучения допризывной молодежи, проведенные учеными-практиками, подтверждают, что в современных демографических и социальных условиях контингент лиц, призываемых на военную службу, не обладает достаточными предпосылками для достижения высокой военно-профессиональной работоспособности в короткое время [2-4; 8].
С учетом этого педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления будущих офицеров Национальной гвардии требует особой организации самостоятельной работы обучающихся курсантов, результатом которой становится самостоятельность - свойство личности, формируемое у курсанта при выполнении самостоятельной работы, содержащей в себе потенциальные возможности самообразования, самоопределения и самореализации. Именно сформированная самостоятельность способствует переходу самостоятельной работы обучающегося курсанта в его самостоятельную деятельность в структуре самообразования. Объективность названной логики профессионально-личностного становления курсанта военного вуза подтверждает позиция В. А. Толкачева, уточняющая характер самообразования на основе самостоятельной работы: «Самообразование обучающихся - это их дидактически обоснованная самостоятельная познавательная и преобразовательная деятельность по выработке готовности к самообразованию и ее реализации в образовательном процессе, по формированию и развитию определенных компетенций в интересах созидательного решения жизненных и профессиональных задач, осуществляемая как
в ходе аудиторных, так и внеаудиторных занятий при эффективном руководстве данным процессом со стороны профессорско-преподавательского состава» [7, с. 77].
В настоящее время самостоятельная работа обучающегося - ведущая эффективная форма организации учебного процесса в военном вузе, систематизирующая процессы приобретения, структурирования и закрепления знаний, умений и навыков, мотивирующая становление личностного опыта решения военно-профессиональных задач, реализующая принцип психологической и педагогической завершенности целостного педагогического процесса.
Для организации требуемой самостоятельной работы курсантов необходима разработка модели, которая опосредует:
- конструирование курсантом программы исполнительских действий и формулирование критериев продуктивности и успешности результата;
- получение информации - через обратную связь с преподавателем, организуемое взаимо- и самооценивание - о соответствии реально достигнутых результатов названным критериям;
- определение необходимости той или иной степени коррекции реально достигнутых результатов.
В соответствии с моделью задания самостоятельной работы курсантов являются не только формой предъявления содержания образования, но и средством формирования самостоятельной деятельности в процессе обучения. В этой связи задания самостоятельной работы курсантов должны:
1) отвечать педагогическим принципам научности, доступности, систематичности и последовательности;
2) содержать определенный комплекс новых знаний и умений для освоения их обучающимся в условиях самостоятельной деятельности;
3) быть структурированными в виде нескольких взаимосвязанных частей (этапов), программирующих умственные
процессы и практическую деятельность курсантов, включая организацию планирования и самоконтроля;
4) иметь конкретную и диагностичную цель, способствующую возникновению у курсанта стимула к действию и актуализирующую познавательную деятельность, наряду с самооценкой;
5) опираться на имеющиеся знания, умения и навыки курсантов, а также практику их применения, на жизненный опыт, а также иметь индивидуально-дифференцированный характер и вместе с тем получать постепенное усложнение.
Организация самостоятельной работы курсантов предполагает установление ее взаимосвязи с другими формами организации учебного процесса, а именно:
1) определение задач и содержания самостоятельной работы при изучении дисциплин, прохождения профессиональной практики, курсового и дипломного проектирования - в аспекте цели, ценностей, места той или иной формы организации учебного процесса в военно-профессиональной подготовке;
2) согласование содержания и методики лекционных, практических, лабораторных занятий с задачами, содержанием и методикой самостоятельной работы и самостоятельной деятельности курсантов;
3) ценностно-практическое содержание самостоятельной работы, взаимодействующее с теоретико-методологическим содержанием других форм организации учебного процесса.
Итак, для профессионально-личностного становления будущих офицеров необходима самостоятельность как сформированное свойство личности курсанта. Самостоятельность, в свою очередь, формируется в условиях организуемой в обучающем процессе военного вуза самостоятельной работы. Такая самостоятельная работа актуализирует ключевые компетенции студентов и их самообразование. Ее содержательными характеристиками
являются:
- организация самостоятельной познавательной деятельности, выстраивание ее в полном цикле: целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка;
- военно-профессиональное самосознание (осознание норм, правил модели слу-жебно-профессиональной деятельности офицера);
- развитие умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности (самопознание, саморегуляция, самоанализ, самооценка, самоконтроль, самореализация), включающих опыт самостоятельного построения индивидуальной образовательной траектории.
Самостоятельность курсанта как предпосылка профессионально-личностного становления проявляется, прежде всего, в готовности. В этой связи организационно-дидактическим этапом каждого занятия становится самоопределение курсантом ожидаемых результатов по следующему опроснику.
При выполнении заданий:
- я в большей степени готов к формированию следующих инструментальных компетенций: способность к анализу, способность к организации и планированию, коммуникативные способности, способности управления информацией, способности решать проблемы, способности принимать решения;
- я в большей степени готов к формированию следующих межличностных компетенций: способности к критике и самокритике, способность работать в команде, способность взаимодействовать со студентами, преподавателем, другими экспертами, способность воспринимать разнообразие участников учебного сотрудничества и их межкультурные различия, способность опираться на этические ценности, принципы, убеждения;
- я в большей степени готов к формированию следующих системных компетенций: способность применять знания на практике, исследовательские способности, способность
к адаптации в новых ситуациях, способность к генерации новых идей, способность к лидерству, способность достигать успеха, ответственность за качество.
Сформированная самостоятельность курсанта влияет на развитие сущностных сфер личности, мотивируя тем самым его профе ссионально-личностное становление.
Интеллектуальная сфера включает виды и стили мышления, познавательные процессы, мыслительные операции, познавательные умения, умения учиться, предметные и надпредметные знания, умения, навыки.
Для развития интеллектуальной сферы педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления будущего офицера направлено на:
а) достижение обучающимися полноты, объема, глубины, точности, прочности действенных (функциональных) знаний по изучаемым дисциплинам;
б) развитие умений целеполагания, анализа поставленной задачи для уяснения ее смысла и планирования предстоящих действий; формулирования критериев качества будущего продукта;
в) расширение мыслительных операций и развитие интеллектуальной гибкости, обеспечивающих оперативность в решении учебно-профессиональных задач;
г) освоение имеющихся и создание новых способов деятельности, творческих подходов к решению военно-профессиональных задач и самооценку явлений, фактов, процессов.
Предпочтительные методы на занятиях: проблемного изложения, исследовательские, самоконтроль, конференция, проектирование, моделирование, рефлексия интеллектуального (когнитивного) типа и др.
Мотивационная сфера включает потребности, мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации курсанта.
Для развития мотивационной сферы пе-
дагогическое сопровождение направлено на:
а) формирование потребности курсанта в развитии его способностей и самосовершенствовании;
б) развитие интереса к познанию сложных теоретических вопросов и проблем военной науки, составляющих основу будущей военно-профессиональной деятельности, а также стремления познать глубже и шире учебный материал;
в) ценностное отношение к учению, преодоление трудностей в нем, познавательную и исследовательскую потребность;
г) осознание необходимости самостоятельной работы как основы успешной военно-профессиональной деятельности и понимание социальной значимости учения.
Предпочтительные методы на занятиях: разработка и представление эссе, проектирование, написание к публикации статей, участие в конкурсах военно-профессиональной направленности, рефлексия личностного типа.
Эмоциональная сфера включает эмоции, чувства, самооценку, определяет тревожность личности курсанта.
Для развития эмоциональной сферы педагогическое сопровождение направлено на:
а) актуализацию положительных эмоциональных состояний (удовлетворения от интеллектуальной деятельности, самостоятельной работы, овладения новыми способами деятельности, самообразования и т.д.);
б) получение курсантами удовлетворения при достижении поставленных целей, от осознания успешного преодоления трудностей учения и др.;
в) стимулирование желания к самостоятельной работе;
г) формирование у обучающихся навыков управления своими эмоциями, формирование адекватной самооценки, позволяющей правильно соотнести свои внутренние и внешние резервы с задачами служебной деятельности.
Предпочтительные методы на занятиях:
стимулирования и мотивации учения (создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; создание ситуации успеха; кейс-стадии, рефлексия личностного типа.
Волевая сфера определяет целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность, организованность курсанта. Для развития волевой сферы педагогическое сопровождение направлено на:
а) формирование перспективных целей, определяющих текущие действия и усилия при выполнении задач служебной деятельности;
б) психическую устойчивость к трудностям, преодолеваемым в условиях служебной деятельности;
в) мотивацию опоры курсанта в достижении результатов служебной деятельности на собственные силы.
Предпочтительные методы на занятиях: ролевые, имитационные и деловые игры, рефлексия коммуникативного и кооперативного типов.
Сфера саморегуляции определяет управление курсантом своими психофизическими состояниями, регулирование уровня своего физического и психического состояния в процессе служебной деятельности.
Для развития сферы саморегуляции педа-готическое сопровождение направлено на:
а) развитие способностей осознанного выбора целей и средств их достижения, руководства ими в служебной деятельности;
б) организацию самоконтроля за ходом познавательного процесса в условиях служебной деятельности;
в) развитие коммуникативной компетенции и компетенции социального взаимодействия.
Предпочтительные методы на занятиях: профессионально ориентированные тренинги, рефлексия личностного, коммуникативного и кооперативного типов.
Предметно-практическая сфера включает способности, поступки, умения в различных видах деятельности и общения курсантов. Для развития предметно-практической сферы педагогическое сопровождение направлено на:
а) развитие общих способностей в условиях служебной деятельности;
б) развитие профессиональных компетенций через большой набор объектов применения способностей, вовлечение курсантов в военно-профессиональную деятельность.
Предпочтительные методы на занятиях: исследовательские задания, участие курсантов в работе научно-исследовательских кружков, заседания научных обществ, защита исследовательских проектов, рефлексия личностного, когнитивного типов.
Экзистенциальная сфера определяет умения курсанта управлять своим состоянием, отношение к себе и окружающим, позиции и ценностные ориентации.
Для развития экзистенциальной сферы педагогическое сопровождение направлено на:
а) формирование у курсантов способностей сознательного отношения к своим действиям в условиях служебной деятельности;
б) актуализацию самостоятельности мышления курсантов, генерирование ими идей;
в) создание условий для реализации курсантами своих внутренних резервов, творческих способностей;
г) становление у обучающихся опыта социально полезного поведения, необходимости военно-профессиональной деятельности и развитие у обучающихся индивидуального стиля в военно-профес-сионально-деятельности.
Предпочтительные методы на занятиях: разработка военно-технических решений и их защита, портфолио, деловые игры, рефлексия личностного, коммуникативного и кооперативного типов.
Вывод. Основанием педагогического
сопровождения является ведущая идея о том, что уровень профессионально-личностного становления будущих офицеров определяется самостоятельностью в решении военно-профессиональных и жизненных проблем различной сложности. В этой связи, самостоятельная работа становится
эффективной формой организации учебного процесса в военном вузе для формирования профессиональной самостоятельности будущего офицера. Качество педагогического сопровождения определяется созданием условий для профессионально-личностной самореализации курсантов.
1. Галиев Т. Т. Исакова Г. О., Алдабергенова С. С. Ориентировочная основа предстоящей профессиональной деятельности будущих специалистов // Вестник Академии Педагогических Наук Казахстана. -2017. - № 2. - С. 14-16.
2. Жаксылыков Р. Ф. Педагогические условия подготовки офицерских кадров для Национальной гвардии // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 4. - С. 81-85.
3. Жаксылыков Р. Ф. Роль и место военного образования и военной науки в строительстве вооруженных сил государства // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. -С. 108-111.
4. Закон Республики Казахстан «О на-
Библиографический список
Есекешова М. Д., уке». Астана, Акорда, 18 февраля 2011 года.
№ 408-IV 3PK.
5. Лызь Н. А. Основы современной педагогики. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2014. - 346 с.
6. Лызь Н. А. Тенденции развития образования и смыслы педагогической деятельности // Педагогика. - 2017. - № 6. - С. 3-13.
7. Толкачев В. А. Дидактика руководства самообразовательной деятельностью студентов в условиях вызовов XXI века: монография. -М.: Изд-во СГУ, 2010. - 208 с.
8. Amishi P. Jha, Elizabeth A. Stanley Examining the Protective Effects of Mindfulness Training on Working Memory Capacity and Affective Experience. Emotion. - 2010. - Vol. 10, № 1. - С. 54-64.
Поступила в редакцию 26.12.2017
Nurakhmetov Sagatbek Toleubayevich
Deputy Commander-in-Chief of the National Guard Republic of Kazakhstan, sagatbek. [email protected], Republic of Kazakhstan, Astana
PEDAGOGICAL SUPPORT OF CADETS' PROFESSIONAL-PERSONAL SELF-DEVELOPMENT IN MILITARY INSTITUTE
Abstract. Problem and objectives. In this article the pedagogical maintenance of professional and personal formation of future officers of internal troops demanding the special organization of independent work of the studying cadets which result is independence - the property of the personality formed at the cadet when performing the independent work comprising potential opportunities of self-education, self-determination and self-realization is considered.
In this context, independent work becomes an effective form of organization of educational process in military higher educational institution for the formation of the professional independence of the future officer. The quality of pedagogical support is determined by the creation of conditions for the professional and personal self-realization of the cadets.
Methodology. The research was carried out within the framework of the solution of the problem of the professional and personal formation of the future officer; special attention should be given to the pedagogical support for the development of the personality in the educational process of the military higher educational institution. As part of our study, we offer pedagogical support
for the professional and personal formation of a future officer, designed in the educational process of a military higher educational institution as mastering of military and professional experience, integrated with sociocultural values and values of military training.
Conceptual for the study are the following provisions: the professional-personal formation of future officers is the leading function of a military institution integrating many other functions; the most important mechanisms of professional and personal formation of future officers are: interiorization as a process of mastering the values of the military profession; identification as a process of professional self-determination in the military professional community; reflexion as a means of internal acceptance of the military's social position; professional-personal formation is one of the aspects of the sociocultural development of the personality.
It is concluded that the basis for pedagogical support is the leading idea that the level of professional and personal formation of future officers is determined by independence in solving military professional and life problems of varying complexity. In this connection, independent work becomes an effective form of organization of the educational process in a military higher educational institution for the formation of the professional independence of the future officer. The quality of pedagogical support is determined by the creation of conditions for the professional and personal self-realization of cadets.
Keywords: future officer, military higher educational institution, professional and personal formation, pedagogical maintenance, independent work, self-reliance, self-education, self-determination, self-realization.
References
1. Galiev, T. T., Yesekeshova, M. D., Issakova, G. O., Aldabergenova, S. S., 2017. An indicative basis for the forthcoming professional activity of future specialists. Bulletin of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, 2, pp. 14-16.
2. Zhaksylykov, R. F., 2015. Pedagogical conditions for the preparation of officers for the National Guard. Siberian Pedagogical Journal, 4, pp. 81-85.
3. Zhaksylykov, R. F., 2012. The role and place of military education and military science in the construction of the armed forces of the state. Siberian Pedagogical Journal, 4, pp. 108-111.
4. Law of the Republic of Kazakhstan «On Science». Astana, Akorda, February 18, 2011. №408-
IV 3PK.
5. Lyz, N. A., 2014. Bases of modern pedagogy. Rostov on Don: YuFU Publ., 346 p.
6. Lyz, N. A., 2017. Trends in the development of education and the meaning of pedagogical activity. Pedagogy, 6, 3-13.
7. Tolkachev, V. A., 2010. Didactics of leadership of self-educational activity of students in the conditions of challenges of the XXI century: monograph. Moscow: SSU Publ., 208 p.
8. Amishi, P. Jha, Elizabeth, A., 2010. Stanley Examining the Protective Effects of Mindfulness Training on Working Memory Capacity and Affective Experience. Emotion, Vol. 10, 1, pp. 54-64.
Submitted 26.12.2017