Научная статья на тему 'Развитие самоосознания курсантами будущей профессиональнойдеятельности в учебном процессе военного вуза'

Развитие самоосознания курсантами будущей профессиональнойдеятельности в учебном процессе военного вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
552
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООСОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / МОТИВАЦИОННЫЕ ДИСПОЗИЦИИ / СМЫСЛОВОЕ БУДУЩЕЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Астафьева Наталья Николаевна

В статье предлагается ряд психолого-педагогических мероприятий, ориентированных на интеграцию внешних образовательных и внутренних личностных процессов относительно будущего офицера профессионала, где предлагается попытка организовать сопровождение индивидуальных тонких механизмов самоосознания курсантами военных вузов их будущей профессиональной деятельности. Рассмотрены теоретические вопросы о сущности самосознания личности и самоосознания личностно-профессиональных механизмов, что в совокупности определяется как становление будущего профессионала. Представлены пути сопровождения процесса самоосознания учащихся военных вузов своей будущей профессиональной деятельности с перечислением видов организации психологической работы с курсантами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Астафьева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие самоосознания курсантами будущей профессиональнойдеятельности в учебном процессе военного вуза»

УДК 378.095

Астафьева Наталья Николаевна

Соискатель кандидатской степени по педагогике, психолог Хабаровского пограничного института ФСБ России, [email protected], Хабаровск

РАЗВИТИЕ САМООСОЗНАНИЯ КУРСАНТАМИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Astafeva Natalya Nikolaevna

Psychology Khabarovsk BorderguardInstitute, [email protected], Khabarovsk

DEVELOPMENT SELF-KNOWING THE FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS (MILITARY INSTITUTIONS)

Проблема самосознания как процесса осознания личностью своего смысла и выделение компонентов сознания, как высших ценностей в контексте жизненного пути сегодня наиболее актуальна.

В XXI в. востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творчески, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.

С одной стороны - это позитивно изменяющаяся, социально ответственная, способная к саморазвитию личность; с другой - грамотный специалист, мотивированный к реализации своей профессиональной деятельности. Важно, чтобы эти и другие стороны человека имели качественное основание, синтезированное с ценностно-нравственными составляющими самой личности.

Одним из механизмов, помогающих человеку узнать, увидеть, принять себя, является самосознание, а для признания себя как профессионала - ценностно-психологическое самоосознание. Это самостоятельный путь накопления человеком навыков реализации себя в различных профессиональных ситуациях.

К вопросам развития самосознания обращались многие отечественные и зарубежные ученые (И. С. Кон, Б. Ф. Ломов, К. Роджерс, Э. Эриксон, А. Маслоу, Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, В. В. Столин и др.), но единого взгляда на механизм самосознания не определен. «Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути» [4].

Традиционно для отечественной науки самосознание понимается как свободный выбор своей судьбы, как осуществленная детерминация, рефлексия жизненной ситуации, ее осознание, поиск себя в условиях разрешения внутренних

противоречий, конфликтов, жизненных проблем и трудностей, как планирование и реализация жизненного пути (К. А. Абульханова-Славская, Г. С. Кожухарь,

Н. С. Пряжников и др.). В широком смысле самосознание выступает детерминантой развития человека в целом, обеспечивая процесс непрерывного личностного развития. На каждом повороте жизненного пути человеку приходиться от чего-то освобождаться, что-то в себе утверждать, а не только поддаваться внешним влияниям. (А. Н. Леонтьев). В гуманистической психологии огромное значение придается самодетерминации и тенденции к актуализации как движению по направлению к личностному развитию (К. Роджерс, А. Маслоу и др.).

Формирование адекватной системы ценностей будущего профессионала, совершенно необходимой в контексте подготовки специалистов, возможно через психологическое знание, через создание ясной картины мира, как важнейшей составляющей сознания.

В анализе проблемы самосознания исходной является категория рефлексии, как смыслового центра всей человеческой реальности, определения своего способа жизни, ценностное осмысление жизни. Это сознательный опыт (опыт с сознанием). Для сознательной самореализации важен особый акт самоосознания - рефлексия, представляющая собой способ самоосу-ществления творческой активности человека, в которой он выделяет свое собственное усилие и свою жизненную позицию как основу творческого бытия и как основную возможность саморазвития и самосовершенствования себя и своей жизни.

Вопрос о профессионально-ценностной позиции будущего офицера, формируемой им еще в период обучения в военном вузе, его осознанном профессиональном пути вызывает определенный научный интерес.

Прежде чем оценить уровень сформированности у курсанта профессионального самосознания, мы разбили этот механизм на ряд критериев: личностно-профессиональный «задел», то с чем приходит в институт курсант: (мотивация, Я-концептуальная сформированность, ценностные ориентации), личностно-профессиональное накопление: (способность вычленять самосознание как ценностную деятельность и строить на этой основе план своего личностного роста; удовлетворенность профессией; позитивное отношение к учебной деятельности), реализация себя в построенной авторской модели.

Курсанты находятся в периоде целенаправленного развития способности осознания себя в профессиональной деятельности. В период профессионального обучения формируется профессиональная мотивация, а также профессионально важные качества. Личностные и интеллектуальные качества выступают базой для развития самосознания. Целью жизни становится реализация заложенных возможностей через обучение, целенаправленное развитие и воспитание, формирование жизненных ориентиров и воспитание духовных способностей, определяющих поступки личности.

Сегодня трудно предусмотреть все условия воспитания такой личности. Но очевидна необходимость индивидуально ориентированной социально-педа-

гогической поддержки, ее психологического сопровождения. Будущему офицеру характерно формирование умений выживать и развиваться в условиях неопределенности жизни, самоутвердиться, понимать и принимать себя, определиться в путях самореализации профессионально.

Играя смыслообразующую роль, ценностные ориентации позволяют осознавать значимые моменты профессиональной деятельности как ценной для себя, обеспечивают моральную устойчивость и психологическую готовность человека к самым сложным профессиональным ситуациям. При полном совмещении ценностей человек не мыслит себя вне работы и личное «втискивает» в профессиональные рамки.

В условиях организованной, педагогически поддерживающей становление профессионально значимых качеств у курсантов начинает происходить приращение такого важного и значимого качества как интеллектуально-осмысленная профессиональная направленность на будущую компетентную деятельность. При этом состояние интегральных параметров развития профессионально важных качеств можно выявить с помощью социально-педагогической входной, промежуточной и итоговой диагностики.

Нами была сделана попытка спрогнозировать карьерные планы и актуальное организационное поведение выпускника военного вуза, его профессиональное самосознание с помощью психодиагностической методики

Э. Шейна «Якоря карьеры» [10]. Такое исследование актуально с той позиции, что карьерные установки будущего офицера - это его важнейшие профессиональные характеристики, которые могут определить успешность профессионального выбора, увольнение или продвижение по службе выпускника института.

Основой построения карьеры достижения профессиональной идентичности является «Я-концепция» личности как относительно целостного образования, изменяющегося по мере взросления человека.

На выпуске из вуза курсанты находятся на такой ступени профессиональной идентичности, где она уже выражена, но пассивна вхождением в профессиональное сообщество, и характеризуется усвоением основных знаний, требований профессии к человеку, осознанием своих способностей, умений. Чем устойчивей установки, принятые в момент обучения, тем больше их влияние на построение жизненных планов и актуальное организационное поведение выпускника на месте службы.

По результатам тестирования выпускников 2007 г. (в опросе принимало участие 290 человек) 18% курсантов с высоким уровнем такой карьерной ориентации. 40% выборов с низким уровнем профессиональной компетентности. (Выбирались только крайние значения).

Образ профессии реализуется через процессуальную активность человека, базирующуюся на чувстве ответственности. 45,5% курсантов стремятся к работе с высоким уровнем ответственности, предусматривающей возможности лидерства. Первостепенное значение для них имеет ориентация на координацию деятельности других людей.

44% выпускников готовы к риску, они стремятся в своей карьерной ориентации преодолевать препятствия, строить карьеру самостоятельно. Выборов с низким уровнем такой карьерной ориентации нет.

В тоже время 37% курсантов с трудом переносят связанность правилами в своей рабочей жизни, у них ярко выражена потребность - все делать по-своему, не подчиняясь правилам организации. Отношение к продвижению по карьере определяется возможностью получения при этом независимости. У 18% опрошенных - низкий показатель по выбору такой карьерной ориентации.

Всего 31% опрошенных курсантов ориентируется в карьере на возможность работать в направлении « служение человечеству», « желании сделать мир лучше». Эти курсанты не будут работать в организации, враждебной таким ценностям и откажутся от продвижения, если не смогут реализовать главные ценности жизни. 28% респондентов имеют низкий показатель по такой карьерной ориентации.

Исследование показало, что только 59% респондентов полностью готовы после окончания института в полном объеме выполнять свои обязанности, чувствуют себя пока неуверенно - 35%; не готовы - 6% опрошенных курсантов.

В работе по сопровождению учебного процесса не в полной мере используются приемы по расширению профессиональной компетентности, созданию оптимистической профессиональной перспективы, приемы по определению смысла своей профессиональной деятельности, самосохранения профессиональной целостности личности. Только целенаправленное развитие самосознания курсантов способствует оптимизации их профессиональной подготовки и обеспечивается внедрением в процесс специальных программ, направленных на осознанное отношение себя в будущей профессии.

Успешно организованное психологическое сопровождение позволяет открыть личности возможности самосовершенствования и самореализации, помогает войти курсантам в «зону развития». Поскольку общей конечной целью обучения в вузе является профессиональная подготовка, то отношение курсантов к своей будущей профессии можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей учебно-воспитательного процесса.

Психолого-педагогические мероприятия по сопровождению учебновоспитательного процесса напрямую интегрированы с психолого-педаго-гической деятельностью преподавательского коллектива военного вуза, направленной на оценку уровня развития профессионально важных качеств и помощь курсантам в формировании этих качеств.

Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения курсантов военного учебного заведения является изучение его мотивации к военно-профессиональной деятельности, ее динамики по курсам обучения, предупреждение и психологическая коррекция отрицательной и неустойчивой мотивации.

Мотивация формируется на основе разных потребностей личности курсанта. Аналогично это утверждение и относительно военных специалистов: «Потребности осознаются человеком на «языке мотивов», и только мотивы отвечают на вопрос, ради чего осуществляется та или иная деятельность» [9].

Анализ реальной педагогической практики и литературы по педагогической и общей психологии [2-7] позволил выявить влияние результатов учения курсанта и процесса обучения на состояние их мотивационно-потребност-ной сферы, а также на его повседневную жизнь. Чтобы жизнь курсанта была полноценной и приводила к действенному усвоению содержания образования, у него должна быть сформирована внутренняя цель деятельности, сопровождаемая позитивными эмоциями. Ее возникновению предшествует появление потребности и почти одновременно, мотива деятельности.

Итак, сопровождение специалистами мотивации деятельности курсанта и ее динамика есть один из показателей при оценивании наличия механизма сомоосознания последними будущей профессиональной деятельности.

На основании вышесказанного, в качестве предпосылок становления профессиональных качеств будущими офицерами, мы выделили исходные мотивационные диспозиции, необходимые будущим командирам. Сюда вошли включение установки на достижение, способности делегировать ответственность, способность оказывать влияние на вверенных подчиненных, давая почувствовать себя сильными, умение наблюдать за результатами своей деятельности, использовать обратную связь, отдавая приказы, способность планировать, разрешать конфликты, помогать подчиненным в развитии их компетенции.

В Хабаровском пограничном институте ФСБ России проводятся исследования по изучению военно-профессиональной направленности личности курсанта с целью оценки изменений мотивации к будущей военной профессии и военной службе. Данная работа осуществляется поэтапно, начиная с первого курса.

Критерием качественной подготовки будущих офицеров является военнопрофессиональная готовность (ВПГ). ВПГ характеризует способности и возможности выпускников соответствовать требованиям военно-социальной среды, их личностный потенциал для становления себя как профессионала. ВПГ позволяет выпускникам успешно адаптироваться к условиям жизнедеятельности, осваивать служебно-должностные обязанности, гармонично «вписываться» в систему социальных связей и отношений, социальную структуру конкретной воинской части.

В рамках плана группы ППО по сопровождению учебного процесса в феврале 2008 г. среди курсантов 4 курса факультетов была проведена работа по выявлению самооценки их готовности к служебно-боевой деятельности, так как профессиональное самосознание опирается на профессиональную самооценку. Положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, приводит к позитивной Я-концепции. У профес-

сионала, обладающего таким уровнем самосознания, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, эффективность работ, возрастает стремление к самореализации.

Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности во взаимоотношениях с другими.

Поэтому мы измерили уровень мотивации достижения, как один из основных показателей свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Курсанты, обладающие высоким уровнем такой мотивации, более уверены в себе, успешны, готовы принять на себя ответственность, настойчивы в достижении цели, упорны при столкновении с препятствиями. Показатели фиксировали у двух факультетов на протяжении 2 лет. В исследовании участвовало по 200 респондентов (таблица).

Результаты оценки мотивации достижения

Год Факультет Высокая Средняя Ниже среднего Низкая

2007 г. 1 27% 35% 21% 17%

2 28% 35% 25% 12%

2008 г. 1 13% 24% 39% 24%

2 8% 32% 31% 29%

Исходя из результатов опроса, в среднем 62% курсантов-выпускников 2007 г. имели уровень мотивации достижения необходимый, чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности, не уклониться от трудностей и достичь поставленных целей. У курсантов 4 курса необходимый уровень потребности в достижении ниже и составляет только 38,5%.

Также было проведено изучение сформированности профессиональноважных качеств и уровеня понимания сущности служебно-боевой деятельности курсантами 4 курса, представлений о себе как о профессионале, видение себя как профессионала, выработке системы отношений и установок к себе как к профессионалу.

Полученные данные свидетельствуют, что уровень общей профессиональной подготовленности 33% курсантов 4 курса оценили на 3 балла.

Низко оценивается курсантами готовность к психолого-педагогичес-кому взаимодействию: 25% респондентов не в полной мере готовы к такому взаимодействию.

На 3 балла оценивают морально-психологическую готовность к службе почти 20% курсантов 4 курса.

Приобретенные знания, умения и навыки составляют основу военнопрофессионального опыта курсантов. Тем не менее, такие умения, как пла-

нировать работу и принимать обдуманные решения около 20% курсантов отмечает, что освоены ими не в полной мере.

Волевые качества считают недостаточно развитыми у себя 13,5% курсантов.

По такой характеристике личных качеств, как авторитетность оценка ниже среднего у 22% курсантов.

Занятия проходили в форме диалога как среды, способствующей формированию ценностного отношения к профессиональной деятельности, к себе, как к ее субъекту. Сделана попытка включить курсантов в имитационное моделированное для осознания и ориентации в служебно-боевой деятельности после выпуска, а также попытка отрефлексировать свою готовность к этой деятельности. Ведь рефлексия как способность человека к осознанию и пониманию составляет основание процесса самоопределения, как личностного, так и профессионального. Годы обучения в институте вносят коррективы в жизненные представления, намерения и планы выпускников. То, что недавно казалось важным, интересным, романтичным, благодаря новому социально-профессиональному опыту и знаниям отступает на второй план, приобретает противоположные черты, теряет ореол привлекательности и исключительности. Процесс изменения стереотипов сопровождается динамикой социальных потребностей курсантов, в том числе и военно-профессиональных.

На 4 курсе у курсантов происходят сложные процессы смыслообразова-ния, обретение опыта самостоятельных решений.

В ходе диалога курсантами обнаруживается, что собственное понимание не только не единственное, но и недостаточное, что оно может быть обогащено и другими пониманиями.

Занятия способствовали возможной реорганизации ценностно-смысловых установок, которые у курсантов в ходе диалога менялись.

Такая работа раскрывает возможности для развития личности на основе самоосознания себя в профессии, и ее коррекции, а также ценностной направленности на профессию. Необходимо запустить процесс становления профессионального самосознания, который позволит достигнуть оптимального результата в личностном развитии и профессиональной деятельности, так как профессиональное самосознание это один из ведущих показателей, обуславливающих эффективность профессионального становления специалистов, которое проявляется в мотивации учебно-профессиональной деятельности.

После комплекса занятий, тренингов в конце учебного года было проведено тестирование 4 курса с целью всестороннего изучения системы подготовки и уровня их мотивации к службе и учебе.

Постигая себя, свою сущность, достоинства и недостатки, успехи и промахи, сильные и слабые стороны, оценивая себя глазами других, дистанционно, курсант ищет, познает себя в контексте жизненного мира, в т. ч. и в профессиональном плане.

Развитие профессионального осознания, безусловно, связано с развитием личности в целом. Репрезентируя представление о себе в процессе общения и включения себя в различные виды активности, он имеет возможность оценить свое соответствие выбранным идеалам, осознать достаточность своих возможностей и ресурсов, соотнести имеющиеся и обнаруживающие себя возможности с реальными условиями их реализации. Через полгода таких тренинговых занятий по результатам обследования курсанты 4 курса показали достаточный уровень мотивации к службе и учебе. У курсантов диагностируется большие изменения в мотивационной сфере. Это поддерживает функцию «личностного смысла» [3], необходимого для достижения поставленной цели и организует творческую активность будущих специалистов на постоянное развитие у себя профессионально значимых качеств и свидетельствует о сформировавшейся готовности к саморазвитию. Положительная динамика наблюдается по каждому ответу в социологическом опросе:

До. После.

Свой профессиональный выбор повторили бы снова 49%, 61%.

Скорее да, чем нет 35%, 37%.

Скорее нет, чем да 16%, 2%.

С надеждой и оптимизмом смотрят в будущее 75%, 82%.

Спокойно, без особых надежд 25%, 18%.

Считает престижным обучение в ХПИ ФСБ России 74%, 79%.

Пожалуй, да 26%, 21%.

Гордятся службой и считают, что поступили правильно, выбрав такую профессию 80%, 89%.

Таким образом, психолого-педагогические мероприятия по сопровождению курсантами военных вузов, направленные на мобилизацию механизмов самоосознания ими будущей профессиональной деятельности, необходимое условие не только для реализации заявленной задачи, но и имеет прямое отношение к результативности всего учебно-воспитательного процесса вуза. В нем есть место только системному подходу в преподавании предметов и программ, которые смогут указать пути мобилизации механизма самоосознания курсантами военных вузов своей будущей профессиональной деятельности, где войдут во взаимнооднозначное соответствие их личностно-психологические характеристики и профессиональные ценности Российского офицера. В результате чего мы получаем новый образ практика, готового к реализации авторских моделей реагирования в сложных служебных ситуациях.

Библиографический список

1. Булынин, А. М. Профессиональное становление личности: ценностный подход. [Текст] / А. М. Булынин. - КнА., 2003.

2. Гульянова, Н. А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха [Текст] / А. Н. Гульянова // Вестник Московского университета. Психология, 2001. - № 3. - Сер. 14.

3. Леонтьев, Д. А. Методика пр едельных смыслов. [Текст] / Д. А. Леонтьев. -М., 1999.

4. Митина, А. М. Зарубежные исследования учебной мотивации взрослых [Текст] / А. М. Митина. // Вестник Московского университета. Психология, 2004. - № 2. - Сер.14.

5. Мамардашвили, М. К. Анализ сознания в работах Маркса. Как я понимаю философию. [Текст] / М. К. Мамардашвили. - М., 1992.

6. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика педагогических систем [Текст] / В. В. Сериков. - М., 1999.

7. Соколова, Е. Г. Апробация методики косвенного измерения системы самооценок [Текст] / Е. Е Соколова, Е. О. Федотова. // Вестник МГУ, 1982. - № 3. -Сер. 14.

8. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности [Текст]: учебное пособие для вузов. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школа-Пресс, 1995.

9. Шкуркин, В. И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности [Текст] / В. И. Шкуркин. - М., 1981.

10. Shein, E. H. The individual, the organization, and the career: A conceptual scheme // J. Appl.Behav. Sci. 1971. - V. 7. - P. 401-426.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.