Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение курсантов при обучении на военной кафедре важное звено в совершенствовании профессионального становления будущих офицеров'

Психолого-педагогическое сопровождение курсантов при обучении на военной кафедре важное звено в совершенствовании профессионального становления будущих офицеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОДУКТИВНАЯ И РЕПРОДУКТИВНАЯ СТАДИЯ / ТРЕНИНГ / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ADAPTATION / PERSON-CENTERED PROFESSIONAL EDUCATION / MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION / PRODUCTIVE AND REPRODUCTIVE STAGE / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабиров Р. Г.

В статье рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения курсантов на этапе обучения на военной кафедре вуза в совершенствовании профессионального становления будущих офицеров. Сформулированы положения личностно ориентированного профессионального образования и показаны основные стадии профессионального обучения и воспитания курсантов на военной кафедре.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article questions of phycology and pedagogical support of cadet during training in reserve-officer training department to perfection professional development of future officers are examine. Worded contributions of person-centered professional education and the main stage of professional education are shown.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение курсантов при обучении на военной кафедре важное звено в совершенствовании профессионального становления будущих офицеров»

Р. Г. Сабиров

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСАНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ - ВАЖНОЕ ЗВЕНО В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, адаптация, личностно-ориентированное профессиональное образование, военно-профессиональная направленность, продуктивная и репродуктивная стадия, тренинг.

В статье рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения курсантов на этапе обучения на военной кафедре вуза в совершенствовании профессионального становления будущих офицеров. Сформулированы положения личностно - ориентированного профессионального образования и показаны основные стадии профессионального обучения и воспитания курсантов на военной кафедре.

Keywords: psychology and pedagogical support, adaptation, person-centered professional education, military-professional orientation,

productive and reproductive stage, training.

In the article questions of phycology and pedagogical support of cadet during training in reserve-officer training department to perfection professional development of future officers are examine. Worded contributions of person-centered professional education and the main stage ofprofessional education are shown.

Военная реформа, осуществляемая в России, поставила перед военными кадрами ряд новых исключительно сложных задач. Необходимо теоретически разработать и практически осуществить целый комплекс взаимосвязанных мероприятий по рациональной перестройке Вооруженных Сил, реорганизации военно-научного комплекса, реформе военно-экономического производства, системы безопасности, гражданской и территориальной обороны России,

реформированию системы высшего военного образования.

Система военного образования в России начала складываться в период реформ Петра I, который утверждал, что «учение доброе основательное есть всякой пользы Отечества аки корень, семя и основание» [1]. История военного образования - неисчерпаемая тема для исследования, где еще не тронуты богатейшие архивы о деятельности военного ведомства по организации военного образования, но не только история, но также и характер, особенности и основные направления учебно-воспитательной работы военно-учебных заведений России требуют анализа и вдумчивого изучения.

Модернизация Вооруженных Сил РФ обусловила значительные преобразования в системе высшего военного образования, которые в первую очередь направлены на совершенствование профессионального становления будущих офицеров.

Необходимость совершенствования

обусловлена рядом причин, среди которых можно выделить следующие:

- реформы высшей школы в целом и

военно-профессионального образования в

частности;

- возросшие требования, предъявляемые к личности военного специалиста;

- система подготовки офицерских кадров не носит целостного характера и функционируют не

оптимально, что непосредственно сказывается на качестве профессиональной подготовки военных специалистов.

Также одной из причин по решению данной проблемы является и то, что «сегодняшнего студента не образовывают и не воспитывают, не формируют у него целостной картины окружающего человека материального и духовного мира, ценностей духовных, культурных, нравственных в их национальном и общенациональном понимании. Эти

образовательно-воспитательные, гуманитарные по своей природе цели в лучшем случае лишь декларируются на популистском, лозунговом уровне, а в худшем.... игнорируются вообще» [2].

Одним из необходимых мероприятий является внедрение в деятельность военных кафедр вуза системы психолого-педагогического

сопровождения курсантов, обеспечивающий приоритет гуманистической направленности обучения и воспитания курсантов.

Прежде всего, определим, что же такое «психолого-педагогическое сопровождение». Согласно «Словарю русского языка» [3],

сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Отсюда психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления - это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости - помощь и поддержка. Исходя из этого ,психолого-педагогическое сопровождение -это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности [4].

Цель психолого-педагогического

сопровождения в условиях военного вуза -полноценная реализация профессионального потенциала личности курсанта и формирование устойчивости к неблагоприятным воздействиям профессиональной среды.

Исходя из этого, можно определить функции сопровождения:

-информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов

профессионального становления (выбора

профессии, начального этапа адаптации к учебно-профессиональной деятельности,

профессионализации и т.д.);

-планирование сценариев отдельных этапов профессионального становления;

-психолого-педагогическое содействие при решении проблем профессионального становления личности на всех его стадиях.

Одна из главных задач

психолого-педагогического сопровождения

профессионального становления на этапе обучения на военной кафедре вуза - не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, помочь курсанту стать полноценным военным специалистом.

Результатом сопровождения

профессионального становления являются: профессиональное развитие и саморазвитие

личности, где «движущими силами творческого саморазвития курсанта являются: противоречия между желанием курсанта решить творческую задачу и в целом повысить свой профессиональный статус и уровнем имеющихся у него знаний, практических умений и навыков; осознание недостатка информированности по

заинтересовавшему вопросу, так называемый

«информационный голод»; стремление к

самоутверждению и завоеванию лидерства в курсантском коллективе; обретение социальной значимости знаний, получаемых в ходе обучения»

[5].

Психолого-педагогическое сопровождение имеет целью не просто укрепление или

совершенствование, а развитие и саморазвитие профессионала. В основе метода психологического сопровождения лежит личностно- проблемный подход, опирающийся на внутренний потенциал каждого конкретного человека и поддержку его окружения, а также на владение методами разрешения наиболее типичных проблем, с которыми сталкивается человек в процессе профессионального развития

В профессиональном образовании личностно - проблемный подход связан с личностно ориентированным направлением, где необходимым фактором становится

профессиональное развитие обучаемых в процессе организации взаимодействия всех субъектов обучения с учетом их предшествующего опыта.

Стержнем личностно ориентированного

профессионального образования является профессиональное становление - развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. Одним из примеров по Макусевой Т.Г. может быть индивидуально - ориентированное обучение,

которое «...представляет собой совокупность форм, методов, средств, этапов, реализацией которых достигается повышение качества обучения отдельному предмету за счет погружения обучающихся в осознанную, личностно - значимую индивидуальную самообразовательную

деятельность » [6].

На начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития выступает уровень личностного развития. На последующих стадиях профессионального становления соотношение личностного и профессионального развития приобретает характер динамической неравновесной целостности.

Объектами профессионального становления личности офицера являются ее интегральные характеристики: военно-профессиональная

направленность, компетентность, профессионально важные качества и психофизиологические свойства.

Цель личностно ориентированное

профессионального образования - развитие этих характеристик. Важное значение в реализации личностно ориентированного профессионального образования принадлежит

военно-профессиональной направленности,

интегральной составляющей, которой является профессиональное самосознание. В процессе его становления происходит психологическая

перестройка личности курсанта от

профессионального самоопределения к самореализации в учебно-профессиональной деятельности.

Сформулируем основные положения личностно ориентированного профессионального образования:

- личностное и профессиональное развитие

обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта учения на всех этапах профессионального образовательного процесса. Это предполагает субъективную активность обучаемого, который сам творит учение и самого себя, при этом стирается грань между процессами обучения и воспитания. Их различие

обнаруживается лишь на уровне содержания и конкретных технологий образования;

- критериями эффективной организации

профессионального образования выступают параметры личностного и профессионального развития. Оценка этих параметров возможна в процессе мониторинга профессионального

становления личности;

- в качестве психолого-дидактической

единицы профессионального образования

рассматривается учебно-профессиональная

ситуация, которая моделирует все составляющие профессионального образовательного процесса;

-социально-профессиональные особенности личности педагога интегрируются в содержание и технологии обучения, становятся факторами

профессионального развития обучаемых,

становления авторских учебных дисциплин и

индивидуального стиля деятельности;

-ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого приводит к

изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в

госстандартах образования, и требований к самоопределению, самообразованию,

самостоятельности и самоосуществлению в

учебно-профессиональных видах труда. Стандарт образования - не цель, а средство, определяющее направление и границы использования содержания образования как основы профессионального развития личности на разных ступенях обучения;

-залогом полноценной организации профессионального образовательного процесса становится сотрудничество педагогов и обучаемых. Обучение предоставляет уникальную возможность организации кооперативной деятельности педагогов и учащихся. Принципиально важным является положение о том, что личностно ориентированное образование создает условия для полноценного соразвития всех субъектов образовательного процесса [4,7].

Исходя из сущности личностно ориентированного профессионального

образования, определим основное содержание психолого-педагогического сопровождения

курсантов. Важнейшим принципом здесь выступает признание права субъекта образования самому принимать решения о путях своего профессионального становления и нести ответственность за их последствия. Сопровождение же сводится к созданию условий для полноценного профессионального становления личности, оказанию своевременной помощи и поддержки, а при необходимости - к осуществлению коррекции профессионального развития.

Решение этих задач

психолого-педагогического сопровождения

соотносится с основными стадиями профессионального обучения и воспитания: адаптации (1 года обучения) репродуктивной стадии и частично-продуктивной (2 года обучения) и продуктивной стадии (3 года обучения).

На этапе адаптации (1 года обучения) курсанты приспосабливаются к условиям и содержанию профессионально-образовательного процесса, осваивают новую социальную роль, налаживают взаимоотношения друг с другом, с педагогами, командирами.

Психолого-педагогическое сопровождение

заключается в оказании курсантам помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Его основными технологиями являются: диагностика готовности к учебно-познавательной деятельности, мотивов учения, ценностных ориентации, социально-психологических

установок;

-помощь в развитии учебных умений и приобретении знаний и «чтобы знания были мобильными, будущему специалисту необходимо уметь не только их добывать, но и уметь обрабатывать накопленные знания, уметь

использовать в своей практической деятельности» [8].

-психологическая поддержка

первокурсников в преодолении трудностей самостоятельной жизни и установлении

комфортных взаимоотношений однокурсниками и педагогами;

-умение проведения деловых встреч, бесед, переговоров (подготовка и организация, техника и тактика ведения бесед, переговоров);

-умение проведения служебных совещаний; умение ведения служебной переписки, оформления документов, умение общаться по телефону (правила ведения деловой беседы по телефону);

- владение воинским этикетом (правила приветствия, обращения, представления, знакомства); культурой речи (деловая риторика, грамотность речи);

-умение слушать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными критериями успешного

прохождения этого этапа являются адаптация к учебно-познавательной среде, личностное

самоопределение и выработка нового стиля

жизнедеятельности.

На репродуктивной и частичнопродуктивной стадиях (2 года обучения) происходит формирование у будущих офицеров первичных навыков и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей применительно к военной специальности, а также формирование компетентности, то есть

приобретение курсантами такого объема знаний,

умений и навыков, который позволит им

самостоятельно или под руководством преподавателя решать некоторые задачи военно-профессиональной деятельности, не требующие опыта исполнения должностных обязанностей..

К технологиям сопровождения относятся развивающая диагностика, консультирование, коррекция личностного и интеллектуального профиля.

В последнее время в практику прочно входят активные формы и методы социального обучения.

Продуктивность и эффективность данного вида обучения неоспоримо доказана тем, что социально- психологическое обучение

характеризуется обязательным взаимодействием обучаемых между собой. То есть сама группа (включая педагога) становится натурной моделью для изучения социально-психологических явлений и практической лабораторией для формирования коммуникативных умений, наиболее важных в том или ином виде профессиональной деятельности [9].

Суть активных методов обучения состоит в том, чтобы преодолеть традиционное закрепление за обучаемыми исполнительской части совместной деятельности и тем самым перейти от формирования исполнительского типа личности специалиста к подготовке активного, способного на самостоятельный анализ и принятие нестандартных решений выпускника.

Активные групповые методы можно условно объединить в три основных блока: а)

дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и осознания коммуникативного поведения); б) игровые методы (ролевые игры); в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной. Одним из наиболее распространенных методов является тренинг, который оказывает

конструктивное влияние на развитие личности, где человек овладевает несколькими видами социальных механизмов отражения:

коммуникативного действия в реальных условиях общения; эмоциональной регуляции на всех этапах его развертывания; процесса отражения, который задает ориентировку человеку в ситуации общения. С точки зрения уровневой организации общения механизмы отражения выступают в виде процессов ощущения, восприятия, мышления,

непосредственного переживания эмоций, коммуникативного действия.

В процессе тренинга личность получает знания, умения, навыки межличностного взаимодействия. В нем реализуется ярко выраженная направленность на формирование у участников как субъектов группового процесса сплоченности, ответственности, т. е. определенных качеств личности. Развивающий эффект тренинга проявляется в качественных изменениях личности. Деловые качества личности совершенствуются благодаря тому, что в тренинге создаются условия для корректировки и совершенствования разнообразных профессиональных знаний и умений.

Тренинг усиливает контекст обучения в трех сферах: знаний и способов их использования; умений, делающих процесс взаимодействия с другими людьми более эффективным; ценностей и взглядов. Обучение в тренинге носит творческий характер, потому что обучаемому не задают определенный стереотип, а предлагают самому найти наилучший способ решения проблемы, который отвечает его представлениям, ценностным ориентациям, интересам, потребностям. Интерактивный характер обучения в тренинге выражается в том, что курсанту предлагается опираться на собственный жизненный опыт. Он используется не спонтанно, а рефлексивно, что позволяет фиксировать, анализировать свои действия и адекватно ситуации применять полученные знания.

В тренинге происходит активное социальное обучение, так как развитие коммуникативной культуры влечет за собой развитие знаний, умений и навыков социального функционирования, повышения психологической образованности, оптимизации взаимодействия людей.

Поскольку обучение и тренинг тесно связаны друг с другом, то есть все основания говорить о тренинге как о форме обучения в рамках расширения границ профессиональной компетентности.

Как форма профессионального обучения тренинг сохраняет структуру и основания социально-психологического тренинга с

внедрением активных методов профессионального обучения.

Кроме того, в условиях подготовки военнослужащих к условиям служебной деятельности необходимым является вооружение курсантов необходимым минимумом

военно-психологических знаний, прежде всего, по вопросам психологической закалки, с тем, чтобы обеспечить условия для самостоятельного развития у себя тех качеств, которые составляют фундамент его боевой активности и устойчивости, формирования навыков регуляции собственных эмоционально-волевых состояний. Подобные умения также формируются в процессе тренинга.

Критериями продуктивности становления обучаемого являются интенсивное личностное и интеллектуальное развитие, социальная

идентичность, самообразование, оптимистическая социальная позиция

На завершающей стадии профессионального образования - продуктивной стадии (3 года обучения) - происходит включение в

профессиональную деятельность, то есть самостоятельное выполнение обязанностей и задач, характерных для определенной военной специальности и первичной офицерской должности и где «..решающее значение для выпускника профессиональной школы любого уровня приобретает не только овладение суммой конкретных знаний и навыков, но как главная цель-умение их самостоятельно добывать, приобретать, систематизировать » [10].

Необходимым условием профессионального становления будущих офицеров на этом этапе является обеспечение взаимосвязи всех его основных направлений обучения: теоретического, практического и морально-психологического.

Теоретическое направление деятельности заключается в том, чтобы дать курсантам необходимые профессиональные и специальные знания по различным аспектам служебной деятельности.

Практическое направление предусматривает вооружение курсантов комплексом умений и навыков, необходимых при выполнении функциональных обязанностей в объеме первичных офицерских должностей в соответствии с полученной военной специальностью.

Морально-психологическое направление предполагает формирование военно

-профессиональной направленности курсантов, формирование психологической устойчивости

В связи с этим следует отметить, что каждая военная кафедра имеет свои возможности как в теоретической, так и в практической, и в морально-психологической подготовке военных специалистов. При этом обучение достигается посредством реализации еще двух составляющих: Государственного образовательного стандарта и

квалификационных требований к подготовке военного специалиста.

Необходимо и обязательно проводить на этом этапе диагностику профессионального становления, которая заключается в своевременном выявлении, оценивании и анализе данного процесса.

Диагностика профессионального

становления курсантов должна осуществляться на основе двух принципов - принципа объективности и принципа систематичности.

Объективность диагностики предполагает научно обоснованное содержание диагностических процедур, верно установленные критерии и показатели уровня профессионального становления, объективное отношение

исследователя ко всем курсантам.

Принцип систематичности заключается в необходимости контроля на всех стадиях процесса профессионального становления курсантов.

Сопровождение заключается в финишной диагностике профессиональных способностей, поддержке в нахождении смысла будущей жизнедеятельности.

Основные критерии успешного прохождения этого этапа - отождествление себя с будущей военной профессией и формирование готовности к ней.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение представляет собой важное звено механизма реализации гуманных функций командным и педагогическим составом для достижения оптимальных показателей в профессиональном становлении будущих офицеров.

Литература

1. А. Н. Галушко, А. А. Колесников. Школа российского офицерства. М.: Информационно-издательское агенство «Русский мир» 1993.-С.7.

2. Духовно-нравственная культура преподавателя вуза

XXI века. Материалы Международной

научно-образовательной конференции «Духовное

возрождение на основе синтеза науки, религии, культуры образования»/ Под редакцией Д.В.Чернилевского. М.:ИГТА,2002,- С 3-4.

3. С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка. Российская АН. Российский фонд культуры. -2 -е изд. Испр. и доп.- М.: АЗЪ, 1994. - С.738.

4. 3еер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для

вузов. М.: Академический проект: Екатеринбург:

Деловая книга, 2003. - С.336

5. В.А.Акиндинов. Место и роль общественных наук в целостном педагогическом процессе подготовки офицерских кадров.-М.; Издательство МГОУ, 2010.-С.14

6. Т.Г.Макусева. Модель индивидуально -ориентированного обучения // Вестник Казанского технологического университета, 2012, Т. 15 №12. -С.328.

7.3еер Э.Ф. Личностно-ориентированное

профессиональное образование. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 1998. -С.51.

8. Н.П.Гончарук, Г.С.Сагдеева. Формирование научно-исследовательской компетенции будущих специалистов // Вестник Казанского технологического университета, 2013, Т. 16, №3. - С.318.

9. Емельянов Ю.И. Активное социальное

психологическое обучение. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та,1985. - С.167.

10. Н. И. Ларионова. Формирование профессиональных навыков у студентов технического вуза // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т 16 №4. - С. 364.

Р. Г. Сабиров - асс. кафедры управления, экономики и права КНИТУ, начальник цикла военной кафедры ФВО КНИТУ fvo33@kstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.