Научная статья на тему 'Оптимизация процесса самоосознания курсантами военного вуза будущей профессиональной деятельности'

Оптимизация процесса самоосознания курсантами военного вуза будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООСОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / МОТИВАЦИОННЫЕ ДИСПОЗИЦИИ / СМЫСЛОВОЕ БУДУЩЕЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / SELF-AWARENESS / VALUES / PROFESSIONAL ACTIVITIES / REFLECTION / MOTIVATIONAL DISPOSITIONS / MEANINGFUL FUTURE / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT / MILITARY PROFESSIONAL READINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Астафьева Наталья Николаевна

В статье рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся сущности самосознания личности как качества становления будущего профессионала. Представлены технологии сопровождения процесса самоосознания учащимися военных вузов своей будущей профессиональной деятельности с перечислением видов организации психологической работы с курсантами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Астафьева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of the process of the military school students' self-awareness of their future professional activitiesS

The article deals with theoretical issues concerning the essence of self-identity as the quality of the developing of future professionals. The technology of the support of the process of military institution students' self-awareness of their future professional activities with listing the types of psychological work with the students (cadets) are shown.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса самоосознания курсантами военного вуза будущей профессиональной деятельности»

Н. Н. Астафьева

(Хабаровск)

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА САМООСОЗНАНИЯ КУРСАНТАМИ ВОЕННОГО ВУЗА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся сущности самосознания личности как качества становления будущего профессионала. Представлены технологии сопровождения процесса самоосознанияучащимися военных вузов своей будущей профессиональной деятельности с перечислением видов организации психологической работы с курсантами

Проблема осознания личностью своего смысла и ценностей в контексте жизненного пути наиболее актуальна, так как сейчас востребован специалист социально ответственный, способный к саморазвитию, мотивированный к реализации своей профессиональной деятельности. Важно, чтобы эти и другие стороны человека имели качественное основание, синтезированное с ценностно-нравственными составляющими самой личности.

Одним из качеств, помогающих человеку узнать, увидеть, принять себя, является самосознание, а для признания себя как профессионала - ценностно-психологическое самоосозна-ние. Это самостоятельный путь накопления человеком навыков реализации себя в различных профессиональных ситуациях.

На наш взгляд, актуальность проблемы активизации механизмов самоосознания в период личностно-профессионального становления будущих офицеров заключена в сложившемся противоречии между развивающейся личностью человека, обладающего активной жизненной позицией, ценностями, нравственными ориентирами, с одной стороны, и практически традиционной системой профессионального обучения, его содержанием, с другой.

К вопросам развития самосознания личности обращались многие ученые (И. С. Кон, Б. Ф. Ломов, К. Роджерс, Э. Эриксон, А. Маслоу, Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, В. В. Столин и др.). Но единый взгляд на механизм самосознания не определен. «Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути» [4].

Традиционно для отечественной науки самосознание понимается как свободный выбор своей судьбы, как осуществленная детерминация, рефлексия жизненной ситуации, ее осознание, поиск себя в условиях разрешения внутренних противоречий, конфликтов, жизненных

проблем и трудностей, как планирование и реализация жизненного пути (К. А. Абульханова-Славская, Г. С. Кожухарь, Н. С. Пряжников и др.). В широком смысле самосознание выступает детерминантой развития человека в целом, обеспечивая процесс непрерывного личностного развития. На каждом повороте жизненного пути человеку приходится от чего-то освобождаться, что-то в себе утверждать, а не только поддаваться внешним влияниям (А. Н. Леонтьев). В гуманистической психологии огромное значение придается самодетерминации и тенденции к актуализации как движению по направлению к личностному развитию (К. Роджерс, А. Маслоу и др.).

Формирование адекватной системы ценностей будущего профессионала, совершенно необходимой в контексте подготовки специалистов, возможно через психологическое знание, через создание ясной картины мира как важнейшей составляющей сознания.

И здесь в анализе проблемы самосознания исходной является категория рефлексии как смыслового центра всей человеческой реальности, определения своего способа жизни, ценностного осмысления жизни. Это сознательный опыт (опыт с сознанием). Для сознательной самореализации важен особый акт самоосознания

- рефлексия, представляющая собой способ самоосуществления творческой активности человека, в которой он выделяет свое собственное усилие и свою жизненную позицию как основу творческого бытия и как основную возможность саморазвития и самосовершенствования себя и своей жизни.

Вопрос о профессионально-ценностной позиции будущего офицера, формируемой им еще в период обучения в военном вузе, его осознанном профессиональном пути вызывает определенный научный интерес.

Прежде чем оценить уровень сформирован-ности у курсанта профессионального самосоз-

нания, мы разбили этот механизм на ряд критериев: личностно-профессиональный «задел», то, с чем приходит в институт курсант (мотивация, Я-концептуальная сформированность, ценностные ориентации), личностно-профессиональное накопление (способность вычленять самосознание как ценностную деятельность и строить на этой основе план своего личностного роста; удовлетворенность профессией; позитивное отношение к учебной деятельности), реализация себя в построенной авторской модели.

Курсанты находятся в периоде целенаправленного развития способности осознания себя в профессиональной деятельности. В период профессионального обучения формируются профессиональная мотивация, а также профессионально важные качества. Личностные и интеллектуальные качества выступают базой для развития самосознания. Целью жизни становится реализация заложенных возможностей через обучение, целенаправленное развитие и воспитание, формирование жизненных ориентиров, воспитание духовных способностей, определяющих поступки личности.

Сегодня трудно предусмотреть все условия воспитания такой личности. Но очевидна необходимость индивидуально ориентированной социально-педагогической поддержки, ее психологического сопровождения. Для будущего офицера необходимо формирование умений выживать и развиваться в условиях неопределенности жизни, самоутверждаться, понимать и принимать себя, определяться в путях профессиональной самореализации.

Играя смыслообразующую роль, ценностные ориентации позволяют осознавать значимые моменты профессиональной деятельности как ценной для себя, обеспечивают моральную устойчивость и психологическую готовность человека к самым сложным профессиональным ситуациям. При полном совмещении ценностей человек не мыслит себя вне работы и личное «втискивает» в профессиональные рамки.

В условиях организованной, педагогически поддерживающей становление профессионально значимых качеств у курсантов начинает происходить приращение такого важного и значимого качества, как интеллектуально осмысленная профессиональная направленность на будущую компетентную деятельность. При этом состояние интегральных параметров развития профессионально важных качеств можно выявить с помощью социально-педагогической диагностики: входной, промежуточной и итоговой.

Нами была сделана попытка спрогнозировать карьерные планы и актуальное организа-

ционное поведение выпускника военного вуза, его профессиональное самосознание с помощью психодиагностической методики Э. Шейна «Якоря карьеры» [10]. Такое исследование актуально с той позиции, что карьерные установки будущего офицера - это его важнейшие профессиональные характеристики, которые могут определить успешность профессионального выбора, увольнение или продвижение по службе выпускника института.

Основой построения карьеры - достижения профессиональной идентичности - является «Я-концепция» личности как относительно целостное образование, изменяющееся по мере взросления человека.

На выпуске из вуза курсанты находятся на такой ступени профессиональной идентичности, которая характеризуется усвоением основных знаний, осознанием своих способностей, умений, требований профессии к человеку, но пассивностью вхождения в профессиональное сообщество. Чем устойчивей установки, принятые в период обучения, тем больше их влияние на построение жизненных планов и актуальное организационное поведение выпускника на месте службы. По результатам тестирования выпускников (в опросе принимало участие 290 человек) 18% курсантов показали высокий уровень такой карьерной ориентации.

Образ профессии реализуется через процессуальную активность человека, базирующуюся на чувстве ответственности. 45,5% курсантов стремятся к работе с высоким уровнем ответственности, предусматривающей возможности лидерства. Первостепенное значение для них имеет ориентация на координацию деятельности других людей. 44% выпускников готовы к риску, они стремятся в своей карьерной ориентации преодолевать препятствия, строить карьеру самостоятельно. В то же время 37% курсантов с трудом переносят связанность правилами в своей рабочей жизни, у них ярко выражена потребность все делать по-своему, не подчиняясь правилам организации. Отношение к продвижению по карьере определяется возможностью получения при этом независимости. У 18% опрошенных - низкий показатель по выбору такой карьерной ориентации. Всего 31% опрошенных курсантов ориентирован на возможность работать в направлении «служение человечеству», «желании сделать мир лучше». Эти курсанты не будут работать в организации, враждебной таким ценностям, и откажутся от продвижения, если не смогут реализовать главные ценности жизни. 28% респондентов, однако,

имеют низкий показатель по такой карьерной ориентации.

Исследование показало, что только 59% респондентов полностью готовы после окончания института в полном объеме выполнять свои обязанности; чувствуют себя пока неуверенно-35%; не готовы - 6% опрошенных курсантов.

В работе по сопровождению учебного процесса не в полной мере используются приемы, помогающие расширению профессиональной компетентности, созданию оптимистической профессиональной перспективы, определению смысла своей профессиональной деятельности, самосохранению профессиональной целостности личности. Только целенаправленное развитие самосознания курсантов способствует оптимизации их профессиональной подготовки. Оно обеспечивается внедрением в учебно-воспитательный процесс специальных программ, направленных на осознание себя в будущей профессии.

Успешно организованное психологическое сопровождение позволяет открыть личности возможности самосовершенствования и самореализации, помогает курсантам войти в «зону развития». Поскольку общей конечной целью обучения в вузе является профессиональная подготовка, то отношение курсантов к своей будущей профессии можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей учебно-воспитательного процесса.

Психолого-педагогические мероприятия по сопровождению учебно-воспитательного процесса напрямую интегрированы с психолого-пе-дагогической деятельностью преподавательского коллектива военного вуза, направленной на оценку уровня развития профессионально важных качеств и помощь курсантам в формировании этих качеств.

Одной из главных задач психолого-педаго-гического сопровождения курсантов военного учебного заведения является изучение их мотивации к военно-профессиональной деятельности, ее динамики по курсам обучения, предупреждение и психологическая коррекция отрицательной и неустойчивой мотивации.

Мотивация формируется на основе разных потребностей личности - это утверждение касается и военных специалистов: «Потребности осознаются человеком на „языке мотивов" и только мотивы отвечают на вопрос, ради чего осуществляется та или иная деятельность» [9].

Анализ реальной педагогической практики и литературы по педагогической и общей психологии [2, 3, 4, 5, 6, 7] позволил выявить влияние результатов учения курсантов и процесса

обучения на состояние их мотивационно-по-требностной сферы, а также на их повседневную жизнь. Чтобы жизнь курсанта была полноценной и приводила к действенному усвоению содержания образования, у него должна быть сформирована внутренняя цель деятельности, сопровождаемая позитивными эмоциями. Ее возникновению предшествует появление потребности и почти одновременно, мотива деятельности.

Итак, сопровождение специалистами мотивации деятельности курсанта и ее динамика есть один из показателей при оценивании наличия механизма сомоосознания последними будущей профессиональной деятельности.

На основании вышесказанного, в качестве предпосылок становления профессиональных качеств у будущих офицеров, мы выделили исходные мотивационные диспозиции, необходимые будущим командирам. Сюда вошли: установка на достижение; способность делегировать ответственность; способность оказывать влияние на вверенных подчиненных, давая им почувствовать себя сильными; умение наблюдать за результатами своей деятельности, использовать обратную связь, отдавая приказы, способность планировать, разрешать конфликты, помогать подчиненным в развитии их компетенции. В Хабаровском пограничном институте ФСБ России проводятся исследования по изучению военно-профессиональной направленности личности курсанта с целью оценки изменений мотивации к будущей военной профессии и военной службе. Данная работа осуществляется поэтапно, начиная с первого курса.

Критерием качественной подготовки будущих офицеров является военно-профессиональная готовность (ВПГ). ВПГ характеризует способности и возможности выпускников соответствовать требованиям военно-социальной среды, их личностный потенциал для становления себя как профессионала. ВПГ позволяет выпускникам успешно адаптироваться к условиям жизнедеятельности, осваивать служебно-должностные обязанности, гармонично «вписываться» в систему социальных связей и отношений, социальную структуру конкретной воинской части.

Развитие профессионального осознания, безусловно, связано с развитием личности в целом. Репрезентируя представление о себе в процессе общения и включения себя в различные виды активности, курсант имеет возможность оценить свое соответствие выбранным идеалам, осознать достаточность своих возможностей и ресурсов, соотнести имеющиеся и обнаруживающие себя возможности с реальными

условиями их реализации. Через полгода специальных тренинговых занятий, направленных на формирование профессионально-ценностных отношений, имитирующих служебно-боевую деятельность и проходящих в режиме диалога, по результатам обследования курсанты 4 курса показывают достаточный уровень мотивации к службе и учебе. У курсантов диагностируются большие изменения в мотивационной сфере. Это поддерживает функцию «личностного смысла» [3], необходимого для достижения поставленной цели, организует творческую активность будущих специалистов на постоянное развитие у себя профессионально значимых качеств и свидетельствует о сформировавшейся готовности к саморазвитию.

Таким образом, психолого-педагогические мероприятия по сопровождению курсантов

военных вузов, направленные на мобилизацию механизмов самоосознания ими будущей профессиональной деятельности, являются не только необходимым условием для реализации заявленной задачи, но и имеют прямое отношение к результативности всего учебно-воспитательного процесса вуза. В нем есть место лишь системному подходу в преподавании предметов и программ, которые смогут указать пути мобилизации механизма самоосознания курсантами военных вузов своей будущей профессиональной деятельности, где войдут во взаимнооднозначное соответствие их личностно-психологические характеристики и профессиональные ценности российского офицера. В результате чего мы получаем новый образ практика, готового к реализации авторских моделей реагирования в сложных служебных ситуациях.

Литература

1. Булынин А. М. Профессиональное становление личности: ценностный подход. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.-на-Амуре гос. пед. ин-та, 2003. - 99 с.

2. Гульянова Н. А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2001. - №3. - С.155-158.

3. Леонтьев Д. А. Методика предельных смыслов (МПС). - М.: Смысл, 1999. - 36 с.

4. Митина А. М. Зарубежные исследования учебной мотивации взрослых // Вестник Московского университета. Сер.14, Психология.

- 2004. - №2. - С.56-65.

5. Анализ сознания в работах Маркса // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990. - С.295-314.

6. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - 272 с.

7. Соколова Е. Г., Федотова Е. О. Апробация методики косвенного измерения системы самооценок // Вестн. МГУ. Сер.14, Психология. -1982. - Т.3. - С.77-81.

8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности : учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

9. Шкуркин В. И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов. - М., 1981.

10. Shein, E. H. The individual, the organization, and the career: A conceptual scheme // J. Appl. Behav. Sci. 1971. V.7. P.401-426.

--------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.