УДК 378/359
Нурахметов С.Т.
Главное командование Национальной гвардии Республики Казахстан E-mail: [email protected]
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Nurakhmetov S.T.
The Main Command of the National Guard of the Republic of Kazakhstan E-mail: [email protected]
STRUCTURE OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF THE CADETS OF A MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
Профессионально-личностное становление офицера - это процесс, охватывающий продолжительный период жизни военного специалиста, в котором условно можно обозначить три важнейших этапа: профессионально-психологический отбор, обучение и воспитание в военном вузе и собственно профессиональная деятельность.
Современный уровень развития высшего военного образования требует пристального внимания к профессионально-личностному становлению будущего офицера. При этом профессионально-личностное становление будущих офицеров следует рассматривать как процесс прогрессивных изменений личности, обеспечиваемый военным образованием, межличностным взаимодействием его субъектов, условиями военно-профессиональной деятельности курсантов.
В рамках решения задачи профессионально-личностного становления будущего офицера особое внимание следует уделить педагогическому сопровождению развития личности в образовательном процессе военного вуза. В рамках нашего исследования мы предлагаем педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления будущего офицера, проектируемое в образовательном процессе военного вуза как овладение им военно-профессиональным опытом, интегрируемым с социокультурными ценностями и ценностями профессионально-военной подготовки.
Концептуальными для исследования являются следующие положения: профессионально-личностное становление будущих офицеров является ведущей функцией военного вуза, интегрирующей множество других функций; важнейшими механизмами профессионально-личностного становления будущих офицеров являются: интериоризация как процесс овладения ценностями военной профессии; идентификация как процесс профессионального самоопределения в военно-профессиональном сообществе; рефлексия как средство внутреннего принятия социальной позиции военного; профессионально-личностное становление, которое является одной из сторон социокультурного развития личности будущего офицера, приобщения ее к культурным ценностям общества.
К числу основных структурных элементов комплексного педагогического сопровождения, способствующего изменениям личности будущего офицера, его профессиональной социализации, относим: целеполагание как обоснование целей и задач военного образования; структурно-содержательный компонент как соотнесение стратегической цели с этапами, направлениями и содержанием воспитательной работы, представленными в виде блоков и модулей; технологический компонент как система используемых методов, приемов и средств образования; педагогический компонент как комплекс требований к современному военному педагогу, к его личностным и профессиональным качествам.
Ключевые слова: профессионально-личностное становление офицера, образовательный процесс военного вуза, педагогическое сопровождение, педагогические условия, педагогическая деятельность.
The professional and personal formation of an officer is a process that covers a long period of life of a military specialist, in which three key stages can be identified: professional and psychological selection, training and education in a military higher educational institution and professional activities.
The current level of development of higher military education requires close attention to the professional and personal formation of a future officer. At the same time, the professional and personal formation of future officers should be regarded as a process of progressive personality changes provided by military education, interpersonal interaction of its subjects, and the conditions of military and professional activities of cadets.
As a part of the solution of the task of professional and personal formation of a future officer, a special attention should be given to the pedagogical support for the development of the personality in the educational process of a military higher educational institution. In the framework of our research, we offer a pedagogical support for the professional and personal formation of a future officer, designed in the educational process of the military higher educational institution as mastering with military and professional experience, which is integrated with the sociocultural values and values of professional-military training.
The following provisions are conceptual for the research: the professional and personal formation of future officers is a leading function of a military higher educational institution integrating many other functions; the most important mechanisms of professional and personal formation of future officers are: interiorization as a process of mastering with the values of the military profession; identification as a process of professional self-determination in the military professional community; reflation as a means of internal acceptance of the military's social position; professional and personal formation is one of the aspects of the sociocultural development of the personality of a future officer, familiarizing it with the cultural values of society.
To the basic structural elements of the complex pedagogical support that contributes to the changes in the personality of a future officer, his professional socialization, we attribute: goal-setting as a rationale for the goals and objectives of military education; structural-content component as the correlation of the strategic goal with the stages, directions and content of educational work, presented in the form of blocks and modules; technological component as a system of used methods, ways and means of education; a pedagogical component as a set of requirements for a modern military teacher, to his personal and professional qualities.
Key words: professional and personal formation of an officer, educational process of a military higher educational institution, pedagogical support, pedagogical conditions, pedagogical activities.
Изучение психолого-педагогических трудов, посвященных проблемам профессионально-личностного становления, свидетельствует о том, что многие из них посвящены обучающимся вузов гражданского профиля, а количество исследований применительно будущих офицеров ничтожно мало. Профессионально-личностное становление офицера - процесс, который охватывает довольно длительный период его жизни, условно подразделяющийся на три этапа: профессионально-психологический отбор, обучение и воспитание в военном вузе и профессиональная деятельность в войсках.
На сегодняшний день состояние высшего военного образования заставляет уделить особое внимание профессионально-личностному становлению будущего военного специалиста, которое понимается как ряд прогрессивных изменений личности, обеспечиваемых военным образованием, межличностным взаимодействием его субъектов, условиями военно-профессиональной деятельности курсантов.
В успешном профессионально-личностном становлении будущего военного специалиста важнейшую роль играет педагогическое сопровождение развития личности в образовательном процессе высшего военного учебного заведения. В трудах исследователей, рассматривающих педагогическое сопровождение, эта категория принимается во внимание как особый вид педагогической деятельности, который направлен на предупреждение и преодоление трудностей, возникающих в освоении некоторой предметной деятельности, как педагогическая стратегия, обеспечивающая поддержку деятельности субъекта в процессе профессионального становления специалиста.
В данном исследовании нами рассматривается педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления будущего военного специалиста, которое проектируется в образовательном процессе высшего военного учебного заведения как постижение
обучающимся военно-профессионального опыта, интегрируемого с социокультурными ценностями и ценностями военно-профессиональной подготовки.
Представленные ниже положения являются концептуальными для исследования:
- профессионально-личностное становление будущих военных специалистов - главная функция военного вуза, которая интегрирует множество других функций;
- основные механизмы профессионально-личностного становления будущих военных специалистов (интериоризация как процесс постижения ценностей профессии военного; идентификация как процесс профессионального самоопределения в военно-профессиональном сообществе; рефлексия как средство внутреннего принятия социальной позиции военного);
- профессионально-личностное становление - одна из сторон социокультурного развития личности будущего военного специалиста, приобщения ее к культурным ценностям общества.
Критериями профессионально-личностного становления будущего офицера становятся следующие положения:
- профессиональная направленность личности курсанта военного вуза, отражающая положительные мотивы к военно-профессиональному образованию и будущей военной службе, сформированность ценностных основ воинской службы, удовлетворенность профессиональным выбором;
- компетентностно-содержательная характеристика личности, определяющая сфор-мированность профессиональных компетенций и способностей к их реализации; стремление к развитию инструментальных основ деятельности офицера; наличие потребностей к саморазвитию профессионально-значимых качеств;
- социально-профессиональная активность, проявляющаяся в ответственности за выполнение воинского долга, стремлении к взаимодействию с
военными педагогами и командирами в процессе реализации военных и образовательных задач, потребности в профессиональной коммуникации.
Цель статьи - изучить степень разработанности проблемы педагогического сопровождения в психолого-педагогических исследованиях и обозначить основные структурные характеристики профессионально-личностного становления будущего офицера.
Специфика высшего военного учебного заведения предусматривает: получение образования в условиях воинского уклада жизни (строгий контроль деятельности курсантов; соблюдение правил ношения воинской формы одежды и знаков различия; постоянная боеготовность личного состава курсантов и военнослужащих, строгое соблюдение режима секретности и закрытость местоположения, несение караульной службы с вооружением курсантов и военнослужащих и т. д.); особый военно-профессиональный язык общения; акцент на физическое развитие и закалку; обучение, направленное на практическое овладение техникой профессии.
Особенности образовательного процесса военного вуза, имеющего действенное влияние на профессионально-личностное становление курсанта, полно и детально исследованы в работах А.В. Белошицкого [1], Л.Н. Куликовой [4], [5], Н.В. Слесаренко [15], А.А. Коренева [3].
Ведущей идеей исследования А.В. Белошицкого : «становление профессионализма будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза должно основываться на достижении «синхронного единства» диалектически взаимосвязанных процессов педагогической деятельности преподавателей и профессионально-личностного развития курсантов за счет обеспечения самоактуализации личностных потенциалов обучающихся и специально организованного педагогического влияния преподавателей, адекватного выявленным индивидуальным особенностям личности курсантов» [1, с. 6]. Исследователь считает, что профессионально-личностное становление будущих военных специалистов получит эффективное и динамичное развитие при следующих условиях:
- педагогическое влияние преподавателей адекватно индивидуальным особенностям курсантов;
- непрерывно возрастает активность самого курсанта;
- происходит глубокое осмысление и осознанное принятие внешних требований [1, с. 38].
Значимыми для нашего исследования являются труды Л. Н. Куликовой, раскрывающие суть и механизмы процесса профессионально-личностного становления. Опираясь на идеи профессионального развития личности Л.Н. Куликовой, представитель её научной школы Н.В. Слесаренко утверждает, что с целью активизации процесса профессионально-личностного саморазвития необходимы педагогические условия, вследствие которых курсант способен самостоятельно и ответственно выстраивать цели, задачи, планы личностного саморазвития [15].
Тем самым, образовательный процесс в военном вузе, как и любая другая система, успешно функционирует и развивается при соблюдении педагогических условий сопровождения профессионально-личностного становления будущих офицеров. При уточнении этих условий следует учитывать то обстоятельство, что в военном вузе образовательный процесс слагается из трех базовых дополняющих друг друга компонентов:
1) учебного - учебные занятия первой половины дня;
2) воспитательного - воспитательные, общественные, спортивно-массовые и другие мероприятия, преимущественно реализуемые во второй половине дня и в выходные дни;
3) психолого-педагогического обеспечения - мониторинг развития профессиональных качеств курсантов, психического состояния курсантов и климата в учебных группах, профессионально-психологическая подготовка курсантов и др.
Проблема изучения некоторых особенностей военного образования, сопровождающих профессионально-личностное становление курсантов на всех трех базовых компонентах образовательного процесса, освещена в трудах видных представителей педагогической мысли России и Казахстана.
В ряде работ особый акцент делается на создании атмосферы взаимоуважения между командирами, преподавателями и курсантами,
роли личного примера в выстраивании сложной профессиональной образовательной деятельности военного вуза (А.В. Барабанщиков, В.И. Варваров, В.И. Вдовюк, В.П. Давыдов, М.И. Дьяченко, Е.Ф. Осипенков). В исследованиях отмечается, что образовательный процесс военного вуза должен сосредотачиваться на профессионально-личностном становлении будущих офицеров, обуславливающем готовность к профессионально-военной деятельности.
Например, исследователь К.Ф. Толенгу-тов подчеркивает, что подготовка курсантов осуществляется в настоящее время в условиях перехода к новым общественным отношениям в политической, экономической и культурной сферах. Следовательно, содержание образовательного процесса должно актуализировать вопросы и задачи педагогического сопровождения военного обучения курсантов, воспитательной работы с ними, социально-психологической подготовки к будущей профессиональной деятельности. Это должно найти отражение в оказании помощи в овладении военными знаниями, создании атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения, взаимного доверия всех субъектов образования, создания ситуаций «контактного взаимодействия» преподавателей с курсантами, при которых процесс профессионально-личностного становления способствует формированию готовности курсанта как будущего офицера к решению задач, поставленных военными командирами [17].
Именно этот процесс, по мнению С.П. Желтобрюха, предполагает становление готовности к деятельности, профессиональное самоопределение, мотивацию, накопление знаний, формирование навыков и умений, развитие профессионально важных качеств и профессионально-личностное саморазвитие [2].
На основании анализа работ казахстанских и российских педагогов, в которых рассматриваются вопросы, отражающие сущность проблемы профессионально-личностного становления, приходим к выводу: процесс обучения в военном вузе, в силу его особенностей, отмеченных выше, способствует как профессиональному, так и личностному становлению курсантов, если:
- имеет нацеленность на создание условий проявления субъектности при выполнении вы-
пускниками военной школы своих функциональных обязанностей, обеспечивающих формирование профессионально-компетентной личности;
- носит деятельностный, продуктивный характер в профессиональной подготовке офицеров младшего звена;
- обеспечивает интеграцию учебного процесса, воспитательных мероприятий, социально-психологического обеспечения с реальной действительностью, с социумом для реализации принципа непрерывного образования;
- ориентируется на личностное и профессиональное становление курсанта в подготовке кадров определенных военных профессий.
Таким образом, в настоящее время необходима существенная модернизация военного образования, актуализирующая роль военной педагогики, военной психологии, военного права, военно-специальных наук. Сама сущность высшего военного образования должна постоянно предопределяться жизнью [2, с. 154], носить практико-ориентированный характер.
Модернизация обучения необходима для овладения выпускником необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма, сформированности прочных и системных знаний для успешной деятельности в будущей офицерской должности. В этой связи, можно уверенно утверждать, что важнейшей задачей образовательного процесса военного вуза становится развитие у курсантов профессиональных качеств.
Особое значение в профессионально-личностном становлении будущего офицера имеет грамотная, с педагогической точки зрения, организация воспитательной работы с курсантами в военном вузе, главной целью которой является формирование комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями будущей профессиональной деятельности [13].
Значимой составляющей воспитательной работы с курсантами являются традиции и ритуалы. По мнению, В. Серых, воинский ритуал - это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении торжественных и траурных церемоний, а также
обрядов; прикладной смысл ритуала в том, что он на сознательном и бессознательном уровнях оказывает определенное эмоциональное воздействие на сотрудников, создавая у них ощущение единства [14].
Именно эти свойства воинских ритуалов используются и в военных вузах национальной гвардии, деятельность которых предполагает выполнение множества ритуалов, обусловленных спецификой воинской службы.
Значительное место в воспитательной работе в военном вузе отводится изучению будущими офицерами определенных норм и правил поведения, закрепленных в Кодексе чести военнослужащих национальной гвардии. Значимый вклад в воспитательную работу вносят общественные формирования: офицерский и курсантский советы, совет кураторов учебных групп, совет ветеранов, женсовет, совет военнослужащих по контракту, комиссия по служебной дисциплине и этике и др.
Важным компонентом образовательного процесса военного вуза, оказывающим действенное влияние на профессионально-личностное становление будущего офицера, становится социально-психологическое обеспечение образовательной и служебной деятельности курсантов, которое осуществляют подразделения психологического обеспечения вуза [11], [12].
Образовательный процесс следует модернизировать так, чтобы после окончания военного вуза офицеры соответствовали предъявляемым требованиям приобретенной ими квалификации. Для этого в период получения знаний в военном вузе важнейшей задачей курсанта становится развитие личностных качеств и профессиональных компетенций, являющихся залогом успешной профессиональной деятельности. Как считает А.Н. Леонтьев, в этом случае профессиональная деятельность представляется в качестве набора определенных действий, каждое из которых следует одно за другим и направлено на выполнение поставленной цели [6].
В. А. Локалов и В.Т. Тозик отмечают, что успешная деятельность любого профессионала невозможна без сформированного осознанного внутреннего образа профессиональной деятельности; следовательно, исходя из принципа инте-риоризации, этот образ должен существовать в
образовательной среде, то есть являться одним из ее элементов [7].
В военных вузах формирование предмета деятельности осуществляется в случае активного внедрения будущих офицеров в профессиональную деятельность, а также в условиях проведения тематических занятий по социально-психологической подготовке. Вместе с тем, наблюдается существенное противоречие между необходимостью развития лидерских качеств будущих офицеров и особенностями среды обучения военных вузов.
Теоретический анализ специфики обучения в военном вузе, оказывающей влияние на профессионально-личностного становления военного специалиста, позволил выявить главные составляющие (области) этого процесса: процессуально-деятельностную и организационно-корпоративную.
Процессуально-деятельностная область включает учебный, воспитательный, служебно-профессиональный, научно-исследовательский составляющие, напрямую связанные с формами обучения, реализуемыми в военном вузе. В рамках учебного компонента мы выделяем: учебный и воспитательный процесс, психолого-педагогическое обеспечение учебной и служебной работы.
К организационно-корпоративной области можно отнести составляющие, которые способствуют формированию организационной культуры вуза. В их числе материально-административный, нормативно-традиционный, личностно-досуговый компоненты и, кроме того, социально-психологическая атмосфера вуза.
Анализируя учебный процесс высшего военного учебного заведения, мы обращаем внимание на практику использования современных (инновационных) технологий, направленных на профессионально-личностное становление курсанта. В работах А.К. Марковой обозначены основные положения использования таких технологий:
- современные (инновационные) технологии обучения в большинстве случаев представляют собой средство моделирования профессиональной деятельности современного специалиста;
- чем больше и качественнее внедряются в учебный процесс инновационное содержание
и технологии, тем полнее и адекватнее можно моделировать профессиональную деятельность будущих специалистов.
- современный (инновационный) подход в построении обучения позволяет с большей эффективностью решать сложнейшие образовательные задачи [8, с. 324-326].
В рамках нашего исследования обосновываем технологию сопровождения курсанта в образовательном процессе для оказания помощи при принятии им решения в сложных ситуациях, создания условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного и академического выбора, помощи в преодолении трудностей (барьеров, затруднений и т. п.) и создания ситуаций успешности и достижений.
Значительное место занимает рефлексивная технология обучения. В рамках этой технологии достигается формирование альтернативности мышления и плюралистического мировоззрения. При этом осуществляется: осознание курсантом механизмов собственного мышления, оперативной стороны познавательной деятельности; преодоление эгоцентрической установки и убежденности в том, что его способ видения мира является единственно правильным.
Значение рефлексивного обучения в том, отмечает Л.М. Митина, что «развитие рефлексивной позиции курсанта как способности и умения осмысливать, анализировать свои действия и их последствия, осознанно корректировать его - является научной и практической педагогической задачей в военных вузах» [9, с. 6].
Среди современных технологий выделим также технологии на основе кейс-метода и проектного обучения. Исследователь Л.Ю. Монахова указывает: «Проектирование - продуктивная деятельность, продуктом которой являются проект и программа его реализации в практику образования, а также результаты военного образования, которые имеют место при реализации проекта» [10, с. 46].
Положительной стороной проектного метода обучения, отмечает Н.Н. Суртаева, является то, что в процессе работы над проектом у курсантов развиваются организационные и рефлексивные способности: они учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это способствует профессионально-личностному
становлению и развитию курсантов, повышению их интереса к профессии военного, учебе и улучшает результаты обучения [16].
Современный образовательный процесс военного вуза предъявляет особые требования к военным преподавателям, создает ситуацию, когда преподаватели и офицеры испытывают потребность в обновлении и совершенствовании содержания и способов организации образовательного процесса, проявляют желание строить педагогическое взаимодействие на основе гуманистических принципов, что предполагает пополнение теоретического и технологического арсенала в обеспечении процесса профессиональной социализации курсантов. По мнению Л.Н. Куликовой, профессиональная компетентность педагогов является важным условием эффективности образовательного процесса. В педагогической деятельности профессиональная компетентность проявляется в «отказе от приоритетности знаний и ориентации на личностный рост обучаемых, в социально-психологических установках на ценностное, эмоционально-принимающее отношение к обучаемым, на их духовно-нравственное развитие, овладение методами воспитания, органично включающими обучаемых в подлинно человеческие связи» [4, с. 180]. В конечном итоге уровень профессиональной компетентности военного преподавателя в значительной мере характеризуется тем, насколько успешно он способствует профессионально-личностному становлению будущих офицеров, их профессиональной направленности, профессиональных интересов и ценностей.
Образовательный процесс, актуализирующий профессионально-личностное становление курсантов, представляет собой совокупность целенаправленных и определенным образом упорядоченных устойчивых связей между объектами/субъектами военного образования, явлениями и педагогическими процессами, осуществляемыми в данной системе. К числу основных структурных элементов рассмотренного процесса относим: 1) целеполагание как обоснование целей и задач военного образования; 2) структурно-содержательный компонент как соотнесение стратегической цели с этапами, направлениями и содержанием воспитательной работы, представленными в виде блоков и моду-
лей; 3) технологический компонент как систему используемых методов, приемов и средств образования; 4) педагогический компонент как комплекс требований к современному военному педагогу, к его личностным и профессиональным качествам.
Таким образом, на современном этапе развития военного образования особую актуальность приобретает проблема профессионально-личностного становления курсантов,
обуславливаемого необходимостью обеспечения педагогического сопровождения развития личности в образовательной среде военного вуза. Сущность педагогического сопровождения профессионально-личностного становления будущих военных специалистов выражается в овладении последними военно-профессиональными знаниями в совокупности с социокультурными ценностями и ценностями военно-профессиональной подготовки.
10.12.2017
Список литературы:
1. Белошицкий, А.В. Становление субъектности будущих офицеров в военном вузе: автореф. дис... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Белошицкий Александр Владимирович. - Воронеж, 2009. - 44 с.
2. Желтобрюх, С.П. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателя военно-учебного заведения: монография / С.П. Желтобрюх. - Ярославль: ЯВВФУ 2001.
3. Коренев, А.А. Повышение психической устойчивости курсантов военного вуза в учебной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / Коренев А.А. - Челябинск, 2007. - 24 с.
4. Куликова, Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности / Л.Н. Куликова. - Хабаровск: ХГПУ 2001. - 333 с.
5. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова. - Хабаровск: ХГПУ 1997. - 315 с.
6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - С. 178.
7. Локалов, В.А. Структура образовательной среды для профессионального обучения [Электронный ресурс] / В.А. Локалов, В.Т. Тозик. - Режим доступа: http://kikg.ifmo.ru/learning/gopr/ns.htm.
8. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Межд. гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.
9. Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С. 45-48.
10. Монахова, Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ / Л.Ю. Монахова // Наука и школа. - 2000. - №1. - С. 45-52.
11. Невирко, Д. Д. Организация и методики социопсихологического обеспечения учебной и служебной деятельности образовательного учреждения правоохранительных органов / Д.Д. Невирко, О.В. Евтихов. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. - 232 с.
12. Об утверждении Инструкции по организации работы по морально- психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: [приказ ФСКН России от 05 декабря 2011 г. №523].
13. Рыбаков, В.Н. Особенности формирования социально-нравственной направленности курсантов вуза МВД в системе профессиональной подготовки / В.Н. Рыбаков // Ученые записки. - №8(66). - 2010. - С. 79-83.
14. Серых, В. Воинские ритуалы / В. Серых. - М: Воениздат, 1981. - 161 с.
15. Слесаренко, Н.В. Активизация личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Слесаренко. - Благовещенск, 2004. - 21 с.
16. Суртаева, Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии / Н.Н. Суртаева. - Изд. 2-е, доп. - Новокузнецк: ИПК, 2003. -72 с.
17. Толенгутов, К.Ф. Формирование готовности курсантов к профессиональной деятельности на основе информационных образовательных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / К.Ф. Толенгутов. - Астана, 2007. - 32 с.
References:
1. Beloshitsky A.V. Formation of the Subjectivity of Future Officers in a Military Higher Educational Institution. Extended abstract of Doctor's thesis. Voronezh, 2009,44 p.
2. Zheltobryukh S.P. Professional'no-pedagogicheskayapodgotovkaprepodavatelya voenno-uchebnogozavedeniya: monografiya [Professional-pedagogical Training of a Teacher of Military Higher Educational Institution: Monograph]. Yaroslavl: YAVVFU, 2001, pp. 154.
3. Korenev A.A. Increase of Mental Stability of Cadets of Military Higher Educational Institution in Educational Activity. Extended abstract of candidate thesis. Chelyabinsk, 2007, 24 p.
4. Kulikova L.N. Gumanizaciya obrazovaniya i samorazvitie lichnosti [Humanization of Education and Self-Development of the Personality]. Khabarovsk: KhGPU, 2001, 333 p.
5. Kulikova L.N. Problemy samorazvitiya lichnosti [Problems of Self-development of Personality]. Khabarovsk: KhGPU, 1997, 315 p.
6. Leontiev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Politizdat, 1975, p. 178.
7. Lokalov V.A. Struktura obrazovatel'noj sredy dlyaprofessional'nogo obucheniya [Structure of the Educational Environment for Vocational Training]. Available at: http://kikg.ifmo.ru/learning/gopr/ns.htm.
8. Markova A.K. Psihologiyaprofessionalizma [Psychology of Professionalism]. M.: Int. humanitarian fund «Knowledge», 1996, 308 p.
9. Mitina L.M. Personal and Professional Development of a Man in the New Socio-Economic Conditions. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 1997, no. 4, pp. 45-48.
10. Monakhova L.Y. Theoretical Aspects of Design Technology of Individual Educational Programs. Nauka i shkola [Science and School], 2000, no. 1, pp. 45-52.
11. Nevirko D.D., Evtikhov O.V. Organizaciya i metodiki sociopsihologicheskogo obespecheniya uchebnoj i sluzhebnoj deyatel'nosti obrazovatel'nogo uchrezhdeniya pravoohranitel'nyh organov [Organization and Methods of Sociopsychological Support of Educational and Official Activities of the Educational Institution of Law Enforcement Agencies]. Krasnoyarsk: Sibiu Federal Drug Control Service of Russia, 2012, 232 p.
12. On Approval of the Instruction on the O rganization of Work on the Moral and Psychological Support of Operational Activities in the Bodies Controlling Traffic of Narcotic Drugs and Psychotropic Substances: [RF FDCS Order No. 523 of December 05, 2011].
13. Rybakov V.V. Peculiarities ofthe Formation of the Social and Moral Orientation of Cadets of a Higher Educational Institution of the Ministry of Internal Affairs in the System of Vocational Training. Uchenye zapiski [Scholarly notes], 2010, no. 8(66), pp. 79-83.
14. Serykh V. Voinskie ritualy [Military Rituals]. M.: Military Publishing, 1981, 161 p.
15. Slesarenko N.B. Activation of Personal Self-development of a Cadet in the Educational Process of the Military Institute. Candidate's thesis. Blagoveshchensk, 2004, 182 p. (in Russian).
16. Surtaeva N.N. Netradicionnye obrazovatel'nye tekhnologii. Izd. 2-e, dop. [Non-traditional Educational Technologies. 2nd ed., ext.]. Novokuznetsk: IPK, 2003, 72 p.
17. Tolengutov K.F. Formation of Readiness of Cadets for Professional Activity on the Basis of Information Educational echnologies. Candidate's thesis. Astana, 2007, 127 p.
Сведения об авторе:
Нурахметов Сагатбек Толеубаевич, заместитель Главнокомандующего Национальной гвардией Республики Казахстан по технике и вооружению, генерал-майор E-mail: [email protected], ORCID 0000-0001-7530-5819 010000, Республика Казахстан, г. Астана, ул. А. Джангильдина, 2