Научная статья на тему 'Модель формирования профессионально-личностного саморазвития курсантов в военном вузе'

Модель формирования профессионально-личностного саморазвития курсантов в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / КУРСАНТ / PEDAGOGICAL APPROACH / PEDAGOGICAL PRINCIPLE / STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODEL / PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DEVELOPMENT / CADET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баяхметов Серик Умутбаевич

В статье актуализируется процесс профессиональной подготовки, детерминируемый условиями обучения в военном вузе, сознательно управляемый будущим офицером. Предложена структурно-функциональная модель формирования профессионально-личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного вуза и обоснованы педагогические подходы, принципы, условия, применяемые в исследуемом процессе.В статье предпринята попытка поиска целесообразного сочетания личностно-деятельностного и системного подходов в педагогическом исследовании. В качестве соответствующего методологического инструментария предлагается структурно-функциональное моделирование.Конструирование модели профессионально-личностного саморазвития будущих офицеров в военном вузе основывается на комплексе педагогических условий, позволяющих совершенствовать теоретическую подготовку курсантов, повысить их личную ответственность в получении знаний, развитии умений и навыков, осознании ценности деятельности саморазвития в системе военно-профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баяхметов Серик Умутбаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of formation of professional and personal self-development of future officersin military higher education institution

In article the process of vocational training determined by conditions of training in military higher education institution, consciously operated by future officer is suggested, the structurally functional model of formation of professional and personal self-development of the cadet in educational and educational process of military higher education institution is offered and pedagogical approaches, the principles, the conditions applied in studied process are proved.The article in questions presents an attempt to find a reasonable combination of the personality-and-activity-oriented and system approaches in a pedagogical research. Structural-functional modeling is suggested as an appropriate methodological toolset.Designing a model of professional and personal self-development of prospective officers at a military institution of higher education is based on a complex of pedagogical preconditions which allow enhancing cadets’ theoretical background, help raise their personal responsibility for acquiring

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессионально-личностного саморазвития курсантов в военном вузе»

УДК 378+355/359

Баяхметов Серик Умутбаевич

Начальник военно-научного отдела (ученый секретарь), Военный институт Национальной гвардии Республики Казахстан, vno.pvvu@mail.ru, Петропавловск, Казахстан

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье актуализируется процесс профессиональной подготовки, детерминируемый условиями обучения в военном вузе, сознательно управляемый будущим офицером. Предложена структурно-функциональная модель формирования профессионально-личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного вуза и обоснованы педагогические подходы, принципы, условия, применяемые в исследуемом процессе.

В статье предпринята попытка поиска целесообразного сочетания личностно-деятельност-ного и системного подходов в педагогическом исследовании. В качестве соответствующего методологического инструментария предлагается структурно-функциональное моделирование.

Конструирование модели профессионально-личностного саморазвития будущих офицеров в военном вузе основывается на комплексе педагогических условий, позволяющих совершенствовать теоретическую подготовку курсантов, повысить их личную ответственность в получении знаний, развитии умений и навыков, осознании ценности деятельности саморазвития в системе военно-профессионального образования.

Ключевые слова: педагогический подход, педагогический принцип, структурно-функциональная модель, профессионально-личностное саморазвитие, курсант.

Современные требования к профессиональной подготовке курсантов должны соответствовать общим целям новой военно-образовательной политики. Являясь ключевой фигурой образовательного процесса, курсант обязан обладать не только определенной системой знаний, умений и навыков, но и совокупностью профессионально и лич-ностно значимых качеств, которые соответствовали бы возрастающим запросам общества и вооруженных сил.

Процесс профессионально-личностной подготовки в современных условиях нуждается в системном и целостном изучении, является особо актуальным и поэтому выделяется в числе важнейших направлений современной научной мысли.

Анализ последних публикаций показывает, что модель формирования профессионально-личностного саморазвития обучающихся в образовательном процессе вуза и обоснование педагогических подходов, принципов, условий рассматриваются многими авторами [2; 4; 5; 11], в работах которых отражены отдельные аспекты совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов, в том числе и военных.

Модель организационно-педагогической

поддержки профессиональной подготовки обучающихся как организационная структура характеризуется рядом признаков, обеспечивающих ее гибкость и динамичность, преемственность, параллельность, вариативность, модульность [5], а также наличие подготовленных кадров и уровень готовности субъектов образовательного процесса к реализации педагогических подходов, принципов, условий, применяемых в исследуемом процессе [4]. Личность курсанта имеет принципиальное отличие от других типов личности, которые определяются спецификой профессиональной направленности [2]. В связи с этим нами предлагаются новые направления моделирования для лич-ностно-профессионального саморазвития курсантов в военном вузе.

В данной статье мы представляем структурно-функциональную модель (СФМ) профессионально-личностного саморазвития курсантов в военном вузе, которая отвечает квалификационным характеристикам будущих офицеров с высшим военным образованием, и ее внедрение в образовательный процесс для обеспечения новых направлений обучения как в период обучения в военном вузе, так и в течение всей профессиональной деятельности офицеров.

Разработанная СФМ формирования профессионально-личностного саморазвития курсантов в военном вузе (рис. 1) включает первую (мониторинг внешней и внутренней среды, научные подходы и принципы) и вторую части, в которых отражены единство цели и результата, логика и внутриэтапная динамика исследуемого процесса, компоненты, педагогические условия, результат.

Рассмотрим первую часть модели, а именно, остановимся подробно на научных подходах: личностно-деятельностном и системном.

В качестве основы профессионально-личностной направленности обучения курсантов предлагается личностно-дея-тельностный подход. Его реализация предполагает моделирование в образовательной деятельности курсантов задачной структуры педагогической деятельности. Основной формой реализации подхода является индивидуальный учебный план, который обеспечивает возможность непрерывного погружения обучающихся в контекст их будущей профессиональной деятельности [7]. По мнению Е. Н. Шиянова, «основная форма организации взаимодействия педагога и обучающегося в педагогическом процессе - диалог» [9, с. 96].

Близкий к предыдущему - системный подход, позволяющий добиться целостности в определении объектов исследования. Системный подход - совокупность методов познания, исследования и конструирования действительности, способ описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов либо их моделей. Процесс построения системы, модели содержит ряд этапов: системный анализ, системное программирование, системное проектирование, обслуживание системы и корректировка в зависимости от изменения условий [3]. В нашем случае можно утверждать, что системный подход есть система по созданию структурно-функциональных систем.

Важной характеристикой системы является цель ее функционирования и развития. Цель в единстве со средством ее достижения составляет программу жизнедеятельности системы. В социальных системах программа вырабатывается самой системой в процессе ее саморазвития. При использовании системного подхода необходимо опираться

на органическое единство индивидуальных характеристик системы и тех свойств, которые они приобретают на системном уровне функционирования [1].

Таким образом, базовыми методологическими основаниями исследования профессионально-личностного саморазвития курсантов в процессе военного вузовского образования являются: личностно-деятель-ностный и системный подходы. Только комплексное применение названных выше общенаучных подходов позволило разработать СФМ, которая учитывает требования, предъявляемые обществом к офицерам с высшим военным образованием.

Кроме подходов в нашем исследовании в инвариантной части СФМ использованы следующие принципы: профессиональной направленности, вариативности, связи обучения и практики, субъектности.

Принцип происходит от лат. principium -начало, основа. По своему происхождению дидактические принципы являются теоретическим обобщением педагогической практики и возникают из опыта практической деятельности, носящей объективный характер. Именно поэтому они охватывают все стороны образовательного процесса вуза и придают ему целенаправленный, логически последовательный характер.

Принцип профессиональной направленности знаний создает условия для более качественной подготовки будущих офицеров. Для этого необходима специально организованная среда. В нашем исследовании под специально организованной средой мы понимаем комплекс педагогических условий в профессионально-личностном саморазвитии будущих офицеров в военном вузе. Он определяет содержание обучения и условия профессионально-личностной подготовки курсантов, придает обучению практическую направленность, обеспечивает его связь с современным уровнем развития науки и техники, военного дела [6].

Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности курсантов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее профессионально-личностным смыслом.

Вариативность - производное слово от лат. variatio - изменение. Вариация - это

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ КУРСАНТА

ВОЕННОГО ВУЗА

О

Целевой

Требования к профессионализму Требования к личностным качествам Требования к самоорганизации

г

Содержательный

Самодиагностика профессионально-личностных качеств и умений

Анализ

1 т

Технологический

Методы Средства Организационные формы

г

Результативный

Показатели Мониторинг Помощь, коррекция

Педагогические условия:

Разработка системы задач профессионально-личностного саморазвития в образовательном процессе вуза

Проектирование и внедрение в образовательный процесс структурно-функциональной модели профессионально-личностного саморазвития

Педагогическое сопровождение процесса профессионально-личностного саморазвития Разработка и внедрение в образовательный процесс мониторинга профессионально-личностного саморазвития

РЕЗУЛЬТАТ

-----1 I-----

КУРСАНТ

обладающий способностью к саморазвитию (развитию личностных свойств, стремлением к высоким результатам в освоении военных дисциплин, к устранению личностных недостатков, развитию творческого потенциала, потребностью в профессиональной и личностной

самореализации)

Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования профессионально-личностного саморазвития будущих офицеров в военном вузе

некоторое отклонение от обычной формы. В нашем исследовании вариативность выступает как один из научных (педагогических) принципов. Вариативность - основная тенденция проводимых в современной системе военно-профессионального образования инновационных изменений. При этом важно обеспечить каждому курсанту не только право, но и реальную возможность выбора.

Принцип связи обучения и практики предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал курсантов использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Именно принцип связи обучения и практики образовательного процесса военного вуза придает формирующий характер, развивая курсантов, обеспечивая их психологическую подготовку к будущей профессиональной деятельности. Единство принципа связи обучения и практики в ходе образовательного процесса военного вуза должно достигаться усилиями всех его участников: и педагогов, и обучающихся.

Принцип субъектности, учитывающий активность, инициативность, самостоятельность курсантов, а также возможность реализовать свои интересы, рассматривается как условие в СФМ, обеспечивающее его способность выполнять профессиональные требования на более качественном уровне, освоение тех задач профессиональной деятельности, которые не предусмотрены учебной программой, но потребность в которых возникает по прибытии его в войска.

Все вышеперечисленные дидактические принципы в рамках разработанной нами СФМ выражают требования к содержанию, организации, технологии и методике формирования профессионально-личностного саморазвития будущих офицеров в военном вузе.

Вторая часть модели, где отражены единство цели и результата, логика и внутриэтап-ная динамика исследуемого процесса, включает компоненты, педагогические условия, результат.

Компонентами СФМ являются: целевой (профессионально-личностное саморазвитие курсантов, способствующее повышению требований к профессионализму, личным качествам и являющееся средством самоор-

ганизации и профессионального самосовершенствования); содержательный (анализ формирования самодиагностики профессионально-личностных качеств, практических умений у курсантов, необходимых для ее осуществления в будущей военно-профессиональной деятельности); технологический (формы, методы и средства профессиональной подготовки, направленные на повышение уровня готовности курсантов к профессионально-личностному саморазвитию); результативный (позволяет оценить результат, который предполагается получить после реализации предлагаемых показателей, мониторинга, помощи и коррекции в реальной практике в полном объеме, т. е. достигнутый уровень сформированности профессионально-личностного саморазвития будущих офицеров в военном вузе).

Нами выявлена совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность профессионально-личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного вуза, а именно: разработка системы задач профессионально-личностного саморазвития в образовательном процессе вуза; проектирование и внедрение в образовательный процесс структурно-функциональной модели профессионально-личностного саморазвития; педагогическое сопровождение процесса профессионально-личностного саморазвития; разработка и внедрение в образовательный процесс мониторинга профессионально-личностного саморазвития; повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров военного вуза.

Действенность структурно-функциональной модели формирования профессионально-личностного саморазвития курсантов во многом зависит от своевременного внесения корректировок в содержательный и технологический компоненты, что позволяет модели результативно функционировать. Результативный компонент позволяет нам оценить результат, который предполагается получить после реализации предлагаемой модели в реальной практике военного вуза.

Таким образом, рассмотренные составляющие структурно-функциональной модели формирования профессионально-личностного саморазвития курсанта военного вуза равнозначны и предполагают свою одно-

временную реализацию в образовательном процессе. Совокупность педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели, позволяет эффективно управлять исследуемым процессом и прогнозировать его результат. Это дает возможность сделать вывод о том, что в результате реализации

СФМ курсант будет обладать способностью к саморазвитию, т. е. развитию личностных свойств, стремлением к высоким результатам в освоении военных дисциплин, к устранению личностных недостатков, развитию творческого потенциала, потребностью в профессиональной и личностной самореализации.

Библиографический список

1. Веденская Т. Е. Понятие «система» и системный подход в педагогике // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 7 (20). -С. 117-126.

2. Жаксылыков Р. Ф. Педагогические условия подготовки офицерских кадров для Национальной гвардии // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 4. - С. 81-85.

3. Жилина А. И. Системный подход как методология педагогического исследования // Человек и образование. - 2007. - № 10-11. - С. 15-20.

4. Колесников А. К. Структурно-функциональное моделирование в педагогическом исследовании // Сибирский педагогический журнал. -2012. - № 4. - С. 38-41.

5. Кондратьева О. Г. Структурно-функциональная модель поддержки самоуправления обучающихся в региональной системе профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 134-139.

6. Образцов П. И. Дидактика высшей военной школы: учебное пособие. - Орел: Академия спе-

циальной связи России, 2004. - 317 с.

7. Сериков В. В. Личностно-ориентирован-ное образование // Педагогика. - 1994. - № 5. -С. 16-20.

8. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Осипова. - М.: Инфра, 1998. - 488 с.

9. Шиянов Е. Н. Гуманистические аспекты обучения студентов педагогической технологии // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. - Воронеж, 1992. - С. 96-99.

10. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1986. - 208 с.

11. Чеснокова Г. С., Чесноков В. А. Проблема субъектности личности в педагогике высшей школы // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2015. -№ 3. - С. 94-100.

12. Argyle M., Furnham F., Graham J. A. Social situations. - Cambrige University press, 1981. -168 p.

Поступила в редакцию 20.12.2015

Bajakhmetov Serik Umutbayevich

The Head of the Military-Scientific Department - Scientific Secretary of the Military Institute of the National Guard of the Republic of Kazakhstan, vno.pvvu@mail.ru, Petropavlovsk, Kazakhstan

MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE OFFICERS IN MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Abstract. In article the process of vocational training determined by conditions of training in military higher education institution, consciously operated by future officer is suggested, the structurally functional model of formation of professional and personal self-development of the cadet in educational and educational process of military higher education institution is offered and pedagogical approaches, the principles, the conditions applied in studied process are proved.

The article in questions presents an attempt to find a reasonable combination of the personali-ty-and-activity-oriented and system approaches in a pedagogical research. Structural-functional modeling is suggested as an appropriate methodological toolset.

Designing a model of professional and personal self-development of prospective officers at a military institution of higher education is based on a complex of pedagogical preconditions which allow enhancing cadets' theoretical background, help raise their personal responsibility for acquiring

knowledge, developing skills, building strong awareness of personal value of self-developmental activities in the system of the military professional education.

Keywords: pedagogical approach, pedagogical principle, structurally functional model, professional and personal self-development, cadet.

References

1. Vedenskaja, T. E., 2015. Pon'atie "sistema" i sistemnyj podhod v pedagogike [The notion "system" and the system approach to Pedagogy]. Teorija i praktika obshestvennogo razvitia [The Theory and Practice of Social Development], 7 (20), pp. 117-126 (in Russ.).

2. Zhaksylykov, R. F., 2015. Pedagogicheskie uslovija podgotovki oficerskih kadrov nacional'noj gvardii [Pedagogical preconditions of officer training for the National Guard]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 4, pp. 81-85 (in Russ., abstr. in Eng.).

3. Zhilina, A. I., 2007. Sistemnyj podhod kak metodoloqija pedagogicheskogo issledovanija [System approach as a methodology of a pedagogical research]. Chelovek i obshestvo [The Man and Education], 10-11, pp. 15-20 (in Russ., abstr. in Eng.).

4. Kolesnikov, A. K., 2012. Strukturno-phunkt-sionalnoje modelirovanije v pedagogicheskom issledovanii [Structural-functional modeling in a pedagogical research]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 4, pp. 38-41 (in Russ., abstr. in Eng.).

5. Kondratyeva, O. G., 2012. Strukturno-funkt-sionalnaja model' podderzhki samoupravlenia obu-chajushihsa v regionalnoj sisteme professionalnogo obrazovaniya [Structural-functional model of supporting self-management of students in the regional system of professional education]. Sibirskij peda-gogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 4, pp. 134-139 (in Russ., abstr. in Eng.).

6. Obraztsov, P. I., 2004. Didaktika vyisshej

voennoj shkoly [Didactics of higher military educational institutions]. Orel: Academy of Special Communications of Russia, 317 p. (in Russ.).

7. Serikov, V V, 1994. Lichnostno-orientirovan-noye obrasovanije [Personal-oriented education]. Ped-agogika [Pedagogy], 5, pp. 16-20 (in Russ., abstr. in Eng.).

8. Osipov G. V., ed., 1998. Sotsiologicheskij ent-siklopedicheskij slovar' [Sociological Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Infra, 488 p. (in Russ.).

9. Shiyanov, E. N., 1992. Gumanisticheskije aspekty obuchenija studentov pedagogicheskoj teh-nologii [Humanistic aspects of teaching pedagogical technology to students]. Priobsheniye k pedagogich-eskoj professii: praktika, kontseptsii, novye struk-tury [Introduction to the Pedagogical Profession: Practice, Conceptions, New Structures]. Voronezh, pp. 96-99 (in Russ.).

10. Shchukina, G. I., 1986. Rol' dejatel'nosti v uchebnom processe [The role of activity in the educational process]. Moscow: Prosveshcheniye, 208 p. (in Russ.).

11. Chesnokova, G. S., Chesnokov, V. A., 2015. Problema subjektnosti v pedagogike vysshej shkoly [The problem subtektnosty personality in pedagogy school High society]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova [Vestnik of Nekrasov Kostroma State University], 3, pp. 94-100 (in Russ.).

12. Argyle, M., Furnham, F., Graham J. A., 1981. Social Situations. Cambridge: Cambridge University press, 168 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Submitted 20.12.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.