УДК 37.032:355
Баяхметов Серик Умутбаевич
Начальник военно-научного отдела Военного института Внутренних войск МВД Республики Казахстан, VNO.PVVU@mail.ru, Петропавловск.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Аннотация. В статье рассмотрена сущность педагогической поддержки процесса личностно-профессионального саморазвития курсанта в специфичных условиях военного вуза и проанализированы основные подходы по повышению психолого-педагогических знаний и компетенций преподавателей и офицеров в области личностно-профессионального саморазвития курсантов.
Ключевые слова: личностный подход, личностно-профессиональное саморазвитие, курсант, психолого-педагогические знания и компетентность, педагогическая поддержка.
Bajakhmetov Serik Umutbayevich
Commander of the military-scientific department of the Military Institute of Interior Army of the MIA of the Republic of Kazakhstan, VNO.PVVU@mail.ru, Petropavlovsk.
PEDAGOGICAL INFLUENCE OF TEACHERS ON THE PERSONAL-PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF CADETS IN MILITARY INSTITUTE
Abstract. In the article essence of pedagogical support of process of personal-professional selfdevelopment of a cadet in specific condition of military institute was considered and basic approaches by increasing psychology-pedagogical knowledge and competence of teachers and officers in the area of personal-professional self-development of cadets were analyzed.
Keywords: personal approach, personal-professional self-development, cadet, psychology-pedagogical knowledge and competence, pedagogical support.
Военный вуз, учитывая направления кар- определение смысла и путей творческого
динальной модернизации казахстанского саморазвития. Преодолеть объективные и
образования, направляет усилия на форми- субъективные трудности саморазвития лич-
рование офицера новой формации как психо- ности курсанта в образовательном процессе
логически устойчивой, творчески активной, военного вуза (далее - ВВУЗ) можно только
конкурентоспособной личности, способной при целенаправленной педагогической под-
постоянно повышать уровень своей квали- держке с целью обеспечения высокой эф-
фикации, умеющей брать ответственность на фективности личностно-профессионального
себя и оперативно принимать оптимальные саморазвития курсантов с использованием
решения в сложных ситуациях службы в ар- комплекса педагогических условий. В рамках
мии. В этой связи актуальны исследования, статьи, с учетом специфики образовательносвязанные с личностно-профессиональным го процесса ВВУЗа, нами рассмотрено лишь
саморазвитием курсантов. одно из этих педагогических условий - по-
Актуальность обращения к повышению вышение психолого-педагогических знаний
психолого-педагогических знаний и ком- и компетенций преподавателей и офицеров
петенций преподавателей и офицеров в об- в области личностно-профессионального са-
ласти личностно-профессионального само- моразвития.
развития курсантов определяется тем, что Сегодня многие преподаватели и офице-курсант вуза, в силу особенностей возраста, ры испытывают потребность в обновлении
не всегда ориентирован на познание себя, и совершенствовании содержания и спосо-
оценку своих возможностей и способностей, бов организации учебно-воспитательного
процесса, проявляют желание строить педагогическое взаимодействие на основе гуманистических принципов, что предполагает пополнение теоретического и технологического арсенала в обеспечении процесса личностно-профессионального саморазвития курсантов. Необходимо отметить, что большинство преподавателей и офицеров обладают профессиональными умениями для поддержки личностного роста и развития индивидуальности курсанта, стараются создать благоприятную нравственнопсихологическую атмосферу. Курсанты, как правило, больше доверяют преподавателям и обращаются к ним в трудной жизненной ситуации. Отсюда следует, что повышение психолого-педагогических знаний и компетенций преподавателей и офицеров в области личностно-профессионального саморазвития необходимо для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностноориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности курсанта и офицерско-преподавательского состава является проблема курсанта.
Нами установлено, что личностнопрофессиональное саморазвитие курсанта военного института обеспечивается в образовательном процессе, построенном на индивидуально-дифференцированном подходе и реализующемся посредством: создания условий для саморазвития личности курсанта в процессе изучения учебных дисциплин; организации образовательной деятельности в ВВУЗе таким образом, чтобы каждый курсант был его полноправным субъектом, осознающим и использующим имеющиеся возможности для саморазвития личности; построении субъектного педагогического общения между курсантом и преподавателем, выражающегося в признании значимости личности первого и способствующего утверждению активной жизненной позиции курсанта как важного фактора, повышающего эффективность процесса его личностно-профессионального саморазвития.
В целях определения смысла и сущности педагогической поддержки процесса личностно-профессионального саморазвития курсанта в специфичных условиях ВВУ-За, мы обращаемся к существующим в науке представлениям о преподавателе не только
как об узком предметнике, но как о духовно богатой личности во всём многообразии и совокупности её качеств и способностей.
В контексте исследуемой нами проблемы существенной является мысль В. А. Су-хомлинского из книги «Разговор с молодым директором школы», в котором он пишет: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования» [7, с. 70]. В данном аспекте современный российский педагог В.И. Андреев полагает, что преподаватель как исследователь начинает формироваться «видимо тогда, когда начинает усматривать противоречия и проблемы в своей педагогической деятельности и в связи с этим испытывает внутренние потребности исследовать и решить их» [2, с. 82]. Соглашаясь с ним, мы считаем необходимым создание в ВВУЗе комплексной системы поддержки таких преподавателей и офицеров курсантских подразделений, включающих в себя не просто оказание «образовательно-воспитательных услуг», но, в первую очередь, - усилия, направленные на поддержание «внутренней потребности» через поступательное личностно-профессиональное саморазвитие, являющееся «энергетическим источником обновления образования». На наш взгляд, требование к нормальной полноценной личности преподавателей и офицеров курсантских подразделений - повестка сегодняшнего дня.
Наиболее близка теме нашего исследования работа А.В. Белошицкого, выявившего педагогические условия эффективной реализации становления субъектности будущих офицеров в ВВУЗе, представляющие взаимосвязанные теоретические основания и практико-ориентированные положения для возможности преподавателям решать проблему влияния отрицательных факторов на субъектность будущих офицеров на научной основе, что обеспечивает рост эффективности педагогической деятельности [3, с. 12-14]. Становление субъектности будущих офицеров будет результативным и динамичным при следующих обстоятельствах: когда педагогическое влияние преподавателей адекватно индивидуальным особенно-
стям курсантов и адаптивно происходящим изменениям; при непрерывном росте активности самого курсанта целенаправленная деятельность актуализирует его личностные потенциалы и служит источником образования личностно значимых профессионально важных качеств; при глубоком осмыслении и осознанном принятии внешних требований.
Исследователем выявлено, что источником личностно-профессионального саморазвития будущих офицеров является совокупность личностных потенциалов (аксиологический, когнитивный, коммуникативный, регулятивно-волевой). Движущими силами выступают внутренне мотивированная активность и педагогическое влияние преподавателей. Внутренний механизм заключается в самоуправлении целенаправленной активностью и самоактуализации личностных потенциалов. Внешний - в самореализации в различных видах деятельности и взаимодействии с участниками образовательного процесса.
Деятельность, в которую включается курсант, должна быть органично связана с потребностями профессиональной практики и с потребностями, интересами самого курсанта, резюмирует А.В. Белошицкий.
Исследуемое нами педагогическое условие заключается в целенаправленной работе, которая предусматривает наличие непосредственной заинтересованности и подготовленности преподавателей и командиров подразделений. Именно высокая психолого-педагогическая компетентность является главным и постоянным требованием к личности педагога-офицера, без которого успешная педагогическая работа малоэффективна. Профессиональная компетентность педагога рассматривается многими исследователями как важнейшее условие активизации процесса личностного становления.
Сформированность педагогических ком-петентностных знаний педагогов выделяет Л.Н. Куликова. Их главными чертами, по ее мнению, являются «отказ от приоритетности знаний и ориентация на личностный рост детей в образовании, социальнопсихологические установки на ценностное, эмоционально-принимающее отношение к детям, на их духовно-нравственное разви-
тие, овладение методами воспитания, органично включающими детей в подлинно человеческие связи» [5, с. 180].
Именно высокий уровень психологопедагогической компетентности преподавателей и офицеров в вопросах активизации личностного саморазвития курсантов активизирует фактор субъектного опыта личности, позволяя «расплавить жесткость» и однозначность представлений педагога о педагогическом процессе, увидеть противоречия педагогической реальности; обогатить ценностно-нравственные ориентиры педагога (Н.В. Слесаренко). Она считает, что «... повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и офицеров в вопросах активизации личностного саморазвития курсантов позволяет задействовать дополнительные грани фактора ориентированности образовательного процесса военного вуза на личностное саморазвитие курсантов» [6, с. 59-60].
В контексте происходящих в казахстанском обществе процессов перед учеными встала проблема гуманизации образования. В этой связи перед педагогической наукой поставлена задача перехода всех звеньев образовательной системы в гуманистическую направленность, реализуемая через Концепцию развития системы образования в Республике Казахстан до 2015 года [4]. В соответствии с Концепцией, рассматриваемое нами педагогическое условие указывает на то, что современные условия подготовки специалистов, отвечающих требованиям рынка труда, актуализируют проблему профессиональной компетентности и профессиональной готовности преподавателя вуза, так как главным ориентиром, определяющим направление реформирования системы образования в современном обществе, является развитие активно-творческих возможностей человека и личности как субъекта труда, познания и общения.
В данном аспекте весомой является мысль педагога Б.А. Абдыкаримова, который делает акцент на то, что управление учебно-познавательной деятельностью осуществляется конкретной личностью - преподавателем. Сложность и многообразие личностных факторов достаточно велики, поэтому нельзя исключать то, что несовершенные способы педагогической деятельно-
сти преподавателя могут порождать и несовершенные способы учебно-познавательной деятельности студентов. Актуальность
проблемы вызвана тем, что только научно обоснованная система управления учебнопознавательной деятельностью студентов обеспечивает их познавательную активность, высокую учебно-профессиональную мотивацию, индивидуализацию учебного процесса и, в конечном итоге, качество образовательного процесса. Более того, к исследуемой проблеме Б. А. Абдыкари-мов приводит обоснования места и роли личностного подхода. По его суждению, только личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату. Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект; результат и главный критерий его эффективности.
Уровень психолого-педагогической компетентности преподавателей и офицеров ВВУЗа в значительной мере характеризуется тем, насколько успешно они способствуют развитию у будущих офицеров профессиональной направленности, профессиональных интересов и ценностей, то есть насколько успешно преподаватели активизируют способность курсантов к самореализации и, следовательно, к саморазвитию.
Теоретический анализ выявленного педагогического условия позволяет нам сделать вывод о том, что преподавателям и офицерам необходимо наращивать свой педагогический потенциал. Компетентность в знании природы курсанта, владение методикой обучения и воспитания, а также чуткость к духовному миру курсанта, наличие специальных знаний, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры - вот далеко неполный перечень огромной работы по самообразованию и самовоспитанию офицера-педагога, обеспечивающий высокую эффективность реализации процесса личностно-профессионального саморазви-
тия курсантов.
Итак, динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность педагога не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования, постоянного повышения своей профессиональной компетентности. В этой связи, с целью придания целостного и управляемого характера процессу личностно-профессионального
саморазвития курсантов, целесообразно функционирование в ВВУЗе лаборатории по научно-методическому сопровождению актуализируемого процесса.
Библиографический список
1. Абдыкаримов Б. А. Принципы личностноориентированного образования в подготовке учителей // Сборник статей и публикаций (19852008 гг.) - Астана: ЕГИ, 2008. - С. 501-509.
2. Андреев В. И. Педагогика. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
3. Белошицкий А. В. Становление субъектно-сти будущих офицеров в военном вузе: автореф. дис...докт. пед. наук. - Воронеж, 2009. - 44 с.
4. Концепция развития системы образования в Республике Казахстан до 2015 года. - Астана: Елорда, 2004.- 25с.
5. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. - Хабаровск: ХГПУ, 1997. - 315 с.
6. Слесаренко Н. В. Активизация личностного саморазвития курсанта в образовательном процессе военного института: дисс. . канд. пед. наук. - Благовещенск, 2004. - 182 с.
7. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. - Минск: Университетское, 1988. - 241 с.