Научная статья на тему 'Факторы формирования социальной успешности курсантов военного вуза'

Факторы формирования социальной успешности курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / CADET / ВОЕННЫЙ ВУЗ / MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / SOCIAL SUCCESS / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL SUPPORT / СОЦИАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА / SOCIAL-BEHAVIORAL COMPONENT / PEDAGOGICAL CONDI-TIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сатов Мухометкали Кусаинович

Проблема и цель. В современных условиях образовательной активности важно обеспечить гармоничное сочетание личных целей курсантов и социально значимых идеалов общества. Таким интегративным компонентом является социальная успешность выпускников военных вузов. Социальная успешность, определяющая направления жизнедеятельности личности, входит составной частью в социально-поведенческую компоненту будущего офицера и определяет его структуру личности, наряду с когнитивной и эмоционально-волевой компонентами.Методология. В статье рассматриваются педагогические условия и педагогическое сопровождение формирования социальной успешности курсанта военного вуза, способствующей становлению человека в единстве его проявлений как индивида, субъекта и личности будущего офицера.Анализ литературы показывает, что формирование и развитие данного феномена возможно в рамках двух направлений: с одной стороны, за счет накопления опыта разрешения различных трудных ситуаций и успешного преодоления трудностей, встречающихся в деятельности, а с другой за счет включения офицера в непрерывный процесс образования в рамках основных направлений образовательной и воспитательной деятельности, а также систематического самообразования. Приоритетным для нас в формировании и развитии социальной успешности будет являться второе направление.При этом определяющую роль в формировании и развитии социальной успешности в рамках нашего исследования мы отводим психотерапевтическим методам, а в частности, методам когнитивно-поведенческой психотерапии.Опыт нашей работы позволил определить особенности реализации методов когнитивно-поведенческой психотерапии в рамках воинской деятельности, включающей в себя девять основных этапов с опорой на принципы этического кодекса психолога и психотерапевта.Формирование и развитие социальной успешности в рамках воинской деятельности возможно в процессе командирской подготовки, повышения квалификации, а также самоподготовки.В заключении сделаны выводы о том, что в условиях образовательной активности важно обеспечить гармоничное сочетание личных целей курсантов и социально значимых идеалов общества. Таким интегративным компонентом является социальная успешность выпускников военных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сатов Мухометкали Кусаинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of Forming Social Succession of the Cadets of the Military Higher Educational Institution

Problem and purpose. In modern conditions of educational activity, it is important to ensure a harmonious combination of personal goals of cadets and socially significant ideals of society. Such an integrative component is the social success of graduates of military higher educational institution. Social success, which determines the direction of life of an individual, is an integral part of the social and behavioral component of the future officer and determines his personality structure, along with cognitive and emotional-volitional components.Methodology. The article deals with pedagogical conditions and pedagogical support for the formation of the social success of a cadet of a military higher educational institution that fosters the formation of a person in the unity of his manifestations as an individual, subject and personality of a future officer.Analysis of the literature shows that the formation and development of this phenomenon is possible in two directions: on the one hand, through the accumulation of experience in resolving various difficult situations and successfully overcoming the difficulties encountered in activities, and on the other, by including the officer in the continuous process of education in the framework of the main directions of educational and upbringing activity, as well as systematic self-education. Priority for us in the formation and development of social success will be the second direction.At the same time, we assign psychiatric methods, and in particular methods of cognitive-behavioral psychotherapy, to the defining role in the formation and development of social success in the framework of our research.The experience of our work has made it possible to determine the specifics of implementing methods of cognitive-behavioral psychotherapy within the framework of military activities, which includes nine main stages, based on the principles of the ethical code of a psychologist and psychotherapist.Formation and development of social success within the framework of military activities is possible in the process of commander training, advanced training, and self-training.In conclusion, the author draws the conclusion that in conditions of educational activity it is important to ensure a harmonious combination of personal goals of cadets and socially significant ideals of society. Such an integrative component is the social success of military graduates.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования социальной успешности курсантов военного вуза»

УДК 316.6+159.923+378

Сатов Мухометкали Кусаинович

Заместитель Главнокомандующего Национальной гвардией Республики Казахстан по воспитательной и социально-правовой работе, satov270661@mail.ru, Республика Казахстан, Астана

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация. Проблема и цель. В современных условиях образовательной активности важно обеспечить гармоничное сочетание личных целей курсантов и социально значимых идеалов общества. Таким интегративным компонентом является социальная успешность выпускников военных вузов. Социальная успешность, определяющая направления жизнедеятельности личности, входит составной частью в социально-поведенческую компоненту будущего офицера и определяет его структуру личности, наряду с когнитивной и эмоционально-волевой компонентами.

Методология. В статье рассматриваются педагогические условия и педагогическое сопровождение формирования социальной успешности курсанта военного вуза, способствующей становлению человека в единстве его проявлений как индивида, субъекта и личности будущего офицера.

Анализ литературы показывает, что формирование и развитие данного феномена возможно в рамках двух направлений: с одной стороны, за счет накопления опыта разрешения различных трудных ситуаций и успешного преодоления трудностей, встречающихся в деятельности, а с другой - за счет включения офицера в непрерывный процесс образования в рамках основных направлений образовательной и воспитательной деятельности, а также систематического самообразования. Приоритетным для нас в формировании и развитии социальной успешности будет являться второе направление.

При этом определяющую роль в формировании и развитии социальной успешности в рамках нашего исследования мы отводим психотерапевтическим методам, а в частности, методам когнитивно-поведенческой психотерапии.

Опыт нашей работы позволил определить особенности реализации методов когнитивно-поведенческой психотерапии в рамках воинской деятельности, включающей в себя девять основных этапов с опорой на принципы этического кодекса психолога и психотерапевта.

Формирование и развитие социальной успешности в рамках воинской деятельности возможно в процессе командирской подготовки, повышения квалификации, а также самоподготовки.

В заключении сделаны выводы о том, что в условиях образовательной активности важно обеспечить гармоничное сочетание личных целей курсантов и социально значимых идеалов общества. Таким интегративным компонентом является социальная успешность выпускников военных вузов.

Ключевые слова: курсант, военный вуз, социальная успешность, педагогические условия, педагогическое сопровождение, социально-поведенческая компонента.

Актуализация проблемы. В условиях распространяющегося меритократизма и на фоне демократических преобразований в нашей стране актуальна проблема развития потребностей, мотивов и ценностных ориентаций у молодежи, стиму-

лирующих их стремление к социальной успешности. В этой связи основной задачей профессионального образования становится формирование социально значимой личности, способной эффективно и профессионально решать на всех уров-

нях проблемы общественного развития. Обеспечение безопасности страны - одна из ключевых общественных проблем, вследствие чего военно-профессиональное образование требует новых подходов к формированию социальной успешности выпускников военного вуза.

Введение в проблему исследования. Атрибутивная характеристика социально успешной личности - ее конкурентоспособность как «сосредоточение жизненных навыков, позволяющих быть готовым к динамично меняющемуся настоящему и неопределенному будущему», «способность использовать вызовы неопределенного будущего в свою пользу» [8, с. 364].

Социальная успешность личности будущего офицера, определяемая такой ценностью, как конкурентоспособность, предполагает ориентацию на собственные силы, преодоление индивидуально-психологического барьера подавленности, пессимизма, неопределенности в жизненной и военно-профессиональной перспективе, упорядочение и гармонизацию всей жизнедеятельности в условиях рыночных отношений.

Ведущей идеей нашего исследования является то, что социальная успешность курсанта военного вуза способствует становлению человека в единстве его проявлений как индивида, субъекта и личности будущего офицера, как многомерного явления, сочетающего в себе эмотивные, когнитивные и поведенческие процессы и развивающегося по законам нелинейных структур.

Предпосылкой ведущей идеи является признание права обучающегося быть состоятельным, способным. В этом случае ожидаемым результатом деятельности преподавания/учения становится не столько «человек знающий», сколько «человек владеющий, состоятельный», компетентный.

Социальная успешность выпускника военного вуза особенно востребована в современных условиях, когда: «Происходящие в них фундаментальные социально-экономические и социокультурные

изменения направлены в сторону усиления неопределенности, неоднозначности явлений и процессов. Исчерпывающее познание действительности становится невозможным. Снижается возможность прогнозирования не только отдаленного, но и ближайшего будущего, что привносит неопределенность и нестабильность в жизнедеятельность вступающих в общественные отношения молодых людей» [3, с. 42-43; 10] и др.

Социальная успешность будущего офицера отвечает запросам общественной практики на целенаправленную и устойчивую в нравственном отношении личность. Такая личность сможет противостоять изменениям, вызванным современной цивилизацией: «Современный человек многолик и мозаичен. Одолеваемому противоречивыми чувствами и мыслями, ему трудно быть в мире с самим собой, поскольку чаще всего желания не совпадают с возможностями, а потребности - с целями» [2, с. 31].

Именно социальная успешность будущего офицера может стать прерогативой в решении вопроса, обозначенного С. Ш. Алимбековым: «каким образом проводить воспитательную работу с верующими военнослужащими в условиях работы субъектов воспитания в соответствии с требованиями законов светского государства» [1, с. 121]. Социальная успешность офицера может быть интегрирована с религиозными принципами и идеалами, складывающимися на протяжении столетий: «Поскольку в воинских частях растет число верующих, то в целях утверждения в их сознании убеждений о значимости добросовестного выполнения воинского долга необходимо использовать в воспитательной работе духовные ценности традиционных и мировых религий» [1, с. 120].

Таким образом, успешность деятельности личности выпускника военного вуза -это деятельность офицера в условиях перехода от состояния неопределенности к определенности, когда появляется обо-

снованная возможность выбора при оценке вероятности достижения предполагаемого результата с учетом действующих морально-этических норм.

В этой связи предпосылками успешности деятельности становятся совершенствование внутренних резервов личности (личностное развитие и непрекращающееся самообразование), тренинг гражданской активности (социальное развитие), формирование общих (инструментальных, межличностных, системных) и военно-профессиональных компетенций. Следовательно, успешность деятельности личности курсанта - при условии ее педагогического сопровождения - переходит в лидерство в личностном, гражданском и военно-профессиональном становлении.

Суть проблемы исследования. Представим педагогические условия формирования социальной успешности в образовательном процессе военного вуза МВД.

Прежде всего, это формирование структуры лидерства в образовательной среде военного вуза, т. к. система лидерства представляет собой общественно-психологическую самоорганизацию и управление взаимоотношениями членов педагогического сообщества за счет индивидуальной инициативы каждого. Отметим, что Эд-вардс Деминг выделяет лидерство в числе 14 пунктов философии качества, где п. 7 звучит как «Учредите Лидерство».

В военном вузе должна быть создана система лидеров из числа руководителей, тех, кто обучает и обучается, выпускников, родителей. Необходимость формирования структуры лидерства непосредственно связана с актуализацией роли управления в современном образовании. Представление команды последователей лидеров необходимо, чтобы ясно представить полную структуру лидерства в организации образования.

Вместе с тем лидерство мотивирует самоуправление. В этом случае лидеры нужны, «чтобы добиться единства между един-

ством и многообразием, углубить доверие и усилить взаимную поддержку; чтобы сохранить жизнеспособность системы сотрудничества, иметь опору при принятии сложных решений, бороться за достижение консенсуса; согласовывать различия, восстанавливать отношения и добиваться примирения в разрешении конфликтов» [4, с. 242].

Подчеркнем, что для движения к лидерству важна система различных объединений в военном вузе (инициативно-творческие группы, группы по интересам и др.), расширяющих сферу влияния в общественной жизни. Подчеркнем, что в наше время главной формой организации самых разных рабочих процессов стали команды adhoc -временные группы-коллективы, создаваемые для оперативного решения назревших проблем и для инновационных прорывов.

К личностным и поведенческим качествам лидеров относится интеллект, стремление к знаниям и инновациям, а также продвижение знания; целостность, целеустремленность и независимость характера; умение выделять приоритеты; творческое решение проблем; владение искусством межличностных отношений; уверенность в себе, харизма и др.

В числе функций лидеров - изменение статуса кво, внедрение инноваций, развитие процесса, приоритетное внимание к личности, деятельность на перспективу, создание команды и последователей и др.

Второе условие формирования социальной успешности будущих офицеров -рассмотрение личности в гармонизации с общественной жизнью, в конкретно-духовной целостности.

Отсюда вытекает стратегия повышения качества воспитательного воздействия в военном вузе не только через совершенствование методов, форм, технологий обучения, но и за счет большей точности развивающих влияний, их адресности, обеспечения условий для реализации индивидуальных образовательных траекто-

рий движения курсантов к эталонам военно-профессионального мастерства, успешности, конкурентоспособности. Следовательно, воспитательный компонент должен быть встроен в образовательную программу так, чтобы составлять ее ценностное основание. В этом случае личностное развитие будущих офицеров в условиях освоения ими традиций и норм сообщества, интеграции духовно-нравственного и социального развития создают основу для социальной успешности.

Третье педагогическое условие формирования социальной успешности будущих офицеров мы связываем с тем, что в военном вузе должна быть создана сфера практического освоения демократических процедур, чтобы каждый курсант осознавал себя свободной, активной и ответственной личностью. Курсанты, фокусируя общественные отношения и отражая их в деятельности, реализуют себя в непрерывной связи с социальной действительностью.

Демократические преобразования в обществе необходимо закрепить, воспитывая новые поколения успешным участием в демократических процедурах. Таким образом, в образовательном процессе военного вуза следует культивировать модели деятельности, являющиеся моделями перспективной деятельности в демократическом обществе, и вовлекать в них курсантов.

Четвертое условие формирования социальной успешности будущих офицеров -отбор и постоянное обогащение видов деятельности, ориентированных на высокие социальные цели, т. к. такая деятельность выдвигает субъекта на роль лидера (ср.: «Сегодня надо каждому казахстанцу спросить себя самого: а что я сделал для того, чтобы в моей стране было хорошо и богаче была наша Родина? Если так будет рассуждать каждый гражданин, я убежден, вся страна прибавит скорости в своем развитии» [7]).

Природа самой деятельности становится основой для развития гармоничной лич-

ности курсанта, а осуществление разных видов деятельности в образовательном процессе военного вуза позволяет реализовать свои желания, личные наклонности, интересы, уточнить намерения, наконец, занять благоприятное положение. Только через собственную активную деятельность успешный человек способен развиваться, чтобы «превзойти самого себя» (одна из целей образования, сформулированная Ж. Делором в докладе «Образование - сокрытое сокровище»). А преодоление себя, как известно, стимулирует и нацеливает личность на социальную успешность гораздо очевиднее, чем приобретение новых знаний и освоение технологий.

Пятое условие формирования социальной успешности будущих офицеров - этнокультурная направленность обучения и воспитания курсантов военного вуза, что предполагает реализацию принципов эт-нокультурности, природосообразности, культуротворчества, диалога культур, толерантности, а также применения комплекса этнокультурных педагогических технологий. Названные принципы и технологии позволяют учитывать познавательные мотивы и ценностно-мотивационные ориентации курсантов, формировать личность будущего офицера как представителя этноса, страны и мира, обеспечивая тем самым эффективность развития его социальной успешности.

С. Н. Федорова определяет этнокультурные образовательные технологии как «совокупность образовательных, воспитательных и развивающих приемов, форм, методов, средств обучения, базирующихся на фундаментальных основах этнопеда-гогики, теории этноса, этнопсихологии, философии, культурологии, фольклористики, социально-культурной деятельности, позволяющих оптимизировать и активизировать процесс освоения, сохранения, приумножения и трансляции этнокультуры в современных условиях» [9].

Педагогическое сопровождение формирования социальной успешности кур-

сантов военного вуза должно включать совокупность педагогических технологий, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, воспитательных средств, направленных на:

- формирование этнической идентичности, представлений о принадлежности к казахстанскому обществу и мировому сообществу;

- формирование знаний и представлений об истории и культуре народов Республики Казахстан; об устройстве и функционировании государств мира, правах и нормах поведения их граждан;

- формирование эмоционально-оценочного отношения к народам Казахстана и мира в целом.

Перечисленные условия организации движения курсантов к социальной успешности требуют непрекращающегося самообразования самой личности: социально успешную личность характеризует психологическая готовность к получению качественного образования, а также к образованию в течение всей жизни как следствию достаточно устойчивых смысловых отношений к процессу личностного и профессионального самоопределения, становления и развития. На практике это означает, что социально успешный будущий офицер должен быть все время готов не только к обновлению багажа своих военно-профессиональных компетенций и ключевых навыков, но и к непрерывному совершенствованию своей мотивационной сферы и развитию своих способностей, чтобы на практике «перекрывать» ожидания и требования военно-профессиональной среды и общества.

Если говорить о направленности образовательного процесса военного вуза на формирование социальной успешности будущих офицеров, то следует обратиться к четырем требованиям, выделяемым Д. Н. Песковым. Первое требование - «постановка мышления, потому что главная ценность экономики данных - это люди,

умеющие мыслить, способные ставить модели, а не работать по ним», тогда как когнитивную основу обучения в большинстве вузов составляют шаблоны, формирующие шаблонное мышление. Второе требование - это «стимулирование риска, потому что новая, возникающая реальность требует постоянного риска», тогда как в современном обучении преобладает персональная стратегия избегания рисков. Третье требование - «скорость, т. е. нужны очень быстрые результаты, а университеты работают по интервалам». Четвертое требование - «персонализация, а университеты работают в основном с массовыми процессами» [5, с. 207].

Социальная успешность курсанта отвечает, как правило, его потребностям, что делает процесс ее формирования мотивированным. Вместе с тем, курсантам и молодым офицерам, как подтверждает наша практика наблюдения, нелегко управлять механизмами собственной социальной успешности, т. к. человек не имеет неизменной и незавершенной сущности. Следовательно, при организации образовательного процесса в военном вузе следует учитывать эту диалектику социальной успешности, выраженную наиболее точно М. К. Мамардашвили: «Человек - это, прежде всего, постоянное усилие стать человеком... Человек находится в постоянном состоянии самотворения. Он - процесс формирования самого себя, своего интеллекта, чувств и действий. Он создает самого себя, благодаря собственным непрерывным, индивидуальным усилиям. Предназначение человека состоит в том, чтобы исполниться» [6, с. 311]. Педагогические условия должны актуализировать потенциал и пути реализации социальной успешности курсантов, пространство социальных выборов и их значение для развития будущих офицеров.

Итак, социальная успешность должна стать атрибутивной характеристикой личности офицера. Смысл социальной

успешности офицера состоит в осознании и эффективном исполнении прав и обязанностей по отношению к государству и обществу, в безукоризненном выполнении своего военно-профессионального долга. Эти процессы подготовлены прочным знанием будущими офицерами героического прошлого своей страны, осмысления и понимания особенностей современного периода в жизни общества, военно-профессионального сообщества и своей социальной группы, укрепления связей между ними, осознания того, что они несут ответственность за судьбу страны.

Заключение. Система национальной безопасности современного государства органично зависит от эффективности проводимой инновационной и образовательной политики. Таким образом, сегодня в условиях образовательной активности важно обеспечить гармоничное сочетание личных целей курсантов и социально значимых идеалов общества. Таким инте-гративным компонентом является социальная успешность выпускников военных вузов. Подчеркнем, что именно социаль-

ная успешность, определяющая направления жизнедеятельности личности, входит составной частью в социально-поведенческую компоненту будущего офицера и определяет его структуру личности, наряду с когнитивной и эмоционально-волевой компонентами. При этом социально-поведенческая компонента формирует иерархию потребностей, связанных с освоением курсантами ценностей когнитивной и эмоционально-волевой компонентов, переходящих в ценностные ориентации будущих офицеров и отражающихся в их сознании как жизненные стратегические цели и мировоззренческие ориентиры. Социальная успешность как высшая потребность способствует реализации целей и ориентиров офицера.

Обучение личности курсанта способам достижения социальной успешности вытесняет «наполнение» личности зачастую оторванными от реалий жизни знаниями, а мотивация достижения вытесняет мотивацию избегания неудач. Военный вуз учит личность будущего офицера достигать социально и личностно значимых результатов в ее служебной деятельности.

Библиографический список

1. Алимбеков С. Ш. Религиозный фактор и его влияние на боевую готовность воинских частей Национальной гвардии Республики Казахстан // Инновации в образовании. - 2017. -№ 5. - С. 119-123.

2. Асадуллин Р. М., Фролов О. В. Человек как концепт современной педагогической мысли // Педагогика. - 2017. - № 7. - С. 28-36.

3. Зубок Ю. А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. - 2003. - № 4. - С. 42-51.

4. КалановаШ. М., БишимбаевВ. К. Тотальный менеджмент качества в высшем образовании. - Астана: Фолиант, 2006. - 476 с.

5. Кузьминов Я. И., Песков Д. Н. Какое будущее ждет университеты. Дискуссия. - М.: НИУ ВШЭ, 14.07.2017 // Вопросы образования. -2017. - № 3. - С. 202-233.

6. Мамардашвили М. К Как я понимаю философию. - М.: Прогресс-Кулыура, 1992. - 368 с.

7. Назарбаев Н. А. Казахстан на пути к обществу знаний. Лекция в NAZARBAYEV UNIVERSITY 5 сентября 2012 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube. com/watch?v=Iv92-L5uvq4 (дата обращения 11.12.2017).

8. Назарбаев Н. А. Казахстанский путь. -Караганда, 2006. - 372 с.

9. Федорова С. Н. Этнокультурные технологии в современном образовательном процессе // Образовательные технологии и общество. - 2016. - Т. 19, № 3. - С. 637-646.

10. Gordon W., Shonin E., Zangeneh M., Griffiths M. Work-related mental health and job performance: Can mindfulness help? // Int Ment Health Addiction. - 2014. - Vol. 12. - P. 129-137.

Поступила в редакцию 26.12.2017

Satov Mukhometkali Kussainovich

Deputy Commander-in-Chief of the National Guard of the Republic of Kazakhstan on educational and socio-legal work, satov270661@mail.ru, Republic of Kazakhstan, Astana

FACTORS OF FORMING SOCIAL SUCCESSION OF THE CADETS OF THE MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Abstract. Problem and purpose. In modern conditions of educational activity, it is important to ensure a harmonious combination of personal goals of cadets and socially significant ideals of society. Such an integrative component is the social success of graduates of military higher educational institution. Social success, which determines the direction of life of an individual, is an integral part of the social and behavioral component of the future officer and determines his personality structure, along with cognitive and emotional-volitional components.

Methodology. The article deals with pedagogical conditions and pedagogical support for the formation of the social success of a cadet of a military higher educational institution that fosters the formation of a person in the unity of his manifestations as an individual, subject and personality of a future officer.

Analysis of the literature shows that the formation and development of this phenomenon is possible in two directions: on the one hand, through the accumulation of experience in resolving various difficult situations and successfully overcoming the difficulties encountered in activities, and on the other, by including the officer in the continuous process of education in the framework of the main directions of educational and upbringing activity, as well as systematic self-education. Priority for us in the formation and development of social success will be the second direction.

At the same time, we assign psychiatric methods, and in particular methods of cognitive-behavioral psychotherapy, to the defining role in the formation and development of social success in the framework of our research.

The experience of our work has made it possible to determine the specifics of implementing methods of cognitive-behavioral psychotherapy within the framework of military activities, which includes nine main stages, based on the principles of the ethical code of a psychologist and psychotherapist.

Formation and development of social success within the framework of military activities is possible in the process of commander training, advanced training, and self-training.

In conclusion, the author draws the conclusion that in conditions of educational activity it is important to ensure a harmonious combination of personal goals of cadets and socially significant ideals of society. Such an integrative component is the social success of military graduates.

Keywords: cadet, military higher educational institution, social success, pedagogical conditions, pedagogical support, social-behavioral component.

References

1. Alimbekov, S. Sh., 2017. The religious factor and its impact on the combat readiness of the military units of the National Guard of the Republic of Kazakhstan. Innovations in Education, 5, p. 119-123. (In Russ.)

2. Assadullin, R. M., Frolov, O. V., 2017. Man as a concept of modern pedagogical thought. Pedagogy, 7, pp. 28-36. (In Russ.)

3. Zubok, Yu. A., 2003. Problems of Social Development of Youth in Risk Conditions. Sociological Research, 4, pp. 42-51. (In Russ.)

4. Kalanova, Sh. M., Bishimbaev, V. K., 2006. Total quality management in higher education. Astana: Foliant Publ., 476 p. (In Russ.)

5. Kuzminov, Ya. I., Peskov, D. N., 2017. What is the future of universities. Discussion. Moscow: NIU HSE, July 14, 2012. Education Issues, 3, pp. 202-233. (In Russ.)

6. Mamardashvili, M. K., 1992. How I understand philosophy. Moscow: Progress-Culture Publ., 368 p. (In Russ.)

7. Nazarbayev, N. A., 2012. Kazakhstan on

the way to the knowledge society. Lecture in NAZ-ARBAYEV UNIVERSITY September 5. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=Iv92-L5u-vq4 (accessed 11.12.2017). (In Russ.)

8. Nazarbayev, N. A., 2006. The way of Kazakhstan. Karaganda, 372 p. (In Russ.)

9. Fedorova, S. N., 2016. Ethnocultur-

al technologies in the modern educational process. Educational technologies and society, T. 19. (In Russ.)

10. Gordon, W., Shonin, E., Zangeneh, M., Griffiths, M., 2014. Work-related mental health and job performance: Can mindfulness help? Int Ment Health Addiction, 12, pp. 129-137.

Submitted 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.