Научная статья на тему 'Показатели готовности командиров курсантских подразделений, вузов внутренних войск МВД России к самообразованию в сфере физической подготовки и спорта'

Показатели готовности командиров курсантских подразделений, вузов внутренних войск МВД России к самообразованию в сфере физической подготовки и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОФИЦЕРЫ / ВУЗЫ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК / КОМАНДИРЫ КУРСАНТСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ / ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / PHYSICAL PREPARATION / OFFICERS / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS / COMMANDERS OF THE CADETS DIVISIONS / READINESS INDICATORS / SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сивак Александр Николаевич, Сыромятников Олег Валерьевич

В статье показано, что основными показателями готовности командиров курсантских подразделений к самообразовательной деятельности, в сфере физической подготовки являются: устойчивая мотивация к самообразовательной деятельности в сфере физической подготовки; уровень развития навыков и умений по проведению занятий по физической подготовке; уверенность в своих силах и способностях в процессе самообразования. Кроме того, важным показателем готовности командиров курсантских подразделений к самообразовательной деятельности является нацеленность на поиск новых, более эффективных способов решения профессиональных задач в сфере физической подготовки. Это позволяет определить направленность педагогического руководства самообразовательной деятельностью командиров курсантских подразделений в сфере физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сивак Александр Николаевич, Сыромятников Олег Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators of readiness of the cadet's division's commanders of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to self-education in the sphere of physical preparation and sports

The article shows that the main indicators of readiness of commanders of cadets divisions to self-educational activity, in the sphere of physical preparation are: steady motivation to self-educational activity in the sphere of physical preparation; the level of development of knowledge, skills and abilities on carrying out the classes in physical preparation; confidence in their own forces and abilities in the course of self-education. Besides, an important indicator of readiness of commanders of cadets divisions to self-educational activity is the aiming at search of new, more effective ways of the solution of professional tasks in the sphere of physical preparation. It allows determining an orientation of the pedagogical management of self-educational activity of commanders of cadets divisions in the sphere of physical preparation.

Текст научной работы на тему «Показатели готовности командиров курсантских подразделений, вузов внутренних войск МВД России к самообразованию в сфере физической подготовки и спорта»

ЛИТЕРАТУРА

1. Игнатьева, В.Я. Гандбол / В.Я. Игнатьева, Ю.М. Портнов. - М. : ФОН, 1996. -

313 с.

2. Игнатьева, В.Я. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства : учебное пособие / В. Я. Игнатьева, В. И. Тхорев, И. В. Петрачева ; под ред. В.Я. Игнатьевой. - М. : Физическая культура, 2005. - 276 с.

3. Тхорев, В.И. Управление соревновательной и тренировочной деятельностью гандболистов высокой квалификации на основе моделирования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Тхорев Василий Иванович ; Кубанск. гос. акад. физ. культуры. - Краснодар, 1999. - 50 с.

4. Яружный, Н.В. Структура и контроль физической работоспособности в командных игровых видах спорта : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Яружный Н.В. -Москва, 1994. - 50 с.

REFERENCES

1. Ignat'eva, V.Ia. and Portnov, Ju.M. (1996), Handball, FON, Moscow, Russian Federation.

2. Ignat'eva, V.Ia., Thorev, V.I. and Petrachjova I.V. (2005), Training of handball players at stage of the highest sports skill, Physical culture and sports, Moscow, Russian Federation.

3. Thorev, V.I. (1999), Managing of competition and training activities of handball players of high qualifications based on modeling, Thesis of candidate of sciences dissertation, Krasnodar, Russian Federation.

4. Jaruzhnyj, N.V. (1994), Structure and control of physical working capacity in team's sports games, Thesis of doctor of sciences dissertation, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.09.2012.

УДК 378

ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ КОМАНДИРОВ КУРСАНТСКИХ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К САМООБРАЗОВАНИЮ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И СПОРТА

Александр Николаевич Сивак, кандидат психологических наук, заместитель начальника

института по научной работе,

Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России,

Олег Валерьевич Сыромятников, соискатель,

Саратовский военный институт внутренних войск МВД России

Аннотация

В статье показано, что основными показателями готовности командиров курсантских подразделений к самообразовательной деятельности, в сфере физической подготовки являются: устойчивая мотивация к самообразовательной деятельности в сфере физической подготовки; уровень развития навыков и умений по проведению занятий по физической подготовке; уверенность в своих силах и способностях в процессе самообразования. Кроме того, важным показателем готовности командиров курсантских подразделений к самообразовательной деятельности является нацеленность на поиск новых, более эффективных способов решения профессиональных задач в сфере физической подготовки. Это позволяет определить направленность педагогического руководства самообразовательной деятельностью командиров курсантских подразделений в сфере физической подготовки.

Ключевые слова: педагогическое руководство; физическая подготовка; офицеры; вузы

внутренних войск; командиры курсантских подразделений; показатели готовности; самообразовательная деятельность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p143-147

INDICATORS OF READINESS OF THE CADET’S DIVISION’S COMMANDERS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO SELF-EDUCATION IN THE SPHERE OF PHYSICAL PREPARATION AND SPORTS

Alexander Nikolaevich Sivak, the candidate ofpsychological sciences, deputy chief of institute

on scientific work,

Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Oleg Valeryevich Syromyatnikov, the competitor,

Saratov military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation

The article shows that the main indicators of readiness of commanders of cadets divisions to self-educational activity, in the sphere of physical preparation are: steady motivation to self-educational activity in the sphere of physical preparation; the level of development of knowledge, skills and abilities on carrying out the classes in physical preparation; confidence in their own forces and abilities in the course of self-education. Besides, an important indicator of readiness of commanders of cadets divisions to self-educational activity is the aiming at search of new, more effective ways of the solution of professional tasks in the sphere of physical preparation. It allows determining an orientation of the pedagogical management of self-educational activity of commanders of cadets divisions in the sphere of physical preparation.

Keywords: pedagogical management, physical preparation, officers, higher education institutions of internal troops, commanders of the cadets divisions, readiness indicators, self-educational activity.

В связи с изменяющейся парадигмой военного образования и усилением акцента на самообразовательной деятельности, неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности офицера становится компетентность и в сфере физической подготовки. Формирование самообразовательной компетентности офицерских кадров в сфере физической подготовки - задача чрезвычайно важная. Однако работ, посвящённых проблеме самообразования офицеров, в сфере физической подготовки нам обнаружить не удалось. Между тем, самообразовательная деятельность командиров курсантских подразделений вузов внутренних войск МВД России, в сфере физической подготовки и спорта имеет огромное значение для повышения уровня физической подготовленности курсантов. В отличие от большинства вузов Министерства обороны Российской Федерации, где проведение основных форм физической подготовки возлагается на преподавателей соответствующей кафедры, в вузах внутренних войск МВД России эти обязанности возлагаются на командиров курсантских подразделений. Командиры курсантских подразделений участвуют и в проведении учебных занятий с курсантами, а также в организации спортивных мероприятий [1-4].

Проведённые исследования показывают, что готовность к самообразованию курсовых офицеров в сфере физической подготовки непосредственно связано с формированием у них готовности к поиску новых подходов к осуществлению профессиональной деятельности. Под готовностью командиров курсантских подразделений к эффективной самообразовательной деятельности понимается особое функциональное состояние их психики, характеризующееся мобилизованностью всех необходимых для поиска новых и эффективных педагогических решений задач в сфере физической подготовки и спорта.

Практика показывает, что офицеры, владеющие навыками самостоятельной работы, более эффективно участвуют в творческом поиске новых приёмов, методов проведения и организации учебных занятий, вносят более существенные и значимые предложе-

ния в обновление учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию курсантов.

Изучение специальной литературы позволило выявить сущность самообразования командиров курсантских подразделений вуза внутренних войск, в сфере физической подготовки и спорта, как целенаправленную систематическую познавательную деятельность. Самообразование протекает на основе самодеятельности личности офицера в соответствии с её индивидуальными возможностями, особенностями организации и проведения физической подготовки, спортивных мероприятий с курсантами вузов внутренних войск МВД России.

Анализ самообразовательной деятельности командиров курсантских подразделений в сфере физической подготовки и спорта свидетельствует о наличии высоких требований предъявляемых к этой деятельности. Наиболее высокая корреляционная связь установлена между устойчивой мотивацией к самообразованию у курсовых офицеров в сфере физической подготовки и эффективностью проведения ими спортивных мероприятий с курсантами (табл. 1).

Таблица 1

Анализ корреляционной связи эффективности профессиональной деятельности с основными компонентами готовности к самообразованию командиров курсантских

подразделений вузов внутренних войск МВД России ______в сфере физической подготовки и спорта

№ п/п Показатели готовности к самообразованию в сфере физической подготовки Эффективность профессиональной деятельности командиров

1 Устойчивая мотивация к самообразовательной деятельности в сфере физической подготовки +0,67

2 Нацеленность на поиск новых, более эффективных способов решения задач в сфере физической подготовки +0,53

3 Уровень развития навыков и умений по проведению занятий по физической подготовке +0,42

4 Умения выбирать оптимальные способы педагогического воздействия на курсантов для эффективного их физического развития +0,37

5 Умения опираться на воспитательные возможности педагогического коллектива кафедры физической подготовки +0,32

6 Умения организовывать интенсивную и плодотворную деятельность каждого курсанта в течение всего времени, отводимого на тренировку +0,31

7 Умения выбирать правильный тон в общении с курсантами на занятиях по физической подготовке +0,28

В процессе проведенных исследований было установлено, что наибольшие затруднения у курсовых офицеров вызывают действия, связанные:

- с диагностикой индивидуально-психологических особенностей курсантов и прогнозированием их возможного развития в процессе занятий физической подготовкой и спортом;

- с анализом сложившейся педагогической ситуации в процессе организации и проведения физической подготовкой;

- с выбором оптимальных способов педагогического воздействия на курсантов для эффективного их физического развития;

- с установлением педагогически целесообразной системы отношений между собой и курсантами, умением выбрать правильный тон в общении с ними;

- с умением опираться на воспитательные возможности педагогического коллектива кафедры физической подготовки;

- с умением организовывать интенсивную и плодотворную деятельность каждо-

го курсанта в течение всего времени, отводимого на тренировку, учебное занятие по физической подготовке.

Именно на преодоление этих трудностей и следует направлять самостоятельную работу курсовых офицеров.

ВЫВОД. Основными показателями готовности командиров курсантских подразделений к самообразовательной деятельности, в сфере физической подготовки являются: устойчивая мотивация к самообразовательной деятельности в сфере физической подготовки; уровень развития знаний, навыков и умений по проведению занятий по физической подготовке; уверенность в своих силах и способностях в процессе самообразования. Кроме того, важным показателем готовности командиров курсантских подразделений к самообразовательной деятельности является нацеленность на поиск новых, более эффективных способов решения профессиональных задач в сфере физической подготовки. Это позволяет определить направленность педагогического руководства самообразовательной деятельности командиров курсантских подразделений в сфере физической подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сивак, А.Н. Психолого-педагогические условия необходимые для повышения эффективности профессионального развития курсантов, вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 135-138.

2. Сивак, А.Н. Технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений у курсантов вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак, Ю.Ю. Андреев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 133-136.

3. Сивак, А.Н. Организационно-педагогические условия необходимые для эффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления / А.Н. Сивак, И.Н. Зюкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 83-86.

4. Сивак, А.Н. Методика проведения физической подготовки с элементами рукопашного боя для эффективных действий специальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков / А.Н. Сивак, М.П. Стародубцев, А.Е. Эрастов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2012. - № 2 (15). - С. 261-267.

REFERENCES

1. Sivak, A.N. (2012), “Psychology-pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of professional development of cadets of Internal Troops higher schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 135-138.

2. Sivak, A.N. and Andreev Y.Y. (2012), “Technology of application of means of physical preparation and sports for development of the positive interpersonal relations among the cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No.4, pp. 133-136.

3. Sivak, A.N. and Zyukin, I.N., (2012), “Organizational and pedagogical conditions necessary for effective education of personal qualities at officers of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of the professional formation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 83-86.

4. Sivak, A.N., Starodubtsev, L.S. and Erastov, A.E. (2012), “Technique of carrying out physical preparation with elements of hand-to-hand fight for effective actions of special divisions on fight against”, Scientific reviewed journal “Actual problems of physical and spe-

cialpreparation ofpower structures”, Vol. 15, No. 2, pp. 261-267.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.09.2012.

УДК 378

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОФИЦЕРОВ

Павел Александрович Сошкин, кандидат медицинских наук, старший преподаватель, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

Автор статьи отмечает, что в настоящее у офицеров утрачены базовые ценности педагогической деятельности. Это негативно сказывается на их подготовке к этой деятельности. До сих пор в педагогической науке не разработано эффективной модели формирования базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров. Между тем, данная модель должна быть направлена на решение как общих задач (образовательных и воспитательных), так и частных задач по формированию базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров. Концептуальные подходы к решению задач по формированию базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров реализовывались в трех взаимосвязанных направлениях. Эти пути были направлены на формирование знаний о педагогической деятельности; на воспитание мотивации для педагогической деятельности на основе знаний о ней; на трансформацию знаний в убеждения и поведение офицеров, необходимых для педагогической деятельности. Указанные подходы позволили создать благоприятные условия для реализации поставленных задач на основе соответствующего педагогического воздействия.

Ключевые слова: базовые ценности; мотивация; педагогическая деятельность; офицеры; модель.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p147-150 MODEL OF FORMATION OF THE BASE VALUES OF PEDAGOGICAL ACTIVITY AMONG THE OFFICERS

Pavel Aleksandrovich Soshkin, the candidate of medical sciences, senior teacher, Military Medical Academy named after S.M. Kirov, St.-Petersburg

Annotation

The author of article notes that in the present the base values of pedagogical activity are lost among the officers. It negatively affects their preparation for this activity. Still in a pedagogical science, the effective model of formation of base values of pedagogical activity among the officers is not developed. Meanwhile, this model should be directed on the decision as general tasks (educational and educational), and private tasks of formation of base values of pedagogical activity among the officers. Conceptual approaches to the solution of tasks on formation of base values of pedagogical activity among the officers were realized in three interconnected directions. These ways were directed on formation of knowledge of pedagogical activity; on motivation to education for pedagogical activity on the basis of knowledge of it; on transformation of knowledge in belief and behavior of the officers necessary for pedagogical activity. The specified approaches allowed creating favorable conditions for realization of objectives on the basis of the corresponding pedagogical influence.

Keywords: base values, motivation, pedagogical activity, officers, model.

В последние годы проблема формирования базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров все активнее разрабатывается в военной педагогике. Это связано с переподготовкой офицеров для их педагогической деятельности в вузах МО РФ.

Проблема формирования базовых ценностей педагогической деятельности у офицеров стала чрезвычайно актуальной в практическом плане. Поскольку включает в себя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.