Научная статья на тему 'Требования и рекомендации к содержательному наполнению технологии развития управленческой компетенции'

Требования и рекомендации к содержательному наполнению технологии развития управленческой компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ ВУЗОВ / MANAGERIAL COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / CADETS OF MILITARY INSTITUTES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоров Игорь Александрович

Статья посвящена актуальной проблеме развития управленческой компетенции в процессе профессиональной подготовки курсантов военных вузов. Рассматриваются нормативно-правовая основа технологии развития управленческой компетенции, применяемые педагогические принципы, особенности военной образовательной организации высшего образования и личности курсанта военного вуза, на их основе определяются требования и рекомендации к содержательному наполнению данной технологии. Исследование ведется на основе личностно-деятельностного подхода, с использованием структурного анализа понятий и явлений, что позволяет комплексно рассмотреть содержание и структуру изучаемого предмета. Материалы статьи могут использоваться для создания эффективных технологий развития управленческой компетенции у обучающихся образовательных организаций высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS AND RECOMMENDATIONS FOR THE CONTENT OF TECHNOLOGY OF MANAGERIAL COMPETENCE DEVELOPMENT

The article is devoted the problem of development of managerial competence in the process of professional training of cadets of military institutes. It considers the regulatory framework of the technology of development of managerial competence, pedagogical principles, peculiarities of military institute of higher education and personality of a cadet; determines the requirements and recommendations for the content of this technology on their basis.The author undertakes the research on the basis of person and activity approach with the help of structural analysis of concepts and phenomena which helps to comprehensively consider the content and structure of the studied object. The article can be helpful for the creation of effective technologies of development of managerial competence at students of institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «Требования и рекомендации к содержательному наполнению технологии развития управленческой компетенции»

УДК 378.016:355

И. А. Сидоров

ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ НАПОЛНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития управленческой компетенции в процессе профессиональной подготовки курсантов военных вузов. Рассматриваются нормативно-правовая основа технологии развития управленческой компетенции, применяемые педагогические принципы, особенности военной образовательной организации высшего образования и личности курсанта военного вуза, на их основе определяются требования и рекомендации к содержательному наполнению данной технологии.

Исследование ведется на основе личностно-деятельностного подхода, с использованием структурного анализа понятий и явлений, что позволяет комплексно рассмотреть содержание и структуру изучаемого предмета. Материалы статьи могут использоваться для создания эффективных технологий развития управленческой компетенции у обучающихся образовательных организаций высшего образования.

Ключевые слова: управленческая компетенция, компетентностный подход, курсанты военных вузов.

Актуальность исследуемой проблемы. Военные образовательные организации высшего образования войск национальной гвардии переживают важный и ответственный период в своей истории - реформирование войск, введение в процесс подготовки будущих офицеров компетентностного подхода, в рамках которого трактуется качество профессиональной подготовки будущего специалиста и который является одним из ориентиров стратегии модернизации российского образования [2], [4], [5].

Одна из востребованных областей - формирование готовности офицера к выполнению должностных и специальных обязанностей, связанных с управлением воинским подразделением, которая определяется наличием у него управленческой компетенции.

Термин «компетенция» очень активно используется в современном образовании, хотя общепринятого толкования этого термина пока нет [7], [8]. Управленческая компетенция представляет собой составную часть профессиональной компетентности и состоит из совокупности необходимых способностей, которые обеспечивают реализацию управленческих задач в ходе профессиональной деятельности. При этом, как показывает практика и проведенный анализ отзывов на выпускников военных вузов, не разработаны эффективные пути ее развития.

© Сидоров И. А., 2017

Сидоров Игорь Александрович - адъюнкт кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия; e-mail: sidoroff131080@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.04.2017

Исходя из этого, актуальность темы статьи обусловлена недостаточностью уровня развития управленческой компетенции как у курсантов [1], так и у студентов [6], а также отсутствием эффективно действующих технологий для ее совершенствования.

Цель проводимого педагогического исследования - разработка технологии развития управленческой компетенции у курсантов военных вузов.

Материал и методика исследований. В ходе исследования был проведен теоретический анализ педагогической и психологической литературы в рамках рассматриваемой проблемы, изучен опыт работы высшей школы по развитию управленческой компетенции, разработана и апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы технология развития управленческой компетенции у курсантов военных вузов, выявлены и обоснованы требования и рекомендации к ее содержательному наполнению.

Результаты исследований и их обсуждение. Констатирующая часть опытно-экспериментальной работы позволила, опираясь на результаты исследования, разработать проект технологии, необходимой для развития управленческой компетенции у курсантов военных вузов.

В ходе создания технологии с учетом многосторонних связей между ее элементами определилось содержательное наполнение.

Исходными данными для разработки технологии являлись:

- нормативно-правовая основа;

- применяемые педагогические принципы;

- особенности военной образовательной организации высшего образования;

- характеристика личности курсанта военного вуза, отличие его от студента.

Нормативно-правовая основа представляет собой совокупность нормативно-

правовых актов, которые обеспечивают успешное функционирование технологии. Она представлена такими документами, как федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) «специалист») (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 17 января 2011 г. № 39), Приказ МВД РФ от 14 января 2005 г. № 22 «Об утверждении Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» и другими документами, регламентирующими деятельность военной образовательной организации высшего образования.

При разработке технологии за основу были взяты следующие педагогические принципы:

- природосообразности;

- гуманистической ориентации;

- целостности образовательного процесса;

- демократизации;

- культуросообразности;

- профессиональной целесообразности.

Принцип природосообразности выражается в том, что технология строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучаемых, воспитательный процесс направлен на развитие самовоспитания и самообразования.

Принцип гуманистической ориентации рассматривается как принцип социальной защиты растущего человека, как педагогический процесс, который строится на полном признании гражданских прав курсанта военного вуза и уважении к нему.

Принцип целостности образовательного процесса означает достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами педагогической технологии.

Принцип демократизации заключается в том, что технология предоставляет обучаемым определенные свободы для саморазвития, саморегуляции, самоопределения, самообучения, самовоспитания.

Принцип культуросообразности позволяет максимально использовать в технологии культуру той среды, в которой находится конкретное учебное заведение.

Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает подбор содержания, методов технологии, которые направлены на подготовку эффективных офицеров-управленцев с целью формирования профессионально важных качеств.

Подготовка в военных вузах и в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования реализуется в едином правовом поле, но при этом обучение в военно-учебных заведениях имеет свои особенности. Эти особенности обусловлены тем, что обучение в военных вузах имеет целью не только удовлетворение образовательных потребностей граждан. По своей сущности, это подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства. При этом государство гарантирует обязательное трудоустройство выпускников, так как подготовка в военных образовательных организациях высшего образования изначально организуется под конкретные рабочие места - воинские должности.

Курсанты военных вузов находятся на полном материальном и социальном обеспечении согласно нормам, предусмотренным для военнослужащих соответствующей категории, - это проживание, питание, обмундирование, денежное довольствие и др. Выпускники высших военно-учебных заведений становятся высококвалифицированными специалистами в рамках своей военной специальности и впоследствии, после увольнения из рядов военной организации государства, востребованы в различных органах государственной власти, других сферах жизни и деятельности государства в рамках полученной гражданской специальности.

Курсантский возраст - это возраст, когда наступает умственная, волевая, эмоциональная и физическая зрелость [3]. У курсантов ярко проявляется ряд характерных для людей молодого возраста психологических черт, таких как впечатлительность, любознательность, острая восприимчивость, приверженность к романтике, стремление к общению, коллективной деятельности, внутреннее желание утвердиться в коллективе.

Отдельные молодые люди ведут себя иногда противоречиво, недостаточно последовательно. С одной стороны, они могут проявлять выдержку, принципиальность, чувство ответственности, с другой - вести себя недостаточно обдуманно, совершать поступки под влиянием ситуативных чувств. При этом зачастую в одном лице уживаются романтические устремления и внутренняя неуверенность, неудержимый оптимизм и резкий переход в состояние замкнутости, проявление индивидуальности и слепое подражание. Все это обусловливает особую сложность психологии курсанта, необходимость вдумчивого, тактичного подхода к его обучению со стороны профессорско-преподавательского состава.

С опорой на исходные данные разработана технология развития управленческой компетенции у курсантов военных вузов. Ее эффективность выражается в том, что она обеспечивает качественный скачок уровня развития управленческой компетенции как у отдельно взятого индивида, так и у курсантской группы в целом.

В ходе применения технологии использовались следующие методы обучения (с применением классификации по характеру учебно-познавательной деятельности):

- объяснительно-иллюстративный метод выражен в форме информирований и групповых занятий, которые имеют цель дать необходимые знания в области управления;

- репродуктивный метод применяется в форме практических занятий, которые преследуют цель выработать у обучаемых навыки и умения, необходимые для эффективной реализации управленческой компетенции;

- метод проблемного изложения применяется в форме популярного в западных странах кейс-метода, который позволяет как развивать, так и диагностировать управленческую компетенцию человека.

Сущность технологии состоит в последовательной реализации четырех этапов:

- подготовительного;

- ориентированного;

- практического;

- рефлексивного (аналитического).

Проанализируем представленные этапы более подробно.

На подготовительном этапе осуществлялись:

- изучение отзывов на выпускников военного вуза за последние три года (с учетом того, что отзывы на выпускников приходят только через год после окончания ими обучения в вузе) с целью определения проблемных мест в развитии управленческой компетенции, с которыми выпускникам пришлось столкнуться на практике, в ходе выполнения повседневных и служебно-боевых задач;

- организационное совещание с участниками эксперимента, на котором формировались экспериментальная и контрольная группы, проводилась начальная диагностика уровня развития управленческой компетенции с использованием комплекта тестов, анкеты и экспертной оценки;

- изучение результатов начальной диагностики и анкетирования, в ходе которого формулировались выводы о состоянии развития управленческой компетенции и уточнялся порядок дальнейшей работы.

На ориентированном этапе проводились информирование и групповое занятие с целью получения обучаемыми фундаментальных знаний и навыков, необходимых для работы на практическом этапе. Кроме этого, на данном этапе осуществлялся обзор методического пособия «Управленческая компетенция командира», которое было разработано в ходе научного исследования. В конце этапа осуществлялась промежуточная диагностика уровня развития управленческой компетенции с целью определения динамики ее развития.

На практическом этапе с целью закрепления полученных знаний и формирования необходимых качеств было спланировано проведение четырех практических занятий для изучения особенностей применения управленческих функций, которые явились основой показателей профессионально-управленческого критерия развития управленческих компетенций. Кроме этого, в заключение этапа проведено практическое занятие «Решение управленческих задач», которое обеспечило возможность оценки умения применять управленческую компетенцию в реальных условиях с использованием кейс-метода.

На рефлексивном (аналитическом) этапе проводились беседы с обучаемыми, командирами подразделений, профессорско-преподавательским составом с целью оценки динамики роста уровня развития управленской компетенции, получения обратной связи от участников эксперимента и определения недостатков в примененной технологии. В завершение этапа осуществлялась итоговая диагностика с анализом уровня развития управленческой компетенции, целью которой было определение эффективности применения разработанной технологии.

Особенностью разработанной технологии является то, что она непосредственно воздействует только на уровень профессионально-управленческого критерия развития управленческой компетенции, а уровень личностного критерия, как показывают результаты эксперимента, поднимается опосредованно, через воздействие на профессионально-управленческий критерий.

Таким образом, представленная технология позволит повысить уровень развития управленческой компетенции у курсантов военных вузов, обеспечив тем самым более эффективное и успешное выполнение задач, поставленных государством перед военной организацией.

Внедрение данной технологии в образовательный процесс обеспечит наряду с развитием непосредственно управленческой компетенции развитие и других необходимых будущему офицеру компетенций, так как они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

В результате разработки технологии были определены требования и рекомендации, позволяющие на базе уже имеющейся создавать другие, более эффективные, с учетом меняющихся внешних условий образовательной среды и социального заказа.

Понятие «требования» рассматривается авторами как:

- повелительная просьба, пожелание, выраженное как приказание, притязание; правило, требующее строгого выполнения; то, чему следует неукоснительно подчиняться [9];

- положение нормативного документа, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены [8];

- выраженная в решительной, категорической форме просьба, распоряжение; правило, условие, обязательное для выполнения [7].

Для разработки (совершенствования) технологии развития управленческой компетенции у курсантов военных вузов необходимо учитывать следующие требования:

- перед началом работы проводить анализ отзывов на выпускников вуза за последние три года с целью определения слабых мест в развитии управленческой компетенции курсантов;

- обеспечить объективную диагностику уровней развития управленческой компетенции, причем как у отдельных курсантов, так и у подразделения в целом, в процессе начальной, промежуточной и итоговой диагностики;

- в процессе обучения обязательно применять практическое занятие «Решение управленческих задач», основанное на использовании кейс-метода;

- использовать обратную связь в форме бесед с курсантами, командирами курсантских подразделений, профессорско-преподавательским составом и на ее основе вносить коррективы в технологию, обеспечив тем самым ее гибкость.

Под рекомендацией (лат. recommendatю - совет) авторы понимают либо документ, описывающий лучшую практику, которая рекомендует необходимые действия [8], либо совет, указание об определенном образе действий [10].

При разработке (совершенствовании) технологии развития управленческой компетенции у курсантов военных вузов необходимо учитывать следующие рекомендации:

- разрабатывать технологию на основе существующих четырех блоков - подготовительного, ориентированного, практического и рефлексивного;

- перед началом работы проводить с обучаемыми организационное совещание, где доводить до них цели и задачи работы, мотивировать курсантов на участие в применении технологии;

- предусматривать проведение дополнительных занятий, бесед (по необходимости).

Резюме. Таким образом, основные выводы статьи можно представить в следующих положениях:

1. Для создания эффективной технологии развития управленческих компетенций необходимо проводить анализ отзывов на выпускников, объективную диагностику уровней развития компетенции, поддерживать обратную связь с курсантами и учитывать приведенные рекомендации.

2. Применение технологии развития управленческих компетенций с большой долей вероятности обеспечит требуемое развитие управленческой компетенции у курсантов военных вузов, что может быть проверено в ходе педагогических экспериментов в образовательном процессе.

3. Разработанная технология в своей основе может применяться не только в военных вузах, но и в процессе подготовки студентов образовательных организаций высшего образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варяница С. Ю. Формирование коммуникативной компетенции у будущих офицеров по работе с личным составом в процессе профессиональной подготовки: постановка проблемы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 2(90). - С. 98-106.

2. Васильева Е. Н., Громова Е. Н., Курникова Н. С. Формирование профессиональных компетенций у будущих переводчиков // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 2(82). - С. 141-148.

3. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / под ред. И. Н. Шкадова. - М. : Военное издательство Министерства обороны СССР, 1976. - 523 с.

4. Зеер Э. Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании. - Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. - 129 с.

5. Золотарев В. А. Готовность к профессиональному самообразованию как ключевая компетенция будущего офицера федеральной службы войск национальной гвардии // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 4(92). - С. 100-107.

6. Краковская О. С. Структура и содержание организационно-управленческой компетенции бакалавров лингвистики // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 3(83). - С. 158-162.

7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М. : Азъ, 1992. - 907 с.

8. Справочник технического переводчика. Интент. 2009-2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://intent.gigatran.com.

9. Толковый словарь русского языка : в 4-х т. / под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Гос. ин-т «Сов. эн-цикл.» ; ОГИЗ ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

10. Юридическая энциклопедия / под ред. Б. Н. Топорнина. - М. : Юристъ, 2001. - 1272 с.

UDC 378.016:355

I. A. Sidorov

REQUIREMENTS AND RECOMMENDATIONS FOR THE CONTENT OF TECHNOLOGY OF MANAGERIAL COMPETENCE DEVELOPMENT

Saint-Petersburg Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation,

Saint-Petersburg, Russia

Abstract. The article is devoted the problem of development of managerial competence in the process of professional training of cadets of military institutes. It considers the regulatory framework of the technology of development of managerial competence, pedagogical principles, peculiarities of military institute of higher education and personality of a cadet; determines the requirements and recommendations for the content of this technology on their basis.

The author undertakes the research on the basis of person and activity approach with the help of structural analysis of concepts and phenomena which helps to comprehensively consider the content and structure of the studied object. The article can be helpful for the creation of effective technologies of development of managerial competence at students of institutions of higher education.

Keywords: managerial competence, competence approach, cadets of military institutes.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Varjanica S. Ju. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii u budushhih oficerov po rabote s lichnym sostavom v processe professional'noj podgotovki: postanovka problemy // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2016. - № 2(90). - S. 98-106.

2. Vasil'eva E. N., Gromova E. N., Kurnikova N. S. Formirovanie professional'nyh kompetencij u budushhih perevodchikov // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. -2014. - № 2(82). - S. 141-148.

3. Voprosy obuchenija i vospitanija v voenno-uchebnyh zavedenijah / pod red. I. N. Shkadova. - M. : Voen-noe izdatel'stvo Ministerstva oborony SSSR, 1976. - 523 s.

4. Zeer Je. F. Realizacija kompetentnostnogo podhoda v professional'nom obrazovanii. - Ekaterinburg : Ros. gos. prof.-ped. un-t, 2007. - 129 s.

5. Zolotarev V. A. Gotovnost' k professional'nomu samoobrazovaniju kak kljuchevaja kompetencija budush-hego oficera federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2016. - № 4(92). - S. 100-107.

6. Krakovskaja O. S. Struktura i soderzhanie organizacionno-upravlencheskoj kompetencii bakalavrov lingvistiki // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2014. -№ 3(83). - S. 158-162.

7. Ozhegov S. I., Shvedova N. Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka. - M. : Az'', 1992. - 907 s.

8. Spravochnik tehnicheskogo perevodchika. Intent. 2009-2013 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://intent.gigatran.com.

9. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka : v 4-h t. / pod red. D. N. Ushakova. - M. : Gos. in-t «Sov. jen-cikl.» ; OGIZ ; Gos. izd-vo inostr. i nac. slov., 1935-1940.

10. Juridicheskaja jenciklopedija / pod red. B. N. Topornina. - M. : Jurist'', 2001. - 1272 s.

© Sidorov I. A., 2017

Sidorov, Igor Aleksandrovich - Adjunct of the Department of Theory and Methods of Professional Education, Saint-Petersburg Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation, Saint-Petersburg, Russia; e-mail: sidoroff131080@mail.ru

The article was contributed on April 5, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.