Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования аксиологической компетентности курсантов'

Психолого-педагогические условия формирования аксиологической компетентности курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КУРСАНТОВ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / AXIOLOGICAL COMPETENCE OF CADETS / MILITARY EDUCATION / PSYCHOLOGIC AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубан Алексей Васильевич, Хазова Снежана Александровна

В статье описаны результаты теоретического поиска, воплотившегося в системе психолого-педагогических условий формирования аксиологической компетентности курсантов вузов. Выделенные условия базируются на положениях компетентностного подхода к образованию, аксиологического подхода к воспитанию личности, принципах военного образования и воспитания военнослужащих. Указанные основания обоснованы как ключевые условия формирования аксиологической компетентности курсантов. Каждая группа ключевых условий детализирована через описание применяемых дидактических средств и методов, форм организации деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGIC AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF AXIOLOGICAL COMPETENCE IN CADETS

The paper describes the results of the theoretical search embodied in system of psychologic and pedagogical conditions for formation of axiological competence in cadets of higher education institutions. The allocated conditions are based on the competence-based approach to education, on the axiological approach to upbringing the personality, and on the principles of military education and upbringing the military personnel. The specified bases are validated as key conditions for formation of axiological competence of cadets. Each group of key conditions is worked out in detail through the description of the applied didactic means and methods, and forms of the organization of student’s activity.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования аксиологической компетентности курсантов»

УДК 159.9:370 ББК 74.480 Р 82

А.В. Рубан

Соискатель кафедры общей и социальной педагогики Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]

С.А. Хазова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье описаны результаты теоретического поиска, воплотившегося в системе психолого-педагогических условий формирования аксиологической компетентности курсантов вузов. Выделенные условия базируются на положениях компетентностного подхода к образованию, аксиологического подхода к воспитанию личности, принципах военного образования и воспитания военнослужащих. Указанные основания обоснованы как ключевые условия формирования аксиологической компетентности курсантов. Каждая группа ключевых условий детализирована через описание применяемых дидактических средств и методов, форм организации деятельности обучающихся.

Ключевые слова: аксиологическая компетентность курсантов, военное образование, психолого-педагогические условия.

A.V. Ruban

Applicant of the Department of the General and Social Pedagogy, the Kuban State University; E-mail: [email protected]

S.A. Khazova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Theoretical Bases of Physical Training of Institute of Physical Culture and Judo, the Adyghe State University; E-mail: [email protected]

PSYCHOLOGIC AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF AXIOLOGICAL COMPETENCE

IN CADETS

Abstract. The paper describes the results of the theoretical search embodied in system of psychologic and pedagogical conditions for formation of axiological competence in cadets of higher education institutions. The allocated conditions are based on the competence-based approach to education, on the axiological approach to upbringing the personality, and on the principles of military education and upbringing the military personnel. The specified bases are validated as key conditions for formation of axiological competence of cadets. Each group of key conditions is worked out in detail through the description of the applied didactic means and methods, and forms of the organization of student's activity.

Keywords: axiological competence of cadets, military education, psychologic and pedagogical conditions.

Одним из важных целевых ориентиров современного военного образования выступает формирование аксиологической компетентности будущих офицеров. Об этом свидетельствуют результаты теоретического анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих содержание военно-профессиональной деятельности и военного образования (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ № 35-10 от 28 октября 2010 года «О пограничной безопасности», Положение «О Федеральной службе безопасности» от 18 августа 2003 г. и др., Приложение к Приказу министра обороны Российской Федерации от 7 апреля 2015 г. №185 «Порядок и условия приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные стандарты высшего военного образования), а также научных исследований в области целей и содержания подготовки военных кадров в современных социально-экономических и политических условиях российской действительности (М.В. Васильева, В.С. Емец, И.С. Кузьменко, О.Н. Тымчук и др.).

Методологической основой современного профессионального образования выступает компетентностный подход. Его положения определяют как требования к формулированию целей профессиональной подготовки (спектр общекультурных и профессиональных - общих и специальных - компетенций), так и отбор основного методического и диагностического инструментария, построение технологических процедур [1; 7 и др.]. В свою очередь, содержание формируемых у будущих военных специалистов компетенций

актуализирует необходимость опоры при построении образовательного процесса на аксиологический подход, занимающий одно из ведущих мест. Положения аксиологического подхода определят, в первую очередь, принципы организации образовательно-воспитательного процесса, а также содержание формируемых компетенций и в целом аксиологической компетентности курсантов. А поскольку субъектами образовательного процесса в рамках данной работы выступают обучающиеся системы военно-профессионального образования (курсанты), то значимым ориентиром организации моделируемого образовательного процесса является совокупность принципов военно-профессионального образования и воспитания военнослужащих.

Сущность, специфика, способы реализации компетентност-ного подхода к образованию достаточно детально исследованы и описаны современными учеными (В.А. Исаевым, Э.Ф. Зеером, И.А. Зимней, С.А. Хазовой и др.). Проведенный теоретический анализ позволяет утверждать, что реализация компетентностного подхода в образовании предполагает опору на следующие принципы: индивидуально-личностная, дея-тельностная (обучение через деятельность и в деятельности (учебной, квазипрофессиональной, профессиональной)) ориентация образовательного процесса; стимулирование самостоятельности и активности обучающихся в самопознании, самоопределении, саморазвитии, самовоспитании и т.д.; контекстность и практико-ориентированность образования; проектирование содержания образования на основе положений функционального, за-дачного, ситуационно-проблемного подходов; использование проблемных, активных методов и технологий обучения, методов и технологий социального воспитания [2-4; 7 и др.].

Аксиологический подход в воспитании можно рассматривать с двух позиций: как основу для выбора целей воспитания - формирование системы ценностей у обучающихся и как ориентация педагогов на гуманистические ценности в своей работе (их отношение к обучающимся, отбор содержания образования, целеполагание в деятельности, выбор стратегии поведения). В целом результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что опора на аксиологический подход подразумевает соответствие образовательного процесса ряду характеристик, совокупность которых обеспечивает аксиологич-ность образовательного процесса (И.А. Липский, Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев и др.). По формули-ровкеС.А. Хазовой, аксиологичность образовательного процесса означает следующее: «ценностную определенность учебно-воспитательного процесса, то есть выделение системы ценностей для интериоризации и дальнейшей экстериоризации ее учащимися, а также соотнесение этой системы с содержанием образования»; «ценностное наполнение содержания образования, то есть отражение ценностей, к которым формируется ценностное отношение, в содержании учебных предметов, программ и других источников, реализующих содержание образования, а также ценностная интерпретация всех компонентов структуры содержания образования: знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения»; «аксиологичность деятельности субъектов образовательного процесса, а именно: эмоциональная и убедительная трансляция ценностей педагогом, обоснование их значимости, воздействие на эмоционально-оценочную сферу /обучающихся/, организация и поддержка их рефлексивной деятельности и т.п.; осмысление учащимися информации, запечатленной

в содержании обучения, ситуациях жизнедеятельности, явлениях и фактах действительности с позиции их соотношения с гуманистическими ценностными ориентациями, выделение в них аксиологического ядра» [8].

Поскольку специфика будущей профессии и условий профессионального образования обусловливает и специфику способов создания психолого-педагогических условий достижения конкретных образовательных целей, в контексте настоящего исследования важно учитывать принципы, задачи, закономерности, содержание и т.д. воспитания будущих военнослужащих. Отдельные вопросы аксиологического воспитания личности представляют в настоящее время достаточно актуальное направление военно-педагогических исследований (В.С. Емец, М.В. Коноплян-никова, В.М. Косухин, А.А. Ломакин, П.И. Образцов, И.И. Савич, Т.В. Четверикова и др.). Эти результаты легли в основу современной науки и практики и способствовали следующим принципам военно-профессионального образования и воспитания военнослужащих: принцип гуманистической направленности процесса формирования ценностных ориентаций курсантов, его реализация требует подчинения всей образовательной работы в военном вузе задачам формирования всесторонне развитой личности будущего офицера; принцип комплексности предполагает широкое применение различных психологических, педагогических, социологических методов и технологий в процессе воспитания и управления морально-психологическим состоянием сотрудников; принцип адекватности - соответствие применяемых форм и методов воспитательной работы уровню развития коллектива и конкретных курсантов с учетом специфики образовательной и профессиональной деятельности конкретного образовательного

заведения; принцип оптимальности - достижение поставленных целей необходимым и достаточным количеством сил и средств; принцип индивидуальности и дифференци-рованности - зависимость воспитательной работы от индивидуально-психологических и групповых особенностей курсантов; принцип последовательности - непрерывность и плановость воспитательного процесса, единство, согласованность и преемственность действий его субъектов; принцип духовности обеспечивает формирование у курсантов таких нравственных качеств личности, которые всегда должны быть характерны для российского офицера (патриотизм, достоинство, честь, верность присяге и воинскому долгу, уважение и забота о подчиненных и т.п.) [5; 6; 9 и др.].

Теоретические и методологические основы военного воспитания и образования, аксиологического воспитания личности, компетентностно-ориентированного образования позволяют выделить четкую иерархию психолого-педагогических условий формирования аксиологической компетентности курсантов, исходящих из принципов военного воспитания, отражающих ценностный характер целей воспитания и обучения, содержательно и методически обеспечивающий освоение курсантами системы аксиологических компетенций военно-специального и военно-педагогического характера. В предлагаемой иерархии ключевыми условиями выступают:

- компетентностная ориентированность образовательного процесса, означающая следующее: а) образовательные цели формулируются в форме осваиваемых компетенций, соответствующих им систем ценностных ориентаций, знаний и умений (т.е., контекстных по содержанию компонентов компетентности), а образовательным результатом выступает аксиологическая компетентность курсантов в

совокупности всех освоенных аксиологических компетенций; б) для осуществления учебно-воспитательного процесса используется дидактический инструментарий, обеспечивающий интегрированное, системное освоение знаний, интериоризацию ценностей, формирование умений и накопление опыта, а также возможности для практического осуществления соответствующих видов деятельности (экстериоризации ценностей при решении учебных, квазипрофессиональных и профессиональных задач);

- аксиологичность образовательного процесса, предполагающия следующее: а) системообразующим компонентом аксиологической компетентности выступают ценностные ориентации личности, задающие контекст формируемых знаний и умений, способов действий, опыта деятельности и поведения; б) ведущим требованием к содержанию обучения и воспитания, деятельности и поведения субъектов образования выступает ценностная определенность и ценностное наполнение учебного материала, контекста учебных, квазипрофессиональных и профессиональных задач, направленности воспитательных мероприятий и т.п.;

- военно-профессиональная направленность аксиологического образования, означающая: а) совокупность осваиваемых курсантами аксиологических компетенций базируется на военно-специальных и военно-профессиональных ценностях; все ценностные ориентации - фундамент аксиологической компетентности курсанта (нравственные, профессионально-трудовые, интернационально-патриотические, физкультурно-эсте-тические, экологические и пр.), конкретизируются в соответствии с военно-специальными и военно-педагогическими задачами и функциями военнослужащих; б) проектирование всех форм учебных занятий и воспитательных

мероприятий осуществляется на военно-специальном и военно-педагогическом контенте в их ценностном, когнитивном, деятель-ностном выражении.

Создание ключевых условий в образовательном процессе военного вуза обеспечивается опорой на принципы военной педагогики, конкретизированные в соответствии с выделенными в контексте исследования положениями аксиологического и компетентностного подходов к образованию:

- системность целевых ориентиров педагогической деятельности, согласованность и преемственность образовательно-воспитательных воздействий и комплексное использование необходимых средств, методов и форм учебно-воспитательной работы;

- духовно-предметная адекватность образовательных целей (формируемых ценностных ориентаций, соответствующих знаний, умений, практического опыта) мировоззренческим, социально-политическим, военно-профессиональным реалиям, а образовательных средств - особенностям субъектов образования, условиям военного образования, содержанию военно-профессиональной деятельности, их оптимальность с точки зрения характера и сложности решаемых педагогических задач и особенностей субъектов образования;

- индивидуально-дифференцированная личностная ориентированность образования (учет интересов, потребностей, возможностей личности / группы) в сочетании с коллективистским воспитанием (воспитание в коллективе и через коллектив);

- активно-деятельностная ориентация учебно-воспитательного процесса, определяющая основным комплексным средством / условием обучения и воспитания курсантов учебную, квазипрофессиональную и воинскую деятельность и предполагающая организацию значимой

ценностно-ориентационной деятельности курсантов, стимулирование их профессиональных интересов, самостоятельности в самоопределении, саморазвитии и т.д. учебной и профессиональной активности;

- гуманистическая ориентированность образования, означающая уважение к индивидуальным личностным особенностям курсантов, ориентацию на них при проектировании образования в сочетании с требовательностью к поведению и деятельности обучающихся;

- опора на положительное в личности и коллективе, предполагающая создание в учебной группе / воинском подразделении атмосферы дружбы и товарищества, воспитание личным примером педагогов, изучение и использование жизненного опыта субъектов образования как воспитательного средства, обеспечение эмоциональной позитивности различных форм занятий.

Реализация системы конкретизированных принципов в непосредственном учебно-воспитательном процессе военного вуза обеспечивается использованием дидактического инструментария, соответствующего интегративному, функциональному, задачному,

ситуационно-проблемному, актив-но-деятельностному, контекстному подходам к образованию. Это предполагает:

- организацию ценностно-ориен-тационной деятельности студентов, содержательно соответствующей осваиваемым профессиональным ролям и функциям;

- применение проблемных методов и витагенных приемов обучения, организация разрешения студентами творческих задач ценностно-ориентационного содержания, соревновательность образовательного процесса;

- направленность образования на освоение курсантами разнообразных социальных и

профессиональных ролей, реализацию различных профессиональных функций в условиях ценностно-ориентационной деятельности, на освоение ими соответствующей полноценной информации, повышение практикоориентированности и вариативности образования, применение методов и приемов витагенного обучения;

- предоставление курсантам возможностей выбора содержания самостоятельной (научно-познавательной, профессиональной, проектной и пр.) работы по освоению теории и практики ценностно-ориентационной деятельности;

- организация военно-профессионального взаимодействия курсантов, направленность на повышение их активности и самостоятельности;

- создание ролевых и деловых ситуаций, моделирующих реальные общественные/профессиональные проблемы ценностно-ориентационного характера;

- ознакомление курсантов с сущностью различных социальных и профессиональных функций, связанных с ценностно-ориентационной деятельностью, обеспечение их освоения в условиях игрового взаимодействия;

- разработка и применение практических заданий на основе средств и методов ситуационно-проблемного, задачного, функционального и ролевого подходов;

- разработка и применение интегративных ролевых и деловых игр как формы учебно-практической подготовки курсантов к ценностно-ориентационной деятельности.

Мы считаем, что создание в образовательном процессе военного вуза выделенных психолого-педагогических условий обеспечит эффективное формирование аксиологической компетентности курсантов. Проверка указанного предположения составляет содержание наших дальнейших исследований.

Примечания:

1. Дёмкина Е.В. Формирование будущего специалиста в условиях учебно-воспитательного процесса // Вестник Адыгейского государственного унитверси-тета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2012. Вып. 3 (103). С. 38-41.

2. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию. URL: http://www. urorao. ru/konf2005.php

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.

4. Исаев В.А., Воротилов В.И. Образование взрослых: компетентностный подход: учеб.-метод. пособие. СПб.: ГНУ ИОВ РАО 2005. 92 с.

5. Калюжный А. Принципы, формы и методы обучения и воспитания подчиненных // Ориентир. 2007. № 2.

6. Савич И.И. Формирование ценностного отношения курсантов военно-учебных заведений к педагогической деятельности офицера: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 27 с.

7. Хазова С.А. Компетентностный подход к профессиональному физкультурно-спортивному образованию // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2008. Вып. 7 (35). С. 260-265.

8. Хазова С.А. Психолого-педагогические условия организации аксиологического подхода в подготовке будущих педагогов. URL: http://www.fan-nauka. narod.ru/2008-1.html

9. Четверикова Т.В. Формирование профессионально-значимых ценностных ориентации курсантов для работы в экстремальных ситуациях (на примере колледжа водного транспорта СИГУВК): автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012. 25 с.

References:

1. Demkina E.V. Formation of the future expert in the conditions of the teaching and educational process // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2012. Iss. 3 (103). P. 38-41.

2. Zeer E.F. Competence approach to education. URL: http://www.urorao.ru/ konf2005.php

3. Zimnyaya I.A. Key competences as effectively-targeted basis of competence approach in education: the author's version. M.: Research center of problems of the quality of exxperts' training, 2004. 42 pp.

4. Isaev V.A., Vorotilov V.I. Adult education: a competence approach: a textbook. SPb.: GNU IOV RAO, 2005. 92 pp.

5. Kalyuzhny A. Principles, forms and methods of teaching and education of subordinates // Orientir. 2007. No. 2.

6. Savich I.I. Formation of the value attitude of cadets of military schools for officer's educational activities: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Ekaterinburg, 2006. 27 pp.

7. Khazova S.A. Competence approach to professional physical and sports education // Bulletin of Adyghe State University. Pedagogy and Psychology. 2008. Iss. 7 (35). P. 260-265.

8. Khazova S.A. Psychological and pedagogical conditions of organization of the axiological approach in the training of future teachers. URL: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-1.html

9. Chetverikova T.V. Formation of professionally significant value orientations of cadets for working in extreme situations ( based on SIGUVK water transport college): Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. SPb., 2012. 25 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.