УДК 378
Ruban A.V., postgraduate, Kuban State University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
MODEL OF THE PROCESS OF FORMATION OF THE AXIOLOGICAL COMPETENCE OF THE CADETS' PERSONALITY IN THE PROCESS OF MILITARY-PROFESSIONAL EDUCATION. In modern socio-economic, military-political realities from Russian officers, in addition to the high level of special professional preparedness, a number of personal qualities and competences are required. In this context, the formation of the axiological competence of cadets is an important target for military professional education. it provides a spiritual and moral basis for the implementation of military and professional functions, creates theoretical and practical bases for the successful education of officers by their subordinates. The paper presents the results of a theoretical and empirical study aimed at developing and testing a model for the formation of axiological competence among cadets in the process of military professional education.
Key words: axiological competence, model of formation, cadets and officers, military-professional education.
А.В. Рубан, соискатель, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар,
E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современных социально-экономических, военно-политических реалиях от российских офицеров, помимо высоко уровня специальной профессиональной подготовленности, требуется наличие ряда личностных качеств и компетенций. В данном контексте важным целевым ориентиром военно-профессионального образования выступает формирование аксиологической компетентности курсантов. Она обеспечивает духовно-нравственную базу для реализации военно-профессиональных функций, создает теоретические и практические основы для успешного воспитания офицерами своих подчиненных. В настоящей работе приведены результаты теоретико-эмпирического исследования, направленного на разработку и апробирование модели процесса формирования аксиологической компетентности у курсантов в процессе военно-профессионального образования.
Ключевые слова: аксиологическая компетентность, модель формирования, курсанты и офицеры, военно-профессиональное образование.
В настоящее время в профессиональном образовании сложилась ситуация, когда процессы формирования личност-но-деловых качеств, профессиональных компетенций и т. п. достаточно полно обеспечены теоретико-методологической базой, результатами научных исследований, тогда как вопросы обеспечения ценностно-смысловой идентичности и определенности российских граждан, их аксиологической компетентности - как в общесоциальном, так и в профессиональном аспектах - ещё далеки от разрешения [1; 2; 3 и др.]. Особую значимость разрешение указанных вопросов имеет для эффективности подготовки работников для профессий, характеризующихся повышенной социальной значимостью, к которым относятся различные военные специальности.
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что на теоретическом уровне достаточно разработаны и широко освещены вопросы сущности понятий «ценности» и «ценностные ориентации», их места в структуре личности, функции, возрастных особенностей, механизмов формирования в процессе обучения и т. д., исследованы проблемы аксиологического (ценностного) воспитания обучающихся, отбора ценностей в целостный учебно-воспитательный процесс и содержание образования. Однако недостаточно исследований, характеризующих содержание аксиологической компетентности личности будущих военных специалистов, и выявляющих психолого-педагогические условия формирования аксиологической компетентности курсантов в образовательном процессе военного вуза.
Очевидно, что проблема аксиологической компетентности личности курсантов, как целевого ориентира образовательного процесса военного вуза, не достаточно изучена, равно как и вопросы конкретного содержательного и методического сопровождения процесса ее формирования. Это определило цель нашего исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать модель процесса формирования аксиологической компетентности личности курсантов в процессе военно-профессионального образования.
Моделирование процесса формирования аксиологической компетентности курсантов опиралось на результаты решения теоретических и методологических задач исследования. В частности:
1. На основе уточненных военно-профессиональных ценностей и аксиологических компетенций офицеров [4; 5 и др.], опираясь на существующие взгляды относительно сущности и видов ценностей и ценностных ориентаций личности [6; 7 и др.],
структурных компонентов компетентности личности [8; 9 и др.], теоретически выделены качественные уровни сформированно-сти аксиологической компетентности курсантов (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий), обоснованы ее структура, содержание и критерии сформированности:
- когнитивный компонент: аксиологические знания субъективно-культурологического и педагогико-методического характера (в сфере гуманистических ценностей, ценностей военной службы, государства, общества, педагогических ценностей и т. д.). Критерии его сформированности: полнота знаний о содержании и смысле ценностей; понимание места и роли выделенных ценностей в общей иерархии ценностей; умение выделить ценностные явления в жизненной / профессиональной ситуации и объекте познания и объяснить свой выбор;
- ценностный компонент: субъективно-личностные (социальные и профессиональные) и военно-педагогические ценностные ориентации, установка на руководство ими при выполнении военно-профессиональных обязанностей. Критерии его сформированности: положительное, позитивное отношение к выделенным ценностям; восприятие выделенных ценностей как личност-но значимых, важных; эмоциональная активность в деятельности по освоению новых ценностей, готовность к их восприятию;
- деятельностный компонент: умения осуществлять лич-ностно значимую ценностно-ориентационную деятельность, определять ценностные основания военно-профессиональных действий, определять ценностные приоритеты при выполнении военно-специальных задач, осуществлять аксиологическое воспитание подчиненных. Критерии его сформированности: сфор-мированность системы мотивов поведения, основанных на выделенных ценностях; проявление ценностного отношения к миру и людям, объектам и субъектам профессиональной деятельности; опора на усвоенные знания в качестве регулятора сознания и поведения и умение воплощать знание о ценностях в различных видах деятельности и поведении.
2. Опираясь на положения компетентностного подхода (В.А. Исаев, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, С.А. Хазова и др.), аксиологического подхода (И.А. Липский, Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев и др.), теории военного образования (В.С. Емец, М.В. Ко-ноплянникова, В.М. Косухин, А.А. Ломакин, П.И. Образцов, И.И. Савич, Т.В. Четверикова и др.) и воспитания (А. Калюжный, И.И. Савич, Т.В. Четверикова и др.), с учётом методологических, содержательно-дидактических и методических особенностей образовательного процесса в военно-профессиональном учеб-
ном заведении выявлены психолого-педагогические условия формирования аксиологической компетентности курсантов. Их совокупность представляет собой иерархию характеристик образовательного процесса, отражающих ценностный характер целей воспитания и обучения, содержательно и методически обеспечивающий освоение курсантами системы аксиологических компетенций военно-специального и военно-педагогического характера с учётом специфики военно-профессионального образования.
Ключевыми педагогическими условиями формирования аксиологической компетентности курсантов являются: компетент-ностная ориентированность образовательного процесса (целью образования выступает освоение системы аксиологических компетенций, в совокупности определяющих аксиологическую компетентность как результат образования; использование в учебно-воспитательном процессе дидактического инструментария, обеспечивающего системное освоение знаний, умений, ценностных ориентаций, а также возможности для экстериори-зации ценностей при решении учебных, квазирофессиональных и профессиональных задач); аксиологичность образовательного процесса (ценностные ориентации личности задают контекст формируемых знаний и умений, способов действий, опыта деятельности и поведения; ценностная определённость и ценностное наполнение учебного материала, контекста решаемых задач, направленности воспитательных мероприятий и т. п.); военно-профессиональная направленность аксиологического образования (освоение военно-специальных и военно-педагогических ценностей; конкретизация осваиваемых ценностей в соответствии с военно-специальными и военно-педагогическими задачами); опора на принципы военной педагогики (системности и комплексности, адекватности и оптимальности, индивидуально-личностная ориентированности и коллективистского подхода, активно-деятельностной и гуманистической ориентированности, опоры на положительное в личности и коллективе).
3. На основе комплексного учета специфики организации образовательного процесса в военно-профессиональном учебном заведении, закономерностей формирования ценностных ориентаций [8 и др.] и освоения компетенций личностью [8; 9 и др.] определены технологические аспекты процесса формирования аксиологической компетентности курсантов. Формирование аксиологической компетентности курсантов осуществляется в соответствии со следующими процессуальными характеристиками: (а) стадиями формирования аксиологической компетентности курсантов, соответствующими повышению профессиональной (военно-специальной и, далее, военно-педагогической) направленности образовательного процесса вуза (личностной, ориентированной на уточнение / совершенствование / формирование системы личностных гуманистических ценностных ори-ентаций курсантов, соответствующих знаний, умений, способов действий и установки на их экстраполяцию в социальном взаимодействии; военно-специальной, нацеленной на формирование системы военно-специальных ценностных ориентаций, знаний, умений, способов действий и установки на их экстраполяцию в служебной деятельности; военно-педагогической, предполагающей формирование у курсантов системы военно-педагогических ценностных ориентаций, знаний, умений, способов действий и установки на их экстраполяцию в служебной деятельности; интеграционной, обеспечивающей реализацию курсантами личностных, военно-специальных и военно-педагогических ценностных ориентаций, знаний, умений, способов действий в реальной служебной деятельности в условиях практики); (б) этапами «прохождения» каждой стадии формирования аксиологической компетентности курсантов, целевое и дидактическое содержание которых соответствует повышению степени продуктивности ценностно-ориентировочной деятельности обучающихся или уровня их ценностно-ориентационной активности (информационно-поисковым, рефлексивно-оценочным, деятельностно-поведенческим); (в) методическим алгоритмом построения учебных занятий (такой порядок чередования лекционных, семинарских, практических занятий, самостоятельной работы с использованием информационного содержания и дидактического инструментария, который обеспечивает последовательную внутрипредметную и межпредметную систематизацию знаний, формирование ценностно-мотивационной основы конструктивного поведения и деятельности, соответствующих содержанию осваиваемых компетенций).
Все вышеперечисленное позволило разработать модель, в которой процесс формирования аксиологической компетентности курсантов представлен следующими блоками:
1. Целе-результативным; в нем отражено формируемое качество - аксиологическая компетентность курсантов - в виде структурных компонентов и критериев сформированности; аксиологическая компетентность соотнесена с нормативно заданными образовательными результатами - осваиваемыми компетенциями и профессиональными задачами, а также с совокупностью ценностей, освоение которых лежит в основе достижения заданных образовательных результатов и, таким образом, формирования аксиологической компетентности курсантов.
2. Содержательно-методологическим, отражающим педагогические условия формирования аксиологической компетентности курсантов, представлены целевые направления (соответствующие содержанию профессиональных задачам и задач личностного развития) и компоненты (компоненты процесса образования, виды подготовки, структура военно-образовательного процесса) аксиологической подготовки курсантов, указано место учебных дисциплин и различных аксиолого-образовательных мероприятий в данном процессе и применяемый дидактический инструментарий (методы и приемы, формы и средства обучения и воспитания).
3. Процессуальным, в котором во взаимосвязи представлены стадии и этапы формирования аксиологической компетентности курсантов, а также методический алгоритм, используемый на учебных занятиях.
4. Диагностическим, отражающим способы (методы) оценки и уровни сформированности аксиологической компетентности курсантов.
Экспериментальная проверка эффективности разработанной модели осуществлялась в реальном образовательном процессе военного вуза (г. Анапа), в течение 2014 - 2017 гг. В начале первого курса обучения было проведено констатирующее исследование с целью определения актуального состояния компонентов аксиологической компетентности курсантов. Выяснилось, что более половины респондентов характеризуются низким и ниже среднего уровнями развития данного качества по совокупности оценивания когнитивного, ценностно-ориентацион-ного и деятельностно-поведенческого содержания (в среднем по двум названным уровням - 62,9% курсантов). Около трети диагностируемых продемонстрировали средний уровень (30,1%), менее десятой части - уровень выше среднего (около 7%), не нашлось ни одного курсанта с высоким уровнем аксиологической компетентности. По результатам диагностики были сформированы контрольная (КГ, 53 человека) и экспериментальная (Эг, 51 человек) группы, представители которых достоверно не отличались друг от друга по исследуемым показателям (Р>0,05). Далее образовательный процесс в экспериментальной группе осуществлялся в соответствии с разработанной моделью. В контрольной группе никаких изменений в содержательные, методические, процессуальные характеристики учебно-воспитательного процесса не вносилось.
Результаты итоговой диагностики, проведенной по окончании эксперимента, позволили констатировать, что представители экспериментальной группы характеризуются более высокими показателями сформированности аксиологической компетентности, чем представители контрольной группы. В ЭГ достоверно больше обучающихся с уровнем выше среднего (50,8% курсантов ЭГ продемонстрировали высокий и выше среднего урони сформированности аксиологической компетентности личности, в КГ - 11,7%, Р<0,05), и меньше - с уровнем ниже среднего (Р<0,05); в отличие от контрольной группы, в ней зафиксированы курсанты с высоким уровнем сформированности аксиологической компетентности и полностью отсутствуют учащиеся с низким уровнем. Кроме того, в ЭГ количество учащихся, характеризующихся низким и ниже среднего уровнями сформированности системы ценностных ориентаций, статистически значимо меньше, чем относящихся к более высоким уровням (7,5% и 55,9% соответственно, Р<0,05).
Таким образом, результаты текущего и итогового контроля однозначно свидетельствуют о том, что применение разработанной модели формирования у курсантов аксиологической компетентности в процессе профессионального образования позволяет эффективно решать воспитательные задачи по формированию системы общегуманистических, военно-специальных, военно-профессиональных ценностных ориентаций, образовательных задач по формированию системы соответствующих аксиологических знаний (теоретических, методических) и умений (интеллектуальных, практических), не только препятствуя, но и способствуя повышению общей и специальной успеваемости курсантов.
Библиографический список
1. Бондаренко Н.Ю. Становление экзистенциальных ценностей будущих учителей в процессе интерактивного обучения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2006.
2. Виленский М.Я. Ценности физической культуры и их интериоризация учащимися. Available at: http://spo.1september.ru/articlef. php?ID=200701713
3. Голубкова О. Социокультурная природа ценностных ориентаций личности. Available at: http://brennoe-i-vechnoe.narod.ru/ 199-17.html
4. Емец В.С. Модернизация педагогической системы формирования профессионально-ценностных ориентаций у курсантов образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2007.
5. Калюжный А.С. Личностно-ориентированное воспитание в высшей военной школе: монография. Нижний Новгород, 2004.
6. Нудько В.А. Формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов (на примере изучения иностранного языка в вузе). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ульяновск, 2006.
7. Савина Ю.Г. Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.
8. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособной личности в системе образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Майкоп: Адыг. гос. ун-т, 2011.
9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы. Народное образование. 2003; 2: 58 - 64.
References
1. Bondarenko N.Yu. Stanovlenie 'ekzistencial'nyh cennostejbuduschih uchitelej vprocesse interaktivnogo obucheniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2006.
2. Vilenskij M.Ya. Cennosti fizicheskoj kul'tury i ih interiorizaciya uchaschimisya. Available at: http://spo.1september.ru/articlef.php?ID=200701713
3. Golubkova O. Sociokul'turnaya priroda cennostnyh orientacij lichnosti. Available at: http://brennoe-i-vechnoe.narod.ru/199-17.html
4. Emec V.S. Modernizaciya pedagogicheskoj sistemy formirovaniya professional'no-cennostnyh orientacij u kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenijFSB Rossiipogranichnogo profilya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
5. Kalyuzhnyj A.S. Lichnostno-orientirovannoe vospitanie v vysshej voennojshkole: monografiya. Nizhnij Novgorod, 2004.
6. Nud'ko V.A. Formirovanie gumanisticheskih cennostnyh orientacijstudentov (na primere izucheniya inostrannogo yazyka v vuze). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ul'yanovsk, 2006.
7. Savina Yu.G. Formirovanie cennostnyh orientacij uchaschejsya molodezhi sredstvami dekorativno-prikladnogo iskusstva. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
8. Hazova S.A. Razvitie konkurentosposobnoj lichnosti vsisteme obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Majkop: Adyg. gos. un-t, 2011.
9. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy. Narodnoe obrazovanie. 2003; 2: 58 - 64.
Статья поступила в редакцию 14.09.18
УДК 378
Sadovoy V.P., Head of Students' Sports Club, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
THE NATURE AND STRUCTURE OF READINESS FOR ORGANIZATION OF MASS STUDENT SPORT IN FUTURE MASTERS OF THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS. The article substantiates the need for the formation of graduate students, training personnel in the field of physical culture and sports for higher education, readiness for the organization of mass student sports. On the basis of the analysis of the theory and practice, personal experience the structure of readiness for the organization of mass student sports is defined. According to the author, this structure includes three main components - personal, cognitive and operational. For the successful formation of readiness for the organization of mass student sports, it is necessary to fulfill three basic conditions - organizational, pedagogical and psychological. In the process of implementation of these conditions, it is necessary to provide future masters of physical culture and sports to form knowledge on the organization of mass student sports in Russia and abroad, to study the specifics of the functioning of the student sports club in modern university conditions, to participate in the organization and judging of competitions for students, to perform research work, etc. the set of selected conditions, as well as the introduction of the curriculum of the master's discipline "Fundamentals of the organization of mass student sports" will prepare specialists for the organization of mass student sport that is so necessary for any of the modern universities.
Key word: readiness for professional activity, magistracy, mass student sport.
В.П. Садовой, руководитель Студенческого спортивного клуба, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный
университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ К ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВОГО СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА
У БУДУЩИХ МАГИСТРОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В статье обоснована необходимость формирования у студентов магистратур, готовящих кадры в сфере физической культуры и спорта для высшей школы, готовности к организации массового студенческого спорта. На основе анализа теории и практики, личного опыта определена структура готовности к организации массового студенческого спорта. По замыслу автора в эту структуру входит три основных компонента - личностный; когнитивный; операционно - действенный. Для успешного формирования готовности к организации массового студенческого спорта необходима реализация трёх основных условий -организационных, педагогических. психологических. В процессе реализации данных условий необходимо обеспечить будущим магистрам сферы физической культуры и спорта сформировать знания по организации массового студенческого спорта в России и за рубежом, изучить специфику функционирования студенческого спортивного клуба в современных вузовских условиях, поучаствовать в организации и судействе соревнований для студентов, выполнить научно- исследовательскую работу и т. д. совокупность выделенных условий, а так же введение в учебный план магистратуры учебной дисциплины «Основы организации массового студенческого спорта» позволят подготовить специалистов по организации массового студенческого спорта, столь необходимых современному вузу.
Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, магистратура, массовый студенческий спорт.