Научная статья на тему 'Педагогическая характеристика процесса формирования у курсантов профессиональной компетентности военных дирижёров'

Педагогическая характеристика процесса формирования у курсантов профессиональной компетентности военных дирижёров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ДИРИЖЁР / MILITARY CONDUCTOR / ДИРИЖИРОВАНИЕ / CONDUCTING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / BASICS / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE / СУЩНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшин М. М.

В научной статье раскрывается сущность профессиональной компетентности военных дирижёров, определено содержание, структура процесса формирования у курсантов профессиональной компетентности военных дирижёров, обозначены принципы, реализация которых позволяет сформировать у будущих офицеров профессионально важные качества, необходимые для последующей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметшин М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PEDAGOGICAL ASPECT OF THE PROCESS OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF MILITARY CONDUCTORS IN CADETS

The scientific research reveals the basics of professional competence of military conductors, determined by the contents and structure of the process of formation of professional competence of military conductors in cadets. The work defines principles, implementation of which allows generating important professional qualities in future officers that are necessary for future professional activities.

Текст научной работы на тему «Педагогическая характеристика процесса формирования у курсантов профессиональной компетентности военных дирижёров»

учитывать, что свою деятельность педагог осуществляет в образовательном пространстве, которое включает три группы рисков: 1) психолого-педагогические; 2) социально-педагогические; 3) социально-психологические.

Группу социально-психологических рисков образуют: «социальный опыт обучаемых, региональные особенности и традиции; стереотипы поведения и действия обучаемых; потребности и уровни развития обучаемых.

Психолого-педагогические риски: степень готовности к обучению и развитию; индивидуально-типологические особенности студентов; уровни психологического развития; коммуникативные отношения.

Группа социально-педагогических рисков связана: с уровнем усвоения социальных норм и требований, наличие социаль-

Библиографический список

ных условий для воспитания и развития, вид и структура, кадровый состав образовательного учреждения» [9].

Таким образом, совокупность этих компонентов определяют общий уровень риска, который всегда имеет место в педагогической деятельности и без которого невозможно формирование у студентов ценностной системы.

Эффективное внедрение аксиологических основ формирования ценностей и ценностных ориентаций студентов вузов необходимо рассматривать через ценностное содержание общекультурных и профессиональных компетенций, корректирование учебно-воспитательного процесса с использованием инновационных образовательных технологий как результативно-целевое условие реализации аксиологического и компетентностного подходов в высшей школе.

1 Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. Москва: Смысл. 1992.

2. Редя Г. П. Ценностные ориентации старшеклассников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2009; 4 (12): 56 - 64.

3. Жафяров А.Ж., Жафяров Р.А. Математическая статистика. Новосибирск: НГПУ, 2000.

4. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. San Francisco: Josey-Bass Co, 1972.

5. Яницкий М.С. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности. Вестник Кем ГУКИ. 2012; 19: 82 - 97.

6. Бурлачук Л.Ф., Гребская И.А., Когарян А.С. Основы психотерапии. Киев, Ника-Центр; Москва: Алетейна, 1999.

7. Карпушина Л.В. Структура и динамика жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов. Вестник Самарской гуманитарной академии психологии. 2005; 1.

8. Слодобец В.А., Маглова Т.М. Динамика ценностных ориентаций студентов вузов. Современные научные исследования и инновации. 2016: 6. Available at: http/web.snauka.ru/issues/2016 106/69541

9. Глушков В.Ф., Ануфриева Ю.В. Пространство педагогических рисков. Научное мнение. 2015; 10 - 2: 31 - 35.

10. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата). Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2015 г. № 1327.

11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратура). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2015 г. № 321.

References

1 Leont'ev D.A. Metodika izucheniya cennostnyh orientacij. Moskva: Smysl. 1992.

2. Redya G. P. Cennostnye orientacii starsheklassnikov, zanimayuschihsya v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obschestvennye nauki. 2009; 4 (12): 56 - 64.

3. Zhafyarov A.Zh., Zhafyarov R.A. Matematicheskaya statistika. Novosibirsk: NGPU, 2000.

4. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. San Francisco: Josey-Bass Co, 1972.

5. Yanickij M.S. Osnovnye metodologicheskie podhody k izucheniyu cennostno-smyslovoj sfery lichnosti. VestnikKem GUKI. 2012; 19: 82 - 97.

6. Burlachuk L.F., Grebskaya I.A., Kogaryan A.S. Osnovypsihoterapii. Kiev, Nika-Centr; Moskva: Aletejna, 1999.

7. Karpushina L.V. Struktura i dinamika zhiznennyh cennostej razlichnyh social'nyh grupp studentov vuzov. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii psihologii. 2005; 1.

8. Slodobec V.A., Maglova T.M. Dinamika cennostnyh orientacij studentov vuzov. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2016: 6. Available at: http/web.snauka.ru/issues/2016 106/69541

9. Glushkov V.F., Anufrieva Yu.V. Prostranstvo pedagogicheskih riskov. Nauchnoe mnenie. 2015; 10 - 2: 31 - 35.

10. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.01 'Ekonomika (uroven' bakalavriata). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12 noyabrya 2015 g. № 1327.

11. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.04.01 'Ekonomika (uroven' magistratura). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 30 marta 2015 g. № 321.

Статья поступила в редакцию 12.01.17

УДК 378

Akhmetshin M.M., senior teacher, Military University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

A PEDAGOGICAL ASPECT OF THE PROCESS OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF MILITARY CONDUCTORS IN CADETS. The scientific research reveals the basics of professional competence of military conductors, determined by the contents and structure of the process of formation of professional competence of military conductors in cadets. The work defines principles, implementation of which allows generating important professional qualities in future officers that are necessary for future professional activities.

Key words: military conductor, conducting, professional competence, principles, basics, process of formation of professional competence.

М.М. Ахметшин, ст. преп., ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны РФ, г. Москва,

E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОЕННЫХ ДИРИЖЁРОВ

В научной статье раскрывается сущность профессиональной компетентности военных дирижёров, определено содержание, структура процесса формирования у курсантов профессиональной компетентности военных дирижёров, обозначены принципы, реализация которых позволяет сформировать у будущих офицеров профессионально важные качества, необходимые для последующей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: военный дирижёр, дирижирование, профессиональная компетентность, принципы, сущность, процесс формирования профессиональной компетентности.

В соответствии с национальной доктриной образования в Российской Федерации одной из целей является подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, а государство обязано обеспечить в сфере образования многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования [1]. Реформирование системы военного профессионального образования становится одной из важных государственных задач, и к военному специалисту, и военному дирижёру в том числе, предъявляются более высокие профессиональные требования. На основе целенаправленного анализа научно-педагогических источников, автор склонен рассматривать понятие «профессиональная компетентность военных дирижёров» как интегративное качество личности, характеризующее её теоретическую и практическую способность и готовность к выполнению своих должностных и специальных обязанностей в повседневной деятельности в соответствии с штатно-должностным предназначением. А компетенция - это структурный элемент компетентности, отражающий её основное содержание как целостной системы знаний, умений навыков, во взаимодействии с профессиональными и личностными качествами (такими как: ответственность, дисциплинированность, творческая составляющая, инициатива, работоспособность, прилежность, сдержанность, увлечённость, оптимизм, коммуникабельность и др.), которые должны быть осознанно усвоены обучающимися для формирования способности и готовности выполнять профессиональную деятельность военного дирижёра.

Компетентность представляет интериоризированную (усвоенную внешне, перешедшую во внутренний план) систему компетенций. Необходимо отметить ряд специфических компетенций, которые по мнению автора необходимы для формирования компетентности военного дирижёра. Их можно классифицировать в зависимости от основных видов профессиональной деятельности на:

организационно-управленческие:

- способность объединить многообразие исполнительских индивидуальностей музыкантов по темпераментам, характерам, способностям и направить творческие усилия коллектива оркестра в единое русло;

- способность управлять коллективом оркестра в репетиционном процессе;

- способность рационально и методически обоснованно организовать работу с оркестром по разучиванию музыкальных произведений;

- способность достигать художественного результата в подготовке к исполнению музыкального произведения с минимальной затратой времени и сил исполнителей.

художественно-творческие:

- способность профессионально владеть мануальной техникой дирижирования и средствами невербальной коммуникации (взгляд, речь, мимика, пантомимика);

- способность убедительно раскрывать средствами дирижирования художественно-образное содержание исполняемого произведения;

- способность эффективно контролировать и анализировать исполнительский процесс, добиваться качественного звучания оркестра.

педагогические:

- способность владеть теоретическими и эмпирическими методами исследований в области теории и практики искусства дирижирования военным духовым оркестром;

- способность свободно владеть понятийно-категориальным аппаратом современного искусства дирижирования военным духовым оркестром;

- способность практически применять методические навыки в репетиционной работе с оркестром;

- способность методически грамотно проводить занятия с коллективами музыкальной самодеятельности воинской части;

- способность владеть способами и приёмами использования в обучении современных информационных и компьютерных технологий;

- способность владеть высоким уровнем педагогической и артистической культуры.

Процесс формирования у курсантов профессиональной компетентности военных дирижёров это организованная, систематическая, целенаправленная деятельность всех субъектов (командование вуза, профессорско-преподавательский состав, концертмейстеры, военный учебный оркестр, военные оркестры

ВС РФ (в период стажировки), военные дирижёры военных оркестров ВС РФ (как руководители стажировки), военно-научные секции, учебно-методический отдел, курсовые офицеры) по обучению и воспитанию объектов данного процесса (курсант, курсовые оркестры, курсантские коллективы).

Под сущностью процесса формирования профессиональной компетентности военных дирижёров целесообразно понимать воспитание профессионально значимых качеств, которые предъявляются современным обществом к специалистам данной профессии. Рассматривая их, необходимо говорить об индивидуально-типологических особенностях личности, к которым относятся: сенсорные и перцептивные (чувствительность, эмоциональная реактивность), аттенционные (концентрация внимания, устойчивость внимания, скорость психофизических реакций, наличие связи внимания с памятью и интеллектом), психомоторные (точность движений, активность), мнемические (скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, скорость воспроизведения, скорость узнавания изученного ранее материала), мыслительные (теоретическое, практическое, образно-музыкальное, репродуктивное, продуктивное, наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое, аналитическо-логическое, интуитивное профессиональное мышление), речевые (коммуникабельность, общительность), эмоциональные (отзывчивость, сочувствие, тревога, беспокойство, злость, удивление, печаль, восхищение, радость и т. д.), волевые (целеустремленность, собранность, требовательность, уверенность, самостоятельность, настойчивость, добросовестность, исполнительность, решительность, ответственность, работоспособность, трудолюбие практичность, самокритичность, эмоциональная устойчивость самостоятельность, нравственность, дисциплинированность) [2].

Целью процесса является деятельность всех субъектов военно-дирижёрского вуза по формированию и развитию у курсантов (объектов) профессиональной компетентности военных дирижёров, основу которой составляет комплекс специальных компетенций в виде знаний, умений и навыков, военно-профессиональных качеств, реализация которых позволяет обеспечить качественное и результативное выполнение профессиональных обязанностей в соответствии с должностным предназначением.

Определены задачи по реализации цели данного процесса:

- научить управлять специальным подразделением (военным оркестром) в мирное и военное время, поддерживать высокую боевую и мобилизационную готовности в подразделении, принимать управленческие решения;

- обеспечить готовность выпускников к профессионально-служебной деятельности;

- раскрыть индивидуальный творческий потенциал личности обучаемого;

- научить правильно организовать учёт материальных средств в подразделении;

- научить организовывать учебные занятия, репетиционный процесс и концертную деятельность военного духового оркестра;

- научить обеспечивать реализацию социальной функции военной музыки;

- научить художественно обоснованно формировать репертуар военного духового оркестра;

- научить выполнять инструментовки, аранжировки, обработки, переложения для военного духового оркестра, эстрадных оркестров (ансамблей);

- научить владению навыком дирижирования военным духовым оркестром, хоровыми коллективами, разучивания строевых песен в подразделениях воинской части;

- научить проведению учебных занятий по боевой и специальной подготовке в военном духовом оркестре;

- сформировать навыки воспитания подчинённых;

- сформировать навыки военно-патриотического воспитания личного состава воинской части гражданского населения;

- сформировать навыки образовательной деятельности в сфере культуры и музыкального искусства.

Установлено, что одним из элементов научно-теоретической основы процесса формирования у курсантов профессиональной компетентности военных дирижёров является реализация принципов этого процесса, к основным из которых можно отнести принципы: практической направленности, историчности, социальной обусловленности и научности, прочности овладения структурными компонентами профессиональной компетентности, природосообразности, активности, сознательности и мо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.