Научная статья на тему 'Развитие аксиологического потенциала курсантов военных вузов при обучении иностранному языку'

Развитие аксиологического потенциала курсантов военных вузов при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее военное образование / аксиологический потенциал личности / ценности военной профессии / коммуникативная культура / современные образовательные технологии. / axiological potential of the individual / values of the military profession / humanistic values / communicative culture / multimedia teaching aids / supporting schemes / creative writing.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеголь Алексей Илларионович, Бабаян Владимир Николаевич, Богданова Оксана Юрьевна

В статье исследуется формирование и развитие аксиологического потенциала личности в целом и курсантов военных вузов в частности. Под аксиологическим, то есть ценностным, потенциалом личности авторами настоящей работы понимается система ценностных ориентаций личности во всех сферах жизнедеятельности человека, которые он приобретает в процессе социализации и обучения. Поскольку военная образовательная среда имеет ряд особенностей, заключающихся прежде всего в армейском укладе жизни и уставной дисциплине, то наряду с индивидуально-личностными и общественносоциальными ценностями курсантов высших военных учебных заведений ВС РФ, должны стоять формирование и развитие ценностей военно-профессиональных. Будущему офицеру необходимо свободно ориентироваться в аксиологической системе современного мира, обладать сложившимися внутренними убеждениями, позволяющими успешно решать оперативно-служебные задачи и противодействовать внедрению противником ценностей, разрушительно влияющих на систему безопасности страны. Современная ситуация осложняется тем, что офицеру приходится действовать в условиях информационной войны. Это ставит перед военными университетами не только задачу формирования устойчивой системы ценностей, но и задачу развития умений отстаивать и пропагандировать эти ценности в иноязычной среде. Целью данной статьи является обоснование эффективных средств обучения иностранному языку, способствующих повышению иноязычной подготовки будущих офицеров и формированию ценностно-ориентированной направленности личности, проявляющейся в эмоциональной отзывчивости, толерантности, активной нравственной позиции в профессиональных отношениях военнослужащих. В качестве таких средств авторами называются использование мультимедийных средств обучения, опорных схем, технологий обучения креативному письму. В статье излагается принципиальная педагогическая позиция, обосновывающая развитие коммуникативной культуры курсантов в тесной связи с общенаучными, академическими и информационными умениями как основополагающую задачу военно-профессиональной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щеголь Алексей Илларионович, Бабаян Владимир Николаевич, Богданова Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological Potential Development of Higher Military Educational Institutions Cadets in Foreign Language Teaching Process

The problem of the individual axiological potential formation and development generally and of military higher educational institutions cadets in particular is considered. The system of personal value orientations in all spheres of human activity, acquired in the process of socialization and learning is understood by the authors as the axiological , i.e. value, personality potential. Since the military educational environment has a number of peculiarities concluded in the army's lifestyle and statutory discipline, the military professional values of cadets of higher military educational institutions of the RF Armed Forces formation and development must stand a priori along with their individual personal and societal values. A future officer should freely navigate the system of modern world values, have a stable system of internal convictions, allowing him to accomplish operational tasks successfully and counteract the adversary’s intrusion values that have a destructive effect on the country's security system. In modern socio-political life conditions of our country there is an urgent need for the training military personnel with adaptive and professional mobility. Local armed conflicts prevention and international terrorism threat require military graduates to carry out their professional functions in a foreign language environment effectively. The fundamental task of the faculty and commanders of military educational institutions is to develop the communicative culture of cadets in close connection with general scientific, academic and information skills. The article presents effective means of foreign language teaching (the use of multimedia teaching aids, supporting schemes, technologies for teaching creative writing, etc.), contributing to the enhancement of future officers foreign language training and shaping their value-oriented personality, demonstrated in emotional responsiveness, tolerance, and an active moral position in professional relations of military personnel.

Текст научной работы на тему «Развитие аксиологического потенциала курсантов военных вузов при обучении иностранному языку»

DOI 10.24411/1813-145X-2019-10353

УДК 378.1

A. И. Щеголь https://orcid.org/0000-0001-7449-3109

B. Н. Бабаян https://orcid.org/0000-0002-7044-3419 О. Ю. Богданова https://orcid.org/0000-0001-6895-4087

Развитие аксиологического потенциала курсантов военных вузов при обучении иностранному языку

В статье исследуется формирование и развитие аксиологического потенциала личности в целом и курсантов военных вузов в частности. Под аксиологическим, то есть ценностным, потенциалом личности авторами настоящей работы понимается система ценностных ориентаций личности во всех сферах жизнедеятельности человека, которые он приобретает в процессе социализации и обучения. Поскольку военная образовательная среда имеет ряд особенностей, заключающихся прежде всего в армейском укладе жизни и уставной дисциплине, то наряду с индивидуально-личностными и общественно-социальными ценностями курсантов высших военных учебных заведений ВС РФ, должны стоять формирование и развитие ценностей военно-профессиональных. Будущему офицеру необходимо свободно ориентироваться в аксиологической системе современного мира, обладать сложившимися внутренними убеждениями, позволяющими успешно решать оперативно-служебные задачи и противодействовать внедрению противником ценностей, разрушительно влияющих на систему безопасности страны. Современная ситуация осложняется тем, что офицеру приходится действовать в условиях информационной войны. Это ставит перед военными университетами не только задачу формирования устойчивой системы ценностей, но и задачу развития умений отстаивать и пропагандировать эти ценности в иноязычной среде. Целью данной статьи является обоснование эффективных средств обучения иностранному языку, способствующих повышению иноязычной подготовки будущих офицеров и формированию ценностно-ориентированной направленности личности, проявляющейся в эмоциональной отзывчивости, толерантности, активной нравственной позиции в профессиональных отношениях военнослужащих. В качестве таких средств авторами называются использование мультимедийных средств обучения, опорных схем, технологий обучения креативному письму. В статье излагается принципиальная педагогическая позиция, обосновывающая развитие коммуникативной культуры курсантов в тесной связи с общенаучными, академическими и информационными умениями как основополагающую задачу военно-профессиональной педагогики.

Ключевые слова: высшее военное образование, аксиологический потенциал личности, ценности военной профессии, коммуникативная культура, современные образовательные технологии.

A. I. Shchiogol, V. N. Babayan, O. Yu. Bogdanova

Axiological Potential Development of Higher Military Educational Institutions Cadets

in Foreign Language Teaching Process

The problem of the individual axiological potential formation and development generally and of military higher educational institutions cadets in particular is considered. The system of personal value orientations in all spheres of human activity, acquired in the process of socialization and learning is understood by the authors as the axiological , i.e. value, personality potential. Since the military educational environment has a number of peculiarities concluded in the army's lifestyle and statutory discipline, the military professional values of cadets of higher military educational institutions of the RF Armed Forces formation and development must stand a priori along with their individual personal and societal values. A future officer should freely navigate the system of modern world values, have a stable system of internal convictions, allowing him to accomplish operational tasks successfully and counteract the adversary's intrusion values that have a destructive effect on the country's security system. In modern socio-political life conditions of our country there is an urgent need for the training military personnel with adaptive and professional mobility. Local armed conflicts prevention and international terrorism threat require military graduates to carry out their professional functions in a foreign language environment effectively. The fundamental task of the faculty and commanders of military educational institutions is to develop the communicative culture of cadets in close connection with general scientific, academic and information skills. The article presents effective means of foreign language teaching (the use of multimedia teaching aids, supporting schemes, technologies for teaching creative writing, etc.), contributing to the enhancement of future officers foreign language training and shaping their value-oriented personality, demonstrated in emotional responsiveness, tolerance, and an active moral position in professional relations of military personnel.

Keywords: axiological potential of the individual, values of the multimedia teaching aids, supporting schemes, creative writing.

Одним из ведущих методологических подходов в современной педагогической науке за последние десятилетия выступает аксиологический подход, ]

military profession, humanistic values, communicative culture,

позволяющий определять в теории и в реальной практике иерархию гуманистических ценностей образования, приоритетной из которых является чело-

© Щеголь А. И., Бабаян В. Н., Богданова О. Ю., 2019

век. Из важнейших гуманистических функций образования В. А. Сластенин выделяет развитие духовных сил, а также способностей и умений, которые в дальнейшем позволят человеку преодолевать жизненные трудности. Он также указывает, что формирование характера и моральной ответственности, обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и самореализации личности являются основополагающими в решении проблемы развития аксиологического потенциала личности [13, с. 189]. Потенциал личности может накапливаться, развиваться и обогащаться, а также раскрываться в определенной «критической массе» впечатлений, знаний и опыта деятельности [8, с. 94].

Аксиологизация представляет собой метод, целью которого выступает развитие креативных свойств личности [11]. В нашем понимании, аксиологический, то есть ценностный, потенциал личности есть система ее ценностных ориентаций во всех сферах жизнедеятельности человека, которые он приобретает в процессе социализации и обучения.

В структуре аксиологического потенциала различными учеными выделяются разные компоненты. Так, А. А. Полякова определяет интеллектуальную, эмоциональную, духовную и душевную природу человеческой личности в качестве основных составляющих аксиологического потенциала личности [9, с. 74].

A. В. Кирьякова выделяет устойчивую иерархию ценностных ориентаций, определяющих характер жизнедеятельности, как основной компонент данного понятия [6, с. 6]. В своих исследованиях Р. А. Муртазин также определяет устойчивую иерархию ценностных ориентаций, обусловливающих познание, осознание и принятие ценностей профессионального сообщества, в качестве основной составляющей аксиологического потенциала студентов [8, с. 12].

По мнению Н. А. Гончаровой, субъектные ценности, закрепленные в сознании в результате оценки личностью различных явлений и отражающие различные уровни соответствующего качества, и составляют аксиологический личностный потенциал [4, с. 126].

B. А. Сластенин выделяет понятие «субъектный потенциал специалиста», определяя его как «процесс обретения им смысла жизни и профессионального бытия и его реализация в сфере профессионального труда» [12, с. 7].

Проанализировав мнения вышеуказанных исследователей, считаем целесообразным определить основные составляющие аксиологического потенциала личности: ценностные ориентации, эмоциональную составляющую, духовную составляющаю, интеллектуальную составляющую. Несомненно, список данных компонентов не является окончательным, можно выделить и другие составляющие. Однако мы

полагаем, что ценностные ориентации представляют собой наиболее весомый компонент из всех перечисленных.

Исследуя проблему развития аксиологического потенциала курсантов военных вузов в данной работе, а также учитывая особенности военной образовательной среды, формирование и развитие именно ценностных ориентаций, на наш взгляд, должны стоять априори данной проблематики. Только развитая личность, формируемая ценностными воззрениями, способна распознать различного рода неблагоприятные факторы и противостоять им. Кроме того, военнослужащие относятся к особым представителям общества, обладающим правами и обязанностями по обеспечению безопасности общества и государства. А. Р. Суслин справедливо полагает, что военнослужащий должен быть способен «...свободно ориентироваться в системе ценностей современного мира и критически оценивать их.» с целью выявления негативного информационного воздействия противника, а также «.обладать стабильной системой внутренних убеждений, позволяющих ему успешно решать оперативно-служебные задачи и противодействовать внедрению противником ценностей, разрушительно влияющих на систему безопасности страны» [16, с. 79]. Сегодня существует противоречие, когда в воинских коллективах будущим офицерам прививаются такие ценности, как воинский долг, патриотизм, дисциплина, ответственность, мужество, а вне коллектива проводится совершенно иная пропаганда жизненных ценностей и идеалов: эгоизма, жадности, индивидуализма и амбициозности и других «ценностей» общества массового потребления. Вот почему проблема формирования аксиологического потенциала будущего офицера актуальна именно сейчас.

Формирование ценностных ориентаций личности в настоящей работе понимается как создание системы определенных элементов внутренней структуры личности, обеспечивающей ее личностный рост и саморазвитие, которое, в свою очередь, предполагает прохождение ряда этапов, в числе которых проектирование субъектом ценности в своем сознании - реализация субъектом деятельности, направленной на овладение данной ценностью - трансляция ценности в процессе жизнедеятельности [18, с. 156]. Для решения данной проблемы будет недостаточно реализации разрозненных мероприятий, соответствующих проблематике формирования и развития ценностных ориентаций, тем более в военной образовательной среде, имеющей ряд отличительных особенностей. Наряду с индивидуально-личностными и общественно-социальными ценностями курсантов военно-учебных заведений ВС РФ, ценности военной профессии (или военно-профессиональные) должны стоять априори [19, с. 222].

Л. В. Жежель выделяет следующие уровни группы ценностей, характерные для военных вузов:

- идеологический уровень (патриотизм, осознанная ответственность за обеспечение безопасности Отечества, служебный долг);

- социально-структурный уровень (чувство гордости избранной профессией, честь и достоинство офицера, уважительное отношение к традициям Вооруженных сил, органов безопасности и вуза, воинским ритуалам, товарищество, взаимопомощь);

- процессуальный уровень (стремление к повышению профессионального мастерства, ответственность за подчиненных, заботливое и уважительное отношение к ним, ежедневное соблюдение этики и др.) [6, с. 142].

На наш взгляд, к предложенным группам ценностей следует добавить группу ценностных ориента-ций индивидуально-личностного характера, отличающуюся развитием коммуникативных навыков будущих офицеров, способных использовать родной и иностранный языки как средство межличностного и межкультурного общения. Несомненно, формирование и дальнейшее развитие аксиологического потенциала курсантов военных вузов, включающего в себя все вышеуказанные ценности, является процессом тесного взаимодействия всех участников ценностно-ориентированного воспитания. Обладая высоким уровнем внешнего контроля над процессом учебной деятельности курсантов, профессорско-преподавательский состав имеет возможность выполнять модернизацию содержания учебных программ, тем самым проектируя военную образовательную среду с целью выявления ценностного содержания военной профессии.

Именно системно--функциональный педагогический процесс гуманного педагогического целепола-гания и педагогического управления представляет собой эффективный способ формирования ценностных ориентаций будущих офицеров. Гуманизация педагогического процесса тесным образом связана с его демократизацией и предполагает устранение проявлений формализма, пассивности, косности и бюрократизма, тем самым способствуя обеспечению не только социальной защищенности личности, но и реализации ее внутреннего потенциала [10, с. 31]. Несомненно, повышению общественной и учебной активности курсантов будет способствовать применение современных технологий воспитания, в частности, технологий сопровождения, то есть тех, которые, по мнению Л. В. Байбородовой, дадут обучающемуся возможность добровольно и самостоятельно выстраивать свою деятельность, в свою очередь, педагог создает для этого необходимые условия [3, с. 75].

Тенденция глобализации мира, открытость информационного пространства, необходимость не только проявлять аксиологическую устойчивость, но

и уметь отстаивать свои ценности в условиях межкультурных коммуникаций существенно усиливают роль иностранного языка в военно-профессиональной подготовке будущих офицеров. Грамотно и эффективно экстериоризировать свои ценности в иноязычной среде невозможно без должного уровня развития коммуникативной культуры профессионала. Е. Н. Соловова справедливо полагает, что коммуникативная культура является стержневым компонентом личности и ее необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с общенаучными, академическими и информационными умениями, готовностью к решению проблем одновременно на родном и иностранном языках в единой логике [14, с. 39]. Влияние научно-технического прогресса, а также усложнение условий военно-профессиональной деятельности требуют постоянного повышения качества иноязычной подготовки будущих офицеров в системе высшего военного образования.

Перед преподавателем иностранного языка в военном неязыковом вузе стоит непростая задача: как повысить эффективность обучения будущих офицеров, при этом избегая формального подхода к изучению иностранного языка со стороны курсантов. Учитывая индивидуально-психологические особенности и аксиологический потенциал современной молодежи, преподавательский состав военного вуза должен опираться на жизненные и профессиональные задачи, стоящие перед курсантами, и создавать условия для из перевода в образовательные цели [16]. Кроме того, языковой материал должен быть отобран с учетом стимулирования интереса и развития мыслительной деятельности курсантов. Во внимание должно приниматься предметное содержание специальных военных дисциплин, учитывающее настоящее положение и будущие перспективы развития военного дела как в нашей стране, так и за рубежом. Соответственно, одной из главных характеристик содержательной составляющей учебного материала станет возможность формирования у будущих офицеров чувства долга и преданности Отечеству путем проникновения в гуманистические ценности человечества, культуры и истории.

Исследуя проблему формирования гуманистических ценностей будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза средствами иностранного языка, В. Г. Ульянова рассматривает гуманистические ценности будущих офицеров как интегративное личностное качество. Автор полагает, что эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, а также действенное оказание морально-психологической помощи подчиненным лежат в основе профессиональной направленности будущего командира, что будет непосредственно определять активную нравственную позицию в процессе профессиональных отношений военнослужащих. Для

повышения эффективности процесса формирования гуманистических ценностей будущих офицеров в процессе иноязычного обучения В. Г. Ульянова предлагает внедрение на занятиях по иностранному языку комплекса педагогических средств, таких как свободный диалог, полилог, ролевые игры, анализ текста и анализ проблемных и коммуникативных ситуаций [17, с. 171].

В нашей практической деятельности по подготовке курсантов по дисциплине «Иностранный язык» мы должны выделить развитие ценностных и эмоциональных составляющих в качестве основополагающих в процессе формирования аксиологического потенциала личности будущего офицера.

Среди многочисленных средств обучения иностранному языку в военном вузе следует особо отметить использование интерактивного обучения на основе мультимедийных программ, а именно электронных учебников как эффективного приема в реализации комплекса методических, дидактических, педагогических и психологических принципов обучения по дисциплине «Иностранный язык». В отличие от традиционных бумажных учебников, электронные учебники имеют множество преимуществ, являясь инструментом обучения с расширенными возможностями.

С помощью современных мультимедийных технологий электронные пособия позволяют обучающимся открывать видеоролики, аудиофайлы, материалы из других дополнительных источников, в том числе словарей и энциклопедий. Действительно, с помощью мультимедиа возможно синхронно воздействовать на слух и зрение обучающегося, когда одновременно проводятся операции с неподвижными изображениями, динамическими изображениями (видеофильмами), текстом и его звуковым сопровождением [1, с. 22]. К тому же применение различных мультимедийных технологий в электронном издании может способствовать развитию письменных навыков обучающихся, развивая и совершенствуя механизмы осмысления, запоминания, оформления, умение воспроизводить и трансформировать высказывания, синтезировать их с другими, порождать новые речевые единицы на базе и по аналогии с усвоенными.

С помощью электронных учебников возможно также обучение креативному письму - виду письменной коммуникации, которая дает обучающимся возможность использовать имеющиеся лексические и грамматические навыки, проявить свою индивидуальность, осознать межъязыковые и межкультурные различия, использовать собственные письменные произведения для тренировки умений чтения и говорения. Кроме того, письмо способствует развитию мыслительной деятельности обучающегося, поскольку помогает выявлять и отбирать главную информацию, конкретизировать и запоминать ее. Через

письмо обучающийся учится размышлять, тем самым совершенствуя свое личностное развитие [20, с. 18]. Все это представляется необходимым в ситуация выражения и утверждения военнослужащим своих ценностей в условиях иноязычной среды.

К эффективным средствам совершенствования умений монологической и диалогической речи на иностранном языке, а также развития умения отстаивать свои ценности и установки можно отнести использование опорных схем, позволяющих оптимизировать систему традиционных упражнений с текстом. В опорных схемах содержание текста представляется как некоторая схема отношений денотатов, которая формируется по иерархическому принципу. Опорная схема задает предметный план высказывания и характеризуется всей полнотой и правильностью отражения действительности. Аксиологические принципы, личные убеждения и самопрезентации системно представляются в опорной схеме по вертикали и горизонтали, тем самым организуя предметный план ценностного монолога и диалога на иностранном языке. В процессе построения опорных схем на практических занятиях по иностранному языку курсанты осваивают технологию переработки аксиологической компоненты таким образом, чтобы она была адекватно понята, прочно усвоена и удобна для коммуникации [2, с. 187].

Эффективность применения описанных средств для формирования аксиологического потенциала курсантов военного вуза исследовалась по трем критериям: когнитивному, эмоциональному и поведенческому

Когнитивный критерий оценивался с помощью комплекса средств: анкеты определения уровня сформированности патриотизма и отношения к военной службе (В. И. Лутовинов); анкеты «Отечество мое - Россия» (В. Г. Григорьев); методики сформи-рованности ценностных ориентаций (Б. С. Круглов). Анализ полученных результатов позволил констатировать большую содержательность ответов, а также более высокую осведомленностью о ценностных ориентациях в экспериментальной группе. Ответы курсантов, изучавших иностранный язык с применением описанных выше средств, отражали их устойчивое ценностное отношение к служебно-профессиональной деятельности.

Диагностика ценностных ориентаций личности (тест М. Рокича) позволила констатировать изменения, произошедшие с участниками экспериментальной группы по эмоциональному критерию. Выявлен существенный рост значений по следующим показателям: ответственность, исполнительность, дисциплинированность, образованность, способность действовать самостоятельно, инициативность.

В результате проведения диагностических методик по замеру степени владения ценностными ори-ентациями военнослужащих по поведенческому

критерию в экспериментальной группе получены следующие результаты: высокий уровень - 24,5 %, средний уровень - 61 %, низкий уровень - 14,5 %. В контрольной группе цифры расположились следующим образом: высокий уровень - 13,4 %, средний -38,7 %, низкий уровень - 47,9 %.

Таким образом, эффективность применения мультимедийных средств обучения иностранному языку, опорных схем, технологий обучения креативному письму для формирования аксиологического потенциала будущих офицеров получила свое подтверждение.

В заключение следует отметить, что развитие аксиологического потенциала курсантов военных вузов в процессе иноязычной подготовки представляет собой перспективное научное направление. Для эффективного развития ценностного потенциала личности военного специалиста требуются разработки современных технологий обучения и воспитания, которые должны сочетать в себе жесткие рамки действующей нормативно-правовой организации профессиональной деятельности военнослужащих с возможностью свободного развития личности курсанта. В ходе реализации эффективных педагогических возможностей средств иностранного языка (использование мультимедийных средств обучения, опорных схем, технологий обучения креативному письму и т. д.) происходит обогащение мотивацион-но-ценностных личностных характеристик курсантов, а также развитие их коммуникативных способностей. В процессе разработки педагогических технологий по дисциплине «Иностранный язык» в высших военных учебных заведениях важно задействовать мощный потенциал аксиологического аспекта подготовки будущих офицеров, проявляющегося в эмоциональной отзывчивости, толерантности, активной нравственной позиции в профессиональных отношениях военнослужащих.

Библиографический список

1. Бабаян, В. Н., Богданова, О. Ю. Электронный учебник в эффективном обучении иностранному языку [Текст] /

B. Н. Бабаян, О. Ю. Богданова // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. -2017. - № 1. - С. 21-27.

2. Бабаян, В. Н., Нечаева, О. П. Опорные схемы иноязычных текстов как средство совершенствования речевых навыков обучающихся на практических занятиях по иностранному языку в военном вузе [Текст] / В. Н. Бабаян, О. П. Нечаева // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. - 2018. - № 2. -

C. 182-189.

3. Байбородова, Л. В. Современные технологии воспитания [Текст] / Л. В. Байбородова // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Кострома. -2017. - С. 75-79.

4. Глоткина, А. А. О психологическом портрете будущих менеджеров в авиастроении и обучении их иностранным языкам [Текст] / А. А. Глоткина // European Social

Science Journal (Европейский журнал социальных наук). -2018. - № 1. - С. 293-298.

5. Гончарова, Н. А. Аксиологический потенциал надежности личности [Текст] / Н. А. Гончарова // Система ценностей современного общества. - 2016. - № 44. - С. 126-132.

6. Жежель, Л. В. Реализация педагогических условий ценностно-ориентированного воспитания молодежи в образовательной среде военного вуза [Текст] / Л. В. Жежель // Феномен человека. - 2015. - Выпуск 3. - С. 142-146.

7. Кирьякова, А. В. Развитие аксиологического потенциала личности в условиях университетского образования [Текст] / А. В. Кирьякова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - № 1 (51). - С. 6-14.

8. Мелекесов, Г. А. Развитие аксиологического потенциала личности студента как проблема университетского образования [Текст] / Г. А. Мелекесов // Современные наукоемкие технологии. - 2005. - № 8. - С. 94-97.

9. Муртазин, Р. А. Развитие аксиологического потенциала студентов университета в системе студенческого самоуправления [Текст] / Р. А. Муртазин // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 2 (27). - С. 198-200.

10. Полякова, А. А. Аксиологический потенциал личности: сущностные особенности, педагогические функции [Текст] / А. А. Полякова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - Майкоп. - 2011. - № 3. - С. 74-82.

11. Рогожникова, Р. А., Демина, О. В. Аксиологический подход - основа воспитания у курсантов военных вузов дисциплинированности как ценностного отношения к человеку [Текст] / Р. А. Рогожникова, О. В. Демина // Армия и общество. - 2013. - № 1 (33). - С. 30-33.

12. Сластенин, В. А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя [Текст] / В. А. Сластенин // Современные технологии высшего профессионального образования. - М. : МГПУ, 2006. - С. 4-11.

13. Сластенин, В. А. Сластенин [Текст] / В. А. Сластенин. - М. : Издательский Дом «Магистр-Пресс», 2000. - 485 с.

14. Соловова, Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход [Текст] : монография / Е. Н. Соловова. - М. : Глосса-Пресс. - 2004. - 336 с.

15. Соловцова, И. А. Общие основы педагогики [Текст] : учебник для студентов педагогических вузов / И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 60 с.

16. Тарханова, И. Ю. Образовательные цели личности в контексте социализации [Текст] / И. Ю. Тарханова, И. А. Ардабацкая // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы VII Международной научно-практической конференции. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. - С. 320-323.

17.Ульянова, В. Г. Управление процессом формирования гуманистических ценностей курсантов военных вузов [Текст] : монография / В. Г. Ульянова. - Челябинск : Изд-во ЧВВАКИУ, 2010. - 199 с.

18. Щеголь, А. И. Особенности формирования ценностных ориентаций личности в военных организациях [Текст] / А. И. Щеголь // Мир науки, культуры, образования. - 2016. -№ 6 (61). - С. 154-157.

19. Щеголь, А. И. Система ценностей курсантов военно-учебных заведений в современных условиях [Текст] / А. И. Щеголь // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 220-224.

20. Simon & Schuster handbook for writers/ Lynn Quitman

Troyka. - 2nd ed., published by Prentice Hall in Englewood Cliffs, N. Y. - 1990. - 810 p.

Reference List

1. Babajan, V. N., Bogdanova, O. Ju. Jelektronnyj uchebnik v jeffektivnom obuchenii inostrannomu jazyku = The electronic textbook in effective training in a foreign language [Tekst] / V. N. Babajan, O. Ju. Bogdanova // Vestnik Jaroslavskogo vysshego voennogo uchilishha protivovozdushnoj oborony = Bulletin of Yaroslavl highest military college of air defense. -2017. -№ l.-S. 21D27.

2. Babajan, V. N., Nechaeva, O. P. Opornye shemy in-ojazychnyh tekstov kak sredstvo sovershenstvovanija rechevyh navykov obuchajushhihsja na prakticheskih zanjatijah po inostrannomu jazyku v voennom vuze = Basic schemes of foreign-language texts as a means to improve students' speech skills at practical foreign language lessons in the military higher education institution [Tekst] / V. N. Babajan, O. P. Nechaeva // Vestnik Jaroslavskogo vysshego voennogo uchilishha protivovozdushnoj oborony = Bulletin of Yaroslavl highest military college of air defense.-2018.-№ 2,-S. 182D189.

3. Bajborodova, L. V. Sovremennye tehnologii vospitanija = Modern technologies of education [Tekst] / L. V. Bajborodova // Tehnologii vospitanija v obshheobrazovatel'nyh organizacijah = Technologies of education in general education organizations : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Kostroma. - 2017. - S. 75-79.

4. Glotkina, A. A. O psihologicheskom portrete budushhih menedzherov v aviastroenii i obuchenii ih inostrannym jazykam = About a psychological portrait of future managers in aircraft industry and their foreign languages training [Tekst] / A. A. Glotkina// European Social Science Journal (Evropejskij zhurnal social'nyhnauk). -2018. -№ 1. - S. 293D298.

5. Goncharova, N. A. Aksiologicheskij potencial nadezh-nosti lichnosti = Axiological potential of the personality's reliability [Tekst] / N. A. Goncharova // Sistema cennostej sov-remennogo obshhestva. -2016. -№44. - S. 126D132.

6. Zhezhel', L. V. Realizacija pedagogicheskih uslovij cen-nostno-orientirovannogo vospitanija molodezhi v obra-zovatel'noj srede voennogo vuza = Realization of pedagogical conditions of value-oriented education of youth in the educational environment of the military higher education institution [Tekst] / L. V. Zhezhel' // Fenomen cheloveka. - 2015. - Vypusk 3.-S. 142D146.

7. Kir'jakova, A. V. Razvitie aksiologicheskogo potenciala lichnosti v uslovijah universitetskogo obrazovanija = Development of the personality's axiological potential in conditions of university education [Tekst] / A. V. Kir'jakova // Vestnik Oren-burgskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Orenburg state university. - 2006. - № 1 (51). - S. 6D14.

8. Melekesov, G. A. Razvitie aksiologicheskogo potenciala lichnosti studenta kak problema universitetskogo obrazovanija = Development of axiological potential of the student's identity as a problem of university education [Tekst] / G. A. Melekesov // Sovremennye naukoemkie tehnologii. - 2005. - № 8. -S. 94-97.

9. Murtazin, R. A. Razvitie aksiologicheskogo potenciala studentov universiteta v sisteme studencheskogo samoupravleni-ja = Development of university students' axiological potential in the system of student government [Tekst] / R. A. Murtazin // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija = World of science, culture, education. - 2011. - № 2 (27). - S. 198-200.

10. Poljakova, A. A. Aksiologicheskij potencial lichnosti: sushhnostnye osobennosti, pedagogicheskie funkcii = Axiological potential of the personality: intrinsic features, pedagogical functions [Tekst] / A. A. Poljakova // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 3: Pedagogika i psihologi-ja = Bulletin of Adygei state university. Series 3. Pedagogics and psychology. -Majkop. -2011. -№ 3. - S. 74□ 82.

11. Rogozhnikova, R. A., Demina, O. V. Aksiologicheskij podhod. - osnova vospitanija u kursantov voennyh vuzov disci-plinirovannosti kak cennostnogo otnoshenija k cheloveku = Axiological approach. - education basis for cadets of military higher education institutions for discipline as a valuable attitude towards a person [Tekst] / R. A. Rogozhnikova, O. V. Demina // Armija i obshhestvo. - 2013. - № 1 (33). - S. 30-33.

12. Slastenin, V. A. Psihologo-pedagogicheskoe obra-zovanie i stanovlenie sub#ektnogo potenciala lichnosti uchitelja = Psychological and pedagogical education and formation of subject potential of the teacher's identity [Tekst] / V. A. Slastenin // Sovremennye tehnologii vysshego profession-al'nogo obrazovanija = Modern technologies of higher education. - M. : MGPU, 2006. - S. 4-11.

13. Slastenin, V. A. Slastenin = Slastenin [Tekst] / V. A. Slastenin. - M. : Izdatel'skij Dom «Magistr-Press», 2000. -485 s.

14. Solovova, E. N. Metodicheskaja podgotovka i perepodgotovka uchitelja inostrannogo jazyka: integrativno-refleksivnyj podhod = Methodical preparation and retraining of a foreign language teacher: integrative and reflexive approach [Tekst] : monografija / E. N. Solovova. - M. : Glossa-Press. -2004. - 336 s.

15. Solovcova, I. A. Obshhie osnovy pedagogiki = General fundamentals of pedagogics [Tekst] : uchebnik dlja studen-tov pedagogicheskih vuzov / I. A. Solovcova ; pod red. N. M. Borytko. - Volgograd : Izd-vo VGIPK RO, 2006. - 60 s.

16. Tarhanova, I. Ju. Obrazovatel'nye celi lichnosti v kontekste socializacii = The educational purposes of the personality in the context of socialization [Tekst] / I. Ju. Tarhanova, I. A. Ardabackaja // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti Systemogenesis of educational and professional activity: materialy = VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2015. -S. 320-323.

17. Ul'janova, V. G. Upravlenie processom formirovanija gumanisticheskih cennostej kursantov voennyh vuzov = Management of the process of formation of humanistic values in military higher education institution cadets [Tekst] : monografi-ja / V. G. Ul'janova. - Cheljabinsk : Izd-vo ChVVAKIU, 2010. -199 s.

18. Shhegol', A. I. Osobennosti formirovanija cennostnyh orientacij lichnosti v voennyh organizacijah = Features of formation of the personality's valuable orientations in military organizations [Tekst] / A. I. Shhegol' // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. - 2016. - № 6 (61). - S. 154-157.

19. Shhegol', A. I. Sistema cennostej kursantov voenno-uchebnyh zavedenij v sovremennyh uslovijah = The system of values of military school cadets in modern conditions [Tekst] / A. I. Shhegol' // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta = Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft. - 2016. -№ 10 (140). - S. 220□224.

20. Simon & Schuster handbook for writers/ Lynn Quitman Troyka. - 2nd ed., published by Prentice Hall in Englewood Cliffs, N. Y. - 1990. - 810 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.