зимующих птиц; изготовление кормушек и выбор места для их установки и т. д. - необходима система занятий, дополняющих и углубляющих содержание курса «Окружающий мир». В этом «звене» ведущее место должно отводиться систематическим формам внеклассной деятельности, проводимой на пришкольной территории и близлежащих скверах, и парках, что подтвердила работа туристско-краеведческого кружка «Рюкзачок-здоро-
Библиографический список
вячок» (руководитель: Л.Е. Куприна, учитель: Н.Г. Плесовских, 4 в класс, 2008-2009 учебный год).
Проведённый анализ показал, что при формировании экологической культуры детей можно и нужно использовать возможности социприродного окружения школы. При этом наиболее эффективными, на взгляд автора, являются экскурсии, проводимые в игровой форме - игре-путешествии.
1. Куприна Л.Е. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011.
2. Симонова Л.П. Как учить экологии в начальной школе. Пособие для учителя. Москва: «Тобол», 1999.
3. Салеева Л. П. Учебные задания по изучению и охране природы в начальных классах. Начальная школа. 1998; 3: 43 - 46.
4. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. Москва: Педагогическое общество РФ, 2000.
5. Куприна Л.Е. Моделирование экологически ориентированной рекреационной деятельности детей и подростков. Вестник ТюмГУ. Науки о Земле. 2011; 4: 207 - 212.
References
1. Kuprina L.E. Formirovanie 'ekologicheskoj kul'tury mladshih Shkolnikov v processe turistsko-kraevedcheskoj deyatel'nosti: monografiya. Tyumen': Izdatel'stvo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011.
2. Simonova L.P. Kak uchit' 'ekologii v nachal'noj shkole. Posobie dlya uchitelya. Moskva: «Tobol», 1999.
3. Saleeva L. P. Uchebnye zadaniya po izucheniyu i ohrane prirody v nachal'nyh klassah. Nachal'naya shkola. 1998; 3: 43 - 46.
4. Cvetkova I.V. 'Ekologicheskoe vospitanie mladshih Shkolnikov: Teoriya i metodika vneurochnoj raboty. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo RF, 2000.
5. Kuprina L.E. Modelirovanie 'ekologicheski orientirovannoj rekreacionnoj deyatel'nosti detej i podrostkov. Vestnik TyumGU. Nauki o Zemle. 2011; 4: 207 - 212.
Статья поступила в редакцию 28.11.15
УДК 37.017.92
Razgonov V.L., colonel, Head of Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia),
E-mail: vlrazgonov@yandex.ru
VALUES OF OFFICERSHIP AND CONDITIONS OF FORMING THEM IN CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. The paper describes goals of professional education of cadets in a military university from a standpoint of an axiological approach. The author considers the role of values in regulation of military-professional work of an officer. The research characterizes pedagogical conditions that would facilitate forming of the value-based attitude of students to key ideas and ideals of the military service. Due to the analysis, conducted on professional education of students, the author makes a conclusion about the priority of the axiological approach in the education of future officers of the Russian army. The paper formulates the basic pedagogical conditions and ways of formation of the value attitude of students to the ideals of military-professional activity of officers. The significance of the development of values of the officer corps of the cadets of military higher education institutions is determined by the fact that they act as a regulator for the military profession, motivate behavior and making best professional decisions.
Key words: values, ideas, ideals, officer, cadets of military higher education institutions, professional education.
В.Л. Разгонов, полковник, начальник Новосибирского высшего военного командного училища, г. Новосибирск,
E-mail: vlrazgonov@yandex.ru
ЦЕННОСТИ ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
В статье раскрываются цели профессионального воспитания курсантов военного вуза с позиции аксиологического подхода, рассматривается роль ценностей в регулировании военно-профессиональной деятельности офицера, характеризуются педагогические условия формирования ценностного отношения курсантов к ключевым идеям и идеалам военной службы. В основе анализа, проведенных по проблемам профессионального воспитания курсантов, исследования автор делает вывод о приоритетности аксиологического подхода в воспитании будущих офицеров российской армии. Сформулированы основные педагогические условия и пути формирования ценностного отношения курсантов к идеалам военно-профессиональной деятельности офицеров. Значимость формирования ценностей офицерского корпуса у курсантов военных вузов определяется тем, что они выступают регулятором военно-профессиональной деятельности, мотивируют поведение и принятие оптимальных профессиональных решений.
Ключевые слова: ценности, идеи, идеалы, офицер, курсанты военного вуза, профессиональное воспитание.
Современная военная наука ведёт активный поиск путей и способов развития личности офицера не просто в соответствии с постоянно возрастающими требованиями профессии, но и с учетом перспективы, при которой личность прогрессивного офицера сама становится фактором развития военного дела. Важными при такой постановке вопроса становятся ценностно-смысловые основания военно-профессиональной деятельности офицера, формируемые в профессиональном воспитании курсантов.
Военные исследователи проблемы профессионального воспитания очень часто касаются его аксиологических задач. Э.Х. Карсанов [1], например, раскрывает профессиональное воспитание как инновационную деятельность командования и профессорско-преподавательского состава военного вуза, по
наращиванию интеллектуального и нравственного потенциала курсантов, которые по своей сути представляют скрытые, не актуализированные возможности личности в развитии профессионально важных качеств. Автор особо подчеркивает, что профессиональное воспитание будущего офицера следует сосредоточить на формирование нравственных ценностей и готовности к нравственно-ценностному поведению. О.Г. Заец [2], в свою очередь, рассматривает профессиональное воспитание курсантов как целенаправленный и системный процесс, в ходе которого курсанты овладевают социальными, культурными и профессиональными компетенциями, а также побуждаются к самовоспитанию личностных качеств. Проводя исторические параллели, автор показывает, что инвариантной задачей профессионального
воспитания еще в Российской Империи являлось формирование у будущего офицера идеологии защитника Отечества. По мнению автора, эта задача не потеряла своей актуальности и сегодня. А.Ю. Асриев [3], А.В. Евстифеев [4], В.В. Емельянов [5],
B.Т. Татаренко [6] и пр. авторы уверены, что само понятие «профессиональное воспитание» возникает там, где есть решение человека посвятить свою жизнь военной службе. Здесь особенно важным становится то, что в основе такого решения - стремление к материальной выгоде, желание власти или непреложные ценности военной службы.
Воспитание будущих офицеров - целенаправленный процесс, поэтому актуальной задачей нам представляется исследование идейно-ценностных основ профессионального воспитания будущих офицеров, позволяющее формировать представление о целях, содержании и организации воспитательных процессов военного вуза. Идейно обоснованное профессиональное воспитание будущего офицера не только поддержит присвоение им ценностей офицерского корпуса, профессиональную социализацию в целом, но и обеспечит постоянно возрастающие требования к его личностным качествам со стороны военно-профессиональной деятельности.
В работе С.С. Соловьева ценности, общие для российских офицеров, определяются как основа группового профессионального менталитета. Под «менталитетом офицерского корпуса Российской Федерации» автор понимает «...системообразующий фактор образа мыслей, душевного склада российских офицеров, выступающий в основе их группового сознания, поведения, деятельности, общения» [7, с. 51]. Менталитет, по мнению
C.С. Соловьева, опосредуя личностные особенности, качества, развивающиеся в конкретной социальной ситуации развития, образует индивидуальную ментальность каждого офицера, при этом, он обеспечивает то общее в «.. действиях, поступках, ценностных ориентациях, установках, устойчивых образах мира, эмоциональных предпочтениях, высказываниях отдельных личностей» [7], что объединяет представителей офицерского корпуса. Согласны с авторами в том, что сохранение менталитета офицерского корпуса Российской Федерации, который выгодно отличает его от потенциального противника, связано с воспитанием общности людей, органично принимающих идеи и идеалы военной службы как ценности.
Построение профессионального воспитания будущих офицеров на определённых идейно-ценностных основах имеет целью обеспечить формирование такого отношения к ведущим идеям и идеалам военно-профессиональной деятельности, при котором они воспринимаются как ценность. Для этого не достаточно простой констатации воспитательных ориентиров, необходимы чёткие представления об условиях и путях формирования ценностного отношения курсантов в образовательном процессе военного вуза.
Педагогические условия формирования ценностного отношения к ключевым идеям и идеалам военно-профессиональной деятельности офицера могут быть определены как компоненты системы профессионального воспитания курсантов, отражающие совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды военного вуза активизировать механизмы итериоризации и идентификации.
Думается, что для процесса формирования ценностного отношения к идеям и идеалам военно-профессиональной деятельности офицера важны педагогические условия, которые можно отнести к двум группам. Частные педагогические условия образуются потребностями активизации каждого из механизмов формирования ценностного отношения, тогда как общие условия обеспечивают принципиальную возможность построения профессионального воспитания курсантов в военном вузе с позиций аксиологического подхода.
К числу общих условий мы отнесли:
- ценностное наполнение военно-профессиональной среды военного вуза и военно-профессиональной деятельности курсантов;
- организацию рефлексивной деятельности.
Частные условия были выявлены в процессе изучения механизмов интериоризации и идентификации, результаты которого приведены выше. Для механизма интериоризации - это:
- многократное переживание актов отношения к ключевым идеям и идеалам военно-профессиональной деятельности офицера;
- их эмоциональное насыщение.
Условиями механизма идентификации установлены:
- взаимоотношения, характерные для офицерского корпуса в курсантских коллективах;
- личный пример офицеров.
Далее попытаемся охарактеризовать пути реализации условий в образовательном процессе военного вуза. Пути реализации понимаются как совокупность организационных, управленческих, педагогических действий, которые потенциально могут быть направлены на совершенствование образовательного процесса военного вуза или его отдельных системных компонентов для обеспечения формирования ценностного отношения курсантов к определённым ценностям военной службы.
Первый такой путь - организация управления процессом формирования ценностного отношения курсантов к ключевым идеям и идеалам военно-профессиональной деятельности офицера, который, обеспечит целенаправленность, вместо стихийного характера процесса. Несмотря на то, что в педагогических исследованиях, основанных на аксиологическом подходе, вопросы управления являются самыми спорными, существует объективная необходимость обеспечивать педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса, контроль и учет результатов, мотивацию и стимулирование, а также реализацию других управленческих функций в отношении процесса формирования ценностного отношения.
Управление процессом формирования ценностного отношения курсантов к ключевым идеям и идеалам военно-профессиональной деятельности, как один их путей реализации его механизмов и условий, раскрывается в четырёх направлениях деятельности, которые, что важно, не подменяют действующую систему управления образовательным процессом военного вуза, а только дополняют их. В этом качестве мы видим:
- целеполагание и оценку результатов с учётом необходимости формировать ценностное отношение курсантов к ключевым идеям и идеалам военно-профессиональной деятельности офицера;
- индивидуализацию и психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования ценностного отношения;
- управление развитием курсантских коллективов.
Вторым перспективным путем реализации механизмов и условий формирования ценностных отношений курсантов к ключевым идеям и идеалам военно-профессиональной деятельности можно, как нам кажется, определить расширение содержания, форм и методов профессионального воспитания, которое, естественно, должно реагировать на появление новой цели. Образовательный процесс военного вуза, с позиций ведущего для нашего исследования аксиологического подхода, обеспечивает не только формирование компетенций, предусмотренных стандартом. Структура передаваемого социального опыта здесь весьма обширна, его стержнем выступают ценности офицерского корпуса, нормы и установки, адаптирующие курсанта в социально-профессиональной среде. Реализация второго пути, как мы считаем, возможна в следующих направлениях:
- аксиологический контекст учебной и внеучебной деятельности курсантов;
- применение специального организационно-содержательного модуля;
- обучение рефлексии профессиональной деятельности и профессионального развития.
Третий путь реализации условий формирования ценностного отношения курсантов к ключевым идеям и идеалам военно-профессиональной деятельности офицера связан, как мы считаем, с развитием военно-профессиональной среды военного вуза. Несмотря на то, что средовой подход не является ведущим для нашего исследования, мы уверены, что использование воспитательных возможностей среды в решении задачи нашего исследования нельзя игнорировать, т. к. они обеспечивают необходимое нам опосредованное управление процессом развития личности курсанта в профессиональном воспитании, организацию опосредованного, объёмного и недискретного воздействия на личность [8]. В процессе формирования ценностного отношения курсантов к ключевым идеям и идеалам военно-профессиональной деятельности офицера педагогически целесообразная среда выступает средством диагностики, проектирования и достижения требуемого результата [9]. Использование воспитательной среды, как считают авторы, позволяют использовать некоторые особенности военно-педагогических процессов как преимущества, а именно:
- постоянный, круглосуточный характер воспитательного воздействия;
- относительная защищенность от воздействия деструктиру-ющих факторов, закрытость и потенциальная возможность формирования;
- высокую динамичность развития и, одновременно, управляемость и стабильность.
Применение третьего пути, на наш взгляд, связано с:
- совершенствованием предметно-пространственного, событийного, информационного окружения курсанта;
- вниманием к личной примерности и опора на авторитет офицеров;
- расширением контактов с представителями офицерского корпуса вне военного вуза.
Четвёртый путь заключается в более глубоком обращении курсанта к опыту военно-профессиональной деятельности, который имеет ценностное наполнение. Его содержание, как мы считаем, не требует дополнительных пояснений и может заключаться:
- в углубленном изучении общей и военной истории России, наследия полководцев и исторических деятелей. Реализация данного направления предусматривает дополнительное содержание учебных дисциплин гуманитарного и профессионального блока, факультативов и элективных курсов, разделов организационно-содержательного модуля профессионального воспитания, о котором речь шла выше, выбора тем научно-исследовательской работы курсантов и др.;
Библиографический список
- культивировании военного подвига. Подвиг, как его определила А.В. Трофимова - «... сложный культурно-антропологический, многообразный в своих проявлениях феномен, обладающий значительным потенциалом воздействия на окружающих» [10]. Это явление, связанное с высокой ценностной и нравственной мотивацией, поэтому оно является средством формирования ценностного отношения;
- изучение опыта ценностного отношения профессионалов военно-профессиональной деятельности, государственной службы в целом.
Совокупность базовых идей и идеалов военно-профессиональной деятельности, динамично меняющаяся в социокультурных условиях, будучи воспринята офицером как лично значимые ценности, регулирует его отношение окружающему миру, явлениям и процессам военно-профессиональной деятельности, мотивируют поведение, принятие и исполнение профессиональных решений. Очевидно, что в каждой военно-профессиональной задаче, для офицера они будут выступать таким же фактором принятия решения, как обстановка, приказ, имеющиеся ресурсы, степень угрозы жизни и здоровью, а в особых случаях и принимать приоритетное значение. Ценностное профессиональное воспитание способно сделать более эффективным весь воспитательный процесс, конечным результатом которого станет личность офицера, востребованная военно-профессиональной деятельностью.
1. Карсанов Э.Х. Военно-профессиональное воспитание будущих офицеров внутренних войск МВД России. Санкт-Петербург: Асте-рион, 2013.
2. Заец О.Г. Повышение эффективности профессионального воспитания курсантов военно-инженерных вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.
3. Асриев А.Ю. Некоторые проблемы и тенденции развития кадетского образования в России. Армия и общество. 2015; 1 (44): 67 - 71.
4. Евстифеев А.В. Профессиональное воспитание военнослужащих по контракту в социокультурной среде частей внутренних войск МВД России. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2011.
5. Емельянов В.В. Личность российского офицера: традиции и современность: Социально-философский анализ. Диссертация ... кандидата философских наук. Архангельск, 2002.
6. Татаренко В.Т. Педагогические основы профессионального воспитания военнослужащих по контракту. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Карачаевск, 2000.
7. Соловьев С.С. Менталитет российского офицера: вызовы XXI века. Социологические исследования. 2003; 12: 50 - 61.
8. Сулима И.И. Средовый подход как методология научно-педагогического исследования. Центр научных инвестиций. Available: http:// www.ni-centr.ru/chitalnyj-zal-centra/metodologiya/sredovoj-podxod-kak-metodologiya-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya/?&tpwf_ mode=main
9. Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1997.
10. Трофимова А.В. Подвиг как явление русской культуры. Диссертация ... кандидата философских наук. Нижний Новгород, 2008.
References
1. Kuprina L.E. Formirovanie 'ekologicheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov v processe turistsko-kraevedcheskoj deyatel'nosti: monografiya. Tyumen': Izdatel'stvo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011.
2. Simonova L.P. Kak uchit' 'ekologii v nachal'noj shkole. Posobie dlya uchitelya. Moskva: «Tobol», 1999.
3. Saleeva L. P. Uchebnye zadaniya po izucheniyu i ohrane prirody v nachal'nyh klassah. Nachal'naya shkola. 1998; 3: 43 - 46.
4. Cvetkova I.V. 'Ekologicheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov: Teoriya i metodika vneurochnoj raboty. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo RF, 2000.
5. Kuprina L.E. Modelirovanie 'ekologicheski orientirovannoj rekreacionnoj deyatel'nosti detej i podrostkov. Vestnik TyumGU. Nauki o Zemle. 2011; 4: 207 - 212.1. Karsanov 'E.H. Voenno-professional'noe vospitanie buduschih oficerov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Sankt-Peterburg: Asterion, 2013.
2. Zaec O.G. Povyshenie 'effektivnosti professional'nogo vospitaniya kursantov voenno-inzhenernyh vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.
3. Asriev A.Yu. Nekotorye problemy i tendencii razvitiya kadetskogo obrazovaniya v Rossii. Armiya i obschestvo. 2015; 1 (44): 67 - 71.
4. Evstifeev A.V. Professional'noe vospitanie voennosluzhaschih po kontraktu v sociokul'turnoj srede chastej vnutrennih vojsk MVD Rossii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.
5. Emel'yanov V.V. Lichnost'rossijskogo oficera: tradiciiisovremennost': Social'no-filosofskijanaliz. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Arhangel'sk, 2002.
6. Tatarenko V.T. Pedagogicheskie osnovy professional'nogo vospitaniya voennosluzhaschih po kontraktu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Karachaevsk, 2000.
7. Solov'ev S.S. Mentalitet rossijskogo oficera: vyzovy XXI veka. Sociologicheskie issledovaniya. 2003; 12: 50 - 61.
8. Sulima I.I. Sredovyj podhod kak metodologiya nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya. Centr nauchnyh investicij. Available: http:// www.ni-centr.ru/chitalnyj-zal-centra/metodologiya/sredovoj-podxod-kak-metodologiya-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya/?&tpwf_ mode=main
9. Manujlov Yu.S. Sredovyj podhod v vospitanii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1997.
10. Trofimova A.V. Podvig kakyavlenie russkojkul'tury. Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2008.
Статья поступила в редакцию 24.10.15
УДК: 372.851:004(075.8)
Skryabina A.G., senior teacher, Institute of Mathematics and Computer Studies, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: skralyona@mail.ru
THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN TEACHING MATHEMATICS TO PUPILS OF HUMANITARIAN CLASSES IN CONDITIONS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD. In the article the author describes possibilities of use of electronic means in education in the conditions of realization of the main educational program of FSES. Features of