Научная статья на тему 'Аксиологический подход к воспитанию курсантов военного вуза'

Аксиологический подход к воспитанию курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА / ГРУППЫ ЦЕННОСТЕЙ / AXIOLOGICAL APPROACH / EDUCATION OF MILITARY HIGHER SCHOOL STUDENTS / GROUPS OF VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубан А.В.

В статье раскрываются особенности реализации аксиологического подхода к воспитанию курсантов военного вуза. Определено содержание групп ценностей, воспитание которых возможно и необходимо в образовательном процессе военных вузов. Показана взаимосвязь между ценностями различных объектных групп предлагаемой классификации, которая позволяет выделить психолого-педагогическую базу для методического оформления аксиологического подхода к воспитанию курсантов военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубан А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The axiological approach to the education of military higher school students

The article deals with the implementation of the axiological approach to the education of military higher school students. The content of values, development of which is possible and necessary in the educational process of the military higher schools, is considered. The author discusses correlation between the values of different object groups of the proposed classification, which allows one to identify the psychological and pedagogical basis for the methodological designing of the axiological approach to education of military higher school cadets.

Текст научной работы на тему «Аксиологический подход к воспитанию курсантов военного вуза»

УДК 378.355

Рубан Алексей Васильевич

Ruban Aleksey Vasilievich

соискатель кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета

PhD applicant, Education Science and Psychology Department, Kuban State University

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

THE AXIOLOGICAL APPROACH TO THE EDUCATION OF MILITARY HIGHER SCHOOL STUDENTS

Аннотация:

Summary:

В статье раскрываются особенности реализации аксиологического подхода к воспитанию курсантов военного вуза. Определено содержание групп ценностей, воспитание которых возможно и необходимо в образовательном процессе военных вузов. Показана взаимосвязь между ценностями различных объектных групп предлагаемой классификации, которая позволяет выделить психолого-педагогическую базу для методического оформления аксиологического подхода к воспитанию курсантов военного вуза.

The article deals with the implementation of the axio-logical approach to the education of military higher school students. The content of values, development of which is possible and necessary in the educational process of the military higher schools, is considered. The author discusses correlation between the values of different object groups of the proposed classification, which allows one to identify the psychological and pedagogical basis for the methodological designing of the axiological approach to education of military higher school cadets.

Ключевые слова:

аксиологический подход, воспитание курсантов военного вуза, группы ценностей.

Keywords:

axiological approach, education of military higher school students, groups of values.

Важной составляющей образовательного процесса в высших военных учебных заведениях является воспитание курсантов. Цели воспитательной деятельности при этом включают не только профессиональные, но и так называемые общечеловеческие аспекты, а ее содержание может быть классически представлено через трудовые, нравственные, эстетические, физические, интеллектуальные и другие компоненты [1; 2].

Все виды воспитания взаимосвязаны между собой и составляют единый непрерывный педагогический процесс. Но в этой взаимосвязи есть очень важное общее звено: любой вид воспитания базируется на определенной системе ценностей, ценностных отношений, интериоризация которых воспитанниками обеспечивает формирование у них чувств и поведения, отвечающих задачам соответствующего вида воспитания. То есть система определенных (патриотических, трудовых, познавательных и т. д.) ценностей - основа любого вида воспитания, а формирование соответствующих ценностных ориентаций - содержание аксиологического воспитания курсантов.

В качестве основных изменений, происходящих в личности в процессе воспитания, правомерно рассматривать поступательное развитие определенного вида деятельности в широком смысле, активности личности (интеллектуальное воспитание - повышение интеллектуальной активности, физическое воспитание - повышение двигательной активности и т. п.). Следовательно, аксиологический подход к воспитанию обеспечивает развитие ценностно-ориентационной деятельности воспитанников. В том случае, если в высшей школе данный вид педагогической деятельности (а именно аксиологический подход к воспитанию студентов, курсантов, слушателей) игнорируется, то «на выходе» получают специалистов, не соответствующих по своим нравственным и волевым качествам современным требованиям к конкурентоспособному специалисту [3; 4].

Любой вид воспитания в контексте аксиологического подхода может быть представлен как содержательно-смысловое наполнение последнего. В этом случае появляется возможность четко выделить и структурировать группы ценностей, значимых для социальной и профессиональной самореализации курсантов и целеопределяющих воспитательную работу в военном вузе. В связи с этим необходимо остановиться на вопросах сущности понятий «ценность» и «ценностные отношения».

Именно ценности определяют в жизни, поведении и деятельности человека две вещи:

1) как, каким образом можно (или следует) действовать - то есть индивидуально приемлемые способы решения проблем, поведения, достижения целей (к примеру, кто-то не в состоянии нагрубить, поскольку вежливость - его ценность-средство, по Рокичу - инструментальная ценность);

2) зачем действовать, к чему стремиться, ради чего работать и т. п. - то есть смысложиз-ненные ориентации личности (по Рокичу - терминальные ценности).

Разделяя классические представления о природе ценностных отношений и ценностей, заметим, однако, что они требуют конкретизации своего содержания соответственно требованиям времени. Исходя из актуальности возрождения ценностной определенности граждан России, а также ввиду огромного значения, которое имеют ценностные ориентации в жизни каждого человека, представляется целесообразным любой вид воспитания курсантов военного вуза рассматривать с позиций аксиологического подхода, причем в системном единстве - как содержательные компоненты аксиологического воспитания. Реализация аксиологического подхода к воспитанию связана с поиском, утверждением и пропагандой всех «кругов» ценностей, с ориентацией в них воспитанников; она должна быть направлена на создание условий для их перевода в субъективные, индивидуальные ценностные ориентации. В современном мире на новом уровне осознается необходимость воспитания в духе гуманистических ценностей: бескорыстной помощи людям, толерантности, справедливости, милосердия, честности, уважения к окружающим, трудолюбия, миролюбия, нестяжательства, моральной чистоты и т. д., так как эти качества определяют меру человеческого в каждом человеке.

Вышесказанное позволило нам определить группы ценностей, воспитание которых возможно и необходимо в образовательном процессе военных вузов и которые соответствуют содержанию наиболее традиционных для отечественной педагогики видов воспитания [5]. Для уточнения содержания групп ценностей мы обратились к работам педагогов и психологов, социологов, к результатам отечественных и зарубежных социологических опросов. В частности, в результате анализа работ Б.В. Дубина, А.З. Литвинцевой, В.С. Магуна, Л.А. Хахулиной и других ученых, а также с учетом традиционного содержания трудового воспитания были выделены трудовые ценности гуманистического характера.

Нравственные ценности были определены на основе анализа работ Н.И. Болдырева, Л.С. Выготского, А.А. Гусейнова, П. Куртца и других ученых, а также философской литературы, в которой изложены вопросы морали, нравственности, этики. Состав эстетических ценностей выделен по результатам анализа исследований Л.А. Закса, А.В. Иконникова, М.С. Кагана, Я. Мукар-жовского, Е.А. Чичиной и др.

Социальные и личностные ценности физической культуры определены на основе исследований таких ученых, как В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, А.Ф. Куликов, А.В. Ло-тоненко, Ф.И. Собянин и др.

Ценности патриотизма и интернационализма (А.В. Абрамов, Н.А. Баранов, А.А. Глебов, В.Ю. Троицкий и др.) сведены нами в одну группу ввиду того, что сегодня важно не только возродить у подрастающего поколения чувства любви к своему Отечеству, ответственности за будущее Родины и др., но и предотвратить проявления национализма, шовинизма.

Умственные, или интеллектуальные, ценности определены на основе анализа содержания образовательных ценностей, а также сущности и содержания интеллектуального воспитания, его ценностного основания.

Мы структурировали ценности по их отношению к определенным явлениям и процессам социальной практики, феноменам общественного сознания: труд, красота, нравственность, Родина, здоровье и т. д., выделив в их многообразии терминальные (социальные и природные объекты, явления, жизненные цели и т. п.) и инструментальные (гуманистические отношения в контексте содержательной группы ценностей, личностные качества, способы жизнедеятельности, виды деятельности) ценности (табл. 1).

Таблица 1 - Содержание групп ценностей согласно аксиологическому подходу к воспитанию курсантов военного вуза_

Группа ценностей Терминальные ценности Инструментальные ценности

Трудовые интересная работа, творческий труд, польза обществу, возможность профессиональных достижений, профессионального развития, социальный статус (уважительное отношение общества к профессии) трудолюбие, ответственность, целеустремленность, деловитость, честность, порядочность, инициативность, активность

Нравственные свобода, права человека, дружба, любовь, семья, добро, мир честность, обязательность, верность, надежность, уважение к людям, терпимость, доброжелательность, порядочность, совестливость, справедливость, сотрудничество

Эстетические красота человека и природы, гармония природы, человека (души), человека и природы, изобразительное искусство, литература, музыка сохранение природы, культурное развитие, преумножение прекрасного, удовольствие от созерцания прекрасного, самосовершенствование

Продолжение таблицы 1

Физкультурные физкультурные знания, физическое здоровье, хорошее психическое самочувствие, хорошая физическая форма, работоспособность, уверенность в себе, привлекательное тело здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом, активный отдых, соблюдение гигиенических требований

Интернационально-патриотические Родина, ее безопасность и процветание, природа родного края, ее сохранность, история своего народа, его традиции и обычаи, культура; Человечество, цивилизация, история других народов, их культура, традиции и обычаи любовь к Родине, общественно полезный труд, забота о сохранении окружающей среды, познание истории, культуры, традиций своего народа; толерантность, уважение к другим народам, познание истории, культуры, обычаев и традиций других народов, миролюбие, коммуникабельность

Интеллектуальные (умственные) знания о человеке, обществе, природе; познание мира и самопознание; умение применять знания, широкий кругозор, разносторонние интересы; качественное образование самообразование, самопознание, познавательная деятельность, интеллектуальное совершенствование, владение информационными технологиями, интеллектуальное общение

Следует отметить, что в предлагаемой классификации наблюдается взаимосвязь между ценностями различных объектных групп: между терминальными ценностями одной группы и инструментальными ценностями другой группы, между инструментальными (терминальными) ценностями разных групп. Так, красота человека как эстетическая ценность-цель сопряжена со здоровым образом жизни, активностью как физкультурными ценностями-средствами; качественное образование (интеллектуальная ценность-цель) обусловливается трудолюбием и целеустремленностью (трудовые ценности-средства) и т. п. Это вполне естественно ввиду прочной взаимосвязи между видами воспитания, содержание которых и обусловило наше классифицирование. Более того, инструментальные ценности практически всех групп можно отнести к разряду нравственных, поскольку именно нравственные отношения, поведение и деятельность (как стратегия достижения жизненных целей) соответствуют принципам гуманизма и идеи использования аксиологического подхода в воспитании.

Чтобы выделенные ценности превратились в мотивационную основу жизнедеятельности будущих офицеров, начали определять их жизненные и профессиональные цели и стратегии, недостаточно знать только, что формировать, необходимо иметь представление о том, как формировать: на какие психологические и педагогические закономерности опираться, какие методы и в какой последовательности применять в образовательном процессе. То есть важно выделить психолого-педагогическую базу для методического оформления аксиологического подхода к воспитанию курсантов военного вуза.

Ссылки:

1. Гребенникова В.М., Гребенников О.В. Компетентностный подход в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 6 (22). С. 75-78.

2. Гребенникова В.М., Дорошенко В.В. Этика педагогической деятельности в контексте новой образовательной парадигмы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1056.

3. Хазова С.А. Психолого-педагогические условия организации аксиологического подхода в подготовке будущих педагогов [Электронный ресурс] // Fan-Nauka : электрон. журн. 2008. URL: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-1.html (дата обращения: 21.09.2016).

4. Синько В.М., Петьков В.А. Проектирование культурно-воспитательной среды учреждения начального профессионального образования // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 31. С. 41-43.

5. Бунчук С.В., Петьков В.А. Имидж и авторитет как факторы профессионального становления преподавателя военного вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 8. С. 113-115.

References:

Bunchuk, SV & Petkov, VA 2016, 'Image and prestige as a factor of professional formation of the teacher of military high school', Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, no. 8, pp. 113-115, (in Russian).

Grebennikova, VM & Doroshenko, VV 2015, 'Ethics teaching activities in the context of the new educational paradigm', Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, no. 1-1, p. 1056, (in Russian).

Grebennikova, VM & Grebennikov, OV 2013, 'Competence approach in education', Istoricheskaya i sotsial'no-obra-zovatel'naya mysl', no. 6 (22), pp. 75-78, (in Russian).

Khazova, SA 2008, 'Psychological and pedagogical conditions of the organization axiological approach in the preparation of future teachers', Fan-Nauka, viewed 21 September 2016, <http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-1.html>, (in Russian).

Sinko, VM & Petkov, VA 2009, 'Design of cultural and educational environment of primary vocational training institutions', Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii, no. 31, pp. 41-43, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.