Научная статья на тему 'Педагогические условия организации аксиологического воспитания школьников в процессе обучения'

Педагогические условия организации аксиологического воспитания школьников в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AXIOLOGICAL EDUCATION / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / AXIOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хазова С. А., Хакунов Н. Х., Тхаркахова А. Ш.

В статье характеризуются основные психолого-педагогические условия, соответствующие задачам аксиологического воспитания школьников. Описывается аксиологический подход как основа формирования системы ценностных ориентаций. Приводятся выявленные на основе анализа научной литературы условия реализации аксиологического подхода в школьной системе аксиологического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хазова С. А., Хакунов Н. Х., Тхаркахова А. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ORGANIZATION OF AXIOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE TEACHING PROCESS

Basic psychological-pedagogical conditions corresponding to the tasks of axiological education of school-children are characterized in the article. Axiological approach as the basis of forming the system of value orientations is described here. The authors present conditions of realization of the axiological approach in the system of axiological education received in the course of the analysis of scientific literature.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации аксиологического воспитания школьников в процессе обучения»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Кандидат педагогических наук, доцент С. А. Хазова, доктор педагогических наук, профессор Н. Х. Хакунов, старший преподаватель А. Ш. Тхаркахова Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

В статье характеризуются основные психолого-педагогические условия, соответствующие задачам аксиологического воспитания школьников. Описывается аксиологический подход как основа формирования системы ценностных ори-ентаций. Приводятся выявленные на основе анализа научной литературы условия реализации аксиологического подхода в школьной системе аксиологического воспитания.

Ключевые слова: ценностные ориентации, аксиологическое воспитание, аксиологический подход.

Исследование научно-педагогических источников показало, что в контексте педагогических условий организации образовательного процесса той или иной направленности ученые преимущественно выделяют категории, относящиеся:

а) к методологическим ориентирам организации образовательного процесса (педагогические принципы и подходы);

б) к дидактическим единицам учебного процесса (содержание обучения, формы организации занятий, методы и приемы обучения);

в) к особенностям деятельности и поведения субъектов образовательного процесса (степень самостоятельности учащихся, характер педагогического общения) [1, 5, 10 и др.].

Конкретное наполнение системы психолого-педагоги -ческих условий определяется основной целью образовательного процесса: ее критериальными основаниями и механизмами их достижения. Анализ работ, посвященных тем или иным аспектам аксиологического воспитания и формирования ценностных ориентаций личности, свидетельствует о том, что наиболее общие, основополагающие психолого-педагогические условия - методологические ориентиры - в достаточной мере обоснованы. Выделенные в этом аспекте базовые педагогические подходы обусловлены как сущностью понятий «ценности», «ценностные ориентации», «ценностное сознание», так и закономерностями развития личности. В частности, в этой связи называются аксиологический и личностно-ориентированный подходы, принципы проблем-ности, активности личности и диалогичности образовательного процесса, учета эмоциональной направленности и особенностей субъективного опыта учащихся, опоры на психологический механизм развития ценностных ориентаций и ценностно-ориентационной деятельности и др. [4, 7, 9]. В образовательном процессе они реализуются посредством адекватных средств, методов, приемов определенной организации деятельности и поведения учащихся и взаимодействия субъектов образования.

Ведущим в данном ключе является, естественно, аксиологический подход (аксиологический принцип) к образованию. Аксиологический принцип в воспитании и образовании предполагает, что становление личностного в человеке связано с усвоением системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры, и, в совокупности, характеризующих мотивационно-ценностное отношение личности к окружающему миру. Если ценности интериоризиро-ваны, они приобретают побудительную силу мотива, побуждают к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности. Воспитание как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей способствует духовному становлению личности. При этом необходим учет диалектического единства когнитивного и чувственного, рационального и практического, социального и индивидуального в личности [3, 5, 6].

Аксиологический подход в воспитании можно рассматривать с двух позиций: как основу для выбора целей воспитания - формирование системы ценностей у учеников, и как ориентацию педагогов на гуманистические ценности в своей работе (их отношение к ученикам, выбор содержания образования, целеполагание в деятельности, выбор стратегии поведения). В первом случае необходим выбор и структурирование системы гуманистических ценностей как цели воспитания, во втором - как определение педагогических условий осуществления аксиологического воспитания в учебном процессе.

Аксиологический подход направляет внимание исследователей на изучение ценностей как смыслообразующих основ воспитания, образцов культурной, достойной жизни человека и общества [3].

И. А. Липский, анализируя современное состояние воспитания в России, характеризует аксиологический подход в воспитании следующим образом: «Его сущность заключается в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в культурной среде. Педагогический аспект данного подхода заключается в том, чтобы объективные ценности мировой, отечественной и народной культур стали специфическими потребностями формирующейся и развивающейся личности, устойчивыми жизненными ориентирами человека путем перевода их в субъективные ценностные ориентации» [8]. Или, по мнению Е. В. Бондаревс-кой, аксиологический подход предполагает и обеспечивает субъективацию воспитанниками объективных ценностей человеческого сообщества, т. е. превращение их в личностные смыслы. При этом становится возможным новый взгляд на личностно-ориентированное образование, определяемое

в этой связи А. Н. Леонтьевым как процесс приобщения ребенка к ценностям, в результате которого у него происходит становление связной системы личностных смыслов [7].

Как основное условие формирования ценностных ори-ентаций школьников в учебном процессе, аксиологический подход, в контексте дидактических и личностно-поведенчес-ких психолого-педагогических условий, подразумевает соответствие образовательного процесса ряду характеристик, совокупность которых обеспечивает аксиологичность образовательного процесса (термин В. А. Нудько).

1. Ценностная определенность учебно-воспитательного процесса, то есть выделение системы ценностей для инте-риоризации и дальнейшей экстериоризации ее учащимися, а также соотнесение этой системы с содержанием образования. Данная позиция в моделируемом нами процессе аксиологического воспитания школьников представлена обоснованной системой воспитательных ценностей, а также содержанием и критериями сформированности системы ценностных ориентаций личности, в которых отражены ценностно-окрашенные знания и умения школьников, опыт поведения, деятельности и эмоционально-ценностных отношений, т. е. основные единицы содержания образования в контексте аксиологического воспитания.

2. Ценностное наполнение содержания образования, то есть отражение ценностей, к которым формируется ценностное отношение, в содержании учебных предметов, программ и других источников, реализующих содержание образования, а также ценностная интерпретация всех компонентов структуры содержания образования: знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения.

Данная позиция нашла отражение в моделировании содержания обучения английскому языку как систематического акцентированного выделения ценностей той или иной группы в лексическом программном материале, представленном тематическими текстами. Кроме того, она предполагает обязательность оценки учителем различных поступков, поведения, слов, мыслей, личностей с точки зрения ценностей и ценностных отношений, а также организации понимания и осмысления учащимися текстов в аксиологическом контексте. Эффективными методами (формами) трансляции ценностного содержания обучения являются: рассказы на этическую тему (яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание, в котором раскрывается содержание нравственных понятий, актуализируется положительное отношение школьников к поступкам, соответствующим нравственным нормам), посредством которого реализуется метод положительного примера; этические беседы, которые строятся на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов; их проведение способствует приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочно-нравственной деятельности.

3. Аксиологичность деятельности субъектов образовательного процесса, а именно: эмоциональная и убедительная трансляция ценностей педагогом, обоснование их значимости, воздействие на эмоционально-оценочную сферу школьников, организация и поддержка их рефлексивной деятельности и т. п.; осмысление учащимися информации, запечатленной в содержании обучения, ситуациях жизнедеятельности, явлениях и фактах действительности с позиции их соотношения с гуманистическими ценностными ориента-циями, выделение в них аксиологического ядра.

Данное требование предполагает использование учителем методов эмоционального «заражения», к которым относятся: невербальная передача педагогом собственного эмоционального состояния (с помощью интонации,

темпа и ритма речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики и движений), эмоциональная демонстрация ценностного отношения, заинтересованности изучаемой информацией; трансляция когнитивного содержания в эмоциональное как вербализованное информирование школьников об отношении учителя к обсуждаемым категориям и косвенное побуждение их к переосмыслению собственного отношения к этим же категориям. Кроме того, важно научить воспитанников оценивать объекты познания с ценностных позиций путем разъяснения значимости тех или иных ценностей, способов проявления ценностных ориентаций в деятельности, поведении и общении и т. д.

Личностно-ориентированный подход в образовании характеризуется направленностью педагогической деятельности на развитие личности учащихся, поддержку их индивидуальности, полноценное удовлетворение образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов. Основной его идеей является гуманное, уважительное и ценностное отношение к воспитанникам, учет их индивидуально-личностных особенностей и поддержка индивидуальности, предоставление разумной свободы выбора способов самореализации, видов деятельности и т. д. С точки зрения аксиологического воспитания он предполагает:

1) обеспечение преодоления противоречия между ценностями и личными смыслами учащихся путем предъявления воспитанникам определенных систем ценностей и создания условий для их свободного выбора и «проживания», а также придания личностно-смысловой направленности содержанию образования. Для этого учителю необходимо опираться на понимание индивидуальных особенностей своих учеников (интересов, вкусов, темперамента, эмоциональной направленности и т. д.), иметь представление о наиболее важных характеристиках их жизни, семейных отношений, личного опыта; лишь в этом случае он сможет подобрать аргументы, иллюстрации, виды учебно-познавательной деятельности, значимые и убедительные для каждого учащегося.

Таким образом, педагог должен:

а) уделять внимание изучению своих воспитанников, что требует выстраивания доверительных, дружеских отношений с ними, искреннего интереса учителя к своим подопечным;

б) вариативно планировать содержание каждого учебного занятия и блоков занятий в соответствии с мировоззренческими и характерологическими особенностями учащихся;

в) оперативно изменять тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

2) учет педагогом индивидуальных траекторий аксиологического развития школьников и соответствующее планирование индивидуально-дифференцированной учебно-воспитательной работы. В связи с этим учитель должен:

а) уметь диагностировать реальный уровень сформиро-ванности ценностных ориентаций личности, определять особенности их содержания у каждого учащегося;

б) постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности ценностно-ориентировочной деятельности, обеспечивающей прогрессивное аксиологическое воспитание личности.

В моделируемом учебно-воспитательном процессе данное требование реализуется:

а) в подобранном диагностическом инструментарии и разработанных уровнях сформированности системы ценностных ориентаций личности;

б) в подборе и применении средств и методов активизации ценностно-ориентировочной деятельности учащихся;

3) учет и использование индивидуального опыта учащихся при организации процесса освоения ими гуманистических ценностей требует от учителя владения приемами и методами витагенного образования. Применение данных приемов стимулирует оценочную деятельность воспитанников, обеспечивает принятие ценностной информации на

уровне личностной значимости. В контексте аксиологического воспитания наиболее эффективными являются:

- прием ретроспективного анализа жизненного опыта с параллельным соотнесением его с осваиваемой ценностной информацией, определением ценностно-обусловленных причин тех или иных поступков, событий, адекватности сложившихся отношений к данным событиям и фактам и т. д.;

- дополнительное конструирование незаконченной образовательной модели (закончить фразу, предложение, описание ситуации с точки зрения тех или иных ценностных отношений, ориентаций);

- витагенные аналогии, при которых осуществляется иллюстрирование учащимися познаваемых ценностных категорий (явлений, событий, отношений и т. д.) примерами из их жизненного опыта. Благодаря применению указанных приемов осуществляются верификация и подтверждение декларируемых ценностей.

Принцип активности личности подразумевает деятельное участие школьников в образовательном процессе, в том числе в познании, оценивании, обсуждении и т. д., становление их как субъектов образования, а не объектов обучения и воспитания, в обеспечении оптимально благоприятного соотношения педагогического руководства и сознательного творческого труда учащихся в обучении.

Проявление человеком активности детерминируется его заинтересованностью деятельностью, интересным и эмоционально насыщенным содержанием самой деятельности, соответствием сложности выполняемых действий уровню развития личности, а также наличием в деятельности возможностей для самовыражения. Чтобы ученик стал полноправным субъектом аксиологического воспитания, его активность должна стимулироваться учителем путем целенаправленной организации познавательной, рефлексивно-оценочной деятельности учащихся, а именно: постановки ценностно-окрашенных проблемных задач, обеспечения диалогичности обучения, применения активных методов обучения, создания ситуаций нравственного выбора, прямого побуждения школьников к рефлексии своих чувств и переживаний, к оценке объекта познания и т. д.

Наиболее адекватными проблеме нашего исследования мы считаем методы и приемы обучения, которые не только способствуют повышению активности школьников, но и обеспечивают аксиологичность и личностную ориентированность образования, а именно: игровые методы обучения (ролевые игры, драматизация, диспут или дискуссия), метод проектов, методы воздействия на экзистенциальную сферу - метод дилемм в совокупности с организацией рефлексивной деятельности учащихся, методы организации поведения

и деятельности - создание воспитывающих ситуаций (в том числе ситуаций нравственного выбора), создание воображаемых ситуаций нравственного выбора, близких жизненному опыту школьников и т. д.

Принцип опоры на психологический механизм развития ценностных ориентаций и ценностно-ориентационной деятельности предполагает процессуально-содержательное построение образовательного процесса таким образом, чтобы учитывались закономерности развития личности и деятельности, формирования ценностных ориентаций личности. В нашей работе он нашел отражение в обосновании структуры и содержания системы ценностных ориентаций личности, а также в выделении и описании этапов и стадий формирования системы ценностных ориентаций личности с адекватными средствами и методами воздействия на когнитивную, эмоциональную и мотивационно-поведенческую сферы личности школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артюхович Ю. В. Обучение ценностям: аксиологический подход к проблемам образования [Электронный ресурс] / Ю. В. Артюхович // Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки», вып. № 10. - СевКавГТУ, Ставрополь, 2003. - Режим доступа: http://www. ncstu.ru

2. Бегидова С. Н., Хазова С. А. Основы формирования опыта профессионально-творческого мышления педагога: учебное пособие / С. Н. Бегидова, С. А. Хазова // под общ. ред. М. Я. Виленского. - Майкоп: изд-во АГУ, 2007. - 168 с.

3. Бондаревская Е. В. Развитие теории воспитания в современной России [Электронный ресурс] / Е. В. Бондаревская. - Режим доступа: http://www.mgopu.ru/PVU/conferences/sobor/magazin

4. Виленский М. Я. Ценности физической культуры и их интери-оризация учащимися [Электронный ресурс] / М. Я. Виленский. - Режим доступа: http://spo.1september.ru/articlef.php

5. Кочетов А. И. Организация самовоспитания школьников: кн. для учителя / А. И. Кочетов. - Минск: Нар. асвета, 1990. - 173 с.

6. Леви В. Искусство быть другим / В. Леви. - СПб.: Питер, 1993.

7. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 4-36.

8. Липский И. А. Обобщенный анализ современного состояния и тенденций развития воспитания [Электронный ресурс] / И. А. Липский. - Режим доступа: http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/ Docum/Public/menu.htm

9. Нудько В. А. Формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов (на примере изучения иностранного языка в вузе): автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. А. Нудько. - Ульяновск, 2006.

10. Савина Ю. Г. Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. Г. Савина. - М., 2006. - 23 с.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ORGANIZATION OF AXIOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE TEACHING PROCESS

S. Hazova, Candidate of Pedagogics, N. Hakunov, Doctor of Pedagogics, Professor, A. Tharkahova, Senior Teacher, Adigei State University, Maikop

Basic psychological-pedagogical conditions corresponding to the tasks of axiological education of school-children are characterized in the article. Axiological approach as the basis of forming the system of value orientations is described here. The authors present conditions of realization of the axiological

approach in the system of axiological education received in the course of the analysis of scientific literature.

Key words: value orientations, axiological education, axi-ological approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.