Научная статья на тему 'Олимпийские ценности как содержание аксиологического воспитания будущих педагогов по физической культуре и спорту'

Олимпийские ценности как содержание аксиологического воспитания будущих педагогов по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / ОЛИМПИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / TRAINING TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT / THE OLYMPIC VALUES / PROFESSIONAL VALUES OF PERSONALITY / AXIOLOGICAL EDUCATION / AXIOLOGICAL APPROACH IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гонежук Гошнашх Яхиевна, Куваева Анжелика Аскеровна, Шагуч Аслан Анзаурович

Объект подготовка педагогов по физической культуры и спорту. Предмет организация аксиологического воспитания студентов вуза. Цель обосновать ценности олимпизма как содержание аксиологического воспитания будущих педагогов по физической культуре и спорту. Результаты: определено место олимпийских ценностей в содержании аксиологического воспитания и условия реализации организации аксиологического воспитания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гонежук Гошнашх Яхиевна, Куваева Анжелика Аскеровна, Шагуч Аслан Анзаурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Olympic values as a content of axiological education of future physical culture teachers

The object of the research is training teachers of physical culture and sports. The subject is organization of axiological education of university students. The goal is to prove Olympic values as a content of axiological education of future teachers of physical culture and sport. As the result, the place of the Olympic values in the content of education and axiological conditions of realization of the organization of axiological education of students has been defined.

Текст научной работы на тему «Олимпийские ценности как содержание аксиологического воспитания будущих педагогов по физической культуре и спорту»

УДК 159.9:370 ББК 88.40 Г-65

Гонежук Гошнашх Яхиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; т.: 8(928)4602127;

Куваева Анжелика Аскеровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета;

Шагуч Аслан Анзаурович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивной борьбы Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета.

ОЛИМПИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК СОДЕРЖАНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

(рецензирована)

Объект - подготовка педагогов по физической культуры и спорту. Предмет -организация аксиологического воспитания студентов вуза. Цель - обосновать ценности олимпизма как содержание аксиологического воспитания будущих педагогов по физической культуре и спорту. Результаты: определено место олимпийских ценностей в содержании аксиологического воспитания и условия реализации организации аксиологического воспитания студентов.

Ключевые слова: подготовка педагогов по физической культуре и спорту, олимпийские ценности, профессионально-ценностные ориентации личности, аксиологическое воспитание, аксиологический подход в образовании.

Gonezhuk Goshnashkh Yakhievna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of Theoretical Bases of Physical Education of the Institute of Physical Culture and Judo of the Adygh State University, tel.: 8 (928) 4602127;

Kuvaeva Angelica Askerovna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of General Pedagogy of Adygh State University;

Shaguch Aslan Anzaurovich, Candidate of Pedagogy, associate professor of the De-partment of Wrestling of the Institute of Physical Culture and Judo of Adygh State University.

OLYMPIC VALUES AS A CONTENT OF AXIOLOGICAL EDUCATION OF FUTURE PHYSICAL CULTURE TEACHERS

(Reviewed)

The object of the research is training teachers of physical culture and sports. The subject is organization of axiological education of university students. The goal is to prove Olympic values as a content of axiological education of future teachers of physical culture and sport. As the result, the place of the Olympic values in the content of education and axiological conditions of realization of the organization of axiological education of students has been defined.

Keywords: training teachers of physical culture and sport, the Olympic values, professional values of personality, axiological education, axiological approach in education.

Особенности и тенденции развития современного российского общества, социальноэкономических отношений выводят в нем в разряд ведущих требований к специалистам способность к профессиональному самосовершенствованию в течение всей профессиональной жизни. Мощным внутренним фактором, обеспечивающим личности и стремление, и возможность саморазвития в профессии, и продуктивность труда, является сформированная система профессионально-ценностных ориентаций. «Эмоциональноценностное отношение к деятельности является обязательным компонентом, обеспечивающим успешность ее выполнения» [1, с. 64].

Ценностные ориентации выступают своего рода индикаторами того, какие феномены общественной жизни, материальные или идеальные, являются для человека наиболее значимыми. Эти феномены (ценности) составляют ядро мировоззрения личности, глобально определяют цели его жизни [2, 3 и др.]. Они формируются в процессе социализации, обогащаясь, по мере вхождения личности в профессию, профессиональным содержанием.

Профессионально-ценностные ориентации представляют собой субъективное, индивидуальное отражение в сознании специалиста социальных ценностей про-фессии и определяются как система отношений личности к особенностям профессии, включая и содержание, и цели, средства, субъектов профессиональной деятельности [4]. Данная психологическая сфера обеспечивает специалисту возможность сопоставлять цели и содержание своей деятельности с жизненными смыслами, способствуя либо препятствуя актуализации творческого потенциала личности [5].

Очевидно, что аксиосфера педагога по физической культуре и спорту в обязательном порядке должна включать ценности соответствующей социально-профессиональной практики (физической культуры и спорта), неотъемлемым и наиболее гуманистически ориентированным компонентом которых являются ценности, олимпийские идеи и принципы. В соответствии с философией олимпизма, высшими ценностями выступают: гармония тела, разума и духа человека, дружба и взаимоуважение, справедливость, честная борьба и др. Как писал Пьер-де-Кубертен, олимпизм интегрирует спорт, культуру и образование, благодаря чему обеспечивает становление представление о таком образе жизни, который предполагает получение радости от усилия, воздействие положительного примера на личность, уважении к общечеловеческим моральным принципам.

Сегодня сам феномен олимпизма представляет собой всеобщую ценность, является важным элементом общественной культуры и критерием сформированности физической культуры личности. Следовательно, в задачи профессионально-педагогического образования в области физической культуры и спорта входит и обеспечение интериоризации студентами олимпийских ценностей, и подготовка будущих учителей и тренеров к олимпийскому образованию школьников, к воспитанию их в духе олимпизма.

В целом, среди профессиональных ценностей педагога выделяют следующие:

- социально-обусловленные ценности педагогической деятельности: процесс и

результаты воспитательных воздействий, нацеленных на становление внутренней свободы и гармонии обучающихся, на их творческое развитие, формирование у детей устойчивого желания самосовершенствоваться и др. [4, 6 и др.]. В контексте нашего исследования социальнопедагогические ценности учителя физической культуры, тренера включают: обеспечение гармонии телесного, духовного интеллектуального развития подрастающего поколения, осознанного принятия ими гуманистических ценностей олимпизма; формирование у воспитанников интереса к истории и современности олимпийского движения, а также способностей осваивать и творчески использовать олимпийские знания и умения; воспитание у обучающихся стремления следовать олимпийским идеалам, совершенствоваться в соответствии с ними;

- личные ценности педагогической деятельности: ценности-цели (возможность заниматься любимым делом, профессиональное самосовершенствование) и ценности-средства (творческий характер педагогической деятельности, освоение профессиональных знаний, умений и навыков) [4, 6 и др.]. Олимпийское содержание данной группы ценностей для педагога по физической культуре и спорту, на наш взгляд, включает: возможность передавать идеалы олимпизма подрастающему поколению, применение олимпийских знаний в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, использование примера олимпийцев для морально-волевого воспитания обучающихся и самосовершенствования и пр.

Целенаправленное формирование у будущих педагогов по физической культуре и спорту профессиональных ценностных ориентаций осуществляется в процессе аксиологического воспитания.

С позиции аксиологического подхода, воспитание личности ориентируется на обеспечение усвоения, принятия человеком системы гуманистических ценностей. Эти ценности составляют основу гуманитарной культуры, описывают особое отношение субъекта ко всем явлениям, событиям окружающего мира. Будучи основой убеждений личности, они действуют как сильные мотивы и определяют мощность и направленность активности человека. Таким образом, аксиологическое воспитание (или воспитание с позиции аксиологического подхода) обеспечит духовное становление и совершенствование человека, во многом детерминируемое учетом диалектического единства когнитивного и чувственного, рационального и практического, социального и индивидуального в личности [4, 6, 7, 8 и др.].

В образовательном контексте аксиологический подход принято рассматривать с двух позиций [6]:

1) он выступает ориентиром для определения целей воспитания, что, в нашем случае, обусловливает потребность в выборе и структурировании системы олимпийских ценностей -с одной стороны, как цели воспитания студентов, с другой стороны, как содержания их профессиональной (теоретической и методической) педагогической подготовки;

2) он предполагает ориентацию профессиональной деятельности преподавателей вуза

на гуманистические ценности; это требует выделения и создания педагогических условий реализации аксиологического воспитания в учебном процессе, включая: гуманное,

уважительное и т.п. отношение к студентам, выбор олимпийского содержания образования, целеполагание в деятельности и др.

С точки зрения определения условий реализации акмеологического подхода как основы аксиологического воспитания будущих педагогов по физической культуре и спорту, речь должна идти об аксиологичности образовательного процесса [9], что предполагает:

1) Ценностная определенность образовательного процесса - «выделение системы ценностей для интериоризации и дальнейшей экстериоризации ее учащимися, а также соотнесение этой системы с содержанием образования» [6]. Данное условие представлено охарактеризованной выше системой олимпийских ценностей (социальных и личных ценностей (целей и средств) профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту).

2) Ценностное наполнение содержания образования, что требует: а) четкого и непротиворечивого представления олимпийских ценностей в содержании учебных дисциплин; б) интерпретация содержания формируемых у студентов знаний и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений и пр. с позиции олимпийских ценностей; в) систематическая оценка педагогами людей (в том числе, самих студентов), их слов и поступков и пр. с точки зрения соответствия идеалам олимпизма, олимпийским ценностям; г) обеспечение педагогами ценностного осмысления студентами информации об истории и современности спортивного и олимпийского движения и т.д.

3) Аксиологичность деятельности педагогов: целенаправленная, убедительная

экстериоризация олимпийских ценностей с глубоким обоснованием их смысла и значимости, сферы применимости в жизни; сопровождение ценностно-рефлексивной деятельности студентов и т.п.; обучение студентов оценивать содержание и процесс профессиональной деятельности с ценностных позиций олимпизма и т.д.

4) Проектирование процесса воспитания студентов с опорой на «закономерности развития личности и деятельности в аксиологическом контексте (от репродуктивного освоения ценностно-ориентационной деятельности к ее частично-поисковому осуществлению и к самостоятельному ценностно-ориентационному творчеству), формирования ценностных ориентаций личности (последовательность процессов осознания и усвоения, интериоризации и верификации, экстериоризации ценностей)» [6].

5) Организация олимпийского образования студентов, предполагающего работу как педагогов вуза, так и практических работников физической культуры и спорта. В частности,

для успешного приобщения обучающихся к ценностям олимпизма следует использовать личностные ресурсы известных спортсменов и тренеров, привлекать работников культуры и средств массовой информации.

Реализация аксеологического подхода в процессе подготовки педагогов по физической культуре и спорту в соответствии с названными условиями обеспечит, на наш взгляд, усиление культурно-аксиологической составляющей профессионального образования и, как следствие, повышение его качества. В дальнейшем это может стать базой для гуманизации общества, возвращения к традиционным для России культурным ценностям благодаря активной трансляции выпускниками идеалов и идей олимпизма.

Литература:

1. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта. Майкоп, 2001.

2. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. Ростов н/Д: ФЕНИКС, 1998.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров П.Ю. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. заведений. М.: Академия, 2005.

4. Бегидова С.Н., Лентьев А.М., Хазова С.А. Структура и содержание

акмеологической направленности личности педагога [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://adygnet.ru/kofer/konfifk 2007/3/3begidova.htp, свободный.

5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеографический подход в развитии

профессионализма государственных служащих. М.: РАГС, 1999.

6. Хазова С.А. Психолого-педагогические условия организации аксиологического подхода в подготовке будущих педагогов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-1.html, свободный.

7. Бондаревская Е.В. Развитие теории воспитания в современной России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mgopu.ru/PVU/conferences/sobor/magazin, свободный.

8. Леви В. Искусство быть другим. СПб.: Питер, 1993.

9. Нудько В.А. Формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов (на примере изучения иностранного языка в вузе): автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2006.

References:

1. Begidova S.N. Theoretical foundations ofprofessional creative development of a physical education and sport specialist. Maikop, 2001.

2. Karpenko L.A., Petrovskii A.V., Yaroshevskii M.G. Brief psychological dictionary. Rostov on /D.: Phoenix, 1998.

3. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov P.Y. Pedagogical dictionary: textbook for high schools andped. institutions. M.: Academy, 2005.

4. Begidova S.N., Leontiev A.M., Khazova S.A. The structure and content of the axiological orientation of teacher’s personality [electronic resource] // Access mode: http://adygnet.ru/kofer/konfifk2007/3/3begidova.htp, free.

5. Derkach A.A., Zazykin V.G. Acmeographic approach in the development of professionalism of civil servants. M.: RACS, 1999.

6. Khazova S.A. Psycho-pedagogical conditions for the organization of the axiological approach to the training of future teachers [electronic resource] // Access mode: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-1.html, free.

7. Bondarevskaya E. V. Development of the theory of education in modern Russia [electronic resource] //Access mode: http://mgopu.ru/PVU/conferences/sobor/magazin, free.

8. Levi V. The art of being different. SPb.: Peter, 1993.

9. Nudko V.A. Formation of humanistic values of students (for example, learning a foreign language in high school): abstr. of diss. ... Cand. of Ped. Ulyanovsk, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.