Научная статья на тему 'Формирование нравственных качеств у будущих педагогов по физической культуре и спорту в учебно-воспитательном процессе училища олимпийского резерва'

Формирование нравственных качеств у будущих педагогов по физической культуре и спорту в учебно-воспитательном процессе училища олимпийского резерва Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ УЧИЛИЩА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / FORMATION OF MORAL QUALITIES OF STUDENTS OF COLLEGE OF OLYMPIC RESERVE / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лада Светлана Сергеевна, Филатова Нина Петровна

В статье приведен материал по формированию нравственных качеств у будущих педагогов по физической культуре и спорту: уточняется сущность категории «нравственные качества» личности; указываются компоненты и критерии формирования нравственных качеств студентов в учебно-воспитательном процессе учреждения физкультурно-педагогического профиля: эмоционально-мотивационный компонент (эмоционально-ценностное восприятие действительности; положительная мотивация к познанию гуманистических духовно-нравственных ценностей, знаний, нравственных качеств); когнитивный компонент (наличие знаний о гуманистических духовно-нравственных ценностях, нравственных качествах личности); нравственно-деятельностный компонент (самостоятельные нравственные действия и поступки, в ситуациях морально-нравственного выбора); рефлексивный компонент (адекватная самооценка, рефлексия); излагаются данные контент-анализа содержания учебных дисциплин гуманитарного цикла учебного плана училища олимпийского резерва; рассматривается педагогическая модель организации аксиологической образовательной среды училища олимпийского резерва, способствующая формированию нравственных качеств личности студентов; предлагается методика формирования нравственных качеств у будущих специалистов физкультурно-педагогического профиля, посредством использования аксиологического дидактического материала учебных дисциплин гуманитарного цикла, интерактивных методов и приемов обучения, субъектности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лада Светлана Сергеевна, Филатова Нина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process of moral qualities formation among the future physical culture and sport teachers within the educational process at the Olympic reserve college

The article contains information on formation of moral qualities of the future teachers of physical culture and sport: essence of category persons` moral qualities is specified; components and criteria of moral qualities formation of the students during educational process at sport-pedagogical institution are presented, emotionallymotivating component (emotionally-valuing reality perceiving; positive motivating for understanding the humanistic spiritual and moral values, knowledge, moral qualities); cognitive component (the presence of the knowledge about humanistic spiritual and moral values, moral personality qualities); moral-activity component (independent moral actions and deeds in moral and ethical choice situations); reflective component (adequate self-assessment, reflection); content-analysis of humanities educational disciplines content of curriculum at the college of Olympic reserve is presented; pedagogical model for the organization of the axiological educational environment in the college of Olympic reserve, which stimulates the students personality moral qualities formation, is analyzed; method of formation of the moral qualities of future specialists with sports pedagogical profile is offered by using axiological and didactic material of educational disciplines of humanity cycle, interactive teaching methods and techniques, subjectivity of the personality.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственных качеств у будущих педагогов по физической культуре и спорту в учебно-воспитательном процессе училища олимпийского резерва»

шения к субкультурным различиям, социальные знания в области неформальных молодежных объединений и неформальных субкультур, выступающие в качестве руководства к действию в сфере индивидуализации образования, субъектную способность к самообразованию и саморазвитию, личностное умение осуществлять социальные технологии в организации взаимодействия с учащимися с активной субкультурной позицией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Компетентностная модель современного педагога : учебно-методическое пособие / О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова,

А.П. Тряпицына ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 158 с.

2. Структура профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования в области гуманитарных технологий : методическое пособие / отв. ред. : О. В. Акулова, Н. Ф. Радионова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 179 с.

REFERENCES

1. Akulova, O.V., Zaire-Beck, E.S., Pisarev, S.A., Piskunova, E.V., Radionova, N.F. and Trapicyna, A.P. (2007), Competence model of the modern educator, Publishing House of Herzen University, St.-Petersburg, Russian Federation.

2. Ed. Akulova, O.V. and Radionova, N.F. (2008), Structure of the professional competence of the bachelors and masters of education in the humanities technology, Publishing House of Herzen University, St.-Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧИЛИЩА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

Светлана Сергеевна Лада, соискатель,

Омское государственное училище олимпийского резерва (ОГУОР),

Нина Петровна Филатова, кандидат педагогических наук, доцент,

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),

г. Омск

Аннотация

В статье приведен материал по формированию нравственных качеств у будущих педагогов по физической культуре и спорту:

- уточняется сущность категории «нравственные качества» личности;

- указываются компоненты и критерии формирования нравственных качеств студентов в учебно-воспитательном процессе учреждения физкультурно-педагогического профиля: эмоционально-мотивационный компонент (эмоционально-ценностное восприятие действительности; положительная мотивация к познанию гуманистических духовно-нравственных ценностей, знаний, нравственных качеств); когнитивный компонент (наличие знаний о гуманистических духовнонравственных ценностях, нравственных качествах личности); нравственно-деятельностный компонент (самостоятельные нравственные действия и поступки, в ситуациях морально-нравственного выбора); рефлексивный компонент (адекватная самооценка, рефлексия);

- излагаются данные контент-анализа содержания учебных дисциплин гуманитарного цикла учебного плана училища олимпийского резерва;

- рассматривается педагогическая модель организации аксиологической образовательной среды училища олимпийского резерва, способствующая формированию нравственных качеств личности студентов;

- предлагается методика формирования нравственных качеств у будущих специалистов физкультурно-педагогического профиля, посредством использования аксиологического дидактического материала учебных дисциплин гуманитарного цикла, интерактивных методов и приемов обучения, субъектности личности.

Ключевые слова: формирование нравственных качеств студентов училища олимпийского резерва, учебно-воспитательный процесс.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p77-82 PROCESS OF MORAL QUALITIES FORMATION AMONG THE FUTURE PHYSICAL CULTURE AND SPORT TEACHERS WITHIN THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE OLYMPIC RESERVE COLLEGE

Svetlana Sergeevna Lada, the competitor,

Omsk State College of Olympic Reserve,

Nina Petrovna Filatova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer,

Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk

Annotation

The article contains information on formation of moral qualities of the future teachers of physical culture and sport:

- essence of category persons' “moral qualities” is specified;

- components and criteria of moral qualities formation of the students during educational process at sport-pedagogical institution are presented, emotionally- motivating component (emotionally-valuing reality perceiving; positive motivating for understanding the humanistic spiritual and moral values, knowledge, moral qualities); cognitive component (the presence of the knowledge about humanistic spiritual and moral values, moral personality qualities); moral-activity component (independent moral actions and deeds in moral and ethical choice situations); reflective component (adequate self-assessment, reflection);

- content-analysis of humanities educational disciplines content of curriculum at the college of Olympic reserve is presented;

- pedagogical model for the organization of the axiological educational environment in the college of Olympic reserve, which stimulates the students personality moral qualities formation, is analyzed;

- method of formation of the moral qualities of future specialists with sports pedagogical profile is offered by using axiological and didactic material of educational disciplines of humanity cycle, interactive teaching methods and techniques, subjectivity of the personality.

Keywords: formation of moral qualities of students of college of Olympic reserve, educational

process.

В законе РФ «Об образовании» среди приоритетов в области образования отмечается усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.

Училище олимпийского резерва - это учреждение среднего профессионального образования, деятельность которого направлена на решение следующих задач:

- подготовка квалифицированных специалистов - педагогов по физической культуре и спорту со средним специальным образованием;

- достижение студентами-спортсменами максимально высоких спортивных результатов выступлений в соревнованиях, позволяющих войти в основной состав сборных команд России;

- сохранение контингента студентов-спортсменов путем улучшения учебновоспитательного и учебно-тренировочного процессов.

В доступной для нас литературе не обнаружено ни одной работы, посвященной формированию нравственных качеств у студентов училищ олимпийского резерва, что определяет актуальность выбранной исследования.

Известно, что духовно-нравственные ценности являются основой формирования нравственных качеств личности. [1]. Однако результаты контент-анализа, проведенного нами, выявили низкий уровень аксиологического содержания программного материала, учебников, учебных пособий отдельных гуманитарных дисциплин, рекомендованных для обучения студентов среднего профессионального образования.

С целью определения уровня сформированности таких нравственных качеств личности у студентов училища олимпийского резерва, как толерантность, тактичность, ответственность, внутренний самоконтроль (рефлексия), совестливость и доброжелательность, нами было проведено исследование с использованием следующих диагностических средств [2]:

• при определении нравственных качеств: толерантность, тактичность, ответственность, внутренний самоконтроль (рефлексия), применялась методика Р.Кеттелла «16-факторный опросник личности»;

• совестливость, методика В.В. Мельникова и Л.Т.Ямпольского «Шкала совестливости»;

• доброжелательность, методика - Кэмпбелла «Шкала доброжелательности».

Экспериментальное исследование проводилось в 2003-2011 гг. на базе Омского

государственного училища олимпийского резерва. В экспериментальном исследовании приняло участие 120 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате исследования нами уточнена сущность категории «нравственные качества», представляющая собой сложно структурированное динамическое образование, принадлежащее к различным сферам нравственного сознания личности: рациональной (коллективизм, сознательность, гражданственность, мудрость); эмоционально-

чувственной (чуткость, эмпатийность, доброжелательность, тактичность, деликатность, совестливость); волевой (долг, ответственность, героизм, патриотизм, справедливость, самостоятельность, трудолюбие, обязательность), формирующееся под влиянием внешних (социокультурных) и внутренних (психических) факторов, проявляющееся в поведении, деятельности, в отношениях человека к себе, к другим людям, к окружающему миру, с одной стороны, с другой, являющееся показателем социальной зрелости личности, способной к самостоятельной и творческой деятельности.

Уровень сформированности «нравственных качеств» мы предлагаем определять по компонентам: эмоционально-мотивационному, когнитивному, нравственно-

деятельностному, рефлексивному. Изменение одного из компонентов «нравственных качеств» влечет за собой изменение всех остальных.

Критериями сформированности «нравственных качеств» студентов мы считаем: эмоционально-ценностное восприятие действительности; положительная мотивация к познанию гуманистических духовно-нравственных ценностей, знаний, нравственных качеств (эмоционально-мотивационный компонент); наличие знаний о гуманистических духовно-нравственных ценностях, нравственных качествах личности (когнитивный компонент); самостоятельные нравственные действия и поступки, в ситуациях моральнонравственного выбора (нравственно-деятельностный компонент); адекватная самооценка, рефлексия (рефлексивный компонент).

С целью выявления наполнения аксиологическим содержанием учебных дисциплин гуманитарного цикла: «Педагогика», «Психология», «Философия», «Культурология» такими понятиями нравственной категории, как «гуманность», «мораль», «духовность», «нравственность», нами был использован метод «контент-анализа» учебнометодического комплекса указанных предметов.

Результаты контент-анализа выявили от 1% до 3% «аксиологического» и от 97% до 99% «академического» содержания, от 100% дидактического содержания учебно-

методического комплекса дисциплин гуманитарного цикла учебного плана училища олимпийского резерва, что, с нашей точки зрения, не в полной мере способствует выполнению социального заказа современного российского общества на подготовку квалифицированных специалистов, обладающих развитой нравственностью, а также удовлетворению потребностей и интересов самих студентов в нравственном развитии.

Мы полагаем, что содержание дисциплин гуманитарного цикла училища олимпийского резерва необходимо аксиологизировать за счет акцентирования основного и специального подбора дополнительного дидактического аксиологического материала (мировоззренческий, историко-культурологический), в зависимости от образовательных целей и задач, тематики учебных занятий, при этом не изменяя общего количества часов, отведенных на изучение той или иной гуманитарной дисциплины профессионального учреждения.

С учетом вышеизложенного нами была разработана педагогическая модель и предложена методика формирования нравственных качеств у будущих педагогов по физической культуре и спорту в образовательной среде училища олимпийского резерва.

Педагогическая модель организации образовательной среды училища олимпийского резерва, способствующая формированию нравственных качеств у будущих специалистов, представляет собой двухуровневую структуру, состоящую из методологического и содержательно-процессуального блоков.

Методологический блок модели включает: цель, принципы организации образовательной среды училища олимпийского резерва (гуманизации образования; гуманитарной культуры личности; диалогичности; индивидуально-личностной ориентации и дифференциации; синтез рационального, эмоционального и деятельностного; культуросообраз-ности; самоактуализаци; целостности), педагогические условия (реализация аксиологического подхода и аксиологизация содержания дисциплин гуманитарного цикла), направления работы по формированию нравственных качеств у будущих специалистов (эмоционально-рефлексивное, когнитивное, деятельностное).

В содержательно-процессуальный блок модели входят компоненты структуры «нравственных качеств» (эмоционально-мотивационный, когнитивный, нравственнодеятельностный, рефлексивный), критерии и уровни их сформированности, методика, диагностика, коррекция и результат сформированности нравственных качеств у будущих специалистов.

Под методикой формирования нравственных качеств у будущих специалистов мы понимаем вариативную организацию учебно-познавательной деятельности студентов с учетом их потребностей, интересов, которые включают: аксиологический дидактический материал учебных дисциплин гуманитарного цикла (основной и дополнительный); активное, творческое взаимодействие преподавателей и студентов на основе интерактивных методов и приемов обучения; субъектность личности.

Активными участниками формирования нравственных качеств у будущих специалистов выступают: преподаватель как обладатель развитых нравственных качеств личности, рефлексии и студент как субъект обучения и воспитания, интериоризующий гуманистические духовно-нравственные ценности, знания, качества личности и экстериоризу-ющий их в поступках, поведении, деятельности.

Оценка эффективности разработанной нами педагогической модели и методики проводилась в сравнительном педагогическом эксперименте, испытуемыми в котором были студенты двух выпусков Омского государственного училища олимпийского резерва. Один выпуск составлял контрольную группу (n=60), другой - экспериментальную группу будущих специалистов (n=60). Результаты данного исследования представлены в таблице 1. Достоверность различий определялась по критерию Фишера.

Таблица 1

Сформированность компонентов нравственных качеств личности у студентов-

выпускников училища олимпийского резерва (после эксперимента) в %%

Показатели сформирован-ности компонентов нрав- Контрольная группа ( 3 курс, 2009г.) Экспериментальная группа (3 курс, 2010г.) Р

ственных качеств студен- Уровни сформированности Уровни сформированности

тов Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Эмоциональномотивационный компонент: а) эмоционального 23 60 17 90 10 <0,05

б) мотивационного 23 57 20 93 7 - <0,05

Когнитивный компонент 27 43 30 87 13 - <0,05

Нравственнодеятельностный компонент: - толерантность 13 57 30 30 57 13 >0,05

- тактичность 17 53 30 30 60 10 >0,05

- ответственность 20 53 27 43 50 7 >0,05

- доброжелательность 13 57 30 87 13 - <0,05

- совестливость 10 57 33 87 13 - <0,05

Рефлексивный компонент 20 63 17 43 57 - >0,05

Нами выявлено, что будущие специалисты экспериментальной группы, обучавшиеся в аксиологической образовательной среде, обнаружили более высокие результаты в сформированное™ указанных компонентов нравственных качеств личности, по сравнению с будущими специалистами, обучавшимися в традиционной образовательной среде училища олимпийского резерва.

Далее мы сравнили результаты «входной» и «выходной» диагностики высокого и низкого уровней сформированности компонентов нравственных качеств у выпускников экспериментальной группы и установили, что:

1. Увеличилось процентное число выпускников, достигших высокого уровня сформированности

• эмоционального компонента нравственных качеств личности на 70% (1 курс-20%, 3 курс - 90%);

• мотивационного компонента на 76% (1 курс -17%, 3 курс - 93%);

• когнитивного компонента на 77% (1 курс - 10%, 3 курс - 87%);

• нравственно-деятельностного компонента от 20% до 80% (1 курс - от 7 % до 13%, 3 курс - от 30% до 87%);

• рефлексивного компонента на 23% (1курс - 20%, 3 курс - 43%).

2. Уменьшилось процентное число выпускников с низким уровнем сформирован-

ности

• эмоционального компонента нравственных качеств личности на 27% (1курс -27%, 3 курс - 0%);

• мотивационного компонента на 23% (1 курс - 23%, 3 курс - 0%);

• когнитивного компонента на 33% (1 курс -33%, 3 курс - 0%);

• нравственно-деятельностного от 43% до 23% (1 курс - от 30% до 43%, 3 курс -от 0% до 13%);

• рефлексивного компонента на 27% (1курс - 27%, 3курс - 0%).

Таким образом, выявленная положительная динамика, с нашей точки зрения, получена в результате реализации разработанных нами педагогической модели и методики формирования нравственных качеств у будущих педагогов по физической культуре и спорту училища олимпийского резерва, за счет реализации аксиологического подхода и

аксиологизации содержания дисциплин гуманитарного цикла, использования в учебновоспитательном процессе интерактивных методов и приемов обучения, субъектности личности. Нравственные качества студентов целесообразно формировать по компонентам: эмоционально-мотивационному, когнитивному, нравственно-деятельностному, рефлексивному.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / В.А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1990. - 228 с.

2. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. : Изд-во Института

Психотерапии, 2002. - 345 с.

REFERENCES

1. Suhomlinsky, V.A. (1990), How to bring up the present person. A pedagogical heritage, Pedagogics, Moscow, Russian Federation.

2. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V. and Manuylov, G.M. (2002), Socially diagnostics of development of the person and small groups, Publishing house of Psychotherapy Institute, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.323

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОК 1315 ЛЕТ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ

ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

Юрий Михайлович Макаров, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Владимирович Сысоев, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Проведенное исследование мотивационной направленности не обнаружило особо большого желания у баскетболисток в достижении высоких спортивных результатов. На наш взгляд, основной причиной такого отношения является слабое владение умениями планировать, организовывать и контролировать познавательные действия. В ходе проведения исследования выделены уровни развития познавательной активности баскетболисток 13-15 лет, обнаруживающие значительное превосходство репродуктивной направленности познавательной активности в отношении учебнотренировочной деятельности в системе многолетней спортивной подготовки в СДЮСШОР. Выявленное превосходство самого низкого уровня познавательной активности свидетельствует о том, что у спортсменок наблюдается преимущественная направленность на пассивное восприятие учебно-тренировочного процесса. Эта пассивность выражается в недостаточной сформированности основных технико-тактических навыков игровой деятельности, отсутствием самостоятельности, неумением решать игровые задачи в новых условиях.

Ключевые слова: уровни познавательной активности, учебно-тренировочный процесс, баскетболистки 13-15 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.