Научная статья на тему 'Модель развития духовно-нравственных отношений у будущих специалистов средствами физической культуры'

Модель развития духовно-нравственных отношений у будущих специалистов средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / РАЗВИТИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MODEL / DEVELOPMENT / SPIRITUAL-MORAL RELATIONS / STUDENT / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старов Михаил Иванович, Барановский Максим Сергеевич

Рассматривается роль физической культуры в развитии духовно-нравственных отношений у студентов. Подчеркивается актуальность поднятой проблемы в прошедшем, настоящем и будущем времени для формирования мировоззрения у студенческой молодежи. Перечисляется ряд зарубежных и отечественных ученых, исследовавших эту проблему, и непосредственно проблему воспитания в области физической культуры и спорта в нашей стране. Разрабатывая модель развития духовно-нравственных отношений у будущих специалистов средствами физической культуры, опора была при этом на потребность общества в здоровых, гармонически развитых специалистах, а также в самопознании и физическом самосовершенствовании к познанию опыта окружающих студентов людей. Перечисляются психолого-педагогические условия эффективной реализации модели развития духовно-нравственных отношений у студентов средствами физической культуры: утверждением духовно-нравственных отношений в учебно-воспитательном процессе по физической культуре; адекватностью знаний, переживаний и поведения, идентичных общечеловеческим ценностям; рефлексивно-перцептивным обменом духовной и нравственной информацией; интериоризацией и экстериоризацией. При разработке модели опора осуществлялась на современные философские, психологические и педагогические методологические принципы. Представлена модель развития духовно-нравственных отношений у студентов средствами физической культуры. Дается краткая характеристика ее составляющих, в т. ч. структура психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса по физической культуре, позволяющих существенно повысить уровень духовно-нравственных отношений у студентов. При моделировании духовно-нравственных отношений оценка сформированности их осуществлялась по трем уровням развития (высокий, средний, низкий). Отмечены психодиагностические методы определения этих уровней по каждому компоненту. Реализация разработанного на основе модели психолого-педагогического проекта в средних и высших учебных заведениях показала ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старов Михаил Иванович, Барановский Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF SPIRITUAL-MORAL RELATIONS DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALIST BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

The role of physical culture in students' spiritual-moral relations development is considered. The trend of the problem in past, present and future for world view formation at students' youth is disclosed. A number of foreign and domestic scientists researched this problem and problem of education in physical culture and sport sphere in Russia. Developing the model of spiritual-moral relations development of future specialists by means of physical culture, the base of it was the social necessity in healthy and harmonically developed specialists and also in self-understanding and physical self-improvement to the cognition of surrounded people. The psychological-pedagogical conditions of effective realization of development model of spiritual;-moral relations of students by means of physical culture are enumerated: by Approvement of spiritual-moral relations in educational process of physical culture; adequacy of knowledge, feelings and behavior identical to human values; reflex-perception exchange of spiritual and moral information: interiorization and exteriorization. At development of model the base was on modern philosophical, psychological and pedagogical methodological principles. Model of spiritual-moral relations development of future specialist by means of physical culture is presented. Short characteristics of its components including structure of psychological and pedagogical interaction of subjects of educational process at physical culture allowing raise the level of spiritual-moral relations of student is presented. When modeling the spiritual-moral relations the assessment of its formation was realized by three levels of development (high, middle, low). The psycho-diagnostic methods of determination of these levels at each component are considered. Realization of developed at the base of psychological-pedagogical project model in comprehensive and higher institutions showed its effectiveness

Текст научной работы на тему «Модель развития духовно-нравственных отношений у будущих специалистов средствами физической культуры»

УДК 37.034

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Михаил Иванович СТАРОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогической и возрастной психологии, e-mail: [email protected] © Максим Сергеевич БАРАНОВСКИЙ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедрa социальной психологии, e-mail: [email protected]

Рассматривается роль физической культуры в развитии духовно-нравственных отношений у студентов. Подчеркивается актуальность поднятой проблемы в прошедшем, настоящем и будущем времени для формирования мировоззрения у студенческой молодежи. Перечисляется ряд зарубежных и отечественных ученых, исследовавших эту проблему, и непосредственно проблему воспитания в области физической культуры и спорта в нашей стране.

Разрабатывая модель развития духовно-нравственных отношений у будущих специалистов средствами физической культуры, опора была при этом на потребность общества в здоровых, гармонически развитых специалистах, а также в самопознании и физическом самосовершенствовании к познанию опыта окружающих студентов людей.

Перечисляются психолого-педагогические условия эффективной реализации модели развития духовно-нравственных отношений у студентов средствами физической культуры: утверждением духовно-нравственных отношений в учебно-воспитательном процессе по физической культуре; адекватностью знаний, переживаний и поведения, идентичных общечеловеческим ценностям; рефлексивно-перцептивным обменом духовной и нравственной информацией; интериоризацией и экстериоризацией.

При разработке модели опора осуществлялась на современные философские, психологические и педагогические методологические принципы.

Представлена модель развития духовно-нравственных отношений у студентов средствами физической культуры. Дается краткая характеристика ее составляющих, в т. ч. структура психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса по физической культуре, позволяющих существенно повысить уровень духовно-нравственных отношений у студентов.

При моделировании духовно-нравственных отношений оценка сформированности их осуществлялась по трем уровням развития (высокий, средний, низкий). Отмечены психодиагностические методы определения этих уровней по каждому компоненту.

Реализация разработанного на основе модели психолого-педагогического проекта в средних и высших учебных заведениях показала ее эффективность.

Ключевые слова: модель; развитие; духовно-нравственные отношения; студент; физическая культура.

Развитие духовно-нравственного потенциала у будущих специалистов выступает сегодня важным условием разрешения постоянно возникающих социальных, политических, экономических, психологических, семейных и иных жизненных проблем. В то же время названный выше потенциал является важным средством осуществления духовной и нравственной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего мирового сообщества [1].

Проблема развития духовно-нравственных отношений у людей относится к числу основных научных проблем, занимавших и

занимающих сегодня умы не одного поколения отечественных и зарубежных исследователей (Г.И. Аксенова, Ю.С. Исмагилова [2], В.А. Беляева [3], Н.А. Бердяев [4], Г.В. Гегель [5], В.В. Зеньковский [6], А.Г. Здравомыслов [7], В.В. Знаков [8], И. Кант [9], Н.А. Коваль [10], Н.В. Маслов [11], Н.Б. Трофимова [12], К.Д. Ушинский [13], П.А. Флоренский [14], В.А. Яковлев [15] и др.). В силу своей трудной разрешимости этот вопрос заставляет ученых вновь и вновь критически переосмысливать роль развития духовно-нравственных отношений в становлении мировоззрения у

Гуманитарные науки. Педагогика и психология

студенческой молодежи. Так, ученый-педагог из Курского университета В.М. Меньшиков считает: «Возрождение религиозной жизни позволит создавать концепцию духовно-нравственного воспитания в российском образовании в целом. ...следует учитывать, что духовно-нравственное воспитание - это самый сложный вид воспитания (и в самом деле, чему всего легче обучить человека - грамоте или нравственности), тем более оно требует полноценной системы, охватывающей все этапы развития ребенка - от детского сада до вуза» [16, с. 51-52]. По нашему мнению, можно прислушаться к позиции этого ученого.

Целью настоящей статьи является разработка модели духовно-нравственных отношений у студентов в процессе учебных, вне-учебных и самостоятельных занятий физической культурой в высших и средних профессиональных образовательных заведениях.

По нашему мнению, духовно-нравственные отношения - это сложное личностное образование, характеризующееся единством потребностей, мыслей, чувств, действий, реализуемых в адекватных поступках и поведении специалистов, истинно человеческих ценностях в настоящем и будущем.

Развитие духовно-нравственных отношений студентов, занимающихся физкультурой, это целенаправленный процесс психолого-педагогического взаимодействия его субъектов (преподавателей физического воспитания, психологов, родителей, тренеров, самих студентов), направленный на интерио-ризацию каждой личностью системы духовно-нравственных ценностей общества с последующим закреплением этой системы в отношениях к окружающему миру, к учебно-воспитательной информации, физкультурной деятельности, к собственности, людям, самому себе и к обществу в целом.

При рассмотрении механизма реализации эффективного психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса по развитию духовно-нравственных отношений студентов нам представляется опираться на имеющийся опыт. Так, проблема воспитания в области физической культуры в нашей стране активно исследовалась учеными

B.В. Белорусовой [17], М.Я. Виленским, А.Г. Горшковым [18], Б.А. Вяткиным [19],

C.Б. Кавериным [20], Ю.П. Кобяковым [21],

В.А. Сластениным [22], М.И. Старовым, Т.Н. Глазковой [23] и мн. др.

При разработке модели развития духовно-нравственных отношений студентов средствами физической культуры нами учитывались: с одной стороны, потребность общества и системы профессионального образования в духовно-нравственном развитии личности; а с другой стороны, потребность будущего специалиста в самопознании, сохранении здоровья и физическом самосовершенствовании, интерес к своему внутреннему миру и личностному своеобразию, а также духовно-нравственному опыту других людей.

Причинная обусловленность составляет основную специфику психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, когда каждый из взаимодействующих личностей на занятиях физической культурой выступает как причина поведения другого и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны.

К психолого-педагогическим условиям, обеспечивающим продуктивность взаимодействия, мы относим те, которые с учетом преемственности, иерархии, информатизации процессов воспитания и обучения физической культуре, возможно, будут способствовать развитию духовно-нравственных отношений у студентов, и станут приоритетными в формировании гармонически развитой личности специалиста. Объективные и субъективные факторы, условия, влияющие на эффективность образовательного процесса по физической культуре, многообразны, они взаимодействуют, переплетаются и изменяются в зависимости от специфической обстановки, в которой находятся субъекты.

Эффективность реализации модели развития духовно-нравственных отношений у студентов в процессе занятий физкультурой обеспечивается соблюдением следующих психолого-педагогических условий:

1) утверждением духовно-нравственных отношений в учебно-воспитательном процессе по физической культуре;

2) адекватностью знаний, переживаний и духовно-нравственного поведения, идентичных общечеловеческим ценностям, всех субъектов образовательного процесса;

3) рефлексивно-перцептивным обменом духовно-нравственной информацией в ходе общения в системе взаимодействия субъектов;

4) интериоризацией духовно-нравственных отношений путем осознания и переживания их как значимых для личности студента;

5) экстериоризацией и утверждением личностью будущего специалиста духовно-нравственного мировоззрения в воспитательно-образовательном пространстве по физической культуре.

Структура и сущность развития духовно-нравственных отношений студентов при занятиях физической культурой включены в модель, состоящую из ряда взаимосвязанных и значимых элементов (рис. 1).

Методологические подходы: аксиологический, антропологический, личностно-дея-тельностный, системный и субъект-субъектный, позволяющие развивать духовно-нравственные отношения студентов средствами физической культуры. В структуру психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса по физической культуре нами были определены следующие компоненты, позволяющие повышать уровень духовно-нравственных отношений студентов: взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимопознание, взаимоподдержку, взаимодополнение, взаимоконтроль, взаимовлияние, взаимообогащение (рис. 2) [23].

Рис. 1. Модель развития духовно-нравственных отношений студентов средствами физической куль-

туры

Рис. 2. Структура психолого-педагогического взаимодействия субъектов

Таблица 1

Критериальный аппарат развития уровней духовно-нравственных отношений студентов средствами физической культуры

Компоненты Признаки сформированности компонентов Психодиагностика уровня развития компонентов Уровни развития Характеристика

1 2 3 4 5

Потребностно-мотивационный Характеризует внутренние условия психологической деятельности, побуждающие студентов к занятиям физической культурой и достижениям в учебе и спорте Тест на оценку духовно-нравственного развития личности (В.И. Андреева); социометрия (J. Moreno, в модификации О.В. Щекочихина); ДМО (Т. Лири, в модификации Н.А. Собчик); размышляем о жизненном опыте (Н.Е. Щуркова) Высокий Устойчивый стимул развития духовно-нравственных отношений

Средний Стремление студентов проявить себя

Низкий Неосознанное проектирование жизненных стремлений, определяющих образ жизни

Когнитивный Предполагает наличие у студентов представлений о нравственности и духовной сущности человека, духовно-нравственное просвещение студентов Методика «Пословицы» (С.М. Петрова); диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности Н.С. Маляковой; изучение отношений духовно-нравственных качеств личности (М.И. Старов, Т.Н. Глазкова) Высокий Устойчивые знания понятий «духовность» и «нравственность»

Средний Недостаточные знания определений «духовные» и «нравственные» отношения; неумение всегда верно оценить нравственную ситуацию

Низкий Слабое знание или отсутствие знаний «духовные» и «нравственные» отношения

Деятельностно-поведенческий Проявляется в стремлении руководствоваться духовно-нравственными нормами в любых жизненных ситуациях, умении планировать свою деятельность и в способности осуществлять принятый выбор в практической деятельности, овладение навыками самоконтроля и самоуправления своими действиями и поведением Самооценка личности (С.А. Будасси); размышляем о жизненном опыте (Н.Е. Щуркова); диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности (Н.С. Малякова); методика выявления эмпатийных тенденций (И.М. Юсупов); социометрия (J. Moreno, в модификации О.В. Щекочихина); ДМО (Т. Лири, в модификации Н.А. Собчик) Высокий Умение совершать нравственные поступки; вести себя в соответствии с имеющимися знаниями и духовно-нравственным опытом; в определенной степени развиты нравственные убеждения

Средний Не всегда совершают нравственные поступки, отсутствует нравственный опыт

Низкий Не совершают нравственные поступки

Средний Слабо развиты нравственные чувства; неустойчивые нравственные позиции; не всегда придерживается моральных и духовно-нравственных норм поведения

Низкий Отсутствие убеждений, идеала; неразвитость нравственных чувств; нежелание придерживаться норм морали

Окончание таблицы 1

1 2 3 4 5

Эмоционально-волевой Характеризуется эмоционально-ценностным отношением к себе, к людям и миру в целом, способностью создавать позитивный настрой на занятие физической культурой, а также осуществлять контроль на сознательном и подсознательном уровнях Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности (Н.С. Малякова); размышляем о жизненном опыте (Н.Е. Щуркова); изучение отношений студенческой молодежи (М.И. Старов, Т.Н. Глазкова); методика выявления эмпатийных тенденций (И.М. Юсупов); самооценка личности (С. А. Будасси) Высокий В определенной степени развиты нравственные убеждения, развиты устойчивые нравственные чувства; имеется нравственный идеал

Эмпатийный Выражается в понимании говорящего человека, вводя другого в область взаимоотношений с ним, ответственности и умения слушать, создавая ощущение принятия другого человека и его переживаний Методика выявления эмпатийных тенденций (И.М. Юсупов); изучение отношений студенческой молодежи (М.И. Старов, Т.Н. Глазкова); диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности (Н.С. Малякова) Высокий Студенты умеют предвидеть последствия поведения, способность предвосхищать поступки на основе ситуаций общения

Средний Студенты дают эмоциональный отклик на переживания партнера по общению

Низкий Студенты не дают эмоциональный отклик на состояние партнера

Отношенческий Определяет межличностные отношения студентов, которые проявляются и реализуются в личностных психологических связях, в учебной и физкультурно-спортивной деятельности с людьми, с коллективом, предметами и своим «Я», что сопровождается проявлением духовно-нравственных качеств личности Социометрия (J. Moreno, в модификации О.В. Щекочихина); ДМО (Т. Лири, в модификации Н.А. Собчик); диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности (Н.С. Малякова); изучение духовно-нравственных отношений личности (М.И. Старов, Т.Н. Глазкова); методика изучения отношений студенческой молодежи (М.И. Старов) Высокий Устойчивый стимул к занятиям физической культурой, учебной деятельности

Средний Стремление студентов проявить себя как личность, в учебе, в коллективе вуза

Низкий Неосознанное проектирование жизненных стремлений, определяющих образ жизни

Гуманитарные науки. Педагогика и психология

В разработанной и представленной модели отражены также принципы социализации, индивидуализации и идентификации.

Крупным блоком представлены стратегии психолого-педагогического взаимодействия субъектов: 1) поведенческие - это сотрудничество, компромисс, уступчивость, избегание, противодействие; 2) обучающие -это формы (индивидуально-коллективные), методы (психодиагностические), приемы (психологической защиты), средства (просвещение и организационная физкультурная деятельность), содержание (проектная деятельность).

Отдельным блоком представлены психологические механизмы, которые необходимо учитывать в проектной деятельности с целью осуществления перехода организуемых духовно-нравственных отношений в физкультурной деятельности у студентов в личност-но значимые отношения и качества.

Мониторинг и результаты моделирования определяются нами по уровням знаний о духовности и нравственности, умениям психолого-педагогического взаимодействия и навыкам духовно-нравственного поведения, в целом по уровню сформированности по-требностно-мотивационного, когнитивного, деятельностно-поведенческого, эмоционально-волевого, эмпатийного и отношенческого компонентов. С этой целью были разработаны три уровня (высокий, средний и низкий) сформированности духовно-нравственных отношений у будущего специалиста и подобраны психодиагностические методы изучения этих уровней по каждому компоненту В.И. Андреев [24], Ф.А. Бердников [25], В.Н. Косырев, М.И. Старов, В.Г. Евстратов [26], Н С. Малякова [27], Н Е. Щуркова [28], ИМ. Юсупов [29], М.И. Старов [30] и др. (табл. 1).

Таким образом, модель развития духовно-нравственных отношений у студентов состоит из следующих компонентов: цель, задачи, методологические принципы и подходы, субъекты, обучающие и поведенческие стратегии, механизмы влияния, компоненты взаимодействия, механизмы защиты, психолого-педагогические условия, критериальный аппарат развития уровней духовно-нравственных отношений у будущего специалиста.

Нами были разработаны психолого-педагогические проекты развития духовно-нравственных отношений у будущих специалистов средствами физической культуры, которые успешно реализовывались в опытно-экспериментальной деятельности у студентов ряда высших и средних учебных заведений России. В последнее время были выполнены и успешно защищены ряд докторских и кандидатских диссертаций по проблеме духовно-нравственного воспитания (Н.Б. Трофимова, Т.Н. Глазкова, О.С. Зайцева, И.Л. Журкина, С.Н. Карасева, И.В. Михалец и др.). В ряде вузов ежегодно проводятся научно-практические конференции по поднятой в нашей статье проблеме. В различных регионах России открываются центры по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические с параллельными местами и приложением. М., 2009.

2. Аксенова Г.И., Исмагилова Ю.С. Проблема духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1.

3. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития учителя в светской и православной педагогической культуре: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999.

4. Бердяев Н.А. О назначении человека: опыт парадоксальной этики. Харьков, 2003.

5. Гегель Г.В. Сочинения: в 17 т. Энциклопедия философских наук. Москва; Ленинград, 1930. Т. 14.

6. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М., 1996.

7. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1996.

8. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 104-115.

9. Кант И. Сочинения: в 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 2.

10. Коваль Н.А. Психология духовности личности: монография. Тамбов, 1996.

11. Маслов Н.В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания. М., 2013. Т. 1.

12. Трофимова Н.Б. Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся в образовательном процессе (психолого-педагогический аспект): монография. Воронеж, 2008.

13. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт антропологии // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. М., 1950. Т. 8.

14. Флоренский П.А. Сочинение: в 2 т. Столп и утверждение истины, у водоразделов мысли. М., 1999.

15. Яковлев В.А. Научные основы нравственного воспитания школьников. Тамбов, 1975.

16. Меньшиков В.М. Нужна ли сегодня России реформа образования? / отв. ред. С.В. Пере-везенцев. М., 2006.

17. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. М., 1994.

18. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. М., 2007.

19. Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 2. С. 73-84.

20. Каверин С.Б. Психотехнология духовно-нравственного развития личности: монография. Тамбов, 2013.

21. Кобяков Ю.П. Здоровый образ жизни в социокультурном развитии студентов: монография. Владимир, 2004.

22. Сластенин В.А. Воспитательный процесс // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И.А. Зимней. М., 2005. С. 229-242.

23. Старов М.И., Глазкова Т.Н. Психо лого-педагогическое взаимодействие субъектов в формировании и развитии духовно-нравственных отношений подростков профильных спортивных классов: монография. Тамбов, 2012.

24. Андреев В.И. Педагогика. Казань, 2000.

25. Бердников Ф.А. Использование психодиагностической методики Ш. Шварца для исследования ценностей студентов института физической культуры и спорта // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 10 (90). С. 59-64.

26. Косырев В.Н., Старов М.И., Евстратов В.Г. Коллектив: сущность и методы изучения / под ред. В.Н. Косырева. Тамбов, 1993.

27. Малякова Н.С. Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащегося // Классный руководитель. 2005. № 5. С. 30-31.

28. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.

29. Юсупов И.М. Исследование уровня эмпати-ческих тенденций // Энциклопедия психологических тестов. М., 1997.

30. Старов М.И. Методика изучения отношений студенческой молодежи. Тамбов, 1997.

Поступила в редакцию 21.09.2013 г.

UDC 37.034

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MODEL OF SPIRITUAL-MORAL RELATIONS DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALIST BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Mikhail Ivanovich STAROV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Pedagogical and Age Psychology Department, e-mail: [email protected]

Maksim Sergeyevich BARANOVSKIY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, Social Psychology Department, e-mail: [email protected]

The role of physical culture in students' spiritual-moral relations development is considered. The trend of the problem in past, present and future for world view formation at students' youth is disclosed. A number of foreign and domestic scientists researched this problem and problem of education in physical culture and sport sphere in Russia.

Developing the model of spiritual-moral relations development of future specialists by means of physical culture, the base of it was the social necessity in healthy and harmonically developed specialists and also in self-understanding and physical self-improvement to the cognition of surrounded people.

The psychological-pedagogical conditions of effective realization of development model of spiritual;-moral relations of students by means of physical culture are enumerated: by Approvement of spiritual-moral relations in educational process of physical culture; adequacy of knowledge, feelings and behavior identical to human values; reflex-perception exchange of spiritual and moral information: interiorization and exteriorization.

At development of model the base was on modern philosophical, psychological and pedagogical methodological principles.

Model of spiritual-moral relations development of future specialist by means of physical culture is presented. Short characteristics of its components including structure of psychological and pedagogical interaction of subjects of educational process at physical culture allowing raise the level of spiritual-moral relations of student is presented.

When modeling the spiritual-moral relations the assessment of its formation was realized by three levels of development (high, middle, low). The psycho-diagnostic methods of determination of these levels at each component are considered.

Realization of developed at the base of psychological-pedagogical project model in comprehensive and higher institutions showed its effectiveness.

Key words: model; development; spiritual-moral relations; student; physical culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.