УДК 316.7
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
С.И. Маслов, Н.В. Левченко
Рассмотрена актуальная проблема современного высшего образования - развитие профессионально-нравственных качеств будущих педагогов в процессе освоения педагогических дисциплин с учетом выявленных организационно-педагогических условий поликультурной образовательной среды вуза.
Ключевые слова: профессионально-нравственные качества, поликультурная среда, организационно-педагогические условия, эмоционально-ценностный компонент.
Гуманистическая цель современного высшего образования требует пересмотра его содержания. Оно, по мнению В.А. Сластенина, должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные, личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях [1].
Высшее образование сегодня, благодаря своей гуманистической направленности, призвано воспитывать духовно богатую личность, способную понимать и жить в мире с другими народами, уметь находить мирное решение в любой конфликтной ситуации, зная и понимая язык, культуру другого народа.
Создание условий для развития индивидуальности, творческой самореализации является первостепенной задачей для педагогов всех образовательных ступеней. Как отмечают ученые различных областей знаний -философии, педагогики, социологии, в современном обществе единственным способом вывести человечество из сложившейся ситуации, когда главная цель выжить в существующем мире является первостепенной, становится гуманизация всех сфер деятельности. Перспективы развития человечества зависят от образования, которое на сегодняшний день рассматривается как ведущий фактор социально-экономического прогресса, направленный на развитие личности каждого учащегося. Для осуществления педагогической деятельности необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал, при этом учитывая современный уровень требований общества к образованию.
На сегодняшний день основным критерием оценки выпускника педагогического вуза являются в основном знания, тогда как определенным фактором успешности его профессиональной деятельности оказывается
целостность его личности, духовное богатство, нравственный и эстетический облик.
Высшее образование не только предполагает усвоение студентами знаний о профессиональной деятельности, психологических особенностях детей и их познавательных возможностях, о нормах профессиональной этики, но и требует развития нравственности, которая становится мотивом профессиональной деятельности. Такой подход позволит подготовить будущих педагогов, способных сформировать у детей целостную картину единого материального и духовного мира, передавать из поколения в поколение не только интеллектуальные, но и духовно-нравственные ценности.
Аксиологический подход органически присущ современной педагогике, в которой воспитанник рассматривается как высшая ценность общества. В связи с этим аксиология может рассматриваться как методологическая основа образования и современной педагогики. В развитие педагогической аксиологии значительный вклад внесли труды Б.М. Бим-Бада, Б.С. Брушлинского, Б.И. Додонова, Б.Г. Кузнецова, Н.Д. Никандрова, В.А. Сла-стенина, В.М. Розина, М.Н. Фишера, П.Г. Щедровицкого и др.
Аксиологическая зрелость самого педагога определяет эффективность взаимодействия с учащимися в освоении необходимых ими ценностей, желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой. Управление усилиями и возможностями воспитанников остается в руках наставника, правильно ориентированного в аксиологическом отношении. И это должно стать в современном педагогическом процессе не случайным, а систематическим и целенаправленным делом.
По утверждению В. А. Сластенина, педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений [2].
Развитие нравственных качеств педагога является одной из центральных задач, поскольку они формируются в процессе освоения педагогической деятельности и влияют на ее эффективность. По мнению З.И. Равкина, образование - «один из решающих источников создания у подрастающих поколений реальных представлений о подлинных и мнимых ценностях жизни и деятельности людей в духовной и материальной сфере общества, отражающих в себе социальные, правовые и нравственные его нормы» [3].
Под профессионально-нравственными качествами педагога нами понимается система профессионально значимых аффективных (эмоциональных) и субъектно-волевых (поведенческих) характеристик, наличие и степень сформированности которых обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности педагога в образовательной среде.
Мы попытались всю обобщенную номенклатуру профессионально-нравственных качеств педагога систематизировать исходя из значимости их в профессиональном становлении педагога поликультурного образовательного пространства. Для студентов педагогического вуза в поликультурной образовательной среде наиболее значимыми являются следующие профессионально-нравственные качества: любовь к детям, милосердие, эмпатийность, толерантность, сострадание, способность к диалоговому мышлению, верность, профессиональный долг, гуманность, ответственность, справедливость, вера, отзывчивость, альтруизм, совестливость, честность, доброта, искренность, доверие, патриотизм, обязательность, профессиональная честь и достоинство, педагогическая ответственность, требовательность к себе, добросовестное отношение к делу и др.
При развитии профессионально-нравственных качеств педагогов в поликультурной образовательной среде вуза необходимо учитывать социально-экономические, региональные, географические, демографические и другие факторы, среди которых решающую роль играет фактор, связанный с соблюдением определенных организационно-педагогических условий.
В своем исследовании мы рассматриваем организационно-педагогические условия как составной элемент педагогической системы, который включает в себя все составляющие элементы воспитательно-образовательного процесса: цели, содержание, методы, формы, средства. Исходя из данной трактовки, мы определили комплекс условий, соблюдение которых будет способствовать развитию профессионально-нравственных качеств педагогов в поликультурной среде вуза:
- развитие профессионально-нравственных качеств студентов, которое станет одной из приоритетных задач при подготовке педагогов;
- построение образовательного процесса на основе культурологического подхода с использованием принципа диалога культур;
- создание обстановки взаимного уважения и доверия, проявления которого базируются на авторитете педагогов и их готовности понять и помочь студентам;
- осуществление сотрудничества субъектов образовательного процесса в рамках и за рамками учебного процесса;
- формирование единого представления студентов о ценностях мировой и национальной культуры;
- осуществление отбора нравственно ориентированного содержания учебного материала и профессионально значимых текстов, учитывающих этнические особенности различных культур;
- включение в содержание обучения специально разработанных ситуаций, способствующих проявлению у студентов нравственных качеств личности (эмпатии, рефлексии, милосердия и т.д.) в контексте культурных традиций различных этносов;
- развитие профессионально-нравственных качеств будущих педагогов через осознание их ценности и включение механизмов эмоционально-волевого регулирования;
- включение студентов в рефлексивно-оценочную деятельность, со-размышление в ситуациях профессионально-нравственного выбора и осознание профессионального долга.
Разработана и реализуется программа элективного курса, направленная на развитие профессионально-нравственных качеств будущих педагогов.
Экспериментальная часть исследования была направлена на проверку эффективности реализации программы развития профессионально-нравственных качеств студентов при изучении педагогических дисциплин, построенной на основе выявленных организационно-педагогических условий поликультурной образовательной среды вуза. Мы руководствовались положением о том, что эффективность обучения характеризуется соответствием его результатов тем задачам, которые перед ним стоят. Результаты же становятся показателем эффективности тогда, когда по принятому критерию выводится заключение о степени приближения этих результатов к заданным.
При обосновании критериев и показателей результативности обучения в поликультурной среде вуза учитывалась содержательная структура профессионально-нравственных качеств будущих педагогов.
Базовыми показателями развития выступали:
- для ценностно-мотивационного компонента - интерес к будущей профессии; желание добиться успеха в педагогической деятельности; стремление к профессиональному росту и развитию профессионально-нравственных качеств; быстрая адаптация к изменяющимся условиям; желание решать задачи поликультурного воспитания; убеждение в необходимости взаимодействия с представителями других культур;
- для когнитивного компонента - знание о культурных особенностях окружающих людей и наличие собственной нравственной позиции; способность работать в поликультурной среде и умение применять полученные в процессе обучения знания, умения и навыки в схожих ситуациях;
- для оценочно-рефлексивного компонента - умение прогнозировать и постоянно анализировать результаты педагогической деятельности, а также осуществлять корректировку с учетом выявленных недочетов и с при-
менением оригинальных подходов при решении проблемных задач.
Для выявления уровней сформированности у студентов профессионально-нравственных качеств применялись методики, адекватные этим показателям.
Психологическое тестирование, включало методики: «Ценностные ориентации» М. Рокича, опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана, «Многофакторный опросник личности» Р.Б. Кеттелла (16-PF-105-C); методика самооценки профессионально-важных качеств А.Ц.Пуни в модификации В.Г.Зазыкина и А.К.Марковой, прямое, косвенное и включенное наблюдение.
Предположение о том, что развитие профессионально-нравственных качеств будущих педагогов должно осуществляться не эмпирически, а на основе выявленных организационно-педагогических условий, требовало подтверждения. Для проверки данного предположения необходимо было организовать следующий вариант обучения.
В группах «Б» обучение велось через эмпирическую реализацию развития профессионально-нравственных качеств, тогда как в группах «А» - на основе выявленных организационно-педагогических условий. Такие показатели как, время, затрачиваемое на реализацию развития профессионально-нравственных качеств, отношение педагогов к их значимости, материальное и методическое обеспечение учебного процесса и другие условия совпадали в обеих группах.
Прежде всего, работа была направлена на дидактическое конструирование содержания занятий. Была осуществлена реализация межпредметных связей через актуализацию аксиологического компонента в процессе изучения педагогических дисциплин.
На всех этапах отбора содержания эмоционально-ценностного компонента мы руководствовались принципами формирования содержания данного компонента:
Принцип акмеологической ценности. В начале профессионально-педагогического образования приоритет необходимо отдавать ценностям, стимулирующим ориентацию на достижения высоких результатов в учебной, познавательной и профессиональной деятельности.
Принцип аксиологической полноты. Необходимо включение в содержание педагогической подготовки всех профессионально значимых ценностей. Система ценностей и эмоциональных переживаний должна быть достаточно полной, чтобы обеспечить необходимый уровень профессионализма будущего педагога. Чем шире присвоенный спектр ценностей, тем полнее раскроется педагогическое мастерство педагога. В свою очередь, ценности влияют на эмоциональные проявления педагога. Многообразие проявления чувств зависит от многообразия реальных профессиональных отношений студента, которые в них выражаются и видов деятельности, посредством которых они осуществляются:
учета предыдущего эмоционально-ценностного опыта студентов. Профессиональные ценности и эмоциональные переживания возможно сформировать только на основе предыдущего эмоционально-ценностного опыта будущих педагогов. Поэтому, прежде чем планировать усвоение ценностей структурно более сложных, необходимо быть уверенным в усвоении студентами составляющих эту ценность.
При планировании занятий, организации самостоятельной работы и проведении педагогических практик необходимо учитывать, какие ценности у студентов уже присвоены и на каком уровне;
учета индивидуальных особенностей студентов. На основе диагностического обследования выявляется номенклатура и иерархия ценностей каждого студента. На этой основе организовывалась индивидуально-дифференцированная работа;
учета особенностей педагогической специальности. Гуманитарные специальности отличаются от естественнонаучных иерархией ценностей, и это необходимо учитывать при организации образовательного процесса.
Принцип актуальной приоритетности. Учет актуальных потребностей в современной образовательной ситуации. Учет требований образовательных стандартов и закона об образовании.
Основные ценности необходимо перечислить в пояснительной записке. Текст рабочей программы по дисциплине должен наглядно и конкретно показать, как во времени, от курса к курсу, происходит формирование этих ценностей. В учебниках и учебно-методических пособиях эмоционально-ценностный компонент фиксируется через определенные способы. По форме это могут быть ценностно-ориентационные и эмоциогенные макро- и микротексты, а также разнообразные задания и иллюстрации.
Особенным для ценностно-ориентационных текстов является то, что герои, события, явления, факты, предметы характеризуются в них с точки зрения ценности для общества и человека. Основное назначение эмоцио-генных текстов - пробуждение разнообразных эмоций у студентов.
Для реализации эмоционально-ценностного компонента выделяются следующие виды заданий, направленные на: акцентирование чувств студентов, в том числе через образы художественных произведений; акцентирование ценностей через их личную и общественную значимость; осознание ценности в деятельности; выражение своих чувств в образах или поиск образов для выражения чувств; понимание чувств окружающих, героев произведений, улавливание отношения автора к ним и к описываемым событиям; развитие чувств студентов в практической педагогической деятельности; развитие образного мышления и воображения; развитие волевых качеств будущего педагога.
Изучая эмоционально-ценностный компонент образования в разделе «Содержание образования», следует выделять его составляющие элементы: эмоции (включая чувства, настроения, аффекты), ценности и волевую сфе-
ру - и определить их ведущее значение для формирования основ личности.
Среди принципов реализации эмоционально-ценностного компонента в содержании образования ведущим является принцип положительного эмоционального фона, т. к. очень важно, чтобы обучение было связано с яркими эмоциональными переживаниями, а сам процесс познания - с положительными эмоциями. Принцип воспитания и разностороннего развития должен иметь также направленность на развитие эмоционально-волевой сферы учащихся как важной части общего развития. Особенностью реализации этого принципа может быть ориентация на организацию разнообразных видов учебной деятельности, в процессе которой происходит смена интересов и увлечений. Ценное средство повышения эмоциональности учебной деятельности - разнообразная внеучебная воспитательная работа.
Принцип связи обучения с жизнью также предполагает развитие эмоциональной сферы, являясь основой приобретения знаний, ценностное значение которых проявляется во взаимодействии с жизнью, путем приобретения личного опыта.
Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных способностей предусматривает контроль результатов обучения не только в усвоении знаний, но и навыков их применения в нестандартных ситуациях, усвоения элементов, составляющих основу ЭЦК. Прочности усвоения учебного материала можно добиться через его яркое эмоциональное представление, использование видеонаглядности с акцентированием внимания и демонстрацей его ценности и др. Созданию мотивации к учебной деятельности, пробуждению желания к познавательной деятельности может помочь личный пример педагога, его заинтересованность учебным процессом, его неравнодушное ценностное отношение к излагаемому материалу.
Важная роль в развитии профессионально-нравственных качеств в практике учебного процесса принадлежит методам обучения, их основательному отбору. Практически любой метод может иметь эмоционально -ценностную направленность, однако в дидактике выделены специальные методы по реализации ЭЦК образования: метод акцентирования эмоций и ценностей направлен на осознание учащимися своих переживаний и ценности объекта изучения, метод адекватных эмоций имеет целью пробуждение адекватных эмоциональных реакций учащихся к объекту изучения и познавательной деятельности вообще, метод эмоционально-ценностных контрастов, пробуждая противоположные эмоции и к альтернативным ценностям, обостряет у студентов переживание значимых чувств, осознание важности нравственных ценностей и введение их в систему ценностных ориентаций личности.
Овладение педагогическими ценностями через усвоение содержания подготовки студентов формирует их субъективацию, уровень который слу-
жит показателем личностно-профессионального развития будущего педагога.
Овладение знаниями по педагогическим дисциплинам способствует развитию профессионально-нравственных качеств студентов, берущих начало с момента выбора и овладения педагогической профессией и совершенствующихся в течение всей профессиональной деятельности. Развитие профессионально-нравственных качеств предполагает осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; изменение отношения к себе и окружающим; изменение внутренних, субъективных профессиональных идеалов; изменение критериев выбора профессии; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях совершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, приобщение студентов к этнической, общенациональной и мировой культуре в целях формирования готовности и умения жить и работать в поликультурной среде.
По окончании формирующего эксперимента было проведено итоговое диагностическое исследование по тем же методикам, что и на первом этап, в результате которого студенты экспериментальных групп «А», где обучение велось с учетом всех выделенных условий, значительно превосходили контрольные группы «Б» по сформированности всех показателей на высоком и достаточном уровнях. Особенно значительные расхождения (39 %) отмечаются в ценностно-мотивационной сфере, ориентированной на профессиональное совершенствование нравственных качеств и осознание ценности личной педагогической деятельности. Достаточно высокие результаты получены в экспериментальных группах по сформированности когнитивной сферы студентов (87 %, что на 30 % выше, чем в контрольных группах). Оценочно-рефлексивная сфера выше на 22 %, чем в контрольных группах и составила 98 %.
Полученные результаты свидетельствуют о значительном повышении уровня развития у студентов исследуемых качеств во всех экспериментальных группах, где обучение строилось с учетом выявленных условий поликультурной среды вуза. Динамика «высокого» и «достаточного» уровней в этих группах составила соответственно 39 и 34 %, (в контрольных - 17 и 25 %).
Значительно возросло количество студентов, подтвердивших высокий уровень развития ценностно-мотивационного и оценочно рефлексивного компонента в развитии профессионально нравственных качеств ( с 11 до 49 %). Произошли незначительные улучшения количества студентов показавших достаточный уровень развития профессионально нравственных качеств (с 39 до 41 %), но в сумме со студентами с высоким результатом они составляют 90 %, или 180 будущих педагогов из 200, что является неплохим результатом.
По результатам формирующего эксперимента был сделан вывод о
том, что реализация программы развития профессионально-нравственных качеств будущих педагогов с учетом выявленных организационно-педагогических условий поликультурной среды вуза позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса в этом направлении.
Список литературы
1. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие. М.: Издат. центр "Академия", 2002. 576 с.
2.Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1982. 220 с.
3.Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования - одно из направлений развития современной отечественной педагогической теории // Образование идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / под ред. З.И. Равкина. М.: ИТПиО РАО, 1995.
С. 8-35.
Маслов Сергей Ильич, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,
Левченко Наталия Валерьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского.
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND MORAL QUALITIES OF FUTURE TEACHERS IN THE COURSE OF TRAINING IN THE MULTICULTURAL ENVIRONMENT
OF THE UNIVERSITY
S.I. Maslov, N.V. Levchenko
The article looks into the topical problems of modern higher education - the development of professional and moral qualities of future teachers in the course of studying of pedagogical disciplines given the identified organizational and pedagogical conditions of multicultural educational environment of the university.
Key words: professional and moral qualities, multicultural environment, organizational and pedagogical conditions, emotional and evaluative component.
Maslov Sergei Ilyich, Doctor of Education Sciences, Professor, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky,
Levchenko Natalia Valerievna, PhD (Pedagogy), Associate Professor, natai-levche@,mail.ru, Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky.