Научная статья на тему 'Педагогический потенциал поликультурной среды в педагогическом образовании высшей школы'

Педагогический потенциал поликультурной среды в педагогическом образовании высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОЛИ-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / TEACHER EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MULTICULTURAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL AND MORAL QUALITIES / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслов Сергей Ильич, Маслова Татьяна Александровна

Раскрывается педагогический потенциал поликультурной среды в педагогическом образовании, влияющий на развитие личности студентов. Выделены подходы, представляющие теоретико-методологическое основание поликультурной среды вуза. Рассматриваются закономерности обусловливающие систему принципов, в соответствии с которыми должны определяться основные требования к содержанию и технологии развития личности студента в поликультурной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслов Сергей Ильич, Маслова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF MULTICULTURAL ENVIRONMENT IN EDUCATION OF HIGHER SCHOOL

In the article there was revealed the pedagogical potential of a multicultural environment in the education of teachers affecting the personality development of students. There were specified the approaches of theoretical and methodological base of the multicultural environment of the university. There were considered the patterns behind the system of principles, which should determine the basic requirements to the content and the technology of personal development of students in a multi-cultural education environment.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал поликультурной среды в педагогическом образовании высшей школы»

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002.576 с.

Маслов Сергей Ильич, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected] Россия, Калуга, Калужский государственный университет им.К.Э.Циолковского.

Левченко Наталия Валерьевна, преподаватель, [email protected], Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, Молдова, Тирасполь.

PROFESSIONAL VALUES OF A TEACHER IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE

S.I. Maslov, N.V. Levchenko

This article deals with the problems and peculiarities of the formation of professional values of future teachers in multicultural educational space. There was specified the substantial component of the education of teachers in terms of the value approach and the conditions conducive to the development of professional values of students in a multicultural educational environment of the university.

Key words: multicultural education, values, personality-oriented education, vocational and pedagogical culture.

Maslov Sergey Ilyich, doctor of pedagogical science, professor, head of department, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky.

Levchenko Natalya Valeryevna, lecturer, [email protected], Moldova,

Tiraspol, Pridnestrovsky State University named after T.G. Shevchenko.

УДК 378.14

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

С.И. Маслов, Т.А. Маслова

Раскрывается педагогический потенциал поликультурной среды в педагогическом образовании, влияющий на развитие личности студентов. Выделены подходы, представляющие теоретико-методологическое основание поликультурной среды вуза. Рассматриваются закономерности обусловливающие систему принципов, в соответствии с которыми должны определяться основные требования к содержанию и технологии развития личности студента в поликультурной образовательной среде.

Ключевые слова: педагогическое образование, образовательная среда, поли-культурная среда, профессионально-нравственные качества, развитие личности.

Расматривая проблематику актиологического подхода, предложенную нами в статьях данного издания [3] отметим, что в современном об-

ществе этнокультурные взаимосвязи играют существенную роль. Представители различных народов и культур находятся под влиянием разнообразных факторов - социальной мобильности, миграции и других. В силу этого грани между культурами различных этносов стираются. Возникает некая разновидность социальной среды, условно названная поликультурной. По-ликультурная среда представляет собой непосредственное окружение студента, интеграцию материальных, духовных, эстетических факторов, определяющих жизнедеятельность существующих в ней людей, которые, находясь в этой среде, испытывают на себе воздействие представителей иных этнических культур.

В качестве теоретико-методологических оснований поликультурной среды в педагогическом образовании высшей школы нами определены системный, деятельностный, средовой и культурологический подходы. Их взаимодополняющая разработка обеспечивает комплексное исследование процесса становления индивидуальности, а также позволяет выявить возможности образовательной среды как пространства ее становления.

Системный подход рассматривается нами как общенаучная основа исследования (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, М.И. Рожков, В.А. Сластенин, Э.Г. Юдин, В.А.Якунин и др.). Данный подход обеспечивает рассмотрение развития профессиональных качеств педагога как многоаспектной системы с выделением компонентов, связей и уровней (индивида, субъекта деятельности и личности), а также через рассмотрение системных свойств студента - готовности к самоопределению, креативности и рефлексивности.

Деятельностный подход (А.А.Вербицкий, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) позволяет исследовать характеристики совместной деятельности педагогов и студентов в образовательной среде (диалогичность, творческий характер, открытость, системность, гибкость, вариативность, динамичность), обеспечивающие становление индивидуальности, выявляется структура среды.

Средовой подход (Л.П. Буева, В.Г.Бочарова, О.Е. Лебедев, Л.И. Новикова, В.А.Петровский, В.И. Слободчиков, С.В.Тарасов и др.) связан с рассмотрением среды как пространства развития профессиональноличностных качеств студентов. Образовательная среда характеризуется как многомерное социально-педагогическое явление, связывающее в единое целое совокупность внешних условий осуществления образования и оказывающее системное влияние на развитие индивидных, субъектных и личностных характеристик индивидуальности студента в процессе освоения им культуры.

Культурологический подход играет роль практико-

ориентированной тактики исследования. Становление профессиональнонравственных качеств студентов в образовательной среде рассматривается как сложный и неоднородный результат длительного взаимодействия ин-

дивидуальной психофизической и духовной природы, с одной стороны, и социально-культурной среды - с другой. Хотя любая среда, в которой находятся субъекты образовательного процесса, является «социализирующей», не всякая среда может рассматриваться как целенаправленно способствующая формированию профессионально-нравственных качеств студентов.

Образовательная среда выступает как модель культуры (общечеловеческой и индивидуальной), последовательное овладение которой на основе системы диалогов культур различных уровней развивает у студентов потребности и способности к культурному творчеству. Поликультурная образовательная среда понимается нами как сложный, многоуровневый, меняющийся в зависимости от культурного контекста способ существования и самовыражения индивидуальности, уникальная форма бытия студентов в разнообразных пространствах культуры. В основе поликультурности лежит признание сложно структурированного множества культур, их дополнительность, познание, уважение и диалог, принятие ценностей мировой культуры.

С позиций культурологического подхода осуществлено выделение основных функций поликультурной образовательной среды, ориентированной на развитие профессионально-нравственных качеств студентов, -адаптивной, самореализации, синдикативной, креативной и культуротворческой.

Ядро становления профессионально-нравственных качеств студентов составляют закономерности и принципы. Для практики развития профессионально-нравственных качеств студентов важно связать закономерными отношениями эффективность процесса становления студентов с теми компонентами, которые оказывают наибольшее влияние на качество данного процесса.

Можно выделить следующие закономерности, отражающие объективные, существенные, повторяющиеся связи между компонентами процесса становления профессионально-нравственных качеств студентов в поликультурной образовательной среде:

- Зависимость результатов формирования профессиональнонравственных качеств студентов от ориентации общества на цели человека, его развития. Социальные ценности должны быть индивидуально интерпретированы и реализованы в индивидуальных актах деятельности и поведения.

- Зависимость процесса и результатов становления профессионально-нравственных качеств студентов от интеграции индивидуальных, социальных и культурных ценностей субъектов образовательного процесса, образовательной среды в целом, а также от широкой социальной среды, обеспечивающей взаимодействие и взаимообогащение культур обучающихся.

- Зависимость процесса и результатов становления профессионально-нравственных качеств студентов от его активности в образовательной среде, связанной с проявлением рефлексии, самоопределения и творчества, стремлением сохранить и развить свою индивидуальность.

- Зависимость процесса и результатов становления профессионально-нравственных качеств студентов от интегративных характеристик по-ликультурной образовательной среды.

Выявленные нами закономерности обусловливают систему принципов, в соответствии с которыми должны определяться основные требования к содержанию и технологии развития личности студента в поли-культурной образовательной среде. Принципы обеспечивают комплексную реализацию функций поликультурной образовательной среды как фактора становления профессионально-нравственных качеств студентов.

Принцип гуманизма предполагает, что в качестве приоритетных ценностей признаются духовно-нравственные. Развитие этих ценностей осуществляется с учетом конкретного социального окружения, индивидуальных интересов, ценностных ориентаций.

Принцип индивидуализации процесса становления профессионально-нравственных качеств студента предполагает его осуществление в соответствии с законами нравственного развития, с учетом особенностей физического и психического развития, состояния здоровья, создания условий для удовлетворения его потребностей: познании, общении и творчестве, что обеспечивает нормальную преемственность этапов развития.

Принцип кулътуросообразности процесса становления профессионально-нравственных качеств. Его реализация предполагает усвоение и созидание культуры, прогнозирование своей жизнедеятельности в социуме.

Поликультурная образовательная среда - система внешних условий, в которой идет освоение и воспроизведение культуры с позиции индивидуального самоопределения. Она помогает студенту воспринять образование как индивидуально значимую ценность, овладеть эффективными способами взаимодействия с другими людьми, осмыслить задачи своей жизни, удовлетворить основные потребности личности, создавая условия для встречи, диалога культур, ценностей, смыслов.

Принцип субъектности характеризуется тем, что студент, являясь субъектом образовательной среды, сам ее в определенной мере структурирует, тем самым создавая среду «для себя и под себя». Вероятность реализации субъектной позиции студента в образовательной среде тем выше, чем богаче, разнообразнее ее структура, многообразней связи с различными субъектами образовательной среды, чем благожелательнее его отношения с ними.

Принцип творческой активности, реализация которого предполагает, что поликультурная образовательная среда должна давать возможность построения разноплановых сфер творческой активности студентов,

т.е. содержать стимулы, способствующие их знакомству с «символами культуры». Творческая активность студентов превращается в активность субъекта в результате его взаимодействия с другими носителями этнокуль-тур, где поликультурная образовательная среда выступает в качестве посредника, заключающего в себе свернутый опыт людей. Полагаем, что творчество заключается не только в преобразовании среды, но и самого студента как индивидуальности.

Принцип дуализма предполагает, что становление индивидуальности связано с преобразованием «суперпозиции» взрослого и «субординированной» позиции учащегося в равноправные позиции, в позиции со -учащихся, со-воспитывающихся, со-сотрудничающих людей. Диалогичность реализуется как на уровне обмена информацией и ролевого социального взаимодействия, так и на уровне межличностного взаимодействия педагога и студента, когда стимулируется индивидуальное саморазвитие, его активность, создаются условия для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных и жизненных проблем и задач.

Диалог является не только средством образования, но и его содержанием, направленным на освоение студентами диалогических форм познания мира.

Принцип интегративности, реализация которого предполагает, что целостная индивидуальность (а не только ее индивидные и личностные и субъектные характеристики) может быть сформирована при многофункциональном использовании компонентов поликультурной образовательной среды, обеспечивающих реализацию индивидуально значимых целей в совместной деятельности, направленной на самореализацию, формирование самобытных способов поведения, индивидуального стиля деятельности с учетом их возрастной субкультуры, индивидуальной культуры и культуры социального окружения.

Взаимосвязь всех принципов становления профессиональной культуры студентов в поликультурной образовательной среде обеспечивает эффективность данного процесса, так как создает благоприятные условия для проявления и развития индивидного, субъектного и личностного своеобразия будущих педагогов.

Адаптация предполагает активное принятие и усвоение ценностей, традиций и норм, сложившихся в поликультурной среде. Коммуникация предполагает активный обмен информацией и взаимное духовное обогащение субъектов поликультурной образовательной среды. Идентификация связана с формированием чувства принадлежности к среде на эмоциональном, ценностно-мировоззренческом, поведенческом уровнях, обусловливающих воспроизводство собственной индивидуальности в процессе осуществления различных видов развивающей деятельности в поликультур-ной образовательной среде.

Список литературы

1. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход/

М.К. Акимова [и др.]. М., 1992.

2. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград,

1995.

3. Маслов С.И., Маслова Т.А. Аксиологический подход в педагогике / Известия Тульского государственного университета. Вып. 3. Ч. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 197-202.

4. Машарова Т.В., Ходырева Е.А., Харунжев А.А. Педагогическое моделирование индивидуально-личностного развития школьника в информационно-образовательной среде: монография. Киров, 2004.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2000.

Маслов Сергей Ильич, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected] Россия, Калуга, Калужский государственный университет им.К.Э.Циолковского.

Маслова Татьяна Александровна, ст. преподаватель, [email protected], Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К. Э.Циолковского.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF MULTICULTURAL ENVIRONMENT IN EDUCATION

OF HIGHER SCHOOL

S.I. Maslov, T.A. Maslova

In the article there was revealed the pedagogical potential of a multicultural environment in the education of teachers affecting the personality development of students. There were specified the approaches of theoretical and methodological base of the multicultural environment of the university. There were considered the patterns behind the system of principles, which should determine the basic requirements to the content and the technology of personal development of students in a multi-cultural education environment.

Key words: teacher education, educational environment, multicultural environment, professional and moral qualities, personal development.

Maslov Sergey Ilyich, doctor of pedagogical science, professor, head of department, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky

Maslova Tatyana Aleksandrovna, senior teacher, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.