development of the creative abilities of students - future teachers along physical culture in the process of instruction in VUZ (Institute of Higher Education).
Key words: readiness for the creative activity, physical culture, the interactive technologies of instruction.
Kitikar Oxana Vasilievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Republic of Moldova, Tiraspol, Pridnestrovian State University of T.G. Shevtcenko,
Levchenko Natalia Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University of Tsiolkovsky
УДК 796.011:378
ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Н.В. Левченко, С.И. Маслов
Даны этапы процесса освоения ценностей и их интериоризации, структура ценностного отношения, выделены ценностные критерии понятия «здоровье».
Ключевые слова: ценность, физическая культура, здоровье, образование, аксиология, воспитание.
Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства
Калужской области в рамках проекта проведения научных исследований («Формирование ценностно-смысловой готовности педагогов к первичному социальному воспитанию ребенка в дошкольном детстве: (опыт регионального исследования),
проект № 16-16-40021)
Здоровый образ жизни в современных реалиях рассматривается как одно из приоритетных направлений гуманизации образования. Однако приходится констатировать, что на сегодняшний день нет должного понимания среди молодежи, что является «здоровым образом жизни». Есть лишь знания из философии, которые трактуются как набор существующих методов, как правила, которые сведены к различным мероприятиям, направленным на оздоровление и дидактическую пропаганду. Это позволяет по новому оценить современную ситуацию, в которой, несмотря на наличие постоянной воспитательной работы, «нездоровый образ жизни» (неправильный режим дня, питания, малая физическая активность, стресс, вредные привычки и др.) является более встречаемым среди молодежной среды.
Согласно последнему исследованию «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» и данным отчета Всемирной организации здравоохранения можно говорить о наличии нерешенных проблем и задач, к которым относятся: показатели психического здоровья, избыточная масса тела и ожирение, ухудшение пищевых привычек, низкий уровень
физической активности. Современная молодежь в силу различных экономических, экологических и других причин характеризуется ухудшением здоровья. Неутешительными являются следующие данные: согласно данным Института гигиены детей и подростков всего 3-8 % детей и подростков являются абсолютно здоровыми, в течение последних лет число школьников с дисгармоническим развитием и различными функциональными нарушениями увеличилось до 35-38 %, с хроническими заболеваниями стало до 59-62 % больше учащихся, физиологически незрелыми рождаются до 80 % детей. В связи, с чем необходима концентрация внимания на необходимости воспитания физической культуры подрастающего поколения.
Сегодня при подготовке кадров на педагогическом направлении в вузах важной становится задача подготовки будущего педагога не только как профессионала, но и как человека, способного ориентировать подрастающее поколение на ведение здорового образа жизни. Важность поиска способов подготовки такого педагога выдвигает проблему формирования его готовности к приобщению к ценностям физической культуры.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность. Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие [1].
Физическую культуру принято рассматривать с нескольких позиций:
- физическая культура общества (общий уровень).
Задача образовательных учреждений заключается в формировании адекватной прогрессивным интересам общества системы базисных ценностей у воспитанников. С одной стороны, она должна быть универсальной, с другой - необходимо учитывать, что каждая личность отличается своей системой ценностных ориентаций в зависимости от индивидуальных особенностей, способностей, профессиональной ориентированности и т. д.
- физическая культура социально-профессиональных групп (специфический уровень).
Если говорить о педагоге и его опыте, который воспроизводится в деятельности вообще и в профессиональной деятельности в частности, специфический уровень, состоит из нескольких компонентов:
1) из определенного набора знаний, которые отражены в его профессиональном сознании;
2) из видов, средств и способов педагогической деятельности, которые им освоены;
3) из профессионально-личностной системы ценностей.
Основным стимулятором и регулятором деятельности является профессионально-личностная система ценностей, которая также является ядром мотивов и задает направление профессиональной деятельности.
- физическая культура личности (личностный уровень).
Ценности физической культуры, присвоенные студентами на личностном уровне, помогают им раскрывать свою биосоциальную природу, развивать само-рефлексию и межличностные отношения, обретать опыт в разнообразных видах деятельности в этой сфере.
Физическая культура будущего педагога выступает систематизирующей ценностью социокультурного развития и определяет его компетентность, также и в управлении своим здоровьем. Ценности физической культуры - все то, что предусматривает физическое совершенство человека и его здоровье, умение поддерживать и сохранять в здоровом теле здоровый дух.
Когда мы воспитываем или обучаем детей, мы передаем им ценности. Цели образования всегда были зависимы от сложившихся в обществе ценностных ориентаций, а потому они вторичны по отношению к общепризнанным абсолютным ценностям. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и общепризнанно как норма. Меняются ценности - меняются нормы - меняются цели воспитания. Воспитывать - значит интериоризировать у учащихся систему ценностей, которые актуальны для личности и данного времени.
Все это подчеркивает актуальность поиска способов сохранения и воспитания здоровья учащихся, от которого во многом зависит будущее человечества. Вопросы воспитания физической культуры воспитанников во многом зависит от педагога, а сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья учащихся является моральным долгом педагога.
Ценностная зрелость педагога определяет насколько будет эффективным сотрудничество с воспитанниками в приобретении важных для них ценностей, стремление или отсутствие желания следовать примеру педагога, постоянно работать над собой. Только хорошо подготовленный в аксиологическом отношении наставник может умело управлять усилиями и возможностями воспитанников. В педагогическом процессе это должно стать не случайным, а целенаправленным, систематическим процессом.
Педагогически целесообразное формирование готовности будущего педагога к приобщению учащихся к ценностям физической культуры обеспечивается реализацией аксиологического подхода. В основе аксиологического подхода (Караковский В.А., Кирьякова А.В., Котова И.Б., Чижакова Г.И., Шиянов Е.Н., Щуркова Н.Е., Ямбург Е.А.) лежит философская теория ценностей, которая оформилась как самостоятельная научная дисциплина во второй половине XIX в., а в XX в. произошло широкое обращение к теории ценностей в разных сферах научной мысли и, в том числе в педагогике.
Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей, их интериоризации и состоит из нескольких этапов:
- знакомство с ценностью в реальных условиях воспитания;
- первичное оценивание ценности, обеспечение эмоционально положительного отношения к ней;
- осознание смысла и значения ценности;
- принятие осознанной ценности;
- ценностное отношение в реальных социальных условиях действий и общения воспитанников;
- ценностное отношение в деятельности и поведении воспитанников, его закрепление.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов в практике воспитательной работы в рамках аксиологического подхода является вопрос о том, как выражается ценностный результат воспитания. Существует несколько позиций на этот счет:
1. Освоение ценностей напрямую зависит от их осознания воспитанниками.
2. Степень освоения ценностей проявляется только на уровне мотивов социального поведения.
3. Результат воспитания на аксиологическом уровне связан с ценностным отношением воспитанников.
Ценностное отношение имеет трехкомпонентную структуру:
- когнитивный компонент - понятия и представление о той или иной стороне жизни;
- эмоционально-оценочный компонент - переживание данного события, явления, его оценка;
- поведенческий компонент - опыт действий, умения, навыки, поведенческая готовность к определенным социальным действиям [2].
В центре внимания педагогической аксиологии в рамках исследуемой сферы оказываются не только знания, умения, навыки или привычки и их формирование, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование потребности их присваивать, степень развития которых становится одним из важных показателей уровня физической культуры.
Соответствие целей образования признаваемой в обществе системе ценностей является педагогической необходимостью. Образование человека в духе этих ценностей и есть правильное решение проблемы целей воспитания. Завершенным и совершенным можно считать только такой процесс обучения, при котором достигнуто такое отношение к объектам изучения, к миру, которое отвечает подлинной общественно значимой системе ценностей.
Вместе с тем, современная социальная и политическая ситуация требует поиска эффективных способов формирования ценностной
ориентации на здоровый образ жизни. Для анализа понятия «здоровье» с аксиологической точки зрения выделим следующие ценностные критерии:
1. Надежность. Часто изменяющаяся ценность не может в полной мере удовлетворять потребности человека. Истинная ценность функционирует всегда. Здоровье является такой ценностью, так как является важным на протяжении развития человечества.
2. Ценность должна быть источником и создателем других ценностей. Без такой ценности будет прекращен процесс создания отдельных ценностей, их рост и изменение. Бесспорно, что без здоровья эффективно действовать человек не может и не может создавать новые ценности.
3. Ценность должна быть полностью удовлетворяющей; самодостаточной (Аристотель). Она должна всецело удовлетворять не только каждого человека, но и всех ее обладателей. Именно здоровье является желанным и является благом для всех его обладателей.
4. Ценность должна быть целевой, то есть задавать значение, роль, порядок, а также направление всем вещам и видам деятельности, которые соотнесены с ней. Здоровье налагает отпечаток на все, чем бы ни занимался человек.
5. Удовлетворение родовой человеческой потребности, то есть, как утверждают гедонисты, она должна быть такой, чтобы в том, или ином смысле, в любое время и в любом месте быть в состоянии удовлетворять всех людей. Здоровье как ценность соответствует и этому критерию.
Сегодня нужно такое содержание образования, которое могло бы раскрыть духовно-нравственный, гуманистический потенциал жизни современного студенчества. Существующие реалии социальной ситуации требуют качественного переосмысления места и роли здоровья в системе ценностей. Мы считаем, что здоровый образ жизни недостаточно просто пропагандировать, его еще нужно обосновать, объяснять его безальтернативность. Апеллирование лишь внешним физическим и социальным благополучием, которое можно достичь посредством здорового образа жизни, малоэффективно.
Повышение уровня здоровья молодых людей зависит от многих факторов, однако решающим среди них является позиция самого человека, его отношение к собственному здоровью. Воспитание физической культуры необходимо рассматривать как один из видов деятельности, целью и результатом которой является формирование отношения к здоровью как важнейшей ценности человека.
Список литературы
1. Воробьева И.Н. Современное состояние проблемы формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу
жизни // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3. С. 57.
2. Ковтуненко Л.В. Методологические подходы к проблеме ресоциализации в педагогической среде воспитательного центра // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2013. № 1. С. 61.
Левченко Наталия Валерьевна, канд. пед. наук, доц., natai-levche@ yandex.ru, Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,
Маслов Сергей Ильич, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
EDUCATION OF PHYSICAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS ON THE DASIC AXIOLOGICAL APPROACH
N.V. Levchenko, S.I. Maslov
The article presents the stages of the process of development and internalization of values, structure, value attitude, isolated frame of reference of the concept of "health".
Key words: value, physical culture, health, education, axiology, education.
Levchenko Natalia Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University of Tsiolkovsky,
Maslov Sergey Ilich, doctor of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University of Tsiolkovsky
УДК 796.01:372.879.6
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНОГО ВУЗА
О.В. Носик, Н.С. Ефимова, Т.Н. Акулова, В.А. Головина
Рассмотрены проблемы, определяющие вектор оптимизации учебного процесса по физической культуре. На примере курса «Оздоровительная аэробика» показаны положительные результаты в решении воспитательных, образовательных, оздоровительных и развивающих задач в процессе физического воспитания обучающихся. Приведены результаты многолетних исследований состояния здоровья и физического развития студентов непрофильного вуза.
Ключевые слова: физическое воспитание, оптимизация учебного процесса, оздоровительная аэробика, современные направления физической культуры.
Физическое воспитание молодежи является важнейшей педагогической задачей, от решения которой зависит не только развитие физических качеств человека, но и его психических характеристик, стрессоустойчивости, готовности к трудовой деятельности. В соответствии