Научная статья на тему 'Профессиональные ценности педагога в поликультурном образовательном пространстве'

Профессиональные ценности педагога в поликультурном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
813
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MULTICULTURAL EDUCATION / VALUES / PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION / VOCATIONAL AND PEDAGOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслов Сергей Ильич, Левченко Наталия Валерьевна

Рассмотрены задачи и особенности процесса формирования профессиональных ценностей будущих педагогов в условиях поликультурного образования. Выделены содержательная составляющая образования педагогов с точки зрения ценностного подход;, условия, способствующие развитию профессиональных ценностей студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслов Сергей Ильич, Левченко Наталия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL VALUES OF A TEACHER IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE

This article deals with the problems and peculiarities of the formation of professional values of future teachers in multicultural educational space. There was specified the substantial component of the education of teachers in terms of the value approach and the conditions conducive to the development of professional values of students in a multicultural educational environment of the university.

Текст научной работы на тему «Профессиональные ценности педагога в поликультурном образовательном пространстве»

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL CONDITIONS FOR IMPROVEMENT OF TECHNICAL READINESS QUALITY OF YOUNG FOOTBALLERS

(10-11YEARS OLD)

M.S. Leontyeva, S.I. Suslov

In the article there were given grounds for the organizational and methodological conditions and methods of application of specific sets of exercises aimed at improving the quality of technical readiness of young(10-11 years old) footballers at the training stage. There was also specified the impact of organizational and methodological conditions on the physical and technical preparedness of young (10-11 years old) footballers.

Key words: Organizational and methodical conditions, technical training, physical training, dribbling, playing exercises.

Leontyeva Maria Sergeevna, candidate of pedagogical science, docent, leon-tyeva72@mail.ru, Russia, Tula State University.

Suslov Sergey Igorevich, master student, 71regionvip@mail.ru. Russia, Tula State University.

УДК 378.14

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

С.И. Маслов, Н.В.Левченко

Рассмотрены задачи и особенности процесса формирования профессиональных ценностей будущих педагогов в условиях поликультурного образования. Выделены содержательная составляющая образования педагогов с точки зрения ценностного подход;, условия, способствующие развитию профессиональных ценностей студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза.

Ключевые слова: поликультурное образование, ценности, личностно-

ориентированное обучение, профессионально-педагогическая культура.

Ни одна область человеческого развития на современном этапе не является постоянной. Так, изменения касаются всех сфер общества - социальной, духовной, экономической, что, в свою очередь, влечет за собой нововведения, которые касаются и образования. Немаловажную роль в образовании занимает формирование личности будущего педагога. На свете не найдется двух абсолютно одинаковых людей. Нас отличают манеры поведения, характер, внешность, жизненная позиция. Невзирая на расу, вероисповедание, постоянно меняющиеся условия жизни требуют поисков смысла существования каждого отдельно взятого человека.

Сегодня многие страны нашего когда-то единого государства являются многонациональными. Жители небольших регионов бывших стран СНГ постоянно переезжают в крупные города, в частности в Россию, тогда как другие пространства являются изначально поликультурными, напри-

мер Приднестровье с ее тремя этносами - молдаванами, украинцами, русскими. В таких условиях воспитательно-образовательный процесс строится с учетом многонационального состава учащихся.

Поликультурность выступает среди других координат образовательного пространства в качестве одной из системоообразующих. По мнению А.Н. Джуринского, поликультурность человека закладывается отнюдь не на генетическом уровне [1].

Подготовка будущих педагогов, основанная на традиционной парадигме, для обеспечения профессионализма в современных условиях становится малоэффективной. Для реализации успешной педагогической деятельности будущему педагогу необходимы не только определенный набор знаний, умений, навыков, приобретенный в высшем учебном заведении, но и сформированная система профессиональных ценностей, понимание сущности своей профессиональной деятельности и готовность «к профессиональному, компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии» [2].

На сегодняшний день поликультурное образование является неотъемлемой частью современного высшего профессионального образования. Взгляды ученых по данному вопросу сводятся к единому заключению: педагогические кадры должны подготавливаться с учетом традиций этноса, а образовательная система призвана сформировать и развить поликультур-ное сознание личности каждого студента.

Задачами поликультурного образования являются:

- создание поликультурной образовательной среды как важной части взаимодействия личности с представителями других культур;

- воспитание уважения к культурам других народов, проживающих на территории страны;

- формирование положительных ценностных качеств личности обучаемого.

Поликультурное образование позволяет воспроизвести в своем содержании всю полноту культурного разнообразия местного сообщества (региона, образовательного учреждения). Изучая культуры разных этносов, можно отметить, что все они имеют в своей совокупности общие ценности.

Аксиологическая концепция культуры, трактующая последнюю как совокупность всех ценностей, созданных человечеством, является в системе культурологического знания классической. Представление о культуре как системе ценностей общества основывается на том, что:

- «в ней концентрируются все результаты духовной деятельности общества;

- она представляет собой наиболее устойчивую, фундаментальную структуру общественного сознания (в отличие от общественного мнения, которое носит менее устойчивый, более лабильный характер);

- она пронизывает всю культуру общества и культуру его социальных групп;

- она определяет тональность всей культуры, обуславливая избирательный подход как к вновь созданным произведениям духа, так и к ценностям, созданным в прошлой истории народа или ценностям другой, ‘чужой’ культуры» [3].

Л. В. Кондрашева отмечает сложность преобразования учебного процесса в высшей школе и подчеркивает необходимость замены широко бытующего в ее практике информативно-описательного на содержательнопроцессуальный подход, при котором студент становится субъектом собственного образования и профессионального становления. Именно находясь в позиции субъекта собственного образования, он развивает у себя способность формировать учащихся как субъектов творческой деятельности, развивать их личность, создавать им условия, где бы они выступали не обучаемыми, а учащимися.

Дальнейшее совершенствование учебного процесса в вузе предполагает превращение каждого студента из средства в цель, из объекта - в субъект учебной работы; демократизацию и гуманизацию отношений в системе "преподаватель-студенты", конкретизацию программы и содержания обучения, целью которого должна стать личность студента, его профессиональный облик.

Ориентация обучения, его методики и технологии на личность, становление профессионального "Я" обеспечивает условия для самореализации, самовоспитания и самоутверждения каждого студента, а учебному процессу придает личностно-ориентированный, деятельный характер. Осуществление личностно-ориентированного обучения невозможно без учета при его организации следующих закономерностей:

- формирование профессионального облика будущего специалиста, протекающее на основе его деятельности и общения в учебном процессе;

- соотнесение внешних воспитательных воздействий с внутренними особенностями личности с тем, чтобы у студентов накапливался положительный опыт профессионального поведения;

- знание источников и движущих сил профессионального становления, которые являются порождением противоречивых стремлений, взглядов, действий;

- неравномерность профессионального становления, определяемая многообразием целенаправленных и случайных воздействий на личность студента и сочетанием в его внутреннем мире различных предпосылок, знания и опыта, приобретенных в неодинаковых условиях.

Учет названных закономерностей ведет к обретению системы профессиональных ценностей и идеалов будущим специалистом.

Аксиологический компонент профессионально-педагогической

культуры преподавателя представлен совокупностью профессионально-

педагогических ценностей как устойчивых ориентиров, по которым он соотносит свою профессиональную деятельность. Эти педагогические ценности выработаны человечеством и педагогическим сообществом и включены в педагогический процесс.

Профессионально-личностные качества педагога — это та совокупность социально-психологических образований, которая обладает факторным влиянием на профессиональный результат деятельности педагога. При всей их бесконечности и индивидуальной неповторимости, основываясь на потенциальном ценностном отношении к Человеку как таковому, они представляют собою вполне определенную систему активных отношений к ценностям профессионально-педагогического значения. Эти ценностные отношения, выступая то, как средство, то, как условие признания Человека наивысшей ценностью, составляют картину общей принципиальной готовности педагога к профессиональной работе с детьми на уровне современной гуманистической культуры [4].

Педагогические ценности, функционирующие в масштабе всего общества, являются общественно-педагогическими и сконцентрированы в общественном сознании в форме педагогической морали. Их главной функцией является регламент деятельности в рамках общественных норм. Присущие определенной профессионально-педагогической группе ценности также регулируют деятельность с позиции концепций, идей и норм. Ценности конкретного педагога являются сложным социальнопсихологическим образованием, в котором сливаются цели и мотивы каждой личности.

Согласно В.А. Сластенину, индивидуально-личностные

педагогические ценности в профессиональной деятельности педагога включают в себя:

- ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);

- ценности, удовлетворяющие потребность в общении и

расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);

- ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой

индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);

- ценности, позволяющие осуществить самореализацию

(творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);

- ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост и др.) [5].

Присвоение профессиональных ценностей специалистом начинается с момента выбора и овладения педагогической профессией и продолжается в течение всей профессиональной деятельности. Присвоение профессиональных ценностей предполагает осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; изменение отношения к себе как профессионалу; изменение внутренних, субъективных профессиональных идеалов; изменение критериев выбора профессии; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях совершенствования, вероятных зонах успехов и неудач.

Анализируя взгляды ученых современности М.В. Богуславского, С.Г. Вершловского, М. В. Кларина, Б.Т.Лихачева, И.Д. Лельчицкого, В.Г. Пряниковой, З.И. Равкина, В.А. Сластенина, В.Э.Тамарина, Е.И. Шиянова и др., можно сделать вывод, что содержательная составляющая образования педагогов включает в себя гуманистические, интеллектуальные, социальные, эстетические, профессиональнонравственные ценности.

Гуманистическими ценностями в педагогической деятельности являются: детство как уникальный период человеческого развития, нацеленный на понимание окружающего мира; ребенок как объект и субъект педагогических воздействий; уникальность и индивидуальность личности, которая признает неповторимость каждого отдельно взятого человека во всем; развитие ребенка, предопределяющее продуктивность всех видов деятельности.

К интеллектуальным ценностям относятся: знание основ

профессии, истина, умение профессионально мыслить, находить важную информацию.

Знание традиций и обычаев, семья, профессиональная корпоративность и др. являются социально значимыми ценностями будущих педагогов, тогда как красота, искусство, умение видеть во всем прекрасное становятся характерными проявлениями наличия эстетических ценностей.

Принятие гуманистических ценностей профессиональной деятельности позволяет впоследствии говорить о сформированности профессионально значимых качеств личности будущих педагогов: любовь к воспитанникам, принятие и понимание позиции каждого ребенка, отзывчивость, эмпатийность, способность к сочувствию и желание содействовать, педагогический такт, ответственность за жизнь и здоровье, жизнелюбие и др.

Обладание профессионально-нравственными ценностями, такими, как мир, ответственность, вера, свобода, милосердие, порядочность,

верность, патриотизм, благодарность, справедливость, гуманизм, честность, доброта и др., позволят будущим педагогам выработать определенную тактику поведения и выстраивания отношений с воспитуемыми, выполнять свой профессиональный долг на высоком уровне.

Сформированность педагогических ценностей в будущей профессиональной деятельности, помимо профессионального становления и развития, поможет педагогу в соблюдении следующих правил, необходимых для жизни в поликультурном обществе:

- принимать равенство всех и учитывать индивидуальность каждого;

- не рассматривать представителей других национальностей со стороны этноцентризма;

- не допускать дискриминации представителей других национальностей, проявлять уважительное отношение, искренность, теплоту, радушие к ребенку любой национальности, к его национальным особенностям, традициям, ценностям культуры и образу жизни, национальной чести и достоинству;

- понимание и уважение ценностей всех народов, культур, цивилизаций.

Таким образом, обозначенные группы педагогических ценностей образуют аксиологическую модель, в которой все ее виды функционируют как единое целое. В поликультурном образовательном пространстве главным системообразующим фактором выступает личностноориентированное воспитание будущего педагога, которое обеспечивает эмоциональную и интеллектуальную обстановку в студенческой аудитории, атмосферу психологического комфорта, что благоприятно воздействует на становление профессионального "Я" каждого студента. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность приобщения студентов к этнической, общенациональной и мировой культуре в целях формирования готовности и умения жить и работать в поликультурной среде.

Список литературы

1. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002. № 12. С. 93-96.

2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2004.

3. Мухамеджанова Н.М. Ценностные ориентации личности как результат приобщения к культуре. http://bank.orenipk.ru/Text/t13 204.htm.

4. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с. С. 186.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002.576 с.

Маслов Сергей Ильич, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, massi56@yandex.ru Россия, Калуга, Калужский государственный университет им.К.Э.Циолковского.

Левченко Наталия Валерьевна, преподаватель, natai-levcheayandex.ru, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, Молдова, Тирасполь.

PROFESSIONAL VALUES OF A TEACHER IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE

S.I. Maslov, N.V. Levchenko

This article deals with the problems and peculiarities of the formation ofprofessional values of future teachers in multicultural educational space. There was specified the substantial component of the education of teachers in terms of the value approach and the conditions conducive to the development of professional values of students in a multicultural educational environment of the university.

Key words: multicultural education, values, personality-oriented education, vocational and pedagogical culture.

Maslov Sergey Ilyich, doctor of pedagogical science, professor, head of department, massi56@yandex.ru, Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky.

Levchenko Natalya Valeryevna, lecturer, natai-levche@yandex.ru, Moldova,

Tiraspol, Pridnestrovsky State University named after T. G. Shevchenko.

УДК 378.14

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

С.И. Маслов, Т.А. Маслова

Раскрывается педагогический потенциал поликультурной среды в педагогическом образовании, влияющий на развитие личности студентов. Выделены подходы, представляющие теоретико-методологическое основание поликультурной среды вуза. Рассматриваются закономерности обусловливающие систему принципов, в соответствии с которыми должны определяться основные требования к содержанию и технологии развития личности студента в поликультурной образовательной среде.

Ключевые слова: педагогическое образование, образовательная среда, поли-культурная среда, профессионально-нравственные качества, развитие личности.

Расматривая проблематику актиологического подхода, предложенную нами в статьях данного издания [3] отметим, что в современном об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.