Научная статья на тему 'Развитие профессионально-нравственых качеств будущих педагогов в условиях поликультурной образовательной среды вуза'

Развитие профессионально-нравственых качеств будущих педагогов в условиях поликультурной образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL AND MORAL QUALITIES / MULTICULTURAL ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL CONDITIONS / VALUES AND SENSE OF COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова Татьяна Александровна, Левченко Наталья Валерьевна

Рассмотрены особенности процесса формирования профессиональнонравственных качеств будущих педагогов в условиях поликультурной образовательной среды вуза. Выделены условия, стимулирующие развитие профессионально значимых качеств у студентов в поликультурной образовательной среде вуза, способствующие формированию у них адекватной прогрессивным интересам нашего общества системы профессионально значимых ценностей и качеств, выраженных в профессионально-личностных компетенциях, которые определяют тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к ценностям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь создаваемым произведениям человеческой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслова Татьяна Александровна, Левченко Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND MJRAL QUALITIES FUTURE TEACHERS IN A MULTICULTURAL EDUCATION ENVIRONMENT UNIVERSITY

The features of the formation of professional and moral qualities of future teachers in a multicultural educational environment of the university. Establish conditions that promote the development of professionally significant qualities of the students in a multicultural educational environment of the university, they contribute to the formation of adequate progressive interests of our society of professionally significant values and qualities expressed in the professional and personal competencies that define the tone of the culture, causing a selective approach to values, available in the history of a people, and to the newly created works of human culture.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально-нравственых качеств будущих педагогов в условиях поликультурной образовательной среды вуза»

УДК 378.14

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Т.А.Маслова, Н.В Левченко

Рассмотрены особенности процесса формирования профессиональнонравственных качеств будущих педагогов в условиях поликультурной образовательной среды вуза. Выделены условия, стимулирующие развитие профессионально значимых качеств у студентов в поликультурной образовательной среде вуза, способствующие формированию у них адекватной прогрессивным интересам нашего общества системы профессионально значимых ценностей и качеств, выраженных в профессионально-личностных компетенциях, которые определяют тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к ценностям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь создаваемым произведениям человеческой культуры.

Ключевые слова: профессионально-нравственные качества, поликультурная среда, педагогические условия, ценностно-смысловые компетенции.

Этнокультурные взаимосвязи играют существенную роль в современном обществе. Невозможно представить в современной России национальную группу, жизнедеятельность которой базировалась бы исключительно на основе этнического своеобразия. Представители различных народов и культур находятся под влиянием разнообразных факторов - социальной мобильности, миграции и других. В силу этого грани между культурами различных этносов стираются. Возникает некая разновидность социальной среды, условно названная поликультурной. Поликультурная среда представляет собой непосредственное окружение студента, интеграцию материальных, духовных, эстетических факторов, определяющих жизнедеятельность существующих в ней людей, которые, находясь в этой среде, испытывают на себе воздействие представителей иных этнических культур. Поликультурная образовательная среда особенно характерна для полиэтнических регионов, каковым, например, является Приднестровье с её тремя доминирующими этносами -молдаванами, русскими, украинцами.

Отличительной особенностью образовательных учреждений в полиэтнических регионах является их многонациональный состав, который предполагает этнокультурное многообразие и реализацию идеи «диалога культур» как стратегии образовательной политики. Вместе с тем, подготовке учащихся и студентов к «диалогу культур» должна предшествовать пропедевтическая работа по преодолению трудностей взаимодействия между участниками образовательного процесса, т.е. между студентами и между студентами и преподавателем.

Сложность такого взаимодействия заключается, прежде всего, в наличии некоторых коммуникативных затруднений, связанных с особенностями этнокультурной среды. Опыт работы в вузе и опрос, проведенный среди студентов университета, показал, что они испытывают коммуникативные затруднения. Так, отвечая на вопрос «Испытываете ли Вы коммуникативные затруднения в общении с носителем иной культуры?», только 10 % опрошенных студентов ответили отрицательно; 34 % связывают свои коммуникативные затруднения с непониманием вербального и невербального поведения носителей иной культуры и языка; 26 % опрошенных испытывают коммуникативные затруднения, вызванные особенностями этнического сознания представителей иной культуры; а 30 % опрошенных сталкиваются с коммуникативными затруднениями, культурологического характера. Опрос преподавателей позволил установить, что 90 % студентов испытывают коммуникативные

затруднения, связанные с особенностями этнокультурной среды. Данные опроса, несомненно, подтверждают актуальность подготовки студентов к преодолению коммуникативных затруднений, обусловленных недостаточностью знаний специфики этнокультурного взаимодействия.

Профессиональная деятельность в этих условиях требует от специалиста определённого набора личностных качеств и способностей, в структуре которых отдельные из них под влиянием специфики деятельности начинают выступать как профессионально значимые (В. В. Богословский, В. А. Маркелова). Понятие "профессионально значимые" или "профессионально важные" качества в научной литературе трактуется неоднозначно (Т.В. Бедяева, В.Л. Марищук, Б.М. Теплов, Е.В. Трифонов,

В.Д. Шадриков, О. А. Шушерина и др.). Обобщив взгляды исследователей, можно сделать вывод о том, что профессионально значимые качества студента - это качества личности, которые обеспечивают успешность профессионального обучения и профессиональной деятельности, необходимость проявления которых возникает при выполнении профессионально-педагогической деятельности.

Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневичем [2, с.72] разработана система профессионально значимых качеств педагога: убежденность, общительность, интеллигентность, сдержанность, организованность, самокритичность, деликатность, выдержка, чувство юмора, педагогический такт, любовь к детям, доброта.

А.К. Маркова [3] выделяет психологические качества профессиональной компетентности учителя, связанные с творческим характером педагогической деятельности. Это развитый интерес к другому человеку, уважение к его неповторимости; понимание учителем своего права на самобытность и индивидуальность, стремление к индивидуальному стилю работы; наличие целостной Я-концепции и адекватной самооценки, способной противостоять необъективной внешней

оценке труда учителя, обеспечить его профессиональную устойчивость, мотивацию и стремление к творчеству как пути развития личности, т.е. реализация себя не только в предметном и коммуникативном, но и в личностном творчестве.

К профессионально-нравственным относятся те качества педагога, которые позволяют реализовать гуманистические ценности педагогической деятельности:

Педагогическая ответственност. Является важным регулятором профессионального поведения педагога, что в свою очередь позволяет говорить о том, что данное качество профессионала, которое формируется в деятельности, выражается, прежде всего, в готовности и умении предвидеть результат своей работы и добросовестно выполнять неотъемлемые требования, учитывая правила и нормы целостного педагогического процесса. Педагогическая ответственность является важным компонентом педагогической компетентности. Педагогическая ответственность является тем самым регулятором профессионального умения педагога, которое характеризует его профессионально-этическую культуру. В свою очередь, высокий уровень профессионально-этической культуры обеспечивает конструктивность межкультурного диалога, способствует выработке толерантности в межнациональных отношениях. Конструктивными элементами в межнациональных взаимодействиях становятся: уважение чужого мнения, отсутствие эгоизма в суждениях при общении с представителями других этносов, способность идти на компромисс, отсутствие национальных предрассудков, наличие культуры понимания и культуры восприятия различий, правильное восприятие себя и других (концепция «Я» и «Они»), культуроцентризм. Ответственность выражается в способности педагога отвечать за результат своего труда. Профессионал, характеризующийся данным качеством, несет ответственность за свои действия, а также за пассивность, отсутствие инициативы.

Любовь к детям. Любовь к детям является важным условием становления педагога. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессиональнопедагогическую направленность.

Можно согласиться с известным высказыванием Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Он верил, что лишь любовью к детям и истинным общением с детской душой, возможно создать счастливое человечество.

Другой педагог-гуманист Януш Корчак писал: «Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь».

Любить - значит уважать ученика, понимать его, заботиться о нем, оберегать его и находить во всем этом величайшее удовольствие. Важно только, чтобы в каждом ребенке видеть личность. И тогда любовь учителя непременно отзовется в сердцах его учеников. Первое, с чего начинается любовь, это когда ребенок чувствует, что его там любят, уважают и ему там интересно.

Отзывчивость. Отзывчивость предполагает наличие способности понимать и принимать каждого человека, оценивая его положительно, без критики. Главной характеристикой данного качества является высокая степень рефлексии индивида, способность к быстрой адаптации к другим людям и на этой основе формированию мировоззрения и убеждений как внутренних механизмов, способствующих управлению своим состоянием, желаниями, мотивами, притязаниями и способам их воплощения. Именно благодаря отзывчивости педагог может чувствовать других людей, находить общие точки соприкосновения с каждым, создавая тем самым положительную атмосферу при взаимодействии.

Эмпатийность. Это качество, позволяющее педагогу обладать способностью понимать, сопереживать, оказывать содействие ученику, соблюдая при этом педагогический такт, умение соотносить свои интересы с деятельностью других. В процессе педагогического общения эмпатийность выступает как важное профессиональное качество, позволяющее познать целостную структуру личности учащегося и выйти на новый уровень отношений, когда учитель становится не сторонним наблюдателем, а сопереживающим, сочувствующим помощником на пути становления и развития личности. При этом цели и действия как ученика, так и педагога дополняют друг друга, на основе чего вырабатывается единая позиции, ведущая к продуктивному сотрудничеству.

Способность к дивергентному мышлению. Способность учителя рассматривать, оценивать педагогические ситуации на основе различной альтернативной информации, получаемой из различных источников и находить многообразные решения, подчас альтернативная.

Учитель, обладающий развитым дивергентным мышлением, не только может генерировать большое количество ответов на какой-либо вопрос, но и становится способным к толерантности. Дивергентное мышление выступает основой толерантности, поскольку способность генерировать большое количество ответов на один и тот же вопрос рождает способность терпимо относиться к многообразию точек зрения других людей.

Требовательность к себе. Выступает как один из приоритетных показателей, необходимых для развития личности. Благодаря наличию

данного качества педагог постоянно пополняет свой багаж знаний, что расширяет его жизненный кругозор и делает работу с учениками более профессиональной, интересной и продуктивной. Посильная, вдумчивая требовательность к себе позволяет уважительно относиться к окружающим, ведет к выработке умения разрешать сложные, а порой и конфликтные ситуации, связанные с различными точками зрениями участников педагогического процесса.

Добросовестное отношение к делу. Наличие у педагога этого качества позволяет добросовестно относиться к делу, что побуждает к новым изысканиям, профессиональному творчеству, самосовершенствованию. Добросовестное отношение к работе позволяет говорить о высокой результативности педагогических воздействий и приводит к намеченной цели максимально быстро, независимо от начального уровня развития личности учащегося.

Доброта. Соединенная с жизненным опытом, доброта лучше всего отражается в поведении. Достойный пример педагога, демонстрирующий собственную доброту, является действенным средством в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Добрый человек всегда с радостью откликнется на несчастья, что и приводит его к возникновению потребности оказать содействие при помощи сочувствия, помощи. Добрый поступок, совет всегда ведет к открытости по отношению к разным жизненным событиям, людям.

Гуманность. Выражается в человечности, доброте, уважении, отношении к человеку как наивысшей ценности. При наличии данного качества педагог сможет увидеть в каждом ребенке индивидуальность и при этом профессионально развить все имеющиеся задатки. Именно гуманность позволяет прочувствовать настроение коллег, родителей, детей, соотнести свое желание с конкретными целями во благо себе и окружающим.

Милосердие является чувством, которое строится в умении прийти к другому человеку на помощь, при этом проявить сочувствие, сострадание, показать сопричастность к делу и конкретному человеку. Милосердие присуще сильным людям, которые, несмотря ни на какие обстоятельства, могут оказать поддержку. Милосердие не нуждается в отдаче, так как носит бескорыстный характер. Данное качество личности педагога позволяет раскрыть имеющийся потенциал воспитанника, при этом побуждая каждого к добрым поступкам и умению принимать позицию любого человека.

Толерантность. Толерантность-это умение принять позицию другого. Строится на диалоге и понимании отличий при уважении окружающих. Педагог, умеющий принять позицию ребенка, корректно исправив, при необходимости, мнение на те или иные события, факты,

может стать достойным примером для подражания и толерантного отношения к другим людям, которые имеют иной взгляд на мир и вещи.

Альтруизм. Является моральным принципом, который помогает личности подавлять собственный эгоизм на благо окружающих. Несмотря на собственные интересы и взгляды, альтруизм позволяет жертвовать своими целями в пользу других. В теорию морали впервые данный термин, ставший впоследствии основой всей этической системы, был введен Контом. По Конту, альтруизм как общественное чувство, противодействующее эгоизму, позволит морально усовершенствовать все общество.

Справедливость. Позволяет педагогу относиться ко всем с уважением, исключая избирательность. Данное качество проявляется в объективности, в положительном отношении к каждому. Когда ученик чувствует, что к нему относятся справедливо, он испытывает по отношению к педагогу доверие, что немаловажно при построении всего педагогического процесса, направленного на достижение положительного результата. Путь к справедливости лежит через изучение тонкой душевной организации каждого ребенка.

Совестливость. Предполагает знание норм, правил педагогической этики, осознание своей ответственности перед учащимися. Данное качество пробуждает действовать в соответствии с профессиональной этикой. Эмоциональные переживания, вызванные внутренней потребностью выполнить свой долг, позволяют педагогу проявить свое мастерство, а учащимся поверить в себя и приобрести в лице педагога идеал для подражания.

Профессиональный долг. Является отражением внутренних переживаний за качество педагогического процесса. Желание действовать согласно профессиональным ценностям приводит к положительному результату. Благодаря запрограммированной необходимости выполнить свой профессиональный долг педагог творчески относится к работе, при этом самосовершенствуется, проявляя повышенную требовательность к себе, выражающуюся в желании приобрести как можно больше профессиональных знаний, повысить педагогическое мастерство. Выполнение профессионального долга подразумевает уважительное отношение ко всем участникам педагогического процесса, помогает с легкостью разрешать имеющиеся конфликты между учащимися.

Честность. Подразумевает умение признавать свои ошибки и упущения. Данное качество является очень важным в плане осознания, так как, обманывая самого себя, приходится жить в мире лжи. Являясь честным перед самим собой, педагог не будет искать оправдания своим неудачам, а признается в имеющихся недочетах и правильно скорректирует свою дальнейшую работу.

Принципиальность. Выражается в том, что педагог, несмотря на какие-либо обстоятельства, следует согласно своим убеждениям. Строгое соответствие определенным принципам, вера в правильности выбора своих решений помогают воздействовать на учащихся максимально эффективно с позиции установленных для себя правил, имеющегося опыта.

Искренность. Характеризуется тем, что педагог может выражать свои истинные чувства к поступкам, суждениям, взглядам студентов. Благодаря данному качеству педагогу обеспечен тесный контакт с учащимися. При этом важно, чтобы не возникало противоречий между намерениями и реальными эмоциями.

Скромность. Это одно из важнейших качеств, обеспечивающее надлежащее поведение. Обладая скромностью, педагог проявляет готовность принимать и уважительно относиться к другим людям, признавать их достоинства, быть объективным в оценках и суждениях. В ученическом коллективе скромность всегда высоко ценится и вызывает доверие к личности педагога.

Чтобы процесс обучения способствовал эффективному формированию профессионально значимых качеств, необходимо вносить изменения в условия его осуществления. Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения: цели, содержания, методов, форм, средств.

По мнению В.И. Андреева, педагогические условия - это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1, с. 124].

Под педагогическими условиями оптимального формирования ценностно-смысловых компетенций понимают наличие предпосылок, способствующих формированию профессионально-педагогических ценностей и качеств будущего специалиста, получение им необходимых знаний, умений и навыков для профессиональной деятельности, которые влияют на интересы, мотивы студента, способствуют достижению целей его деятельности. Дидактические условия меняются в зависимости от поставленных задач и конкретной обстановки, они могут подвергаться воздействию различных социальных явлений, психологических феноменов.

К условиям, стимулирующим развитие профессионально значимых качеств у студентов в поликультурной образовательной среде вуза как важного фактора профессиональной коррекции и самосовершенствования, относятся следующие:

-осуществление направленного формирования профессионально значимых качеств студентов через осознание их ценности и включение механизмов эмоционально-волевого регулирования;

включение студентов в рефлексивно-оценочную деятельность и соразмышление в ситуациях профессионально-нравственного выбора и осознания профессионального долга;

актуализация профессионально значимых ценностей в профессиональнопедагогической деятельности, через которую происходит процесс

интериоризации профессионально значимых качеств;

создание ценностно-смысловых учебных ситуаций, акцентирующих внимание студентов на профессионально значимых ценностях и качествах будущего педагога;

реализация межпредметных связей через актуализацию в процессе изучения философских и психолого-педагогических дисциплин

профессионально значимых ценностей и развитие эмоционально-волевых качеств;

создание эмоционально насыщенного ценностно-ориентационного

пространства взаимодействия субъектов образовательного процесса,

способствующего развитию эмоциональной сферы студентов.

Реализация в профессиональном образовании выделенных условий будет способствовать формированию у студентов адекватной прогрессивным интересам нашего общества системы профессионально значимых ценностей и качеств, выраженных в профессиональноличностных компетенциях, которые определяют тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к ценностям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь создаваемым произведениям человеческой культуры.

Список литературы

1. Андреев В.И. Опыт компьютерной диагностики творческих способностей. Казань, 1989.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Личность в гуманистических теориях и системах воспитания // Педагогика. Ростов н/Д., 1999. 560 72 с.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.

Маслова Татьяна Александровна, ст.преподаватель, 1аЮ10206@уаМех. ги, Россия, Калуга, Калужский государственный университет им.К.Э.Циолковского,

Левченко Наталья Валерьевна, преподаватель, natai-levche@yandex.т, Молдова, Тирасполь, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND MJRAL QUALITIES FUTURE TEACHERS IN A MULTICULTURAL EDUCATION ENVIRONMENT UNIVERSITY

T.A.Maslova, N.V.Levchenko

The features of the formation of professional and moral qualities of future teachers in a multicultural educational environment of the university. Establish conditions that promote the development of professionally significant qualities of the students in a multicultural educational environment of the university, they contribute to the formation of adequate progressive interests of our society of professionally significant values and qualities expressed in the professional and personal competencies that define the tone of the culture, causing a selective approach to values , available in the history of a people, and to the newly created works of human culture.

Key words: professional and moral qualities, multicultural environment, pedagogical conditions, values and sense of competence.

Maslova Tatiana Aleksandrovna, Senior Lecturer, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga State University im.K.E.Tsiolkovskogo,

Levchenko Nataliya, teacher, natai-levche@yandex. ru, Moldova, Tiraspol, Transnistria State University. T.G. Shevchenko

УДК 378.09.018.43

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

С.Г. Нижник

Рассматриваются вопросы вступления российской системы высшего профессионального образования в Болонский процесс, которое во многих вузах сопровождается внедрением дистанционных образовательных технологий в учебный процесс.

Ключевые слова: Болонский процесс, дистанционные образовательные

технологии.

Процесс глобализации в XXI веке отразился на очень широком круге явлений и процессов в сфере экономики, политики, социологии, образования и др. Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

Одним из проявлений глобализации в системе российского образования является присоединение России к Болонскому процессу, который способствует сближению и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Присоединение России к Болонскому процессу произошло в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.

Цель Болонского процесса - расширение доступа к высшему образованию, повышение качества и привлекательности европейского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.