Научная статья на тему 'Формирование нравственных ценностей у школьников в поликультурной образовательной среде'

Формирование нравственных ценностей у школьников в поликультурной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2040
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ШКОЛЬНИК / MORAL VALUES / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SCHOOLCHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неясова Ирина Александровна

В статье излагаются теоретические аспекты процесса формирования нравственных ценностей у школьников. Описаны, наиболее значимые педагогические и личностные условия, определяющие результативность формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения в поликультурной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MORAL VALUES OF SCHOOLCHILDREN IN THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

In the article the theoretical aspects of the formation process of moral values of schoolchildren are stated. The most significant pedagogical and personal conditions defining the efficiency of moral values formation of the younger generation in the multicultural educational environment are described.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственных ценностей у школьников в поликультурной образовательной среде»

УДК 37. 034 : [37:39]

Неясова Ирина Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева тел.: (8342) 25-90-91

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье излагаются теоретические аспекты процесса формирования нравственных ценностей у школьников. Описаны, наиболее значимые педагогические и личностные условия, определяющие результативность формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения в поликультурной образовательной среде.

Ключевые слова: нравственные ценности, поликультур-ная образовательная среда, школьник.

Neyasova Irina Aleksandrovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Pedagogy of the Mordovian State Teachers’ Training Institute named after M.E. Yevsevyev tel.: (8342) 25-90-91

FORMATION OF MORAL VALUES OF SCHOOLCHILDREN IN THE MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

In the article the theoretical aspects of the formation process of moral values of schoolchildren are stated. The most significant pedagogical and personal conditions defining the efficiency of moral values formation of the younger generation in the multicultural educational environment are described.

Key words: moral values, multicultural educational environment, schoolchild.

Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств проекта № 2.5.10 Создание Научно-исследовательской лаборатории «Духовнонравственное воспитание школьников в современном образовательном пространстве» Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2012-2016 гг. «Педагогические кадры для инновационной России»

На современном этапе развития общества, характеризующемся развитием национального самосознания, усложнением условий жизни, особую значимость приобретает процесс создания у подрастающего поколения базовой иерархии ценностей, которые являются сущностной характеристикой мировоззренческой и нравственной сфер сознания.

В настоящее время категория «ценность» является предметом разностороннего изучения в философии, этике, социологии, психологии, педагогике и других отраслях научного знания. Исследуя векторы определения сущности понятия «ценность» на современном этапе развития науки мы обнаруживаем следующие подходы:

«значимые для человека объекты (материальные или идеальные). Так что в широком смысле слова ценностями называют обобщенные устойчивые представления о чем-то как предпочитаемом, как о блага, то есть о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества)» [1, с. 228];

«вещественно-предметные свойства объектов, психологические характеристики человека, явления культуры, имеющие положительное или отрицательное значение для человека, группы людей или общества» [2, с. 47].

В систему нравственных ценностей входят: приоритетные ценности индивидуального характера (здоровье, свобода, независимость), ценности, необходимые для сохранения общества (семья, любовь к родине и патриотизм, мир на земле и т.д.), ценности, направленные на взаимоотношения с людьми (дружба, верность, честность), ценности из группы самостоятельности - смысл жизни, выбор собственных целей, ответственность, ценности мастерства - самоуважение, умелость, достижение успеха, ценности интеллектуальной автономности - независимость, творчество, ценности гармонии - мудрость, гармония, мир прекрасного, единство с природой, защита окружающей среды. Данные ценности дают человеку возможность свободно развиваться как личности, реализовать потребности в самоактуализации, формировать уверенность в своих силах, способностях, знаниях, независимости от других.

Анализ научной литературы и образовательной практики с учетом многогранного характера проблем формирования нравственных ценностей показал, что большая эффективность обеспечивается при постановке и решении комплексной проблемы в парадигме поликультурного образова-

ния.

В настоящее время в этой области научных знаний уже накоплен достаточно большой массив как научно-аналитических работ, так и прикладных разработок, в которых отражен ряд самостоятельных точек зрения на сущность и способы решения этой многосторонней и сложной проблемы.

Проблема поликультурности рассматривается на интегрированной основе в контексте философии, педагогики, психологии, культурологии, социологии, юриспруденции и др. Категория «поликультурность» получила широкое распространение в научной литературе как мультиэтническое образование (Дж. Юэнкс и др.), мультикультурное образование (Я. Пэй, Р. Лисиер и др.), поли-культурное образование (В.П. Борисенков, Ю.С. Давыдов и др.); поликультуризм в образовании (Г.М. Коджаспирова и др.), многокультурное образование (Г.Д. Дмитриев и др.), поликультурное воспитание (Е.В. Бондаревская, А.А. Реан и др.).

В данном аспекте необходимо отметить важность организации поликультурной образовательной среды в общеобразовательном учреждении, в которой формируется «Человек культуры», обладающий толерантностью.

В целом под поликультурной образовательной средой следует понимать часть образовательной среды какого-либо учебного учреждения, представляющую собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному поликультурному взаимодействию, стремящейся к пониманию других культур, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей.

Поликультурная образовательная среда представляет собой упрощенную модель всего по-ликультурного социума. Именно здесь школьник, встречаясь, общаясь, взаимодействуя с представителями других этносов, получает информацию о характеристиках, нормах, правилах этносов, учится межкультурному взаимодействию, проявляет толерантность, то есть происходит его подготовка к жизни в поликультурном социуме. Передавая через поликультурную образовательную среду ценностные ориентации, школа готовит личность к построению взаимоотношений с обществом, к гармоничному вхождению в поликультурное пространство России.

Вследствие этого поликультурная образовательная среда должна, с одной стороны, содействовать тому, чтобы учащийся осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, а с другой - прививать ему понимание и уважение к другим культурам тем самым формируя у подрастающего поколения нравственные ценности.

Формирование нравственных ценностей в поликультурной образовательной среде позволяет понять самобытность и своеобразие культур различных народов. «В связи с этим, для эффективной организации процесса духовно-нравственного воспитания школьников необходима разработка и внедрение в практику работы общеобразовательных школ технологий и методик, адаптированных к условиям конкретного региона и учитывающих его этнокультурные особенности народов его населяющих» [3, с. 51-52].

Изучая народные традиции, праздники, обычаи, уклад жизни ребенок приобщается к культуре своего народа, происходит идентификация себя с родными истоками, вековыми корнями многих предшествующих поколений. Любая культура в том или ином виде содержит определенный набор ценностей, которые принято называть общечеловеческими: милосердие, доброта, терпимость, сострадание, любовь к жизни, к ближнему и т. п.

Основными направлениями организации процесса формирования нравственных ценностей у школьников в условиях поликультурной образовательной среды являются:

изучение школьниками культур других народов и формирования на этой основе стремления к сотрудничеству, к межэтническому и поликультурному диалогу, проявлению толерантности;

включение учащихся в активную поликультурную деятельность на всех возрастных этапах обучения;

организация проектной деятельности с поликультурной тематикой, благодаря чему через активную научно-исследовательскую деятельность происходит включение учащихся в межкультур-ное общение;

включение учащихся в краеведческую работу, направленную на постижение культур народов, проживающих в родном крае;

актуализация нравственных ценностей в воспитательной и учебной работе с целью их инте-риоризации и создание собственной модели взаимоотношения с этносами, обществом, людьми;

взаимодействие и сотрудничество представителей различных этносов, этнических культур в ходе образовательного процесса.

Обращаясь к рассмотрению условий, необходимых для организации эффективного процесса формирования нравственных ценностей в поликультурной образовательной среде следует отметить, что лишь их совокупность может обеспечить достижение данной цели. В систему условий, на наш взгляд, следует включить условия педагогические и личностные. Педагогические условия условия, которые сознательно создаются в образовательном процессе и обеспечивают наиболее эффективное формирование и протекание нужного процесса, так как создают ту среду и те взаимоотношения, в которых необходимые явления, процессы возникают, существуют и развиваются.

Относительно процесса формирования нравственных ценностей в поликультурной образовательной среде, основными педагогическими условиями являются: 1) разработка содержательного аспекта организации процесса формирования нравственных ценностей в поликультурной образовательной среде; 2) использование комплекса активных методов, обеспечивающих эффективность формирования нравственных ценностей в поликультурной образовательной среде; 3) мониторинг и учет уровня освоения нравственных ценностей.

Разработка содержательного аспекта организации процесса формирования нравственных ценностей у школьников должна быть осуществлена на уровне организации каждого отдельного урока или внеурочного занятия. Содержательная сторона процесса формирования нравственных ценностей в условиях поликультурной образовательной среды должна охватывать все сферы жизнедеятельности и способствовать формированию системы знаний о ценностях, отношений к ним и проявления ценностных ориентаций в поступках, которые впоследствии станут основой мировоззрения и мироотношения личности.

Использование комплекса активных методов и соответствующих им форм и методических приемов, обеспечивающих эффективность формирования нравственных ценностей в поликультурной образовательной среде. В отличие от традиционных форм, методов и методических приемов при обучении и воспитании детей, в которых преобладает осмысление факта и его запоминание, активные методы направлены на переживание учащимися информации. На интенсивном эмоциональном фоне у школьников начинает действовать непроизвольное запоминание, проявляется стремление к выражению эмоций, применению известных способов деятельности на практике, то есть жить в созданной ситуации. Комплекс активных методов и соответствующих им форм и методических приемов позволяет актуализировать знания и опыт личности. Положительный эмоциональный фон, который создается благодаря комплексу активных методов, поддерживает интерес детей, позволяет снимать авторитарное принуждение при формировании нравственных ценностей. Правильно использованные методические приемы создают условия для познания детьми самих себя, для установления у них адекватной самооценки и развития потребности в самовоспитании.

Мониторинг освоения нравственных ценностей школьниками предполагается на каждом из этапов организации процесса формирования нравственных ценностей в условиях поликультурной образовательной среды - от изучения исходных условий, в которых будет организован процесс до анализа результатов. Создание системы диагностических методик позволит выявить различный уровень освоенности нравственных ценностей. Такой мониторинг необходим для контроля за эффективностью средств, форм, методов, предлагаемых для реализации содержательного аспекта процесса формирования нравственных ценностей.

Не меньшую значимость для процесса формирования нравственных ценностей в поликультурной образовательной среде имеют личностные условия, которые предполагают определенный тип взаимоотношений между субъектами процесса формирования нравственных ценностей.

В систему личностных условий, следует включить учет личностных особенностей учащихся, педагога, родителей. Это мотивируется зависимостью результативности личностноориентированного педагогического процесса от личностного фактора: с одной стороны, - от уровня профессиональной компетентности, владения системой педагогических умений, наличия личностных качеств, способствующих осуществлению педагогической деятельности, с другой - от уровня восприятия или отторжения воспитательных воздействий, стремления к восприятию информации и следованию нравственным нормам.

В практике существует три основные группы трудностей при организации процесса формирования нравственных ценностей у школьников:

связанные с характером передачи информации школьниками, обмена ею с учащимися (неясность речевых выражений, малодоступность поликультурной информации, игнорирования роли учащихся как активных субъектов в диалоге «учитель-ученик»);

коммуникативного характера (авторитарность, бестактность, неуверенность в общении с

детьми, назидательность; неумение организовать поликультурное общение школьников);

организационного характера (неумение организовать процесс формирования нравственных ценностей в ходе учебной и внеучебной деятельности, неумение стимулировать поликультурное взаимодействие и сотрудничество школьников, неумение стимулировать положительное, гуманное отношение учащихся к различным этносам и их культурам, нерегулярное проведение занятий по-ликультурной направленности).

Среди всего многообразия условий успешного взаимодействия учителя со школьниками при формировании нравственных ценностей в поликультурном образовательном пространстве можно выделить следующее:

знание возрастных особенностей учащихся;

знание этнокультурных интересов и потребностей школьника, его идеалов;

умение видеть в ученике личность, обладающую определенным уровнем этнической идентичности, действующую в соответствии с усвоенными в ходе приобщения к культуре своего народа нормами и моделями поведения

постоянное стремление педагога к самосовершенствованию, к постижению позитивного опыта, накопленного разными народами России.

Успешное решение задач по формированию нравственных ценностей в поликультурной образовательной среде возможно, если педагог качественно овладеет следующими профессионально-коммуникативными умениями:

а) социально-психологический блок умений - умения располагать учащихся к поликультур-ному общению, производить благоприятное впечатление, рефлексировать, адекватно воспринимать и понимать своеобразие этнической культуры личности каждого школьника и группы, ее статусную структуру, прогнозировать развитие поликультурных отношений, использовать психологические средства, вербальные, невербальные, механизмы коммуникативного воздействия;

б) нравственно-этический блок умений - строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать этническую идентичность каждого ученика, организовывать полиэтническое и поликультур-ное сотрудничество с коллективом, группой школьников и с каждым конкретным учеником;

в) эстетический блок умений - гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать учащихся к полиэтническому и поликультурному общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение поликультурного сотрудничества, переживание радости общения, чувства прекрасного;

г) технологический блок умений - использовать педагогические средства, методы, приемы, многообразие форм поликультурного взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства, общения, соблюдать педагогический такт.

Таким образом, процесс формирования нравственных ценностей в поликультурной образовательной среде необходимо выстраивать как единую систему, которая включает весь спектр педагогических влияний, обращенных к преобразованию внутреннего мира школьника. В этом контексте процесс формирования нравственных ценностей становится творческим, свободным, обращенным к личности ребенка. Систематически организованная работа способствует проявлению у школьников интереса к себе, своему внутреннему миру, миру других людей, представителей различных этносов, живущих рядом с ними в поликультурном пространстве.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Гусейнов А.А. Этика. М., 2005.

2. Широких О.Б. Ценностные ориентации профессионально-личной подготовки учителя в России: дис. ... д-ра педагог. наук. М., 2004.

3. Серикова Л.А. Организация духовно-нравственного воспитания школьников в поликультурном образовательном пространстве региона // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.