Научная статья на тему 'Исследование профессиональной идентичности абитуриентов училища олимпийского резерва'

Исследование профессиональной идентичности абитуриентов училища олимпийского резерва Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
333
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / АБИТУРИЕНТЫ УЧИЛИЩА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL SUITABILITY / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF PERSONALITY / PROSPECTIVE STUDENTS THE OLYMPIC RESERVE COLLEGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чусовитина Ольга Михайловна, Шмакова Анна Николаевна

В статье рассматривается проблема качественного отбора абитуриентов в училище олимпийского резерва с помощью определения статуса профессиональной идентичности. При этом понятие профессиональной идентичности абитуриентов и студентов училища олимпийского резерва трактуется авторами как сложный комплексный личностный механизм, который обусловливает становление профессионально пригодной личности в рамках учебной, спортивной, профессиональной деятельности. Авторы акцентируют внимание на том, что важно определять профессиональную идентичность личности на этапе отбора для обучения в училище по следующим критериям: профессиональное самоопределение, профессиональная пригодность, профессионально важные качества. Целью исследования явилось выявление профессиональной идентичности абитуриентов, поступающих в училище олимпийского резерва для обучения. В статье приводятся результаты исследования профессиональной идентичности абитуриентов училища олимпийского резерва. Исследование показало, что большинство абитуриентов, поступающих для обучения в училище олимпийского резерва, имеют среднюю выраженность статуса неопределенного состояния профессиональной идентичности, то есть не все абитуриенты сопоставляют себя с требованиями выбранной профессии. Полученные результаты говорят о необходимости целенаправленного развития профессиональной идентичности будущих специалистов в ходе профессиональной подготовки, как одного из ведущих критериев становления личности профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чусовитина Ольга Михайловна, Шмакова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF PROFESSIONAL IDENTITY OF THE OLYMPIC RESERVE COLLEGE APPLICANTS

The paper addresses the problem of qualitative selection of applicants in the Olympic Reserve College by defining the status of professional identity. The concept of professional identity of applicants the Olympic Reserve College is treated as a complex personality mechanism. It causes the formation of a personality fit for the academic, athletic and professional activity. It is important to define the professional identity at the selection stage for studying in the college according to the following criteria: professional self-determination, professional qualifications, professionally important qualities. The aim of the study was the identification of professional identity among students entering the Olympic Reserve College. The paper presents the results of a study of professional identity of the Olympic Reserve College applicants. The study showed that most students have an average uncertain status of professional identity. That is, not all the applicants compare themselves to the requirements of the chosen profession. The results suggest that the training should be targeted to develop the professional identity of future specialists as one of the leading criteria of formation of the professional’s individuality.

Текст научной работы на тему «Исследование профессиональной идентичности абитуриентов училища олимпийского резерва»

УДК 377.5

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ АБИТУРИЕНТОВ УЧИЛИЩА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

О. М. Чусовитина, А. Н. Шмакова

THE RESEARCH OF PROFESSIONAL IDENTITY OF THE OLYMPIC RESERVE COLLEGE APPLICANTS

O. M. Chusovitina, A. N. Shmakova

В статье рассматривается проблема качественного отбора абитуриентов в училище олимпийского резерва с помощью определения статуса профессиональной идентичности. При этом понятие профессиональной идентичности абитуриентов и студентов училища олимпийского резерва трактуется авторами как сложный комплексный личностный механизм, который обусловливает становление профессионально пригодной личности в рамках учебной, спортивной, профессиональной деятельности. Авторы акцентируют внимание на том, что важно определять профессиональную идентичность личности на этапе отбора для обучения в училище по следующим критериям: профессиональное самоопределение, профессиональная пригодность, профессионально важные качества.

Целью исследования явилось выявление профессиональной идентичности абитуриентов, поступающих в училище олимпийского резерва для обучения.

В статье приводятся результаты исследования профессиональной идентичности абитуриентов училища олимпийского резерва. Исследование показало, что большинство абитуриентов, поступающих для обучения в училище олимпийского резерва, имеют среднюю выраженность статуса неопределенного состояния профессиональной идентичности, то есть не все абитуриенты сопоставляют себя с требованиями выбранной профессии.

Полученные результаты говорят о необходимости целенаправленного развития профессиональной идентичности будущих специалистов в ходе профессиональной подготовки, как одного из ведущих критериев становления личности профессионала.

The paper addresses the problem of qualitative selection of applicants in the Olympic Reserve College by defining the status of professional identity. The concept of professional identity of applicants the Olympic Reserve College is treated as a complex personality mechanism. It causes the formation of a personality fit for the academic, athletic and professional activity. It is important to define the professional identity at the selection stage for studying in the college according to the following criteria: professional self-determination, professional qualifications, professionally important qualities.

The aim of the study was the identification of professional identity among students entering the Olympic Reserve College.

The paper presents the results of a study of professional identity of the Olympic Reserve College applicants. The study showed that most students have an average uncertain status of professional identity. That is, not all the applicants compare themselves to the requirements of the chosen profession.

The results suggest that the training should be targeted to develop the professional identity of future specialists as one of the leading criteria of formation of the professional's individuality.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, профессиональная пригодность, профессионально важные качества личности, абитуриенты училища олимпийского резерва.

Keywords: professional identity, professional self-determination, professional suitability, professionally important qualities of personality, prospective students the Olympic Reserve College.

В связи с изменением социально-экономических условий в обществе проблема выявления профессиональной идентичности будущих специалистов становится актуальной. Современные условия диктуют нам новые требования к более качественному отбору и подготовке специалистов с помощью определения статуса профессиональной идентичности.

Анализ научной литературы позволил нам сделать вывод о том, что профессиональная идентичность как часть комплексного, интегративного понятия социальной идентичности исследовалась многими учеными (Э. Эриксон, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, Л. Б. Шнейдер и др.). В трудах ученых, занимавшихся исследованием данной проблемы, понятие профессиональной идентичности формулируется по-разному. В целом оно подразумевает набор некоторых характеристик, которые помогают ориентироваться в

мире профессий, реализовывать личный профессиональный потенциал. Однако процесс формирования так называемой профессиональной идентичности, не может ограничиваться лишь выбором профессии, но и выявлением набора тех качеств (физических, интеллектуальных, нравственных и т. д.), которыми должен обладать хороший специалист. Любая идентичность это постоянно изменяющийся и комплексный процесс.

Согласно концепции Э. Эриксона при становлении профессиональной идентичности человек проходит те же этапы, что и при социализации - доверие, автономию, инициативность, достижение, идентичность, интимность, творчество, интеграцию [5].

В современной отечественной науке профессиональная идентичность трактуется многоаспектно. Так Н. С. Пряжников характеризует профессиональную идентичность как осознавание себя, выбирающего и

реализующего способ взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности [2]. Ю. П. Поваренков рассматривает профессиональную идентичность как принятие индивидом на социальном и психологическом уровнях профессиональных ценностных позиций, нормативных для данного профессионального пространства [1].

Наиболее четкое и емкое определение профессиональной идентичности мы наблюдаем у Л. Б. Шней-дер, которая утверждает, что профессиональная идентичность - это психологическая категория, которая относится к осознанию индивидом принадлежности к той или иной профессии, к определенному сообществу [4]. Однако одного осознания мало, важно иметь не только представление о своей будущей профессии, но и быть готовым к дальнейшей профессиональной деятельности.

Итак, на основе анализа научных исследований мы рассматриваем понятие профессиональной идентичности абитуриентов и студентов училища олимпийского резерва как сложный комплексный личностный механизм, который обусловливает становлении профессионально пригодной личности в рамках учебной, спортивной, профессиональной деятельности. При этом, важно определять профессиональную идентичность на этапе отбора для обучения в училище по следующим критериям: профессиональное самоопре-

деление, профессиональная пригодность (в нашем исследовании рассматривается как соответствие требованиям физкультурно-спортивной деятельности), профессиональные важные качества.

В связи с этим целью нашего исследования явилось выявление профессиональной идентичности абитуриентов, поступающих в училище олимпийского резерва для обучения.

В исследовании приняло участие 100 человек -абитуриенты, поступающие в училище олимпийского резерва для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования и прохождения программ спортивной подготовки. В исследовании приняли участие абитуриенты следующей спортивной квалификации: 1 разряд - 17 человек; КМС - 75 человек, МС - 8 человек. Среди абитуриентов были представители следующих видов спорта: биатлон, конькобежный спорт, лыжные гонки, фристайл, хоккей, бокс, велоспорт-трек, волейбол, гребля на байдарках и каноэ, легкая атлетика, плавание, пулевая стрельба, греко-римская борьба, тяжелая атлетика, фехтование, художественная гимнастика.

На первом этапе был проведен опрос абитуриентов по методике изучения статусов профессиональной идентичности (по А. А. Азбель, при участии А. Г. Герцова), в результате были получены данные, представленные на рис. 1.

ю

1 ч

I гт

111

статус не выражен выраженность средняя степень выраженность ярко выраженным нижесреднего выраженности выше среднего статус

уровня уровня

■ IНеопределенное состояние профессиональной ИДСИ 1 ичности

■ Навязанная профессиональная идентичность

Мораюрий (кризис еыБора)

■ Сформированная профессиональная идем 1 ичность

Рис. 1. Проявление статусов профессиональной идентичности абитуриентов

В результате исследования было выявлено четыре статуса профессиональной идентичности:

- неопределенное состояние профессиональной идентичности - ярко выраженный статус имеют 6 % абитуриентов, выраженность выше среднего уровня -18 %, средняя степень выраженности - 48 %, выраженность ниже среднего уровня - 14 %, у 14 % абитуриентов этот статус не выражен;

- навязанная профессиональная идентичность -ярко выраженный статус никто из абитуриентов не имеет, выраженность выше среднего уровня - 12 % абитуриентов, средняя степень выраженности - 8 %, выраженность ниже среднего уровня - 12 %, у большинства абитуриентов (68 %) этот статус не выражен;

- мораторий (кризис выбора) - ярко выраженный статус имеют 28 % абитуриентов, выраженность выше среднего уровня - 20 %, средняя степень выраженности - 22 %, выраженность ниже среднего уровня - 16 %, у 14 % абитуриентов этот статус не выражен;

- сформированная профессиональная идентичность - ярко выраженный статус имеют 8 % абитуриентов, выраженность выше среднего уровня - 34 %, средняя степень выраженности - 44 %, выраженность ниже среднего уровня - 4 %, у 10 % абитуриентов этот статус не выражен. Это связано с возрастной категорией абитуриентов.

Для определения профессиональной пригодности (соответствие требованиям физкультурно-спортивной

деятельности) нами были проведены тесты на определение физических качеств абитуриентов, а именно определение уровня общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП). Определение уровня ОФП проводилось по следующим тестам:

- для юношей - прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, бег 100 м, бег 1000 м;

- для девушек - прыжок в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, бег 100 м, бег 1000 м.

В результате определения уровня общей физической подготовки мы получили следующие данные (рис. 2). Большинство абитуриентов имеют средний уровень (33 %) и уровень выше среднего (30 %). 22 % абитуриентов показали высокий уровень. Слабый (низкий) уровень общей физической подготовки не имеет ни один из абитуриентов.

Определение уровня СФП проводилось в соответствии с Федеральными стандартами по спортивной подготовке по видам спорта [3]. Также учитывался личный спортивный результат абитуриентов. В результате получилось (рис. 3), большинство студентов (56 %) имеют высокий уровень. Значительная часть абитуриентов имеют средний уровень (17 %) и уровень выше среднего (26 %). Слабый (низкий) уровень специальной физической подготовки не имеет ни один из абитуриентов.

35 30 25 20 % 15 10

слабый уровень

уровень

ниже среднего

средним уровень

уровень

выше среднего

высокий уровень

Рис. 2. Уровень общей физической подготовки абитуриентов

слабый уровенз

уровень

ниже сред! ею

среднии уровень

уровень

выше среднего

высокии уровень

Рис. 3. Уровень специальной физической подготовки абитуриентов

В заключении проводилось определение профессионально важных качеств с помощью опросника Р. Кеттелла. Диагностировались профессионально важные качества личности: выдержка, взвешенность поступков, дисциплинированность, смелость, рациональность, покладистость, уверенность в себе, аккуратность, спокойствие, развитое мышление. Все показатели были распределены на пять групп по результатам: слабый (низкий) уровень, уровень ниже среднего,

средний уровень, уровень выше среднего, высокий уровень. В итоге получились общие результаты сформированности профессионально важных качеств личности (рис. 4). Большинство абитуриентов имеют средний уровень (50 %) и уровень выше среднего (28 %). Незначительная часть абитуриентов имеют высокий уровень (4 %). Слабый уровень психологической подготовки имеет один из абитуриентов, уровень ниже среднего - 17 % абитуриентов.

50

40

30

20

10

слабый уровень

ypoaei ь

ниже среднего

средним уровень

уровень

выше среднего

высокии уровень

Рис. 4. Уровень сформированности профессионально важных качеств абитуриентов

Итак, проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что большинство абитуриентов, поступающих для обучения в училище олимпийского резерва, имеют среднюю выраженность статуса неопределенного состояния профессиональной идентичности, то есть не все абитуриенты сопоставляют себя с требованиями выбранной профессии. У значительной части абитуриентов (68 %) статус навязанной профессиональной идентичности не выражен, что свидетельствует о сознательном понимании выбора профессии. По результатам определения уровня об-

щей и специальной физической подготовки были выявлены высокие показатели, что связано с высокой спортивной квалификацией абитуриентов. Профессионально важные качества личности у большинства абитуриентов находятся на среднем уровне.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в ходе профессиональной подготовки необходимо целенаправленно развивать профессиональную идентичность будущих специалистов, как один из ведущих критериев становления личности профессионала.

Литература

1. Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Саратов, 2012. 164 с.

2. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 - 11 классы). М., 2005. 288 с.

3. Федеральные стандарты спортивной подготовки // Министерство спорта Российской федерации. Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/5502/ (дата обращения: 22.03.2015).

4. Шнейдер Л. Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности. М.: Принт, 2000. 128 с.

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

Информация об авторах:

Чусовитина Ольга Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, Россия, г. Омск, ochusovitina@yandex.ru.

Olga М. Chusovitina - Candidate of Pedagogics, Associate Professor at the Department of Pedagogy, Siberian State University of Physical Education and Sport.

Шмакова Анна Николаевна - магистрант кафедры педагогики Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, Россия, г. Омск, annasmak@list.ru.

Anna N. Shmakova - Master's Degree student at the Department of Pedagogy, Siberian State University of Physical Education and Sport.

(Научный руководитель - О. М. Чусовитина).

Статья поступила в редколлегию 24.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.