места в обществе и значение их будущей профессиональной журналистской деятельности не только для собственных нужд и их удовлетворения, но и для нужд государства.
Представленная концепция является теоретической основой для построения модели моральной готовности будущих журналистов к профессиональной деятельности.
Выводы. В совокупности перечисленные педагогические условия обеспечивают оптимизацию процесса формирования духовно-нравственной культуры будущего журналиста, способствуют максимальному раскрытию его морального потенциала. Вместе с тем, эти условия требуют комплексной реализации, ведь они взаимосвязаны и не могут действовать изолированно друг от друга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития / В.И.Андреев.- Казань, 1996. -568 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский . - М.: Педагогика, 1997. - 254 с
3. Бех 1.Д. Виховання особистосп: [тдруч.] / 1.Д. Бех. - К.: Либщь, 2008. - 344 с.
4. Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э.Ф.Зеер. -Екатеринбург: Изд-во Уральского педагогического университета, 1998. - С.126.
5. Криворучко С.В. Професшна етика журнашста на сучасному етат розвитку демократ в УкраЫ: Дис... канд. фшол. Наук / С.В. Криворучко. - К., 2003. - 181 с.
6. Педагогчний словник / за ред. дшсного члена АПН Украши М.Д.Ярмаченка. - К.: Пед. думка, 2001. -516 с.
7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. -272 с.
8. Философский словарь. - М: Политиздат, 1986. - 590 с.
Крайнюк Ольга Поликарповна
кандидат педагогических наук Донецкий институт физической культуры и спорта,
(Донецк, ДНР)
УДК: 37.017.92.-057.875(477.62)
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНБАССА
SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF YOUTH IN DONBASS REGION
Статья является исследованием проблемы формирования духовно-нравственных качеств студентов института физкультуры в процессе обучения. Выяснена структура духовно-нравственных качеств студентов физкультурного профиля и разработана их
классификация. Теоретически обоснованы педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств студентов-физкультурников в процессе обучения.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, педагогические условия, физкультурный вуз, студенты.
The article is the analysis of the current problem of formation at institute of physical culture students' spiritual-moral qualities in the process of education.
The research reveals the essence and the structure of spiritual-moral qualities; the classification of the qualities has been worked out. The pedagogical conditions of formation of the students" spiritual and moral qualities have been theoretically substantiated.
Key words: spiritual-moral education, pedagogical conditions, institute of physical culture, students.
Актуальность. В условиях современных вызовов молодёжи на территории Донбасса важнейшей задачей образования должно стать воспитание самодостаточной личности, готовой к защите родной земли и способной к производительному труду для построения конкуретноспособного государства. В настоящее время молодёжь подвержена многим сбивающим факторам, влияющим на мировоззрение и становление личности. По сравнению с условиями мирной жизни у молодых людей возникает раннее осознание таких духовно-нравственных ценностей, как защита Родины, семья, образование, нравственные качества, моральное отношения к происходящим событиям, самоценность в обществе.
Сегодняшняя учащаяся молодёжь - это будущие строители молодого государства, процесс воспитания её становится одним из важнейших проблем образовательной среды. На каком уровне будет происходить процесс воспитания молодёжи, зависит будущее республики. На данном временном этапе необходимо поставить на научные рельсы процесс формирования личностных качеств учащихся в процессе обучения.
В нашей республике сложилось состояние временной неопределённости, но, в то же время, твёрдой убеждённости и веры в нравственность и духовную правоту народа. Актуальность решения проблемы духовно-нравственного воспитания молодёжи связана с тем, что в нашем регионе молодёжь живёт и развивается, окружённая множеством факторов, воздействующих как позитивно, так и негативно на формирующуюся нравственную сферу студента. У студентов появляются интересы и увлечения, связанные с военным делом, возникают разные мнения на политическую ситуацию, семейные проблемы. Задача образовательной среды - не упустить молодёжь в духовно-нравственном плане, прививать ей нравственную культуру, патриотические ценности и чувства.
Следовательно, формирование, воспитание и совершенствование высокого уровня духовно-нравственной культуры является одной из важнейших задач в процессе становления личности студента. Подготовка высококультурной компетентной личности с развитым патриотическим сознанием и духовно-нравственными чувствами, душевных, красивых,
294
стремящихся вести здоровый образ жизни, ставящих творческие цели, готовых к защите Родины, своей семьи, своего народа граждан - главная задача воспитательной работы в физкультурных вузах республики.
Проблема духовно-нравственного воспитания студентов Донбасса в условиях современных вызовов приобрела особое значение. Актуализация духовно-нравственного возрождения общечеловеческих ценностей, воспитания молодёжи в духе уважения к истории своей малой Родины, формирование нового гражданского общества с новыми законами, правилами, особенностями определяют необходимость пересмотра средств и методов духовно-нравственного воспитания молодёжи в образовательном пространстве Донбасса.
Анализ научных источников показал, что в вузах важной предпосылкой духовно-нравственного воспитания молодёжи выступает учебно-воспитательный процесс, который имеет большой потенциал в создании эффективных педагогических условий, стимулирующих формирование качеств личности у студентов. При этом существенной особенностью является реализация социально-педагогического подхода к профессиональному становлению будущих специалистов, сущность которого заключается в поддержании и укреплении нравственных, психических, физических, морально-волевых качеств личности у студентов в период обучения. Физкультурный вуз отличается целенаправленностью развития у молодёжи таких качеств, воспитанием на их основе интеллектуальной и социальной зрелости, духовности, гражданственности, общественной активности. Духовно-нравственное воспитание в физкультурных вузах рассматривается как основа гуманитарно-педагогического образования в высшей школе, и приоритетным направлением является реализация духовно -нравственного и педагогического потенциала студентов в будущей профессии.
Физическое воспитание в вузе неотъемлемо связано с моральным воспитанием - внутренней моралью студента, которая решает такие задачи: формирование понятий, мыслей, размышлений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. В основе морального воспитания молодёжи лежат общечеловеческие ценности, моральные нормы, принятые в обществе. Моральные качества проявляются на более высоком уровне у гармонично развитых личностей.
Главные стадии воспитательного процесса в вузе: овладение знаниями, формирование убеждений, моральных чувств и поведения. В физическом воспитании важно формирование заданного поведения. Важен также принцип - знания могут переходить в убеждения. Формирование чувств создаёт возможность достичь результата на фоне эмоционального восприятия. Но главный фактор процесса физического воспитания -деятельность, где двигательные действия стают постепенно привычными и переходят в личностные качества.
Педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств личности студентов мы рассматривали как взаимосвязанную совокупность внутренних параметров и внешних характеристик функционирования процесса физического воспитания, которые обеспечивают высокую результативность профессиональной подготовки и отвечают психолого-педагогическим критериям оптимальности. Другими словами, педагогические условия выступают как совокупность факторов становления и развития духовно-нравственной культуры личности студентов в процессе обучения. При обосновании педагогических условий, которые обеспечивает успешное формирование духовно-нравственных качеств студентов нами учитывались научные достижения ведущих зарубежных и отечественных учёных и практический опыт работы: П. Анохина, Г. Костюка, О. Леонтьева (теория деятельности её структура, связь с формированием личности); И. Беха, А. Троцко, В. Лозовой (особенности личностно-профессионального развития); Л. Матвеева, Ж. Холодова, В. Кузнецова, Б. Ашмарина (специалистов физического воспитания студентов).
Определение эффективности педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств студентов требует освещение логики этого процесса. Если рассматривать воспитание студента как планомерное и целенаправленное влияние на развитие его личности, отношений, черт характера, убеждений, поведения, то такая деятельность должна сформировать у них систему заданных качеств согласно плану (системно-структурный подход), что позволяет разработать основные: цель, средства, методы формирования духовно-нравственных качеств, спроектировать педагогическую технологию (технологический подход), организовать структуру учебно-воспитательного процесса поэтапно с обратными связями.
Воспитательные технологии - это продуманная в деталях модель совместной деятельности всех субъектов процесса, которая содержит систему научно обоснованных приёмов и методик, и тогда достигается формирование высокого уровня качеств. Эффективность воспитательных технологий зависит от определения динамики влияния педагогических условий. Критериями эффективности процесса реализации потенциала вуза в формировании духовно-нравственных качеств А. Тюлюбаев рекомендует применять такие: поведенческий, нравственно-ценностный, креативный и мотивационный [3, с. 9].
Цель статьи: теоретическая разработка и обоснование педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств личности студентов в условиях современных вызовов, продумать пути повышения их уровня проявления в период обучения, которые способствуют развитию нравственных устоев в соответствии с требованиями личности и ценностей общества, правильных взаимоотношений и формирования культуры личности студента.
Результаты исследований и их обсуждение. Пилотное исследование методом открытого опроса преподавателей дало возможность определить
факторную структуру духовно-нравственной культуры студентов физкультурного вуза как формирование совокупности духовно-нравственных качеств и создать их классификацию:
1) мотивационно-когнитивный фактор - Гражданственность - патриотизм, чувство достоинства, гражданская зрелость, мотивации, нравственные ценности;
2) моционально-регулятивный фактор - Толерантность - доброта, сопереживание, миролюбивость, доброжелательность, взаимопомощь;
3) морально-волевой фактор - Морально-волевые качества смелость, решительность, целеустремлённость, честность, нравственные убеждения, принципиальность;
4) социальный фактор - Отвественность - социальная зрелость, инициативность, справедливость, самостоятельность, исполнительность, дисциплинированность.
Обобщение теоретических исследований по данной проблеме дало возможность определить общую структуру духовно-нравственных качеств студентов, как совокупность мотивационно-когнитивного, эмоционально-регулятивного, морально-волевого и деятельностно-поведенческого компонентов.
Результаты эмпирического исследования показали, что наиболее весомый факторный вес имеет морально-волевой компонент 0,81; следующий вес у эмоционально-регулятивного компонента - 0,67; далее -мотиовационно-когнитивный 0,61; наименьший вес имеет деятельностно-поведенческий - 0,52. Полученные данные заставляют задуматься над путями повышения воспитательного влияния на поведение студентов через учебную деятельность.
Для обоснования педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств студентов было выбрано личностно-ориентированную технологию, которая предусматривает постепенный путь интериоризации внешних признаков воспитательного влияния во внутренние убеждения и личностные качества. Для понимания логики формирования заданных качеств студентов в процессе обучения было выделено 4 этапа: когнитивно-мотивационный, формирования убеждений, эмоционально-волевой и рефлексивно-корригирующий, которые осуществляются во время двигательной деятельности и подчинены концепции интериориации воспитания (постепенному переходу внешней деятельности во внутренний план действий). Эффективность всех этапов связана с выполнением главных принципов формирования физической культуры личности студента (см. Рис. 1).
Рис. 1. Этапы формирования духовно-нравственных качеств студентов в процессе физического воспитания
Интегративный подход к рассмотрению педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств личности средствами физического воспитания позволяет построить структуру процесса воспитания и определить совокупность доминирующих признаков.
Для процесса физического воспитания Л. Матвеев выделил три структурных модуля формирования личности: социально-педагогические детерминанты, общедидактические и специфические закономерности [2. с. 48]. Кроме того, реализация формирования духовно-нравственных качеств личности тесно связана с главными принципами физического воспитания: сознательности и активности, доступности и индивидуализации. Формирование названных качеств осуществляется по специфическим принципам: последовательности в обучении двигательным действиям, и развитии физических способностей. Не менее важными являются принципы гармоничного развития личности студента и связи с жизнедеятельностью. Таким образом, направленность формирования духовно-нравственных качеств в процессе обучения в физкультурном вузе обусловливается принципами и закономерностями процесса физического воспитания и имеет соответствующие задачи.
Когнитивно-мотивационный этап формирования духовно-нравственных качеств студентов направлен на ознакомление с нормами и требованиями нравственного поведения будущего специалиста, характеризуется расширением теоретических знаний в сфере физической культуры с элементами творчества, участием в активной спортивной деятельности, стойкой привычкой к регулярным занятиям физическими упражнениями, сознательным отношением к ним, широким объёмом двигательных навыков и умений, моральным поведением на занятиях, достижением функционального состояния, которое обеспечивает высокий уровень здоровья и формирование стойких духовно-нравственных качеств студентами.
Мотивационная составляющая этого этапа не менее важна, чем когнитивная. Часто у студентов случаются конкурирующие мотивы к занятиям - так называемая «борьба мотивов». Также нужно учитывать тот фактор, что мотивы могут изменяться у студента под влиянием разных причин в течении обучения. Мотивация двигательных достижений является важнейшим фактором формирования духовно-нравственных качеств студентов в период обучения в вузе.
Мотивация студентов начинается с интереса к двигательной деятельности. Интерес к физкультурной деятельности как фактор повышения активности студентов на занятиях является основанием для формирования духовно-нравственных качеств. Интерес - это осознанно выбранное отношение к занятиям, которое стимулирует студента проявлять активность для познания объекта двигательной деятельности. Интерес характеризуется широтой, глубиной, стойкостью, действенностью.
На этапе формирования убеждений действия преподавателей направлены на формирование осознания у студентов духовно-нравственных понятий, чувств и моральных убеждений. Основным методом морального воспитания является формирование убеждений, которое осуществляется в форме индивидуальных и групповых бесед, сообщений, лекций, диспутов и спортивно-массовых мероприятий.
Метод убеждений используется на практике как фактор воспитания и перевоспитания. Реальная школа формирования убеждений - педагогически правильно организованный процесс обучения, когда физические упражнения способствуют эмоциональному удовлетворению. На таких занятиях активно применяется метод повторения упражнений, в результате которых формируются морально-волевые качества, привычки к двигательной деятельности. К студентам предъявляются единые требования, что приучает их преодолевать трудности, действовать в коллективе, быть дисциплинированными, самостоятельными.
Таким образом этап убеждений плавно переходит в эмоционально-волевой этап, в течении которого у студентов наблюдается повышенное стремление к осознанному усвоению физических упражнений. Они стремятся научится сложным рискованным упражнениям, выявить умения, ловкость, смелость.
Духовно-нравственные качества студентов развиваются с формированием личности студента, её моральной основы, т. к. в их проявлении весомую роль играет моральный компонент, наряду с волей. Морально-волевую личность определяют: высокий уровень индивидуальных физических качеств, стойкий характер, двигательные способности, мотивация и потребности с волевой и моральной направленностью.
Методика морального воспитания духовно-нравственных качеств включает методы: убеждения, обучения, примера, привлечения, поощрения, перевоспитания, общественных поручений, внушения [1, с. 8]. В процессе обучения физические упражнения с постоянными трудностями являются
основным методом формирования дисциплины, трудолюбия, настойчивости, увлечённости, смелости. Акробатические и гимнастические упражнения формируют дисциплинированность, аккуратность, чувство взаимопомощи. Легкоатлетические кроссы обучают преодолевать утомление и закаляют силу воли. Бег под гору и с препятствиями - средство формирования решительности, смелости, мужественности [1, с. 9]. Все физические упражнения выполняются студентами с повышенным эмоционально-волевым фоном организма.
Этап рефлексивно-корригирующий характеризуется
сформированностью конкретных духовно-нравственных качеств, когда используются специфичные методы их развития. Появляются обратные связи, которые позволяют корректно оценить уровень сформированности новых личностных качеств, внести коррективы и совершенствовать их далее на более высоком уровне.
Таким образом, мы выяснили, что во время формирования духовно-нравственных качеств решаются задачи, которые составляют содержание процесса обучения в вузе и формируют знания, убеждения, навыки, качества и черты характера личности, привычки и линию поведения. См. Таблицу 1.
Все этапы формирования духовно-нравственных качеств студентов в процессе обучения в вузе будут успешными только при создании определённых педагогических условий. Согласно гипотезе нашего исследования и теоретическому анализу проблемы формирование духовно-нравственных качеств студентов физкультурных вузов в процессе обучения реализуется при следующих педагогических условиях: 1) индивидуальный подход к выбору средств обучения студентов для формирования духовно-нравственных качеств, оказание студентам необходимой педагогической помощи, развитие их профессионально-мотивационной сферы); 2) создание воспитательных ситуаций в процессе учебных занятий и внеаудиторных мероприятий, которые требуют проявления духовно-нравственных качеств; 3) стимулирование студентов к самовоспитанию собственных духовно-нравственных качеств при помощи двигательной деятельности.
Выводы. В ходе выполнения научного исследования установлено, что в условиях современных вызовов изменились требования к духовно-нравственной культуре и профессиональным качествам студенческой молодёжи. Необходимость обоснования методологических основ исследования проблемы духовно-нравственного воспитания студентов способствует использованию системы знаний, исходных положений, принципов, идей в практической образовательной деятельности вуза.
Таблица 1
Задачи этапов формирования духовно-нравственных качеств студентов физкультурного вуза в процессе обучения
Этапы формирования духовно-нравственных качеств Задачи формирующего этапа во время двигательной деятельности
Когнитивно-мотивационный Активизация стремления студентов к раскрытию путей достижения высших результатов в обучении, будущей профессии, укреплении здоровья; формирование стойкой мотивации к занятиям, повышение интеллектуального уровня, доминирование моральных мотивов, проявление интереса к физическим упражнениям с целью формирования качеств личности, патриотизма.
Формирование убеждений Знание о духовно-нравственном поведениии, проявление моральности, превращение мыслей и чувств на разумное и моральное поведение, понимание необходимости развития силы воли в процессе физического воспитания, стремление к самоусовершенствованию, гражданственности, патриотизма.
Эмоционально-волевой Формирование моральной зрелости, критичности к себе, самообладания, способности владеть своими чувствами, терпимости, твёрдости характера, снижение тревожности, формирование основы для духовно-нравственных качеств, морально-волевых качеств, честности, нравственных убеждений, справедливости, дисциплинированности.
Рефлексивно-корригирующий Развитие способности преодолевать трудности двигательной деятельности, стремление быть лучшим среди окружения, формирование целеустремлённости, решительности, смелости, настойчивости, достижение промежуточных целей, волевое поведение, проявление гражданской зрелости, духовно-нравственной культуры, социальной активности, ответственности, самостоятельности, дисциплинированности.
Научный поиск по данной проблеме определяют личностно-ориентированный подход с применением интеграционного и технологического, т.е. обязательно комплексное решение проблемы с использованием всего воспитательного потенциала вуза.
Эмпирическое исследование дало возможность определить факторную и общую структуру духовно-нравственной культуры студентов, как совокупность мотивационно-когнитивного, эмоционально-регулятивного, морально-волевого и деятельностно-поведенческого компонентов.
Результаты исследования показали, что наиболее весомый факторный вес имеет морально-волевой компонент 0,81; следующий вес у эмоционально-регулятивного компонента - 0,67; далее - мотивационно-регулятивный 0,61; наименьший вес имеет деятельностно-поведенческий - 0,52. Полученные данные заставляют задуматься над путями повышения воспитательного влияния на духовно-нравственное поведение студентов через учебную деятельность. Исходя из выведенных компонентов теоретически обоснованы педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств студентов физкультурного вуза в период обучения.
Перспективы дальнейших исследований по данной проблеме - изучение педагогических условий в современных условиях формирования духовно -нравственных качеств личности студентов с учётом особенностей различных профессий в вузах Донбасса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова Н. П. Педагопка : учебник / Н. П. Волкова. - К. : Академiя, 2003. — 576 с. (Альма-матер).
2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для высш. спец. физк. уч. зав. — 4-е изд. / Л. П. Матвеев. — П., М. : Омега. — Л., 2004. — 160 с.
3. Тюлюбаев А.Ю. Реализация социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / А. Ю. Тюлюбаев; Моск. гор. психол.-пед. ин-т. - Москва, 2011. - 24 с.
Кривошеева Галина Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378:37.013
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ
HUMANISTIC ORIENTATION OF STUDENT'S LIFE AS THE BASIS OF
PROFESSIONAL LONGEVITY
В статье раскрываются и обосновываются потенциальные возможности педагогических дисциплин, в частности курса «Методика преподавания» в формировании гуманистической направленности будущих педагогов как основы их профессионального долголетия. Рассматриваются наиболее эффективные формы, методы и средства обучения и воспитания, ориентированные на подготовку современного педагога-гуманиста. В центре внимания гуманистической педагогики стоит личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, к профессиональному долголетию.