Научная статья на тему 'Бокс как средство формирования нравственных качеств личности подростка'

Бокс как средство формирования нравственных качеств личности подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3511
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОКС / ПОДРОСТОК / ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ / BOXING / TEENAGER / FORMATION OF MORAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репин Сергей Арсеньевич, Насыров Михаил Рафаилович

Рассматривается такая разновидность спортивной деятельности, как бокс в ракурсе его применения для формирования нравственных качеств подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered such a variety of sports as boxing, from the viewpoint of formation of teenagers moral qualities.

Текст научной работы на тему «Бокс как средство формирования нравственных качеств личности подростка»

Таким образом, инвариантным фактором формирования профессионально-языковой компетентности иностранного студента, не зависящим от ее уровня, является понимание студентом необходимости усовершенствования собственной профессиональноязыковой деятельности. Инвариантными условиями формирования профессионально-языковой компетентности выступают построение учебного процесса таким образом, чтобы иноязычная профессиональная речевая деятельность студента (диалогическая и монологическая) стала необходимой; использование на занятиях по профилирующему предмету информационно-коммуникационных технологий.

Выявив факторы и дидактические условия, стимулирующие динамику формирования профессионально-языковой компетентности иностранного студента, мы получаем возможность разработать требования к организации процесса формирования исследуемой компетентности в процессе довузовской подготовки.

литература

1. Борытко Н.М. Педагогическая ситуация в структуре воспитательного процесса // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования : сб. науч. и метод. тр. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. Волгоград, 2001. Вып. 3. С. 14-21.

2. Контрольные работы по научному стилю (инженерный профиль) : материалы для студентов / сост.: В.Д.Горьковская, В.А. Ильченко, З.С. Исаева [и др.]; Волгогр. гос. техн. ун-т. Волгоград, 2006. -Ч. 2.

Experimental research of factors and conditions for formation of professional and language competence

There is given the scientific comprehension of professional and language competence of a foreign student, sorted out the levels of its formation. For each level there are defined the inner factors and external conditions for the establishment of the phenomenon, revealed the invariant factors and conditions, that makes it possible to elaborate the requirements of the organization of the process of professional and language competence formation in the process of pre-higher school training.

Key words: competence, professional and language, factor, condition.

с.А. рЕПИН, М.р. НАсыров

(челябинск)

Бокс как средство формирования нравственных качеств личности подростка

Рассматривается такая разновидность спортивной деятельности, как бокс в ракурсе его применения для формирования нравственных качеств подростков.

Ключевые слова: бокс, подросток, формирование нравственных качеств.

Место спорта, в том числе и контактных его видов, в воспитательном процессе подростков все еще остается неопределенным. Так, опрос методом случайной выборки 114 педагогов средних общеобразовательных школ г. Челябинска и г. Волгограда показал, что большинство из них (94,7 %) не считают занятия боксом равноправным воспитательным средством наряду с другими. На наш взгляд, исключать бокс из средств воспитания -значит упускать нравственное становление значительной части подростков, увлеченных контактными видами спорта.

Таким образом, среди причин, тормозящих целенаправленное развитие нравственных ценностных ориентаций в среде подрастающего поколения, на одно из первых мест выступает недостаточное внимание к разработке теории педагогического содействия становлению нравственных качеств средствами бокса. Отсюда, на наш взгляд, появляются две проблемы: обоснование значения занятий боксом для подростков (возрастной аспект), вопрос о педагогической характеристике компонентов данных занятий и механизмах их воспитательного влияния на личность.

оценка нравственного аспекта спортивной деятельности, в том числе и бокса, непосредственно связана с трактовкой вопроса о ведущем типе деятельности и его соотношении с другими видами деятельности на разных этапах развития. Понятие «ведущий тип», или «вид деятельности», введенное в психологическую и педагогическую науку Л.С. Выготским и разрабатываемое А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, имеет важное теоретическое значение, т.к. определяет детерминанты психологического развития личности подростка. А.Н. леонтьева отмечал: «Ведущей мы назы-

© Репин С.А., Насыров М.Р., 2012

ваем такую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» [7, с. 473]. Она описывается несколькими признаками. В ней, во-первых, возникают (и внутри нее дифференцируются) другие, новые виды деятельности, а во-вторых, формируются или перестраиваются частные психологические процессы. Это особенно характерно для бокса как спорта личных преодолений [2]. Исследования показывают, что любая спортивная деятельность влияет почти на все психологические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными. На занятиях боксом активно развиваются сенсорные процессы ребенка. Например, в условиях тренировочного процесса значительно повышаются острота зрения и слух [1, с. 64].

Третьим признаком бокса как ведущей деятельности является то, что от него теснейшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения личности подростка. Бокс традиционно исследуется с позиции его влияния на физическое развитие подростков, но не как база нравственного воспитания.

Вслед за С.В. Кабановым [4] мы считаем необходимым воспринимать занятия боксом как полноценное средство педагогического содействия формированию и воспитанию нравственных качеств личности подростка. Занятия боксом, на наш взгляд, способствуют не только физическому и волевому развитию личности подростка, но и удовлетворению потребностей личности в нравственном развитии, образовании, воспитании. Их направленность не ограничивается развитием и совершенствованием двигательных способностей подростка. Занятия боксом выполняют рекреативную, гигиеническую, реабилитационную, познавательную, ценностно-ориентационную, позитивно-регулятивную, эстетическую и другие функции, включая социализацию; оказывают нравственно-воспитательное воздействие на личность подростка, во многом определяя и направляя становление его нравственного сознания и поведения.

Поскольку подросток стремится к поддержанию гармонии и равновесия с окружающим миром, его поведение определяется желанием снять напряжение, избежать конфликтных ситуаций и получить признание в любых формах деятельности и при любых обстоятельствах. На наш взгляд, именно в процессе за-

нятий боксом, как это ни парадоксально, подросток учится сопереживанию, более чуткому и правильному отношению к людям. Это происходит потому, что юному спортсмену в ходе череды спаррингов на личном опыте становятся понятны чувства, которые испытывают его коллеги по секции, клубу. В ходе учебнотренировочных спортивных занятий подросток расширяет, обогащает и углубляет представления о собственной личности.

Широко известна идея Л.С. Выготского об общей последовательности становления личности из объекта деятельности в их субъект: сначала другие люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимосвязь с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя [3, с. 114 - 123]. Традиционная педагогика больше внимания уделяла первому этапу - воздействию на личность подростка, с тем чтобы сразу привести ее к высшему состоянию - саморефлексии и, как следствие, самовоспитанию. В сфере спорта такой подход не работает. Подросток в условиях занятия боксом выступает в первую очередь как объект, а не субъект воспитания. В итоге организационное воздействие не всегда вписывается в логику, содержание психического развития подростка; нередко возникает дисгармония между организованным и стихийным воздействиями. Этим во многом объясняется недостаточная эффективность нравственного воспитания в процессе занятий боксом.

По нашему мнению, более адекватной категорией, показывающей, что воспитание личности подростка средствами бокса не является односторонним процессом типа «субъект -объект», выступает взаимодействие. Подросток в процессе занятий усваивает общественную сущность объективно и предметно - через взаимодействие с окружающими товарищами, спарринг-партнерами на соревнованиях, тренером, коллективом и субъектно - через взаимодействие с другими людьми. Взаимодействие в педагогической системе «ученик - педагог - тренер - детский спортивный коллектив», таким образом, необходимо рассматривать не только в качестве специфической детерминанты, но и как источник активности подростка, поскольку окружающая действительность является основным источником нравственного воспитания.

Следовательно, не отдельно внешние, объективные условия и не отдельно побудительные мотивы, а их единство, проявляющееся

во взаимодействии как обмене приветственными отношениями в педагогической системе «подросток - тренер - спортивный коллектив», детерминирует действия подростка. Активно преобразуя и воздействуя на других, реализуя в них свои индивидуальные, социально значимые качества в нравственных отношениях, юный боксер целенаправленно творит совокупность тех ценностных ориентаций вне себя, которые впоследствии побуждают его к новой активной моральной позиции и деятельности.

В процессе формирования нравственных качеств подростка-боксера требуется создать динамику взаимности понимания ценностей и действий. Необходимое для этого условие -ориентация тренера на понимание своих воспитанников, для которой обязательной выступает двусторонняя форма связи, проявляющаяся во взаимодействии как обмене нравственными отношениями в целостной педагогической системе «подросток - тренер - спортивный коллектив». Сегодня в спортивной педагогике утверждается категория взаимодействия на основе понимания личности как социального субъекта, активно взаимодействующего с окружающим миром. Нравственное воспитание в рамках такого подхода характеризуется как сложный и противоречивый, социально, пространственно и во времени протяженный процесс включения подрастающего поколения в жизнь общества. Юные боксеры смотрят по ТУ, читают и слышат в СМИ, коллективах, семье о нравственно-должном, однако жизненные ситуации, в которых они действуют и общаются с товарищами по боксу, тренером, коллективом, оказывают на них особое воздействие. В условиях занятий боксом происходит опредмечивание знания, возникает рационально-эмоциональное отношение к боксу, окружающим людям. Подросток переносит центр внимания с общих аспектов взаимодействующей стороны, ее характерных особенностей на другие, до этого менее значимые для юного боксера, но теперь, после непосредственного взаимодействия в педагогической системе «подросток - тренер - спортивный коллектив», приобретающие особое значение. Особое, человечески выверенное, эмоционально-деятельное отношение к юному боксеру со стороны тренера, спортивного коллектива стимулирует возникновение и закрепление нравственных качеств, утверждение нравственных ценностных ориентаций, выступающих в конечном счете как устойчивые образования. Основы педагогического со-

действия становления нравственных качеств подростков путем взаимодействия как сущностной характеристики детерминирующей роли деятельности отражены в исследованиях А.В. луначарского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др.

Таким образом, педагогическое содействие становлению нравственных качеств личности подростка средствами бокса состоит в расширении и углублении связей и отношений юного спортсмена с другими людьми через взаимодействие с товарищами, тренером, боксерским спортивным коллективом в процессе учебно-тренировочных занятий. В этом взаимодействии у подростков возникает потребность проявлять нравственное отношение к окружающему миру.

Содержательной характеристикой взаимодействия мы считаем обмен отношениями в педагогической системе «подросток -тренер - спортивный коллектив». Нравственное воспитание юного боксера, предполагающее становление качественных образований нравственного сознания, не может состояться вне взаимодействия субъектов этого процесса. чрезвычайно важно, что в продуманной педагогической системе взаимодействия у подростков-боксеров возникает новое системное качество сознания - не просто усвоение высших ценностей, но возникновение потребности в непрерывном нравственном самосовершенствовании.

Такая интерпретация взаимодействия опирается на принципиальное положение системного подхода к целостной педагогической системе «подросток - тренер - спортивный коллектив» как совокупности его составляющих объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие новых качеств, не свойственных ее компонентам по отдельности. любой из участников взаимодействия в процессе боксерских учебно-тренировочных занятий своими мыслями, чувствами, действиями в той или иной мере воздействует на мысли, чувства, действия другого. В то же время каждый из участников взаимодействия оказывается под влиянием своих товарищей, спарринг-партнеров.

Л.Г. Ковалев делает вывод о возникновении определенного коллективного настроя мыслей и чувств, интересов и стремлений, в итоге приводящих к взаимодействию воли, поступков и действий личности подростка [6, с. 114]. Исключительно во взаимодействии на основе совместной деятельности проявляются определенные личностные свойства участни-

ков, что создает необходимые условия для восприятия их другими. Это влечет за собой оценку и переоценку норм, ценностей, поведения, которые в свою очередь влияют на характеристики нравственного становления подростка-боксера.

Особенности реального взаимодействия в условиях поэтапного развития реальной контактной группы как коллектива, определения способов и характера общения при решении задач, выделении лидеров, берущих на себя распорядительные функции, выявлены Л.И. Уманским, согласно которому целостная психологическая структура группы, отражающая все стороны ее жизнедеятельности, образована тремя блоками подструктур:

- общественным, состоящим из подструктур социальной направленности, организованности и подготовленности, отражающих соответственно идеологическую, управленческую и профессионально-деловую сферы групповой жизнедеятельности;

- личностным, включающим подструктуры интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающие три стороны сознания входящих в группу личностей;

- общих качеств - интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интра-групповая активность, интергрупповая активность; они раскрываются через подструктуры первых двух блоков и характеризуют степень, меру общей оценки группы как коллектива [8, с. 72].

А.Г. Кирпичник сделал ряд выводов, конкретизирующих и дополняющих данную концепцию. Динамика коллективного образования выражается неравномерностью развития группы как коллектива и характеризуется разнообразием динамических форм и различным их сочетанием. Восходящие формы чаще всего проявлялись в ситуациях, в которых деятельность объективно характеризовалась целеустремленностью, общественно полезной направленностью, напряженностью, привлекательностью, преобладанием совместно взаимодействующей формы ее организации, возможностью активного участия в осуществлении этой деятельности всех или подавляющего большинства членов отряда [5, с. 4, 12]. Именно во взаимодействии в педагогической системе «подросток - тренер - спортивный коллектив» преимущественно формируются и развиваются нравственные качества личности подростков.

Таким образом, общественно значимая тренировочная деятельность, общность цели, организационное и функциональное единство в совокупности раскрывают комплекс основных характеристик, которые одновременно являются и условиями формирования боксерского коллектива.

чтобы определить степень внимания тренеров по боксу к проблеме педагогического содействия становлению нравственных качеств личности подростков в процессе занятий боксом, а также для выявления форм, методов и приемов такого содействия мы провели анкетный опрос среди 21 тренера (случайная выборка), посетили и проанализировали 96 учебно-тренировочных занятий.

В итоге выяснилось, что большинство (80,95%) тренеров связывают свою работу по воспитанию нравственных качеств лишь с привитием подросткам навыков самоме-неджмента, самоорганизации личной и коллективной деятельности. По мнению тренеров, состояние постоянной занятости подростков, нарастающей заинтересованности выступает своего рода нравственными процедурами, способствующими формированию моральных и волевых привычек. В итоге 71,4% опрошенных убеждены, что формированию нравственных качеств способствуют запрет определенных действий и поступков на учебно-тренировочных занятиях, спортивномассовых мероприятиях, общественно полезный труд, осуществляемый в рамках боксерской секции или клуба. В качестве эффективных запретов опрошенные назвали запрет на употребления наркотиков, алкоголя и табака (67,3%), использование в речи ругательств (52,4%), хулиганство, драки (42,9%).

Проведенный нами опрос 18 тренеров по боксу, занимающихся подростками, показал, что большинство из них (88,9%) считают наличие ряда развитых нравственных качеств необходимым условием успешной спортивной карьеры. Среди таких качеств все опрошенные выделили чувство собственного достоинства, 83,3% - честность, 61,1% - справедливость и лишь 11,1% - скромность.

Таким образом, специфика занятий боксом обусловливает необходимость обязательного наличия и реализации подростком определенных нравственных качеств. И наоборот, преодоление различного рода трудностей в процессе учебно-тренировочных занятий воспитывает, развивает подростков. Возникает диалектическое единство и взаимосвязь нравственного сознания и профессионально-спортивной

деятельности. Тренеры по боксу специально считают тренировку с максимальным напряжением умственных и физических сил одной из важнейших воспитательных, нравственных задач. Уже сама деловая атмосфера в организации учебно-тренировочной деятельности спортсменов на посещенных нами тренировках - готовность к занятию, четкое традиционное начало (приветствие, построение), постоянная занятость, максимальная загруженность, полное и рациональное использование каждой минуты тренировочного времени, заинтересованность тренера в успехе каждого -способствует формированию нравственных качеств у подростков.

Существенное значение тренеры придают также дифференцированному подходу к учащимся, учету посильности даваемых заданий для подростков, понимая, что как чрезмерно завышенные, так и облегченные задания могут снижать нравственные усилия подростков. В первом случае происходит потеря уверенности в успехе, во втором - вырабатывается привычка к облегченному труду и даже скрытой симуляции спортивной деятельности. Поиск оптимального уровня трудности задания, приносящего моральное удовлетворение подростку-боксеру, также влияет на нравственное развитие последнего (как и систематичность, постепенное повышение требований, контроль, четкость и организованность тренировочной деятельности). Нравственные качества подростков в итоге превращаются в привычное, естественное для них поведение, при этом развивается такой существенный признак развитого нравственного поведения, как самоконтроль.

Вместе с тем нужно признать, что беседы с опрошенными тренерами выявили значительную односторонность как в понимании сущности нравственных качеств, так и в определении путей их воспитания. Необходимость педагогического содействия формирования этих качеств связывается большинством опрошенных тренеров исключительно с достижением успехов в спорте. Недооценка воспитательных возможностей бокса замедляет развитие личности подростка.

Мы присутствовали на занятиях, на которых совместные действия и переживания подростков способствовали накоплению нравственного опыта. Организуя спортивные занятия воспитанников, тренер ставил специальную задачу - научить работать согласованно, предъявляя не только сугубо спортивные, но и чисто нравственные требования друг к другу -

вежливость, порядочность, внимательность, сострадание и т.д.

Нам представляется, что тренировка занимает центральное место в нравственновоспитательном процессе, вот почему в ней важно все - содержание и форма, методы и приемы организации боксерской деятельности подростка. Тренировка - не просто технология передачи конкретных спортивных навыков и приемов; она является для юных боксеров уроком жизни, ситуативным обучением нравственному опыту. Сама специфика занятий боксом, ожидаемые условия предстоящего соревнования, воспитательные возможности психофизических нагрузок, наличие одного тренера, способного варьировать средства педагогического воздействия, постоянно наблюдающего и фиксирующего изменения в поведении воспитанников, - все это позволяет, на наш взгляд, осуществлять воспитание нравственно-волевых качеств у подростков регулярно, в определенной системе. Соответственно, разнятся и подходы тренеров к технологии педагогического содействия развитию нравственного сознания подростков. Некоторые тренеры практикуют один из вариантов системы нравственного воспитания, исходя из содержания и продолжительности обучения. Другие пытаются варьировать средствами педагогического воздействия (учебный материал, различные методы, создание специальных педагогических ситуаций) на тренировке в условиях секции, спортивно-оздоровительного лагеря и соревнований. Фактически каждый из методов обучения в процессе занятий боксом, основное назначение которого состоит в организации усвоения специфической информации подростками, можно использовать в определенных целях педагогического содействия становлению нравственных качеств. Например, группа юношей или взрослых готовит с помощью тренера тренировочное занятие с показательными приемами, упражнениями, соревнованиями для спортсменов-новичков и т.д. Это может быть группа инструкторов, консультантов-помощников тренера, а может быть и группа, которую выделил тренер с целью опережающего обучения, или просто желающие помочь. Беседуя с опытными спортсменами и тренером, мы интересовались, что испытывают подростки при подготовке к тренировочному занятию, вызывает ли удовлетворение удачно подготовленное выступление, что важнее всего для них в процессе подготовки этого показательного выступления (оценка, похвала, одобрение тренера или товари-

щей, личное удовлетворение). Ответы юных спортсменов и группы тренеров, ставящих задачу формирования не только познавательной, но и нравственной потребности, желание порадовать товарищей интересными приемами, готовность проявить нравственные качества в общем коллективном деле, значительно отличались от ответов спортсменов, занимающихся у тренеров, не акцентирующих внимание на постановке нравственных задач тренировки. Если для первых наиболее важными были одобрение тренера и товарищей, личное удовлетворение от хорошо подготовленного выступления и оценка, то для вторых - преимущественно спортивная оценка тренировки, личное удовлетворение от ее получения.

Как правило, в практике боксерских клубов и секций не предусматривается перспективное планирование методов обучения и педагогической коррекции. Методы и приемы воспитания если и продумываются, то только в плане развития гносеологических, познавательных навыков.

Говоря о методах и формах организации учебно-тренировочной деятельности в боксе, способствующих формированию нравственных качеств подростка, необходимо учитывать их неразрывную связь с качественным содержанием учебно-тренировочного процесса. Сравнивая полученные в ходе опроса ответы подростков, которые занимаются у тренеров, специально планирующих эту работу во время учебно-тренировочных и не тренировочных занятий, и тех, кого обучают педагоги, не выделяющие этой задачи, ограничивающиеся отдельными «воспитательными моментами», следует отметить нравственную зрелость ответов учащихся первого года обучения у первой группы тренеров и незрелость суждений подростков второго и третьего года обучения во второй группе. Неожиданными для самих тренеров явились затруднения спортсменов третьего года обучения в определении понятия «нравственность». лишь третья часть воспитанников второй группы тренеров (из 154 опрошенных) дали верные ответы, пятая часть не ответила на вопрос. Встречались и такие определения: «Нравственность - это следование авторитету», «это психологический домысел неудачников», «это мораль быдла» и, наконец, «нравственность - понятие относительное». При этом тренеры второй группы также испытывали затруднения в сознательном определении нравственных понятий и категорий. Таким образом, у подростков, которых обучают тренеры, не сознающие или со-

знательно игнорирующие необходимость педагогического содействия становлению нравственного сознания юных боксеров путем планомерного осмысления и усвоения нравственных понятий, налицо относительная незрелость.

Известно, что переход от нравственных знаний к нравственным поступкам и действиям сопряжен с формированием у подростков моральных убеждений и идеалов как определяющей основы нравственного поведения. Только благодаря убеждениям личность подростка может не поддаваться негативным внешним воздействиям и влиять на обстоятельства, преобразовывая их в соответствии со сложившимися общественными ценностями и принципами.

Анализ опыта педагогического содействия позволил выделить ряд следующих обязательных условий, усиливающих эффективность нравственного воспитания подростков в процессе занятий боксом:

- высокий уровень нравственного сознания самих тренеров, включая знание базовых нравственных категорий и понятий, особенностей усвоения их подростками - от представлений о нормах нравственности до понятийных форм мышления;

- постоянный мониторинг уровня усвоения подростками моральных требований, норм и понятий с целью дальнейшего планирования учебно-воспитательной работы в условиях боксерской секции или клуба;

- планирование, разработка и воплощение специальных, позитивно провоцирующих педагогических ситуаций, позволяющих практически закреплять усвоенные подростками понятия и нормы нравственного поведения;

- систематическое использование приемов и методов, закрепляющих и углубляющих нравственные качества личности подростков (например, клубное шефство над детским домом и т.п.).

литература

1. Беленький А.Г. Бокс: Большие чемпионы: второй после президента; Реквием по плохому парню. М., 2004.

2. Бокс. Справочник. М.: Физкультура и спорт, 1976.

3. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. 1972. № 2. С. 114 - 123.

4. Кабанов С.В. Развитие нравственно-волевой сферы юных боксеров на начальном этапе подготовки : дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2005.

5. Кирпичник А.Г. Исследование динамики коллективообразования в юношеских группах : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1980.

6. Ковалев А.Г. Коллектив и социальнопедагогические проблемы руководства. М. : Просвещение, 1978.

7. Леонтьев А.П. Проблемы развития психики. 4-е изд. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981.

8. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1989.

Boxing as the means of formation of teenager’s personality moral qualities

There is considered such a variety of sports as boxing, from the viewpoint of formation of teenager’s moral qualities.

Key words: boxing, teenager, formation of moral qualities.

м.р. насыров

(Челябинск)

нравственное сознание личности подростка-боксера

Описываются феномен нравственного сознания и его структура применительно к подросткам, занимающимся боксом.

Ключевые слова: нравственное сознание, подросток, бокс.

К середине 1950-х гг. бокс в России (на тот период - СССР) стал массовым видом спорта: им занималось более 200 тыс. человек. При этом неожиданно обнаружилось, что с переходом с юношеского ринга на взрослый многие молодые боксеры не выдерживали нагрузок и уходили из спорта [6, с. 128].

Проблема была решена путем создания переходной группы юниоров со своим всесоюзным календарем соревнований, постепенно и последовательно подводящей юношу к взрослому рингу. Состязания давали юниору возможность закалить психику, повысить боевое мастерство в поединках со сверстниками, равными по физической силе и уровню психологического развития, а тренерам - отобрать

наиболее способных, физически подготовленных спортсменов без ущерба для их здоровья.

Найденное решение работало преимущественно на психически-физиологическом уровне, практически не задействуя потенциал нравственно-волевых качеств личности подростков-боксеров. Однако именно нравственные характеристики личности боксера зачастую становятся определяющими в становлении профессионального спортсмена и его спортивных успехах. Яркий пример использования нравственно-волевых качеств вопреки всем технико-тактическим установкам бокса демонстрирует боксер среднего веса Виктор Аганов. Он плохо двигается, почти не проводит серии, всегда идет только вперед, ставит только на один свой сильный удар левой -совершенно предсказуем для любого противника (это хорошо показало поражение Виктора от американской восходящей звезды Andre Dirrer). Такое пренебрежение тактическими и техническими азами современного боя не мешает В. Аганову быть вполне успешным мастером (статистика побед: все 28 нокаутом). Опрос 21 из бывших оппонентов В. Агано-ва на ринге показал, что большинство из них (90,5%) считают, что успех В. Аганова определяется исключительно его нравственноволевыми качествами.

Таким образом, хоть и исключительный, уникальный пример В. Аганова показывает, что воспитание нравственно-волевых качеств подростков в процессе занятия боксом - тот самый резерв, который в современном российском спорте можно использовать для создания базы будущих успехов на международной арене, а в обществе - для формирования моральнополноценного подрастающего поколения. В этом состоит актуальность проблемы педагогического содействия нравственно-волевому формированию личности подростка-боксера.

Для качественной постановки и решения проблемы педагогического содействия становлению нравственно-волевых качеств подростков в процессе занятия боксом необходимо определение феномена нравственного сознания личности подростка-боксера. Без четкого понимания его природы и специфики невозможно определить соответствующие приемы и методы педагогического воздействия на совершенствование нравственно-волевых качеств. Модель-образ нравственного сознания личности подростка-боксера выступает здесь абстрактным идеалом, максимальная реали-

© Насыров М.Р., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.